Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
Глава 15. РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН В ЕВРОПЕ. V - X вв. Версия для печати

История Руси. Глава 15. I

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Глава 15. РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН В ЕВРОПЕ. V - X вв.

Нашествие в Центральную Европу. Польские славяне. Нашествие на Балканы. Образование южного славянства. Возникновение государств западного и южного славянства в VII - X вв. Само. Великая Моравия. Чехия. Польша. Хорутания. Хорватия. Сербия. Болгария. Принятие христианства.

Нашествие в Центральную Европу
В V веке, после ухода германских народов из Центральной и Восточной Европы на завоевания, освободились их земли, на их место в дополнение к ранее жившим на территории современной Польши венедам и славянам Норикума и Паннонии пришли славянские племена из Восточной Европы, точнее, с Восточно-Европейской равнины: чехи, хорваты, сербы и другие; часть северян с Восточно-Европейской равнины переселилась в Норикум и прозвалась там "нуря"; часть "мазовшан", живших на Висле, - в Мезию и прозвалась - "миза"; часть восточных ляхов из белорусских и вятичских лесов - в Паннонию, и прозвалась "панщина".
Иоанн Эфесский в 586 г. записал в своей "Церковной истории" следующее: "На третий день после смерти императора Юстина II (ум. 578 г.) и управления победоносного Тиберия выступил проклятый славянский народ, прошел всю Элладу, Фессалийские и Фракийские провинции, взял многие города и крепости, опустошил, сжег, разграбил и овладел страной, и жил там, совершенно свободно и без страха как в своей собственной". И так продолжалось до XII в.
Из великого множества славянских союзов племен следует выделить наиболее крупные, устойчивые образования, которые сумели выдержать нашествия скифов, сарматов, кельтов, германцев, тюрок, греков, римлян и, переселясь за тысячи верст к западу и северо-западу, сохранили свои древние имена, менталитет и племенное единство вместе с ведическим самосознанием и Славянской идеей, которая была жива и не умирала тысячи лет. Именно они, эти племена, образовали могущественное западное славянство, что можо было бы графически изобразить в виде следующей схемы.



Западные славяне
Междуречье Лабы и Одры
Польша
Вагры
Ободриты
Полабцы
Глиняне
Хижане
Бодричи
Ране
Черезпиняне
Ратаре
Гломчане
Венеды Волыняне
Лютичи (или Вильцы)
Доленчане
Укране
Стодоряне
Дошане
Любушане
Гаволяне (или Стодоряне)
Сербы
Лужичане
Мильчане Венеды
Поморяне
Ленчицане
Бужане
Любушане
Бобране
Слензане
Ополяне Требоване
Волыняне
Поляне
Куяване
Мазовшане
Серадзане
Тшебовляне
Висляне
Чехия Моравия, Словения
Лутомирцы
Лемузы
Лучане
Седличане Дечане
Пшоване
Зличане Хорваты
Морава Тимочане
Словенцы
Чехи Штирия, Каринтия, Крайна
Шумава Дудлебы Венеды

Источник схемы: Гудзь-Марков А. В. История славян. М., 1997. С. 38.
Любопытно сопоставление названий западно- и восточнославянских племен, в ко-торых отражена их близость друг к другу в V - VII вв.:
Западные Восточные
Поляне - Поляне
Волыняне - Волыняне
Словены - Словены новгородские
Дудлебы - Дулебы
Хорваты - Хорваты

Рассмотрим конкретно некоторые союзы племен.
Словены, Хорваты, Волыняне - наиболее древние и устойчивые союзы племен, которые представлены ныне во всех трех современных группах славянства: восточной, западной и южной. Средоточие этих племен находится в верховьях рек Тиссы, Вислы, Одры, Лабы, Моравы, Западного Буга.
Поляне, Дудлебы, Бужане представлены в восточной и западной группах. Сюда же можно добавить Радимичей и Вятичей, которых относят к "ляхам", вышедшим из верховьев Немана в современной Белоруссии.
Общность и весьма тесная связь между западными и южными славянами можно проследить в следующих этнонимах: Словены, Хорваты, Волыняне, Сербы, Бодричи, Мильчане и Морава. Их предки перешли Дунайский рубеж - "Лимес Романус" - и наводнили земли Балканского полуострова. Имеются удивительные совпадения в наименованиях славянских союзов востока и юга Европы: Словене, Хорваты, Волыняне, Северяне, Дреговичи. С названиями рек перекликаются названия союзов племен, например: полабцы - по р. Лабе, черезпеняне - по р. Пене, доленчане - по р. Доленице, гаволяне - по р. Гаволе; ляхи и поляне обязаны своими названиями лядинам и полям; название уличи говорит об излучине (угле) Черного моря, а моравы и полочане жили по берегам рек Моравы и Полоты, дреговичи назывались по болоту - дрягве, лужичане - по р. Лужице и Лужицким горам, волыняне - по тягловому животному волу, сербы - по серпу, которым жали хлеб
и т. д.
К IX в. славяне стали значительной силой в мире: они занимали одну треть Европы и построили тысячи городов (см. "Баварский Географ", 844-845 гг.). Западная их граница проходила по линии Гамбург - Бамберг - Линц - Коринф.

Полабские славяне
История полабских славян интересна, сложна и трагична, ибо почти все они исчезли с карты Европы. В V - VI вв., после ухода германских народов на завоевания, современную Польшу и современную Восточную Германию заселили славянские племена Суково-Щелигской культуры, вышедшие из Великой Сарматии. А Моравию и берега средней Лабы заселили славянские племена археологической культуры Прага-Корчак.
Адам Бременский, автор "Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum" (1072-1075 гг.), в четырех книгах, подробно описывает Полабскую страну, лежащую к востоку от Саксонии и называемую Склавания. Обратимся к его свидетельствам.
На крайнем северо-западе, в междуречье Лабы и Одры, жили вагры. Они слыли потомками ославянившегося германского племени вандалов. Их центрами были города Старград (современный Ольденбург), Любиц на реке Траве (современный Любек) и Плуна на Плунском озере (современный Плен).


 Увеличить


Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 17


 Увеличить


Из: Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу. Вторая волна. СПб., 2001. С.


 Увеличить


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 15. I Далее

 
Глава 14. БУЛГАРО-ХАЗАРСКОЕ ВРЕМЯ (VII в. - 966 г.) Версия для печати

Глава 14. БУЛГАРО-ХАЗАРСКОЕ ВРЕМЯ (VII в. - 966 г.)

Булгары и восточные славяне в Кара-Саклане. Возвышение булгарского канства и Великая Булгария. Хазары и Хазарский каганат. Поход великого князя Киевского Святослава Игоревича на Хазарию (965 - 966 гг.). Конец Хазарского каганата.

Аварское время еще не закончилось, а уже исподволь, постепенно, наступало Булгаро-Хазарское время с его неодинаковым отношением завоевателей к восточным славянам.
В конце VI в. ослабел Тюркютский каганат и распался на Западный и Восточный каганаты. Также ослабел и Аварский каганат, который не мог своими силами вести успешные войны на два фронта: против Византии и против славян. В результате в Восточной Европе сложились два новых политических центра: (1) на Нижнем Дону и в Западном Предкавказье (т. е. на Северном Кавказе) во главе с булгарами; (2) на Нижней Волге и в Восточном Предкавказье во главе с хазарами, народом индоевропейской семьи, смешавшимся с тюрками.
Поскольку хазары не были первоначально тюрками, между двумя этносами с самого начала развились соперничество и даже ненависть, подкрепленные религиозным различием, сопровождавшиеся также попыткой поглощения одного политического центра на Средней Волге другим политическим центром на Нижней Волге. Эти два государства различались и по династическому признаку: Великой Булгарией правила булгарская династия Дуло, а Великой Хазарией - династия Ашина и другие. А главное, эти два государства по-разному относились к восточным славянам: первые - тюрки-булгары - стремились с ними по-братски соединиться, вторые - хазары - рассматривали славян как объект эксплуатации, как потенциальных рабов и источник безвозмездно потребляемых богатств.



Из кн.: Димитров М. П. Древната българска цивилизация. София, 2000. Приложение, IV



Назад История Руси. Глава 14. I Далее

 
Глава 13. АВАРСКОЕ ВРЕМЯ (560-633 гг.) Версия для печати

Глава 13. АВАРСКОЕ ВРЕМЯ (560-633 гг.)

Экспансия аваров и их империя (560 - 805 гг.), Войны с готами и гуннами во второй половине VI в. Войны аваров в Восточной и Центральной Европе. Осада Константинополя аварами, русскими и персами в 626 г. (29 июня - 10 августа). Распад Аварской империи

Экспансия аваров
К середине VI в. в Западно-тюркютском каганате (550 - 660 гг.), существовавшем на месте современного Казахстана, произошел раскол. Один из ханов, по имени Истеми, владетель десяти племен, младший брат Бумына, из династии Ашина, весной 554 г. решил пойти в поход на запад со 100-тысячным войском, состоявшим из огоров и угров. Это войско отправилось в 555 г. с берегов Орхона на Запад на завоевания. Алтайские тюркюты звали своего хана именем Дизавул. Он жил среди алтайских гор в шатре, украшенном шелковыми коврами, драгоценными золотыми сосудами. Хан восседал на высоком золотом троне, судил подданных и принимал подарки от византийских послов, заключал с византийским императором союз и воевал с Персией. Алтайские турки славились богатством, делая из чистого золота столы, седалища, конскую утварь. Эти и другие вещи в XIX в. находили археологи в курганах близ Иртыша и Тобола, в Енисейских степях.
"Когда посол Тибериев, - рассказывает Н. М. Карамзин, - в 580 году приехал к хану турецкому с дружескими уверениями, сей хан сказал ему: "Не вы ли, Римляне, говорите десятью языками, и на всех равно обманываете людей? <...>Мы, турки, не знаем обмана, ни лжи: да будет же вам известно, что я найду способ отмстить вашему государю. Он уверяет меня в своем благорасположении, и в то же время дружится с аварами, нашими беглыми рабами...".
К 558 г. тюркюты уже вышли к Аральскому морю и там потревожили местные племена вар и хиону, или вархонитов. Последних было всего 20 000 человек. Последние решили почему-то назвать себя аварами, хотя на самом деле, тюркское племя аваров, некогда громившие булгар и савиров, давно растворилось среди тюркютов Тюркютского каганта.
Ядро новых аваров было сакского, т. е. староиранского происхождения. Они жили на земле от Аральского моря до Каспия. Таким образом, они были ираноязычным племенем с первоначальным названием "хиаона", т. е. европеоидами с голубыми глазами и светлыми волосами. Их упоминают Аммиан Марцеллин и Менандр. Феофилакт выводит этих аваров от Огорского колена, называемого Вархунини и жившего близ Волги. Это они основали г. Хиву в низовьях Сырдарьи. До середины VI в. они жили тихо, и на авансцену политической борьбы вышли лишь благодаря тюркютам с Истемиханом во главе.
После 552 г. к вархионитам примкнули остатки разгромленных тюркютами жуан-жуаней (т. е. уйгуров), а также племена огоров или угров. Так что это пестрое тюркское объединение было готово к движению на запад и к завоеваниям, что и случилось.
По укладу жизни авары были типичными кочевниками-скотоводами. Они разводили коней, коров, мелкий рогатый скот. Умерших они хоронили в могилах с богатым инвентарем и вооружением, нередко вместе с конем. Археологические находки подтверждают, что авары носили одежды из полотна и шкур. Это были удобные для верховой езды кафтаны, штаны и сапоги. Утварь из бронзы, серебра и золота украшалась геометрическим и звериным орнаментами. Аварское конное войско обладало совершенным по тем временам вооружением и снаряжением: слегка изогнутые сабли, луки со стрелами, тяжелые копья, ножи, деревянные седла, украшенные костяными резными пластинами, стремена, металлические украшенные пояса. В ходе боевых действий в Европе аварская конница проявила себя как стремительная, маневренная боевая сила, которая часто решала исход сражений в пользу аваров. Повозки, тянувшиеся за войском, как и у гуннов, представляли собой целые города на колесах, с провиантами, военными запасами и продовольствием.
Оторвавшись от преследования тюркютов в Прикаспийских степях, авары стали мечтать о завоевании новых земель на западе. Они завоевали земли многих народов, в том числе гуннов, а также угров, булгар и славян. Их внешность напоминала страшных гуннов Аттилы, от которых мнимые авары отличались тем, что не брили голов и заплетали волосы в косички, украшенные лентами.
Иоанн Эфесский пишет о них так: "Восстал на народ ромеев дикий народ варваров, мерзких, с заплетенными волосами. Они - те, которых зовут авары, - выплеснулись и вышли с востока".
Новые авары стали искать союзников и вскоре нашли их в лице Саросия, царя аланов, живших на Северном Кавказе и на Кубани. С его помощью аварам удалось отправить своих послов к византийскому императору Юстиниану I (527 - 565 гг.). Послы ему сказали, что они есть те самые мужественные и непобедимые авары, которые теперь хотят его дружбы, желают получить дары, жалованья и выгодные места для поселения. Император не дерзнул отказать этому народу ни в чем, помня его прежние силу и храбрость. Он обратил их внимание на антов, которые, постоянно переправляясь через Дунай, совершали опустошительные набеги на его Империю. Авары заключили с ним союз (558 г.) и обрушились вначале на сабиров, утигуров и залов, а потом, переправившись через Дон, и на антов. Они разгромили антов в кровавой битве и стали опустошать их земли между Доном и Днепром. "Велесова книга" об этом пишет следующее: "И так после гуннов наползла на нас великая беда, это обры, которых было как песка морского, решили закабалить Русь. И мы обров остановили и бились с ними, но не было лада на Руси, и потому обры одержали победу свою воинской силой. И вожди Руси примучены были от обров" [II, 16 (22 - 30)].
Иоганн Стриттер указывает на то, что у византийцев авары слыли самыми лживыми и коварными ; вместе с тем они отличались крайней жестокостью и вероломством. Всю свою энергию они направили на завоевания и ограбление других народов, встречавшихся им на пути.
Аваров было поменьше, чем гуннов, но выступали они вместе с кутригурами (булгарским племенем), которые по словам Менандра Протектора, были "против антов и исполнены лютой ненавистью".
Свидетельством ожесточенной борьбы антов с аварами являются разрушенные и сожженные городища, например Пастырское в Черкасской области Украины. Свидетельством пребывания аваров на территории современной Украины является группа погребений у сел Виноградное, Запорожской области, Костогрызово, Сивашовка, Сивашское Херсонской области, Портовое в Крыму. Все они совершены по обряду трупоположения в широкой яме с конем на уступе; в инвентаре погребений поясные наборы, колчаны, удила, палаши.
Авары нашли уязвимое место у антов и стали разорять их поля, обрекая мирное население на голод. От этого же периода на Руси сохранились так называемые "антские клады": люди зарывали свои богатства, а сами уходили в леса. Император Маврикий тогда писал, что славяне якобы не любят обременять себя лишним имуществом и "необходимые для них вещи зарывают в тайниках". Но это была вынужденная мера в условиях всеобщей войны.

Война с готами и гуннами во второй половине VI в.
Анты и дулебы все еще продолжали сражаться с остатками готов и гуннов, возвратившихся из Европы в конце V в. в Кара-Саклан. О захвате Киева в 543 г. и уничтожении готами Киевского княжества мы уже рассказывали. А за той войной последовали другие. Между 558 и 560 гг. состоялись следующие битвы:

Первая битва
"И русколане, и борусцы, - сообщает "Велесова книга", - вооружились мечами и пошли на готов из-под Воронежца. И были вместе с ними десять темей (т. е. 100 000. - Ю. Б.) отборной конницы Баяна (аварского хана. - Ю. Б.), и ни одного пешего. И они набро-сились на готов. И была сеча злой, и кровь лилась как суринамед, и к вечеру Баян поразил готов." (11, 4б).
Вторая битва
А Белояр Гордыня вскоре разбил войско готов под командованием конунга Трие-дория. Эта победа по значимости была подстать минувшим победам боярина Сегени. Ее сравнивали с победой славян над войском римского императора Траяна у Траянова вала в начале II в. н. э.
Третья битва
Около 560 г. готы снова собрали силы под Воронженцом. "А русь там билась, и в том граде нас было мало, - сообщает "Велесова книга". - И так после битвы мы сожгли его. И прах, и пепел ветром был развеян во все стороны по полям. И место сие было оставлено." (1, 4а).
Четвертая битва
Состоялась у Голуни около 560 г. "И полегли мы, - сообщает "Велесова книга". - И так многие сложили кости свои у Голуни незадолго до времени Мезенмира. И так мы сами были антами". (1, 4а).
Пятая битва
Случилась в то же время: "И вот на Волынь пришли. И, придя, бились с врагами, так как мы - храбрые, - поведает "Велесова книга". - И в той Волыни - первейший род. И тогда осерчали вои, и анты Мезамира одержали победу над готами, развеяли их на все стороны".
Шестая битва
Была после 560 г. "А за ними (готами. - Ю. Б.) потекли гунны, жаждущие крови славян, - сообщает "Велесова книга". - И была борьба с ними суровой. И тут готы соединились с гуннами, и с ними на отцов наших напали, и были разбиты нами и уничтожены".

Назад История Руси. Глава 13. I Далее

 
Глава 12. ГОСУДАРСТВО КНЯЗЯ КИЯ. Версия для печати

 


Печать

История Руси. Глава 12. I

Глава 12. ГОСУДАРСТВО КНЯЗЯ КИЯ. 1-Я КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЛАВЯНСТВА. 410-430-543 гг.

Источники и историография: к постановке проблемы. Абулака - Русь: беспримерный поход князя Кия. Как был основан Киев. Объединение славянских племен вокруг Киева. Русы и народы Киевской Руси как ядро Русского народа. Деяния князя Кия. Преемники князя Кия и русско-готские войны. История Хильбудия.


Источники и историография: к постановке проблемы
Главным источником сведений о князе Кие и основании им города Киева считается краткий рассказ "Повести временных лет", имеющий вид топонимического предания. Вот его текст в переводе на русский язык:
"И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, и от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз, на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, так и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались".
Историки, начиная с Н. М. Карамзина, подчеркивают легендарный характер этого источника, отмечая также легендарность личности князя-перевозчика, о котором у киевлян и у новгородцев сложились столь разные мнения.
В специальных обобщающих трудах такая оценка главного источника повторилась, а другие возможные источники почти что не рассматривались. Так, М. Ю. Брайчевский не преминул подчеркнуть фольклорный характер основных мотивов легенды о Кие и его трех братьях и сестре, о трех киевских горах, о Киевском городище и дате его возникновения, сопоставимой с датой древнейших слоев раскопок, о реминисценции про княжну Лыбедь. Он также рассказал об отражении Киевской легенды у западных славян (у Яна Длугоша) и об армянском варианте той же легенды в "Истории Тарона", в "Саге о Германарихе" и ее скандинавских вариантах.
Академик Б. А. Рыбаков рассматривал летописный текст о князе Кие как древнюю легенду, имеющую достоверность. Последняя, как видим, подтверждается армянской историей Зеноба Глака VII в., в которую оказалось включенным предание о трех братьях Куаре, Мелтее и Хореане; актуальность легенды хорошо видна из полемики киевлян с новгородцами о том, кем был на самом деле Кий - князем или перевозчиком. Б. А. Рыбаков склонялся к киевской версии и относил событие к VI в., т. е. ко времени византийского императора Анастасия (491-518 гг.); обратился автор и к археологическим материалам той эпохи, полагая, что резиденцией князя Кия была Замковая гора.
В. К. Былинин предпринял специальный анализ летописного "Сказания об основании Киева", подчеркивая его достоверность. Вслед за академиком Н. К. Никольским и А. Г. Кузьминым , он соотнес "Сказание“ с условно восстанавливаемым им произведением под названием "Особое предание о полянах". Им был подробно проанализирован соответствующий летописный текст, привлечены сведения, которые могут подтвердить существование союза полян в Хазарское время (см. "Кембриджский документ"). В. К. Былининым был процитирован текст Новгородской Первой летописи старшего извода, который нарочито подчеркивает идеологическую направленность Киевской легенды, а именно: "Якоже древле царь Римъ назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа Великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа, и паки Александръ, и бысть ста тако прозвани быша грады в именаýвъ имя его Александриа; и многая м званъ бысть градъ великим княземъ воýхъ; такожъ и в нашей странýцарев т имя Кия". В. К. Былинин пришел к выводу, что текст "Сказания" необходимо подвергнуть сравнительно-историческому исследованию с целью установления достоверности летописного "Сказания". Однако подобное исследование уже выходило в двух книгах пятью годами раньше. Речь идет о двух монографиях Ю. П. Миролюбова, изданных его вдовой Жанной Миролюбовой в Германии. В них были опубликованы и исследованы тексты всех известных источников о князе Кие, в том числе и фольклорных. Сказы Ю. П. Миролюбов записывал в начале ХХ в. на Украине и в южной России. В современной науке труды Ю. П. Миролюбова и ценнейшие опубликованные им источники используются мало, либо совсем не используются, что приводит порой к негативным результатам. Так, исследователи В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский , И. Н. Данилевский сделали "открытие", что первые русские князья, как новгородские, так и киевские, были иноземцами, ничего общего не имевшими с Русью! Нет ничего о князе Кие и в капитальном труде Г. В. Вернадского "История России". Конфуз вышел и с трудом двух англичан С. Франклина и Д. Шепарда : у них начало Руси датируется VIII веком (sic!?) и связывается со шведами! Доказательств нет.
Другое дело ученые-автохтонисты. Они верят в аутентичность легенды о князе Кие, но не используют всех имеющихся источников, особенно фольклорных. "Сказание о князе Кие", по их мнению, отражает процесс образования на Руси союзов племен во главе с местными князьями. Таковы работы Б. А. Рыбакова , А. Н. Сахарова , И. Я. Фроянова , украинских историков Я. Е. Боровского , П. П. Толочко , Н. Ф. Котляра , немецкого ученого Г. Трунте. Это шаг вперед по сравнению с точкой зрения украинского академика М. С. Грушевского , для которого летописное предание о князе Кие не более, чем местная династическая легенда, не подтвержденная другими источниками. Курьезной выглядит точка зрения академика М. Н. Тихомирова и писателя В. В. Кожинова, датирующих время князя Кия без всяких к тому оснований концом VIII - началом IX в.
У немецкого исследователя господствует все тот же, что и у В. Я. Петрухина: маргинальный подход превращения реальной истории в мнимую, т. е. в игру мифологемами. Это делается с целью искажения истории, когда не хотят видеть реальную и славную историю Руси с древнейших времен: ведь если отнять у народа его корни, то легче управлять им.
Задачи источниковедеческого исследования проблемы 1-й Киевской Руси изложил в письме от 27.XI.1962 г. к Ю. П. Миролюбову А. А. Куренков. Вот что он, в частности, писал: "...О периоде Кия могу помочь следующим.
Кий - лицо историческое. Его время относится к V-му веку.
1) Приход его с племенем Руси-Колуней, или же Руси Круглых городищ, отмечен у Летописца Стрыйковского (л. 115 его летописи).
2) В русских летописях он отмечен в Раскольничьей летописи в Сибири как основатель Киева. Летопись эта очень древняя.
3) Во всех летописях его считают основателем Русской земли, что мы видим из заглавий или начала повествований о нем и его деяниях. Новгородцы, после захвата всей Руси Ярославом <...> по прозвищу Хромой, Мудрый, начали проводить идею, что Новгород положил начало Руси (Русской земли) через княжение избранного Рюрика с братьями. Для этой цели новгородские политики внесли "предание" о "разбойнике " Кие и его братьях Щеке и Хориве, и сестре Лыбедь, посаженных в тюрьму за преступления и приговоренных к повешению, но будучи прощены Олегом, они отправились в изгнание и дойдя до Киевских гор, осели здесь и начали заниматься "перевозным" делом. Это предание вошло в "Степенную книгу". Археология нашла, что Новгород построен в VIII в.
4) Нестор опроверг это своим сообщением, основываясь на "Повести временных лет" епископа Акима Корсунянина, что Кий был князь и ходил с силой на Царьград и получил честь от царя, и прочее. (Царь при этом, конечно, византийский василевс. - Ю. М.) Церковные историки Византии - Сократес и Филосторгиус (соответственно - VII, 43 и V, 26) знали Кия и Киевскую Русь. Среди записей о церемониях и речах патриарха Проклуса (434 - 447 гг.), записанных Нисефорусом Каллистом (XIV, 37), имеется речь о войне Византии против двух союзников - Руси Кия и гуннов Райолы, которые атаковали Византию, но были откуплены золотом (700 фунтов золота), подарками и особой честью, которую оказывали византийцы своим завоевателям, которых они подкупали, чтоб не нести бремя войны. Следовательно, сведения епископа Акима Корсунянина и Нестора были правильны. Далее известно, что эта война началась в 424 г. при императоре Феодосии Втором Великом (408-450 гг.). Затем построенный Кием город-крепость Киевец-на-Дунае действительно существовал долгое время и находился в составе русских городов вплоть до конца правления Владимира Мономаха.
5) Постройка Киева (града. - Ю. М.) по данным Стрыйковского (л. 396) относится к 430 г. Археология нашла, что Киев построен на рубеже IV и V веков. Киев старше Новгорода на пять веков или около того.

Назад История Руси. Глава 12. I Далее

 
Глава 11. ГУННСКОЕ ВРЕМЯ Версия для печати

Глава 11. ГУННСКОЕ ВРЕМЯ

Экспансия гуннов в Европу и их Империя. 360 - конец V в. Аттила (434 - 453 гг.). Ставка на Тиссе. Битва на Каталаунских полях (451 г.). Поход на Рим (452 г.). Смерть Аттилы (453 г.) и распад его Империи. Судьба Гуннского наследства.

До конца IV в. никакие варвары были не в состоянии существенно поколебать устои Римской империи, превзойти Рим в военном отношении, нанести мощный удар по первому рабовладельческую государству мира, существенно изменить положение на границах римских - "Лимес Романус". Не германцы, а восточные гунны, народ монгольской группы с тюркским языком, живший на территориях современных Монголии, Бурятии и Северного Китая, были тем народом, с появлением которого началось Великое переселение восточных народов и произошли крупные перемены в истории Европы - от позднеантичного к варварскому обществу Средних веков и к строительству национальных государств. С их приходом пала Римская цивилизация и начался отсчет Средних веков Европы.
Некогда гунны постоянно враждовали на северных границах Китайской империи с китайцами. Именно против них в III в. до н. э. императором Ши-хуанди была построена Великая Китайская стена. В 119 г. китайцы нанесли гуннам очередной чувствительный удар, а в 155 г. последние гунны были разгромлены сянбийцами, предками монголов, после чего единый гуннский этнос распался. Одна из его ветвей слилась с сянбийцами, другая переселилась в Китай и там была ассимилирована китайцами, третья, так называемая "малосильная", осела в горных долинах Тарбагатая и Семиречья, четвертая, так называемые "неукротимые гунны", численностью до 30 000 человек ушла на запад.
В 158 г. последние достигли Прикаспийских степей и там остановились. Аланы их встретили враждебно, а угорские племена, населявшие лесостепную полосу Поволжья и Алтая - мадьяры и башкорды, - весьма дружелюбно. В 160 г. об их появлении писал Дионисий Периегет, в 175 - 182 гг. – Клавдий Птолемей.
В период сильной степной засухи III в. н. э. угры и гунны расселились вдоль Волги, отчего в ее бассейне и бассейне ее притоков возникли смешанные финно-угро-гуннские этносы: мордва, мари, коми; а чуваши произошли от смешения местного населения с тюркоязычным населением; гунны же повлияли на булгарские племена и на русичей, взяв их в свой союз в период создания Империи.


Гунны в 304 г. образовали в Северном Китае свое государство, которое называлось Хоу-Чжао. В 351 г. оно пало под ударами сянбийцев, а именно родополеменного объединения Муюн. В середине IV в. гунны были атакованы с северо-востока племенами манчжурского происхождения под именами сиен-пи и жуан-жуань. Давление этих племен вызвало движение гуннов на запад. Главная орда дошла до северных берегов Каспийского моря и проникла в бассейн Нижней Волги. Не позднее 360 г. гунны переправились через Волгу и атаковали аланов.
Около 360 г. гунны вместе с уграми создали между Волгой и Уралом государство Идель, во главе которого встал кан 1-й Гуннской Династии Дуло Кама-Батыр Маджар, потомок основателя династии Агарджи (150 - 189 гг. н. э.). Его дочь Туранбика вышла замуж за знатного военачальника из рода Дуло Булюмар-Шэкэ, или Баламина, или Баламбе-ра.
Его первой ставкой был аул Кызыл Яр на р. Ишим в Западной Сибири. Оттуда он начал свои завоевания. Одно время он кочевал вдоль Волги, и страну ему уступили дети Джокэ-Утяга.



Через три года он овладел высшей властью в Идели и стал царем и основателем 2-й Гуннской династии (годы правления 363-378 гг.). Он обладал ярко выраженной монгольской внешностью. Когда Баламбер поднял старинный асский стяг в виде войлочного шара красного цвета с пучком разноцветных лент, все булгары примкнули к нему (363 г.). Его столица первоначально находилась в Поволжье. По версии Л. Н. Гумилева, первые войну развязали аланы, когда после окончания степной засухи решили вернуться на свои старые пастбища, а те оказались уже заняты гуннами. Столкновения начались уже около 360 г. и продолжались 13 лет. Аланы были развитым, сильным народом, обладавшим хорошей панцирной конницей и вооружением. Лобового удара их конницы не выдерживали даже римляне. Кроме того, у аланов была мощная система крепостей на Северном Кавказе и на Дону. В затянувшейся войне победили гунны. Сказался опыт борьбы гуннов с тяжеловооруженной конницей согдийцев и китайцев. Они не принимали близкого боя, а кружились на конях вокруг противника и осыпали его стрелами; когда тяжеловооруженные всадники изматывались, гунны переходили в решительную атаку, накидывали арканы на ослабевших, рубили мечами: в ближнем бою длинные сарматские копья становились лишь помехой. Аланы были разбиты и вынуждены были укрыться в крепостях. Затем пришел черед готов. Около 369 г. в Кара-Саклане наступила страшная зима и вслед за ней бескормица, когда погибали и скот, и люди.
Желая предотвратить гибель всего народа, Баламбер повел гуннов дальше на запад. В свои телеги они запрягли женщин мордвы, ибо распространился слух, что те якобы своим волхованием вызвали суровую зиму, а потом - засуху.
Царь Сасанидского Ирана Шапур II склонил Баламбера к совместной войне против Восточной Римской империи в обмен на ежегодную дань Иделю. И в 370 г. гуннское войско развернуло массированное наступление на запад вдоль берегов Азовского и Черного морей, уничтожая все живое, а города и селения сжигая.
Дикая неудержимая конная лава гуннов продолжала преследовать и избивать готов вплоть до Малой Скифии (Добруджи). Досталось не только готам, но и славянам. Гунны же не щадили никого. Об этом рассказывает "Велесова книга": "И вот злые язычники пришли на нас с Танаиса и Тмутаракани с сильной конницей и бесчисленной ратью. И тьма за тьмой потекли и продолжали течь на нас. И не имели мы иной помощи, как от богов" (III, 14). Евнапий подтверждает это свидетельство, рассказывая о том, что гунны устроили в Приазовье жуткую бойню. Аттила вспоминал о ней перед битвой на Каталаунских полях: "Кто же, наконец, открыл предкам нашим путь к Мэотидам, столько веков пребывавшую замкнутым и сокровенным? Кто же заставил тогда перед безоружным отступить вооруженных? Лица гуннов не могло вынести все собравшееся множество".
Первый отпор они получили от сына Божа князя Буса Младшего. Тогда готы, преследуемые гуннами, вышли в бассейн реки Южного Буга. Там русы ночью на конях "налетели на Году тую (так русы называли готов. - Ю. Б.), якъ вихори, разбили все, размотали, знищили, а половину родичей своих (которых готы ранее увели в плен. - Ю. Б.) одбили, а другая была Годяками (т. е. готами. - Ю. Б.) побитая". Далее продолжает автор "Сказа":
"Якъ же Годи набили, страхъ одинъ!
Увся земля чермонела отъ крове,
и было ихъ тамъ двадцать тысячь".
В тот же самый день русы узнали, что преследующие готов гунны уже приближаются. Отступать было поздно. Мало русов осталось, но они приняли бой и разбили гуннов наголову в чистом поле. Это был впечатляющий удар, потому что гунны еще не знали поражений. Правда, в сражении от сабли острой погиб Бус Молодой.
"Свод булгарских летописей" так описывает это событие: "Позднее на Бури-чай (т. е. Днепр) пришли из Садума альманцы племени галидж (т. е. готы. - Ю. Б.) и потеснили сакланов (т. е. славян. - Ю. Б.), которых называли по имени вождя Уруса урусами (т. е. русами). А потеснили потому, что сакланы затеяли войну с частью булгар, переселившихся из Азербайджана в Бурджан (т. е. на Северный Кавказ. - Ю. Б.)... А эти булгары тут же присоединились к хонам, когда те переправились через Идель (т. е. Волгу. - Ю. Б.)... Урус (вероятно, князь Бож. - Ю. Б.) попытался выбить садумцев с берегов Бури-чая, но был разбит и убит (в 368 г. - Ю. Б.). Тогда сакланы-урусы подчиняются хонам (т. е. гуннам. - Ю. Б.) и склоняют Булюмара к нападению на галиджийцев (готов. - Ю. Б.)".

Назад История Руси. Глава 11. I Далее

 
<< В начало < Предыдущая 51 52 53 Следующая > В конец >>

Всего 451 - 459 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены