Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ Версия для печати

ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ

К главе 5


1. Поведка про царя Гонтаря. Юрьевский фольклор.
“Як за давние, за часы та был у наших дедов
Царь Гонтарь, сильный, як Молодык ясный,
а еще был дитя, а то дитя плакало,
и пришел до него вояка, с шаблею на поясе,
так дитя хватилося за шаблю ту, и смеялось,
и а смеючись, игралось, да и до верху подняло,
а сказал царю Гонтарю вояка тот: "Смотрите!
Буде дитя то, тот мальчик малый, великим,
а буде он на врагов ходити, на поле их бити,
и поверже мир целый до ног своих а потопче,
и будут цари его боятися, а Бога молити,
чтоб ушел скорее подальше от них,
а будут по нем жены плакати, чтоб пришел да жил,
и скажет им дитя наше малое: "Идите с другими!
А мне с вами возиться некогда, треба в поход идти!
Треба в поход идти, пороха считати!
А негоже мне с вами, бабами, забавлятися!"
Да скзавши так, шаблюку снял, дитяти отдал,
а царь Гонтарь ему другую дал с сребром, золотом,
с каменьями самоцветными, что как жар горят.
И стал Гонтарик молодой расти, посилятися,
и стал шаблюкой на всех похвалятися,
а как отец услышит, шаблюку возьмет,
в сундук положит, на замок запрет,
так Гонтарик кричит, ночи не спит, все назад просит,
и ему старшие оружие отдают.
Умер старый Гонтарь скоро ввечери,
за столом, после выпивки доброй, среди друзей,
а за него стал Гонтарик правити,
полки требовать, солдат набирать,
да все ходить по улицам, а музыки играть,
а барабаны бить, из ружей стрелять.
И сказали старшие: "Глядите-ка! Коли дитя еще,
а солдат любит, да музыки правит,
так будет дитя то царем сильным,
и нам земли прибудет, и себя прославит!"
Так и сталось скоро, еле Гонтарик взрос,
как в Походы сказал всем собиратися.
А потом войска свои повел на мир целый,
всех царей побил, все земли забрал,
а когда домой воротился Гонтарик,
стал он Отечество устрояти, а всем людям
стал землю давати, да работать на ней приказывать,
а лентяев до столбов привязывать,
и собрал людей, и так им сказал:
"Люди мои добрые, подданные мои!
Вашей кровью добился я славы большой,
а теперь скажу вам, что нет на свете
ничего, что лучше, чем..." А тут всадник летит,
Гонтарику кричит: "Враги идут, видимо-невидимо!
Земли наши отбирать хотят! Поднимайся, царь!
Защищай людей твоих, что вокруг стоят!"
И назад поскакал, шаблюкой машет:
"Мне за тебя помирать надо! Теперь уже
говорить с тобой совсем некогда!"
Собирал тут царь Гонтарь-Молодой полки
и вел их на врагов, разбил, рассеял,
и про всадника-вестника спрашивал,
нашли его убитого, шаблю в руке держал,
а другой к сердцу перстень прижал,
что царь ему в ответ бросил.
Хоронил его Гонтарь-царь с почестью,
а всем сказал: "То слуга был верный мой!"
И сам позади за ним шел пешком,
а потом людей созывал, чтоб сказать им:
"Враги нападали на нас, а я сказать хотел,
что нет на свете ничего лучшего, как..."
А тут опять всадник летит, царя кричит:
"Поднимайся, царь наш, враги идут!
Враги идут от полудня горячего!
А много с ними войска разного,
коней лихих, всадников храбрых:
и скачут они скоро-скоро!"
Бросил ему царь новый перстень свой,
людей отпустил, полки свои собирал,
говорил он войскам своим: "Видите!
Храбрость ваша не знает покоя!
Она в постельке теплой не спит, не нежится!
В постельке не нежится на поле спешит,
чтобы крови горячей напитися!
А то видите на делах ваших сами,
когда в поле летите, чтоб с врагами биться,
чтоб побить сильнейших, прогнать их с него!"
И махнул рукой, на врагов послал,
и побили они врагов злых, рассеяли,
а потом царь Гонтарь всадника искал,
и нашел его на земле убитого,
а и тот шаблюку в руке сжимал,
а до сердца прижал перстень царский,
и за ним шел царь, за гробом его,
пешком, без шапки, почесть отдал,
и сказали люди про царя того:
"Скажут дети наши, что был царь наш
храбрый и сильный царь, да никто его
не мог в поле сбить, в битве сразить,
одолеть его, до конца знищити,
и любил он дела военные, храбрые,
поведки старые про битвы тяжкие,
где зурна зурится, руда рудится,
а где смерть смеется зубами щербатыми,
и друга в бою хранил, врага не миловал,
а за всех людей своих душой болел!"
И был царь Гонтарь в броне железной,
а на главе имел шлем серебряный,
очи горели его как звезды в ночи,
а была шаблюка его тяжелая,
что три вояки поднять не могли,
а была броня, что тысяча всадников
разом взявшись, подвинуть не могла.
На мизинце носил он перстень свой,
что силу давал ему за сто людей,
и дал его ему царь один, которого Гонтарь
от врагов отбил, из плена спас,
а царь тот был из Земли Дальней,
что у самого у рая простиралася,
да что дальше ее идти некуда.
И у края той Земли Дальней поля лежат,
а с одной стороны хлеборобы идут,
плугари плугарят, землю пашут,
а с другой - ангелы Божии идут,
целину святую вздымают синюю,
да хлеб-свят сеют, снопы вяжут,
да на ток Божий везут, молотят,
а зерно летит - души христианские,
зерно прорастает, то - дети малые,
а колосья стоят, по ветру клонятся,
а то - люди Божьи живут на свете ясном,
на свете ясном живут, Богу молятся!
И был у царя Гонтаря Молодого конь,
а звали его Буланым конем,
а на том коне царь Гонтарь воевал,
а на нем он за врагами скакал,
стада свои загонял, на воды гнал,
да по свету летел, искры сыплючи
из-под копыт его могучих,
а и конь Буланый тот царя слушался,
на свист сам шел, в седло влазил,
в узду сам морду вставлял, ржал весело,
ржал весело, копытом землю бил,
хвост трубой держал, гриву по ветру..."
И с т о ч н и к: Миролюбов Ю. П. Материала к истории крайне-западных славян / Собр. соч. Т. 17. Аахен, 1990. С. 111-114.
К о м м е н т а р и й
Фольклорная основа Поведки находится в рукописи Доберанского монастыря, не позднее XVII в. Это рассказ о богатыре-царе Гонтаре и его подвигах. Реалии подлинного времени утрачены, как и факты: против кого, где и когда воевал этот богатырь? Русская поведка начала ХХ в. это христианизированная и модернизированная версия, где действуют солдаты с ружьями, ангелы Божии на краю рая, сеющие и жнущие хлеб, люди Божии, молящиеся Богу. Гонтарь и Антырь двух сказов чрезвычайно близки. Они напоминают примитивных древних царей, чей образ жизни и действий весьма близок к простонародному. Их сближает одна общая черта, характерная для древних князей, - это защита своих людей от врагов. Соответственно подданные и слуги ближайшие отвечают им преданностью до смерти. Преданность ценится выше всего, как и честь и доблесть на поле брани. В описании двух всадников, сообщающих о нападении врагов, видно ведическое содержание: в Ведах два Асвина скачут, чтобы сообщить Индре-царю и богу, совершающему дневной путь по небу в золотой колеснице, о нападении асуров, духов тьмы. Их два, а не три, как и в греческой мифологии (Кастор и Поллукс). Описание Дальней земли, граничащей с раем, это отголосок идей, когда народы-кочевники покинули земли Средней Азии и устремились в степи юга России, где находилась райская земля, богатая молоком и медом. Там живут люди Божьи и их опекают ангелы. Не о такой ли стране мечтали праславяне и наконец получили, назвав ее Русколанью и Русью? Скорее всего, да! И эту страну надо было защищать от врагов, почему и нужны были Руси во все времена храбрые богатыри.

К главе 6


2. Захариха "Сказ про Карпат-гору да Кущобу".
“Оте старые травы, що берегут кости хоробрые вояковъ,
та ростут кругом, открывши шелопы1,
та меча ржавые и2 озброю старую2,
так оте травы - буркуны, лопухи высокие
знають, якъ собыралася сыла степовая великая,
на Волоха злого, на ворога старого,
3 на набежщика, налезича непорядного3.
И то Кущоба - Царь сказавъ, аще будетъ самъ вести хоробрыхъ.
И шли до не зо всего степу хоробрые вояки,
и тамо головы сложили бояни4.
Тожъ Волохи выдели, аще прийдеть новая сыла,
такъ пройдеть она за Дунай Сыний и обереть Межу5 да Дачину6,
и той сылы Волохъ не побореть.
И кажень день была тамъ7 вала велыкая7, и Волохи
не змагалыся звитязиться и могли только
8 за стены сховатись, а сядеться8,
и оттамъ-отудь борониться.
И тожъ скоро-скоро сыла Кущобская,
а сыла фрякова возменьшилася.
И тодижь позвали гонычи9 кветь весь ступовый9
10 до поля10, до сечи великойи.
Прийшла нова сыла Кущобская,
и Волохи погнала на Карпат-Гору,
Царя Волоська убыла и пройшла до Тыши11 и даль за Дунай.
Тажъ земля названа була Дячина,
бо тамо, дякы Богу, фряки, ловкы воякы,
нездарма головы поклалы.
Була там побида великая, и Волохи оттам-туда отбегалы,
яко овци одъ вовкивъ лютыхъ.
И забрала Фряга веньская усю землю съ Карпат-Горой,
и съ Дунаемъ Сынимъ, и выйшла
до земли, нежъ назвала Фрякою.
А колижъ война прява кончилася, прыйшла Гадяча12
та хотила такожъ Волоха здобувати.
Такъ стала Гадяча на Фряки нализаты та ихъ штовхаты.
Та була велыкая Сича, тай була-жъ Гадяча прогната.
Отожъ слава богам нашим и воякамъ хоробрымъ,
а кожному Роду, що воякивъ подавалъ
до поля сечевого, до славного!
И тыжъ Земле Дякова, велика еси,
а еси бо Русена-Земля нашая.
И життя въ тебе немаеть тыхого,
яко еси, Земле Сичы, а крове нашей,
и ворога, Волоха крове!
А полыта сытно кровамы до гирдла13,
А жажды немаешь ныне, а отожъ Русова Земле еси.
Хоронь-бо деревиемъ шелепы наши,
кости, мечи, а броню ржаву,
и то все якожъ останеся одъ хороброго.
Воны теклы со смехами на ворога,
а смерти не почитали за страхъ.
И тожъ веньска сыла була,
якъ до смерте былыся зъ надеею,
же бо боги то зрять и Русу мылують!
Незапомыньмо бо того николы,
а славу богамъ окажемо!"
Источник текста: "Факты". Нибро, N 7. С. 34 - 35.
Комментарий
В этом сказе повествуется об освобождении территорий Дакии и Трансильвании, а также северного берега Дуная до самого гирла (устья) от войск римлян. Хозяевами здешних мест называны "кущобцы", или бастарны, и фракийцы, жившие на территории современной Дунайской Болгарии, и еще даки, жившие в Дакии, т. е. в современной Румынии, а также "веньцы", или венеды, т. е. славяне, жившие в северных отрогах Карпатских гор. Речь идет о дако-римских войнах императора Траяна и о партизанской войне автохтонных народов. Дакам при этом помогал весь Степной союз Причерноморских степеней, среди которых было немало русов и антов. И тут пришли готы и стали нападать на Фрягу Вендскую, т. е. на юго-западных русов, но проиграли сражение и были вынуждены отступить.
1) шелопы, шелепы - шлемы; 2-2) озброю старую - доспехи, вооружение; 3-3) на набежщика, налезача непорядочного - агрессора, неприятеля; 4) бояни - певцы-воины; 5) Межа - граница Римской империи вдоль Дуная; 6) Дачина - Дакия; 7-7) вала великая - большая битва; 8-8) за стены сховатись, а сядеться - римляне прятались за городскими стенами; 9-9) кветь весь ступовый - цвет силы степной; 10-10) до поля - на битву; 11) Тыша - Тисса; 12) Гадяча - готы, от слова "гад", "гадость".

Назад История Руси. Источники: Тексты. I Далее

 
1. ХРОНОЛОГИЯ Версия для печати

1. ХРОНОЛОГИЯ

5508 г. до н. э. Сотворение мира и человека Богом-Творцом.
5000 - 2000 гг. Древнеямная археологическая культура в Малой Азии, на Балканах и в Подунавье.
4000 - 3000 гг. Трипольская археологическая культура на территории современной Украины.
3800 г. Начало цивилизации в Шумере.
3450 г. Основание г. Вавилона ("Ворота к богам") негроидным племенем сасу.
3296 г. Всемирный Потоп. Спасение Ноя Праведного.
3296 - 2122 гг. Расселение людей по Земле. Образование первых империй: Манеса - в Египте, Нимрода - в Вавилоне, Ассура - в Ассирии. Кушиты, потомки Хуса, сына Хама, строят первые города: Мемфис в Египте, Ниневию в Месопотамии (2300 г.). Строительство грандиозных сооружений на берегах рек Нила, Евфрата, Тигра, в том числе Вавилонской башни.
3200 - 2400 гг. Древнее царство в Египте.
3000 - 2000 гг. Археологические культуры Центральной Европы: Шаровидных амфор, Ямная, Шнуровой керамики, Боевых топоров, колоколовидных и воронковидных кубков.
3000 - 1000 гг. Образование арийского государства Илят ("Цветущая страна") на Балканах, в Малой Азии, на Переднем Востоке. Андроновская арийская археологическая культура в Средней Азии.
2500 г. Протоармяне занимают Армянское нагорье. В Белоруссии образуется Усвятская археологическая культура.
2300 г. Расселение хеттов в Анатолии.
Катакомбная археологическая культура на Восточно-Европейской равнине.
2300 - 1500 гг. Унетицкая археологическая культура в Центральной Европе.
2122 г. Рождение праотца Авраама в г. Уре, Месопотамия.
2120 г. Вавилонское столпотворение и дальнейшее расселение людей по Земле.
2100 г. Образование царства амазонок в Приазовье. Прарусы-ойразы в долине р. Хоаспа, притока Тигра.
2017 г. Начало Ассирийского государства в Месопотамии.
Ок. 2000 г. Расселение киммерийцев от Урала до Малой Азии и до Балтийского моря.
2000-1776 гг. Египетское пленение евреев (по В. А. Сафронову).
1800 г. Начало Халколитической археологической культуры в Малой Азии (Хетты).
Ок. 1800 г. Царь Куссары и Нессы Аниттас. Начало хеттских завоеваний.
1800-1180 гг. Хеттское государство в Малой Азии.
1792-1750 гг. Царь Вавилонии Хаммурапи и его законы.
1780-1587 гг. Господство гиксосов (хурритов) в Египте.
1776-1736 гг. Исход евреев во главе с пророком Моисеем из Египта (по В. А. Сафронову)
1742-1155 гг. Господство касситов в Вавилонии (по В. А. Сафронову)
1700-1300 гг. Завоевание ариями Индии. Создание “Риггведы” и других ведических книг.
1650-1600 гг. Хеттский царь Лапарна – Хаттусилис I.
Ок. 1600 г. Падение городища Аркаим. Образование Крито-Микенского государства.
1600-700 гг. Срубная археологическая культура.
1595 г. Вторжение в Вавилонию хеттов под предводительством царя Мурсилисы I. Разорение Вавилона.
Ок. 1500 г. Курганная и Ямная археологические культуры в Восточной Европе.
1500-1200 гг. Тщцинецко-Комаровско-Сосницкая археологическая культура в Восточной Европе.
1380-1346 гг. Хеттский царь Суппиилулиумас.
1370 г. Завоевание хеттами Митаннии.
1314 г. Изобретение греческого алфавита финикийцем Кадмом.
1300-800 гг. Центрально-Европейская культурная археологическая общность Полей погребальных урн.
1300-700 гг. Прабалтославянская археологическая культурная общность - Лужицкая культура.
1262-1210 гг. Жизнь Геракла из Фив.
1226 г. Экспедиция аргонавтов во главе с Язоном за золотым руном.
1219 г. Филистимляне (“пеласги”, “народы моря”) захватывают Палестину.
1200-1000 гг. Белозерская и Позднекатакомбная археологические культуры Северного Причерноморья и Приазовья.
1200-900 гг. Белогрудовская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине.
1200 - 800 гг. Ясторфская археологическая культура в Центральной Европе. Срубная археологическая культура междуречья Днепра и Дона.
1193-1184 гг. Троянская война.
1180 г. Распад Хеттского государства.
1193 - 1184 гг. Троянская война.
1100 - 700 гг. Высоцкая археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. Новоассирийское царство в Месопотамии.
1040 - 1017 гг. Образование Еврейского царства в Палестине и правление царя Саула.
1010 - 977 гг. Царь и пророк иудейский Давид.
1003 / 1004 г. Взятие г. Иерусалима у иевусеев евреями.
ок. 1000 г. Прарусы на Дону. Создание Агаджирского царства на территории современной Украины. Этруски переселяются в Италию.
1000 - 700 гг. Чернолесская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине.
980 г. Распад Еврейского царства на два: Иудейское и Израильское.
977 - 934 гг. Царь Соломон Премудрый, сын Давида.
956 г., или 953 г., или 946 г. Завершение строительства храма царя Соломона в Иерусалиме.
908 г. Киммериец Гомер написал поэму "Илиада" (свидетельство Паросского мрамора).
884 г. Начало Олимпийских игр в Греции.
880 г. Основание финикийцами г. Карфагена.
808 - 775 гг. Царь Иделя и Великой Скифии Алабуга-Булгар. Вытеснение киммерийцев скифами из Причерноморских степей.
800 - 500 гг. Бондарихинская археологическая культура на территории современной Украины.
800 - 179 гг. Скифская археологическая культура.
753 г. Основание г. Рима.
722 - 711 гг. Война киммерийцев с Урарту.
721 г. Завоевание Израильского царства ассирийским царем Саргоном II. Город Самария разрушен, а 10 колен народа Израильского уведены в плен в Мидию.
ок. 700 г. Греческий поэт Гесиод. Начало греческой колонизации Причерноморья.
700 - 300 гг. Милоградская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине.
700 - 200 гг. Образование праславянского языка.
689 г. Ассирийский царь Синахериб хотел взять г. Иерусалим, но потерял убитыми "от ангела Божия" 185 000 воинов.
689 - 633 гг. Царь Иделя и Скифии Партатуа (Буртас). Он одержал победу над киммерийцами, за что получил прозвание Кама-Батыр.
680 г. Начало походов скифов и русов на Ассирию, Мидию, Вавилонию, Митаннию, Египет, Малую Азию.
655 - 650 гг. Основание милетцами причерноморских городов Ольвии (Борисфена), Никониума и Тираса.
653 г. Царевич Мадий, сын Партатуа, побеждает мидян в битве.
633 - 611 гг. Царь Иделя и Скифии Мадий, сын Партатуа.
630 - 330 гг. Династия Ахеменидов в Персии.
625 - 605 гг. Царь Вавилонии Набопаласар.
625 - 539 гг. Нововавилонское царство.
625 - 585 гг. Царь Мидии Киаксар.
627 - 626 гг. Высказывание пророка Иезекииля о скифах.
624 - 547 гг. Спитама Заратустра, основатель зороастризма.
612 г. Поход скифов и мидян на Ассирию. Взятие г. Ниневии и разрушение его.
605 - 562 гг. Царь Вавилонии Навуходоносор II.
597 г. Взятие г. Иерусалима вавилонянами и увод его населения в плен.
595 г. Избиение скифских вождей мидийским царем Киаксаром.
580 - 530 гг. Царь Иделя и Скифии Торган-Аспарык.
560 г. Приход к власти в Персии царя Кира II Великого.
558 г. Начало персидских завоеваний в Азии.
557 - 477 гг. Шакья-Муни (Будда) в Индии.
ок. 545 г. Основание греками городов Пантикапей и Феодосия в Крыму и г. Фанагория на Таманском полуострове.
539 г. Царь Кир II Великий взял Вавилон и восстановил язычество в Передней Азии. Евреи вернулись в Палестину из вавилонского плена. Восстановление Соломонова храма Зруббавелом (537 - 516 гг.).
530 - 494 гг. Царь Иделя и Скифии Кундуз-Балтавар.
525 г. Завоевание персами Египта.
522 - 486 гг. Царь персов Дарий I Гистасп.
513 - 512 гг. Поход Дария I на Скифию.
500 г. Начало Латенской археологической культуры и Железного века в Европе.
493 - 492 гг. Поход персидского полководца Мардария на Фракию и Грецию.
490 - 449 гг. Греко-персидские войны.
484 - 426 гг. Греческий историк Геродот.
480 - 438 гг. Династия Археанактидов в Боспорском царстве.
460 - 372 гг. Греческий историк Фукидид.
458 г. Возвращение из Вавилона в Иерусалим пророка Ездры.
445 г. Возвышение Перикла в Афинах.
438 - 392 гг. Царь Боспора Спарток I. Начало династии Спартокидов.
438 г. Возведение Парфенона в г. Афины.
437 г. Поход Афинского морского союза во главе с Периклом на Боспорское царство.
434 г. Мирный договор Афин с Боспорским царством.
422 г. Основание г. Херсонеса в Крыму выходцами из г. Гераклеи.
405-330 гг. Греческий историк Эфор.
400-100 гг. Археологическая культура Подклёшевых погребений на территории современной Восточной Польши.
380-339 гг. Царь Иделя и Скифии Атей, или Атал.
359-336 гг. Царь Македонии Филипп II.
349-309 гг. Царь Боспора Парисад I.
343-266 гг. Завоевание Италии Римом.
339-310 гг. Царь Иделя и Скифии Алабуга-Сыгеркан.
336-323 гг. Царь Македонии Александр.
335 г. Дунайская кампания Александра Македонского.
331 г. Разгром Персидской империи Александром Македонским. Завоевание части Азии и Египта.

Назад История Руси. Хронология. I Далее

 
Глава 22. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДЕЙ. I - IX вв. Версия для печати

Глава 22. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДЕЙ. I - IX вв.

Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э. Святой Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. Христианство у готов. Святые Крыма и Северного Причерноморья. Святые Кирилл и Мефодий и их миссионерская деятельность. Три крещения русов и великий князь Олег Вещий.

Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э.
К числу любимейших учеников Иисуса Христа относится старший брат св. апостола Петра Андрей. Он первый откликнулся на призыв Учителя следовать за ним и первый объявил Христа Мессией (Иоанн, 1, 41). Потому Андрей получил прозвание Первозванного. Среди 12-ти апостолов св. Андрей считался наиболее способным и носил прозвание "глава", так как ему удавалась организаторская деятельность в первоначальной христианской общине верующих в Сына Человеческого. Андрей был человеком ясного логического мышления и твердой воли. Он по праву считался хранителем преданий об Иисусе Христе, которые носил в своем сердце и понемногу записывал. Впоследствии он передал эти записи первым евангелистам - святым Матфею, Марку и Луке. Св. Андрей великолепно произносил проповеди во славу Сына Божьего и Его Нового учения.
После Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы, в 34-й год н. э., они во исполнение повеления Христа отправились в те страны, которые были назначены им по жребию. Начало благовествования святого апостола Андрея относится к середине - второй половине 30-х годов. Уже в 36 г. он рукоположил первого епископа селения Византия. Это был святитель Стахий. На том месте позднее, в 330 г., возник Константинополь.
Древнейшее сказание о проповеди Слова Божьего святого апостола Андрея на северных берегах Черного моря и в Крыму относится к началу III в. и принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.). В нем говорится следующее: "Андрей, после того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где погребен".
Другое известие читаем у Оригена (200-258 гг.). Оно гласит следующее: "Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю приморскую страну Вифинии, Понта и Фракии, и скифов, проповедывая Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста, где находится крепость Аспар и река Фазис , у которой обитают внутренние эфиопы ; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом".
Все три свидетельства подтверждает Софроний (ум. 475 г.), один из друзей блаженного Иеронима Стридонского. В Дополнении к "Каталогу церковных писателей" Софроний пишет, что "Андрей, брат апостола Петра, проповедовал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа скифам, согдианам и сакам, проповедовал также в великом Севастополе, где находится крепость Аспар и река Фазис, у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом, префектом Эдесским".
Автор "Похвального слова св. апостолу Андрею" Никита Пафлагонский (ум. 873 г.) прославляет его в следующих словах: "Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому".
Таким образом, речь здесь идет о путешествии св. Андрея вокруг Черного моря из Грузии через Кавказские и Новороссийские земли в Грецию.
Наконец, приведем еще один текст из "Жития св. Андрея", составленного иерусалимским иеромонахом Епифанием (IX в.), в изложении того же Макария Булгакова: "Из этого Жития оказывается, что собственно в пределах нынешней России Первозванный апостол посетил со своими учениками и сотрудниками землю Иверскую, Сванетию и Осетию, где находился город Фостофор; оттуда спустился в Абхазию и проповедовал в городе Севасте; простираясь далее вдоль помория, перешел землю джигетов, страну Верхний Сундаг и достиг приморского города Боспора, столицы Боспорского царства, у Киммерийского пролива; из Боспора, следуя вдоль южного помория Тавриды, прибыл в Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся тогда князем Савроматом, а из Феодосии перешел в город Херсонес, где оставался долгое время".
Здесь в Херсонесе св. апостол Андрей совершил первую в Европе евхаристию и основал храм, тоже первый в Европе, затем подобный же храм он воздвиг в Танаисе. С помощью св. апостола Андрея в Тавриде было основано еще несколько церквей, отчего Русская церковь по праву считает этого апостола своим.
Согласно предположению историка русской церкви В. В. Болотова, в Боспорском царстве, в его столице Пантикапее, в середине I века действовала целая группа проповедников из Палестины, в том числе св. апостолы Петр, Варфоломей и Матфей.
Исследователь С. А. Беляев предположил, что итогом апостольской деятельности св. Андрея было крещение в 52 г. боспорского царя Полемона.
Путешествовал ли св. апостол Андрей севернее Херсонеса, например, по Днепру, Епифаний Иерусалимский не говорит, а только упоминает "некие страны Севера", которые посетил благовестник. Зато Нестор Летописец, писавший в конце XI - начале XII в., поместил в своей летописи рассказ о путешествии св. апостола Андрея по Днепру до гор Киевских, где тогда уже существовали три небольших поселения. Там он водрузил на одной из гор Святой Крест и предсказал, что здесь воссияет благодать Божия, будет город великий со множеством церквей.
"И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, - продолжает Нестор. - И пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, а натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побывав в Риме, пошел в Синоп".
Древнерусский литературный сборник "Дела ростовских князей", принадлежащий перу великого князя Константина Всеволодовича (1216-1220 гг.), сохранил сказание о посещении св. апостолом Андреем терема князя Перея-Тучи на Волхове и исцелении сына князя Яромира. Вблизи терема св. апостол Андрей водрузил свой жезл. В XVI в. на этом месте (современное село Грузино, Новгородская обл.) возник храм в честь св. апостола и в нем хранился этот жезл долгое время. Брат исцеленного Мунга-Герман отправился со св. апостолом Андреем дальше по Волхову и на Валаамском острове озера Нево (Ладожского) остался для молений. Позднее на этом месте возник Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В устных преданиях святой Валаамской обители, которые в начале XIX в. записал А. И. Сулакадзев, о св. апостоле Андрее говорится так: "...прошед Голяд, Касог, Роден, Скеф, Скиф и Словен смежных, лугами достиг Смоленска, и ополчений Скоф, и Словенска Великого, и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам прошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные". Ныне близ Никоновой бухты Большого Валаамского острова, где по преданию некогда причалил св. апостол Андрей, стоит Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о св. апостоле Андрее.
Согласно свидетельству историка церкви А. В. Карташева, маршрут путешествия св. апостола Андрея выглядит следующим образом:
Палестина
¯
Ливан
¯
Антиливан
¯
Закавказье
¯
г. Севаст в Абхазии
¯
Кавказ с Иверией, Сванетией, Осетией и Абхазией
¯
берега Азовского моря с г. Танаисом-на-Дону ("страна мирмоидонян")
¯
Боспорское царство в Крыму с гг. Боспором и Феодосией
¯
г. Киев-на-Днепре
¯
г. Смоленск-на-Днепре
¯
г. Великий Словенск-на-Волхове
¯
терем князя Перея-Тучи на Волхове
¯
г. Ладога
¯
Ладожское озеро с о-вом Валаамом
¯
р. Нева
¯
Балтийское море
¯
Средиземное море
¯
г. Рим
¯
г. Патрос на полуострове Пелопоннесс

Назад История Руси. Глава 22. I Далее

 
Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА Версия для печати

Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА

Становление мифологического сознания и мифологической культуры у древних славян началось в незапамятные времена. Оно происходило по мере того, как человек забывал, что жил в раю, и по мере того, как развивался сам человек, в процессе трудовой деятельности и осмысления им мира и своего нового бытия в нем. Человек осмысливал свою жизнь в труде в связи с природными сезонными и небесными циклами, и в связи с людскими муками, и в связи с познанием Бога и верой в него. Человек не сразу пришел к Истинному Богу-Творцу. Он долго искал. В первобытные времена человек в своем сознании обожествлял силы природы и ставил в зависимость от нее свои силы и возможности, здоровье, продолжительность жизни, результаты труда. Основой миропонимания было одухотворение сил природы, с которой человек соприкасался непосредственно и постоянно. Жизнь и труд первоначально рассматривались как противоборство животворящих и мертвящих сил природы. Отсюда разделение на добрые и злые силы, которые якобы изначально противостоят друг другу, как, например, Ормузд и Ариман в религии праиранцев, с которыми праславяне долго соседствовали, или как Тангра и Шурале у древних булгар, рядом с которыми праславяне жили в Кара-Саклане и в Волжской Булгарии.
От древних индоевропейцев праславяне как земледельческий народ унаследовали четыре пласта верований: (1) веру в магию, осуществлявшуюся жрецами, (2) веру в загробный мир и загробную жизнь души, (3) веру в сверхъестественные качества предметов, явлений и всего живого, (4) веру в пантеон богов и демонологию. До исторического времени, то есть до грани старой и новой эры, сохранились два славянских политеизма: (1) полабский и (2) восточнославянский. В начале новой эры в Волынском государстве князя Маха имело место смешение двух упомянутых мифологических систем.
Среди этапов развития мифологии выделяется первый, изначальный, а именно: (1) от почитания безликих природных сил к их персонификации и обожествлению, когда солнце, дождь, ветер, родники, деревья, камни одухотворялись и нередко принимали облики духов: Авсень, Масленица, Домовой, Полевик, Доля, Горе, Лихо, Диво, Лихорадка и т. п. Появление пантеона языческих богов было первым этапом мифологии.
Второй этап связан с противопоставлением Космоса (хорошо устроенного мира) Хаосу (неустроенному миру), а также противопоставление мира своего мира чужому. Причем свой мир нередко у рода-племени воспринимался как центр мироздания. Праславяне же противопоставляли себя другим как ясно говорящие на понятном им языке, в то время как другие - "немые", или немцы, говорят на непонятном языке и потому - чужие. Неудивительно, что двойственность и запредельность миров имели мифологическую основу, что реализовывалось в календарных, посвятительных, свадебных и похоронных обрядах, в заговорах и знахарских действиях жрецов.
Слагавшиеся издавна мифы объясняли первобытным людям смысл природных и жизненных перемен. Отсюда следующий, (3) третий этап развития мифологии, а именно: обожествление сил природы и как следствие этого - ведическая, монотеистическая вера древних индориев, которая послужила истоком всех остальных вероучений индоевропейских народов, в том числе праславян и прарусов.
Веды возникли в Индии и ими называются четыре книги: гимнов ("Ригведа"), заклятий ("Ахтарваведа"), жертвоприношений ("Яджурведа") и песен ("Самаведа"); к ним примыкают две эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Эту литературу переписывали и распространяли брахманы (жрецы) по всему арийскому миру от Инда до Дуная. Индийские миссионеры часто приходили на Днепр, в Великую Скифию, и проповедовали среди скифов, сарматов и праславян.
Происхождение ведизма можно было бы выразить в виде следующей схемы:


 Увеличить


Суть ведической религии праславян заключается в законах Прави, которые изначально даны Всевышним в самом начале Творения, ибо Всевышний - сам есть Закон Вселенной. Имя Всевышнего Бога - Всевышний, или Вишну. Имя Бога-Творца - Бог-Творец, или Сварог, потому что он сотворил, т. е. сварганил, Землю и все, что на ней, а потом Сваргу, или Небесный мир. В разные эпохи он нисходил к людям Крышнем, Вышнем или Колядою, а его сыновья Сварожичи были образами и проявлениями его в земном мир. Через свои образы он являл свои волю и законы. Закон - это Правь, которой подчинена Явь, или мир явлений. А Навь - это мир духовный, посмертный, мир пращуров. Это тот мир, в котором пребывает ипостась Триединого Бога до ее нисхождения в Явь, т. е. в действительный мир на Земле.
Триединый бог - это Триглав. В "Велесовой книге" содержится "Прославление Триглава". В последнем дана вся суть древнеславянского вероучения, поэтому мы приводим его текст целиком:
"Прославление Триглава.
И вот начните,
во-первых, -
главу пред Триглавом склоните! -
так мы начинали,
великую славу ему воспевали,
Сварога - деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода Божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом течет из крыни,
зимой не замерзает,
живит той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к нему,
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживляющий явленное,
не прекращай Колеса вращать!
Ты, кто вел нас Стезею Прави
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Святовиту мы славу рекли.
Он есть и Прави, и Яви бог!
Песни поем мы ему,
ведь Святовит - это Свет.
Видели мы чрез него Белый Свет.
Вы посмотрите: Явь воздымает,
нас он от Нави уберегает!
Мы восхваляем его!
Мы плясали - его воспевали,
к нашему богу взывали мы,
ибо тот бог - землю с Солнцем носил,
и звезды держал,
и Свет крепил.
Славьте великого Святовита:
Слава Богу нашему!
И воскорбите же сердцем своим,
дабы вы смогли отречься
ото злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются божии дети!
И говорите:
Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
есть в то же время и Святовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен сей божий Свет.
За теми двумя - Хорс и Велес, Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
Затем Радогощ, Коляда и Крышень,
каждый - едва ли не Вседержитель.
Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед -
Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Нерестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Святич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, и Листопадич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич-Родич,
и тут Семаргл - Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
Это суть - Триглавы общие.
И вот ты пришел,
и тут же привратник
Врата отворяет
и вводит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река здесь,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть Дню Сварожьему, быть ли ночи,
и отсекает от Нави Явь.
Ибо он - явский.
Он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб - Сноп наш.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен он - златорун, милосерд!
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь
и слово Перуницы там обретешь:
То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на Твои луга, о великий Сварог!
И Сварог небесный промолвит:
Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе вы не вняли еще.
Но поскольку вы - в войске Ясуни,
вы совсем не такие, как греки,
вы имеете славу иную.
вы дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного,
Ибо то богатство иное!
На Земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне же будут мирные дни.
Мы стояли на месте своем
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в гоне, вся сияя светом.
И все перья ее - прекрасны:
черемные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
летает по солнопутью,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье.
И мы должны
приложить все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги Ясуни!"
Итак, Триглав (Тримурти) - это триединое языческое божество, где главным считался Сварог, он же - Дый, или Бог-Творец всей Вселенной, изображавшийся иногда в виде человека с головой быка. Имя "Сварог" означало "солнце", а "Дый" - "день", "Бог" - "наделяющий благом", т. е. богатством. Отец всех богов, он был мужским воплощением Рода, богом неба, мудрости, покровителем брака, кузнечного дела, ремесел, охотников. Именно он установил Закон Прави. Сварог - супруг Лады и отец Сварожичей. Другие имена Лады - Божуна, Подага и Ира. Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. К тому же он установил самые первые законы и велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа.
Александр Игоревич Асов восстановил по народным легендам древнейшую ведическую основу прарусской мифологии о Свароге, о Семаргле и о создании мира. Богом Творцом: “В начале времени, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные ратичи – воины Сварога.

Назад История Руси. Глава 21. I Далее

 
Глава 20. КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ И НАЧАЛО Версия для печати

История Руси. Глава 20. I

Глава 20. КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ И НАЧАЛО
КИЕВСКОЙ РУСИ-2. 882-922 гг.


Предания о личности преемника Рюрика и реальная история. Поход на Киев в 882 г. Сложение территории Киевской Руси-2 при Олеге Вещем. Венгры под Киевом. Поход на Царьград в 907 г. Договоры Руси с Греками. Князь Олег и славянская письменность. Борьба за Киевский стол в 911 - 922 гг. Смерть Олега Вещего и вокняжение Игоря Рюриковича

Предания о личности преемника Рюрика и реальная история
Когда в 879 г. умер князь Рюрик, к власти в Новгороде пришел брат вдовы Рюрика Ефанды князь Олег. "Сей опекун Игорев, - писал о нем Н. М. Карамзин, - скоро прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовию подданных".
По преданию, князь Олег был норвежцем из Халоголанда, провинции на северо-западе Норвегии, где его звали "Хельги", а на Руси - Олегом Вещим, т. е. "мудрым", "знающим о том, что произойдет, наперед". История князя Олега в "Повести временных лет" обросла легендарными подробностями, поэтому отделить реальное от мифологического сложно. Два исследователя - датский Адольф Стендер-Петерсен в книге "Varangica" (1953) и русский Евгений Пчелов в генеалогическом исследовании династии (2001) - считают возможным отождествить Олега Вещего русских летописей с Оддом Стрелой, героем норвежско-исландских саг: "Орвар-Одд сага", "Сага о Хервер", "Сага об Эгиле", "Сага о Гисли", а также "Истории Норвегии" Тормоди Торфейна. Имеется добротное изложение "Орвар-Одд саги" Е. В. Пчелова. "Согласно саге, - пишет Е. В. Пчелов, - Одд был сыном Грима Бородатого (Мохнатые Щеки) с острова Рафниста (Халоголанд на северо-западе Норвегии) и с детства воспитывался в доме отцовского друга Ингиальда с сыном последнего Асмундом. Однажды дом Ингиальда посетила пророчица Гейдр и предсказала судьбу всем, кроме Одда, который никак не хотел выйти к ней и узнать свое будущее. Однако Гейдр все-таки рассказала Одду о его дальнейшей жизни: якобы он проживет 300 лет, совершит множество подвигов, обретет славу и большое богатство в дальних краях, но умрет на родине. Причиной его смерти будет любимый конь. Одд обиделся на колдунью, по-скольку лучшим концом для викинга была гибель в бою, а вовсе не спокойная смерть дома, и ударил прорицательницу до крови, за что Ингиальду пришлось платить ей большие деньги. На следующий день Одд с Асмундом убили коня Одда Факси (буквально - "Грива") и навалили над трупом курган из камней. Потом Одд, Асмунд и другие норвежские юноши отправились странствовать. Одд оказался в Финнмаркете, т. е. в Финляндии, где стал владельцем волшебных стрел короля Гузи (отсюда у Одда появилось прозвище - "Стрела"), потом - в районе Вины (Северной Двины) и в Бьярмаланде (так называлась территория Беломорья). Затем Одд побывал на острове великанов, вернулся в Скандинавию, где участвовал в битве на острове Самсэ между местными конунгами, а затем отправился на Оркнейские острова, был в Шотландии, Ирландии (здесь погиб его друг Асмунд), на Готланде, в Греции, Аквитании, на Сицилии. Здесь Одд даже принял крещение от некоего аббата; был отнесен бурей в Хунналанд (страну гуннов), где в городе Кенугарде (так норманны называли Киев) правил король Геррауд. Он оставил Одда жить при своем дворе, поскольку даже в Хунналанде было известно, что Одд - великий герой. Во время службы у Геррауда отважный конунг совершил поход на Бьялкаланд, соседнее государство с Хунналандом, подчинил эту страну Геррауду и разрушил там языческих идолов... Потом Одд женился на дочери Геррауда Сильскисиф ("Шелковая дева"), а после смерти короля долгое время сам правил Хунналандом. Уже будучи стариком, Одд решил побывать на родине, чтобы узнать, кому теперь принадлежат его наследственные владения на острове Рафнисте. Узнав о правильном переходе наследства, на обратном пути Одд посетил Берурьод, где когда-то находился дом его воспитателя Ингиальда. Высадившись на берег, Одд показал своим спутникам места детства и рассказал о предсказании колдуньи, которое, как он думал, теперь уже не исполнится. Вдруг герой наткнулся на какой-то холмик и, пошевелив в земле копьем, нашел конский череп (это был череп Факси), из которого выползла змея и ужалила Одда в ногу. Через некоторое время Одд умер, был похоронен в каменной гробнице, а в Хунналанде стали править Сильскисиф с сыновьями. У Одда от дочери ирландского короля были дочь Рагнхильд, а от Сильскисиф - сыновья Асмунд (назван в честь друга Одда) и Геррауд (названный в честь деда)".
Как видим, сага соткана из множества легендарных преданий и мотивов. Неизвестно, какие из них достоверные, а какие являются литературным вымыслом. Неясен и главный вопрос: был ли Одд-Орвар князем Олегом Вещим, или нет. Согласно "Саге о Гисле", Одд был не сыном, а братом Грима Мохнатые Щеки, и оба они - сыновья Кетиля Лосося и внуки Халльбьерна Полутролля. В "Саге об Эгиле" отцом Халльбьерна с острова Рафниста назван Ульв Бесстрашный. По хронологии ход событий в сагах частично совпадает с ходом событий русских летописей, хотя и не вполне, и относится ко второй половине IX - началу Х в. Кстати сказать, в "Саге об Ингваре-путешественнике" упомянута принцесса Руси Сильскисиф, которая правила Хунналандом, иначе говоря, Киевским княжеством. Когда? Очевидно, что после смерти Олега Вещего, если он и Орвар Одд - одно и то же лицо. А если это так, то она воспитала сына Асмунда, который в конце 920-х годов, возможно, был воспитателем малолетнего князя Святослава Игоревича.
В сопоставляемых с русскими летописями сагах совпадают лишь некоторые факты и мотивы легенды, а именно: факт княжения Олега или Одда в Киеве, а также мотив смерти героя из-за своего коня. Возможно, что саги дополняют летописи, а возможно что и нет. Во всяком случае, мы принимаем часть биографии Олега-Одда весьма условно. Как бы то ни было, исследователь Е. В. Пчелов построил гипотетическую родословную князя Олега Вещего, которую мы здесь и воспроизводим.
Родословная князя Олега Вещего (по Е. В. Пчелову)

 Увеличить

Обратимся теперь к реальным фактам биографии Олега Вещего. Ингварю, племян-нику Олега, было всего два года, когда Олег стал при нем князем-регентом, опираясь на свою многочисленную и хорошо вооруженную дружину (879 г.).
Один из его старших дружинников, по имени Свенельд, в тот момент занял Ростов Великий и провозгласил себя князем. Предупрежденный верным гонцом, князь Олег не мешкая поскакал в Ростов и явился перед пирующими в Кремле заговорщиками в образе простого латника с опущенной решеткой шлема, которая закрывала его лицо. Он смело вошел в палату кремля, где пировали заговорщики, и объявил, подняв решетку, что он - великий князь Олег. Тем он испугал заговорщиков и разрушил их тайные замыслы. Свенельд же был тут же арестован и заключен в темный погреб. После воевода покаялся и был прощен Олегом.
Ал-Мас’уди в книге "Промывальни золота и рудники самоцветов" так написал о Новгородском княжестве накануне похода Олега Вещего на Киев: "Вслед за ним (т. е. за Диром. - Ю. Б.) следует царь ал-Олванг (т. е. Олег. - Ю. Б.), у которого много владений, обширная страна, большое войско и обильное военное снаряжение". Нужно сказать еще об одном известии, которое считают весьма гипотетичным. Польский хронист Ян Длугош в конце XV в. в своей "Истории Полонике" отмечает: "После смерти Кига, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племенники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Оскалду, очевидно, и Диру". А.-Л. Шлецер назвал это известие "недоразумением". Но академик А. А. Шахматов признавал его достоверным. Поэтому в советской исторической науке, например у академика Б. А. Рыбакова, версия о происхождении Аскольда от Кия получила широкое распространение. Между тем, она недостоверна и может рассматриваться только как одна из гипотетических интерпретаций легендарных свидетельств.

Назад История Руси. Глава 20. I Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 442 - 450 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены