Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 21. VI Версия для печати

История Руси. Глава 21. VI

Согласно “Законам Сварога” высшая княжеская власть передавалась по наследству. Князья почитались потомками богов. Однако, князь, выбранный вечем, имел неограниченную власть лишь на время войны. В мирное время власть князя держалась на народном доверии. Вече могло отлучить князя от власти в пользу его родича или сына, если дела князя были неугодны людям. А в “Книге Велеса” о “Завете” сказано так: “Любите “Завет” отца Ария! Он для вас – свет зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!” (“Книга Велеса”. Род I, 5:4)”.
“Закон Сварога” – суть ведического мировоззрения, определяющего систему и структуры власти в классовом обществе. Что касается до ономастических выкладок А. И. Асова, то между ними и этногенезом славян и руссов нет обязательных соответствий: они порою носят мифологический характер первых времен.
Стрибог - бог ветра, воздушного пространства, отец Посвиста, Провея, Погоды, Подаги, супруг Немизы. Он вечно воюет с Авсенем, Зарею-Заряницей, препятствуя выходу Святовита на небосвод. В "Слове о полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря. В "Велесовой книге" говорится о том, что Стрибог ветрами ярится по земле.
О Стрибоге и его потомках А. И. Асов пишет следующее: “Не менее иных Сварожичей древние русы почитали бога ветров Стрибога. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю. Главные храмы Стрибога находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань, близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.
По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода. Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-Зверем, а Хорсу – в борьбе с Месяцем”.
Макошь - богиня судьбы, счастья, удачи, несчастья, раздела добычи по жребию, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охрительница коров и мелкого рогатого скота. Она прядет нить жизни, покровительствует женскому ремеслу, охраняет дом. Она - жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли. У русских богиня дождя Макошь была женой и сестрой Хорса, солнечного божества. В русской мифологии Макошь также богиня земли и земного плодородия. Ее название - "Мать Сыра-Земля". Она обеспечивает связь между небом и землей. В этом случае ее изображали в виде женщины с большой головой и простертыми к небу длинными руками. В архаический период Макошь изображалась с турьим рогом изобилия и двумя спутницами - Ладой и Лелей, с которыми соединялись представления о судьбе. В поздней традиции Макошь изображалась козлоногой и четырехрогой богиней, обильно обросшей шерстью.
А. И. Асов пишет о ней буквально следующее: “Макошь – великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. <…> Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон, Правь, Третий лик бога. Первый лик – отец, второй – сын, третий – мать, ибо мать это и есть дух бога, приводящий в движение мир. Именно мать дает жизнь сыну. И это значит – мир изменяется, после отца является сын, потом сын сам становится отцом и вновь рождает сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро суть следование пути Прави, а зло – отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу, Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
Макошь – женщина, и потому изменчива: может принести и радость, и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, - то его ждет горькое разочарование. Макошь – отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею”.
Кроме названных, в "Прославлении Триглава" и в повести Ф. Н. Глинки богов, были еще боги Малых Триглавов и другие (всего 108). Перечислим некоторых из них в алфавитном порядке:
Баба-Яга - воинственная хранительница рода и семьи, традиций рода и детей; в русских сказках она превратилась в злое существо, обитательницу избушки на курьих ножках на опушке леса.
Дид - хранитель рода и семьи - малого Перунова огня.
Дидилия - дочь Лады, покровительница родов, покровительница бесплодных женщин.
Дит - бог супружеской жизни, олицетворение любви, венец которой - дети. Изображался всегда молодым и сильным.
Знич - бог начального родового неугасимого огня.
Кощей - "бессмертный"; первоначально бог, дающий временную смерть, после которой люди через некоторое время оживают; в русских сказках - властитель подземного царства; в Древней Руси - военнопленный, раб.
Кродо - бог богатства, торговли и изобилия, смены времен года и рода. Соответствует римскому Сатурну. Изображался в виде старика с обнаженной головой и голыми плечами, стоящим на рыбе и опоясанным белой шерстяной повязкой; в одной руке он держал колесо, а в другой - сосуд или корзину с плодами и цветами. Почитался западными славянами. У восточных славян - Иван Купало.
Купало - бог земных плодов и красоты. В историческое время его изображали сидящим молодым мужчиной, который в руках держал ветвь с виноградом и черенок с тремя тыквами и листьями. С его именем связаны Купальские праздники (24 июня). А. С. Кайсаров писал о нем следующее: "Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры, а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении; наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что это обезопасит их от леших". Купальские празднества сопровождались массовыми купаниями славян, как это показано, например, в фильме Арсения Тарковского "Андрей Рублев".
Лид - бог храбрости и мужества. Его считали покровителем воинов.
Мара - богиня смерти, болезней и моря.
Огонь-Сварожич - двухголовый бог огня, войны; в честь его жгли неугасимый костер. Второе имя этого бога - Семаргл, сын Сварога, также бог жертвоприношений, тепла, кузнечного дела. Он же - бог-посредник между миром людей и миром богов. Родственен иранскому Семургу; эта волшебная птица подобна огненной птице индийского эпоса Матаришвану (жар-птице).
Полель - второй сын Лады, бог супружества. Изображался с шиповым венком на голове и в длинной белой рубахе, в одной руке он держал шиповый венок, в другой - рог, питающий верность.
Поревит - бог добычи и семени.
Перенуг - бог добра и белого света.
Прове - бог пророчеств и просвещения.
Радегаст - бог - защитник городов. В правой руке он держит щит с воловьей головой, в левой - копье; на голове - петух с распростертыми крыльями.
Род - бог отец и мать всего существующего, бог семьи и рода.
Родомысл - бог мудрости, благих советов, умелых речей. Указательным пальцем правой руки он опирается в лоб, а левой рукой держит копье и щит.
Рожаницы - богини-женщины, рождающие начало, дающие жизнь всему живому.
Чур-Щур - бог-предок, охраняющий род.
Яровит - бог войны.
Древнерусское язычество с его богами и систему мира древних славян можно представить в виде двух графических схем:
Схема N 1. Древнерусское язычество как система


 Увеличить


Схема N 2. Устройство мира по верованиям древних славян


 Увеличить


В Киеве, там, где теперь стоит Киево-Печерская лавра, был Священный Гай (или сад), в котором находились могилы предков. В Боголесье в Великдень, весной, в день почитания предков, собирались киевляне и богомольцы со всех мест Руси и несли с собою писанки, цветы, вареное и печеное, чтобы почтить своих богов. Не менее богатыми и почитаемыми были другие языческие храмы в Киеве, например, святилище Велеса на Подоле, храм Перуна, совмещенный с хоромами киевского князя, который почитался верховным жрецом Огнебога или же Перуна; было в Киеве и капище Буса Белояра на Бусовой горе. Да и по всей Киевской земле были святилища и капища языческих богов, где хранились священные свитки и казна, где князь и жрецы награждали золотыми мечами отличившихся воинов и назначали их десятниками и сотниками. В Киеве это происходило в Священном Гаю возле Врат Славы и знамени - Тризуба, в присутствии князя, бояр, атаманов и знаменосцев. Посвящаемых называли богатырями земли Дажьбожьей, яр-турами и буй-турами. Верховный жрец после молитвы обращался к награжденным с напутственным словом: "Живите мирно с богами родными, с реками, лесами, источниками, полями. И славьте их. И каждый день помните, что вы и боги ваши сроднились с Духом Предков и с дыханием Матери-Земли. Заботясь о мире, куйте мечи. Земля, которую на веки-вечные нам передали родители наши Орь, Кимер, Скиф, Сармат, Радогаст, Мусокий, Бож, Рус и Кий, богата медом и молоком, богата зерном и мясом <...> О Солнце, святилище неба нашего! Освящай и грей наши поля и реки, наши души и наши сердца, мы ведь твои дети! Также, как жизни детей-сосунков соединены воедино с жизнями их матерей, так и мы, внуки Дажьбога, кровью нашей и пуповиной нашей, и дыханиями нашими, и жизнью нашей соединены с Солнцем, Небом и Землею нашими. Слава вовеки веков Богу предков наших!"
После принесения даров жрец называл имена воинов, отличившихся в военных походах, например:
"Дибач, Лилат, Слава, Крит, Полян, Крилач, Карпан, Злотодан, Дубар, Питан, Сва-дан, Хвала, Ростун, Тририг, Страдач, Свара, Пложан, Яма, Радогош, Магавар, Литун, Два-вар, Родан, Горун, Сила, Свет, Вогнедар, Водотрав, Громовик, Листвич, Живорид, Било-тур, Ладомир, Магавид, Свитокол, Ростичар, Косака, Вишезор, Колодий, Трисад, Каспаса, Оримир, Кий, Славутич, Листвич, Дарава, Тапа, Липак, Пава, Снага, Ман, Сушка, Сарпа, Кривуля, Дивер, Рава, Ус, Скол, Мольба, Варан, Коласа, Чара, Татомир, Дан, Паликоп, Стоян".
Так соединялись в "Веде словене" божеское и человеческое ради вечной жизни Славянского Рода, Рода святорусского, православного!

Назад История Руси. Глава 21. VI Далее

 
История Руси. Глава 21. V Версия для печати

История Руси. Глава 21. V

2) “Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу. Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия.
И люди возликовали:
О, бог Велес!
Ты наше Солнце, освещающее поля!
Ты и Месяц, и Звездный Пояс!
Ты цветущая наша Земля!
За тобой небесные рати!
Ты премудрый и сильный бог!
Ты орла быстрей и крылатей!
Лихо Дыя ты превозмог!
“Книга Коляды“, I е.
Но потом Дый с помощью Вия поднялся на Землю и устроил пир, на который был приглашен и сам Велес будто бы для примирения. Когда Велес пришел на сей пир, Дый предложил ему чару с отравой. Велес выпил ее и ушел в царство Вия, был заточен в самой дальней пещере. И тогда ему на помощь пришла Азовушка. Она спустилась к Вию и упросила его отпустить Велеса.
И тогда Велес и Азовушка пошли по подземным залам и дворцам к выходу. Но у самого выхода из пещер раздался голос Всевышнего Вышня, сказавшего, что Азовушка здесь может выйти, но Велесу, потерявшему прежнее тело, придется проходить через иные ворота, то есть через многие поколения снова родиться.
Но Азовушка не захотела оставить Велеса. И после того как закрылась Азов-гора, она осталась с Велесом ждать иных времен. И потом Велес умирал и рождался много раз. Он был и Доном, сыном Дану, и Рамной, сыном Ра, и Тавром, также Асом-Асилой, Астером. Много ликов было и у Азовушки”.
3) “В другой раз Велес был рожден дочерью Земун Коровой Амелфой вместе с сестрой Алтынкой. Отцом его был сам бог Солнца Сурья-Ра.
Когда Велес и Алтынка были маленькими, Амелфа отпустила их обучаться грамоте и они прочли в Ведах о том, что в древности Сварожичи и Дыевичи освободили туч-коров из плена Вия, а потом Сварожичи забрали их себе. Но те коровы – сестры их матери Амелфы, и потому Велес с Алтынкою решили их вернуть.
Они угнали тучи-коровы из Ирия к Азов-горе. Сварог и Сварожичи не стали терпеть такого своеволия. Дажьбог бросился в погоню и хотел отобрать коров у Велеса.
Но когда он услышал его песню и игру на волшебных гуслях, то забыл обо всем на свете и обменял тех коров на гусли бога Велеса.
Велес учился игре на гуслях и пению у Вышня и Живы. И люди дивились его искусству и говорили: “Лучше нет певца в целом свете! Боже наш, Велес! Учился у Вышня, учился у Живы и пел Ясну книг”, (т. е. “Книгу Коляды”).
Хорс - бог Солнца, солнечного диска и светила, особенно солнца зимой, бог зерна, озимых, холодов, покровитель скота, особенно коней, хозяин чертей и волков. Потому изображался с ногами и головой козла наподобие греческого Пана (так он изображался на Украине). В Псковской области была статуя Хорса, описанная Иоганном Давидом Вундерером (1590 г.): это человек, стоящий на змее, с копьем в правой руке и с мечом в левой. У праиранцев Хорс почитался как солнце ("hоrsed"), перемещавшееся по небесам на белом или огненном коне. Потому изображался он в виде всадника с большой головой - солнцем. Упоминался он и в "Слове о полку Игореве", где рассказывается о том, как князь Всеслав Полоцкий, оборачиваясь ночью в волка, "великому Хръсови... путь прерыскаше", т. е. пересекал путь Солнцу, ехал на север.
А. И. Асов восстановил древние предания руссов о Хорсе и сообщил следующее: “Хорс был сыном бога Солнца – Ра и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица Рода, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток, и в реку Ра. После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно “Книге Велеса” (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: “Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока!” А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на черном коне Вечерник. Он говорит: “Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую колесницу!”
И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечется по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимется на золотой колеснице”
Дажьбог - солнечное божество, податель жизни и спаситель, бог летнего и полуденного солнца, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, помощи, блюститель законов Сварога. Он сын Сварога, супруг Живы, отец Орея, прародителя славян.
Арабский ученый ал-Мас'уди называл всех славян солнцепоклонниками, так как древний славянин видел в солнце могучего подателя света и тепла - бога, от которого зависели благосостояние и жизнь. А смена зимы и лета вызывала у славян представление об умирающем и воскрешающем боге, что в их сознании воплощалось в боге Яриле, который был самым популярным среди всех солнечных богов.
В "Велесовой книге" и "Слове о полку Игореве" русичи названы внуками Дажьбога. В Ипатьевской летописи под 1114 г. сообщается, что "Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен... от него же начаша цы дань давати цесарем".ýчелов
А. И. Асов восстановил по народным легендам предание древних славян о Дажьбоге: “Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу девы-русалки водили хоровод. Одна русалка – Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну: “Если б милый осмелился, Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки, то герою тому я б любовь подарила, будь он стар, будь он молод, беден или богат”. В жилах Перуна закипела кровь, он обернулся птицей гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег: “Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! – вскричал Дон, - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку и жену свою Диву Грозную!” И Рось пропела Перуну: “Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одно у речки, далеко от высокого Дуба!” И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ. Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И был он сыном и Перуна, и Сварога, вторым нисхождением Вышня. Потому его называли также Вышнем Дажьбогом. И был он сыном Роси, а через нее внуком Велеса-Гвидона. Дажьбог Перунович был мощным витязем. На весь свет он прославился своей удалью. Узнал о том Перун, оседлал Бурю-коня и отправился проведать, правду ли говорят о Дажьбоге.
Съехались Дажьбог и Перун в чистом полюшке, решили изведать друг у друга силушку. Когда они боролись, Мать Земля колебалась, дубравы приклонялись, по морям и океанам расходились великие волны. И тогда они сошли со своих коней и стали бороться врукопашную. Обернулся Перун в Орла, а Дажьбог – во Льва. Стал лев когтить орла. И тогда Перун ослаб и упал на матушку Землю. И Дажьбог спросил его имя, и узнал, что он победил своего отца Перуна. Перун и Дажьбог помирились и побратались, а потом отправились в Сваргу к Алатырским вратам“.
А. И. Асов восстанавливает потомство Дажьбога, которое дало начало всем русским. В разделе “Внуки Дажьбога” он пишет следующее: “У Дажьбога от трех жен было много детей и внуков. Все славянские роды произошли от прародителя Дажьбога, потому славян именуют Дажьбожьими внуками. Дажьбог и Майя Златогорка родили Коляду. Коляда и Радуница родили Радогаста. А от Радогаста произошли многие западнославянские роды: ратари, ободриты, руяне и иные. От потомков Радогаста – Радима и Вятки – вели свой род радимичи и вотичи. У Дажь-бога и Марены был сын Богумир. Богумир и Славуня родили дочерей Древу, Полеву и Скреву (от них идут древляне, поляне и кривичи) и сыновей – Севу, Руса, Словена (от них – северяне, русы и словене), а также Кимра, Хазара и Скифа (от них – киммерийцы, хазары и скифы). У Словена был сын Венд, от которого произошли венеды. Венедами также почитают себя вятичи (они происходят от Вятки, что можно прочесть и как Вятка, и как Венд). У Дажьбога и Живы были сыновья Кисек и Арий. От Киесека (он же по кавказским преданиям – Гисаней) произошли гессенцы – западные немцы. Восточные немцы произошли от венедов-вандалов. Арий родил сыновей – Кия, Щека и Хорива, от них вели род кияне (киевские поляне), чехи и сербо-хорваты. От потомков Ария Крака и Леха произошли поляне ляшские и жители Кракова.
Прародителю Арию и всем внукам Дажьбога был дан Завет от бога. Этот завет именуют “Законами Сварога”, либо “Заветам отца Ария”. По этому “Завету” внукам Дажьбога (т. е. русичам. – Ю. Б.) следует убегать от Кривды и следовать Правде, чтить Рода небесного и свой род, почитать друзей и свою семью, женам иметь только одного мужа. Разводы и многоженство допускались в случае крайней нужды. Жениться можно было не более трех раз (по примеру Дажьбога). Верующему полагалось праздновать великие праздники и соблюдать посты. Говорилось в “Законах Сварога” и об устройстве общества, освящалась вечевая власть.

Назад История Руси. Глава 21. V Далее

 
История Руси. Глава 21. IV Версия для печати

История Руси. Глава 21. IV

В тексте Ф. Н. Глинки обращает на себя внимание детализированное описание храма Световида в Арконе, подражающее эллинистическому экфразису: "Храм сооружен был из светло-серого дикого камня. Свесы от стены до столпов измерялись двумя большими шагами, имея шесть ступеней восходу. Кровля, полушаром, состояла из вызолоченной меди. Посреди ее стоял медный позолоченный истукан Световида; по краям на четыре стороны поставлены были четыре истукана, иссеченные из мрамора. На востоке - истукан Мерцаны, богини, властвующей над началом дня и предшествующей всегда солнцу, дочери Даждьбога и Зимцерлы, богини весны, супруги Царя Морского; ее должность была отверзать Световиду врата небесного дому его, когда он показывался в мире. Световид для отличия даровал ей венец из единые звезды; и риза ее златобагряна. Радость всегда блистала на румяных ее ланитах, и она в пирах подносила богам небесный мед. Мерцана, равно как и Световид, присноюна. На юг поставлен был истукан Купалы, сына Мерцаны и Севы. Он имел вид молодого человека, в короткой и легкой одежде. Огонь плодотворения пылал в его очах; чему только касался, все рождало: не только звери, скоты, рыбы и гады, но даже дерева и травы. Он имел обиталище на юге. Жертвовали ему возжением только прутьев, с песнями и плясками: чем изображались огнь плодотворный и веселость. В ногах у него кролик, в руке пламенеющий огонь, на голове венок из цветов, именуемых по его имени купальницами. Догода, брат его, есть из всех богов любезнейший, кротчайший и прекраснейший. Истукан Догодин стоял на западе. У него развиваются по плечам волосы: венок из шипов, за плечами голубые крылья, и риза на нем тонкая голубая. Улыбка всегда на румяном его лице. Он столь всеми любим, что смело целует самую Ладу; в руках у него опахало. Свирепого Позвизда истукан стоял на севере. Лицо его в морщинах и сердито. Голова окутана лоскутом кожи белого медведя; борода замерзлая; одежда из оленьей кожи; ноги обуты в кожу гагачью. В руках держал он мех в готовности развязать для излияния морозов, бурь, снегов, градов, дождей и непогод. Он считался богом всех ветров. Повествуют, что жилище его есть на краю северном, на горах Скандинавских, где он имеет свой престол, и где у него множество детей, подобно ему жестоких. Сей бог, будучи сыном Сильнобога, увеселяется, воздымая бури, потопляя корабли, ломая деревья, посылая всюду мразы и непогоды. Он требует почасту себе в жертву людей. Таковы были четыре истукана, стоявшие на кровле храма. На холме же расставлено было соразмерным образом до трехсот пятидесяти треугольных жертвенников".
И этот храм, восьмое чудо света, был уничтожен в 1168 г. датским королем Вальдемаром I по просьбе епископа Абесалома, а все сокровища были вывезены в Данию. Статуя же Световита была уничтожена.
В русских былинах, сказках и сказаниях Световит превратился в Святогора и под этим именем известен как герой того литературно-фольклорного материала, который собрал и восстановил А. И. Асов. Мы воспроизводим одно из преданий, которое называется “Святогор и Ван”; его текст реконструирован из былины “Ванька – Удовкин сын” и из двух сказок “Царь Вещор” и “Царь-чернокнижник”:
“Высоко в Святых горах стоит столп, который подпирает небесный свод. Этот столп охраняет Святогор, он проезжает вокруг него на своем коне. Конь его – выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие.
Святогор (читай Световит. – Ю. Б.) познал много мудрости и проведал путь к небесному царству. Он был столь силен и мудр, что взгромоздил гору на гору и поднялся на небосвод. Он прошел по звездной дороге к трону Всевышнего. И сказал ему Всевышний: “Я исполню любое твое желание, но проси лишь царства небесного и Ирия светлого!” И тогда Святогор попросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов, всех сынов Сварога. Исполнил его желание Вышний и сказал ему: “Ты будешь сильнее всех сынов Сварога, но тебя пересилит Камень! Будешь ты мудрее богов, но от хитрости человеческой не убережешься!” Очень удивился Святогор, ибо он, сын Матери Сырой Земли, не боялся камней. Не страшился он и людской хитрости, ибо почитал себя умнее любого из людей. А в это время на Земле родился человек Ван. Поговаривали, что он был сыном Деваны и внуком Перуна. Вырос Ваня и узнал, что у Святогора есть прекрасная дочь Меря. И тогда он явился к Святогору и стал просить руки Мери. Рассердился Святогор, ибо до сей поры ни один простой смертный еще не женился на богине. И сказал он Ване: “Давай сделаем так: ты будешь прятаться от меня три раза, если сумеешь – твоею будет Меря. А не сумеешь, не прогневайся, потеряешь голову”. Ваня обернулся вязом и встал в лесу, но нашел его Святогор. Тогда он обернулся звездою и спрятался среди звезд, но и тут его Святогор отыскал. Не мог Ван скрыться от Святогора, ибо имел Святогор Вещерскую книгу, которая ему все рассказывала. И тогда Ваня нашел птицу Гамаюн и спросил ее, как спрятаться от Святогора. И Гамаюн дала ему три волшебных перышка. Ваня помахал волшебными перьями над Вещерской книгой и приказал ей молчать, а потом обернулся кольцом на руке своей суженой Мери. Не смог найти Святогор Ваню и в досаде сжег Вещерскую книгу, а потом обвенчал Ваню и Мерю.
Стали жить они поживать.
Святогор с Плеяною правили.
Ваня с Мерей родили сына,
дали имя ему – Садко.
И пошли от Вани и Мери
Племена мари и венедов.
“Книга Коляда”, VII д.
Ван много лет спустя также пережил Всемирный потоп, который был вызван ударом бога Ильма (или Перуна) по Черному камню, который принес Велес.
Ван спасся на кораблей (ковчеге), который построил его сын Садко. Там же он спас свою семью. Он взял на корабль представителей животных и семена растений. Так была спасена жизнь нашей Земли”.
Главных богов в славянском Пантеоне было восемь: кроме уже названных Сварога, Перуна и Святовита, еще пять - Велес, Дажьбог, Хорс, Стрибог, Макошь.
Велес. Он - третья ипостась Всевышнего, бог богатства, скота, пастушества, облаков, мудрости, хитрости, книжности и поэзии, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ на тот свет. Он - сын Сварога и Лады, брат-соперник Перуна, муж Макоши. В "Велесовой книге" Велес выпускает в небо солнечных коней (Крынь 4, 1). Велес упоминался в договорах Руси с греками, именами Перуна и Велеса клялись русские воины на своем оружии в верности. Идол "скотьего бога" стоял в Киеве у рынка, на Подоле, недалеко от пристаней Почайны. Жертвы Велесу приносили золотом или стеблями злаков, так называемую "Велесову бороду". Изображался у западных славян человеком с головой медведя, у восточных славян, особенно в Ростово-Ярославском крае, - медведем. Отсюда - Велес - медвежий бог. Эпический поэт Боян назван в "Слове о полку Игореве" "внуком Велеса".
Несколько десятков ведических преданий о Велесе Сварожиче восстановил и собрал А. И. Асов, использовав русские былины, сказки, сказания, притчи, “Книгу Велеса”, а также “Веду словену” С. И. Верковича. Из славянской мифологии известно, что Велес и праматерь Земун якобы были прародителями первых славян, а Дажьбог был внуком Велеса через русалку Рось, потому-то русские это внуки Дажьбога, а также праправнуки Велеса и прапраправнуки коровы Земун. Приводим здесь три текста преданий: “Велес и Азова”, “Велес уходит в Азов-гору” и “Иное рождение Велеса”: 1) “Бог Велес являл миру много ликов. И главных среди них семь. Он являлся и в роде Сварога, и в роде Дыя, и в роде Сурьи и в иных родах. Но старшим среди них всегда почитался Велес Родович, он же – Звездный Ас. Перворожденный, брат высших ясуней – Сварога и Дыя. Он был рожден Небесной коровой Земун от Бога Рода, рождающего лика Всевышнего. И так Велес явился в мир раньше Вышня, и явился нисхождением Всевышнего.
Вышень затем пришел к людям, воплотившись как Сын Сварога и Матери Сва, как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), потому Велес воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня. Велес прокладывал ему дорогу, готовил мир к приходу Вышня.
Родившегося младенца Велеса похитил бог Пан, сын Вия, царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил его вместе с люлькой.
Велес в люлечке приплыл к берегам большого острова, который в память о сем событии назвали Тавридой (“тавр”, значит, “бык”, а Велес – Быкович). Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва, Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском море. На том острове стоит дворец, перед дворцом растут волшебные дуб и ель”.

Назад История Руси. Глава 21. IV Далее

 
История Руси. Глава 21. III Версия для печати

История Руси. Глава 21. III

А. И. Асов восстановил по народным легендам древние ведические предания о Перуне: “Перун – бог князей и воинов. Он хранит государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в битвах. По древнему преданию, Перуна родили Сварог и Матерь Сва. Он явился на свет после того, как Матерь Сва съела Щуку Рода. Когда Перун рождался, гремели громы, шаталась земля и рушились горы <…>
Когда Перун был еще младенцем, на Землю Русскую пришел Скипер-Зверь <…> Он закопал Перуна в глубокий погреб и унес его сестер: Живу, Марену и Лелю. Триста лет просидел Перун в подземелье. А через триста лет забила крыльями птица Матерь Сва и позвала Сварожичей. Собрались Сварожичи, обернулись в волшебных птиц и в конце-концов разыскали Перуна; тот отправился в Темное царство и победил Скипер-Зверя, сбросил его в глубокое ущелье и завалил громадными камнями: так образовались Кавказские горы. Далее рассказывается о сватовстве Перуна к Диве-Додоле, дочери Дыя, и женитьбе на ней; от этого брака произошла Девана Перуновна.
Святовит, или Свентовит, был третьим богом древнеславянского Триглава, или Тримурти. Сын Сварога, он считался богом осеннего солнца, боя и побед, света, плодородия, урожая, зерна, был самым почитаемым богом у славян и имел полную власть над Землей и людьми. Имя его означает "Святой луч"; у западных славян он был богом неба и света. "Святовит отдыхает в небесном чертоге. Его близнецы - Ютербог и Дница (божества утреннего рассвета и дня) - ведут кровавую битву со Стрибогом и Стрибой (боги ветров) - злыми детьми Зимцеры, желающими продлить темноту ночи. Несмотря на ранение и потерю крови, видную на небе в виде зарева, Дница открывает врата небес и Святовит выходит из своих чертогов. Когда солнце полностью показывается над горизонтом, из груди всех славян исторгался крик радости, который богиня Озвена передавала в самые отдаленные уголки леса. Вечером другая пара близнецов - Здар и Вечерница (божества сумерек) - готовили ему купель из холодной воды, чтобы, омывшись, Святовит мог отдохнуть от дневных забот. Но и вечером вредные духи Мраконос и Мракота (боги мрака) тоже страются навредить Здару и Вечернице, дабы Святовит не смог вовремя принять купель и, невыспавшийся, как можно дольше не вставал утром. Днем же Стрибог и Вий надевают на небо туманы, превращают их в тучи и закрывают тучами небо, дабы на Земле воцарился мрак.
Главный храм Святовита находился на острове Руяне в священном городе Арконе. Здесь среди великолепного храма стоял идол Святовита, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях, смотревших в разные стороны, с обритыми бородами и остриженными волосами, по обычаю руянского народа. В правой руке он держал рог, который ежегодно наполнялся вином, левая была изогнута дугой и упиралась в бок. Одежда опускалась до голеней. Пьедестала не было, ноги стояли непосредственно на полу. Поблизости находились узда и седло, а также огромный меч, ножны которого и рукоять были отделаны золотом и серебром и покрыты прекраснейшей резьбой. Седло, узда и меч были принадлежностью Святовита как бога-наездника и воителя. В этом качестве ему был посвящен и содержался в удивительной чести и холе священный конь Святовита, белый, с длинными, никогда не стриженными гривой и хвостом. Стричь их считалось святотатством. Один только жрец Святовита имел право кормить коня и на него садиться. На этом коне, по преданию славян, Святовит выезжал на войну против врагов своей святыни".
Жрецы использовали коня, знамя-станицу, оружие, рог изобилия и другие атрибуты Святовита для гаданий и предсказаний. А древние славяне из многих стран приносили четырехглавому богу богатые дары в виде вина, плодов земных, а также огромного круглого пирога из сладкого теста, вышиною в человеческий рост. После богослужений в капище Святовита проходили пиршества с обильной трапезой и питием. Раз в году Святовиту приносилась одна кровавая жертва по жребию. Животное закалывалось старым мечом и обливалось жертвенной кровью. Жертвы Святовиту приносились повсюду у западных славян, как об этом свидетельствуют жития св. Оттона Бамбергского. В Щецине, Волине и Арконе были главные его храмы. Но почитали Святовита и в Северной Руси, в Новгороде, куда вера в него была принесена переселенцами из западнославянских земель - ваграми, ободритами и руянами.
С именем Святовита были связаны удивительнейшие мистерии, или священные действа, которые были изображены на двенадцати медных вратах Арконского храма, как их описывает писатель Федор Николаевич Глинка (1786-1880 гг.) в повести "Храм Световида": "На медных вратах изображались двенадцать знаменитых доброго бога подвигов: как для пользы нагих людей он привез овна, который в то же мгновение устремился к ним да предложил им свою волну; как усмирил вола неукротимого и дав им во служение: изобрел для них плуг и все земледельческие орудия; как сражается и побеждает Черного бога, похитившего чад его, близнецов Даждьбога и Зимцерлу. Тамо видно Морское Чудо, чадо Чернобога, как оно, обратившись в великого рака, хочет похитить солнце, но опаленное жгучими его лучами, упадет - и сильным ударом своего хребта разбрызгивает как каплю текущий Волхов, и сделав в земле отверстие, производит море Русское. Здесь ужасный лев, с медным хвостом и алмазными зубами, похищает у Велеса скот, а сего бога приводит в трепет; но Световид разит его ударом златого самосека, берет хвост его (из коего родились полозы) и зубы, и помещает на небе, где доныне видим их и называем львом. Тут изображена любовь его с прекрасною Триглавою, и терзание Чернобога, влюбленного в нее. Световид, играя на гуслях, поет ей нежные стихи, она его венчает васильковым венком, а вокруг их пляшут Зимцерла, Лада, Сева и Мерцана. Румянощекая Дидилия с распущенными златистыми волосами, в алой легкой ризе, подносит им в алмазной чаше златый небесный мед, питие богов. Леля, сидя подле гуслей, слушает и лукаво улыбается. Дидо, взвившись в воздух, пускает тяжелые стрелы в Чернобога. Белобог,. носятся над ними на облаке, приятно усмехается. Там Перун держит великие весы, ниспущенные им с неба для решения жестокой распри между Белбогом и чадами его, и между Чернобогом и чадами его, когда начиналась между ими жестокая брань, долженствовавшая разрушить мир, когда Ний в неистовстве потрясал землю, низвергая из нее пламя, - Чудо Морское колебало берегами, и Яга, дщерь Чернобога, вооруженная железною палицею, разъезжала на крылатой своей колеснице, и сбивала с места горы. Но великий Перун желал примирить их и послал едину из служащих ему молний, да возвестит волю его. Тогда род Белбога воссел в единую чашу весов, а род Чернобога в другую. Перун поднял весы, и чаша с Чернобогом вознеслась выше темных облаков, но чаша с чадами Белбога осталась на земли. В другом месте было, как Световид поразил великого Скорпиона, когда сей похитил его дщерь Зимцерлу, оплакиваемую Даждьбогом. Ний, зря его, от страха сокрылся, и Световид возвратил Даждьбогу его сестру и супругу. Но злобный Ний, отмщая ему за сие, ниспустил на Землю ночь, лютые мразы, снеги, метелицы <...> Световид, поразив всех их златыми стрелами, прогнал назад в область Ния. Ний, пылая еще против него гневом, послал домового духа, да умертвит любимых коней его; но Световид создал сребророгатого и волносеребристого смелого козла и пустил для истребления сего духа. На десятых дверях изображен бог света, лиющий с гор, из златых водносов, обильную воду, от которой приемлют начало реки: Волга, Днепр, Западная Двина, Дон и славное озеро Ильмень. Он населяет их рыбами, пуская каждого рода по двоице. Завидуя сему, Морской Царь послал кита пожрать их, но Стриба поразил его тогда же изобретенною острогою, и вынув, положил на том месте, где стоит храм Световидов; холм составился из китового праха. - Таковы были изображения на дверях".
Судя по тексту, "Сказание о 12-ти подвигах Световида" сочинялось в Древней Руси, где протекает река Волхов, где расположено озеро Ильмень и где находится Средне-русская возвышенность, с которой берут свое начало Волга, Днепр, Западная Двина, где, начав с центра, от истоков Дона, Чудо Морское якобы производит и море Русское, Черное. "Сказание", вероятно, было написано во времена княжения Рюрика, в честь которого Световид якобы произнес следующий панегирик, позднее записанный на золотой доске:
"Имя твое от запада
и до востока,
И от предел моих к северу твой
есть предел;
Слава твоя да наполнит
вселенную;
Яко песок на берегу,
тако пламя твое;
Тысячью лет изочту я твой век;
И да поклонится всякой тебе
человек!"
Песнотворцы собрали глаголы сии, написали на златой доске и вручили Рурику; он, прочтя их, отдал для истолкования пророкам.
Тогда лицо Световидово утратило сияние, и лики возгласили отшествие на трубах, рогах и бубнах. Щедрый и набожный Рурик велел на всех жертвенниках принести Световиду по белому волу и жертвенные мяса разделять войску и народу".

Назад История Руси. Глава 21. III Далее

 
История Руси. Глава 21. II Версия для печати

История Руси. Глава 21. II

Светозарный Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым стал его знаменем, а огонь – конем. Там, где он проезжал на своем коне, оставался черный выжженный след. От великого огня Сварога тогда поднялся божий ветер – так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры – так родились все темные силы, демоны-ясуни.
И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.
Черный Змей также полетал к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави – Черный Змей”.
Культ бога неба, или пратеизм, в персонификации Сварога относится к III - II тысячелетиям до н. э.
Исследователь Алексей Александрович Бычков так рассказывает о сотворении мира Сварогом: "В начале начал существовало в полной пустоте и темноте хрустальное МИ-РОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал бог. И по прошествии времени туман рассеялся - влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовались МИРОВОЙ ОКЕАН-МОРЕ и воздушное пространство. И куда бы ни бросил свой взор бог, нигде ничего не было видно (так как ничего еще и не было). Но там, куда падал его взор, на небесном куполе загоралась неподвижная точка - звездочка. Так появилось на хрустальном куполе созвездие неподвижных звезд. И вот при зыбком свете звезд увидел Бог в неподвижном зеркале вод свое отражение, а так как ему было грустно одному, то решил Он оживить свое отражение, но из-за того, что Его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем зеркально противоположным. Сварог был белым и добрым - новое божество получилось темным и злым. Сварог приносил счастье и радость, а новое божество - лишь зло, несчастье и беду. Потому и имя он получил соответствующее - Бес (от "Бедс" - "приносящий беду"). Внешне он похож на Дыя - человека с головой быка, но только черный. И вот между небом и водой сами собой выросли два дерева - Священные дубы, держащиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи.
Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов - строили Гнездо - Землю.
Бес тоже нырнул на дно моря-океана, набрал ил под ногти и набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных дубов и сделал из него дубину (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. С тех пор на небе осталось лишь одно Ми-ровое Древо, а Бес навсегда переселился под землю, откуда выходит лишь иногда, когда Бог занят какими-либо серьезными делами и не обращает на него внимания, и тогда Бес вредит людям по мере своих сил и по мере попустительства ему со стороны других богов. Земля же плавала по поверхности Мирового Океана. И чтобы она не утонула, Бог создал Трехголового змея - Змея Горыныча, который свернулся кольцом под горой Триглав, что на острове Руяне, ибо вся земля в то время и была одним только этим островом, и своим телом поддерживал Землю на плаву.
Бог же начал своей дубиной сверлить Мировое древо - дерево забеременело, и родилась малютка - молния. Молния ударила в Землю, и загорелся на Земле первый в мире очаг, из угольков которого и родились первые в мире люди: мужчина, которого звали Муж, и женщина, имя которой - Жена.
С тех пор людей, создающих семью, в честь первой пары называют мужем и женой.
Так появился на Земле род человеческий. Но было по-прежнему темно. И вынул бог из-за пазухи Солнце, упали его лучи на Землю, и пробудилась Сила Земная, зацвели луга и поля, выросли кустарники и деревья, одним словом - пошла по Земле жизнь. Удивились люди этому чуду и попытались набрать света - кто в ведро, кто в корзину, кто в решето, и перенести свет в свои дома <...> но первый опыт <...> оказался безуспешным.
А Солнце с тех пор стало считаться божеством, приносящим счастье и благополучие.
Со временем расплодился род человеческий, и заселили люди всю Землю. Но не было среди них почтения друг к другу: убийство и воровство стали их постоянными спутниками. Огорчился этому Бог и решил наказать род человеческий.
Послал Бог на землю два божества: бога моря Водана и бога ураганных ветров, приносящего смерть и разрушения, - Вия. Заколыхал море Водан, задул изо всей силы Вий - обрушились на Землю гигантские волны, начался потоп. Вся Земля оказалась затопленной, кроме самой высокой горы, это была Священная гора Триглав, находящася на священном острове Буяне, ныне - Рюген. Лишь те, кто успел забраться на эту священную гору, еще оставались живыми. И увидел Бог дело рук своих, и стало ему жалко род человеческий, а надо сказать вам, что в то время сидел Бог у окошка своего небесного чертога и грыз орехи из своего небесного сада. Вот и бросил он одну скорлупку на Землю. Упала эта скорлупка рядом с горой Триглав, и все те, кто был в это время на горе, и люди, и звери, влезли в нее <...> и поплыли по волнам морским, как на корабле. Увидав это, Бог решил довершить дело по уничтожению жизни на Земле: подплыл он снизу под сей древний ковчег и прогрыз в дне его отверстие, чтобы хлынувшая внутрь вода затопила мореплавателей. Но всех спас Змей, он своей головой, как пробкой, закупорил дыру - с тех пор змея для славян - животное священное, за убийство змеи виновному грозила смерть, даже если убийство было непреднамеренным. Другие прозвища Змея - Уж и Живой Бог, в Польше он известен также под литовским именем Гивойтис. Бог же в знак того, что больше никогда не будет вмешиваться в дела людей, поставил на небе райский мост - Райдугу - Радугу. С тех пор делами людей заведуют другие боги. Сварог же лишь раз в году в мае принимает вид кукушки и слетает в земной лес, где тем людям, которые в этом году впервые слышат голос кукушки, предсказывает своим кукованием количество оставшихся дней жизни. И до сих пор язычники, услыхав в лесу кукушку, спрашивают Сварога: "Кукушка, кукушка! Сколько мне осталось жить?" И очень огорчаются, если кукушка вдруг перестает считать Дыевы годы. Хотя раньше все знали: от всех несчастий можно обратиться к помощи Бога Священного Дуба и молний, бога войны и победы - Перуна, достаточно лишь было трижды постучать по дубу..."
Почитание Перуна у прафиннов, прабалтов и праславян относится к III - II тысячелетиям до н. э.
Перун был второй ипостасью древнеславянского Триглава. Он считался Богом грозы, плодородия, войны, покровителем воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, урожая, подателем благ, дождя. Сын Сварога и брат-соперник Велеса, он был супругом Додолы, отцом Дивы, Крышеня и Ситиврата. Он изображался в виде деревянного идола с серебряной головой, золотыми усами, с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу. Около идола постоянно горел огонь, как в Новгороде в Перыни и в Киеве на горе в Пантеоне языческих богов князя Владимира. "В мифо-поэтических вариантах облик Перуна, его оружие отождествлялись и с природными явлениями: молнии - его стрелы и меч, радуга - его лук, тучи - одежда или борода Перуна, кудрявые волосы на голове, ветры и бури - дыхание громовержца. Дождь - оплодотворяющее семя, рокотание грома - далеко слышимый голос божества. Как повелитель мира Перун приурочивался к четырем сторонам света. Отсюда и четверг, четвертый день после недели, назывался Перунов день. В мифах и ритуалах Перун действовал в горах, где он, вступая в сражение с противником, ударял каменной палицей о скалу, высекал молнии. Перун связан с деревом, особенно с дубом, внизу которого или в дупле скрывается преследуемый им враг" , по-следний это часто Велес, скотий бог. На древнем гербе Москвы времени царя Василия III изображался обнаженный Перун на коне, поражающий копьем дракона. Перуну некогда приносили человеческие жертвы: каждого сотого пленного, при этом закалывали его старым мечом и поливали кровью. А когда Перун гремел и метал молнии, то за помощью обращались к другому богу - Святовиту и чертили в воздухе его символ - равноконечный крест".

Назад История Руси. Глава 21. II Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 298 - 306 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены