Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 12. XIII Версия для печати

История Руси. Глава 12. XIII

Потому император Юстиниан I и построил упомянутые выше крепости. Он же по-пытался принять иные меры усиления, а именно: стал принимать перебежчиков. В числе последних был некто Хильбудий, или по-славянски Хвалибуд. По сообщению Прокопия Кесарийского, ему была поручена около 530 г. охрана реки Дуная от гирла до крепости Новы. Ему же было вручено как претору командование над византийским легионом, кото-рый противостоял нападению славян. Об этом Хильбудии Прокопий рассказывает сле-дующее: "Был некто Хильбудий, близкий к императорскому Дому, в военном деле чело-век исключительно энергичный и настолько чуждый жажде стяжательства, что вместо ве-личайших богатств он не приобрел никакого состояния. На четвертом году своей едино-державной власти император назначил этого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра, приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку. Дело в том, что жившие по Истру варвары, гунны, анты и славяне, часто совершая такие переходы, наносили римлянам непоправимый вред. Хильбудий был на-столько страшен варварам, что в течение трех лет, пока он был облечен званием воена-чальника, не только никто из варваров не осмеливался перейти Истр для войны с римля-нами, но сами римляне, неоднократно приходя под начальство Хильбудия в земли по ту сторону реки, избивали и забирали в рабство живших там варваров. Спустя три года после своего прибытия, Хильбудий по обычаю перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий. После этого река навсегда стала доступной для вар-варов по их желанию и римская область стала совершенно открытой для их вторжений. Таким образом, оказалось, что все могущество Римской империи в этом деле совершенно не может равняться доблести одного человека". Прокопий также рассказал историю о Лжехильбудии: одном римлянине, который попал к антам в плен и выдал там себя за Хильбудия, но позднее был разоблачен военачальником Нарзесом (543 г.).
История Хильбудия по-другому рассказывается в "Сказе Захарихи по Халабуду-князя". Согласно этой версии, Хильбудий был сыном антского князя Явурана. В юные годы Хильбудий любил уединяться в степи в шалаше (т. е. халабуде) и рос мужественным воином. Он набрал отряд из бродичей, числом до 3000 человек, и с этим отрядом перешел Дунай и нанялся на службу к византийцам. Греки обрадовались, осыпали предателя золо-том и серебром, воинскими званиями и наградами. Тот Халабуда был без сердца и без ве-ры, потому превратился в злейшего врага русов, уничтожая их при первой возможности. Отец проклял его. Русы собрались на вече и решили во что бы то ни стало заманить Хиль-будия за Дунай и там его поймать и убить. Этот план удался. В сражении под Пересечнем Хильбудий был взят в плен и приведен к своему отцу. Князь Явуран хотел отсечь ему го-лову. Но старцы не позволили, посоветовав допросить Хильбудия. Так и сделали. В ходе допроса выяснилось, что византийцы строили крепости как опорные пункты в борьбе с Русью и имели намерение потом идти войною до Днепра, до Дона и Волги и захватить Русь, а русских сделать рабами греков на вековечные времена, а землю разграбить, а кто будет сопротивляться, убить. Люди дивились злу греков и коварности их бесчеловечных планов. На вече было решено отрубить Хильбудию голову. Отец же Хильбудия князь Явуран пошел в Днепровское святилище богов молиться за свою душу грешную и за Русь храбрую, из которой многие погибли из-за Хильбудия-предателя.

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

Назад История Руси. Глава 12. XIII Далее

 
История Руси. Глава 12. XII Версия для печати

История Руси. Глава 12. XII

Преемники князя Кия и русско-готские войны
Когда умер князь Кий, его наследником был провозглашен его сын Лебедян-Славер (460 - 480 гг.). Между русичами началась свара: племена захотели отделиться одно от другого, ибо каждый племенной князь про свое малое говорил: "Се Великое”, и хотел все бóльшей и бóльшей власти. А народ страдал от того, и страна страдала, потому что пропало выстраданное при Кие государственное единство. Впрочем, еще некоторое время номинально существовала Киевская Русь, и князья из рода Кия правили ею: Лебедян стал воеводой также и у племени торков и еле-еле сохранял мир. После него престол Киевский перешел к князю Верензу Влику, приглашенному вечем из Великограда (480 - 500 гг.). Потом правил князь Сережень (500-510 гг.), а затем - Свентояр Сереженевич, которого избрали на вече два племенных объединения - Русколань и Борусия. Он правил 33 года.
Последние русско-готские войны происходили в VI в.
После распада Империи Аттилы часть готов из Европы вернулась в Кара-Саклан, бывшую Великую Сарматию, где некогда славилась своей силой Империя Германариха. После побед над готами князя Кия они, как сообщает "Велесова книга", вернулись "в степи наши, зло творя. И тогда доблесть получили праотцы наши, борясь за жизнь. И стали славянами, славили богов. И так мы - от богов внуки Сварога нашего и Дажьбога. И тогда мы терпели зло, а прежде силу имели великую и защищались от нашествия готов - врагов почти шестьсот лет" (1, 2б), т. е. со второй половины II в. н. э., но если вспомнить венедов и короля готов Берига (III - II вв. до н. э.), то это будет еще больше.
Первая битва случилась много времени спустя после смерти князя Кия. Шел 543 г. "А готы собрались с силами и наездом захватили Киев, благо у русов войска было мало, и повесили нашего князя Свентояра". Это сделал король Триедорий. Русы возмутились и в том же году прогнали готов. Однако сильное княжество они уже не могли восстановить из-за раздора между собой.


 Увеличить


После 113 лет существования потерпела крушение ранняя Киевская цивилизация. Центр общественно-политической жизни страны в середине VI в. переместился из Киева на Волынь, где издавно существовало Волынское княжество. Впрочем, местная Волынская цивилизация оказалась недолговечной из-за вторжения аваров, которые нанесли славянам поражение и создали свою Империю.
Следствием внутриполитического кризиса были кризисы экономический и демографический. Из-за непрекращающихся войн Киевская Русь не могла прокормить всех своих людей, и в VI в. (ок. 545 г.) начался массовый исход восточнославянского населения, в том числе из Киевского и Волынского княжеств, на запад от Западного Буга, т. е. в современные Польшу, Чехию, нынешнюю Восточную Германию, Паннонию и Норикум. В итоге на свободных землях, оставшихся после ухода германских народов, образовалось обширное западное славянство со множеством племен. Это так называемая Суково-Щелигшская археологическая культура с ее главными группами: Фельдбергерской на Балтийском море (ободриты и вильцы), Торноверская на Одре и Северо-Карпатская. Кроме того, большая часть восточнославянского населения приняла участие в крупно-масштабном нашествии славян на Балканский полуостров вплоть до полуострова Пелопонесс.


 Увеличить


Династия Киевичей


История Хильбудия
Ко времени Киевичей относится начало широкой экспансии славян из-за Дуная в пределы Восточно-Римской империи, ставшей Византией. Набеги восточных славян на Мезию и Фракию стали частыми. В первый раз в 499 г. восточные славяне-анты вторглись во Фракию. Против них выступил некий магистр с 15-тысячным войском и обозом в 520 повозок. Бой произошел на реке Цутре. Магистр был разбит и потерял убитыми и утонувшими 4000 человек. С тех пор набеги с левого берега Дуная стали почти ежегодными. Византийский император Анастасий (491-518 гг.) был так напуган, что решил построить линию укреплений протяженностью в 85 км от Селимврии на Мраморном море до Деркоса на Черном море и прозвал ее Длинной стеной. Современники-греки назвали ее "знаменем бессилия" и "памятником трусости", так как она находилась в нескольких сотнях км от Дуная и в 60 км от Константинополя.
Племянник македонского крестьянина Юстина I, выбранного на трон, император Юстиниан I (527-565 гг.) был одним из блестящих правителей своей династии, мечтавший о восстановлении былого римского могущества. Понимая серьезность славянской угрозы с севера, Юстиниан значительно усилил свою армию на Балканах, восстановил старые и построил множество новых оборонительных сооружений на Дунае, всего - более 100 крепостей. Он же приказал построить вторую линию крепостей к северу от Балканского хребта в Мезии, всего более 75 крепостей. К югу от Балканского хребта он приказал соорудить третью оборонительную линию, всего 300 крепостей. В средней части Балканского полуострова Прокопий Кесарийский, современник событий, насчитывал 244 крепости, а в западной части того же полуострова - 144 крепости. Итого, 763 крепости.
Тем не менее, натиск неугомонных славян продолжал нарастать. В 517 г. крупные конные силы восточных славян во главе с белыми хорватами направились на юг вдоль реки Серета, а затем переправились через Дунай и вторглись в пределы Мезии, дошли до Македонии и Фессалии, до Фермопил, а на западе с боями проникли до Старого Эпира, вторглись в пределы бывшей Западной Римской империи, завоевали часть Иллирии - Либурнию и Далмацию. В 522 г. хорваты вместе с сербами совершили поход от Карпатских гор снова по Серету до Дуная, а затем переправились через Дунай и пополнили собой города и веси хорватских переселенцев в пределах современной Хорватии, а сербы поселились в западной Мезии, на территории современной Рашки. Греки и остготы, владевшие тогда Италией и Иллириком, вынуждены были закрыть глаза на прибывших славянских переселенцев, сделав их временными данниками своих государств, но старались не дать следующим волнам агрессивных славян проникнуть за Дунай, на Балканы.

Назад История Руси. Глава 12. XII Далее

 
История Руси. Глава 12. XI Версия для печати

История Руси. Глава 12. XI

Во дворе князя напротив кутьни (т. е. псарни) и тюрьмы было возвышение, куда приходил князь для вершения суда. Перед возвышением рос дуб. Сюда приносили княжеское кресло, большой серебряный котел с землей, собранной со всех уголков Руси, серебряную секиру, меч и изрядный кий. Этим кием били виновного, а когда он благодарил князя за науку, - отпускали. Мечу предавали разбойников и убийц, а топором рубили головы изменникам. Кий щедро платил сторожам, которые вылавливали римских и греческих разведчиков. От них он получал нужные сведения. Так однажды Кий узнал, что легионы собираются перейти в наступление и с боями пройти до Волги и до Оки. Тогда он предупредил об этой опасности все народы в степи и лесостепи и на берегах рек и приказал им готовиться отразить непрошенного гостя. Узнав о происках Рима в отношении Кавказа, он предупредил армян, персов, абхазов, грузин, аланов, албанцев и прочих.
Кий вставал на заре, умывался холодной водой, шел в конюшни, смотрел, как кормят и чистят лошадей. Затем пил чашу горячего "сыта" (мед, взбитый с водой) и съедал лепешку, одевался, садился на коня и ехал с дружиною на гору, где все воспевали славу восходящему солнцу. После второго завтрака (снеданья) князь принимал воевод и бояр с докладами. А после шел на смотр войск и наблюдал их ученье. В полдень князь возвращался во двор, надевал чистую рубаху и шел к обеду. Кий садился за большой стол на возвышении, кругом садились бояре и воеводы, а на ступеньках - гусляры, волынщики, певцы. Во дворе внизу стоял длинный гостевой стол, за который мог сесть любой голодный человек, и его потчевали. Остатки со стола отдавали заключенным и на кухню. Все блюда сначала пробовал князь, а затем их переносили на общий стол. У каждого были свои ложка, нож и деревянная "шпичка", род вилки, на которую накалывали кусок мяса. За обедом пили квас и мед. Если кто себя плохо вел, скандалил, - выводили из-за стола и он более не смел появляться перед князем.
После обеда князь отдыхал один час. Затем вставал, выпивал кухоль кваса и отправлялся с дружиною в степь на сторожу. За готами следил строго и посылал разведчиков, чтобы узнать, что они делают.
После полдника, состоящего из жбана сыченого меда с пирогом или ватрушкою с сыром, шел к столбу во дворе разбирать жалобы. После суда снова выезжал в степь проверять дозоры, вернувшись к вечеру, ужинал. На ужин бывали блины, оладьи с творогом, вареники. После заката все ложились спать, слушали сказителей-певцов, пока не засыпали.
В дни войны и нападений расписание было другое: все для войны. Рассказывают, что однажды степняки сделали набег на Киев и стали долбить его стены, проделали проломы, начался пожар. А князь с дружиною отбил приступ, прогнал врага в степь, а землю из промежутков в городечне приказал выбрать и положить туда камни на извести. А на месте сгоревших деревянных домов и лавок приказал строить каменные. Таким образом, Кий вел каменное строительство в Киеве.
Кий заметил, что у кого из его воинов медное вооружение, а у кого железное. Кий приказал всем перейти на стальное, которое в избытке ковали киевские кузнецы.
При Кие Русь перешла от родового правления к государственному, княжеско-общинному.
Для оповещения населения города о нападении врагов был сделан огромный круг из 15 воловьих шкур, и когда в него били, то было слышно за 50 верст. Один раз ударят - значит "князь", два - "требует", три - "помощь". А если часто бьют - значит "срочная по-мощь" нужна. А помощь требовалась постоянно, так как в Великой степи шло переселение народов в Европу, убивали всех тех, кто не умел или не мог защищаться. Поэтому мирным земледельцам-русам пришлось научиться защищаться, и это благодаря военной государственной системе князя Кия, стоявшего на страже Русских рубежей. Форпостами служили города и городища, построенные как крепости. Городища (а их было очень много) стояли боевой стороной к степи, т. е. на полдень. Русы принимали к себе беглецов из других городищ и селений. Князь Кий заботился о всех, ни кого не выделяя, только ездил он на белом коне со своей храброй дружиной тоже на белых конях, да имел лучшие броню и саблю. Всю жизнь он провел в седле, и почти не было времени мира. Вернувшись в Киев из похода, он спрашивал много ли народилось хлопцев, а киевским матерям дарил меха и ткани. Первым делом он шел в капище благодарить Дажьбога, потом отправлялся в баню, после правил тризну по убитым, затем расспрашивал о делах бояр да воевод, составлявших Совет старейшин.
Князь Кий первый указал на Трезубец как на эмблему Киевской Руси: у булгар была своя эмблема, у Руси - своя. Кий указал, что Русский Трезубец идет от северного созвездия Ориона. Это священный знак Дажьбога, Перуна, Велеса (Пушана), Сварога, Три-глава вместе взятых. С помощью Ориона в ночном небе жрецы устанавливали час и знали о том, сколь близка Утренняя Заря, узнавали и по Стожарам и Возу, но чаще всего по Ориону - Трезубцу, провозвестнику богов.
Князь Кий был человеком прозорливым. Узнав, что готы хотят поссорить его с антами, он предупредил антов, чтобы те не поддавались на провокации. Своих же бояр он предостерегал, что если будет захвачен в плен, то пусть бояре не принимают на веру его писания и не исполняют приказов, продиктованных врагом. Он проявил много смекалки для того, чтобы жить в мире со степными народами. Аланам он внушил мысль о необхо-димости продуманных действий против Рима, в которых участвовал бы весь Степной союз с борусками и всеми русами. Рим тогда ненавидела вся Великая Сарматия как рабовла-дельцев и захватчиков. Потому-то славяне вместе с Аттилой и потом с Одоакром ходили на завоевание Рима. Эти походы способствовали сплочению варварских племен и образованию вначале племенных союзов, а потом и государств. Время Великой Блудницы заканчивалось, и недалек был полный закат Империи и становление варварских государств Европы. И Русь Кия была одним из них.
Государство Кия, порожденное Родом Русским, было воистину народным государством, защищавшим всех русов от мала до велика, от старого и малого, от вдовицы и сиромашицы до простого труженика и знатного боярина или князя. Взаимовыручка и поддержка, помощь до самоотвержения и жертвенности были законом жизни древних русов. Это было особое Славянское Народное Государство, которое потом продолжалось в восточнославянских государствах Волыни, Русском каганате, 2-й Киевской Руси до крещения 990 г. Его воистину называют "Вооруженный народ" или "Народная демократия в действии".
Это было государство раннефеодального типа. Согласно И. Я. Фроянову, имеется три отличительных признака государства, а именно: "(1) размещение населения по территориальному принципу, а не на основе кровных уз, как это было при старой родовой организации; (2) наличие публичной власти, отдаленной от основной массы народа; (3) взимание налогов на содержание публичной власти". Все эти признаки имеются в Государстве Кия. Весьма важен вопрос о формах, в которых реализуются признаки государства. Ведь Держава Кия это так называемое "племенное княжение", которое, по В. Д. Королюку, есть наиболее ранняя и примитивная форма феодальной славянской государственности. По Б. А. Рыбакову, от союза племен один шаг до суперсоюза, а от последнего до государства восточных славян, которое всегда осуществляет две функции - внутреннюю и внешнюю. Это прежде всего защита граждан государства - свободных русов и других граждан союза от внешнеполитической угрозы со стороны других государств и племенных объединений. Это затем строительство национального государства в интересах всех граждан этого государства, признающих его законы. Так Русь создали сами русы, а никакие не варяги за 400 с лишним лет до прихода норманнов в Ладогу.
Память о князе Кие была долгой. Народ увековечил его в своих сказаниях и прозвал "Вещим" и "Красным Солнышком". Вот что поведает о нем кобзарь Олекса:
"Отожъ, коли князю Кiю подалося
усихъ ворогихъ побыты,
почали люде го зваты "Красне Сонечко"!
Бо де князь Кiй бувъ, тамъ Сонечко свитыло.
Бо де Кiй прався, тамъ побiда була,
а побiда була, Слава Сонечкомъ свiтыла!"
Через несколько столетий эти же прозвания были даны князю Олегу и великому князю Владимиру I Святославичу. Одно из этих прозваний подтверждают арабские авторы. "Князь Куяба называется Святмалик", - утверждали они. А это и есть "Свет-князь", или "Солнце-князь". Ведь славяне выше всего чтили Солнце, дающее жизнь и тепло, по-тому они называли своих князей светлыми и солнечными именами.
А новгородский летописец XV в. возвеличил князя Кия, сравнивая его с основателем Рима Ромулом, Александром Македонским и с полководцами последнего, основателями государств - Антиохом и Селевком.
Здесь уместно привести слова кобзаря Олексы, который приходил к Миролюбовым (в начале ХХ в.) и пел им свои сказы:
"О Земля наша, Мати-Сурае, Великая!
Что была бы ты без Кия, князя нашего?
Та была бы ты без роду-племени,
Та была бы ты чужими отуркована!
А як стал твой князь Кий-богатырь,
Так и вороги повтикалы,
А землю нашу, Руськую, Киевскую
Нам, детям ее, понехали!"

Назад История Руси. Глава 12. XI Далее

 
История Руси. Глава 12. X Версия для печати

История Руси. Глава 12. X

В третьем "Сказе" Варвары говорится о времени князя Кия как о времени Русского единства:
"Отожъ померъ Князь Кий, и люди Русские горевали по нем. Помер он от старой старости, под сто лет. Кажному приходит час его, и раз на Свет Божий родился, так и помереть надо. А все же Русы плакали своего Князя. Первым он стал собирать Русов до купы. Первым он и Киев построил. При нем на Днепре поставили Лодьницу, где делали лоди большие. И вот сказал старший лодейник людям: "А что ж, браття, неужто Князя Кия забудемо? Так чтоб не забыть, назвемо лоди наши "Хоровами", борты лодей "Щеками", мачту - "Кием", а парус льняной - "Лыбедью". И так будемо называть, и такъ Князя Кия не забудемо". И стали называться так части лодий, и скоро стали звать их "коробами", а потом "кораблями", и не забыли люди Кия".
А еще в одном "Сказе" Варвары вспоминают так о князе Кие:
"А вмер правой смертию от старости,
От старости, от слабости, от нудьги долгой,
И вмер Князь Кий под сто годов.
А в жизни трудился много он,
И кажен день будовал Землю Руськую,
А помер Князь Кий и Лихо пришло.
Лихо пришло Одноглазое, Многорукое.
И Диво Дивное до Киева пришло,
Горе-Горькое, Жаля Лютая, неутолимая,
И заплакал по Князю народ весь
Слезами горькими, кровавыми.
И решил народ Руский, абы Кия помнить
Назвал лоди свои коробами - "Хорвами",
А бока короба - "Щеками Старыми",
И тож, абы нащадки его не запомнили,
И повежды его попамятовали".
Князя похоронили на правом берегу Днепра, близ нынешнего местечка Таганчи, между реками Росью и Росавой, и только в 1894 г. археологи нашли его могилу.
Князь Кий оставил по себе добрую и славную память в народе. Русы надолго запомнили, что князь Кий создал военную систему защиты общества. Эта организация - вооруженный народ - как нельзя лучше отвечала насущным потребностям, так как русы жили в постоянном страхе из-за нападений степняков, римлян и греков, которые уводили славян в рабство, отбирали скот, пропитание и имущество. Смерть для одних, плен и рабство для других, разорение и нищета для третьих были постоянным уделом тех славян, кто не сумел укрыться в лесах.
Поэтому поляне раньше других племен осознали необходимость военно-политического объединения и создания системы круговой обороны всей Киевщины и других земель, входивших в Государство князя Кия. Любопытно, что принцип формирования общественно-политического единства в Государстве Одоакра и в Государстве Кия были различными: Одоакр собирал под своей рукой различные этносы, а Кий - не только другие этносы, но и славяно-русов, которые у него превратились в один народ, называемый русскими.
Одним из главных принципов князя Кия как государственного деятеля была постоянная забота о подданных. Об этом в одном "Сказе" Захарихи говорится так:
"А якъ того часу степы булы широкi,
А въ Ступахъ тих сарана велась,
так налитала вона до Руськiй землi,
а коли жъ Князь Кiй магазеи ставивъ,
так кажный бачивъ, же глади не будеть".
В другом "Сказе" повествуется следующее:
рыбачили,ýпра, гдý"Князь Кiй пришел до Дн
и бачивъ тамъ, якъ рыбаки рыбу чистили,
лую.ýда на золу бросали, и накидали гору ц
нехвороща, будяки великие расли.ýА по той гор
Такъ Кiй сказалъ все в поле везти
и на землю высыпать.
лъ, что большой урожай тый гной далъ.ýИ вд
лать такъýмъ селамъ дýТода приказалъ Кiй по вс
и чтобъ ни кизачина, ни слама, ни зола,
ни почистки не пропадали, а до поля шли".
И стали кияне делать "сметники", т. е. кучи, потом поджигали их, а золу свозили на поля. Ноне всем это понравилось, рассказывает один из "Сказов":
мъ не сгодился, шли прочь,ý"А кто съ т
до земель Древляньской, Дреговичской,
а кто и до Воронца шел, на Донецъ и Донъ".
Долгое княжение Кия, постоянная удача в борьбе с внешними врагами, мудрое руководство, дававшее поданным веру в будущее, приводили к тому, что "кияне" не чувствовали больше себя беззащитными. При Кие впервые возникла идея, что все Славяно-русы - кровные братья. Из этой идеи впоследствии выросла идея Великой России.
Князь Кий лично заботился о воспитании воинов. С 15-летнего возраста учили их в специальных военных лагерях рукопашному бою, стрелять их лука, метать дротики и копья, камни из пращи, владеть мечом, боевым топором и секирой, ножом в ближнем бою, укрываться щитами. Их учили использовать складки местности, чтобы укрыться или маневрировать в бою. Юношей учили многим военным упражнениям и владению конем. Чтобы получить опыт ближнего боя, юных воинов обучали обычаю драться стенка на стенку, т. е. кулачному бою - любимому русскому спортивному упражнению. Весной, когда на вербах распускались кошечки, они вырезали ветки и "дубили" друг друга, чтобы сила входила: "вербы хлест бьет до слез". Это помогало мужать и переносить боль. По-этому образ Сварога в виде вербы предавался молодым людям.
Князь Кий применял в военном деле высокие крытые повозки в четыре ряда, которые назывались "Колом Шамашу". В них можно было укрыться во время боя и выдерживать атаки вражеской конницы, а при случае эти повозки служили малыми крепостями на колесах. Кий умело сочетал это оборонительное сооружение с лагерем, состоявшем из коло и детинца с валами. В наступление русы шли смешанным строем: между двух всадников шагал пехотинец с акыном (кинжалом), которым вспарывал брюхо вражескому коню. Использовались в битве длинные сарматские копья и короткие мечи. Беззаветной храбрости, стойкости и мужеству славяно-русских воинов завидовали другие народы, особенно греки и римляне.
В сказах, которые Ю. П. Миролюбов записывал в начале ХХ в. на Украине, в Ростовской области и на Кубани, князь Кий предстает перед нами как опытный военный руководитель. Так однажды он распорядился, чтобы киевские кузнецы перековали захваченные на Дунае у римлян их плохие мечи на русские, хорошие, а что не годилось для военного дела, перековали бы на серпы и косы. Киевские кузнецы уже знали заимствованный у скифов секрет "харалужной", т. е. закаленной особым способом стали. Работали кузнецы на дубовом угле, и сталь, благодаря усвоению скифских методов ковки и закалки, получалась отличная: русские мечи не гнулись, не ломались, не щербились от удара, а перерубали железо. "Острый мецю, добрые кони, славные руси", - говорили о русах летописи. И началось это молодечество со времен антов - русов князей Божа и Кия, со времен первого казачества. Кобзарь Олекса так пел о князе Кие:
"А якъ князь Кiй иде на кони,
та в його довгi вуси,
та й коло уха оселедець довгий,
и самъ винъ - козакъ добрий,
та й старшина въ його такаж".
Стало быть, князь Кий носил козацкий чуб и длинные усы, а бороду брил и завел обычай, чтобы его воины буй-туры носили фракийский чуб, или оселедец, вставляли в левое ухо серьгу с бирюзой и носили длинные усы; каждый спал на рядне и соломе, а укрывался конской попоной.
По чубу и серьге можно было определить на поле боя, что лежит отсеченная "русская голова". В те времена русы считали, что душа находится в голове человека и, таким образом, унеся голову с поля битвы, русы уносили и души своих соплеменников.
Кий был мудр и дружелюбен ко всем народам Степного союза. Когда однажды карпы были разбиты римлянами и были вынуждены укрыться в Киеве, Кий принял их радушно, накормил, напоил, приказал позаботиться о раненых, а князей и воевод пригласил на пир и наравне праздновал со своими воеводами да волынскими. Потому все видели в Кие защиту и опору. Слабым он всегда помогал, а злых и гордых наказывал. Однажды к нему обратились русы, которых обижали греки из полисов. Князь Кий пошел на них походом, победил, взял добычу немалую, а пленных рабов освободил. Их были тысячи. Все они остались преданными Кию до самой смерти. Его стольный Киев стал большим и богатым городом, где все было устроено на русский лад. По преданию, князь Кий жил на большом теремном дворе. На дворе были врыты два столба. Один из них с медной доской и молотком. Всякий обиженный мог ударить в эту доску и подать жалобу. Другой столб служил для наказания. К нему привязывали преступника, а рядом на скамью клали плетку и ставили жбан меда. Всякий мог ударить преступника плеткою и выпить меду. Рядом были тюрьма и псарня, где были привязаны ночные сторожевые собаки. Ночью двор закрывался, а собак выпускали за стены. За первой была вторая стена. Собаки никого в город не пускали. Кто опаздывал, тот ждал утра во дворе стражи. Так пресекли ночные нападения, на которые были охочи степняки, подговоренные Римом да греками.

Назад История Руси. Глава 12. X Далее

 
История Руси. Глава 12. IX Версия для печати

История Руси. Глава 12. IX

В этом сказовом произведении, восходящем к древним векам, перед нами развернута панорама широкомасштабной войны, которую вел Степной союз Скуфи Великой во главе с русами против греков и римлян. В союз этот входили следующие восточнославянские племена: русы, сивера, борусы, венци, васильки-хорпы. Эта война велась вдоль границ Западной и Восточной Римских империй на Дунае, Тиссе, в Паннонии. Она велась до Кия уже триста лет и дошла до того, что римляне и греки "одреклись... земель наших", т. е. отказались покорить наши земли, но и славяне не могли сокрушить мощь Гордого Рима. Его час пробил позже, в 476 г.
Другой народный сказ, записанный Ю. П. Миролюбовым от Прабки Варвары в начале ХХ в., поведает о грозных событиях Киева княжения: "Отож и пришла Годячь да Половца , Булгара да Печня и начала войну. Тогда князь Кий показал свое войско, побил врагов, и после того враги стали Киева бояться. Через пять же лет после ворогов князь Кий пошел на Греця и его грады до полудня. Три грады взял он, получил большую дань и вернулся со славою".
Одним из трех городов была Ольвия: "Собралися князья разные возле Оливы и позвали князя Кия с братьями, Кий поехал один, потому что боялся быть убитым, тогда Киевская земля осталась бы одна. И вот князи все приняли князя Кия с царским почетом и предложили ему выпить братское вино. Потом звали его идти на Греця и Волоха , потому что пока Греця да Волоха не побили, не может быть доброй жизни на земле! Князь Кий сказал: "Добре! Начинайте, а я вам всегда помочь мою подам". На том и порешили" . В "Сказе" еще говорится: "Пришед тут Боруса, и князь Кий дал ей две тысячи возов припаса - хлеба, проса, гречки, мяса соленого, и дал ей три тысячи коней казацких, зброи и всего потребного. Ушла Боруса дополудня. Пошли с ней те Кияне, кто похотел Волоха бити. А там же были Валахи и Волохи. Розница меж ними была такая: Волохи были Ромами, а Валахи были из степи, и только балачка их была Ромская. Они жили на Ромейской земле и платили за нее подать Ромеям".
Из текста становится ясным, что князь Кий, хотя и не участвовал в походах славян на Дакию и Восточную Римскую империю вместе с борусками, его княжество стало как бы базовым лагерем с припасами хлеба и госпиталями для раненых. Не славяне, а германцы сокрушили Рим, и он пал в 476 г. под ударами воспетого в сказах и в "Велесовой книге" Одинаца-царя, или Одоакра. В армии Одоакра было славян немало, в том числе из Руси.
Заслуживают быть отмеченными свидетельства "Велесовой книги" о войнах Киевской Руси с причерноморскими греками. Это была борьба за южную зеленотравную часть Великой Сарматии, где можно было пасти многочисленные стада. Там говорится следующее: "И пошли тогда к Голуни и к Сурожской земле. И там справа - море Дулебское , а слева - готы. И прямо на юге были эллины , мы с ними торговали и добро наживали... И была погибель нам от греков, но не должны мы лишаться зеленотравья, несмотря на вражду эллинскую. И то зеленотравье мы взяли и бились зло сто лет , а они не хотели помочь нам. И решили мы отомстить за те деяния и отплатить врагам в свое время. И вот отцы наши решили овладеть землей той и отодвинуть Грецколань к морю. И стали мы биться грудью против них и поразили их. И вперед пошли и имели великую битву , и тут Грецколань запросила мира, чтобы мы прекратили борьбу. И так мы получили зеленотравье и землю и кормили свой скот, и возглашали славу богам". Это случилось в конце княжения Кия, в 450-е - 460-е годы.
Князь Кий умер от старости в 460 г. Его кончина описана в "Сказе" кобзаря Олексы:
"А прiйшолъ часъ Князю Кiю вмерети,
и сказалъ онъ рано утром:
"Въ полудень помру днесь!
Обрядите меня во все чистое,
Положите на дубову лавицу,
чу горящую,ýДайте въ руку св
Зажгите лампаду большую,
и скажите людямъ, чтобъ тихо было,
здили.ýчтобъ не кричали они, не
Та не плачьте при мне, не горчите душу!
Коли дитя родыться, въ крови оно,
и коли сорочка его выйдетъ,
Въ землю ее зарывають.
домо ему,ýТакъ отожъ, нев
Чи родився онъ, чи померъ уже!
И каждый, кто рожденъ, померти долженъ!"
Такъ сказал Князь Кiй, и стали рядить его,
ло травянымъ наваромъ,ýОбмыли его т
лую,ýли во все чистое, въ рубаху бýОд
ли штаны простые, изъ тканины,ýНад
лали все, какъ онъ хотелъ.ýСд
И пришля смерть Князю Кiю,
Стала въ ногахъ съ косою,
и кругомъ ложка его воины встали,
Острiя мечей и копiй наружу направили.
Берегутъ Князя Кiя они, смерть отгоняютъ,
А смерть засмеялась, въ комарика обратилась,
ла, ужалила, Княжу душу взяла!ýПодлет
Не помогли ему ни храбрые лицари,
Ни воины смелые! Умеръ Кiй. Преставился!
Приложился до петрiевъ, до отцевъ своихъ!
И встала в небе туча великая,
Пыхонула блискавиця яростная,
Ударилъ Громъ Гремячiй,
тками могучими,ýЗащумелъ Дубъ в
,ýИ пошла туга великая по всей Земл
отъ мала до велика.ýЗапалкали вс
лый Княжескiй горестно!ýЗаржалъ Конь Б
кони Боевые.ýЗаржали вс
!ýтýБо не будетъ уже Князя Кiя на св
ла Земля - Мать Сырая сама,ýЗагуд
Бо не будетъ Князь Кiй ее попирати,
На ворога по ней скакати!
,ýло било трикратъ въ КiевýЗагуд
Преклонились деревья горестно,
ла,ýла трава, зашелестýЗашум
Заоставился Буй-Туръ въ степи,
лъ, что не будетъ Кiя,ýЗадумался, пожал
Не прискачетъ он на него съ охотой!".
Это по сути дела ведический плач по нем, проникнутый любовью к простой жизни, к природе, к вере отцов. В "Сказе" упоминаются Дуб, Туча, Гром, Блискавица, Мать-Сыра Земля, Буй-Тур. Все это атрибуты Сварога. В те времена бога представляли в образе природных символов, а также снопом, кием, колодою, ягненком и т. д. Мать - Сыра Земля плачет вместе со всеми силами природы, что князь преставился и не выпьет сурицы, означающей причащение Солнцу и воздание чести вековым богам русов: Перуну, Яру, Хорсу, Купале, Дажьбогу. В этом повествовании хорошо виден погребальный обряд древних русов, чтивших своих извечных богов и поклонявшимся им. А князь Кий был не просто сыном Сварога, а богатырем Земли Свято-Русской. Подстать ему были и его витязи, охранявшие даже на смертном ложе его от смерти, но недосмотревшие, потому что от смерти никому нет спасения! Она придет, когда хочет, когда час пробьет смертный. Воины не боялись смерти, а только лишь постыдной смерти и рабства. Смерть в бою они считали спасительной, почетной, потому что душа воина идет в Ирий, прямо к Перуну. Нарисовав вокруг себя спасительный круг или коло, он же знак Солнца, русич мог не бояться нечистой силы. А смерть ведь не самое страшное для воина: самое страшное - это потеря чести!
В другом "Сказе" Прабки Варвары сообщается, что последние слова князя Кия были такие: "Тяжко мне латьýумирати! Тяжко Русь покидати! И что она, Русь, Киевская Земля, д будетъ? Слухайте, люди моя! Не трогайте дубовъ на полдень отъ насъ и стерпко степную дорогу! Придет враг сильный и многочисленный.ýегите кр гу сготовилъ,ýса, и чтобъ каждый русъ телýБейте въ било и уходите в л добро на ней держалъ, да какъ услышитъ било, чтобъ не ждал ни минуты, уходилъ бы на полночь". Это была заповедь русам на переселение, ибо, как предсказывали пращуры, Русь возродится с севера. Так и случилось в IX веке. С Новгорода началось возрождение государственности и сложение Великой Руси!

Назад История Руси. Глава 12. IX Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 352 - 360 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены