Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 12. IV Версия для печати

История Руси. Глава 12. IV

Сперва Кий сплотил вокруг себя "жезлоносных ариев", или "дандариев" (термин С. И. Наливайко), т. е. избранных воинов - русичей. Первоначально далеко не все племена и народы Великой Сарматии согласились подчиниться князю Кию. Так, по данным сказа Захарихи "Якъ Кiева Русiя утворялася" (см. Приложение, 2. Источники: тексты), дреговичи, мигрощи, древляне, черниги, быховцы не признали князя Кия своим господином, и только после того, как набеги врагов, по всей вероятности, римлян, греков, готов и гуннов, участились, они обратились к князю Кию с просьбой о защите. Князь им отвечал так: "Приду ажъ узнаете мене княземъ вашимъ". И те признали Кия своим князем. А за виновных посчитали старых воевод - подстрекателей неповиновения, и казнили их, отрубив им головы, а родичам князь предложил не вмешиваться, "а только требы Богу требить!" Так и стало. А князь сам защитил Русскую землю Перуновым мечом, который сбросили ему с неба божественные кузнецы и заповедали: "Симъ победиши!"
Образование Киевской Руси с Киевом во главе стало крупным событием русской истории. Оно подвело итог четырехвекового противостояния Руси и Рима, так как римляне хотели дойти до Днепра и Припяти и установить свое господство, но просчитались. Победа князя Кия была ответом на экспансионистские планы завоевателей. Киевская Русь стала объединяющим началом для большинства народов Великой Сарматии: таким, как готы, гунны, греки, скифы и сарматы, ярусланы, киммерийцы, булгары-кутригуры, даки, вятичи, радимичи.
Славянская многонародность подчеркивается в "Синопсисе" 1674 г. Иннокентия Гизеля: "...на Горы Киевския, немалу времени прешедшу, приидоша от Дикихъ поль съ славяны, великими и зело храбрыми народы, трие братия родныи, князие Российския: первому имя Кий, второму - Щек, третьему - Хорив и сестра ихъ".
Кто были эти великие и весьма храбрые народы, пришедшие на Средний Днепр "от Дикихъ поль", из Великой Сарматии, необходимо уточнить. Это определенно хорпи, или карпы, они же васильки, жившие на северной стороне Карпатских гор. Затем это уличи и тиверцы, жившие в Приднестровье и по Южному Бугу и, наконец, чехи и хорваты из Прикарпатья. А на Среднем Днепре и южнее, в Русколани, и северо-восточнее ее встали и пришли помогать князю Кию поляне, боруски, северяне, древляне, дреговичи, а также кельты. А кто такие везунча, трудно сказать: может быть, венеды.
Хорваты и чехи в 430 г. отделились от полян и ушли на запад, образовав там свои государства: Чехию и Восточную Хорватию, протянувшуюся узкой полосой от северных Карпат и Западного Буга до верховьев Лабы.
Князь Кий занял главную гору - Старокиевскую, или Андреевскую, а князь Щек обосновался на другой горе, прозванной Щековицей (она возносится над Подолом, севернее Старокиевской горы, между Замковой и Юрковиной горами). А князь Хорив облюбовал третью гору, которую прозвали Хоривицей.Последнюю некоторые историки отождествляют с городом Вышгородом, что в 20 км севернее Киева. По мнению исследователя В. Г. Ляскоронского, более вероятно отождествлять гору Хорива с Замковой (или Фроловской) горою, она же - Киселевка.
Городище располагалось внизу, на Подоле, который примыкал к Днепру. Князь Кий обнес Старокиевскую гору высокими дубовыми стенами, вокруг был выкопан глубокий ров, наполнявшийся водой. Зимой края рва поливали водой, чтобы была крепкая ледяная корка, а лед во рву пробивали, чтобы он всегда был тонким. Если враги кидались на стены города, то они гибли во рву. А те, кому удавалось перебраться через яр, скользили и падали вниз на тонкий лед и там погибали.
Свой двор Кий, по преданию, поставил на высоком берегу Днепра на урочище Угорском, где был Сборичев перевоз и где собирались лодьи для похода по Днепру на юг.
Факт основания Киева подтвержден многими источниками. Один из них - армянское сказание VI - VII вв. Зеноба Глака в "Истории Тарона". Приводим этот текст в переводе на русский язык.
"И дал (царь Валаршак) власть трем их (братьев Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных из своей страны царем Динаскеем, затем убитых в Армении Валаршаком) сыновьям - Куару, Мелтею и Хореану. Куар построил город Куары, и назван он был Куарами и по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей, а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там просто для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение и поставили они двух идолов: одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра".
Подтверждает факт основания Киева польский хронист Ян Длугош, который в 1480 г. писал следующее:
"Киев был основан одним из князей племени поляков и получил свое название от имени одного из них. Это знаменитый город с богатыми церквами, в том числе кафедрального, расположенного на славной реке Борисфене-Днепре... Среди них было три мужа от одного отца и из того же самого племени - Киг, Щек, Корив и четвертая - сестра; лица эти настолько превосходили иных как мудростью, так и мужеством, отчего они легко достигали первенства над племенем, а также иных покорили своей власти и завоевали другие племена и включили в свое владение. Они построили три замка на Руси, назвав их своими именами, а именно: Киг построил замок над рекою Непром, названный Киевом, Щек - Щекачицу и Корев - Коревицу, и были они склонны к язычеству и другим предрассудкам: реки, озера, источники, воды почитали за богов".
Подтверждение факта основания Киева тремя братьями и сестрой находится во многих источниках, например: в "Повести временных лет" (XII в.), "Синопсисе" Иннокентия Гизеля (1674 г.), "Летописи патриарха Константина" (1674 г.), "Синопсисе", 1735 г., Российской Академии наук.
Наконец, "Велесова книга" также повествует о князе Кие и его делах. В "Синопсисе" 1735 г. записано, что "старший брат Кий основал град на горе над рекою Днепром и нарек его от своего имени Киев, какого же лета, летописцы российские не пишут... Один только летописец ... описал основание града Киева лета от Рождества Христова четыреста тридцатого".
Множественность и разновременность не зависящих друг от друга источников, сообщающих об одном и том же событии согласно, позволяет прийти к окончательному выводу: перед нами не легенда, а исторический факт о строительстве города Киева тремя князьями и их сестрой, время которого также известно: 430 год.
Эту же дату указывает и Новгородская летопись XVII в. из собрания Е. В. Барсова (хранится в Государственном Историческом музее).
В том же 430 году, как полагает "Велесова книга", было основано общеславянское государство "Скуфь Киевская". В это государство, кроме русов, вошли многие восточно-славянские племена и другие народы.
430 год в "Велесовой книге" стал точкой отсчета событий "от прихода русских людей на Русь". Это был значительный этап в истории Руси и Русского народа, предвосхитивший их славное будущее.
Древние русы говорили: "Вышень сотворил мир в три шага, а теперь Киев от трех братьев". Так и было.
Одной постройкой Киева дело не ограничилось. Предстояла большая работа по устройству княжества. И этой работе полностью отдался князь Кий. В одном из "Сказов" Прабки Варвары об этом рассказывается так:
"А тожъ Киев-Городъ поставить,
Еще дела своего не сделать!
А оно - кажен день новое приходит,
И кажен день его делать надо.
А кто за делом заснет, трудиться забудет.
Тому Лихо придет и скажет ясно:
"А чтоб ты, коли за делом спишь,
Спал уж, так и спал, не проснулся бы!"
Бо строют Город не из дерева,
Хоть дерево на постройку потребно,
А добрыми делами строят, стараньями,
Абы веки стояло крепко, что зроблено!
Отож Киев стоит блескучий и сегодня,
А славу его паны украли,
Бо Славу кричать Кий учил, Князь наш,
А паны пришли, черт зна, откуд.
И никто про Кия-Князя вспоминать не хочет,
добрым словом помянуть не тщится,
Не думает о том, и не старается.
Так тож простой народ Кия знает!
И отож народ вспоминает его добром,
Думкой, песнью доброю та молитвою.
И про Киевець-Дунаевець народ знает!
Где был народ Руський дотудь, знает,
И откуд пришел, и откуд Земля его,
Земля Русьcкая зробилася, починалася.
Коли же Град становил Князь наш Кий,
Уже чуба имел он сиваго,
и тридцать годов жил еще потом".

Назад История Руси. Глава 12. IV Далее

 
История Руси. Глава 12. III Версия для печати

История Руси. Глава 12. III

На своем многотрудном пути до Руси от Карпат-Горы русы князя Кия и его братьев повстречали другие народы в степи и приняли их помощь. Это были карпы, боруски, ярусланы, великосуны, северяне, венцы, или венеды, и другие. В совместных боях складывался военно-политический союз народов будущей Киевской Руси-1. Одним из первых протянул руку помощи Руси полянский князь Вуслав из Княжгорода-на-Роси. До прихода князя Кия здесь, на Роси, существовало Росское княжество князя Вуслава, оно простиралось до Среднего Днепра и до реки Ирпени, откуда родом был князь Вуслав. Это было время, когда восточные славяне объединялись в племена во главе со своими племенными вождями Родичами и Воеводами, когда родовая власть повсюду заменялась на княжескую и все люди вечем голосовали за нее. Это было время, когда князья становились отцами собирающейся Руси и радели за людей, защищая их от врагов, голода и болезней. Появлялись тогда истинные защитники Руси, которых не интересовали ни материальная выгода, ни сиюминутная слава, а только "розмысл о Руси", чтобы народ был счастлив и свеча Русского Рода не погасла бы!
Вуслав сразу же признал верховенство князя Кия и сделал от себя все возможное, чтобы русы, уставшие от долгого перехода с Карпатских гор, отдохнули и смогли выйти на Средний Днепр.
На пути к Днепру на русов напало племя язов. Но тут, говорят, русичам помогли воины Перуна, явившиеся из Сварги, и разбили язов. И явился тогда, говорят, в облаке Вышень и повелел строить священный град лучше, чем Куар Антский. Так, по преданию, возник Киев.

Как был основан Киев
По свидетельству польско-литовского хрониста Мацея Стрыйковского , Киев был основан в 430 году тремя братьями и сестрою из рода праотца Оря.
По предположению А. И. Асова , Киев был основан 3 апреля 430 г. на Замковой горе.
В "Сказе" кобзаря Олексы, записанном Ю. П. Миролюбовым в 1910 г. в Сальских степях, говорится следующее:
"И прийшли князи Русскiе Кiй, Щекъ и Хоривъ
пра съ сестрою Лыбедью,ýдо Дн
и поставили Киевъ-городъ,
и повстала отъ того земля Русьска".
В "Сказе" Прабки Варвары, также записанном в то же время Ю. П. Миролюбовым, повествуется так:
"Отож три браты пришли,
Доброе место себе нашли,
Покопали яры, валы насыпали,
И за теми ярками, за теми валами
Киев-город встал ясный,
Город Русский, на любовь друзьям
Та на зависть черную злым врагам".
Это произошло тогда, когда князь Кий закончил свое долгое 14-летнее путешествие по странам и городам, где предпоследним пунктом был Княжгород-на-Роси. Кий привел людей своих на горы Куян-Тяу, так называвшиеся по-булгарски, которые с тех пор про-звались Горами Киевскими. Они всегда привлекали внимание властителей своим ключевым положением на Среднем Днепре, обеспечивающим господство над равнинной страной вначале скифов-пахарей, а затем полян.
По данным археологических раскопок, первые поселения на горах возникли во II в. до н. э., а в I в. здесь уже были три славянских поселка. В середине I в. апостол Андрей водрузил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю. Мацей Стрыйковский сообщил, что он читал "Киевскую летопись" начала XI в., которую вывез из Киева в 1018 г. польский король Болеслав I Храбрый. В этой летописи говорилось, что укрепленный город на месте Киева существовал со 130 г. Однако возможно, если доверять преданиям, записанным в "Мага вира" Львом Силенко, поселение на Киевских горах существовало с незапамятных времен. Еще праотец Орь построил город на Киевских горах и назвал его Сурьяград, где русичи приносили свои жертвы богам. Исторических подтверждений этому не имеется. Но присутствия гуннов и булгар на Среднем Днепре в историческое время нельзя отрицать.
В IV в. гуннский царь Баламбер перенес столицу своего государства Идель из Поволжья на берег Днепра, в город Кан-Балын (т. е. в будущий Киев) , где и скончался в
378 г. Один из холмов Киева, где гуннский царь был похоронен, получил название "Шеке". На этой же горе впоследствии были похоронены отец и дед Аттилы.
Гуннский царь Алып-Би, один из победителей римлян в битве под Адрианополем (378 г.), переименовал Кан-Балын в Кан-Дэрэ. В VI в. булгары называли город Кия Ас-кал в честь кана Булгарского бейлика Аскала Кельбира, или Тубджака (563-593 гг.). Поселения на горах Куянтау назывались "Гуннским городом" или "Кунигардом" в стране "Гуннивар". Однако на самом деле и с древнейших времен это были поселения русов.
С приходом князя Кия начались новые времена. Сказительница Варвара Алексеевна рассказала семье Миролюбовых такое предание: "Киев был поставлен князем на горе, а внизу была деревушка, которая стояла у Днепра с давних пор. Жили там рыбаки и охотники. Когда князь построил вежи (т. е. башни для наблюдения. - Ю. Б.), а внизу свой Двор, он обнес его высоким забором из дубовых бревен, поставил второй забор, а середку между ними засыпал камнями и землей. Спереди он сделал глубокий ров. Если враги приходили под Киев, они не могли пройти иначе, как через одни из четырех ворот. Между тем, за "тынами" стояли вояки и никого не пропускали. Если было спокойно и приходили в Киев купцы, им отворяли ворота за небольшое "мыто". Скоро же вокруг княжеского Двора возникли дома, улицы, лавки, а за ними дома жителей и ремесленников. Когда население разрослось, а враги умножились, князь Кий приказал огородить и это место, а на "тынах" поставил уже городскую "сторожу". Точно так же и город, где жили жители и купцы, имел четверо ворот и у кажных ворот - "вижа", а в ней "нагоре" - сторожа. Увидят ворога, дадут знать в Княжий двор дудой, либо "котлом".
Если подходил враг и окружал Киев, продолжала свое поведание Варвара, со Двора, с горы подавали "соколом" дым, и вся земля Русская приходила на помощь. Однакож, в степи добре знали, что русов смаху не возьмешь и потому на Киев не нападали. Только Годяки и пробовали, да и те не смогли город забрать. Когда князь был дома, на верхней "виже" висел белый флаг с золотым трезубом. Если же Кия не было, флаг убирали. Так все кияне знали, можно ли идти к князю или нельзя. До того, как Кий построил град и еще "не пришел на Русь со своими братьями", был у русских людей князь Волемир (т. е., вероятно, росский князь Вуслав. - Ю. Б.). Он тоже воевал против Волохов (т. е. римлян. - Ю. Б.) и много нанес им вреда. Они же приходили на Русь, разоряли людей, брали скот и людей в рабство. После же Кия, когда стал крепким Киев, Волохи уже не могли приходить и русы благословляли Кия. Мало того, из степей прибегали разные люди под защиту Киева. Их русы всегда принимали, кормили, поили, помогали им и защищали их от врагов".
Так начиналась Киевская Русь, Русь всенародная!
В одном из сказов - "Сказе про Кондыря-деда", - рассказывалось о том, как во времена князя Кия поднимался Русский народ во всех уголках Руси от Прикарпатья до Азовских степей и шел на Средний Днепр, к князю Кию, чтобы пополнить собой население Полянской земли. В частности, рассказывается о судьбе одной общины, пришедшей из южных степей в Прикарпатье, и там за Покутьем, по реке Раве Русской, организовавшей свои поселения. Местный князь, по имени Волыняк, подсказал общинникам, что надо идти на реку Рось, к Княжгороду Русскому, а оттуда дальше в землю Полянскую, к князю Кию, чтобы быть всем вместе и защищать Русь от врагов. И послал князь Волыняк от Равы Русской Родичей от земли Боряной, как они сами ее называли. И кланялись они князю Кию. И принял их князь Кий в свое подданство, оставив им их старых князей и воевод. И легонько бил он Родичей по спинам кием своим в знак посвящения их в подданные. Так собиралась вместе узорчатая Русь! Так стали народы питься", чтобы вместе стать за землюýпра лýВеликой Сарматии "до Дн Русскую! При князе Кие была выработана единая система коллективной безопасности славянских родов и племен, что стало основой системы государственности Киевской Руси-1.
"Велесова книга" продолжает: "Во времена Кия мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до Непры-реки, где Кием был утвержден град, и в нем пребывали иные славянские роды. И там поселились, огни зажигая Дубу и Снопу, которые и есть Сварог-Пращур наш. И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва сказала, и Она обе стороны крыльями отвоевала, и также забрала землю ту и оборонила ее от дасу и гуннов, а также к готам обратила стрелы Свои и мечи отточенные... И в тот раз напал на нас новый враг, который в этой сече кровь пращуров наших пил. И рати свои устремил на них Кий. И видели мы, как из Сварги воины Перуна бросились на них и разбили их, и те побежали, показывая свои спины.
И вот племя язов напало на нас, и сеча была великая, и похищено было все до последнего. И видя это, наши воины говорили:
"Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на облаках".
Так в боях за право жить на своей земле и иметь свое государство сражались русичи на Среднем Днепре!

Назад История Руси. Глава 12. III Далее

 
История Руси. Глава 12. II Версия для печати

История Руси. Глава 12. II

6) Под Киевом было найдено городище, относящееся к I - II вв. н. э. Кий, прибыв с племенами, осел на Днепре, по реке Роси, где при устье (Роси. - Ю. М.) поставил городище-крепость и начал подвигаться вверх. Его городище было на Княжьей Горе (Княжгород в сказах. - Ю. М.). Оно найдено археологами. В 1894 г. археологи нашли могилу Кия на правом берегу Днепра, вблизи местечка Таганча, между реками Росью и Росавой. "Могила князя Кия" - так жители называли это захоронение.
7) В "Никоновской летописи" записано о "Роди, нарицаемии Руси" <...> новати страну Римлянскуюý"иже и Кумани живяху в Ексинопонте и начаша пл и хотяху пойти в Константиноградъ". Эти "Роди, нарицаемии Руси" и суть Русколуни. Слово "Роди" - Днепровского наречия, а Донское наречие имело "родъ" - колено, или более древнее "Колунь". Рось, или Русь-Колуни назывались "Роск-Алани", а эти "Роскалани" готским историком назывались "Россомуни", что в переводе на наш язык дает "Россы - народ". Это на-писание около 551 г. н. э. В Русских летописях помещают Рось, Русь или Роди-Русь (Русь-колуни) по реке Днепру, в районе реки Рось. Жму Вашу руку, всего хорошего. А. Кур".

Абулака - Русь: беспримерный поход князя Кия
Страна Абулака, или Ябулака, или Албания Каспийская, была расположена там, где сейчас находится южный Азербайджан. Там среди фруктовых садов укрывалась после войн с готами и гуннами небольшая колония русов с Дона. Во главе этой общины стояли царь Руса и князь Орь.
По легенде, поддержанной В. И. Штепой ("Факты", N 9. С. 57), князь Орь ранее правил Донской Русью от реки Оки до Азовского моря. Но в связи с гуннским нашествием должен был вместе с родом своим перебраться в Абулаку на временное жительство. А когда полегчало Руси, стал думать о том, как бы вернуться на Дон.
В 410 году Руса-царь , а также князья Кий, Щек и Мораван решили вернуться на Русь со всем народом и войском и там основать свое государство. А Праотец Орь был весьма стар и болен и остался вместе со своим младшим сыном Хорватом и частью дружины в Абулаке. Там же оставался и малолетний Одинац, или Одоакр, родом из племени герулов, которому исполнилось всего 10 лет.
Между тем князь Кий, самый прозорливый из них, решил найти для своего народа тихую землю с большим количеством воды и травы и чтобы хлеба было вдоволь и скотины много, и чтобы население могло возрастать, а не уменьшаться. С одобрения веча князь Кий со всеми людьми пошел на Нижний Дон и яблони-саженцы с собой нес. Дойдя до Дона до Нижнего, "и посадили мы абалаки-ябалаки а кто-ся другий есть будеть! Может Богъ поможе, а въ другому краю еще виногрозю посадимо, и ябулакы поедимо".
В "Сказе" Захарихи "про три брата" подробно описана организация воинского похода. Шли они по Ширвану и Дагестану, через Дербент - Железные ворота, затем мимо Маджарской степи к Дону Великому, где некогда жили их предки.
Во время похода стояла засуха, зерна не хватало для пропитания ни скоту, ни людям. Пришлось русам поголодать возле Сиваша, и даже местные тавро-скифы не смогли помочь: сами страдали от голода. Одно время русы хотели осесть в Пантикапее и в Суроже, однако передумали: гунны и греки часто нападали, оттого не было там никакого покоя.
"Такожъ пойдемо, братья, лепшего глядати!" - решили люди на вече и отправились дальше на закат Солнца. К тому времени умер Праотец Орь (419 г.) и дружина князя Хорвата догнала войско, присоединившись к остальным.
"Сказ про три браты..." сохранил массу бытовых подробностей из истории похода. Люди решили идти до Дуная.
"...и где люди Словенские
на берегу живуть, землю рають, хлебъ едять!
Шли они такъ: возы въ два ряды справа,
и въ два ряда слева. По бокамъ шли комоняги,
спереди Братья-Князья съ дружинами,
а позади такожъ дружина ратная.
Въ середке, между возами шли пешие, кто хотелъ,
А кому на возу не сиделось, либо зморился,
и хотелъ ногу размять, либо надоедало.
Такъ шли до вечера, до какой-ся воды,
у воды ставали, скотину поили, сами пили,
траву сухую сбирали, кущи рубили,
вечерю варили для всехъ людей.
Возы на ночь ставили въ Коло-Шамашу,
абы вороги не могли забраться,
скотину же ставили у берега, абы траву ела,
и пила воды, сколько хотела,
а кругом возами загораживали,
абы ворогъ не подлезъ, не угналъ.
Въ степу же, на полгона, разставляли сторожу,
и все кругомъ, коломъ, абы ворог не пролезь.
А у берега огонь держали всю ночь,
и при огне-Огничий, Баба-Коструня,
абы огня не стратить, не дасти ему вмерти.
До речки на ночь ставили сетки съ берега до другого.
Утромъ, на зорьке, вытягивали сетки,
Рыбу брали, варили, пекли на снеданье,
готовили варево для всехъ людей,
и знову, как Братья-Князья сказали,
шли на закатъ Сонця, темъ смеромъ, якъ треба,
и въ обед только на годину ставилися".
Наконец, русы дошли до Нижнего Днепра. На берегу реки они остановились в страхе, так как никогда еще не видели такой большой полноводной реки. А князь Кий нашел способ переправиться. Они приказал рубить деревья и делать большую лодью. И скоро все были уже на другом берегу.
Потом дошли до Дуная, а там были протоки и плавни: везде много воды. И решили там осесть и построили городок Циус или Киус. Но оказалось, что кругом полно врагов, которые мешали спокойно жить. Тогда князь Кий повел всех людей дальше до Дунаю, до Тыши-реки, т. е. до Тиссы, которая впадает в Дунай. Уже 14 лет длился поход, и русы решили остановиться.
"...и тамъ Русы Киевецъ ставили,
Киевець-Градъ-Дунаевець сильный,
но и тамъ отъ Волоха не могли жить,
отъ Волоха спереди, и отъ вороговъ сзади.
И отошли Браты оттамь - тадь до Днепра назадъ".
А Мораван-князь, который шел от Дона со своими мораванами, повернул на север от Тиссы и потом на запад, и поселился в Моравии. Позже там возникло сильное государство Великая Моравия.
В пойме Дуная было вдоволь воды и травы, но из-за многих врагов вокруг жизнь была тревожная. В городке Киевце Дунайском русы чувствовали себя неспокойно: нападали на них то готы, то римляне; а порой булгары с шумом проносились мимо с многочисленными стадами коней. Враги все прибывали, и князь Кий позвал к себе на помощь войска своих союзников: борусов из Русколани, русов из Тираса и Сурожи. Вскоре союзники прибыли и в долине Дуная, недалеко от Киевца, произошла битва с готами. Она продолжалась три дня и отличалась кровопролитием. В ходе битвы готы были наголову разбиты. Но врагов все равно не убывало, так что все время приходилось держать круговую оборону. И тогда решил князь Кий уйти из Киевца и пойти вдоль Тиссы до ее верховьев и там обрести спокойную жизнь. Так они и сделали.
"Велесова книга" повествует о событиях в героических тонах: "И вот отец Арий шел перед нами. А Кий вел русов, и Щек вел свои племена, а Хорив своих хорват, и шли они в землю ту, поскольку сами они внучата боговы. И отошли Хорив и Щек отсюда, и мы сели в Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными, и имели мы иных соплеменников, и имели богатство великое".
На Северных Карпатах князь Кий с братьями да народом-воинством оказался между двух огней: с одной стороны наступали римские войска, а с другой, восточной, - войска Степного союза, русам дружественного. А звание "федерата Рима", которым Кия хотел бы наградить римский император, было для него нежелательным и опасным: русы не привыкли таскать каштаны из огня для врагов!
Пять лет жили русы на Северных Карпатах по соседству с карпами и лемками. Однажды к ним пришли три старца, одетые в белые одежды, от лемков и знали они веду, и стали пророчествовать, предрекая князю Кию, что его ждут великие дела, что построит он город на большой реке и что придут к нему многие славянские племена, и станет Русь великой, и не будет она бояться врагов. "Иди смело, сказали они, до Ирпени-реки, и потом до Роси-реки, и там найдешь друзей, а мы тебе поможем". Князь Кий, посоветовавшись с вечем, решил поступать именно так, как ему подсказали старцы.
Словом, князь Кий принял решение уйти с Карпат на Днепр как раз в тот момент, когда Степной союз объявил Риму войну. Вскоре римские провинции Норикум, Паннония, Мезия стали театрами военных действий варварских государств, поднимавшихся на борьбу за свободу против Рима. Жизнь русов на Тиссе-реке, на Карпатах, и впрямь стала невыносимой:
"...бо спереду Волошина , а сбоку Годячина ,
а позади еще и Гунячина злая ,
Угорщина кочевая , и Збродня разная.
Оставилъ Кий-Князь Тышу-реку съ людьми,
пошел на Карпат-гору высокую,
и тамъ еще пять годовъ жилъ.
После решалъ, яко великую реку надо,
а велъ людей на Днепръ, черезъ землю Ярусланову ,
да чрез землю Великосунову ,
и так до Роси-речки на Днепре,
до Княжгорода славного.
Тамъ Поляны заставилися, тамъ седали,
Тамъ Руска земля Киевска ставалася".
"Велесова книга" об этом же пути поведала следующее: "И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и до Голуни. И там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам". А кобзарь Олекса пояснял:
"А якъ Три Браты Князья
по степамъ 14 годовъ ходили,
тай до Дуная прийшли, город поставили,
видъ Дунаю на Карпать-Гору,
до Кiеву на Днiпро".ýа водтам - туд

Назад История Руси. Глава 12. II Далее

 
История Руси. Глава 11. VII Версия для печати

История Руси. Глава 11. VII

Наш рассказ об остготах, уроженцах Причерноморских степей, был бы неполным без повествования об их дальнейшей судьбе. В конце V столетия на авансцену политической борьбы в Европе выдвинулся остготский вождь Теодорих Амал, начавший с того, что возглавил готов-тетракситов, которых русы изгнали из Крыма.
Вот что рассказывает "Велесова книга" о нем: "После Галареха были готы на севере. И там исчезли. И Детерех вел их, а после них мы ничего не ведаем. И это жмудь рассказала нам о готах, имевших Детериха: будто они пришли к северу и там у жмуди повернули на юг. Затем пошли на Ромею. И там они разбивали легионы иных воинов. И взяли ругу великую от них. И вторгнулись в их земли, и тот Детерех убил Одоакреха, ибо готы богам противны, и те плюют на них" (III, 28).
Борьба за остготский престол между Теодорихом Амалом и Теодорихом сыном Триария, по прозванию Страбон, закончилась в пользу первого: Страбон умер в 484 г., а его наследник был убит.
Известно, что Теодорих Амал служил двум византийским императорам - Зенону (474-491 гг.) и Анастасию (491-518 гг.), и однажды заявил императору: "Италия и город Рим в руках конунга-варвара, который притесняет твой сенат и целую половину империи, пошлите меня с готами, лучше я получу власть от тебя в подарок". Зенон принял Теодориха на службу, осыпал почестями, возвел в сан патриция, потом - консула и, наконец, наместника Римской империи и отослал в Италию против Одоакра.
Столицей Теодориха Амала стал г. Нова (современный г. Свиштов в Болгарии), от-куда в 488 г. он повел 200000-ное войско на завоевания. Гепиды попытались остановить его, но Теодорих разбил их в битве при Сирмии (современная Сремска Митровица в Сербии). Затем он продолжил путь и перевалом Бирнбаумер-Вальд провел свой народ в Италию. Там в нескольких битвах он разбил войско Одоакра и затем три года осаждал Равенну, пока морская блокада не вынудила Одоакра просить мира. Теодорих сперва лицемерно согласился разделить власть в Италии с Одоакром, но 27 февраля 493 г. убил того на пиру и стал неоспоримым владыкой Италии. Так создалось новое королевство остготов (493-555 гг.), которое при нем занимало всю Италию, бывшие северные провинции до Дуная, западную часть Иллирии, а также Рецию, Норик и Далмацию.
Теодорих, получивший прозвание Великого, женился на сестре франкского короля Хлодвига, а свою сестру и двух дочерей отдал замуж за королей вандальского, вестготского и бургундского. Он не дал Хлодвигу завоевать Вестготское королевство в Аквитании и Испании. Захватив Прованс у бургундов и присоединив к себе часть Вестготского королевства, Теодорих был близок к тому, чтобы восстановить Западную Римскую империю, к культуре которой он весьма благоволил. Король вел большое строительство в Равенне в стиле античной архитектуры, привлекал к своему двору писателей и философов - Боэция, Кассиодора, Симмаха. Он покровительствовал римской сенатской знати и христианской церкви. Еннодий сложил в честь Теодориха Великого пышний панегирик.
Романизованные готы Теодориха Великого выгодно отличались от своих предшественников: начиная с 378 г., готы только и делали в Европе, что грабили и убивали, ничего почти не желая созидать, не говоря уж об уничтожении этносов - македонцев, фракийцев, иллирийцев, даков, древних эллинов. При Теодорихе Великом сложилась новая Германо-романская цивилизация, которая вскоре воцарилась в центре Средневековой Европы.
Другой была судьба остготов, оставшихся на территории Великой Сарматии: их ждали суровые испытания, когда там в V в. сложилось государство русов и первая языческая цивилизация Киевской Руси-1, предтеча Великой Русской цивилизации, надежда и опора всего славянства.

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

Назад История Руси. Глава 11. VII Далее

 
История Руси. Глава 11. VI Версия для печати

История Руси. Глава 11. VI

Иордан сохранил красочное описание похорон и поминок Аттилы, включая упоминание погребальных песнопений, в которых превозносились подвиги покойного полководца. Он сообщает о трех футлярах для гроба - первом из золота, втором из серебра, а третьем из железа; сообщает он и об убийстве всех погребавших его воинов, чтобы сохранить тайну места захоронения на дне реки Тиссы. За незанятый трон Гуннской империи разгорелась борьба, так как у Аттилы было 70 детей и каждый из наследников хотел получить свою долю. Но не у всех хватило сил претендовать на трон. Многочисленные племена и народы поддерживали то одних, то других. Образовалось две большие каолиции. Одну возглавлял король гепидов Ардарих. К ней присоединились остготы, герулы, языги. Другую возглавил сын и наследник Аттилы Иллак с гуннами, уграми, ругами. В 454 г. в битве при реке Недаве, притоке Савы, Ардарих, правая рука Аттилы в битве на Каталаунских полях, разгромил войско Иллака и убил его самого.
По словам Иордана, "в ней (т. е. в битве. - Ю. Б.) можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротик в его ране, и свева, отважно действующего дубинкой, а гунна - стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула - с легким оружием". На поле боя полегло 30 000 гуннов и их союзников. Уцелевшие братья Иллака - Денгизих и Ирник - увели гуннов на восток, в Низовья Днепра, где главную роль теперь играли акациры (т. е. бывшие киммерийцы), вздумавшие самостоятельно заключить союз с Римом, но гунны им этого не позволили. Дакию оккупировали гепиды, основавшие там свое королевство. Опустевшую Паннонию заняли остготы, променявшие ее на свою прежнюю родину у Днепра. Руги поселились в Норике. Гунны все еще вели войну против готов, но их продолжали преследовать несчастья.
Тем временем в Риме император Валентиниан III в 454 г. собственноручно убил Аэция. Тогда соратники Аэция убили неблагодарного императора. В следующем, 455 г. Евдоксия, вдова убитого по заказу Максима Петрония императора Валентиниана III, позвала короля вандалов Гейзериха с войском в Рим. Гейзерих выполнил просьбу Евдоксии и привел свои армию и флот к устью Тибра. Петроний хотел бежать, но был убит своими людьми. Вандалы подвергли вечный город ужасающему двухнедельному разгрому (2-16 июня 455 г.), при котором погибли многие ценнейшие памятники культуры. Заметим, что Гейзерих запретил поджигать город и истреблять население, как, кстати сказать, и Аларих в 410 г. Святой Августин с удивлением писал следующее: "Но что было необычным, так это то, что варварская дикость чудесным образом обернулась такой мягкостью, что в самых больших базиликах, выбранных и назначенных для спасения народа, никто не был избит и никого не тронули, никто оттуда не был уведен в рабство жестокими врагами, а многих сочувствующих враги препровождали туда, чтобы сохранить им свободу. А вот цивилизованные греки начисто разгромили и сожгли все города вандалов в Северной Африке во время экспедиции полководца Велизария (533 - 534 гг.) и последующего "умиротворения" в 536 - 538 гг. В результате Северная Африка превратилась в пустыню, а города - в развалины. Однажды воинственные греки взяли Рим и сожгли его, а жителей перебили, а сами себя называли "ромеями".
Во время жесточайшей двадцатилетней войныв (545 - 555 гг.) остготов с ромеями за Италию Рим был совершенно разрушен: он пять раз переходил из рук в руки, а из миллиона жителей в живых осталось лишь 50 000. Милан тоже был разрушен до основания, его жители убиты или разбежались. И кто это сделал? Полуцивилизованные германцы и цивилизованные греки! Те и другие - увы! - называли себя при этом христианами.
Денгизих, средний сын Аттилы, воюя с остготами, осадил г. Басиану (ныне г. Петровцы) в южной Паннонии, взял его и разграбил, а потом ушел в степи Приднепровья. Денгизих хотел заключить мир с римским императором Львом I (457-474 гг.), но получил отказ. Тогда он стал готовиться к войне. Битва гуннов с римлянами произошла в 469 г. в южной Германии. Римский полководец Анагаст, ант по происхождению, разбил его и отправил голову Денгизиха императору.
Положение гуннов в Европе стало безнадежным, но они еще надеялись на свою тюркскую доблесть и угорское упорство. Однако Гуннская империя распалась. Народы и племена, входившие в нее, частью влились в объединение остготов, которые вскоре пошли в поход на Италию.
Вторая часть соединилась с лангобардами, тоже надеявшимися завоевать Италию.
Третья часть - садаги - осталась в Паннонии на левом берегу Дуная и на Тиссе и позднее приняла участие в этногенезе венгерского народа.
Четвертая часть поселилась между Дунаем и Днестром и прозвала свою страну "Гуннивар", т. е. "страна гуннов".
Пятая часть перешла Дунай и попросила убежища в Малой Скифии (Добрудже).
Шестая часть, состоящая из гунно-угорских племен и германцев - ангискиров, вернулась в Причерноморские степи, где их место было уже занято булгарскими племенами - кутригурами, утигурами, сарагурами, оногурами, урогами, гунногундарами и другими, а также венграми (уграми); на берегах Черного моря и в степях и лесостепях до Десны жили савиры, этнос самодийской группы, акациры (потомки киммерийцев) и джунгарское племя аваров; гуннам оставалось только раствориться в их массе. После разгрома гуннов в 475 г. на Дунае появились булгары, к которым обратился за помощью император Восточной Римской империи Зинон. Часть причерноморских гуннов направилась на северо-восток и дошла до междуречья Волги, Суры и Свияги; здесь они смешались с угро-финнами, положив начало чувашскому народы.
Седьмая часть гуннов, ведомая младшим сыном Аттилы Ирником, из Малой Скифии ушла в Волго-Уральский регион, иначе - Идель-Урал, где они вскоре были побежде-ны и ассимилированы аварами; внуки Ирника - пять сыновей Ружа Джураш Масгута (489-505 гг.) - стали канами Иделя и Кара-Саклана. Гуннская же династия нашла приют у булгар. А гунны рассеялись: часть из них превратилась в булгар, другая - в тувинцев.
Про гуннов Ю. П. Миролюбов сказал так: "Гунны были свирепы, но ценили храбрость и уважали героев. Аттила был, например, справедлив к помогавшим ему славянам и всегда у него каждый воин был справедливо вознагражден и получал свою добычу. Но и гунны погибли, так как стремились к непомерным завоеваниям. У них не хватило силы удержать завоеванное. Кроме того, их мысли были направлены только на войну и мирных славян удовлетворить не могли".
Об умершем Аттиле и Гуннской державе слагались песни и сказания. Одно из сказаний в весьма легендарной форме, лишь с трудом напоминающей прошедшие события, сохранлось в "Своде булгарских летописей": "Внук Алып-би, сын Айбата, кан Атилле Ай-бат по прозвищу Аудан Дуло, пошел на альманцев и фарангов (т. е. на германцев и франков. - Ю. Б.) за то, что их царь отравил жену - сестру кана. Разбив сильнейшее альманское племя галидж (т. е. вестготов. - Ю. Б.) так, что часть его бежала по морю Кук Дингез (т. е. Северному. - Ю. Б.) на острова Садум и Галидж (т. е. в Скандинавию. - Ю. Б.), Атилла ночью осадил столицу фарангов Алтын Баш (т. е. Рим. - Ю. Б.). Она получила свое название по причине золотых куполов своих домов. Но утром взошло солнце, и сверкание золотых крыш ослепило булгар. Устрашенные булгары бежали прочь, не разбирая дороги, и влияние их после этого пошатнулось. Атилле, которого ульчийцы (т. е. анты. - Ю. Б.) звали Мышдаулы (т. е. Мстислав. - Ю. Б.), умер при отступлении в земле альманцев (на самом деле в своей столице на реке Тиссе. - Ю. Б.), и держава распалась.
Три сына Атилле, три брата - Иллак, Тингиз и Бел-Кермек вместе с булгарами и ульчийцами (т. е. антами. - Ю. Б.) укрепились против фарангов в лагере, но были разбиты (т. е. в битве при Недаве, 454 г. - Ю. Б.). Иллак пал в бою, а Тингиз и Бел-Кермек с булга-рами получили право выйти из лагеря. Они ушли к устью Буричая (т. е. Днепра. - Ю. Б.) и по пути потеряли Тингиза (т. е. Денгизиха. - Ю. Б.), убитого из засады галиджийцами (т. е. готами. - Ю. Б.). При прорыве через эту засаду Бел-Кермек впервые велел поднять в качестве знамени красный стяг асов с полумесяцем на древке. От Бел-Кермека пошел род булгарских царей, который называли канами, либо балтаварами, ибо слово "балтавар" приобрело смысл вождь".
Славяне, воевавшие в войске Аттилы, вернулись к Днепру и стали помогать наследникам князя Кия укреплять Русскую державу.
Всем стало очевидно, что Гуннское время кончилось, а Западная Римская империя находилась в агонии и накануне гибели: за двадцать лет в Риме сменилось восемь императоров.
В 475 г. один из варварских вождей, по имени Орест, бывший секретарь Аттилы, с которым Приск Панийский встречался на Тиссе в 448 г., возвел в сан Римского императора своего малолетнего сына Ромула-Августула, рожденного от знатной римлянки. Помо-гавшие ему наемники, солдаты-германцы, потребовали в награду земли и денежные пожалования. Орест отказал, тогда вспыхнуло восстание. Вождь восставших, король герулов Одоакр убил Ореста, отправил малолетнего императора в ссылку на виллу в Кампании, наделил солдат землей и деньгами, а сам, будучи конунгом остготов, удалился в город Равенну на Адриатическом море и там короновался Италийским королем (476-493 гг.); корону же римских августов он отослал в Константинополь византийскому императору Зи-нону за ненадобностью.
Так закончилась почти 500-летняя история Римской империи, бывшей владычицы Средиземноморского мира.

Назад История Руси. Глава 11. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 361 - 369 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены