Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
Глава 6. ВЕЛИКАЯ САРМАТИЯ. III до н. э. - III в. н. э. Версия для печати

История Руси. Глава 6. I

Глава 6. ВЕЛИКАЯ САРМАТИЯ. III до н. э. - III в. н. э.

К III в. до н. э. геополитическое положение Великой Скифии изменилось в связи с перерождением этноса. Некогда весьма воинственный и мужественный народ после длительного общения с греками и их цивилизацией стал другим. Если простой народ осел, в основном, на земле, стал строить городища, занялся земледелием и ремеслом при сохранении коневодства и животноводства, то скифская знать погрязла в бездельи, утопала в роскоши и не желала больше ни работать, ни воевать. К тому же знать отказывалась подчиняться древнебулгарским царям Иделя, например потомкам царя Таргиза (ум. в 236 г. до н. э.). Последний еще сохранял эфемерный мир в Кара-Саклане, подавив восстание кыпчаков. У фрондирующей скифской знати отсутствовали как национальный менталитет, так и вожди, которые могли бы повести народ по пути создания национальной североиранской цивилизации. Наступило время менять хозяев в Кара-Сакланской степи. Из-за Волги на Причерноморские степи нахлынули полчища диких кочевников: близких родственников скифов - сарматов, называвших себя также савроматами.
С запада появился новый враг - кельты, проникшие до Карпат и Галиции и даже доходившие до Черного моря. Скифская держава, теснимая с двух сторон, слабеет, и только центральная Скифия еще некоторое время держится, особенно в Крыму, где позднее возникает Скифское царство.
Греческий историк Диодор Сицилийский (80 - 29 гг. до н. э.) считал, что сарматы были близкими родственниками мидийцам, которые жили в Атропатене. “Свод булгарских летописей” считает, что среди сарматов было немало масгутов, настоящих праиранцев.
У сарматов был обычай: они втыкали в землю мечи и поклонялись им как божеству. Полагают, что название "сармат" происходит от иранского "саоромант", что означит "опоясанный мечом". Судьба скифов была решена в одночасье, тем более, что выжить в степи мог только суровый воин-степняк, согласный довольствоваться лишь глотком воды и куском лепешки. Волна сарматских кочевий постепенно накатывалась из Приаралья и ок. 600 г. до н. э. дошла до Дона и Северского Донца. По словам Диодора Сицилийского, "много лет спустя, сделавшись сильнее [савроматы] опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребив побежденных, превратили большую часть страны в пустыню". К савроматам постоянно присоединялись все новые и новые племена, приходившие с Востока. Верховодили ими также североиранцы, аланы, предки осетин, живших в степях Северного Кавказа. Во второй половине III в. до н. э. кочевники однажды перешли Дон и быстро овладели всей территорией Кара-Саклана, или Великой Скифии, вплоть до Карпатских гор и Вислы. Так сильный и здоровый арийский народ вытеснил своих братьев, слабых и безвольных, ставших такими под влиянием греков. Греки же после битвы при Херонеи подпали под власть римлян (146 г. до н. э.) и стали второразрядной провинцией Римской республики.
Полный контроль над Северным Причерноморьем сарматы стали осуществлять с 179 г. до н. э.
По словам А. В. Гудзь-Маркова, "сарматы оказались сильнее ушедших пятью столетиями ранее на запад соотечественников-скифов. Сарматы не селились в поселках и городищах, не вели счет греческим амфорам и монетам. Зато сарматы не расставались с древком копья, не снимали из-за плеч колчана со стрелами и редко спускались со спины лошади или из повозки на землю... В то время,- продолжает А. В. Гудзь Марков,- громадную, подвижную подобно ртути, общность сарматов, области которых простирались к востоку от Дона и Волги и вплоть до юга Урала, не мог не манить блеск европейской цивилизации античной эпохи, глубина и сила культуры которой и спустя тысячелетия приводят в трепет всякого, обратившего взор в ее сторону".
К скифам, своим родственникам, сарматы относились с презрением как к последователям изнеженных греков, чья цивилизация, по их мнению, порочная по существу, подлежала уничтожению. Страну Великую Скифию сарматы считали своей. Они унаследовали ее от скифов и переименовали в Великую Сарматию. Сарматское время стало новым судьбоносным временем в сложении особой цивилизации на Восточно-Европейской равнине, а также в образовании малых этносов и понтийско-североиранского антропологического типа.
Вначале опишем Великую Сарматию со слов трех позднеантичных географов как этнополитическую общность.
Первый из них, древнегреческий географ и историк Страбон (ок. 64/63 гг. до н. э. - 20 г. н. э.), дал самое подробное описание Великой Сарматии от устья Истра до устья Дона. Мы приводим его полностью ввиду его важности, т. е. из III и IV разделов книги VII-й "Географии" Страбона.
"14. В промежуточной области, которая обращена к Понтийскому морю, в его части от Истра до Тираса, лежит "Пустыня гетов" - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя через Истр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул
назад. Впоследствии Лисимах, выступив в поход против гетов и их царя Дромихета, не только подвергся опасности, но даже попал в плен живым; однако ему удалось опять спастись, как я уже сказал, встретив великодушное отношение со стороны варвара.
15. В устье Истра находится большой остров Певка. Занявшие остров бастарны получили название певкинов. Есть там и другие острова, гораздо меньше: один выше Певки, другие же недалеко от моря, так как река Истр имеет 7 устьев. Самое большое так называемое "Священное устье", по которому можно подняться вверх до острова Певки, - 120 стадий; на нижней части его Дарий построил понтонный мост, хотя его можно было соорудить и на верхней части. Это "Священное устье" является первым с левой стороны, если плыть в Понт : следующие устья идут друг за другом, если плыть вдоль берега к Тирасу. Седьмое устье находится от первого приблизительно в 300 стадиях. Между этими устьями образуются островки. Три устья, следующие за "Священным устьем", невелики, остальные гораздо меньше "Священного", но больше других. Эфор, однако, насчитывает 5 устьев Истра. От Истра до Тираса (судоходной реки) 900 стадий. Между этими двумя реками находятся два больших озера: одно открытое (с выходом) к морю, так что оно может служить гаванью, другие же без устья.
16. При устье Тираса есть так называемая "Башня Неоптолема" и селение под названием "Селение Гермонакта". Если подняться вверх по реке на 140 стадий, то на обеих сторонах встретим города: направо будет Никония, а налево - Офиусса. Прибрежные жители говорят о городе в 120 стадий вверх по течению реки. В 500 стадиях от устья в открытом море лежит остров Левка.


17. Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течет другая река - Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город: этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами. Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из "Пустыни гетов", во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, но большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки. В глубине страны обитают бастарны, граничащие с тирагетами и германцами; бастарны также, быть может, германская народность и делятся на несколько племен. Действительно, одни из них называются атомонами, других сидонами; те, что владеют Певкой, островом на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном, роксоланов. Насколько известно, вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем. Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае роксоланы числом около 50 000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены. У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетеные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч. Таково вооружение и большинства прочих варваров. Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах возле Меотиды, а летом на равнинах.

Назад История Руси. Глава 6. I Далее

 
Глава 5. ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ Версия для печати

 


Печать

История Руси. Глава 5. I

Глава 5. ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ

Скифия цивилизованным средиземноморским грекам казалась краем света, населенным таинственными гиппомолгами, где в Кавказских горах к одной из скал был прикован друг людей Прометей за то, что он доставил людям огонь. Вот что писал драматург V в. до н. э. Эсхил в своей драме "Прометей":
"Мы в Скифии, мы на краю земли,
достигли мы пустынь непроходимых.
Пройдя невспаханные земли,
ты Скифии достигнешь. Там живут
кочевники в возах с плетеной крышей,
с колесами большими, и у них
в колчанах спят губительные стрелы:
их нрав жесток и страшен - берегись".
"Отец истории" Геродот (ок. 484 - ок. 426 гг. до н. э.), грек из Галикарнасса, в четвертой книге своей "Истории" под названием "Мельпомена", дал подробное географическое и этнографическое описание Скифии, расположенной в восточной части Киммерии. Сам Геродот много путешествовал, бывал в греческих причерноморских городах, особенно в Ольвии, а также в стране скифов, расположенной по соседству. Он собрал обширные сведения о скифах, народе североиранской языковой группы, родственниках киммерийцев. Данные Геродота в основном достоверны, хотя порою носят легендарный и даже фантастический характер, например, о странах и народах, о которых он знал только понаслышке. Тем не менее, текст "Истории" Геродота весьма ценен, так как содержит ранние сведения о народах, некогда населявших юг Восточно-Европейской равнины. Скифию он представлял себе большим четырехугольником, западную сторону которого образует Истр (Дунай), а восточную - Танаис (Дон), вытекающий из Иваньского озера, течение которого, по Геродоту, имеет направление с севера на юг. Южная граница четырехугольника проходит по воображаемой линии вдоль Понта, или Евксинского (Гостеприимного) моря (ныне - Черного), а восточная - по Меотиде (Азовскому морю) и Танаису (Дону). Каждая сторона четырехугольника равна 4000 стадий. Таким образом, вся площадь воображаемого четырехугольника составляет 300 000 кв. км. Все пространство Скифии безлесно, за исключением Нижнего Днепра с его прибрежными зарослями - гилеями и реки Ворсклы. Скифия - равнина с плодородной почвой, обильными травяными пастбищами. Климат, по сравнению с Грецией, холодный, зимняя стужа длится почти восемь месяцев. Северные части Черного и Азовского морей, а также Боспор Киммерийский (Керченский пролив) зимой замерзают. Геродот, вероятно, описал полноводные реки Скифии, дающие жизнь многим народам, которые населяли Великую Скифию, в том числе будущим славянам. Он подробно рассказывает о скифах, их соседях, ремеслах, земледелии, скотоводстве, о религии, обычаях, обрядах и т. п. Многое подтверждают результаты археологических раскопок XIX - XX вв. в курганах Куль-Оба близ Керчи, Чертомлыцкого, Томаковки, Красного Кута, Гайманова, Толстой могилы, Солохи, Каменского, Чмырева, Огуза, Мордвиновского, Воронежских, Кубанских и мн. др.
Древней родиной скифов, скорее всего, была Тува, что подтверждено археологическими раскопками 2001 - 2002 гг. экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством профессора К. Чугунова. Раскопки велись в Долине царей в Пий-Хемском районе Тувинской республики. Обнаруженный курган относится к VII в. до н. э., благодаря которому ученые впервые получили полное представление о погребальном обряде скифов. Здесь найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота и меди, железное оружие, ковры, воинские доспехи, одежда, посуда и т. д., всего более пяти тысяч бесценных предметов.
Упоминает Геродот и большие реки вне Скифии: Волгу - Оар и Урал - Лик, впадающие в Гирканское (Каспийское) море, кратко описывает Кавказские горы. Вот что он пишет, например, о Днепре: "Четвертая река - Борисфен, из скифских рек после Истра наибольшая и, по нашему мнению, самая богатая не только между скифскими реками, но между всеми вообще, кроме, впрочем, египетского Нила; с этим последним не может идти в сравнение никакая другая река. Но из прочих рек Борисфен наиболее прибылен: он доставляет прекраснейшие и роскошнейшие пастбища для скота, превосходнейшую рыбу в большом изобилии, вода его на вкус очень приятна, чиста, тогда как рядом с ним текущие реки имеют мутную воду; вдоль него тянутся превосходные пахотные поля или растет очень высокая трава в тех местах, где не засевается хлеб; у устья реки сама собой собирается соль в огромном количестве; в Борисфене водятся огромные рыбы без позвоночного столба, называемые антакаями и идущие на соление, и многое другое, достойное внимания. До местности Герров, куда сорок дней плавания, Борисфен течет, как известно, с севера; страны, через которые он протекает, через пустыню, а скифы эти живут вдоль него на десять дней плавания. Не только я, но, кажется, и никто из эллинов не может определить истоков ни Борисфена, ни Нила. Вблизи моря сливается с ним Гипанис и впадает в одно и то же озеро, лежащее между этими двумя реками оконечность суши называется мысом Гипполая; на нем находится святилище Деметры. По ту сторону святилища при Гипанисе живут борисфениты. Вот что об этих реках... Произрастающая там трава увеличивает количество желчи у животных более всякой иной травы, нам неизвестной. Что это действительно так, в этом убедиться можно при вскрытии животных. Таким образом, важнейшие предметы имеются у скифов в изобилии".

Назад История Руси. Глава 5. I Далее

 
История Руси. Глава 4. КИММЕРИЯ Версия для печати

История Руси. Глава 4. I

Глава 4. КИММЕРИЯ

Предыстория расселения земледельцев-протославян на Восточно-Европейской равнине связана с Днепром и Доном. Здесь во II тысячелетии до н. э. расцвела Тшцинецко-Комаровско-Сосницкая археологическая культура. Но тут наступила эпоха безраздельного господства в южных степях Восточной Европы протоиранских кочевников: вначале - киммерийцев, а потом - скифов и сарматов.
С середины II-го тысячелетия до нашей эры в степях Причерноморья, Крыма, на Таманском полуострове и на Северо-Западе Кавказа появились приехавшие с востока на колесницах киммерийцы - народ северо-иранской языковой группы. Они были ближайшими родственниками хеттов, их название происходит от тюркского названия хеттов "Кум-ар", что означает "желтая" или "светлая голова" (сами же тюрки - старобулгары были черноволосыми, как и их родственники, шумеры: они прозывались "черноголовыми").
"Свод булгарских летописей" называет киммерийцев "уман-манда". В нем же содержится достаточно сведений для того, чтобы признать киммерийцев разновидностью булгаро-арийских племен. Так, Ф. Г.-Х. Нурутдинов, основываясь на летописи Кул-Гали полагает, что "в начале II тысячелетия до н. э. на юг из Иделя проследовала третья большая волна идельских булгар-переселенцев, возглавляемая булгарским племенем эксага или агатар ("речники" или "водники" по-булгарски). За свое умение делать корабли и плавать на них агатары (это название потом приняло формы "айдар", "агатиры", "агачиры") были прозваны "киммерами" ("лодочниками", "корабельщиками", "перевозчиками" по-булгарски). Одна часть агатаров заняла Украину, где соседи называли их "древлянами" и "киммерийцами", другая часть - через Молдавию проследовала на Балканы и подчинила сэбэров ("северов") и бильсага("пеласгов"), третья - около 1700 г. до н. э. прорвалась через Сувар в Мамиль-Египет и 100 лет правила в нем (египтяне называли эксага "гиксосами")".
Другую гипотезу происхождения киммерийцев выдвинул М. И. Ростовцев. Он полагал, что "киммерийцы, близкие родственники фракийцев, были одной из ветвей великого алародийского или яфетического племени, последней после Митаннии, попытавшихся создать мировую Причерноморскую державу и упрочить господство алародийцев в северо-западной части восточного мира. Теми алародийцами, которые вошли в состав греко-иранской культуры на берегах Черноморья и которые не сливаются ни с иранским, ни с греческим в этой культуре, степи южной России обязаны киммерийцам". В древнейшие времена предки киммерийцев вышли из своей прародины Мидии и Атропатены и завоевали Малую Азию, а потом Северное Причерноморье. Однако прав М. Фасмер, который указывал на староиранскую основу имен киммерийских царей; прав и Е. Линдерски, который собрал воедино все проиранские свидетельства о древних киммерийцах.
Анатолийский полуостров - одна из прародин киммерийцев, как и всех индоевропейских народов, получил название от старобулгарского "Яна-Идель", что значило "Новый Идель". Название "кумар" удержалось не за хеттами, а за киммерийцами, которые, двигаясь из своей первой прародины Анатолии вдоль западного берега Черного моря и далее по Северному Причерноморью, вышли в степи от Дуная до Аральского моря и далее до Алтая. Протоиранцы оказались основателями Андроновской археологической культуры (начиная с 3000 года до н. э.), простершейся от Сибири до Днестра. Средняя Азия с тех пор стала тем "Котлом народов", из которого арии время от времени как бы выплескивались на северо-запад и на запад.
Существенным признаком Андроновской археологической культуры были захоронения по единой ямной структуре, а именно: погребения совершались в курганах, а под курганом делали обычную яму для положения останков или праха. Археологи называют эту культуру "Ямной" и считают ее "протоарийской", т. е. предшествующей арийской. В XXV столетии до новой эры просторы юга современной России оказались занятыми представителями Ямной археологической культуры.
"Ямники" принадлежали к нордической расе. Для них были характерны светлые волосы, голубые глаза, удлиненная голова (долихокефалы), прямой нос, пропорциональное телосложение, высокий рост. Их главными занятиями были скотоводство, охота и война. Ведущую роль в семье играл мужчина, существовал культ племенных военных вождей, имелись начатки государственности монархического типа. В XXIII в. до н. э. началось движение арийцев на запад, в результате Европа была ими завоевана, а жившие там ранее племена лапоноидов были вытеснены на север, а негроидные трипольцы мигрировали на юг.
Одновременно северная часть Центральной Европы оказалась во власти европеоидов, создателей культуры Шаровидных амфор и Боевых топоров.
В XXIII в. до н. э. на берегах Каспийского моря зародилась Катакомбная археологическая культура, носителями которой были все те же индоарии. Ее отличительный признак - наличие катакомбы под погребальным курганом. Вероятно, в это же время арийцы начали строить города, состоявшие из десятков укреплений. Это характерно для земледельцев-урбанистов, которые переходят от кочевого образа жизни к оседлому, к высокоразвитому земледелию.
На боевых колесницах через Месопотамию, Малую Азию, Палестину и Египет в ХХ в. до н. э. прокатилась очередная волна индоевропейских завоевателей, известных как "хетты", или "кумар".
Предполагают, что это были киммерийцы, носители следующей, после Катакомбной, Срубной археологической культуры (1800-700 гг. до н. э.). Особенность этой культуры в том, что катакомбы под погребальным курганом укреплялись срубом. Это была эпоха поздней Бронзы. Носители этой археологической культуры упомянуты в ассирийских, греческих, урартских и персидских источниках как "Гимирры", еврейск. "Гомеры". В русских преданиях их называют "камырями", в европейских - "кимрами", которые вместе с галлами и германцами устраивали походы на Рим.
Северная и центральная части Восточно-Европейской равнины были населены финно-уграми и балтами с III тысячелетия до н. э. по V в. н. э., пока они не испытали колонизационного воздействия славян, двигавшихся из Киммерии / Скифии / Сарматии / Кара-Саклана с юга на север по Днепру и на северо-восток к Волге. Киммерийцев прогоняли из Сибири и Азии масгуты или массагеты, протоиранцы.
В "Своде булгарских летописей" и эпосе "Таргиз толгаý", текст которых до наших дней сохранился только в русском переводе, основатель Киммерийского царства назван Таргизом Великим, или Атрячем. Его державу также стали называть "Цветущей", или "Илятом", а столицей был город Атряч или Троя, он же - Илион. Город был расположен в земле Эг-Илем на берегу Джаман Дингезе, или Средиземного моря. Свое название "Кимер", по другой версии, киммерийцы получили от соединения двух слов "ким", что значит "лодка" и "эр", что значит "богатырь"; древние киммерийцы плавали по Средиземному морю и создали в древности большое государство, куда входили "Быргас" или "Агаджир" (современная Украина), "Алтынбаш" (современная Италия), "Агиль" или "Макидан" (современные Македония и Северная Греция), "Капдаг" (современная Малая Азия), "Мамиль" (современный Египет), "Крэш" (современный о-в Крит), "Кубар" (современный о-в Кипр), "Миджан" (современная Мидия или часть Северного Ирана), "Балистан" (современная Палестина) и др. В то время "халджийцы" были первоосновой народов "прабалтов" и "праславян". Их местонахождение и археологические культуры не определены точно, известно только, что их соседями были "агаджиры" и подчинялись они одно время "агаджирским" царям, что идентично с царями киммерийцев. Хетты были родственниками киммерийцев. История последних более исследована, благодаря находкам Халколитической археологической культуры Малой Азии (1800 г. до н. э.).
Хетты расселились по берегам реки Галис в Малой Азии и образовали царства Цальпа, Куссари и Канес. В 1800 г. до н. э. их царства объединил царь Аниттас, сын Питханы. Завершил объединение царь Лапарна — Хаттусилис I — (1650-1660 гг. до н. э.). Столицей царства стал город Хаттусас. В 1600-1400 гг. хетты подчинили себе всю Малую Азию и Сирию. При царе Суппиилулиумасе (1380-1346 гг. до н. э.) хетты захватили Митаннию, Палестину и Месопотамию, добравшись до границ Египта. Тогда в состав хеттов входили племена канес, хатусос, бурш, ханда, хетты и хатты. Они строили города и занимались земледелием, торговлей и воевали с Египтом. К 1200 г. до н. э. царство распалось, и в южной Анатолии образовались новохеттские государства. Исследуя отрывок письма билингвы их Каратепе, А. Г. Егурнов прочитал хеттские иероглифы, которые "русскими словами повествуют о катастрофе, постигшей город в стране Дугатти, которой помощь оказывали хетты".
Вот как звучит реконструированный и переведенный им текст: "Руководители побоялись бога бури, но они нас послали укрепить город и страну Дугатти. Люди начали строить, но жестокий бог бури Ваал похотел разрушить города и перевернуть страну. Кровавый Ваал разрушил цветущие города, многих людей побил. Жертвы были нашим главным вольным истинно русским богам". Там же приведена пропись билингвы из Каратепе, но она остается загадкой: на каких языках написана билингва, почему хетто-лувийский язык близок к прарусскому и, наконец, где находилась страна Дугатти и к какому времени относится описанное событие? Автор не исследует варианты перевода и не выдвигает никаких "за" и "против" иного прочтения хеттских надписей.
Вблизи современного города Анкары, столицы Турции, археологи обнаружили столицу Хеттского государства Хаттусас (современный г. Богазкей). Это были развалины большого города, остатки стен, ворот с башнями, пяти дворцов и, наконец, библиотеки из 20 000 глиняных табличек. Еще в 1915 г. чешский ученый Бедржих Грозный расшифровал некоторые тексты. Результаты были ошеломляющие: хеттское "небис" означало "небо", "дулуга" - "длинный", "вадар" - "вода", "тая" - "таить, красть", "петар" - "перо", "хаста" - "кость", "тари" - "три" и т. д.; оказалось, что славянская семья языков в лексическом смысле наиболее близка к хетто-лувийскому. Но это еще не все. Открытия ученых в области хеттской письменности и истории еще впереди!
"Народы моря" (т. е. пеласги, или филистимляне Библии) разрушили столицу Хаттусас, и Хеттская империя прекратила свое существование в 1180 г. до н. э.

Назад История Руси. Глава 4. I Далее

 
История Руси. ПРАСЛАВЯНЕ Версия для печати
 

Печать

История Руси. Глава 3. I

Глава 3. ПРАСЛАВЯНЕ

Праславяне происходят от одного индоевропейского ствола народов, формировавшихся на протяжении тысячелетий на бескрайних просторах Азии и Европы. Мощное движение индоевропейцев проходило миграционными волнами на громадной территории Евразии, когда вновь пришедшие племена присоединялись к уже осевшим ранее племенам на данной территории. Каждой археологической культуре соответствовал определенный этнос. При этом происходили и симбиоз, и слияние народов, преимущественно кровнородственных и близких в языковом отношении. Они начали совместно строить свои цивилизации и культуры. Все это относится, в первую очередь, к пространствам Центральной и Восточной Европы, соответствующим археологической культуре Шаровидных амфор, середины III - начала II тысячелетий до н. э. Культура Шаровидных амфор является одной из самых ранних европейских составляющих протославянской общности, доминировавшей по долинам рек Лабы, Вислы, Одры, Западного Буга, Припяти, Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга.
После окончательного разгрома Трипольской археологической культуры - средиземноморской, а не индоевропейской по типу, с негроидным населением, произошла смычка восточной провинции культуры Шаровидных амфор со степняками Поднепровья (Ямной культурой) и стало возможным как проникновение кочевников-индоевропейцев с юга России в районы Центральной Европы, точнее в бассейн Дуная, так и продвижение индоевропейцев на северо-запад Европы, к Северному и Балтийскому морям.
Праславяне как народ вышли из древнеевропейской языковой общности как промежуточной стадии индоевропейского этногенеза, где прагерманцы, прабалты и праславяне существовали в симбиозе. Эта гипотеза была впервые четко сформулирована немецким ученым Генрихом Краэ. Последний опирался в значительной степени на гидронимические исследования. Многолетние лингвистические изыскания привели Г. Краэ к такому выводу: в то время как анатолийские, индоиранский, армянский и греческий языки уже отделились от остальных индоевропейских языков и развивались самостоятельно, италийский, кельтский, германский, славянский, балтский и иллирийский языки еще не существовали, но находились в единстве древнего праязыка на данной территории. Первая общность, которая существовала в Центральной Европе во II тысячелетии до н. э., названа Г. Краэ дневнеевропейской. Из нее вышли следующие народы: кельты, италики, иллирийцы, венетийцы, германцы, балты и славяне. Они имели общую терминологию родства, социальных отношений, сельского хозяйства, верований, а также названия гидронимов. Общая территория древнеевропейской общности, по Г. Краэ, простиралась от Южной Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на северо-западе до юго-восточной Прибалтики. Среднеевропейские области севернее Альп, где собственно и расселились венетийцы, считались наиболее древним ареалом.
Чешский ученый Любор Нидерле считал, что сложение праславянского языка в одном из регионов очерченной выше территории относится к I тысячелетию до н. э. Также полагал и польский ученый З. Голомб.
Немец М. Фасмер и финн П. Арумаа датировали образование праславянского языка 400 годом до н. э., польский академик Т. Лер-Сплавинский - серединой I тысячелетия до н. э., чех А. Лампрехт - 700 - 200 годами до н. э. Чешский лингвист А. Эрхарт датировал начало славянского языка временем около 700 г. до н. э. Советский ученый С. Б. Берн-штейн считал возможным начинать праславянский период с III - II вв. до н. э., американский же линвист Генрик Бирнбаум полагал, что подлинное славянское языковое развитие началось незадолго до начала новой эры. Немец З. Штибер датировал начало праславянского языка первым столетием новой эры, а американец Г. Лант - даже серединой I тысячелетия н. э., после окончания Великого переселения народов. Мнения о весьма раннем происхождении праславянского языка придерживались болгарский академик В. Георгиев, канадский лингвист Г. Шевелов, русский академик О. Н. Трубачев. В. Георгиев и А. Лампрехт подразделяли историю праславянского языка на три периода: ранний (сер. I тыс. до н. э.), балтославянский, средний, классический (400 - 800 гг. н. э.), поздний (800 - 1000 гг. н. э.).


Наиболее убедительную периодизацию стадиального развития праславянского языка предложил Ф. П. Филин: Первый период - до конца I тысячелетия до н. э. - начальная стадия формирования славянской языковой системы; Второй период - с конца I тысячелетия до н. э. до 300 - 500 гг. н. э.; в этот период происходит палатализация согласных, устранение некоторых дифтонгов, отпадение согласных в конце слов, эволюция грамматического строя, появление диалектов; Третий период - 500-700 гг. н. э., совпадает с широким расселением славян в Центральной и Южной Европе; из диалектов образуются отдельные устойчивые славянские языки.
Ф. П. Филин полагал, что местом образования праславянского языка была территория между Днепром, Припятью и Нижним Дунаем, т. е. современные южная Белоруссия и Украина, соответствующие Тшцинецко-Сосницкой-Комаровской культуре (1500-1300 гг. до н. э.). Булгары презрительно называли праславян "ас-халджа" и помещали их в Кара-Саклане, сколотов же они звали тем же именем, хотя "скифы" у них "благородные степняки", т. е. "ас-кып. Последние постепенно объединили все бывшие булгарские владения от Балкан до Монголии, где "ас-кыпцы", т. е. североиранцы, или скифы, соседствовали с булгарами и даже подчинялись властвовавшим над ними булгарским династиям Сарматской и потом Аланской.
Большинство ученых согласны с тем, что праславяне как народ образовались в силу распада балтославянской языковой общности в 1000 - 500 гг. до н. э. и охватывали территорию Лужицкой археологической культуры. Изучить этногенез славян помогают гидродинамика и топонимика. Согласно суждениям С. Роспонда, В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева и Ю. Удольфа, праславянская гидронимика уточняет местонахождение двух зон праславян, а именно: 1) западной и 2) восточной. Краниологические материалы не противоречат гипотезе о том, что прародина праславян находилась в междуречье Вислы и Дуная, Западной Двины и Днестра.

Назад История Руси. Глава 3. I Далее

 
Глава 2. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ И ИХ ПРАРОДИНЫ Версия для печати

История Руси. Глава 2. I

Глава 2. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ И ИХ ПРАРОДИНЫ

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ: КТО ОНИ? ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАРОДИНЫ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ. МЕСТО ПРАСЛАВЯН В СЕМЬЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ.

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ: КТО ОНИ?
Славянские народы, как и русский народ, по своему происхождению, языку и антропологическим расовым признакам относятся к семье белых европейцев, называемых также "ариями", т. е. "благородными". Впрочем, многие ученые признают бесспорным только один признак - лингвистический, отрицая другие, а именно - антропологический и расовый. Однако это неразумно, так как каждый народ непременно принадлежит к какой-нибудь расе и несет в себе ее признаки. Многие ученые усердно искали тот "пранарод", который дал начало индоевропейцам и индоевропейским языкам, бесспорно составляющим одну древнюю языковую семью. Язык является устойчивым определителем, и все соглашаются с этим. Праиндоевропейская общность относится к V - IV тысячелетиям до н. э.
Индоевропейские языки ныне распространены повсюду в Европе и Азии от Ирландии до Индии среди 140 народов. На них говорит почти половина населения земного шара. В эту языковую семью входят почти все европейцы за исключением финно-угорской языковой группы и басков (см. карту на с. 00). Одно время ученым казалось, что они нашли искомый праязык в древнейших санскритских рукописях Индии, которые содержат "Ригведу" и "Махабхарату". Действительно, языки Индии и Ирана обнаруживают родственные черты с европейскими языками, а санскрит является как бы застывшей моделью этого праязыка. Предполагается, что в глубокой древности, около 1700 г. до н. э., Индия (тогда называвшаяся Дравидией) подверглась нападению праиндоевропейцев, носителей Андроновской археологической культуры (3000-1000 гг. до н. э.) , которые говорили на индоевропейском языке. Завоеватели провозгласили себя высшей расой, обратили в рабов местных негроидов - черных дравидов, а себя назвали "благородными", "породистыми". Индоевропейские языки, имеющие сходство с языками исконного населения Индии и Ирана, стали называться арийскими; то же название получили народы, говорящие на индоевропейских языках и имеющие определенную арийскую внешность, а именно: высокорослые голубоглазые блондины, как у современной северной европейской, иначе говоря "нордической", расы. Если язык характерен для определенного расового типа людей, то народы, говорящие на индоевропейских языках, должны иметь черты северной арийской расы. Но не всегда так. Арийские языки характерны сегодня для южной Европы, где, однако, большинство населения обладает темными глазами и волосами и совсем не похожи на легендарных арийцев. Это результат смешения арийцев с народами средиземноморской расы, которая проживала здесь ранее, до вторжения ариев. Еще пример. Высокорослое, светловолосое и светлоглазое население Финляндии и Эстонии близко по своим физическим особенностям к нордической расе, хотя и принадлежит к финно-угорской семье народов. Причина - влияние норманнов (норвежцев, датчан и шведов) на население упомянутых стран на протяжении веков.
Народы, говорящие на одном языке, по своему расовому составу неоднородны, так как в большинстве случаев они состоят из представителей нескольких антропологических типов. Так, в Германии их насчитывается шесть. Все это объясняется многотысячелетним смешением народов и рас. И это смешение вовсе не доказывает независимость языка от расы. В далекие времена единство происхождения, языка и расы было более ощутимым и значимым в сложении однокоренных народов и их языков.
С III тысячелетия до н. э. в Европе появляются носители праиндоевропейских языков и арийского антропологического типа белого человека. Его появление сопряжено с коневодством и скотоводством, с применением колеса, о которых имеются первые лингвистические свидетельства индоевропейских языков. Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие у ариев культа богини-матери, что характерно для первых индоевропейцев - ямников и шнуровиков.
Расовый психолог И. А. Сикорский в своей работе «Антропология», изданной по-смертно его сыном в США в 1931 г., писал: «Арийцы принадлежат к самым талантливым ветвям человечества, отличаются силой и глубиной дарований, широтой и разносторонним развитием способностей, при врожденном идеализме и идеальном направлении жизни. В этом смысле с арийцами несравнима ни одна из ветвей человеческого рода. Одаренность арийцев укрепила за ними первую роль и в обладании миром. При тонкости своего ума арийцы глубоко проникли в существо вещей, способны к наукам и искусствам, верно предусматривают отдаленное будущее и подготавливают за долгие времена соответственные тому меры и действия. Свойственный же им идеализм дает разумение и силу для идейной организации будущего прогресса человечества. Арийцы создали образцовые литературы, музеи, книгохранилища, картинные галереи, школы, всякого рода правительственные учреждения, академии, общества для усовершенствования жизни во всех отношениях.

Назад История Руси. Глава 2. I Далее

 
<< В начало < Предыдущая 51 52 53 Следующая > В конец >>

Всего 460 - 468 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены