Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 5. II Версия для печати

История Руси. Глава 5. II

Богатая Скифия стала прародиной многих народов, в том числе праславян. Необходимо уточнить, что это за народы. Самоназвание скифов - "сколоты" - образовано от древнеарийского корня "коло", что означает "круг". Оно связано с культом Солнца, главного божества многих арийских народов. Сам же этноним "скифы" возводят к местному приветствию, которое звучало по-славянски - "цтите", т. е. "чтите", что дало повод римлянам называт местных жителей "сцитами", а в греческой огласовке последнее звучало как "скифы".
Есть и другая точка зрения, принадлежащая булгарским ученым, а именно: Киммерия после ухода киммерийцев была отдана во владение подчиненным Иделю кыпчакам. Булгарское название последних было "Аскып". А греки переделали "Аскып" в "Скиф", ссылаясь на упомянутое выше местное приветствие. А племя сколотов-земледельцев, жившее на Среднем Днепре, прозвали по-булгарски "асхалиджийцами" в отличие от "кара-халиджийцев", предков украинцев, поляков, хорватов и полабцев, чьи пращуры обитали в Кара-Саклане. "Кара-халджийцы" смешались с пришедшими с запада кельтами и образовали восточно-славянские племена галичан и волынян, т. е. "галиджийцев" и "балынлар", и те были очень воинственные и отчаянно сражались за свою свободу.
Могущественными владетелями Великой Скифии до скифов были прабулгаре, или 24 синдийских племени, из которых - бурджан, иллак, сэбер, ермитен, бидак, азак, имен - объединились в один народ, прозвавшийся асами. До переселения в незапамятные времена они жили в Деремеле, или в современной Чернигово-Северской земле лесостепи Кара-Саклана на легендарной реке Ак-Кул. Царем у них был Джамдеде. А потом все асы прозвались булгарами, т. е. "волчьеголовыми" или "черноголовыми", и стали господами Сынджака и Бурджана, или Северного Кавказа, со столицей городом Старый Сандугач на месте современного Ставрополя; другой столицей потом стал Новый Сандугач на месте современного Пятигорска. Булгаро-идельские цари были владетелями всей Великой Скифии.
По справедливому свидетельству Геродота, Скифия - благословенная страна, где есть все возможности для развития скотоводства и земледелия, где, благодаря труду, можно жить безбедно и счастливо всем народам. Так, он пишет следующее: "В Скифии произрастает конопля, очень похожая на лен, только гораздо толще и выше его. Она там засевается, но растет также и в диком состоянии; фракийцы приготовляют из нее платье, до такой степени похожее на льняное, что человек недостаточно опытный не сможет узнать, сделано ли платье из конопли или изо льна; а кто никогда не видел конопляной материи, тот примет такое платье за льняное. С семенами конопли в руках скифы входят под войлок шатра и там бросают семена на раскаленные камни: от этого поднимается такой дым и пар, что никакая эллинская баня не превзойдет в этом отношении скифской".
О хлебе и говорить не приходится: хлеб здесь выращивается с большим избытком. Недаром Скифия стала хлебной житницей не только греческих Причерноморских городов, но и всей Греции. Геродот сообщил много топографических названий и бытовых подробностей, подробно характеризует он и скифов и соседние народности. В их числе упомянуты андрофаги и меланхлены. Чех В. Томашек дает возможность отождествить андрофагов с мордвой, одним из восточно-финских племен, жившим в лесах на восток и северо-восток от Среднего Днепра. Меланхленов - "черных плащей" - Томашек отождествил с черемисами, которые носили черные одежды.
Скажем несколько слов о греческих причерноморских городах. Экспансия началась в VIII в. до н. э., когда малоазийские греки основали г. Обдера на фракийском побережье Эгейского моря. Выходцы из греческого города Милета на западе Малой Азии около середины VII в. до н. э. основали г. Истрию, замкнувшую устье Дуная, а с конца VII в. они же основали города Томы (современную Констанцу) и Аполлонию (современный Созополь). В первой половине VI в. до н. э. греки основали г. Одессос (современную Варну), а выходцы из г. Мегары около середины VI в. основали города Месемврию и Калатис. В том же веке милетские греки построили г. Ольвию (т. е. "Счастливую" - Ю. Б.) в Днепро-Бугском лимане, который вскоре заселили скифы. В это же время греки принялись за освоение Крымского полуострова (Тавриды), заложив город-крепость Пантикапей на берегу Керченского пролива (Боспора Киммерийского), а напротив, на Таманском полуострове, вырос город Фанагория, названный в честь основателя грека Фанагора. В 422 г. до н. э. мореплаватели из малоазийского города Гераклеи построили в удобной бухте город Херсонес, просуществовавший более 2000 лет на месте нынешних Севастополя и Балаклавы. В устье Днестра благодаря грекам вырос Тирас, а в устье Дона - Танаис. На месте современной Анапы стояла Горгиппия, а на месте современной Тамани - Гермонасса. На восточном побережье Черного моря греки выстроили города-крепости Фасис и Диоскуриаду. Все перечисленные города были чудом античной архитектуры и искусства. Их украшали десятки храмов, сотни каменных домов и дворцов с колоннами и портиками, с акрополями и скульптурами богов и героев, с густой сетью мощенных камнем улиц и великолепными площадями. Все они были призваны служить форпостами греческой цивилизации на Гостеприимном море. Североиранцы не желали принимать эту цивилизацию из-за ее нечеловеческой основы: рабского труда подневольных людей, тех же скифов, сарматов, славян, фракийцев и т. п. Однако у греков, кроме пресловутого рабства, были свои эллинские боги и герои, чьи подвиги были достойны восхищения и подражания. Одним из таких героев, любимых греками и гражданами причерноморских городов был сын Зевса Громовержца и простой земной женщины Геракл (1262 - 1210 гг.). Его приемным отцом считался царь Тиринфа Амфитрион, а матерью - Алкмена.

Назад История Руси. Глава 5. II Далее

 
История Руси. Глава 4. IV Версия для печати

История Руси. Глава 4. IV

В одном предании из ростовских летописей о возвращении киммерийцев из похода на Мидию говорится следующее: "... и Локтиса (князя. - Ю. Б.) с остатками воинства его гнал в землю Киммерианскую, оттоле он едва возвратился с немногими дружинами своими". А в пересказе А. Я. Артынова из ярославского Летописца Е. В. Трехлетова (XVII - XVIII вв.) об этом же сообщается так: "На пути биша ланей комоловыхъ и буйволов рогатыхъ, д въ день поýстреляя огневок - лисицъ и черных кунъ. А своих держаху сл тромъ, а ночью по Стожару. И тогда станы задны начальнеýсолнцу и в напирать, что народ передний идяху на просторы, оставляху за собой весть д, гдеýзнаему съ дружинами, и до самого дотече озера. А задния тамо пос къ и неотведанныхъ земель некопаныхъ, лузейýповстреча красны брези р нетравленыхъ, полей нераленыхъ, тамо распуска стады свои по густымъ пущамъ”. Речь здесь идет о дальнейшем продвижении киммерийцев с юга на север по Восточно-Европейской равнине до озера Ильменя, где плотность прафинского населения была незначительной и где было много неосвоенных земель. К тому времени, т. е. к концу VII в. до н. э., цивилизаторская роль киммерийцев упала и перешла к скифам. Вскоре киммерийцы исчезли из анналов истории, растворившись в массе родственных арийских народов.
Англосаксонские предания о киммерийцах нашли отражение в прозе американских писателей-фантастов Роберта Э. Говарда (1906-1936 гг.) и его продолжателей Говарда Лин Картера, Л. Спрэг де Кампа, Бьерна Ниберга и Стива Перри. По их мнению, киммерийцы принадлежали к белой расе, существенно повлиявшей на судьбы народов Европы и Азии. Героем повестей и романов в духе "фэнтези, меча и колдовства" Р. Толкиена выступает Конан Киммериец, отчаянный и могучий воин, вожак казаков и пиратов, ставший в конце концов королем фантастического Аквилонского королевства. Эти сюжеты воплотились в киноверсии, которая повествует о начале белого человека в Европе.
Отражение процесса возникновения и миграций киммерийцев в литературе вообще любопытно. Гомеру он рисуется в мрачных тонах: "кимвры живут где-то на западе, на берегу океана, в стране холода и туманов". Античные писатели полагали, что Киммерия находится на Востоке близ Каспийского моря. Со своей предполагаемой прародины "племена двинулись на юг, на север и на запад,- пишет Роберт Говард,- в земли, называемые теперь Индией, Малой Азией, Центральной и Западной Европой (т. е. во II тысячелетии до н. э.- Ю. Б.). В эти страны они пришли под именем ариев. Первобытные арии были представлены несколькими племенами. Иные можно опознать и сегодня, иные же - давно позабыты. Светловолосые ахейцы, галлы и бритты, к примеру, суть потомки чистокровных асов. Немедийцы ирландских легенд - не кто иные, как немедийские асы. Датчане - потомки чистокровных ванов, а годы (т. е. "светловолосые".- Ю. Б.) - предки остальных скандинавских и германских племен, в том числе и англосаксов - потомков смешанной расы, у истоков которых стояли ваны, асы и киммерийцы. Гэлы (т. е. кельты.- Ю. Б.) - предки ирландцев и нагорных шотландцев - ведут свое происхождение от чистокровных киммерийских кланов. Кимрские (валлийские) племена Британии - смешанная киммеро-нордическая раса, переселившаяся на острова прежде чисто нордических бриттов, породив, таким образом легенду о гэльском (т. е. кельтском.- Ю. Б.) первородстве. Кимры, сражавшиеся против Рима, были тех же кровей, как и киммеры ассирийцев и греков, и гоммеры древних евреев (т. е. ариями, индоевропейцами.- Ю. Б.). А некоторые киммерийские кланы ушли на восток, на ту сторону высшего внутреннего моря, и спустя несколько веков, приняв на себя гирканскую (т. е. каспийскую.- Ю. Б.) кровь, вернулись на запад под названием скифов".
Здесь у Говарда мы встречаем продолжение трактовки гипотезы, которая рассматривает Причерноморье и южную часть Восточно-Европейской равнины как одну из прародин арийских народов. Это вполне вероятная точка зрения.


ВЫВОД
В "Своде булгарских летописей", подготовленном к печати. Ф. Г.-Х. Нурутдиновым, сохранилось предание о том, что в древнейшие времена, примерно в V-м тысячелетии до н. э., 72 арийских (сакланских) племени пришли с Востока и расселились вокруг Черного моря, образовав свое государство под покровительством Праматери Умай Турун-Аби, жены духа Солнца Мара. В предании говорится, что часть этих арийцев-сакланцев, или синдийцев, заселила Балканский полуостров и там образовала центр развития и расселения праиндоевропейских народов, как об этом мы уже писали, основываясь на работах В. А. Сафронова и В. Георгиева.
В том же "Своде булгарских летописей" рассказывается о том, что после Потопа предки киммерийцев вышли из Шумера на завоевания и покорили Капдаг (Малую Азию), Агиль (Балканы), остров Крэш (Крит), Бал-Истан (Палестину), Мамиль (Египет), образовав могущественное государство Илят ("Цветущая страна"), которое просуществовало 2000 лет, после чего распалось. Части киммерийцев пришлось уйти на север, на Восточно-Европейскую равнину, где они около 1000 г. до н. э. заняли Агаджир (т. е. часть современной Украины) и владели им более 300 лет, пока им на смену не пришли из Средней Азии североиранцы, они же - асхалджийцы, или аскыпы, или скифы.




Из: Буйа М.-Н. Всеобщий атлас истории и географии. Париж, 1865. Табл. 3 (на французском яз.)



Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить

 Увеличить


Шесть карт из: Mc Evedy. The Penguin Atlas of Aucient History. 1981.


Увеличить


Из: Гоборев В. И. Предыстория Руси. Ч. 1. М., 1994, С. 24-25.


 Увеличить


Из: Kozlowski J. Kułtury I ludi Dawnej Evropy. 1981.


 Увеличить


 Увеличить



Из: Kozlowski J. Kułtury I ludi Dawnej Evropy. 1981.

Назад История Руси. Глава 4. IV Далее

 
История Руси. Глава 4. III Версия для печати

История Руси. Глава 4. III

Праславяне, а потом прарусы в Киммерийскую эпоху прочно обосновались на Восточно-Европейской равнине за 1300 лет до Германариха, т. е. в Х в. до н. э. и были известны бугларскому фольклорному своду "Чулман толгаý" и "Своду булгарских летописей” под этнонимом “ас-халджа”. О древности прарусов свидетельствует и "Велесова книга". В незапамятные времена прарусы жили "в Зеленом краю Северианы (т. е. Северской земли.- Ю. Б.) и Русие (т. е. Русколани.- Ю. Б.)... Создавались роды те о седьмех рецех, где обитали за морем в крае Зеленом, где скот разводили в древности, перед исходом нашим до Карпенской горы. Это было давно: пред тысенч тристо до Германареха". А упомянутые семь рек это Дон с притоками, т. е. с Северским Донцом, Осколом, Хопром, Медведицей, а также двумя реками на Северном Кавказе; в Сальских степях - Манычем и Салом. "Об этом,- продолжает "Велесова книга",- в песнях воспеваем возле костров вечерних, когда повествуем о древней славе нашей, о священных семи реках наших, где города отцы наши имели и эту землю оставили и в другую землю ушли, которую мы с времен тех держим, и как в древности было - округа наши, города и села, и огневища на новой земле создали".
В Ориане, на территории современной Украины, сложился центр праславянской общности. Сборник "Мага вира", собранный Львом Силенко, отмечает существование 27 царств потомков Отца Оря и Матери Лели за всю древнюю историю Орианы. Древний Сурьяград, или Солнцеград, якобы построенный, по данным украинской мифологии, на берегу Днепра среди дубовых рощ отцом Орем и его сыновьями Гатусилом, Ативирой, Сумером, Гудеем, Критом, Горынем, Парсом, Медеем, Липаком, Сакием, Сарматом и Каспасом в незапамятные времена, был старейшим градом белой расы светлооких родов русских. Лев Силенко сообщает о том, что археологами найдены руины орианских царств на территории Украины близ Черкасс, Триполья, возле современных городов и сел, а именно: Савран, Нова Чартория, Моства, Красногорка, Райки, Городске, Паволоч, Колодяжне, Шипинци, Стара Будда, Усатово, Крипец, Залисся, Поливанив Яр, Виталивка, Гринивка, Лука Врублевска, Красноперивцы, Криничка, Студеница, Волинцево, Озаринцы, Каменный Брод, Высоке, Варковичи, Велика Мокша, Дубляны, Гатне, Стритивка, Чапли, Середний Стиг, Смила, Потик, Скаля, Перун, Колодисте, Грушка, Перешоры, Креминна, Завадинци, Запорожье, Вишеньки, Ставищани, Народичи, Хотянивка, Камянка, Дзвонецка Балка, Борислав, Тернополь, Роксолянске Городище, Билозерске Городище, Сумы, Богоявленско, Сваромья, Ривне, Попельнасте, Недогарки, Журавлика, Сватове, Лихачивка, Любимовка, Вербивка, Трояни, Цвитне, Пересечено.
Засуха и очередной обширный военный конфликт в степях привели к гибели протославянской общности пахарей Чернолесской культуры X - VII вв. до н. э. Последние были отброшены к верховьям Днепра, а другие племена были вынуждены переселиться на северо-запад, к Балтийскому морю.
Прарусы же поселились в Приднепровье и стали пахать землю, "потому что отец наш Орь дал нам плуг и мы стали орать землю", утверждает "Велесова книга". И продолжает так: "Засуха была у нас суровая, так что жнива не уродилось и из-за этого ушли в другую землю". И еще: "Многие мастера из них вышли и так трудились, и тогда были свободными и грозными пращуры наши. И были земледельцами... Мы - венедского рода... Мы - славянского рода... Итак, стали мы от дедов русами".
Тогда же на север от впадения в Днепр его притоков Припяти и Десны в VII в. до н. э. сложилась прабалто-славянская Милоградская археологическая культура (VII - III в. до н. э.).
В стороне от Милоградской археологической культуры в том же VII в. возникли еще две культуры: (1) Штрихованной керамики и (2) Днепровско-Балтская. В их основе лежало все то же смешение балтского, протославянского и отчасти протофиннского субстратов Восточной Европы. Так Киммерийское время подготовило почву для Скифского времени, в котором концентрация протоэтносов возросла, а это в свою очередь подготовило Сарматское время, когда концентрация протоэтносов и их производных усилилась и привела к сложению понтийского антропологического типа в Причерноморье. Графически цепь археологических культур на Восточно-Европейской равнине может быть выражена в виде следующей схемы:

 


Выделение первоначального славянства из балто-славяно-иранского симбиоза проходило постепенно, тысячелетиями, поэтапно, и в связи с переходом от Бронзового века к Железному, и с последующей эволюцией от первобытно-общинного строя к строю военной демократии. Часть земледельческого населения протославян Среднего Поднепровья сумела ужиться со скифами, как ранее с киммерийцами, предшественниками скифов. С течением времени скифы поняли выгоду мирного сосуществования со славянами и стали участвовать в торговле славян с греками. В VII - V вв. до н. э. греки замкнули многочисленными крепостями, портами и рынками устья рек Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра, Дона, Кубани и тем самым положили начало интенсивной торговле и экономическому процветанию в Северном Причерноморье. Конец этой мирной эпохе положило гуннское нашествие в конце IV в., разрушившее греческие города на Черном море. А до того с VII в. до н. э. по IV в. н. э. по руслам вышеупомянутых рек из лесной и лесостепной зон Причерноморья к пристаням греческих городов устремлялись тысячи лодий, полных зерна, пушнины, меда, пеньки, льна и т. п., которые везли протославяне. Начинающее славянство уютно себя чувствовало в Великой Скифии и Великой Сарматии.
Сколоты, т. е. скифы, киммерийцев, своих родственников из степей Причерноморья в VIII в. до н. э. хорошо знали. В источниках упоминаются могилы киммерийских царей у греческого г. Тираса, близ устья Днестра, оставленные беглецами-киммерами. Гомер и позднее Страбон писали о том, что, когда в Северное Причерноморье двинулись скифы, у киммерийцев начались раздоры, в которых погибли все киммерийские цари, а народ, похоронив их на берегу Тираса, сам ушел в Малую Азию, или "Кап-даг" (т. е. "Пещерные горы"), без боя уступив землю скифам. При этом часть киммерийцев переселилась далеко на северо-запад, где на Балтийском море основала город Киммерион и получила название энетов (иначе виндамов или венедов) и там стали собирать янтарь. Киммеры-дауты якобы дали начало некоторым германским племенам. Геродот писал, что энеты, жившие в его время на Висле и на берегу Балтийского моря, пришли туда с Востока, с Каспийского моря. Античные историки сообщают, что часть киммерийцев ушла на юг, во Фракию, образовав там царство треров. А другая часть направилась вдоль берега Черного моря на Кавказ и дальше на юг. Наконец, основная масса осталась в Киммерии и была ассимилирована их родственниками - скифами (Плутарх, "Марий", XI). В более поздних источниках глухо говорится о том, что от киммерийцев якобы произошли племена пруссов и ругов, но более точных доказательств нет. Киммерийцы, ушедшие в Переднюю Азию, вторглись немалыми силами в армянское государство Урарту и в 722 - 711 гг. до н. э. разгромили войско царя Русы I. Затем киммерийцы воевали в Ассирии, Фригии, Лидии, Мидии. В середине VII в. до н. э. они осаждали города Эфес и Сарды. Последнее упоминание о них относится к 614 - 611 гг. до н. э.

Назад История Руси. Глава 4. III Далее

 
История Руси. Глава 4. II Версия для печати

История Руси. Глава 4. II

По предположению археологов, протоиранцы пришли на южный Урал с Черного моря около 1900 г. до н. э. и там построили город - священный Аркаим ("Двойник неба"). Он находился в 50 км к западу от современного г. Бреды Челябинской области, на р. Синташте. В 1970-е годы археологи обнаружили большое городище Андроновской археологической культуры. Оно было сооружено древними строителями концентрическими кругами, а в центре находилось святилище бога солнца. Это говорит о том, что протоиранцы были солнцепоклонниками. Толщина городских стен достигала 5 м, высота - 4-5 м.
В плане город был точной копией модели Зодиака и напоминал огромный гороскоп. Вокруг Аркаима располагались другие города - всего 21. Они находились в верховьях рек Урала и Тобола. Эта область называлась "Арья-Варта", т. е. "Страна городов". Другое, мифологическое, название Аркаима - Кайлеград, под которым он упомянут во множестве древних преданий. По словам археолога Г. Б. Здановича (передача ЦТВ от 190.09.2003 г.) весь район реки Синташты был колыбелью протоарийской цивилизации, откуда арии расселялись в юго-западном направлении.
Около 1600 г. до н. э. город был разрушен и сожжен врагами. Его жители на колесницах возвратились к Черному и к Азовскому морям, дав очередной толчок волне переселений. В числе переселенцев были и киммерийцы. На греческих и малоазийских рисунках сохранились изображения киммерийцев: конных воинов в высоких шапках, вооруженных луками и длинными прямыми мечами, в сопровождении их собак. Главное оружие - боевые колесницы, запряженные парой коней. Не случайно поэтому их военной конной силе подчинились многие народы Восточной, Центральной и Южной Европы. Так, например, около 1600 г. до н. э. киммерийцы создали Крито-Микенскую цивилизацию, а также Агаджирскую и Илатскую цивилизации; последняя частично стала Элладой, когда ее завоевали греки-ахейцы, или "тирбашцы".
Больше всего войн у киммерийцев было с протогреками ("тирбашцами"), которые двигались из своей прародины в Сербии на юг до Пелопонесса и Греции, затем завоевали эти страны, вытеснив оттуда "агильцев", т. е. предков этрусков. Часть "агильцев" они огречили и превратили в предков афинян, а "тирбашцы" стали спартанцами и постоянно враждовали с афинянами.
К исторически известным памятникам киммерийцев относят памятники Позднекатакомбной культуры Нижнего Приднепровья, Подонья и Поволжья XII - X вв. до н. э., Белозерскую культуру Северного Причерноморья и Приазовья XII - X вв. до н. э., Cрубную культуру междуречья Днепра и Дона XII - VIII вв. до н. э. и ее продолжение - Бондарихинскую культуру. Причем любопытно отметить, что носители последней представляли собой смешение или симбиоз протоиранцев с протославянами, дружно строивших свои совместные поселения на защищенных природой мысах рек, с оборонительными валами и рвами. Эти культуры характеризуются строительством защищенных по всему периметру городищ, развитой бронзовой металлургией, керамикой и оружейными мастерскими. Везде господствовал обряд погребения с курганом, достигавшим 15-метровой высоты. К археологическим памятникам киммерийцев относят и Кобанскую культуру горного Кавказа VIII в. до н. э. с ее непрочитанными письменными свидетельствами. Лишь чудовищная засуха на рубеже II-I тысячелетий до н. э. в значительной мере подорвала экономическую мощь процветавшей Киммерийской цивилизации.
По преданию, киммерийцы ведут свой род от древнеарийского царя Йимы, который якобы получил от богов тайну приготовления дающего жизненную силу священного напитка из меда - хаомы или сомы, или по-славянски - сурицы. Другие имена родоначальника киммерийцев - Имир, Богумир (Велесова кн., I, 9.91), Бергельмир, последний - из германской мифологии.
Согласно Библии, киммерийцы - это потомки сына Иафета, внука Ноя Гимера, или Гомера (Быт. 10,2; 1-я кн. Паралипоменон 1,5). Певец "Илиады" и "Одиссеи" Гомер был якобы по происхождению киммерийцем.
О родстве киммерийцев со славянами повествует "Велесова книга": "Были киммерийцы также отцы наши, и они римлян потрясали, а греков разметали как испуганных поросят" (II, 6 е). По данным "Велесовой книги", Богумир, первый царь Киммерии, якобы был родоначальником нескольких восточно-славянских племен, что находит свое выражение в следующей схеме:


Увеличить


Известие о родстве славян с киммерийцами сообщается также в виде легенды в арабском сочинении XII в. "Маджмал-ат-таварих": "Некогда жили-были три брата Рус, Кимар и Хазар, и от них произошли русы, киммерицы и хазары". Киммерийцев упоминают античные авторы Гесиод, Гомер, Аполлодор, Геродот, Страбон, Посидоний, Диодор Сицилийский, Плутарх, Помпоний Мела, Плиний. Так, Геродот свидетельствует об оставшихся в V в. до н. э. киммерийских стенах. Аполлодор, Гекатей Милетский, Страбон, Помпоний Мела сообщают о г. Киммериада или Киммерис, расположенном на полуострове Тамань; он перекрывал своими рвами и валами весь перешеек с севера на юг. К киммерийцам относили племя синдов, строивших города и селения на Таманском полуострове, Нижней Кубани и в Приазовье. Римлянин Помпей Трог (I в. до н. э. - I в. н. э.) сообщал о царстве амазонок, возникшем около XXI в. до н. э. на побережье Азовского моря не без участия киммерийцев. Первый отряд состоял из 40 женщин. Предание это живет и в мифологии греков. По свидетельству Трога, это женское царство было основано скифскими юношами царского происхождения Плином и Сколонитом. Они были почему-то изгнаны со своей родины и нашли приют у воинствующих женщин. Схожие сказания проникли и в Ростовскую землю. В XVII в. местные писатели Мусины-Пушкины сочинили об этом сказочную повесть. Царство Амазонок поддерживало дружественные связи с Киммерийским царством. После Троянской войны (1193-1184 гг. до н. э.) киммерийцы вместе с амазонками участвовали в походе на греков-ахейцев и победили их. В результате 3/4 ахейских крепостей было разрушено. Отличились воины, жившие между Днепром и Дунаем (Сабатиевская археологическая культура). В их числе могли быть и протославяне. Амазонки доблестно сражались с афинским царем Тезеем. А киммерийский царь Сагил посылал амазонкам военную помощь. Военный отряд возглавлял сын царя Иандсатор. Поход амазонок был неудачным из-за ссоры с киммерийцами. Удачливее воевали амазонки, когда они были одни. Так, во время Троянской войны они успешно сражались на стороне Трои во главе со своей царицей Пентисилеей. Тогда Трою осаждали войска греков-ахейцев, микенцев, а также союзные войска танаитов и акаджиров или акациров, иначе говоря "лесных людей". Несчастливая для троянцев Троянская война явилась как бы сигналом для нового переселения народов в начале II тысячелетия до н. э. Движение народов охватило земли от Северного Причерноморья до долины Нила в Египте и от Волги до Минусинской котловины в Сибири. Под натиском кочевников киммерийцы были вынуждены мигрировать на запад и достигли берегов Балтийского моря. Здесь они внесли свой вклад в археологические культуры современных Германии и Польши, что привело к замене Тшцинецко-Комаровской археологической культуры на Лужицкую (XIII в. до н. э.). Киммерийцы вытеснили протогреков-дорийцев с берегов Одры и Спревы и дали толчок к их окончательному переселению в современную Грецию.

Назад История Руси. Глава 4. II Далее

 
ПШЕВОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА II в. до н. э. - V в. н. э. Версия для печати

История Руси. Глава 3. III

ПШЕВОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА II в. до н. э. - V в. н. э.

Ее ареал тот же, что и у культуры Подклёшевых погребений. Последняя во II в. до н. э. трансформировалась в Пшеворскую археологическую культуру под влиянием местных кельтов-лугиев, живших на средней Одре и на верхней Висле. Это привело к ассимиляции кельтов славянами и, в частности, к восприятию кельтского погребального обряда трупоположений, а также к заимствованию их керамики, двухлезвийных мечей, копий с волнистым краем, полусферических украшений щитов.
Язык праславян под кельтским влиянием обогатился "кентумной лексикой".
Во второй половине I в. до н. э. пшеворское население продвинулось в восточном и юго-восточном направлениях и достигло верхнего Днепра и Волынских земель. Здесь пшеворцы взаимодействовали со славянами-зарубинцами и липицкими племенами и образовали особые культурные группы (1) Волыно-подольских племен и (2) Прешовскую, прасловацкую культуру (вторая половина I - II вв. н. э.). Вместе с зарубинцами Волыни, т. е. с волынянами, и со славянами Прикарпатья, т. е. с хорватами и сербами, они образовали родо-племенной предгосударственный союз, который управлялся избираемыми на вече князьями. Одним из последних князей был упоминаемый в арабских источниках Мах (начало II в. н. э.). При нем этот союз распался на восточный и западный. В первом стали княжить восточнославянские князья, а во втором - венедские.
Во II в. н. э. наблюдается сокращение ареала Пшеворской культуры в связи с возникновением по Западному Бугу и по южным притокам Припяти Вельбарской археологической культуры готов и герулов. А в междуречье нижней Одры и Вислы образовалась Оксывская археологическая культура бургундских племен. Славяно-германские контакты усилились в связи с агрессией готов на славянские земли. Славянский язык пополнился немалым количеством германизмов (например, меч, шлем, исполин). Он крепнул и становился существенным показателем этногенеза Русского народа, основное ядро которого постепенно складывалось в Великой Скифии / Великой Сарматии.
Историю праславян можно изобразить графически в виде двух схем, приведенных ниже. Первая из них отображает историю археологических культур славянства от его зарождения до появления русов Приднепровья.

Схема N 1


Увеличить

Вторая схема иллюстрирует в графической форме историю развития языков от праславянского до отдельных славянских языков.





Схема N 2


Увеличить


Многих этих языков уже нет, так же как и их носителей - отдельных народов: они канули в Лету. Так, например, уже нет Западной, кроме кельтского языка, нет Южной и Анатолийских групп, нет фригийского и дакомизийского языков.
На Схеме N 2 показано, как проходила этническая эволюция с выделением отдельных языков, что сопровождалось миграцией и колонизацией пространств носителями отдельных языков, т. е. народами, которые вышли из праиндоевропейских прародин - Балкан и Центральной Европы. (См. карты В. А. Сафронова и В. Георгиева. - Карты N 3 и N 4 на с. 00 настоящей работы.)


 Увеличить


Из: Седов В. В. Славяне в древности. С. 41.



 Увеличить


Из: Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. С. 71.


 Увеличить



Праславянские гидронимы и членение ареала праславян на две зоны по С. Роспонду
Из: Седов В. В. Славяне в древности. С. 73.


 Увеличить



Из: Седов В. В. Славяне в древности. С. 43.

Назад История Руси. Глава 3. III Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 424 - 432 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены