Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 8. XII Версия для печати

История Руси. Глава 8. XII

Что же касается до земли Бвйслава, то длина ее от города Фраги до города Краква - трехнедельный путь. И она сопредельна в длину со странами Тюрков (т. е. с Венгрией.- Ю. Б.). И город Фрага выстроен из камня и извести и он есть богатейший из городов торговлею.
Приходят к нему из города Краквы Русы и Славяне с товарами и приходят к ним (жителям Фраги, т. е. Праги.- Ю. Б.) из стран Тюрков (т. е. Венгрии.- Ю. Б.) мусульмане и евреи, и тюрки, также с товарами и с миткалями византийскими, и вывозят от них муку, олово и разные меха (в другом списке сказано: "рабов, бобровый мех".- Ю. Б.). Страна их лучшая из стран севера и богатейшая жизненными припасами: продается полба у них за кишар столько, сколько довольно для человека на месяц, и продается ячмень за кишар, корм одной лошади на 40 суток, и продаются у них десять куриц за один кишар.
Что же касается до страны Мшки (т. е. Польши.- Ю. Б.), то она самая большая из их стран. Она богата хлебами и мясом, и пашнями. И подати собираемые им (уплачиваются) в византийских миткалях: они же составляют содержание его людей. Каждый месяц каждый из них имеет определенное число их (т. е. миткалей.- Ю. Б.). И он имеет 3000 дзра (т. е. латников.- Ю. Б.). А это - воины, сотня которых равняется десяти сотням других. И дает он этим людям платья и лошадей, и оружие, и все, что им нужно...
И граничат с Мшкой на востоке Русы и на севере Брусы (т. е. литовское племя пруссов.- Ю. Б.). Жилища Брусов у окружающего моря. И они имеют особый язык, не знают языков соседних им народов; и славятся они храбростью! Когда приходит к ним (неприятельское) войско, то никто из них не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ, а выступает, не заботясь ни о ком и рубит своим мечом, пока не умрет. И производят на них набеги Русы на кораблях с запада (т. е., вероятно, с острова Рюген, где жили пираты.- Ю. Б.). И на запад от Русов - город женщин (это легендарное свидетельство связано с участием фризских женщин в битве при Бравалле, 770 г.- Ю. Б.).
И вообще Славяне люди смелые и наступательные и, если бы не было разрозненности их вследствие многочисленных разветвлений их колен и разбросанности их племен, то не померился бы с ними в силе ни один народ в мире. Они обитают страны богатейшие обиталищами и жизненными припасами. Они усердствуют в земледелии и в добывании себе пропитания и превосходят в этом все народы севера. И доходят их морем и сушею до Русов и до Константинополя, и главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались с ними, как например племена ал-Тршкин и Анклий (?) и Баджанака (Буджакская орда возле Дуная, или Печенегия в низовьях Днепра. - Ю. Б.), и Русы, и Хазары".
11. Уроженец г. Насибина в Верхней Месопотамии Ибн Хаукаль, арабский географ и путешественник, в 976-977 гг. написал "Книгу путей и государств", где широко использовал сочинения своих предшественников Ибн Хордадбеха, ал-Джайхани и ал-Истахри. Так, он пишет о Руси следующее: "Река Итиль (т. е. Волга.- Ю. Б.) выходит восточною стороною из окрестности Хирхиза (легендарное известие, не подтвержденное географическими фактами: река Кама, которую булгары принимали за первичный исток Волги, по Киргизии не протекает. - Ю. Б.), течет между Каймакией (т. е. Половецким полем. - Ю. Б.) и Гуэзией (огузы жили на левом берегу и далее от Средней Волги. - Ю. Б.), затем идет к западу по верхней части Булгара, возвращается вспять к востоку и доходит до Русу, затем по Булгару, потом по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море (т. е. Каспийское море. - Ю. Б.).
Великие Булгаре граничат с Румом (т. е. Византией. - Ю. Б.) на севере, они многочисленны и так сильны, что наложили в прежнее время дань на пограничные области из Рума. (Здесь имеется в виду Дунайская Болгария. - Ю. Б.)
Между внутренними Булгарами (т. е. Волжской Булгарией. - Ю. Б.) находятся христиане и мусульмане. В настоящее время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран, надеясь заключить с ними мир и подчиниться им. (Ибн-Хаукаль, очевидно, писал после разгрома Хазарии князем Святославом в 966 г. - Ю. Б.)Язык Булгар сходен с языком Хазар (т. е. является тюркским. - Ю. Б.); Буртасы же имеют другой язык (т. е. финно-угорский. - Ю. Б.), а также язык Русов различен от языка Хазар и Буртасов.
Преимущественная пища хазар есть рис и рыба; тоже, что вывозится из их страны, мед и меха, то это привозится к ним из страны Русов и Булгар, точно так же меха выдры, которые вывозят в разные страны, и находятся только в северных реках, которые в стране Булгар, Русов и Куябе (т. е. в Киеве, или в Киевской Руси. - Ю. Б.).
Те же меха выдры, которые находятся в Андалусе (т. е. в Андалузии, или в Испании. - Ю. Б.), составляют малую часть того, что находится в реках, находящихся в славянских странах. Большая же часть этих мехов и превосходнейшая из них находится в стране Рус, а некоторые высококачественные из страны Яджужд и Маджадж (т. е. Гога и Магога, или севера Восточно-Европейской равнины. - Ю. Б.) переходят к Русам, по соседству их с Яджуджами и Маджуждами и по торговле с ними. Продавали же они это в Булгаре прежде, чем они разрушили его в 358 (969) году. (Известие о разрушении столицы Волжской Булгарии русами князя Святослава является уникальным и в других источниках не встречается. Может быть это было и так. Во всяком случае, из "Джагфар тарихы" известно, что в 969 г. был заключен мир между Киевской Русью и Волжской Булгарией. - Ю. Б.). Часть же оного (т. е. мехового товара. - Ю. Б.) выходит в Ховаразм (т. е. Хорезм. - Ю. Б.), по причине частых путешествий ховаразмийцев в Булгар и Славонию, и по причине их походов, набегов на них и взятия их в плен. Прилив же торговли Русов был в Хазаране, это не переменилось - там находилась большая часть купцов-мусульман и товаров.
Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Куябой (т. е. Киевом. - Ю. Б.), который есть больше Булгара. Другое племя выше (т. е. севернее. - Ю. Б.) первого, оно называется Славия (т. е. Новгородское княжество. - Ю. Б.), а царь ее (в рукописи здесь пропуск. - Ю. Б.). Еще колено же называется Артания, а царь его находится в Арте (неясно, какой город или страна имеется в виду; предположительно Ростов Великий. - Ю. Б.). Люди отправляются торговать с ними в Куябу. Что же касается Артаны, то я не слыхал, чтоб кто рассказывал, что он был там с иностранцами, ибо они убивают всякого иностранца, вступившего в их землю. Но они опускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Арты вывозятся черные соболя, черные лисицы и свинец.
Русь есть народ, который сжигает своих мертвецов. С богатыми же из них сожигаются их девушки для блаженства их душ, как это делают в Гане, Куге и в областях страны Гинд (т. е. в Индии. - Ю. Б.), в Кагудже и других местах.
Одежда их - малые куртки, одежда же Хазар и Булгар - целые куртки. Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие лошадиной гривы и окрашивают ее желтой или черной краской.
Русы постоянно торгуют с Хазаром и Румом.
Хазарское море не соединяется с другими морями, кроме того только, что в него впадает Русской река, известная под названием Итиль.
Часть города известна под названием "Славянской части" (города Итиля. - Ю. Б.), она населеннее, чем двое описанных мною городов и превосходнее их. В ней находится морская гавань, в ней также есть водяные источники, текущие между ней и городом, так что вода образует как бы границу между ними. Еще часть города известна под названием "Части мечети Ибн-Саклаба"; она также велика, но в ней нет текущей воды, и жители ее пьют из колодезей... Славянская часть не окружена стеной".
12. Арабский ученый и врач XI - первой половины XII в. ал-Марвази в своем сочинении "Таба' и ал-хайаван" повторяет свидетельства арабских писателей о русах IX в. и соглашается с версией Бал'ами о воинственности русов, развивая эту тему. Вот его любопытный текст: "... И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества".
13. Поздние арабские писатели-энциклопедисты, как например ал-Идриси (XII в.) и ал-Ханафи (XVI в.), повторяли сведения своих предшественников о Руси, иногда прибавляя, как Идриси, описания маршрутов плавания вдоль берегов Черного моря, упоминания Днепра и древнерусских городов XII в., городов Поднестровья и Новгород. Приводим здесь краткий текст из ал-Ханафи: "... народ этой земли светлокожий, русоволосый, высокого роста... Страна русов. Это большая и обширная земля, и в ней много городов. Между одним городом и другим большое расстояние. В ней большой народ из язычников. И нет у них закона и нет у них царя, которому бы они повиновались. В земле их золотой рудник. В их страну не входит никто из чужестранцев, так как его убивают. Земля их окружена горами, и выходят из этих гор источники проточной воды, впадающей в большое озеро (речь идет об озере Ильмень. - Ю. Б.). В середине высокая гора (т. е. Среднерусская возвышенность. - Ю. Б.), с юга ее выходит Белая река (т. е. Волга? - Ю. Б.), пробивающая себе путь через луга к конечному морю мрака, затем текущая на север Русийи, затем поворачивающая в сторону запада и больше никуда не поворачивающая".

Назад История Руси. Глава 8. XII Далее

 
История Руси. Глава 8. XI Версия для печати

История Руси. Глава 8. XI

Разновидностью этой группы текстов является отрывок сообщения конца IX - начала Х в. ал-Джайхани о Руси. Вот что здесь написано: "Русы состоят из трех родов: (1) из русов, живущих в ближайшем соседстве с Булгаром; их властитель живет в городе, называемом Куиаб, который больше Булгара, (2) из славян, (3) Тания. Жители ездят по торговым делам в Киев. Но до сих пор никто не сказал, чтобы какой-либо чужестранец приехал в этот город для того, чтобы там пребывать, ибо каждого иностранца, отправляющегося туда, тотчас убивают. Они ведут также торговлю на воде, ничего не сообщают о своем состоянии и не связываются с иностранцами. Они не допускают, чтобы кто-либо отправился в их страну. Из трех городов развозят мех черных соболей и олово во все места. У них господствует такой обычай, что когда кто умирает, они его сжигают, а девушки покойника, согласно желанию своему, сами предаются сожжению вместе с ним. Некоторые из них стригут волосы на голове, когда кто-либо умирает, или окрашивают себе бороду. Одежда их состоит из длинных кафтанов и коротких курток. Русы путешествуют по торговым делам в Хазарию".
Итак, все арабо-персидские восходящие к IX в. тексты убедительно свидетельствуют в пользу второй, автохтонистской точки зрения о Руси.
8. Арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан в 922 г. побывал в Волжской Булгарии и в своей "Записке" оставил подробное описание образа жизни, верований, погребального обряда и внешнего облика русских купцов. Вот что он пишет о внешнем облике русов: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились в устье Атыл (т. е. Волги.- Ю. Б.). Я не видал (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бородчатые, франкские. И от края ногтей иного из них (русов) до его шеи имеется собрание деревьев, изображений (картинок) и тому подобного. А что касается их женщин, то на (каждой) их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами денежных средств их мужей. И у каждой коробочки - кольцо, у которого нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра".
Вполне очевидно, что перед нами описание привилегированной части общества - русских купцов, а не норманнов. Любопытно, что царя Булгарии арабский путешественник называет "царем славян", допуская право волжского балтавара на власть над некоторыми славянскими племенами. Сходства со скандинавами нигде не чувствуется.
9. Арабский ученый и писатель ал-Мас'уди (ум. 956 г.) написал в 943-947 гг. свое сочинение "Промывальни золота", в котором поместил много сведений о славянах, заимствованных из книг. "Славяне,- пишет он,- разделяются на многие народы; некоторые из них христиане, между ними находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Ильгуза (т. е., может быть, речь идет о Каме и Волге.- Ю. Б.).
Большая часть их племен язычники, которые сжигают своих мертвецов и поклоняются им. Сказал Мас’уди: некоторые люди ошиблись и думали, что море Хазарское (т. е. Каспийское.- Ю. Б.) соединено с морем Майотис (т. е. Азовским морем.- Ю. Б.), но я не видал меж купцами, отправляющимися в страну Хазар и путешествующими по морю Майотис и Найтас (т. е. Черному.- Ю. Б.) в страну Рус и Булгар, который бы думал, что с Хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть их вод, или один из их рукавов, кроме Хазарской реки <...>
Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жалованьи, кроме царя Хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под названием "народа Ларсии". Русы же и славяне, о которых мы сказали, что они язычники, составляют войско царя и прислугу.
В верховьях Хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто, кроме (русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов (т. е. речь идет, вероятно, о канале Волго-Донском, известном с древнейших времен.- Ю. Б.).
Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Булгар. Руссы имеют в своей земле серебряный рудник подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджира, в земле Хорасана.
Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (?), которое есть многочисленнейшее из них. Они путешествуют с товарами в страну Андалус (т. е. Испанию.- Ю. Б.), Румию (т. е. Италию.- Ю. Б.), Кустантинию (т. е. Византию.- Ю. Б.) и Хазар <...>
Глава XXXIV. Описание славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.
Сказал Мас'уди: Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха (т. е. Ноя.- Ю. Б.); к нему относятся все племена славян и к нему примыкают в своих родословных. Это мнение многих людей, сведущих, занимавшихся этим предметом.
Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей.
Некоторые из них исповедуют христианскую веру по якобитскому толку, некоторые же не имеют писания, не повинуются законам, они язычники и ничего не знают о законах.
Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а самое племя называлось Валинана (т. е. волыняне.- Ю. Б.). Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо верховная власть была у него и прочии цари ему повиновались.
Затем следует славянское племя Астарбана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба (т. е. дулебы.- Ю. Б.), царь же их называется Вандж-слава (т. е. Вячеслав.- Ю. Б.).
Затем племя, называемое Бамджин (т. е. Богемия.- Ю. Б.), а царь называется Азана; это племя самое храброе между славянами и самое искусное в наездничестве.
Еще племя, называемое Манаба, а царь называется Занбар. Затем племя, называемое Сарбин (т. е. сорбы.- Ю. Б.); это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствии у них закона, которому они бы повиновались.
Затем идет племя, именуемое Марава (т. е. мораване.- Ю. Б.); затем племя, именуемое Харватин (т. е. хорваты. - Ю. Б.); затем племя по имени Баранджабин (?). Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные для царей.
Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами.
Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но эти войны не решительны. (Вероятно, речь идет о Галицко-Волынском княжестве.- Ю. Б.)
Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. (Турками называли тогда мадьяр, т. е. венгров, основавших свое государство в начале Х в. в Паннонии.- Ю. Б.) Это племя красивейшее из славян лицом, большее их числом и храбрейшее из них силою. (Мас’уди ошибается, приняв мадьяр за славян.- Ю. Б.)
Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже рассказывали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных славянских; оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя, как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание коих слишком длинно".
10. Арабский путешественник и испанский ученый, купец из г. Тортосы, живший в 50-60-е годы Х в. Ибрагим ибн Йа'куб оставил нам сообщение о набеге "огнепоклонников (ал-маджус), называемых ар-рус", на испанский город Севилью в 843-844 гг. Он же оставил после себя записку о посольстве в Германию к императору Оттону I около 965 г. Она сохранилась в "Географическом своде" арабского еврея ал-Бекри из Кордовы (XI в.). Текст Ибн-Йа'куба гласит: "Говорит Ибрагим, сын Якуба, Израильтянин. Страны славян тянутся от Сирийского моря к окружающему морю, к северу. И завладели племена севера (т. е., очевидно, германцы.- Ю. Б.) некоторыми из них и обитают по сие время между ними (славянами). Они (состоят) из многочисленных разнообразных племен. И собрал их в былое время некоторый царь, титул которого Маха, и был он из одного их племени, которое называлось Вийнбаба (т. е. из волынян.- Ю. Б.). И было это племя у них почитаемым. Потом же разъединилась их речь и прекратился их (государственный) порядок и племена их стали (отдельными государственными) группами и воцарился в каждом из племен царь (т. е. речь идет о распаде Волынского союза племен.- Ю. Б.). И царей их ныне четыре: царь Ал-Блгарин (т. е. Дунайской Булгарии.- Ю. Б.), и Байслав (т. е. Болеслав I Укрутный, чешский князь, 935-967 гг. - Ю. Б.), царь Браги, Бвймы и Краква (т. е. Праги, Богемии и Кракова.- Ю. Б.), и Мшка, царь севера (т. е. Мешко или Мечислав I, польский князь, 960-992 гг.- Ю. Б.), и Накур - на крайнем западе (т. е. князь ободритов Наккон.- Ю. Б.).

Назад История Руси. Глава 8. XI Далее

 
История Руси. Глава 8. X Версия для печати
История Руси. Глава 8. X

... У них есть обычай строить укрепления, так как венгры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в этих укреплениях, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах. У них много рабов. Если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают.
И между ними распространены прелюбодеяния, и если женщина полюбит мужчину, то сближается с ним, и когда он берет себе жену, если она окажется девственницей, то делает ее женой, если же нет, то продает и говорит: "Если бы в тебе был прок, то сохранила бы себя"... Если же, став женой, предается прелюбодеянию, то (муж) убивает ее, не принимая извинений. У них много напитков из меда. Есть у них люди, которые имеют у себя 100 больших кувшинов медового напитка".
А. В. Гудзь-Марков следующим образом комментирует этот текст: "Гардизи, описывая ближайшую к Булгару страну славян, вероятно, имел в виду страну вятичей. Город Ва.т, быть может, следует искать на Дону, в районе устья реки Воронеж. Название города Ва.т созвучно не только с именем вятичей, но и с Воронежем. А Воронеж, топоним и гидроним, упоминается древнерусскими, домонгольскими летописцами. Донские городища вятичей при устье Воронежа до конца Х в. оставались первыми славянскими укреплениями на пути из Булгар в Киев.
Гардизи особо подчеркивает значение производства меда у славян. Бортни устраивались на деревьях. Владелец дерева поднимался по стволу, закреплял себя сыромятными ремнями и принимался выдалбливать в стволе полость, призванную служить ульем или бортней. В одном стволе могло быть несколько бортней. Ульи или бортни делали и из спиленных деревянных колод. В колоде выдалбливали полость и устанавливали ее среди сучьев дерева, подальше от ведающих мед хозяев леса - медведей".
Г) "... Что же касается ар-Русийи , то она находится на острове, окруженном озером. Остров , на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар , и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что приводят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, а единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими... У них много городов , и живут они привольно. Гостям оказывают почет и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять чужеземца, но помогают и защищают последнего.
Мечи у них сулеймановы . И если какое-либо их племя, род (поднимается против кого-либо), то вступаются все они. И нет тогда между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.
И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.
Есть у них знахари , из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу.
Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.
(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет по сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил.
Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении".
Арабский текст об острове русов возник под пером арабского писателя Муслима ал-Джарми, который в 837 - 845 гг. жил в Константинополе и от купцов услышал предания и обработал их. (См.: Бартольд В. В. Арабские известия о Руси // Бартольд В. В. Соч. Т. II. Ч. 1. М., 1963. С. 821-823 и др. Ср.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведения о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX - X вв. М., 1962. С. 38-39.) С тех пор в пространном или сокращенном виде этот текст распространялся в арабо-персидской литературе X - XVI вв., в том числе в сочинениях ал-Мукаддаси, в книге "Худуд ал-'Алам", в сочинениях Гардизи, ал-Марвази, Ауфи, ал-Ханази и в анонимном произведении "Маджмал-алтаварих" (1126 г.). В ряде текстов речь идет уже не об острове, а об обширной стране с большим количеством городов, с жителями-язычниками. Народ характеризуется как многочисленный, сильный и могучий, с белыми волосами, красивым телосложением. В "Худуд ал'-Алам" прибавлено, что "страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа моровват. Знахари у них в почете. Они шьют шаровары... и шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка" ; "носят чистые одежды", "одежды людей - русов и славян из льна" (Гардизи), "плавают в Хазарское море... Храбрость и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества" (ал-Марвази). Как отмечает А. П. Новосельцев, "русы рисуются как воинственный народ, проводящий значительную часть времени в войнах со своими соседями-славянами... Общество русов, описанное нашим источником, не однородно по своему составу. Отмечая сплоченность и единство русов в борьбе с внешним врагом, он подчеркивает, что в отношениях друг с другом русы коварны и постоянно опасаются один другого. Едва ли это место свидетельствует просто о плохом характере данного народа, хотя некоторые редакторы первоисточника, вроде автора "Худуд ал-‘Алам", и охарактеризовали русов как народ "плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам". Скорее всего, намеки на розни в среде русов говорят о существовании среди них социального неравенства, когда более зажиточная и выделившаяся из остальной массы часть русов, а ее-то лучше всех и должны были знать арабы и булгары, имеет основания остерегаться своих прочих сородичей. Источник и более конкретно говорит о знатных русах (арабск. - "ал джалил", перс. - "марде бозорг"), которым оказываются особые почести даже после смерти, т. е. речь идет о князьях, которых одно сокращение из Ибн Хордадбеха называет "кназ", а ал-Бируни - "кабаз".
7. Другая группа источников повествует о трех центрах Руси IX в. Они восходят к сочинению географа Абу Зейду Ахмеду ибн Сахлу Ал-Балхи (ок. 850 - ок. 933 г.) "Карта климатов". Последнее, к сожалению, не сохранилось, но было использовано другими авторами, в частности, Ибн Хаукалем из северного Ирана, а затем ал-Истахри из южного Ирана. Приводим текст ал-Балхи:
"... И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куаба , и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа , и царь их в городе Салау... (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа , и царь их сидит в Арсе , городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.
И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец) и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых...
Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние христиане и мусульмане".


 Увеличить


982-983 гг.
Из кн.: Галкина Е. С. Тайны Русского Каганата. М., 2002. С. 117.

Назад История Руси. Глава 8. X Далее

 
История Руси. Глава 8. IX Версия для печати

История Руси. Глава 8. IX

21) На острове Боденского озера, в монастыре Рейхенау, начали писать в IX в. сочинение под названием "Описание городов и областей к северу от Дуная", известное в научной литературе как "Баварский Географ". Автором был монах Рудольф, получивший задание от короля Людвика Немецкого. В 845 г. эту работу продолжили и завершили монахи монастыря св. Еммерама в Ратисбоне (совр. Регенсбурге).
Между этнонимами "Баварского Географа" "хазары" и "Forsderen liudi", т. е., вероятно, "лесные люди" или "древляне", читается этноним "Ruzzi", т. е. "Русь". Если спроецировать его местонахождение на карту, то получается Среднее Поднепровье и леса к востоку от Днепра, т. е. места, где действительно жили "Ruzzi".
22) Арабские и вообще восточные, в том числе персидские, источники о Руси весьма многочисленны и ценны. Только немногие из них написаны до Х столетия.
1. Упомянем двух арабских географов, которые, рассказывая о VI в., помещают народ русов где-то севернее Кавказа. Это ас-Са'алиби (XI в.) и Захир ад-дин Мар'аши (XV в.).
2. Географ ал-Хорезми в книге "Картины земли" (836 - 847 гг.) упоминает реку Данаприс, которая стекает с Русской горы (возможно, со Среднерусской возвышенности).
3. Географ Ибн Хордадбех (820-880 гг.) в труде "Книга путей и стран" рассказывает о купцах-русах следующее: "Что же касается до русских купцов - а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю , а с них (купцов) десятину взимает царь Рума , и если они хотят, то они отправляются по Т(а)н(аи)су , реке славян, и проезжают проливом столицы хазар Хамлых , и десятину с них взимает их (хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю и высаживаются на любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов, и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад , где переводчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за христиан и платят джизию "
В одном из персидских сочинений ат-Табари ал-Джафара Мухаммеда ибн Джарира (839-923 гг., "История пророков и царей") под 643 г. сохранилась речь правителя Дербента Шахрияра (по другой версии - Шахрбараза): "Я нахожусь между двумя врагами: один - Хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности нам, арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны".
Перс Мухаммад Бал'ами, ученый и визирь Саманидского государства (ум. в 974 г.), в своей краткой редакции сочинения ат-Табари в рассказе о событиях 643 г., когда воинственные арабы появились перед стенами Дербента, дважды называет северных соседей - русов - врагами мира и, особенно, арабов, которым с русами якобы придется воевать.
5. Арабский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани ок. 903 г. в своей "Книге стран" поместил рассказ о маршруте славянских купцов, кое-что в него добавив. Так, в числе товаров упомянуты меха выдр, добываемые из дальнего конца Славонии, а перевалочным пунктом называет г. Самкуш-Еврей, т. е. Керчь в Крыму. Что касается конечного пункта маршрута, то он добавляет следующее: "Часто же они выходят в Джурдане, где продают все, что у них есть, и все это попадает в Райию (Рей), удивительно, что этот город есть складочное место всего мира".
Русско-греческие и русско-булгарские торговые отношения были весьма активными, как и русско-хазарские. Об этом существует множество свидетельств греческих и восточных. Русская рукописная традиция XVII в. сохранила сказание под названием "Михей-Русин, ростовский купец" ; повествующее о встрече русского купца со святыми братьями Кириллом и Мефодием в Херсонесе. Осенью 860 г. Михей вел торговлю в Херсонесе и Греции, а также отвозил в Хазарию дань, когда это требовалось. Именно этот купец, приглянувшийся солунским братьям, был крещен св. Кириллом во время Хазарской миссии весной 861 г. За тем купцом последовали и другие купцы, крестившиеся вместе с киевлянами в 876 г. Принадлежность к христианам открывала перед купцами возможность широкого общения в заморских странах.
6. Арабский географ Ибн Русте из г. Исфагана в Персии оставил нам 7-й том своей "Книги драгоценных камней" (903-913 гг.). В ней имеются тексты о славянах и русах, а также об острове русов. Приведем их полностью:
А) "И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т. (Вантит?). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улидж и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойника, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно его любила, то она приносит к трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, Ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирель. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему подчиняются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав", зовется у них свет-малик , и он выше супанеджа , а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб , и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений".
Б) Текст о славянах в книге "Худуд ал-’Алам" ("Области мира") передан в несколько иной редакции: "О стране славян. На восток от нее - внутренние булгары и некоторые из русов, на запад - часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север... У них много замков (коло) и крепостей (хисар). Одежда их большей частью из льна. Они считают своей обязанностью по религии служение царю. У них два города:
1) Вабнит - первый город на востоке, и некоторые из его жителей похожи на русов.
2) Хордаб - большой город и место пребывания царя".
В) Еще один текст не позднее конца IX в., так как в нем речь идет об общении славян и русов с венграми, живущими неподалеку в Лебедии, принадлежит историку Гардизи. Мы приводим текст из книги XI в. "Зайн ал-ахбар": "... И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов. И венгры - огнепоклонники и ходят к гуззам, славянам и русам и берут оттуда пленников, везут в Рум и продают... И постоянно нападают на славян, и от венгров до славян два дня пути... И на крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит... И между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью, и этот путь через источники и очень лесистую местность. И страна славян ровная, изобилует деревьями, и они живут большей частью среди деревьев... Одежда их - рубаха и высокие сапоги. Обувь их подобна длинным табаристанским сапогам, которые носят женщины Табаристана. И средства существования у них очень обильны.

Назад История Руси. Глава 8. IX Далее

 
История Руси. Глава 8. VIII Версия для печати

История Руси. Глава 8. VIII

Если В. Г. Васильевский предполагал, что нападение на Амастриду случилось ок. 820 г., то А. И. Асов считает, что русы совершили набег на южное побережье Черного моря, в том числе и на Амастриду, в начале царствования императора Никифора (802-811 гг.). Ими командовал князь Бравлин II Младший. Русов поддержали дунайские болгары, которые в то же время нанесли ряд чувствительных поражений византийцам.
16) В "Повести временных лет" под 852 г. содержится первое в летописи Нестора (своде 1113 г.) упоминание Руси в следующем контексте:
то 6360,ý"В л индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля. О дахомъ, яко при семь цари ходиша Русь на Царьгородъ, якожеýсемь бо ув мь". Речь идет о морском походе русов наýтописаньи гречьстýпишется в л Константинополь в 860 г. 852-й год появился же в связи с вокняжением Дира в Киеве. См. С. 000 настоящей работы.
17) Грек патриарх Фотий (ок. 810 - после 886 гг.; патриаршествовал в 857 - 867, 877 - 886 гг.) в двух проповедях, одна из которых была произнесена во время осады Константинополя русами (18-25 июня 860 г.), а другая - непосредственно после ухода русов летом 860 г., резко упрекает греков в безнравственности. Нападение русов было совершенно неожиданным, когда византийское войско во главе с императором Михаилом III находилось в Малой Азии, а флот был где-то около Крита, и город оставался беззащитным. Фотий говорил: "Помните тот час, несносный и горький, когда в виду нашем плыли варварские корабли, навевавшие что-то свирепое и убийственное? Когда это море, утихнув, трепетно расстилало хребет свой, соделывая плавание их приятным и тихим, а на нас воздымало шумящие волны брани? Когда они проходили перед городом и угрожали ему, простерши свои мечи? Когда мрак объял трепетные умы и слух отверзался лишь для одной вести: "варвары уже перелезли через стены города, город уже взят неприятелем"? Русы явились не для грабежа, а для мести, что подтверждается следующими словами Фотия: "И как не терпеть нам страшных бед, когда мы убийственно рассчитывались с теми, которые должны были нам что-то малое, ничтожное?" Пока русы (не более 8000 человек, приплывшие на 20 ладьях – Ю. Б.) рыли подкопы, досыпали вал и пытались взойти на стены, другое войско предавало все огню и мечу в окрестностях Константинополя. Фотий говорил о последнем так: "Он (неприятель) разоряет и губит все нивы, пажити, стада, женщин, детей, старцев, юношей, всех сражая мечом, никого не милуя, никого не щадя..." Вот что говорит Фотий о русах: "Народ, ничем не заявивший себя. Народ, считаемый наравне с рабами, неименитый, но приобретший славу со времени похода к нам, но достигший высоты блистательной и наживший богатство несметное, народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочевой, гордый оружием, не имеющий стражи, неукоризненный, без военного искусства, так грозно, так мгновенно, как морская волна, нахлынул на пределы наши и, как дикий вепрь, истребил живущих здесь, словно траву..."
Ясно, что так сказать о норманнах было нельзя. Все это целиком относится к жителям Поднепровья, русам.
18) Тот же патриарх Фотий в "Окружном послании к восточным патриархам" (867 г.) сообщает как о народе "рос", напавшем на Константинополь, так и о крещении его в 860-е годы в окрестностях Константинополя. Вот что он писал: "И не только этот народ (болгары.- Ю. Б.) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которые содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чин подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой дерзости против нас, которую имели незадолго перед этим. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобзают верования христиан с великим усердием и ревностью".
Любопытно отметить, что если в беседах Фотия русы названы "неизвестными" (что абсолютно невозможно было бы сказать о норманнах), то в "Окружном послании" русы названы "пресловутыми", т. е. "известными", "славящимися", что стало возможным благодаря двум обстоятельствам: 1) русы пришли под стены Константинополя, 2) они приняли святое крещение.
Целью послания было извещение о крещении русов, так как римский папа Николай I упрекал Фотия в том, что тот допустил невинные жертвы: убиение в 860 г. греков, которые так и остались неотомщенными. Фотий на это возражал, что теперь язычники крещены и больше не являются врагами греков.
Точная дата и место крещения русов неизвестны. Греческий Хронограф Георгия Кедрина говорит так: "... пришло от русов в Царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного крещения, что и было".
Можно предполагать, что первое крещение русов было между 860 и 867 г. Через несколько лет состоялось второе крещение.
19) Никоновская летопись (Московский летописный свод 1520 г.) дважды сообщает (под 874 и 884 гг.) о неудачном походе князей Аскольда и Дира на Царьград. Очевидно, что вторая дата ошибочная.
Под 874 г.: "В лето 6375. Возвратившася Аскольд и Дир от Царьграда в мале дружине, и бысть в Киеве плач велий..."
Под 884 г.: "О князе рустем Осколде. Роди же нарицаеми Руси, иже и кумани, живяху в Евксинопонте, и начаша пленовати страну римляньскую, и хотяху поити в Константиноград, но взбрани им Вышний Промысл, паче же и приключися им гнев Божий, и тогда возвратишася тщии князи их Аскольд и Дир. Василие же (император Византии Василий I Македонянин, 867-886 гг.- Ю. Б.) воинствова на агаряны, и манихеи (т. е. с арабами и болгарами.- Ю. Б.). Сотвори же и мирное устроение с прежереченными русы, и преложи сих на христианство, и обещавшеся креститися и просиша архиерея, и посла к ним царь". Далее следует сообщение о чуде с несгоревшим Евангелием, которое заканчивается следующими словами: "Сие же видевше Руси удивишася, чюдящеся силе Хрестове, и вси крестишася".
По преданию, следы которого находим в "Истории Российской" В. Н. Татищева, чудо о несгоревшем Евангелии явил русам греческий митрополит Михаил Сирин, т. е. Сириец.
Об этом же рассказывает и византийский Продолжатель Хроники Феофана: "Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой - правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, - а вскоре прибыло от них посольство в Царственный город, прося приобщить их к Божьему крещению. Что и произошло".
Когда же совершилось это Второе крещение? Если обратиться к текстам "Жизнеописания императора Василия" (середины Х в.) и к "Сказанию" Бандури (XVII в.), сообщившему об изобретении славянской азбуки монахами Кириллом и Афанасием, то становится ясно, что император и патриарх послали к русам архиереев с книгами, крестами и сосудами церковными тогда же. Ведь судя по сохранившимся источникам, во время неудачного похода 874 г. буря разметала суда русов. Фотий же приписал это заступничеству Богородицы, покровительницы Константинополя, и чуду, которое Она совершила после омовения риз Богородицы Влахернской в водах Босфора. Пораженный случившимся, князь Аскольд стал подумывать о необходимости крещения, что и произошло после переговоров с византийским императором и долгих униженных просьб. "Велесова книга" уточняет дату крещения Аскольда и его дружины - 875 год, а крещение Аскольдом части киевлян датирует 876 г. и говорит об этом с несказанной горечью: "... и потому отвратил он (т. е. Огнебог.- Ю. Б.) лик свой от нас, что мы имели князя, крещенного греками... Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня".
Прямым свидетельством в пользу крещения руссов является письмо патриарха Фотия князю Аскольду, которого он называет “киевским каганом” и митрополиту Михаилу Сирину.
20) Во время Хазарской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия осенью 860 г. в Херсонесе они повстречали человека, который имел Евангелие и Псалтирь, написанные "русьскыми писмены". В Пространном Житии св. Кирилла (болгарском произведении IX в.) рассказывается о том, как Константин Философ быстро научился чтению книг на русском языке "и чи прiимъýдова с нимъ (т. е. с тем человеком.- Ю. Б.), и силу рýбес прикладаа различнаа писмена, гласнаа и съгласнаа, и къ Богуýдýсвоей бес начать чести и сказати, и мнози са ему дивлаху".ýмолитву твора, въскор
Объяснение тому следующее: в Готской епархии, существовавшей с конца IV в., особенно в Херсонесе, были распространены церковные книги на славянском языке задолго до св. Кирилла. Эти книги были известны как "Иоанновские книги", т. е. переводы св. Иоанна Готского (790 г.).

Назад История Руси. Глава 8. VIII Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 388 - 396 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены