Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 10. X Версия для печати

История Руси. Глава 10. X

Одним словом, в IV в. гунны находились на первобытно-кочевой стадии, за полвека им предстояло пройти путь от первобытного до классового общества до государство-образующего народа, хозяина огромной Гуннской империи. Это испытание за время, вместившее жизнь всего двух-трех поколений, оказалось для гуннов непосильным, роковым. Гуннский народ не сумел сохранить ни свое имя, ни начатки своей цивилизации, ни культуры.
Как свидетельствует Евнапий (V в.), "побежденные скифы (т. е. готы. - Ю. Б.) были истреблены гуннами, и большинство их погибло. Одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении, другие, собравшись вместе, обратились в бегство".
От того положение готов в бывшей Великой Сарматии стало плачевным, и они подумывали о переселении в поисках иной жизни и счастливой доли. Решающее слово должно было оставаться за Амалами, правящей династии Остготии. Все ожидали, что скажет Германарих.
Союз готов с гуннами был, разумеется, непрочным, и Германарих крепко задумался над тем, что делать дальше и как защититься от хищного народа.
С гуннами сражаться было непросто.
"Преимущество гуннов на войне состояло в достоинствах их нового конного строя. Они применяли тактику совершенного изнурения противника. Они не принимали рукопашной схватки, но и не покидали поля боя, осыпая противника стрелами и ловя его издали арканом. При этом они ни на минуту не прекращали боя, сея смерть издали. Их противники - тяжеловооруженные всадники - уставали быстрее легковооруженного и, не имея возможности попасть во врага копьем, попадали в петли арканов". Готские воины не могли этому ничего противопоставить. В это время от его Империи отложились племена балтов и финнов. В припадке отчаяния Германарих вонзил в себя меч и скончался. Империя Германариха перестала существовать. Это было в 375 году.
Остготы тогда разделились на три группы: одни признали королем Гуннимунда, сына Германариха, "отважного в бою и выдающегося красотою", другие пошли за Амалом Винитаром, внуком Вультулфа, третьи были верны Витимиру, преемнику Германариха. Часть остготов во главе с Алатеем, Сафраксом, Видерихом бежали в Дакию и там присоединились к вестготам.
В 375 и следующем году произошли три решающие битвы между готами и гуннами. Баламбер, узнав о смерти Германариха, поспешил с организацией новой военной кампании. Он привлек на свою сторону герцога Гесимунда, сына Гуннимунда Великого, внука Германариха. Гесимунд помнил о своей недавней клятве не воевать с гуннами, которую он дал Баламберу. Он подчинился его власти и присоединился со своим войском к походу против Винитария. Все сражения происходили на Днепре и реке Тилигул (Эраксе). Винитарий победил в первом и втором сражениях. Современники вспоминали, какую гору трупов на поле сражения оставили гунны. В третьем сражении в 376 г. Баламбер попал стрелою в голову Винитарию, и тот сразу умер. Увидев это, готское войско ударилось в бегство. Баламбер занял Остготию и, соединившись в браке с дочерью Вандилиария Вадамеркой, овладел властью во всей Готии, над всем остготским народом, а малолетний король готов Видерих, сын Витимира, стал его послушным вассалом. Гунны не занимались ни земледелием, ни другим созидательным трудом, а только грабили и разрушали все, что встречали на своем пути.
"Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, - пишет историк Евсевий Иероним (IV - V вв.), - между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов <...> вырвались рои гуннов, которые летали туда и сюда на быстрых конях, все наполняя резней и ужасом".
Гунны разрушили большинство городов Боспорского царства, кроме Херсонеса , а жители их разбежались, римская администрация уехала. С другой стороны, гунны освободили племена Великой Сарматии от ига готов.
Так закончилось в Великой Сарматии Готское время и началось Великое переселение народов из Азии и Восточной Европы в Центральную, Западную и Южную Европу, которая еще совсем недавно находилась под контролем могущественного Рима, а ныне стала добычей безжалостных и кровожадных варваров. Античная цивилизация им была не нужна. Часть остготов, ведомых приматами Алафеем и Сафраком, которых современники называли "искусные и известные твердостью духа вожди" , ушли в Дакию, где жили их собратья везиготы, которые находились под управлением королевского рода Балтов (т. е. "Храбрых"), который всегда соперничал с родом готских Амалов (т. е. "Благородных"). Эта вражда элит предопределила нынешнее и будущее разделение готов на два народа и их разные судьбы в истории.
Часть готов осталась в Причерноморских степях при короле Торисмунде, сыне Гуннимунда и внуке Германариха. Он правил всего два года, после чего готы в течение 40 лет не хотели иметь иного короля. Их потомки сражались с князем Кием и его наследниками в Причерноморских степях.
А те готы, которые ушли на Днестр к везиготам Атанариха, там нашли союзников в лице римлян и вместе с ними сражались против гуннов в 376 г., но были разгромлены последними. Потом готы бежали в Карпаты, затем пошли за Дунай и жили в Мезии, Фракии, Паннонии, а их потомки участвовали в разгроме Рима и в создании Остготского королевства в Италии (476-555 гг.).
Тем временем в Великой Сарматии постепенно произошла смена археологических культур. Черняховская археологическая культура отнюдь не была готской, хотя четко просматривается ее многослойный характер. Открывший ее археолог В. В. Хвойко, а так-же Л. Нидерле, Ю. В. Готье, А. А. Спицын, В. А. Ростовцев, А. И. Тереножкин считали ее славянской. Такой она была во времена Буса Старшего и после него. Вот что пишет Ю. П. Миролюбов по этому поводу: "Готы были впереди, между степью и Черняховскими городищами. Когда готы были опрокинуты гуннами (после битвы при Эраксе в 375 г. - Ю. Б.), они смяли и население Черняховской археологической культуры, часть раздавили сами, отступая, а часть бежала или была уничтожена гуннами". Наступило иное время: время Гуннское, одновременно с которым произошло сложение Русского национального государства во главе с князем Кием. Этому времени уже соответствуют другие археологические культуры, а именно Пеньковская, антская по происхождению, и Прага - Корчак - общеславянская, а в восточной ее части - русская (V - VII вв.).


 Увеличить




 Увеличить



 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

Из кн.: Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002

Назад История Руси. Глава 10. X Далее

 
История Руси. Глава 10. IX Версия для печати

История Руси. Глава 10. IX

В конце царствования Германариха произошли события, которые привели к коренным переменам. На восточных границах Остроготии и Русколани появился грозный враг - кочевники-гунны во главе со своим царем Баламбером (363-378 гг.). В 373 г. в битве у Танаиса они наголову разбили объединенное войско аланских племен. А ведь аланы были неплохими воинами, побеждали даже хорошо обученные и вооруженные римские легионы. "Соседи гуннов - аланы, - писал Л. Н. Гумилев, - применяли сарматскую тактику. Это были всадники в чешуйчатой или кольчужной броне с длинными копьями на цепочках, прикрепленных к конской шее, так что в удар вкладывалась вся сила движения коня. По данному вождем сигналу, отряд таких всадников бросался в атаку и легко сокрушал пехоту, вооруженную слабыми античными луками".
Однако гуннам аланы не могли противостоять.
Менее чем за два года царство аланов было сокрушено окончательно. Часть оставшихся в живых аланов была ассимилирована гуннами и сделалась их слугами (рабства гунны не признавали). Другие рассеялись по восточным и западным землям. Некоторые добрались до римских пределов, до Дуная, где влились в ряды римской кавалерии как федераты. Значительная часть присоединилась к вандалам для участия в походе от берегов Рейна в Испанию и Северную Африку, где вместе они образовали королевство. Но всех аланов, как и русов, ждала одна судьба: неминуемая ассимиляция там без имени и без остатка.
Часть аланов двинулась к верхнему Дону и впоследствии была ассимилирована русью. Другая часть достигла Северного Кавказа, усилив сообщество братьев по крови, из которого впоследствии произошли осетины.
Гунны согнали с земель Волжских и Донских роксоланов и те бежали на Средний Днепр, где соединились с полянами и прозвались тоже русью.
Русы-бродники, жившие по реке Сулак вместе с берендеями и торками на территории Северного Дагестана, под натиском гуннов и языгов покинули царство Берендеев и г. Берендей (Беленджер) и направились к Днепру, где основали г. Переяславль Южный и в Белоруссии - г. Туров.
Тем временем гунны стали угрожать и готам, и русам. Последние стали искать в гуннах союзников, стремясь договориться. Вначале гунны пошли навстречу, заявив, что они выступают против рабства и хотят освободить все покоренные народы Великой Сарматии от какого бы то ни было угнетения. "Велесова книга" сообщает: "И в тот раз Болорев (т. е. царь гуннов Баламбер. - Ю. Б.) предложил подождать готов, и так мы сделали по тому, как он сказал, и стояли там какое-то время. Так порешили, что хорошо вставать рядом с вождем. И так бороться за жизнь нашу железом отцов наших. И так коло - круг и кони - есть сила наша. И это мы сделали стало тихо... И стали биться за вольность свою с готами. И оградили земли Русколани от гуннов. И многие потекли из лесов к Воронженцу. И бросили на готов все силы, и разбили их!" Когда гунны от Танаиса пошли на Русколань, то князьям нашим пришлось разбить их и стало немирно.
"И Гуларех напал с полночи, а гунны - с полдня, - продолжает "Велесова книга". - И тут заплакали Русколань, Борусия, потому что гунны соединились - сроились с готами. Тут Русь поднялась своей силою, и отразила гуннов, сотворив Край Антов и Скифь Киевскую”. Но это случилось более, чем через 50 лет: Киев был основан в 430 году.
Союз готов с гуннами был непрочным как союз примитивной цивилизации с первобытной дикостью. Вот что пишет Иордан о гуннах: "По истечении краткого времени (в 373 г.), как рассказывает Павел Орозий, на готов напали гунны, народ, превосходящий всех своей жестокостью. По преданию древности, я узнал следующее о их происхожде-нии. Филимер, король готов и сын Гандарика Великого, пятый в порядке лиц, управлявших королевством готов, по удалении их с острова Скандзы (Скандинавии), и под предводительством которого его народ вступил в земли скифов, узнал, что среди его народа водятся какие-то ведьмы, которых он сам называл на своем языке алиорумнами. По его приказанию, они были выгнаны и осуждены блуждать в степях, далеко от лагеря готов. Нечистые духи, увидев ведьм, скитавшихся в пустыне, сочетались с ними и породили этот варварский народ - гуннов. Гунны сначала жили в болотах, видом были малорослы, грязны и гнусны, едва похожи на людей, и ни один звук их голоса не напоминал человеческого языка. Так произошли те гунны, которые приблизились к землям готов. Это дикое племя, по словам историка Приска, жило на другом берегу Меотийских болот , занималось единственно охотой и ничем другим, разросшись впоследствии в целый народ, гунны начали тревожить своих соседей грабежами и коварством. Однажды гуннские охотники, преследуя, как обыкновенно, добычу на другом берегу Меотийских болот, заметили внезапно перед собою лань; войдя в болото, лань то шла вперед, то останавливалась и как бы указывала дорогу. Охотники последовали за ней и таким образом перешли вброд Меотийские болота, которые они считали непроходимыми, как и всякое море. Вскоре, когда показалась скифская земля, неведомая гуннам, лань исчезла. Я убежден, что все это сделали те нечистые духи, от которых произошли гунны, из ненависти к скифам. Не подозревая существования другого мира по ту сторону Меотийских болот, охотники, пораженные удивлением к открытым ими землям Скифии, как люди суеверные, приписали все сверхъестественному указанию того пути, который до того времени никому не был известен. Возвратившись к своим, они рассказали происшедшее, хвалили Скифию и, убедив свой народ, поспешили в путь той же дорогой, которую они открыли по указанию лани. Все попавшиеся навстречу скифы были принесены в жертву победе, а остальные, по усмирении их, признали над собой власть гуннов. Перейдя это обширное болото, гунны покорили алипзуров, алцидзуров, итимаров, тункассов и боисков, целый рой народов, населявших тот берег Скифии. Затем они завоевали алан, утомив их беспрерывной борьбой; аланы не уступали им в военном деле, а образованностью, образом жизни и наружностью обращались в бегство от страха: у гунна лицо было ужасающей черноты и походило, если можно так выразиться, на безобразный кусок мяса с двумя дырами вместо глаз. Такая страшная внешность говорила о мужестве души; гунны свирепы даже со своими новорожденными: они мечом исцарапывают им щеки, чтобы приучить их терпеливо переносить раны, прежде нежели дитя научится сосать. Оттого у гуннов старики остаются безбородыми, и юноши лишены украшения совершеннолетия: раны изрытого лица уничтожают заблаговременно корни бороды и усов. Ростом гунны невелики, но ловки в движении и весьма искусны в наездничестве; широкоплечи и вооружены стрелами и луком; с толстой шеей и всегда гордо выпрямляются. Имея вообще человеческую фигуру, гунны живут как дикие звери. Когда готы увидели в первый раз это воинственное племя, покорившее уже многие народы, они пришли в ужас и совещались со своим королем, какими средствами можно спастись от подобного неприятеля".
Один из авторитетнейших историков Аммиан Марцеллин около 380 г. сообщал о гуннах следующее: "Гунны, упоминаемые в древних памятниках только мимоходом, живут за Меотийскими болотами, близ Ледовитого моря, и своими нравами превышают всякую меру жестокости. Еще у новорожденных они глубоко разрезают мечом щеки, чтобы стянувшиеся рубцы остановили своевременный рост волос, и потому гунны в старости безбороды и безобразны, как евнухи. Члены их тела крепки и тверды; шея толстая; с виду они чудовищны и до того сутуловаты, что их примешь за двуногих животных или за грубо высеченные столбы с человеческой фигурой, какие обыкновенно ставятся по краям мостов. Как непривлекателен их внешний вид, так груба и вся обстановка их жизни: они не употребляют огня для согревания пищи и питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякой твари, которое они слегка согревают, положив его между сиденьем и хребтом лошади. У них нет крытых жилищ: они бегут от них, как от могил. Даже нет хижин, покрытых тростником. Кочуя по горам и лесам, они привыкли переносить с колыбели холод, голод и жажду. Они с трудом решаются войти в крытое здание, и то по крайней необходимости: гунн не считает себя безопасным под кровлей. Они употребляют полотняные одежды или сшитые из кожи полевых мышей: в этой одежде они и дома сидят, и не выходят. Но рубашка неопределенного цвета, однажды завязанная на шее, не снимается до тех пор, пока она, износившись, не расползается в лохмотья. Голова покрывается кривой шапкой, а волосатые ноги обертываются козлиными шкурами; их башмаки не имеют никакой формы и мешают им свободно ступать. По этой причине гунны неспособны сражаться пешими. Они как будто прикованы к своим лошадям, сильным, но безобразным; иногда они сидят верхом, как женщины, и в этом положении занимаются своими обыкновенными делами. Нет ни одного из них, который не мог бы провести день и ночь на лошади; сидя на ней, он продает и покупает, есть и пьет, припадает к узкой шее своего животного, и в глубоком сне ему грезятся всевозможные сновидения. Также верхом на лошади они сообща рассуждают о делах важных. Гунны не признают строго королевской власти, и перед самым вторжением в ряды неприятеля избирают второпях вождя из среды самых знатных.
Они никогда не нападают прямо, а перед сражением, построившись клинообразно, испускают предварительный крик, приводящий в ужас. Так как они быстры и легки на бегу, то внезапно с намерением рассыпавшись, могут снова соединиться и нестройною толпою разносить повсюду смерть. Во время войны они не нападают на укрепления и, за скоростью, не грабят неприятельского лагеря. По всему этому их можно принять за самых неустрашимых воинов; издалека они пускают дротики, на конце которых прикреплены с удивительным искусством заостренные кости; вблизи сражаются мечами, не щадя самих себя, а раненного неприятеля вяжут скрученными ремнями, с тем, чтобы, скрутив, отнять у него возможность ездить и ходить. Ни один из них не обрабатывает земли и не дотрагивается до плуга; ни у кого нет постоянного жилища, ни домашнего крова, ни законов или неизменного обычая; они всюду блуждают как беглецы, со своими кибитками, в которых живут: там их жены занимаются приготовлением безобразных одежд мужьям; там же все вместе спят, рожают их и вскармливают их до отроческого возраста.
Ни один из них, если спросить, не знает, откуда он, потому что он в одном месте был зачат, в другом рожден, а воспитан еще где-нибудь далее. При перемирии гунны непостоянны и вероломны; при случае они изменяются, предаваясь новой надежде с чрезвычайным неистовством. Нравами подобные нерассудительным скотам, они вовсе не знают различия между честным и бесчестным; в разговоре двусмысленны и темны; ни истинная, ни ложная религия не связывает их никаким почитанием; они горят неимоверной страстью к золоту. Непостоянство их и наклонность к гневу столь велики, что часто в один и тот же день они ссорятся со своими друзьями без всякой причины и примиряются без того, чтобы кто-нибудь их убеждал к тому".

Назад История Руси. Глава 10. IX Далее

 
История Руси. Глава 10. VIII Версия для печати

История Руси. Глава 10. VIII

Родословная готских королей (по Иордану):
Династия Амалов-Ансов


 Увеличить



Иордан перечисляет завоеванные Германарихом племена: гольтескифы, тиуды, васинабронки, меренс, морденс, имнискары, роги, тадзанс, атаулы, навего, бубегены и колды (Иордан. С. 83). Гольтескифов идентифицируют как голядь, балтское племя, жившее на Днепре и Десне (Колочинская археологическая культура), тиуды как чудь или эстов, васинабронкас как весь на перешейке между Ладожским и Онежским озерами, меренс как мерю, морденс как мордву, рогов как угров, живших в Приуралье, колдов как балтов Мощинской археологической культуры; остальные племена остаются неизвестными, может быть, они принадлежали финским и балтским народностям Восточно-Европейской равнины.
Готский фольклор называет Германариха "новым Александром Македонским", значительно расширившим пределы Готского мира и показавшего тем самым мощь и силу германского народа.
"Велесова книга" так рассказывает о походе готов на север: "Так после ста двадцати лет войны (приблизительно 250-370 гг. - Ю. Б.) готы, теснимые гуннами и берендеями, отошли на полночь и осели между Ра-рекой (т. е. Волгой. - Ю. Б.) и Дивуной (т. е. Западной Двиной. - Ю. Б.) и там пропали. Германарех и Гуларех привели их в новые земли, ибо гунны с берендеями быков привели в тот край. Там было много коней и быков, трава злачная, вода живая". Тем временем русы отняли у готов край между Северским Донцом и Доном и далее по Дону вверх и вниз по течению, который был исконно русским, но рано порадовались. Гуларех собрал своих воинов и пошел на русичей. "И была суровая сеча там тридцать дней. И русы пустили готов в свои земли. И от этого злые пошли времена. Напали на нас ромеи с юга, от Дуная, также греки с юга, и готы с севера и юга. И тогда великое зло творилось. И ромеи были в городах дунайских, и с нами они воевали. И там битва была великая долгая, не угодная ни богам, ни людям". Все это было после смерти Буса Старшего. "И вот не могли мы ни к чему иному прибегнуть, кроме как выбрать князя из вождей, который был бы от Овсеня до Овсеня и которому мы платили бы дань от полюдья". И выбрали Оглендю из рода Белояров. О нем "Велесова книга" говорит так: "И в те годы некий Оглендя водил коров по степям. И он говорил много слов о родичах своих и почитал себя выше пращуров и отца Ария. И тем вред сотворил, и мы не должны следовать ему, не пойдем по следам его" .
И по-прежнему были беспрерывный войны с готами, хотя "Германарех пил вино за дружбу с нами после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь. Друг наш так пил кровь и вино, а после того в одно лето пошел с мечом на нас..." Во времена Германареха шли готы на север, а потом пошли на нас и порубили нас. И не бились мы и воинов не имели, и злое творилось тогда, и Русь пала. И враги над нами властвовали. И творили зло". "Велесова книга" сообщает, что в это время и у готов истощились силы. "И вот Германарех отступил. И готы ушли за Малую Калку и утекли к берегу моря (т. е. Азовского. - Ю. Б.). И так земля освободилась до Дона и по ту сторону Дона-реки. И это Калка Великая - есть граница между нами и прочими племенами. И там готы бились четыреста лет со своими врагами" , т. е. до начала VII в. включительно. Время от времени наступала мирная передышка. "И тогда мы начали засевать землю нашу, начали пахать спокойно землю для эллинов, торговать с ними - совершать обмен скота, шкур и сала на серебряные и золотые монеты, и питье, и яства всяческие. И жизнь наша после того была спокойная и мирная". Но опять ненадолго.
Новая беда змеей подползла к русичам. Об этом рассказывает все та же "Велесова книга": "И была повержена Русколань от готов Германариха. И он взял жену от рода нашего и убил ее. И тогда вожди наши потекли на него и Германариха разбили". А на самом деле не разбили, а тяжело ранили. Месть совершили братья Лыбеди, вонзив в бок престарелого короля два своих кинжала. Редакцию текста этого предания сохранил Иордан в своем сочинении "О происхождении и деяниях гетов". Вот что там написано: "Херманарик же, король готов, хотя и был... победителем многих народов, однако пока он думал о нашествии хуннов - неверный род Росомонов, который тогда наряду с другими выказывал покорность ему, воспользовался следующим удобным случаем обмануть его. Ведь после того как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунхильда из названного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым лошадям и побудив лошадей бежать в разные стороны, ее братья Сар и Аммий, мстя за гибель сестры, ударили мечом в бок Херманарика. Получив эту рану, он влачил несчастную жизнь вследствие немощи тела... Между тем Херманарик, столь же не вынеся страданий от раны, сколь и нападений хуннов, в преклонных годах и насытившись жизнью, умер на сто десятом году своей жизни..."
В "Старшей Эдде", северогерманском эпосе XIII в., содержится пространная редакция этого сказания, под названием "Речи Хамдира", где Бус превращен в германца Серли, сына конунга Йонакра, а кам Златогор стал Хамдиром, княгиня Лыбедь - обратилась в Сванхильд, дочь Сигурда, которую выдали замуж за Ермунрекка Могучего. У последнего был советник Бикки, который посоветовал Рандверу, сыну конунга, овладеть ею и затем все рассказал конунгу. Тот велел повесить Рандвера и приказал растоптать Сванхильд конями. Когда об этом узнала Гудрун, мать Сванхильд, она обратилась к своим сыновьям отомстить за смерть сводной сестры. Братья Серли и Хамдир тяжело ранят Ермунрекка и тут же погибают, сраженные стражей.
Первоначальное ядро легенды сохранилось в "Велесовой книге", из которой следует, что княгиня Лыбедь и ее братья были русами, детьми князя Буса Старшего, которые отомстили готскому королю за убийство их сестры.

Назад История Руси. Глава 10. VIII Далее

 
ИМПЕРИЯ ГЕРМАНАРИХА Версия для печати

История Руси. Глава 10. VII

ИМПЕРИЯ ГЕРМАНАРИХА
После смерти князя Буса Старшего Русколань стала "раздираема смутами, творившимися на юге, - говорится в "Велесовой книге", - а Борусь на севере много утерпела, так как породниться не хотели, дабы русские роды соединить... И звали сурожцы русов и борусков на войну. И долго вражда между родами раздирала Борусь на части... А Суренжань не была княжеством сильным, ибо грекам давала врагам дань и также иным." (II, 6 а)
Именно тогда греки стали продавать на рынках Херсонеса наших уведенных в плен дочерей и сынов, "и должны мы принудить Хорсунь заплатить за слезы... следует отсекать их головы и рубать их в щепу" - восклицает автор "Велесовой книги".
Восстала месть среди русов, и боярин Сегеня убил старшего сына Германариха Гуннимунда. Этот же боярин собрал войско и поразил готов в битве под Воронженцем, разбив 100 000-тысячную конную армию. Ведь жива еще Русь! А князь Словен стал собирать войска, чтобы отомстить коварным готам за смерть Божа. А у стремени встал Боян, сын Божа, чудный певец и сказитель. Это было в 370 г. Собрались вместе анты, радимичи, дреговичи, земеголы и голядь (балтские племена), а также кимвры (киммерийцы) и волохи (романизированные даки) и ударили на готов Германариха. Из-за ромеев, пришедших с юга, оказались русы между двух огней. Ведь пришла великая беда, и жниво наше было спалено, и не осталось целого селения, где бы не было дыма и пепелища, а пастбища были вытоптаны. В вот Боян запел и потекли к нему тысячами воины:
"И как Златогор отца воспевал
старой былины слогом,
так и я, Боян, ныне пою
и славлю - кого люблю".
("Боянов гимн", IV в.)
“В ответ рек Германарех: - Й-о-хо!
Великие воды узрят мои вои,
богов киммерийцев и волхов!
Мы кимров и волхов изгоним!"
Но дружный удар антской конницы был страшен, ибо не варяги мы, а ясуни - Веле-совы воины", - утверждал автор "Велесовой книги". И был он прав.
"И вождь наш концами мечей
изгнал чужеземцев-гостей!
О Старый Словен, воздай по заслугам -
дай долю тому, кто смел!
О Боян, войди снова в силу!
Пропел песнь кому - благое тому!
И вот суда Велеса нам не избегнуть!
И славы Словена не умалить.
И меч-то Бояна - ясный язык.
И в память волхва Златогора мы пьем!
То Арию память и Скифу, то гимн!
Злата шеломы на тризне сыпь!"
Так после поражения пришла победа и настала радость. "...И Дед наш Даждьбог привечал воинов - многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет. И роды русские стали селиться в городах, которые прежде были готскими, и стали воевать с греками и другими без конца. И там Русь билась до времени. И пали многие воины, которые приходили на Русь от греков. И сидели мы по Дону и Донцу, а после пошли к Днепру и Дунаю, и там была мирная жизнь". На Дунае русичи поразили ромеев и прогнали их от валов Трояновых подальше от наших границ. А под Воронженцем Русь разбила войско герулов под начальством Гулареха.
Вот что говорит "Велесова книга": "Тогда вражеская сила пошла на землю Воронженцкую, Воронженц был древний, много веков назад построенный и окруженный от нападения стенами... Враги пошли и взяли Воронженц... другие ушли к Суре на полдень, Сурож-город построили у моря, которым греки владели, там укрепил город Белояр..." (П 33. В. К. Лазаревич). И еще: "Воронженц-город, за который готы бились с русью, был сожжен, а ведь земля эта Русская! Когда-то, во времена Мезенмира, анты были с нами. Были анты на Русколани, а прежде мы были русы. Храбрым себя показали волынцы, соединились с антами Мезенмира, одержали победу над готами, а по ним шли гунны, крови славы жаждущие. Готы побратались с гуннами и сообща на отцов наших напали и были разбиты и уничтожены" (П 4. В. К. Лазаревич).
И "Велесова книга" продолжает: "И стали там с нами воевать ромеи, и бились много. Тут некоторые хотели нас быстро опростоволосить - и вместо того сами опростоволосились. И тут была тьма опростоволошенных воинов. Велики шли снега, голод мучил наших людей, оставшихся у реки и лишившихся всего. В тот час мы много настрадались, прежде чем обрели независимость..."
А там на юге греки снова напали на нас, как только Бус нас оставил (т. е. в 368 г. - Ю. Б.). "И была сеча великая много месяцев. Сто раз возрождалась (т. е. вставала с колен) Русь - и сто раз была разбита от полуночи и до полдня воинами в железных доспехах", т. е. гоплитами, которых нанимали против нас греческие города-государства, Херсонес на-пример, который был особенно богат.
Независимость эта была обретена дорогой ценой. Города и села русские обезлюдели, осталось в них мало воинов. Тем временем Германарих объединил все оставшиеся готские племена, так как был он "наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций, благодаря своим многочисленным и различным доблестям". (Аммиан Марцеллин, XXXI, 3, 1). Оставив на время в покое антов, Германарих сперва устремился против своих бывших союзников герулов, тевтонского племени, поселившегося на побережье Азовского моря. Их герцог был убит в битве, а его преемник Гуларех объявил себя вассалом Германариха (Иордан, гл. 116). Столица Боспорского царства Пантикапей был взят и разрушен. После этого Германарих разбил венедов на верхней Висле, и готы вместе с герулами предприняли большой поход от Днепра на Волгу и до истоков ее, причем дошли до притоков Волги Оки и Камы, завоевывая все окрестные народы. Германарих был жесток: он грабил все народы и даже убил своих племянников Эмбрика и Фритла, чтобы завладеть их сокровищами.
Около 370 г. в верховьях Волги, возле озера Селигер, армия готов под командованием Наирама встретила наступавшую с востока большую армию гуннов во главе с царем Баламбером. Наирам послал за подмогой. Вскоре к Селигеру подошли орды Германариха и Гулареха. Решающая битва состоялась там, где стоят теперь современные городки Андреаполь и Селижарово. Готы победили за счет больших потерь. Гунны отошли, но не сдались и не отказались от своих экспансионистских намерений. Гунны были более многочисленным, но не менее свирепым и жестоким народом. Свои войны готы и гунны обычно вели до полного покорения или истребления других народов. Вскоре между двумя народами разразилась большая война, которая отвлекла силы обоих от русов и обеспечила некоторую передышку.
Германарих же превратил свое государство в Империю, простиравшуюся от Черного до Балтийского моря. Она покрывала территорию нескольких современных государств: Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, России, Румынии и Словакии.

Назад История Руси. Глава 10. VII Далее

 
История Руси. Глава 10. VI Версия для печати

История Руси. Глава 10. VI

Скорбный день 21 марта 368 года стал поворотным в истории восточных славян. Он завершил собой Эпоху Белояров и подвел итог ко Дню Сварога. В тот день, 21 марта, была явлена Правь Вышнем, т. е. Богом Творцом, был явлен закон Триглава в Троице славимого - Отца, Сына и Святого Духа. Тем самым был явлен и закон Рода на продолжение жизни на земле. Ведь тогда был распят и вознесся к трону Всевышего Бус Белояр. Он был последним 12-м Вышнем Прошлого Коло Сварога. В то же время Бус Белояр стал первым Вышнем Нового Коло. Потому время Буса оказалось судобоносным для Руси, поскольку Ось времен повернулась навстречу русам созидающим и возрождающим счастье. В тот скорбный день начался 27 000-летний Мировой Круг, или Коло Сварога. Именно так нам было явлено начало Эпохи Рыб и началась Ночь Сварога, или суровое Лютое время. Первый сакральный период 30 лютеня 368-440 гг. (72-летний цикл!) было временем от Буса до Кия, когда в горниле огня началось созидание Русской государственности.
Бус не только воевал, но и будил Русь, а также поддерживал торговые отношения с Китаем. "Велесова книга" сообщает, что "еще раньше в древности (т. е. в III - IV вв. - Ю. Б.) ... род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми. И рекли, что дают серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Непры-реки" (1, 9 - Бус 1, 3).
Итак, род Белояров охранял великий шелковый путь на опасном участке от Волги до Танаиса и далее до Днепра.
Князь Бус Старший считается основателем русского казачества в 360-е годы. Об этом прямо говорится в "Сказе про Буй-туръ Русовъ да про Уголищину" Захарихи. Начало этого предания теряется в первых веках нашей эры, когда еще существовала единая держава Маха, которая объединяла земли западных славян за рекой Горынью, вероятно, ляхов и венедов, т. е. Червенские города, с землями восточных славян, т. е. с Волынью. Разногласия у них начались из-за споров о старшинстве Рода Славянского над могущественным племенем Русов, жившим на Роси-реке, притоке Днепра. Дальше - больше. И в IV в. свободолюбивые люди под именами "Буй-Туры-Русы" решили отделиться и пошли на Дунай, на устье, и дальше "за гирлами, за болотами" по северному берегу Дуная, и там поселились, считая себя вольными людьми, а своими вождями выбирали только князей Буса Старшего да Буса Младшего. А когда оба князя погибли, то стали выбирать атаманов на казачьем круге из своей среды.
Второй центр казачества возник в земле уличей, в нынешней Бессарабии, севернее современного г. Кишинева. Он назывался Пересечень.


Вот что говорится о первых русских казаках в этом "Сказе":
Уголичи, небожъ Уличи, жилиý"а т
безъ страху, и Волоховъ не боялись,
а хаты ставили улицами широкими,
а не ставили их колунями, якъ Русы,
абы въ коло сила была, и хату кругомъ".
Сказительница продолжает:
ла,ý"Угольщина хоробрая добру силу им
и на дорогу выскакивала, коли надо.
пкий,ýОтожъ былъ Градъ у нея великой а кр
чень-Градъ,ýа тожъ звался Перес
ча пошла Козацкая, Запорожская,ýа оттуд и С
колижъ Русь Киевская загинула,
и Татары пришли до Крыму жить".
Эта новая "Русщизна", возглавляемая Белоярами, была "хоробрая, а на Волоха (т. е. Римлян. - Ю. Б.) злая". При князе Бусе Молодом (368-372 гг.) Буй-Тур-Русы вместе с ули-чами уходили на лодьях, называемых ими "чайки козацкие", в морские походы на греческие города в Крыму и Северном Причерноморье. Казаки грабили их до тла, а греков уби-вали, потому что для русов греки были врагами. Те, как и готы, часто нападали на города и веси русов, уводили в плен жителей, обращали их в рабство, а юношей холостили и затем продавали на восточных рынках. Русы не могли стерпеть такого зверства. Однажды, это было в начале 370-х годов, Буй-Тур-Русы во главе с князем Бусом Молодым возвращались из походов на греков с богатой добычей: из 3000 "чаек" более 500 было нагружено золотом, серебром и драгоценными камнями. Вернувшись в свои придунайские селения, они узнали, что там никого уж нет в живых.
Оказалось, что в их отсутствие явились готы, убили стариков, а женщин и детей увели в плен. Буй-Туры страшно рассердились, решили догнать неприятеля и освободить родичей. Соседи - ярусланы - привели своих коней, и русы поскакали к Южному Бугу, где на левом берегу готы разбили свой лагерь. Подошли скрытно, тихо, укрываясь в балках. Ночью перед битвой Бус Молодой собрал своих воинов и при свете костров обратился к ним со следующими словами: пши загинемо, и якъ можно, одмстимось!"ý"Русы мы, люди мои! Русы! И л Это обращение напоминает призыв автора "Слова о полку Игореве": "Луце ж быть потяту, нежели полонену!"
Ударили они на врагов внезапно, ночью, когда их никто не ждал, "якъ вихори". Готы были разбиты так, что "земля чермонела одъ крове": на поле боя осталось 20 000 трупов. А от полона нашли в живых едва половину. На следующее утро, едва рассвело, услышали топот вражеских коней. Это приближались гунны, которые преследовали готское войско. Однако они встретили не готов, а русов. И ударили на них русы в чистом поле и разбили их наголову, но князя Буса Молодого потеряли: он погиб в бою от вражеской сабли. Гунны же еще никогда никому не проигрывали сражений. Это было их первое поражение, а для русских - славный почин.
С тех пор все недруги стали бояться русских казаков!
Но не только войной жили русы. Еще князем Бусом Старшим вместе со жрецом Златогором был упорядочен календарь, по которому мы живем. Главный принцип, которому следовал Бус: не нарушать традиций отцов и дедов! И потому он дал осмысление древним праздникам через воспринятое им христианство, да так, чтобы не изменить первоначальных ведических дат. Так, например, День Ильи Пророка вытеснил Перунов день, а День Рождества Богородицы - Рождество Златы Майи, День Николы Вешнего - Ярилин день и т. д. Сохранилось изображение "Мирового круга", т. е. "Календарного Коло Сварога" на надгробном памятнике Бусу. Русская православная церковь сохранила звездную мистерию Бусова календаря.
После распятия Буса Старшего ослабели Русколань и Антия, и был открыт путь в Европу племенам готов, гуннов и иным. Началось Великое переселение народов.
Шли века, а готы никак не могли забыть своей удачи: коварной победы над Бусом Старшим. В "Слове о полку Игореве", памятнике русской литературы конца XII в., говорится о том, что готские красные девицы в Крыму радостно пели на берегу синего моря время Бусово, позванивая русским золотом и "лелея месть Шаруканю", т. е. отмщение за первую победу князя Игоря над половцами.
Приведем родословную Белояров, князей Русколани-Антии:
Дажен, III в.
¯
Бус, или Бож Старший, 20.04.295 - 21.03.368 гг.
¯ ¯
Боян Бус Младший
¯
Огляндя, вторая половина IV в.

Назад История Руси. Глава 10. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 370 - 378 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены