|
Интервью и воспоминания
ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ |
|
ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ К главе 5 1. Поведка про царя Гонтаря. Юрьевский фольклор. “Як за давние, за часы та был у наших дедов Царь Гонтарь, сильный, як Молодык ясный, а еще был дитя, а то дитя плакало, и пришел до него вояка, с шаблею на поясе, так дитя хватилося за шаблю ту, и смеялось, и а смеючись, игралось, да и до верху подняло, а сказал царю Гонтарю вояка тот: "Смотрите! Буде дитя то, тот мальчик малый, великим, а буде он на врагов ходити, на поле их бити, и поверже мир целый до ног своих а потопче, и будут цари его боятися, а Бога молити, чтоб ушел скорее подальше от них, а будут по нем жены плакати, чтоб пришел да жил, и скажет им дитя наше малое: "Идите с другими! А мне с вами возиться некогда, треба в поход идти! Треба в поход идти, пороха считати! А негоже мне с вами, бабами, забавлятися!" Да скзавши так, шаблюку снял, дитяти отдал, а царь Гонтарь ему другую дал с сребром, золотом, с каменьями самоцветными, что как жар горят. И стал Гонтарик молодой расти, посилятися, и стал шаблюкой на всех похвалятися, а как отец услышит, шаблюку возьмет, в сундук положит, на замок запрет, так Гонтарик кричит, ночи не спит, все назад просит, и ему старшие оружие отдают. Умер старый Гонтарь скоро ввечери, за столом, после выпивки доброй, среди друзей, а за него стал Гонтарик правити, полки требовать, солдат набирать, да все ходить по улицам, а музыки играть, а барабаны бить, из ружей стрелять. И сказали старшие: "Глядите-ка! Коли дитя еще, а солдат любит, да музыки правит, так будет дитя то царем сильным, и нам земли прибудет, и себя прославит!" Так и сталось скоро, еле Гонтарик взрос, как в Походы сказал всем собиратися. А потом войска свои повел на мир целый, всех царей побил, все земли забрал, а когда домой воротился Гонтарик, стал он Отечество устрояти, а всем людям стал землю давати, да работать на ней приказывать, а лентяев до столбов привязывать, и собрал людей, и так им сказал: "Люди мои добрые, подданные мои! Вашей кровью добился я славы большой, а теперь скажу вам, что нет на свете ничего, что лучше, чем..." А тут всадник летит, Гонтарику кричит: "Враги идут, видимо-невидимо! Земли наши отбирать хотят! Поднимайся, царь! Защищай людей твоих, что вокруг стоят!" И назад поскакал, шаблюкой машет: "Мне за тебя помирать надо! Теперь уже говорить с тобой совсем некогда!" Собирал тут царь Гонтарь-Молодой полки и вел их на врагов, разбил, рассеял, и про всадника-вестника спрашивал, нашли его убитого, шаблю в руке держал, а другой к сердцу перстень прижал, что царь ему в ответ бросил. Хоронил его Гонтарь-царь с почестью, а всем сказал: "То слуга был верный мой!" И сам позади за ним шел пешком, а потом людей созывал, чтоб сказать им: "Враги нападали на нас, а я сказать хотел, что нет на свете ничего лучшего, как..." А тут опять всадник летит, царя кричит: "Поднимайся, царь наш, враги идут! Враги идут от полудня горячего! А много с ними войска разного, коней лихих, всадников храбрых: и скачут они скоро-скоро!" Бросил ему царь новый перстень свой, людей отпустил, полки свои собирал, говорил он войскам своим: "Видите! Храбрость ваша не знает покоя! Она в постельке теплой не спит, не нежится! В постельке не нежится на поле спешит, чтобы крови горячей напитися! А то видите на делах ваших сами, когда в поле летите, чтоб с врагами биться, чтоб побить сильнейших, прогнать их с него!" И махнул рукой, на врагов послал, и побили они врагов злых, рассеяли, а потом царь Гонтарь всадника искал, и нашел его на земле убитого, а и тот шаблюку в руке сжимал, а до сердца прижал перстень царский, и за ним шел царь, за гробом его, пешком, без шапки, почесть отдал, и сказали люди про царя того: "Скажут дети наши, что был царь наш храбрый и сильный царь, да никто его не мог в поле сбить, в битве сразить, одолеть его, до конца знищити, и любил он дела военные, храбрые, поведки старые про битвы тяжкие, где зурна зурится, руда рудится, а где смерть смеется зубами щербатыми, и друга в бою хранил, врага не миловал, а за всех людей своих душой болел!" И был царь Гонтарь в броне железной, а на главе имел шлем серебряный, очи горели его как звезды в ночи, а была шаблюка его тяжелая, что три вояки поднять не могли, а была броня, что тысяча всадников разом взявшись, подвинуть не могла. На мизинце носил он перстень свой, что силу давал ему за сто людей, и дал его ему царь один, которого Гонтарь от врагов отбил, из плена спас, а царь тот был из Земли Дальней, что у самого у рая простиралася, да что дальше ее идти некуда. И у края той Земли Дальней поля лежат, а с одной стороны хлеборобы идут, плугари плугарят, землю пашут, а с другой - ангелы Божии идут, целину святую вздымают синюю, да хлеб-свят сеют, снопы вяжут, да на ток Божий везут, молотят, а зерно летит - души христианские, зерно прорастает, то - дети малые, а колосья стоят, по ветру клонятся, а то - люди Божьи живут на свете ясном, на свете ясном живут, Богу молятся! И был у царя Гонтаря Молодого конь, а звали его Буланым конем, а на том коне царь Гонтарь воевал, а на нем он за врагами скакал, стада свои загонял, на воды гнал, да по свету летел, искры сыплючи из-под копыт его могучих, а и конь Буланый тот царя слушался, на свист сам шел, в седло влазил, в узду сам морду вставлял, ржал весело, ржал весело, копытом землю бил, хвост трубой держал, гриву по ветру..." И с т о ч н и к: Миролюбов Ю. П. Материала к истории крайне-западных славян / Собр. соч. Т. 17. Аахен, 1990. С. 111-114. К о м м е н т а р и й Фольклорная основа Поведки находится в рукописи Доберанского монастыря, не позднее XVII в. Это рассказ о богатыре-царе Гонтаре и его подвигах. Реалии подлинного времени утрачены, как и факты: против кого, где и когда воевал этот богатырь? Русская поведка начала ХХ в. это христианизированная и модернизированная версия, где действуют солдаты с ружьями, ангелы Божии на краю рая, сеющие и жнущие хлеб, люди Божии, молящиеся Богу. Гонтарь и Антырь двух сказов чрезвычайно близки. Они напоминают примитивных древних царей, чей образ жизни и действий весьма близок к простонародному. Их сближает одна общая черта, характерная для древних князей, - это защита своих людей от врагов. Соответственно подданные и слуги ближайшие отвечают им преданностью до смерти. Преданность ценится выше всего, как и честь и доблесть на поле брани. В описании двух всадников, сообщающих о нападении врагов, видно ведическое содержание: в Ведах два Асвина скачут, чтобы сообщить Индре-царю и богу, совершающему дневной путь по небу в золотой колеснице, о нападении асуров, духов тьмы. Их два, а не три, как и в греческой мифологии (Кастор и Поллукс). Описание Дальней земли, граничащей с раем, это отголосок идей, когда народы-кочевники покинули земли Средней Азии и устремились в степи юга России, где находилась райская земля, богатая молоком и медом. Там живут люди Божьи и их опекают ангелы. Не о такой ли стране мечтали праславяне и наконец получили, назвав ее Русколанью и Русью? Скорее всего, да! И эту страну надо было защищать от врагов, почему и нужны были Руси во все времена храбрые богатыри. К главе 6 2. Захариха "Сказ про Карпат-гору да Кущобу". “Оте старые травы, що берегут кости хоробрые вояковъ, та ростут кругом, открывши шелопы1, та меча ржавые и2 озброю старую2, так оте травы - буркуны, лопухи высокие знають, якъ собыралася сыла степовая великая, на Волоха злого, на ворога старого, 3 на набежщика, налезича непорядного3. И то Кущоба - Царь сказавъ, аще будетъ самъ вести хоробрыхъ. И шли до не зо всего степу хоробрые вояки, и тамо головы сложили бояни4. Тожъ Волохи выдели, аще прийдеть новая сыла, такъ пройдеть она за Дунай Сыний и обереть Межу5 да Дачину6, и той сылы Волохъ не побореть. И кажень день была тамъ7 вала велыкая7, и Волохи не змагалыся звитязиться и могли только 8 за стены сховатись, а сядеться8, и оттамъ-отудь борониться. И тожъ скоро-скоро сыла Кущобская, а сыла фрякова возменьшилася. И тодижь позвали гонычи9 кветь весь ступовый9 10 до поля10, до сечи великойи. Прийшла нова сыла Кущобская, и Волохи погнала на Карпат-Гору, Царя Волоська убыла и пройшла до Тыши11 и даль за Дунай. Тажъ земля названа була Дячина, бо тамо, дякы Богу, фряки, ловкы воякы, нездарма головы поклалы. Була там побида великая, и Волохи оттам-туда отбегалы, яко овци одъ вовкивъ лютыхъ. И забрала Фряга веньская усю землю съ Карпат-Горой, и съ Дунаемъ Сынимъ, и выйшла до земли, нежъ назвала Фрякою. А колижъ война прява кончилася, прыйшла Гадяча12 та хотила такожъ Волоха здобувати. Такъ стала Гадяча на Фряки нализаты та ихъ штовхаты. Та була велыкая Сича, тай була-жъ Гадяча прогната. Отожъ слава богам нашим и воякамъ хоробрымъ, а кожному Роду, що воякивъ подавалъ до поля сечевого, до славного! И тыжъ Земле Дякова, велика еси, а еси бо Русена-Земля нашая. И життя въ тебе немаеть тыхого, яко еси, Земле Сичы, а крове нашей, и ворога, Волоха крове! А полыта сытно кровамы до гирдла13, А жажды немаешь ныне, а отожъ Русова Земле еси. Хоронь-бо деревиемъ шелепы наши, кости, мечи, а броню ржаву, и то все якожъ останеся одъ хороброго. Воны теклы со смехами на ворога, а смерти не почитали за страхъ. И тожъ веньска сыла була, якъ до смерте былыся зъ надеею, же бо боги то зрять и Русу мылують! Незапомыньмо бо того николы, а славу богамъ окажемо!" Источник текста: "Факты". Нибро, N 7. С. 34 - 35. Комментарий В этом сказе повествуется об освобождении территорий Дакии и Трансильвании, а также северного берега Дуная до самого гирла (устья) от войск римлян. Хозяевами здешних мест называны "кущобцы", или бастарны, и фракийцы, жившие на территории современной Дунайской Болгарии, и еще даки, жившие в Дакии, т. е. в современной Румынии, а также "веньцы", или венеды, т. е. славяне, жившие в северных отрогах Карпатских гор. Речь идет о дако-римских войнах императора Траяна и о партизанской войне автохтонных народов. Дакам при этом помогал весь Степной союз Причерноморских степеней, среди которых было немало русов и антов. И тут пришли готы и стали нападать на Фрягу Вендскую, т. е. на юго-западных русов, но проиграли сражение и были вынуждены отступить. 1) шелопы, шелепы - шлемы; 2-2) озброю старую - доспехи, вооружение; 3-3) на набежщика, налезача непорядочного - агрессора, неприятеля; 4) бояни - певцы-воины; 5) Межа - граница Римской империи вдоль Дуная; 6) Дачина - Дакия; 7-7) вала великая - большая битва; 8-8) за стены сховатись, а сядеться - римляне прятались за городскими стенами; 9-9) кветь весь ступовый - цвет силы степной; 10-10) до поля - на битву; 11) Тыша - Тисса; 12) Гадяча - готы, от слова "гад", "гадость". Назад История Руси. Источники: Тексты. I Далее |
|
1. ХРОНОЛОГИЯ |
|
1. ХРОНОЛОГИЯ 5508 г. до н. э. Сотворение мира и человека Богом-Творцом. 5000 - 2000 гг. Древнеямная археологическая культура в Малой Азии, на Балканах и в Подунавье. 4000 - 3000 гг. Трипольская археологическая культура на территории современной Украины. 3800 г. Начало цивилизации в Шумере. 3450 г. Основание г. Вавилона ("Ворота к богам") негроидным племенем сасу. 3296 г. Всемирный Потоп. Спасение Ноя Праведного. 3296 - 2122 гг. Расселение людей по Земле. Образование первых империй: Манеса - в Египте, Нимрода - в Вавилоне, Ассура - в Ассирии. Кушиты, потомки Хуса, сына Хама, строят первые города: Мемфис в Египте, Ниневию в Месопотамии (2300 г.). Строительство грандиозных сооружений на берегах рек Нила, Евфрата, Тигра, в том числе Вавилонской башни. 3200 - 2400 гг. Древнее царство в Египте. 3000 - 2000 гг. Археологические культуры Центральной Европы: Шаровидных амфор, Ямная, Шнуровой керамики, Боевых топоров, колоколовидных и воронковидных кубков. 3000 - 1000 гг. Образование арийского государства Илят ("Цветущая страна") на Балканах, в Малой Азии, на Переднем Востоке. Андроновская арийская археологическая культура в Средней Азии. 2500 г. Протоармяне занимают Армянское нагорье. В Белоруссии образуется Усвятская археологическая культура. 2300 г. Расселение хеттов в Анатолии. Катакомбная археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. 2300 - 1500 гг. Унетицкая археологическая культура в Центральной Европе. 2122 г. Рождение праотца Авраама в г. Уре, Месопотамия. 2120 г. Вавилонское столпотворение и дальнейшее расселение людей по Земле. 2100 г. Образование царства амазонок в Приазовье. Прарусы-ойразы в долине р. Хоаспа, притока Тигра. 2017 г. Начало Ассирийского государства в Месопотамии. Ок. 2000 г. Расселение киммерийцев от Урала до Малой Азии и до Балтийского моря. 2000-1776 гг. Египетское пленение евреев (по В. А. Сафронову). 1800 г. Начало Халколитической археологической культуры в Малой Азии (Хетты). Ок. 1800 г. Царь Куссары и Нессы Аниттас. Начало хеттских завоеваний. 1800-1180 гг. Хеттское государство в Малой Азии. 1792-1750 гг. Царь Вавилонии Хаммурапи и его законы. 1780-1587 гг. Господство гиксосов (хурритов) в Египте. 1776-1736 гг. Исход евреев во главе с пророком Моисеем из Египта (по В. А. Сафронову) 1742-1155 гг. Господство касситов в Вавилонии (по В. А. Сафронову) 1700-1300 гг. Завоевание ариями Индии. Создание “Риггведы” и других ведических книг. 1650-1600 гг. Хеттский царь Лапарна – Хаттусилис I. Ок. 1600 г. Падение городища Аркаим. Образование Крито-Микенского государства. 1600-700 гг. Срубная археологическая культура. 1595 г. Вторжение в Вавилонию хеттов под предводительством царя Мурсилисы I. Разорение Вавилона. Ок. 1500 г. Курганная и Ямная археологические культуры в Восточной Европе. 1500-1200 гг. Тщцинецко-Комаровско-Сосницкая археологическая культура в Восточной Европе. 1380-1346 гг. Хеттский царь Суппиилулиумас. 1370 г. Завоевание хеттами Митаннии. 1314 г. Изобретение греческого алфавита финикийцем Кадмом. 1300-800 гг. Центрально-Европейская культурная археологическая общность Полей погребальных урн. 1300-700 гг. Прабалтославянская археологическая культурная общность - Лужицкая культура. 1262-1210 гг. Жизнь Геракла из Фив. 1226 г. Экспедиция аргонавтов во главе с Язоном за золотым руном. 1219 г. Филистимляне (“пеласги”, “народы моря”) захватывают Палестину. 1200-1000 гг. Белозерская и Позднекатакомбная археологические культуры Северного Причерноморья и Приазовья. 1200-900 гг. Белогрудовская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. 1200 - 800 гг. Ясторфская археологическая культура в Центральной Европе. Срубная археологическая культура междуречья Днепра и Дона. 1193-1184 гг. Троянская война. 1180 г. Распад Хеттского государства. 1193 - 1184 гг. Троянская война. 1100 - 700 гг. Высоцкая археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. Новоассирийское царство в Месопотамии. 1040 - 1017 гг. Образование Еврейского царства в Палестине и правление царя Саула. 1010 - 977 гг. Царь и пророк иудейский Давид. 1003 / 1004 г. Взятие г. Иерусалима у иевусеев евреями. ок. 1000 г. Прарусы на Дону. Создание Агаджирского царства на территории современной Украины. Этруски переселяются в Италию. 1000 - 700 гг. Чернолесская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. 980 г. Распад Еврейского царства на два: Иудейское и Израильское. 977 - 934 гг. Царь Соломон Премудрый, сын Давида. 956 г., или 953 г., или 946 г. Завершение строительства храма царя Соломона в Иерусалиме. 908 г. Киммериец Гомер написал поэму "Илиада" (свидетельство Паросского мрамора). 884 г. Начало Олимпийских игр в Греции. 880 г. Основание финикийцами г. Карфагена. 808 - 775 гг. Царь Иделя и Великой Скифии Алабуга-Булгар. Вытеснение киммерийцев скифами из Причерноморских степей. 800 - 500 гг. Бондарихинская археологическая культура на территории современной Украины. 800 - 179 гг. Скифская археологическая культура. 753 г. Основание г. Рима. 722 - 711 гг. Война киммерийцев с Урарту. 721 г. Завоевание Израильского царства ассирийским царем Саргоном II. Город Самария разрушен, а 10 колен народа Израильского уведены в плен в Мидию. ок. 700 г. Греческий поэт Гесиод. Начало греческой колонизации Причерноморья. 700 - 300 гг. Милоградская археологическая культура на Восточно-Европейской равнине. 700 - 200 гг. Образование праславянского языка. 689 г. Ассирийский царь Синахериб хотел взять г. Иерусалим, но потерял убитыми "от ангела Божия" 185 000 воинов. 689 - 633 гг. Царь Иделя и Скифии Партатуа (Буртас). Он одержал победу над киммерийцами, за что получил прозвание Кама-Батыр. 680 г. Начало походов скифов и русов на Ассирию, Мидию, Вавилонию, Митаннию, Египет, Малую Азию. 655 - 650 гг. Основание милетцами причерноморских городов Ольвии (Борисфена), Никониума и Тираса. 653 г. Царевич Мадий, сын Партатуа, побеждает мидян в битве. 633 - 611 гг. Царь Иделя и Скифии Мадий, сын Партатуа. 630 - 330 гг. Династия Ахеменидов в Персии. 625 - 605 гг. Царь Вавилонии Набопаласар. 625 - 539 гг. Нововавилонское царство. 625 - 585 гг. Царь Мидии Киаксар. 627 - 626 гг. Высказывание пророка Иезекииля о скифах. 624 - 547 гг. Спитама Заратустра, основатель зороастризма. 612 г. Поход скифов и мидян на Ассирию. Взятие г. Ниневии и разрушение его. 605 - 562 гг. Царь Вавилонии Навуходоносор II. 597 г. Взятие г. Иерусалима вавилонянами и увод его населения в плен. 595 г. Избиение скифских вождей мидийским царем Киаксаром. 580 - 530 гг. Царь Иделя и Скифии Торган-Аспарык. 560 г. Приход к власти в Персии царя Кира II Великого. 558 г. Начало персидских завоеваний в Азии. 557 - 477 гг. Шакья-Муни (Будда) в Индии. ок. 545 г. Основание греками городов Пантикапей и Феодосия в Крыму и г. Фанагория на Таманском полуострове. 539 г. Царь Кир II Великий взял Вавилон и восстановил язычество в Передней Азии. Евреи вернулись в Палестину из вавилонского плена. Восстановление Соломонова храма Зруббавелом (537 - 516 гг.). 530 - 494 гг. Царь Иделя и Скифии Кундуз-Балтавар. 525 г. Завоевание персами Египта. 522 - 486 гг. Царь персов Дарий I Гистасп. 513 - 512 гг. Поход Дария I на Скифию. 500 г. Начало Латенской археологической культуры и Железного века в Европе. 493 - 492 гг. Поход персидского полководца Мардария на Фракию и Грецию. 490 - 449 гг. Греко-персидские войны. 484 - 426 гг. Греческий историк Геродот. 480 - 438 гг. Династия Археанактидов в Боспорском царстве. 460 - 372 гг. Греческий историк Фукидид. 458 г. Возвращение из Вавилона в Иерусалим пророка Ездры. 445 г. Возвышение Перикла в Афинах. 438 - 392 гг. Царь Боспора Спарток I. Начало династии Спартокидов. 438 г. Возведение Парфенона в г. Афины. 437 г. Поход Афинского морского союза во главе с Периклом на Боспорское царство. 434 г. Мирный договор Афин с Боспорским царством. 422 г. Основание г. Херсонеса в Крыму выходцами из г. Гераклеи. 405-330 гг. Греческий историк Эфор. 400-100 гг. Археологическая культура Подклёшевых погребений на территории современной Восточной Польши. 380-339 гг. Царь Иделя и Скифии Атей, или Атал. 359-336 гг. Царь Македонии Филипп II. 349-309 гг. Царь Боспора Парисад I. 343-266 гг. Завоевание Италии Римом. 339-310 гг. Царь Иделя и Скифии Алабуга-Сыгеркан. 336-323 гг. Царь Македонии Александр. 335 г. Дунайская кампания Александра Македонского. 331 г. Разгром Персидской империи Александром Македонским. Завоевание части Азии и Египта. Назад История Руси. Хронология. I Далее |
|
Глава 22. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДЕЙ. I - IX вв. |
|
Глава 22. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДЕЙ. I - IX вв. Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э. Святой Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. Христианство у готов. Святые Крыма и Северного Причерноморья. Святые Кирилл и Мефодий и их миссионерская деятельность. Три крещения русов и великий князь Олег Вещий. Святой апостол Андрей Первозванный и его миссия в Великой Скифии / Сарматии в I в. н. э. К числу любимейших учеников Иисуса Христа относится старший брат св. апостола Петра Андрей. Он первый откликнулся на призыв Учителя следовать за ним и первый объявил Христа Мессией (Иоанн, 1, 41). Потому Андрей получил прозвание Первозванного. Среди 12-ти апостолов св. Андрей считался наиболее способным и носил прозвание "глава", так как ему удавалась организаторская деятельность в первоначальной христианской общине верующих в Сына Человеческого. Андрей был человеком ясного логического мышления и твердой воли. Он по праву считался хранителем преданий об Иисусе Христе, которые носил в своем сердце и понемногу записывал. Впоследствии он передал эти записи первым евангелистам - святым Матфею, Марку и Луке. Св. Андрей великолепно произносил проповеди во славу Сына Божьего и Его Нового учения. После Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы, в 34-й год н. э., они во исполнение повеления Христа отправились в те страны, которые были назначены им по жребию. Начало благовествования святого апостола Андрея относится к середине - второй половине 30-х годов. Уже в 36 г. он рукоположил первого епископа селения Византия. Это был святитель Стахий. На том месте позднее, в 330 г., возник Константинополь. Древнейшее сказание о проповеди Слова Божьего святого апостола Андрея на северных берегах Черного моря и в Крыму относится к началу III в. и принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.). В нем говорится следующее: "Андрей, после того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где погребен". Другое известие читаем у Оригена (200-258 гг.). Оно гласит следующее: "Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю приморскую страну Вифинии, Понта и Фракии, и скифов, проповедывая Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста, где находится крепость Аспар и река Фазис , у которой обитают внутренние эфиопы ; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом". Все три свидетельства подтверждает Софроний (ум. 475 г.), один из друзей блаженного Иеронима Стридонского. В Дополнении к "Каталогу церковных писателей" Софроний пишет, что "Андрей, брат апостола Петра, проповедовал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа скифам, согдианам и сакам, проповедовал также в великом Севастополе, где находится крепость Аспар и река Фазис, у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом, префектом Эдесским". Автор "Похвального слова св. апостолу Андрею" Никита Пафлагонский (ум. 873 г.) прославляет его в следующих словах: "Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому". Таким образом, речь здесь идет о путешествии св. Андрея вокруг Черного моря из Грузии через Кавказские и Новороссийские земли в Грецию. Наконец, приведем еще один текст из "Жития св. Андрея", составленного иерусалимским иеромонахом Епифанием (IX в.), в изложении того же Макария Булгакова: "Из этого Жития оказывается, что собственно в пределах нынешней России Первозванный апостол посетил со своими учениками и сотрудниками землю Иверскую, Сванетию и Осетию, где находился город Фостофор; оттуда спустился в Абхазию и проповедовал в городе Севасте; простираясь далее вдоль помория, перешел землю джигетов, страну Верхний Сундаг и достиг приморского города Боспора, столицы Боспорского царства, у Киммерийского пролива; из Боспора, следуя вдоль южного помория Тавриды, прибыл в Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся тогда князем Савроматом, а из Феодосии перешел в город Херсонес, где оставался долгое время". Здесь в Херсонесе св. апостол Андрей совершил первую в Европе евхаристию и основал храм, тоже первый в Европе, затем подобный же храм он воздвиг в Танаисе. С помощью св. апостола Андрея в Тавриде было основано еще несколько церквей, отчего Русская церковь по праву считает этого апостола своим. Согласно предположению историка русской церкви В. В. Болотова, в Боспорском царстве, в его столице Пантикапее, в середине I века действовала целая группа проповедников из Палестины, в том числе св. апостолы Петр, Варфоломей и Матфей. Исследователь С. А. Беляев предположил, что итогом апостольской деятельности св. Андрея было крещение в 52 г. боспорского царя Полемона. Путешествовал ли св. апостол Андрей севернее Херсонеса, например, по Днепру, Епифаний Иерусалимский не говорит, а только упоминает "некие страны Севера", которые посетил благовестник. Зато Нестор Летописец, писавший в конце XI - начале XII в., поместил в своей летописи рассказ о путешествии св. апостола Андрея по Днепру до гор Киевских, где тогда уже существовали три небольших поселения. Там он водрузил на одной из гор Святой Крест и предсказал, что здесь воссияет благодать Божия, будет город великий со множеством церквей. "И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, - продолжает Нестор. - И пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, а натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побывав в Риме, пошел в Синоп". Древнерусский литературный сборник "Дела ростовских князей", принадлежащий перу великого князя Константина Всеволодовича (1216-1220 гг.), сохранил сказание о посещении св. апостолом Андреем терема князя Перея-Тучи на Волхове и исцелении сына князя Яромира. Вблизи терема св. апостол Андрей водрузил свой жезл. В XVI в. на этом месте (современное село Грузино, Новгородская обл.) возник храм в честь св. апостола и в нем хранился этот жезл долгое время. Брат исцеленного Мунга-Герман отправился со св. апостолом Андреем дальше по Волхову и на Валаамском острове озера Нево (Ладожского) остался для молений. Позднее на этом месте возник Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В устных преданиях святой Валаамской обители, которые в начале XIX в. записал А. И. Сулакадзев, о св. апостоле Андрее говорится так: "...прошед Голяд, Касог, Роден, Скеф, Скиф и Словен смежных, лугами достиг Смоленска, и ополчений Скоф, и Словенска Великого, и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам прошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные". Ныне близ Никоновой бухты Большого Валаамского острова, где по преданию некогда причалил св. апостол Андрей, стоит Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о св. апостоле Андрее. Согласно свидетельству историка церкви А. В. Карташева, маршрут путешествия св. апостола Андрея выглядит следующим образом: Палестина ¯ Ливан ¯ Антиливан ¯ Закавказье ¯ г. Севаст в Абхазии ¯ Кавказ с Иверией, Сванетией, Осетией и Абхазией ¯ берега Азовского моря с г. Танаисом-на-Дону ("страна мирмоидонян") ¯ Боспорское царство в Крыму с гг. Боспором и Феодосией ¯ г. Киев-на-Днепре ¯ г. Смоленск-на-Днепре ¯ г. Великий Словенск-на-Волхове ¯ терем князя Перея-Тучи на Волхове ¯ г. Ладога ¯ Ладожское озеро с о-вом Валаамом ¯ р. Нева ¯ Балтийское море ¯ Средиземное море ¯ г. Рим ¯ г. Патрос на полуострове Пелопоннесс Назад История Руси. Глава 22. I Далее |
|
Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА |
|
Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА Становление мифологического сознания и мифологической культуры у древних славян началось в незапамятные времена. Оно происходило по мере того, как человек забывал, что жил в раю, и по мере того, как развивался сам человек, в процессе трудовой деятельности и осмысления им мира и своего нового бытия в нем. Человек осмысливал свою жизнь в труде в связи с природными сезонными и небесными циклами, и в связи с людскими муками, и в связи с познанием Бога и верой в него. Человек не сразу пришел к Истинному Богу-Творцу. Он долго искал. В первобытные времена человек в своем сознании обожествлял силы природы и ставил в зависимость от нее свои силы и возможности, здоровье, продолжительность жизни, результаты труда. Основой миропонимания было одухотворение сил природы, с которой человек соприкасался непосредственно и постоянно. Жизнь и труд первоначально рассматривались как противоборство животворящих и мертвящих сил природы. Отсюда разделение на добрые и злые силы, которые якобы изначально противостоят друг другу, как, например, Ормузд и Ариман в религии праиранцев, с которыми праславяне долго соседствовали, или как Тангра и Шурале у древних булгар, рядом с которыми праславяне жили в Кара-Саклане и в Волжской Булгарии. От древних индоевропейцев праславяне как земледельческий народ унаследовали четыре пласта верований: (1) веру в магию, осуществлявшуюся жрецами, (2) веру в загробный мир и загробную жизнь души, (3) веру в сверхъестественные качества предметов, явлений и всего живого, (4) веру в пантеон богов и демонологию. До исторического времени, то есть до грани старой и новой эры, сохранились два славянских политеизма: (1) полабский и (2) восточнославянский. В начале новой эры в Волынском государстве князя Маха имело место смешение двух упомянутых мифологических систем. Среди этапов развития мифологии выделяется первый, изначальный, а именно: (1) от почитания безликих природных сил к их персонификации и обожествлению, когда солнце, дождь, ветер, родники, деревья, камни одухотворялись и нередко принимали облики духов: Авсень, Масленица, Домовой, Полевик, Доля, Горе, Лихо, Диво, Лихорадка и т. п. Появление пантеона языческих богов было первым этапом мифологии. Второй этап связан с противопоставлением Космоса (хорошо устроенного мира) Хаосу (неустроенному миру), а также противопоставление мира своего мира чужому. Причем свой мир нередко у рода-племени воспринимался как центр мироздания. Праславяне же противопоставляли себя другим как ясно говорящие на понятном им языке, в то время как другие - "немые", или немцы, говорят на непонятном языке и потому - чужие. Неудивительно, что двойственность и запредельность миров имели мифологическую основу, что реализовывалось в календарных, посвятительных, свадебных и похоронных обрядах, в заговорах и знахарских действиях жрецов. Слагавшиеся издавна мифы объясняли первобытным людям смысл природных и жизненных перемен. Отсюда следующий, (3) третий этап развития мифологии, а именно: обожествление сил природы и как следствие этого - ведическая, монотеистическая вера древних индориев, которая послужила истоком всех остальных вероучений индоевропейских народов, в том числе праславян и прарусов. Веды возникли в Индии и ими называются четыре книги: гимнов ("Ригведа"), заклятий ("Ахтарваведа"), жертвоприношений ("Яджурведа") и песен ("Самаведа"); к ним примыкают две эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Эту литературу переписывали и распространяли брахманы (жрецы) по всему арийскому миру от Инда до Дуная. Индийские миссионеры часто приходили на Днепр, в Великую Скифию, и проповедовали среди скифов, сарматов и праславян. Происхождение ведизма можно было бы выразить в виде следующей схемы: Суть ведической религии праславян заключается в законах Прави, которые изначально даны Всевышним в самом начале Творения, ибо Всевышний - сам есть Закон Вселенной. Имя Всевышнего Бога - Всевышний, или Вишну. Имя Бога-Творца - Бог-Творец, или Сварог, потому что он сотворил, т. е. сварганил, Землю и все, что на ней, а потом Сваргу, или Небесный мир. В разные эпохи он нисходил к людям Крышнем, Вышнем или Колядою, а его сыновья Сварожичи были образами и проявлениями его в земном мир. Через свои образы он являл свои волю и законы. Закон - это Правь, которой подчинена Явь, или мир явлений. А Навь - это мир духовный, посмертный, мир пращуров. Это тот мир, в котором пребывает ипостась Триединого Бога до ее нисхождения в Явь, т. е. в действительный мир на Земле. Триединый бог - это Триглав. В "Велесовой книге" содержится "Прославление Триглава". В последнем дана вся суть древнеславянского вероучения, поэтому мы приводим его текст целиком: "Прославление Триглава. И вот начните, во-первых, - главу пред Триглавом склоните! - так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога - деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог - старший бог Рода Божьего и Роду всему - вечно бьющий родник, что летом течет из крыни, зимой не замерзает, живит той водою пьющих! Живились и мы, срок пока не истек, пока не отправились сами к нему, ко райским блаженным лугам! И Громовержцу - богу Перуну, богу битв и борьбы говорили: "Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колеса вращать! Ты, кто вел нас Стезею Прави к битве и тризне великой!" О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы в войске Перуновом! И Святовиту мы славу рекли. Он есть и Прави, и Яви бог! Песни поем мы ему, ведь Святовит - это Свет. Видели мы чрез него Белый Свет. Вы посмотрите: Явь воздымает, нас он от Нави уберегает! Мы восхваляем его! Мы плясали - его воспевали, к нашему богу взывали мы, ибо тот бог - землю с Солнцем носил, и звезды держал, и Свет крепил. Славьте великого Святовита: Слава Богу нашему! И воскорбите же сердцем своим, дабы вы смогли отречься ото злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются божии дети! И говорите: Все сотворенное не может войти в расторгнутый ум! Чувствуйте это, ибо лишь это умеете, ибо тайна та велика есть: как Сварог и Перун - есть в то же время и Святовит. Эти двое охватывают небо, сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу поддерживают, чтоб не был повержен сей божий Свет. За теми двумя - Хорс и Велес, Стрибог. Затем - Вышень, Леля, Летеница. Затем Радогощ, Коляда и Крышень, каждый - едва ли не Вседержитель. Следом идут Сива, Яр и Дажьбог. А вот Белояр, Ладо, также Купала, и Сенич, и Житнич, и Венич, и Зернич, Овсенич и Просич, и Студич, и Ледич, и Лютич. За ними вслед - Птичич, Зверинич, и Милич, и Дождич, и Плодич, и Ягодинич, и Пчелич, Нерестич, и Кленич, Озернич, и Ветрич, Соломич, и Грибич, и Лович, Бесидич, и Снежич, и Странич, и Святич, и Радич, Свиетич, Корович, и Красич, и Травич, и Стеблич. За ними суть - Родич, Масленич, и Живич, и Ведич, и Листвич, и Цветич, и Водич, и Звездич, и Громич, и Семич, и Липич, и Рыбич, Березич, Зеленич, и Горич, и Страдич, и Спасич, и Листопадич, и Мыслич, и Гостич, и Ратич, и Стринич, и Чурич-Родич, и тут Семаргл - Огнебог - он чистый и яростный, быстро рожденный. Это суть - Триглавы общие. И вот ты пришел, и тут же привратник Врата отворяет и вводит сюда - в прекрасный сей Ирий. Течет Ра-река здесь, та, что разделяет небесную Сваргу и Явь. И Числобог наши дни здесь считает. Он говорит свои числа богам, быть Дню Сварожьему, быть ли ночи, и отсекает от Нави Явь. Ибо он - явский. Он сам в божьем дне. В ночи ж никого нет, лишь бог Дид-Дуб - Сноп наш. Славься Перун - бог Огнекудрый! Он посылает стрелы в врагов, верных ведет по стезе. Он же воинам - честь и суд, праведен он - златорун, милосерд! Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и слово Перуницы там обретешь: То никто иной - русский воин, вовсе он не варяг, не грек, он славянского славного рода, он пришел сюда, воспевая Матерь вашу, Сва Матерь нашу, - на Твои луга, о великий Сварог! И Сварог небесный промолвит: Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца веков! Той красе вы не вняли еще. Но поскольку вы - в войске Ясуни, вы совсем не такие, как греки, вы имеете славу иную. вы дошли до нашего Ирия, здесь цветы увидели чудные, и деревья, а также луга. Вы должны тут свивать снопы, на полях сих трудиться в жатву, и ячмень полоть, и пшено собирать в закрома Сварога небесного, Ибо то богатство иное! На Земле вы были во прахе, и в болезнях все, и в страданиях, ныне же будут мирные дни. Мы стояли на месте своем и с врагами бились сурово, и когда мы пали со славою, то пошли сюда, как те. И вот Матерь Сва бьет крылами по бокам своим с двух сторон, как в гоне, вся сияя светом. И все перья ее - прекрасны: черемные, синие, рыже-бурые, желтые, и серебряные, золотые, и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, летает по солнопутью, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов. И Перун, увидев ее, возгремит громами в том небе ясном. И вот это - наше счастье. И мы должны приложить все силы, чтоб видеть, как отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских. И Матерь Слава крылами бьет. Идем мы под наши стяги, и это - стяги Ясуни!" Итак, Триглав (Тримурти) - это триединое языческое божество, где главным считался Сварог, он же - Дый, или Бог-Творец всей Вселенной, изображавшийся иногда в виде человека с головой быка. Имя "Сварог" означало "солнце", а "Дый" - "день", "Бог" - "наделяющий благом", т. е. богатством. Отец всех богов, он был мужским воплощением Рода, богом неба, мудрости, покровителем брака, кузнечного дела, ремесел, охотников. Именно он установил Закон Прави. Сварог - супруг Лады и отец Сварожичей. Другие имена Лады - Божуна, Подага и Ира. Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. К тому же он установил самые первые законы и велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа. Александр Игоревич Асов восстановил по народным легендам древнейшую ведическую основу прарусской мифологии о Свароге, о Семаргле и о создании мира. Богом Творцом: “В начале времени, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные ратичи – воины Сварога. Назад История Руси. Глава 21. I Далее |
|
Глава 20. КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ И НАЧАЛО |
|
История Руси. Глава 20. I Глава 20. КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ И НАЧАЛО КИЕВСКОЙ РУСИ-2. 882-922 гг. Предания о личности преемника Рюрика и реальная история. Поход на Киев в 882 г. Сложение территории Киевской Руси-2 при Олеге Вещем. Венгры под Киевом. Поход на Царьград в 907 г. Договоры Руси с Греками. Князь Олег и славянская письменность. Борьба за Киевский стол в 911 - 922 гг. Смерть Олега Вещего и вокняжение Игоря Рюриковича Предания о личности преемника Рюрика и реальная история Когда в 879 г. умер князь Рюрик, к власти в Новгороде пришел брат вдовы Рюрика Ефанды князь Олег. "Сей опекун Игорев, - писал о нем Н. М. Карамзин, - скоро прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовию подданных". По преданию, князь Олег был норвежцем из Халоголанда, провинции на северо-западе Норвегии, где его звали "Хельги", а на Руси - Олегом Вещим, т. е. "мудрым", "знающим о том, что произойдет, наперед". История князя Олега в "Повести временных лет" обросла легендарными подробностями, поэтому отделить реальное от мифологического сложно. Два исследователя - датский Адольф Стендер-Петерсен в книге "Varangica" (1953) и русский Евгений Пчелов в генеалогическом исследовании династии (2001) - считают возможным отождествить Олега Вещего русских летописей с Оддом Стрелой, героем норвежско-исландских саг: "Орвар-Одд сага", "Сага о Хервер", "Сага об Эгиле", "Сага о Гисли", а также "Истории Норвегии" Тормоди Торфейна. Имеется добротное изложение "Орвар-Одд саги" Е. В. Пчелова. "Согласно саге, - пишет Е. В. Пчелов, - Одд был сыном Грима Бородатого (Мохнатые Щеки) с острова Рафниста (Халоголанд на северо-западе Норвегии) и с детства воспитывался в доме отцовского друга Ингиальда с сыном последнего Асмундом. Однажды дом Ингиальда посетила пророчица Гейдр и предсказала судьбу всем, кроме Одда, который никак не хотел выйти к ней и узнать свое будущее. Однако Гейдр все-таки рассказала Одду о его дальнейшей жизни: якобы он проживет 300 лет, совершит множество подвигов, обретет славу и большое богатство в дальних краях, но умрет на родине. Причиной его смерти будет любимый конь. Одд обиделся на колдунью, по-скольку лучшим концом для викинга была гибель в бою, а вовсе не спокойная смерть дома, и ударил прорицательницу до крови, за что Ингиальду пришлось платить ей большие деньги. На следующий день Одд с Асмундом убили коня Одда Факси (буквально - "Грива") и навалили над трупом курган из камней. Потом Одд, Асмунд и другие норвежские юноши отправились странствовать. Одд оказался в Финнмаркете, т. е. в Финляндии, где стал владельцем волшебных стрел короля Гузи (отсюда у Одда появилось прозвище - "Стрела"), потом - в районе Вины (Северной Двины) и в Бьярмаланде (так называлась территория Беломорья). Затем Одд побывал на острове великанов, вернулся в Скандинавию, где участвовал в битве на острове Самсэ между местными конунгами, а затем отправился на Оркнейские острова, был в Шотландии, Ирландии (здесь погиб его друг Асмунд), на Готланде, в Греции, Аквитании, на Сицилии. Здесь Одд даже принял крещение от некоего аббата; был отнесен бурей в Хунналанд (страну гуннов), где в городе Кенугарде (так норманны называли Киев) правил король Геррауд. Он оставил Одда жить при своем дворе, поскольку даже в Хунналанде было известно, что Одд - великий герой. Во время службы у Геррауда отважный конунг совершил поход на Бьялкаланд, соседнее государство с Хунналандом, подчинил эту страну Геррауду и разрушил там языческих идолов... Потом Одд женился на дочери Геррауда Сильскисиф ("Шелковая дева"), а после смерти короля долгое время сам правил Хунналандом. Уже будучи стариком, Одд решил побывать на родине, чтобы узнать, кому теперь принадлежат его наследственные владения на острове Рафнисте. Узнав о правильном переходе наследства, на обратном пути Одд посетил Берурьод, где когда-то находился дом его воспитателя Ингиальда. Высадившись на берег, Одд показал своим спутникам места детства и рассказал о предсказании колдуньи, которое, как он думал, теперь уже не исполнится. Вдруг герой наткнулся на какой-то холмик и, пошевелив в земле копьем, нашел конский череп (это был череп Факси), из которого выползла змея и ужалила Одда в ногу. Через некоторое время Одд умер, был похоронен в каменной гробнице, а в Хунналанде стали править Сильскисиф с сыновьями. У Одда от дочери ирландского короля были дочь Рагнхильд, а от Сильскисиф - сыновья Асмунд (назван в честь друга Одда) и Геррауд (названный в честь деда)". Как видим, сага соткана из множества легендарных преданий и мотивов. Неизвестно, какие из них достоверные, а какие являются литературным вымыслом. Неясен и главный вопрос: был ли Одд-Орвар князем Олегом Вещим, или нет. Согласно "Саге о Гисле", Одд был не сыном, а братом Грима Мохнатые Щеки, и оба они - сыновья Кетиля Лосося и внуки Халльбьерна Полутролля. В "Саге об Эгиле" отцом Халльбьерна с острова Рафниста назван Ульв Бесстрашный. По хронологии ход событий в сагах частично совпадает с ходом событий русских летописей, хотя и не вполне, и относится ко второй половине IX - началу Х в. Кстати сказать, в "Саге об Ингваре-путешественнике" упомянута принцесса Руси Сильскисиф, которая правила Хунналандом, иначе говоря, Киевским княжеством. Когда? Очевидно, что после смерти Олега Вещего, если он и Орвар Одд - одно и то же лицо. А если это так, то она воспитала сына Асмунда, который в конце 920-х годов, возможно, был воспитателем малолетнего князя Святослава Игоревича. В сопоставляемых с русскими летописями сагах совпадают лишь некоторые факты и мотивы легенды, а именно: факт княжения Олега или Одда в Киеве, а также мотив смерти героя из-за своего коня. Возможно, что саги дополняют летописи, а возможно что и нет. Во всяком случае, мы принимаем часть биографии Олега-Одда весьма условно. Как бы то ни было, исследователь Е. В. Пчелов построил гипотетическую родословную князя Олега Вещего, которую мы здесь и воспроизводим. Родословная князя Олега Вещего (по Е. В. Пчелову) Обратимся теперь к реальным фактам биографии Олега Вещего. Ингварю, племян-нику Олега, было всего два года, когда Олег стал при нем князем-регентом, опираясь на свою многочисленную и хорошо вооруженную дружину (879 г.). Один из его старших дружинников, по имени Свенельд, в тот момент занял Ростов Великий и провозгласил себя князем. Предупрежденный верным гонцом, князь Олег не мешкая поскакал в Ростов и явился перед пирующими в Кремле заговорщиками в образе простого латника с опущенной решеткой шлема, которая закрывала его лицо. Он смело вошел в палату кремля, где пировали заговорщики, и объявил, подняв решетку, что он - великий князь Олег. Тем он испугал заговорщиков и разрушил их тайные замыслы. Свенельд же был тут же арестован и заключен в темный погреб. После воевода покаялся и был прощен Олегом. Ал-Мас’уди в книге "Промывальни золота и рудники самоцветов" так написал о Новгородском княжестве накануне похода Олега Вещего на Киев: "Вслед за ним (т. е. за Диром. - Ю. Б.) следует царь ал-Олванг (т. е. Олег. - Ю. Б.), у которого много владений, обширная страна, большое войско и обильное военное снаряжение". Нужно сказать еще об одном известии, которое считают весьма гипотетичным. Польский хронист Ян Длугош в конце XV в. в своей "Истории Полонике" отмечает: "После смерти Кига, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племенники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Оскалду, очевидно, и Диру". А.-Л. Шлецер назвал это известие "недоразумением". Но академик А. А. Шахматов признавал его достоверным. Поэтому в советской исторической науке, например у академика Б. А. Рыбакова, версия о происхождении Аскольда от Кия получила широкое распространение. Между тем, она недостоверна и может рассматриваться только как одна из гипотетических интерпретаций легендарных свидетельств. Назад История Руси. Глава 20. I Далее |
|
| | << В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>
| Всего 442 - 450 из 473 |
|
|
Анонс |
«История Руси», т. I. переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания! «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб. Свежий обзор ОБЗОР«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).
Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!! «Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб. Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф. |
|
|
|