Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Источники: Тексты. XI Версия для печати

История Руси. Источники: Тексты. XI

К главе 12

21. ВЫПИСКА Филиппа фон Штраленберга из "Истории Киева" патриарха Константина (1674 г.).
"Первыми князьями, что управаляли Киевом, были три брата русского происхождения, именно Киев , Щек и Корев , которые имели сестру, по имени Лебедь. Anno Mundi, 6001, или Anno Christi, 492. Каждый из братьев построил по городу, назвав его своим собственным именем. Старший построил Киев, второй - Сковицу , третий - Коревицу. И их сестра Лебедь также построила город.
Но хотя эти братья оставили наследников, ничего не известно с достоверностью об их преемниках, так как эта нация в это время не имела письменности. Однако, мы знаем, что их наследники были в ранге князей, потому что двое из их линии Оскильд и Идир были воспитаны при дворе Рюрика, новгородского князя, куда они были взяты в детстве по неизвестной причине. И они сами не знали своего происхождения до того момента, пока они не предприняли путешествие в Константинополь, тогда они были поставлены в известность об этом.
При своем возвращении они заявили свои права на княжение в Киеве, жители которого были в это время притесняемы корсарами , заставлявшими их платить дань.
После того они сделались столь могущественными, что, наконец, осмелились напасть на греческого императора в Константинополе, но он оказал им столь теплый прием, что они были вынуждены отступить с большими потерями.
Рюрик, слыша в Новгороде об их поражении, поспешил в Киев, где, найдя их слабыми и безоружными, убил обоих, взял город Киев под свою власть, где обоих и похоронил.
В те времена, когда княжила Ольга, в Киеве и была окрещена, она построила над могилой Аскольда церковь св. Николая и включила могилу Идира в стены церковного подворья. Так окончилась древняя княжеская фамилия Киева и князья-преемники были уже рюриковского рода".
Источник текста: Лесной (Парамонов) С. Я. История "руссов" в неизвращенном виде. Париж, 1960. Вып. 10. С. 1108-1109. Первоисточник см.: Philip John von Strahlenberg. An Historico-Geographical Description of the North and Eastern Parts of Europe and Asia, but Particularly of Russia, Siberia and Great Tartary. London, 1738.
К о м м е н т а р и й
Штраленберг был шведским офицером, взятым в плен под Полтавой, и находился в России с 1709 по 1722 г. По его словам, он обнаружил рукопись "История Киева" руки патриарха Константина, поляка родом, на русском языке и сделал из нее выписки. Год создания летописи Константина - 1674 г. Нам неизвестна ни эта рукопись, неизвестен и поляк Константин, к тому же патриарх.

22. “Сказ Захарихи про царя Чадослава”.
“Ой як было то за давних часов, та было за старовину. Тай поднималися пращуры наши у великий поход на землю на Грецкую.
Ой поднималися, тай говяды та возы гнали до полуночи, а сами шли на Дон Синий, лодки ставили.
Ой пошли люди за море широкое, а дома старого да малого нехали. И был над оставшими царь Чадослав, а той царь, пока вояки греця здобували, их тей доглядал. Кажнаýстада боронив, семьи, старых та малых. И тожъ царь д пше устрояти. И колиж требаýжинка могла с ним говорити, а воз свой л кирою, а сам поправлял поломаное. Тай шлиýбыло, царь сам приходил с с та и Руса с походу не верталась! И то ж молодые уже стали середущыма,ýл тей требовать,ýгали. И стал царь от жинокъ, дýпу бýа немовлята по ст -три жинки, и понеслиýабы не усхло древо руске. И дал царь хлопцам по дв от них. И скоро наполнилася Руса людьми новыми. И стало их ещеýт дали, чтоýбольше, як до того. А тут из похода троху людей пришло. Пов , а потом черна немочь напала. Люди отýпоначалу подарилося им велиц же от ворога. И были радощни, что Руса на загинула.ýмары мерли больше, н
Ой за часы стародавние, за часы, коли ж время почале течи, за часы самостарые был тот царь Чадослав над Русою.
Ой та царь же тот не боялся ворога, а коли ж ворог являвся, сам шел на него первый. И даровалося царю Чадославу ворогов своих бивати, а пко.ýльно, и боялися они его крýтрощити з
сильному, а сам оставался роды хранити.ýсто свое воеводýл царь с ней идти. Дал мýА тот крат, як шла Руса за море, не схот
Ой як в степу житии, скотину водяти, а без оней ничего в степу робити.
Такъ ряýствовала говяда, ухоляла ею. Аще ж в степу быти, звýотож Руса п дикого углядати, парду, либо вовча, либо ж вепря злого. Доглядела Руса ря отгоняла. И то ж царь Чадослав за доглядачамиýговяди почас, а зв кому былоýдоглядав, и то добре все бывало. За царевым же побытом н сть, а не дадут ему, так иýдоглядати, так и жил царь, коли ж дадут пко.ýголодовал кр
Ой, як же царю Чадославу жити, коли ж один на возу и жинки не мает? И то почала за ним сама вдова Зоря доглядати. Стало . А вже ж ото, яко царя Зоря доглядала, аýпо и Русýдобре царю, стало л самому бо ему часу не мает.
Ой, як царю Чадославу та часу не мает, а то молодиков мечится научает, а то старших ходити разом. Бог зна, може Руса с походу не придет, так обы нови люди были. Поучал их царь субою устрояти, а то раны лековать научал. Так с того и часу про себе не мав. А нет даýЗоря и варево зварит, и одежу поправует, и самого царя разд вымоет щелоком от золы кострянской. От кострубы забирала, тай щелок варила. А царь гоп-гоп, на конь скочит и до степу гарсает. Гляди его потом, до вечера, не будет! А тут почас такой, перво, людей мало: на но собирать. А тутýвойну пошли, а друге – косить траву на зиму надо, с же царю Чадославу везде побывать надо, кого похваляти, кого поучати, а кому и плети дати. Траву жали серпами, так царь косу придумал. Стала ло пошло, а и то доглядати надо. Ой,ýРусь наотмаш траву валити. Лекшее д чек ставити, да еще подковою. Ащеýсказал царь Чадослав скирды возле р бо зимою было – до середу говяди загоняти, а там бо йому тепло было. ною.ýНочью люди кругом на возах спят, а скотина за ними ж, як за ст лась.ýСторожа на случай чего кругом ходила та псов пускала, у костра гр ти простужались, хворали, мерли, скотинаýЗлое же время была зима. Д замерзала, однако ж старався царь Чадослав, так оно легше ставало. Вжеж ти меньше хворали. А сказал царьýбо скотина погибать переставала, а д тей завертати. Трудноýвовков зимой бити, шкуру драти, а в ту шкуру д ри бродили кругом стану, а особо вовки,ýзимою было и без того: дикие зв лыйýколи недогляд, тягли овцу, небож телушку. Царь приказал варити ц тем ничего холодного неýдень горячее варево та молоко, и вже бо ж д давали. Хвалил народ царя за его заботу про людей, а мы тож скажемо ему славу!
ý Русýсяц, зима саженая! Та и негдýОй, тяжкий лютый м укрыться, як на возу, та в закутъ для скотины. А та ж закута из стогов ýлана, а верх толстями шкурами, плетенками перекрытый. Тепло в загонýсд руськом, скоту легко и детям добре! Та тож слава царю Чадославу! Не забудете про него Руса, як про царя Сварога!
А як вмер той царь, повезли его по степу, и весь степ по ньому плакал та жалился, бо мало бывало таких царей!“
Источник: [Публикация Ю. П. Миролюбова] // “Свободное слово Руси”. Нью-Йорк, 1965. № 87-88. С.12.
К о м м е н т а р и й
В газете, издаваемой известным украинско-русским националистом Туряницей, Ю. П. Миролюбов опубликовал один из замечательнейших сказов Захарихи “про царя Чадослава”, записанный им еще в начале ХХ-го столетия. Текст любопытен, тем что восходит к первым векам нашей эры, когда русы обитали еще в Донских степях и ходили походами на Грецию, может быть, это было до Кия, когда русы в степи жили не деревнями, а на возах кочующих русских племен, уже называвшихся Русью. Может быть, это было самое начало после Городищенской Руси, переходившей в Донские степи и занимавшейся военными походами. В сказе описан строй жизни “на возах”, характерный для ранней военной демократии кочевого типа. Любопытен рассказ про тылового вождя, который руководил оставшейся, тыловой Русью, когда все воины во главе с князьями и воеводами уходили в поход на Грецию. Это также характерно для Бусовой Руси, где тогда начиналось казачество. Сказ любопытен описанием хозяйственной жизни тыловой, мирной Руси, ее бытом и самообеспечением, где главный социальный закон: забота власти о простом народе, о его пропитании, здоровье, умножении рода и безопасности. Чадолюб – прообраз великой заботы царской власти о настоящем и будущем Руси, чья судьба вверена в руки достойнейших и высокоморальных руководителей. Такими были князья и степные цари первых времен и они стали примером для всех остальных властителей на долгие времена!









К главе 14
22. ХАЗАРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Переводы текстов
1. Киевское письмо 930 г. в Фустат-Миср (Египет)
"Тот, кто первый среди самых главных, тот, кто украшен диадемой "Конечный и Первый", тот, кто слышит шепчущий голос и слушает громкую речь и язык, да хранит их как зеницу ока своего и позволит им жить, вознесясь высоко, подобно Нахшону, как первым людям правды, презирающим выгоду, дарующим любовь и доброту, представляющим милостыню, стражей спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему, святым общинам, разбросанным по всем уголкам мира, да будет воля Владыки Мира покоя дать им возможность жить, как корона мира покоя! Теперь, наши князья и господа, мы, община Киева, этим сообщаем вам о трудном деле этого человека Мар Яакова бен Раби Ханукки, сына добрых людей. Он был тем, кто дает, а не тем, кто берет, до того времени, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги у иноверцев: этот человек Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли этого человека Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год <...> и после <...> этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 монет и теперь еще осталось 40 монет; поэтому мы послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему. И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам и поступите в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти. Но мы не те, кто предостерегает, а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Владыкой, Вашим Богом. Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, и спасет вас и также нас с вами. Аминь. Аминь. Аминь. ВОZ.
Авраам Парнас, Эль бар МНС, Реувен бар Госттбар, Кибр Коген, Самсон Иуда, по прозвищу СОРТ, Ханукка бар Моисей, Кофин бар Иосиф, МНР бар Самуил Коген, Иуда бар Исаак Левит, Синай бар Самуил, Исаак Парнас".
Источник текста: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. С. 30-31; 2 изд. М., 2003.

2. Письмо Хасдая ибн Шапрута к хазарскому кагану Иосифу IV.
Текст Шехтера
"...Армения, и наши отцы бежали перед ними <...> потому, что были не в состоянии выносить иго идолопоклонников, и люди Казарии приняли их потому, что люди Казарии были сперва без Торы, в то время как их сосед Армения остался без Торы и письма. Они породнились путем браков с жителями этой страны, смешались с язычниками, научились делам их, и всегда выходили с ними на войну и они стали одним народом. Однако они были тверды только в завете обрезания; только часть из них соблюдала субботу. Там в это время не было царя в стране Казарии; но того, кто мог бы одерживать победы, они ставили над собой главнокомандующим войска. Так это было до того, как однажды евреи вышли вместе с ними на битву, как обычно. И один еврей одержал победу своим мечом и обратил в бегство врагов, выступивших против хазар. И поставили его люди хазарские над собой главнокомандующим войска в соответствии с их древним обычаем. И оставались в таком положении долгое время, пока не смиловался Господь и не возбудил сердце того главнокомандующего вернуться к иудаизму, потому что его жена, по имени Серах, повлияла на него и учила его успешно, и он также согласился, будучи подвергнут обрезанию. Сверх того, отец молодой женщины, человек праведный в том поколении, показал ему путь жизни. Когда это произошло, цари Македона и цари Аравии услышали об этих событиях и послали посланников к начальникам Казарии со словами хулы на Израиль: "Как это вы возвращаетесь в веру евреев, которые находятся в рабстве под властью всех других народов?". Они говорили то, что для нас невозможно передать и повлияли на сердца начальников вредно. Тогда главнокомандующий, еврей, сказал: "Зачем умножать слова? Пусть придут сюда несколько мудрецов Израиля, несколько мудрецов Греции и несколько мудрецов Аравии, и пусть расскажут друг перед другом, перед нами и перед вами о деяниях его Бога от начала до конца". Они сделали так: Македон послал некоторых из своих мудрецов и также цари Аравии, и мудрецы Израиля добровольно пришли в соответствии с просьбой начальников Казарии. И начали греки свидетельствовать о Нем сперва, а евреи и арабы стали опровергать его. А затем начали арабы, а евреи и греки их опровергали. И после этого начали мудрецы Израиля от шести дней Творения до того дня, когда дети Израиля поднялись из Египта, и они пришли в населенную страну. Греки и арабы засвидетельствовали, что это правда, и провозгласили их правоту. Но произошел спор между ними. И сказали начальники Казарии: "Есть пещера в долине Тизол; достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами". Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры; и вот, там были книги Торы Моисея, и мудрецы Израиля объяснили их согласно первым словам, которые они высказали. И вернулся Израиль с людьми Казарии к иудаизму полностью; евреи начали приходить из Багдада и Хорасана, и из земли Греции, и они укрепили людей этой земли, так что последние твердо держались завета "Отца множества". И люди этой земли поставили над собой одного из мудрецов судьей. Они называют его на языке хазар Каган, по этой причине судьи, которые были после него называются Каган до настоящего времени, в то время как имя главнокомандующего Казарии они изменили на Сабриэль и сделали его своим царем. Теперь они говорят в нашей стране, что наши предки происходили из колена Симеонова. Но мы не можем настаивать на том, что это правда. Теперь заключил царь мир с царем алан, нашим соседом, так как царство алан сильнее и более жестоко, чем все другие народы, которые окружают нас, так как сказали мудрые люди: "Как бы не возмутились народы войной против нас, и не присоединилися также и он к нашим врагам. Поэтому <...> в беде друг другу". Ужас был от начальников Казарии на всех народах вокруг нас, и они приходили войной на царство казар. Но в дни Вениамина-царя возмутились все народы против казар, и они обложили их с помощью царя Македона. Пошли воевать царь Си, и Торки, и БМ, и Пиинил, и Македон; только царь алан поддержал народ казар, так как часть из соблюдала Закон евреев. Это цари, кто воевали против Казарии. Но царь алан пошел на их землю и разгромил ее так, что нельзя восстановить. Так Господь поразил их перед Вениамином-царем. Более того, в дни Аарона-царя царь алан воевал против хазар, потому что подстрекал его царь Греции. Но Аарон нанял против него царя Торки, так как он был силен. Царь алан пал перед Аароном, и последний захватил его в плен живым; но царь оказал ему великий почет и взял его дочь в жены своему сыну Иосифу. Царь алан поклялся ему в верности, и царь Аарон отпустил его в его землю. И с этого дня страх перед казарами напал на все народы вокруг них. И еще, в дни Иосифа царя, моего господина, он искал его помощи, когда гонение обрушилось во время дней Романа злодея. Когда это стало известно моему господину, он избавился от многих христиан. Сверх того Роман злодей послал большие Хлго, царю Роси, побуждая его на его собственную беду; он пришел ночью к городу СМКРИИ и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Когда это стало известно Большси, то есть Песаху хмкр, он пошел в гневе на города Романа и губил и мужчин, и женщин. И взял три города, не считая деревень большого количества. Оттуда он пошел на город Херсон и воевал против него и они вышли из страны, как черви <...> Израиля, и умерло из них 90 человек. Он не окончательно разгромил их в битве, но он обязал их служить ему. Так Песах спас казар от руки росов. Он поразил всех, кого он нашел из них, <...> мечом. И оттуда он пошел войною на Хлго; он воевал четыре месяца; Господь подчинил его Песаху, и он пошел дальше и нашел <...> добычу, которую Хлго взял из СМКРИО. Тогда сказал Хлго: "Воистину, Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя, но если нет, тогда здесь я или умру, или пока жив, буду мстить за себя". И пошел он против своей воли и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его, благодаря греческому огню. Он бежал и, постыдившись вернуться в свою собственную страну, он бежал морем в Фарс, и там он и все его войско пало. Тогда Рос была подчинена власти казар. Я, таким образом, сообщаю господину имя нашей страны, как мы нашли его в книгах: Ркнос; а имя столицы царства - Казар, имя же реки, которая протекает через него, - Итиль. Она направо от моря, идущего от вашей страны, по которому твои посланцы прибыли в Константинополь. Мне кажется, что оно тянется от Великого моря. Наш город отстоит от моря на две тысячи сто шестьдесят рисов. Между нашей страной и Константинополем по морю пути девять дней, и по суше двадцать восемь дней. Чтобы пересечь владения моего господина, надо затратить пятьдесят дней. Вот те, кто сражаются с нами как союзники: Си, Баб эль-Абваб, Зибос, Торко и Лознио".
Источник перевода текста: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. Научная редакция, послесловие и комментарий В. Я. Петрухина. Москва-Иерусалим, 1997. С. 138-142; 2 изд. М., 2003.

Назад История Руси. Источники: Тексты. XI Далее

 
История Руси. Источники: Тексты. IX Версия для печати

История Руси. Источники: Тексты. IX

К главе 12


16. Захариха. "Сказъ про людей Кiевыхъ".
"И за старые часы было, якъ в наши часы,
сильный обижалъ слабого, а слабый защиту искалъ
у другого сильного и до смерти бился.
лъ князь Кiй съ Братьями у моря Руського,ýСид
биля Дону-рички, у наших краяхъ,
да почали идти чужiе люди тучами,
и такъ, же выбьешь ихъ, а други стоять,
.ýстýпобьешь ихъ, а трети на ихъ м
И сказалъ князь Кiй: "Пойдемо отсюду,
бо видите, сколько ворогу стало!"
Забрали Русы Кiевы добро свое,
хали на закатъ Сонца.ýи пошли, по
Идуть потиху, скотину гонять передъ себе,
а ричку найдуть, на ночь станутся,
и рано на зорьке идутъ дальше.
Такъ дошли они берегом моря
Русы жили,ýдо земли Сурожьской, гд
ли тамъ оставаться, да попасу не было,ýи хот
было скотину водить.ýи негд
е, абы место найти,ýТакъ пошли дал
а тамъ знаву чужанци ходять,
такъ Русы пошли да пошли, ажъ до Карпатъ-Горы,
и тамъ часъ были, и до полудню шли,
чки большой.ýдо Дунаю да до Тиши-р
сто доброе,ýОтожъ, видитъ князь Кiй, и м
и травы много, и вода есть, а все-таки
много вороговъ, и съ полудня Ромы сидять,
живеть,ý, либо въ Нурýа кто въ Панщин
шкуры деруть и еще одну.ýсъ того Ромы дв
Спозаду идуть чужинцы степовые,
а спереду Ромы сидять недобрые.
Отошелъ тогда Кiй съ Братьями до Карпатъ-Горы,
а оттамъ-тудъ до полночи подался,
ста найти.ýпра пошелъ, абы мýи такъ до Дн
дали ему старые люди съ Карпатъ-Горы,ýИ пов
Русы есть и тамъ живутъ.ýпрýякъ на Дн
Такъ и князь Кiй сказалъ: "Пойдемо до нихъ,
а съ ними сговоримся якось и будемо тамъ,
хъ насъ хватитъ".ýколи земли на вс
люди Карпатскiе ему сказали:ýА т
"Ты же знаешь, княже, что чужинцу до чужинця надо,
быть!ýстýа Русу до Руса идти и вм
А мы тутъ сами ледве держимось,
колижъ Ромы, небожъ Ромеи идуть,
они насъ пограбляютъ и молодыхъ берутъ,
лають".ýа зъ нихъ у себе отроки д
шилъ князь Кiй, думу думаючи,ýИ пор
еще часъ пождать, еще людей попытать.
И пришло доне три старцы з Лемокъ,
старцы:ýдали тýа такъ ему пов
сахъ молимо,ý“Бога въ горахъ та л
ду малую,ýа Богъ намъ даеть за то в
дали.ýабы знали мы и людямъ пов
Ты, княже нашъ, Кiй добрый, тоже знаешь,
яко небезпечна жизнь въ степахъ дикихъ,
и тамо ходють Забродни, Кумани,
и тамо Годяци ходють хицные.
лъ, а мы Ромы знаемо,ýТы же Угры вид
и ни съ одного добра не имемо.
чки и тамо садися,ýИди до Руси-р
а сядешь тамъ, буде Русь великая,
ла.ýи вороговъ бояться не будетъ доц
,ýМы же люди твои будемо на Карпатъ-Гор
и придеть часъ, до тебе пойдемо.
Тутъ же Ромы и Ромеи весь часъ будуть,
и весь часъ зъ ними борьба будеть.
ло черезъ Дику Степу, на полночь,ýИди см
чки, и тамъ будешь,ýажъ до Ирпы-р
поможемо и людей дамо".ýа мы теб
чалъ имъ такъ Кiй-князь:ýОтв
"Дякы за добре слово, пойду такъ".
И росказъ далъ людямъ до пути дбаться,
и на другой день шелъ съ людьми своими
до земли новой, до Кiевской".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 157-159.
К о м м е н т а р и й
з Лемокъ - из страны лемков. Лемки - восточнославянское племя, живущее в бассейне реки Западный Буг;
Кумани - половцы;
Угры - мадьяры, венгры;
чки - реки Роси;ýРуси-р
дякы - благодарю;
дбаться - собираться.

К главе 12


17. Захариха. "Сказъ о князе Кiе и какъ онъ границы Руси ставилъ".
киý“Якъ одойшли три браты съ Дона-р
та пойшли до Дуная до Синяго,
такъ четырнадцать годовъ ходили по степу,
и какъ придуть, та видять, худо тамъ,
и одудъ-птиця летаеть, кричитъ:
"Худо тутъ! Худо тутъ! Худо тутъ!"
А якъ слышеть князь Кiй птыцю ту,
такъ и рьекнеть идти даль оттамъ-тутъ.
ки до Синяго,ýИ дошли браты до Дунаю-р
и тамо городъ Кiевець-Дунаевець поставили,
ки, та не смогли жить мирно,ýнеподаль Тиши-р
бо всякъ часъ то Годяци идуть, нападають,
а то Булгари съ комоньствомъ летять,
и немаеть часу тихаго николи тамъ.
Такъ послали браты до Русколани,
до Турасовъ та до Сурежи братьской,
абы помагалы они Русамъ-Кiянамъ жить.
братьскiе Русы степовые,ýА пришли т
та была пересича великая съ Годяками,
а розбили они Годячину злую на поли,
шали межъ просебе:ýа тако пор
"Якъ голова сбита шаблюкою,
такъ не зрять видно, ачи она Русова!
Такъ Русы должны чуба отпущати,
а до уха серьгу дати и бороду брити,
а колижъ голова Русова,
то потребуеться диру въ ней пробити,
абы душа съ ней выходила до Бога.
А ворожу голову можна и такъ нехать".
И такъ съ того часу Русы поробили.
И видять три браты, ворогу засыть много,
домо, якъ отъ него отбиватись.ýи нев
шалъ князь Кiй Кiевця нехати,ýТакъ пор
та идти, ажъ до горъ,ýа до полуночь св
а тамъ у Карпатъ-Горы держатися.
И пошли Русы, и еще пять годовъ были
пра,ý, а оттамъ-тудъ шли до Днýна Карпатъ-Гор
и тамо Кiй-Городъ зробили, поставили.
И цари Турасу, Русколани да Сурежу
за ними дорогу ворогамъ-Румамъ держали,
а до Кiя-князя съ Братами не пускали.
ýОтожъ и видитъ князь Кiй на Карпатъ-Гор
добра отъ вороговъ енемаеть никакого.
ки,ýпра-рý люди свои до ДнýТакъ повел
пко.ýло крýа тамо уставився нац
ки,ýпры-рýПоякъ пришли Русы до Дн
такъ отказалъ князь коны ставити,
лый, чистый,ý коны - камень бýа т
томъ - нога княжая великая,ýа на камн
й болшая,ýдесять кратъ отъ обычн
чено Сонце Руськое,ý высýи на камн
Трезубъ Княжей и палыця великая,
а та палыця - кiй есть, княже имено.
Отожъ пришли до Русовъ Балгари-Кутряци,
а привели собакъ - кутекъ великихъ,
а дарували ихъ до кутни княжей,
абы ворога зачували до часу въ ночи.
А подарували собакъ, пошли до Ингульцю,
и тамъ-тудь оставались жити, овецъ пасти,
ли, ащо въ степу,ýколижъ вид
до Кiя комонного гнали сказать.
И зато Русы Кiяньскiе имъ помагали,
ба не имели, небожъ сала, мяса,ýколи хл
такъ Русы давали имъ вдосыть потребу.
И с того часу Кiй-князь послалъ стопы свои
лаго,ýпо конамъ ставить, изъ каминю б
хъ конахъ границя была Руськая,ýи по т
ли.ýи за ту границю ворога пускати не см
И пришли три цари изъ степу Русы -
Великосунъ, Улягсунъ и Русасунъ - съ людьми,
коны признавали, и скотину гнали,ýи т
абы Русамъ-Кiянамъ въ помочь была.
ли они съ Русами-Полями,ýТамъ пили-
ли,ýвали и въ дуды гудýтри дни и три ночи сп
а потомъ шли до степу, и Кiяне Городъ ставили".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 162-164.
К о м м е н т а р и й
одудъ-птиця - удод;
до Турасовъ - до г. Тираса в устье Днестра, чье население в V в. в своем большинстве было славянским;
пересича - битва;
засыть - слишком;
енемаеть – не имеет;
Балгари-Кутряци - булгары-кутригуры, жившие в бассейне реки Ингулец;
кутня - псарня;
коны - пограничные камни;
Великосунъ, Улагсунъ и Русасунъ - легендарные цари ярусланов.

Назад История Руси. Источники: Тексты. IX Далее

 
История Руси. Источники: Тексты. VIII Версия для печати

История Руси. Источники: Тексты. VIII

К главе 12


14. Захариха. "Сказъ про землю Руську-Полянскую".
гуть?ýри бý"Прощо земля гудить, зв
Та прощо туча стоитъ надъ полуднемъ?
ды закляться на дали?ýА прощо-жъ тому бабы небожъ д
И якъ днесь робыть, коли Лихо идеть?
А откуда Лихо идеть? Та съ полудню.
Николы не приiйдеть съ полуночи,
дко придеть съ востоку Сонца,ýр
дко прыходыть съ закату,ýр
а тожъ съ полудня весь часъ идеть!
А отамъ же вороги злые живутъ,
злый Ромей да Ромъ ганебный!
А отожъ идуть они за отроками,
на нихъ робили, а они спать будуть,ýабы т
спать будуть, влеживаться допоздна.
Ой, земля Руська-Полянская!
Якажъ несчастная ты, земля наша!
спокою никогда от ворога,ýтъ тебýИ н
миру доброго, долгого никогда,ýтъ тебýи н
давыть,ý ходыть, тебýа все ворогъ по теб
ту зправы,ýту защиты одъ него, нýи н
и никто одъ ворога земли не збави!
Отожъ князь Вуславъ людей кричалъ,
лы,ýабы зброю несли, мечи, стр
абы конно шли, сторожилися,
!ýа на ворога поверталися доразъ вс
са гнати,ýИ пошли люди коровъ до л
бомъ и добромъ везти,ýи пошли возы съ хл
а дома нищо не понехали тый кратъ,
забирали все, абы ворогу не дать.
здели впередъ на степы конные,ýИ вы
до ворога доглядатися, до него добиратися.
И скоро вертались они съ другими людьми,
а то князь Кiй пришелъ и свои роды привелъ!
Полянской,ýА то защита сама пришла земл
а тожъ не ворогъ, а Русъ-братъ пришелъ!
Ой, люди, люди, несите, везите
жего,ýба свýмеды добрые, хл
мяса тучного, гусятины и поросятины!
Часъ нашей радощи пришелъ, часъ веселiя!
дчики,ýсельники, повýИдите, гусляры, п
та въ радощи намъ заграйте, якъ надо,
про плясалъ, горы танчили,ýабыжъ Дн
съ отецъ наш - Лесовикъ ладный,ýи въ л
абы Громовикъ-Перунъ, Волосъ славный,
да небо, земля, туча, дубъ, Снопъ богатый,
абыжъ самъ Сварогъ пришелъ на празднище,
лъ, поборялся!"ýабыжъ съ нами пилъ,
Такъ сказалъ Вуславъ-князь людемъ своимъ,
лали они, принимая князя Кiя.ýи такъ сд
ми и такъ сказалъ:ýКнязь же Кiй всталъ передъ вс
будемо.ýстý"Коли хочете вы, вм
пру, передъ вами,ýУсядемся ниже по Дн
и никого не пустимо до васъ изъ степу".
тъ:ýКнязь Вуславъ сказалъ въ отв
лу никакого.ý"Немае межъ нами розд
Вы - князья Русскiе, а мы - отожъ Русы.
, а вы будете наши,ýстý вмýБудемо же вс
и будемо правити Русами, якъ потребно,
абы сыла наша была докупы собрана".
су старые люди,ýОтый кратъ пришли зъ л
одягнутые въ белые кожухи,
съ гуслями боянскими въ рукахъ,
нь,ýдъ Прастýи былъ среди нихъ старый Д
дъ Малота,ýи был другiй Д
вали оба добре:ýа такъ они засп
"Было за древное время наше тяжкое житье,
часы скоро Русовъ загинуло больше,ýза т
нежъ народитися могло заново.
Были Прады и Прабы наши въ краю полуденномъ,
и тамо жили. И позвали ихъ "до хаты",
от ворога боронитися, а ворога отогнати,
а колижъ пришли Прады, Щуры и Пращуры,
то люди хатьские поховалися,
а Русы могли сами воевати и битися.
Три дня билися Русы, а колижъ ворогъ ушелъ,
ли,ýушли и Русы до Яблоки, и тамъ с
того пошли на полуночь,ýа посл
ку Великую вышли, и тамо были,ýи на Дон-р
а тамо боронилися отъ вороговъ.
И весь часъ была одна борьба, и миру не было.
пра,ýТогда Русы шли на заходъ сонця, и до Дн
ли, а Донъ понехали".ýи тамъ с
лъ:ýИ вышелъ старецъ Кiевъ и такъ зап
"Вы ушли, а мы оставалися еще долго на Дону,
а потомъ шли до Карпатской Горы и тамъ были,
до Тыши и Дунаю Синего шли.ýа посл
вера, а та стала Нуря,ýШла с нами С
шла Мазовщина, а та стала Миза,
а шло Панство, а то стало Панщина.
нiе,ýИ было имъ отъ Ромовъ и Ромеевъ утерп
и не было добра, ни жизни мирной.
И то рекъ Кiй-князь: "Идемо вонъ!"
И тако пошли мы до Дн?пра вашего!"
щiй тако же:ýнь Вýвалъ ПрастýИ засп
лени, а жили бы,ý"Были бы мы вси розд
другъ другу не помагаючи, такъ намъ скончанiе было бы!
И прото пришли мы до васъ и будемо съ вами.
А такъ рекалъ Кiй-князь и Щека-князь,
а за нимъ Хорватъ-князь и Лебыдь-княжна".
щiй:ýнь Вýвалъ ПрастýИ такъ засп
,ýстý"Одъ подавна были Русы семьями вм
и для семей охотились, рыбачили,
льно одъ себе,ýи такъ долго жили, отд
а пришли вороги и одни семьи побили,
другiе побили, пограбили, въ отроцтво взяли.
до Родовъ сошлись,ýТогда семьи вс
лиýи такожъ родами жили, и вороги не см
доне ходити на Русь, людей хватать.
И стали Роды Племенами собираться.
Десять Родовъ - Племено одно.
И въ Племени томъ найстаршiй Родичъ былъ,
други Родичи ему покорялися.ýи вс
ла судити,ýчь, дýИ пошли потом Племены на в
Племены Народомъ стали.ýабы вс
И тутъ воеводы стали противу имъ,
мъ.ýкажень хотящи быть выше вс
А такъ договоряться не могли, а шли домой,
и вороги великую сылу собирали,
а нане нападали въ ночи, а били ихъ.
хъ и Родичей,ýТогда гнали Русы Воеводъ т
своихъ Воеводъ-Бояръ,ýа выбирали себ
Воеводы-Бояре за часъ борьбыýа т
ставали князьями нашими, якъ Вуславъ-князь.
,ýстý ставимося вмýИ тако же нын
а князь нашъ буде Кiй-князь единъ,
мы ворогу противились заразъ,ýабы вс
хъ".ý нашей гнали бы всýа отъ земл
дъ добрый:ýвалъ Молота, дýИ такъ сп
"Добри меды князя нашего, а меды Кiя
йшими, бо время выйдетъ,ýбудутъ еще добр
и постарится запасъ медовый въ ямахъ,
пнетъ сила наша Русская!ýи окр
И то была Волынь с Горынью,
она нами правила, а теперь будетъ
сте битися,ýмý, и вýстýсъ нами вм
а будемо за однимъ княземъ нашимъ Кiемъ".
щiй бояный:ýнь Вýвалъ такъ ПрастýИ сп
шеши, брате мой, доразу!ý"Правду р
и три!ýЛ?пи одна тягоща, а не дв
И ту тягощу исправимо, а будемо,
якъ Прадъ нашъ, радоватися а трудитися,
лая и захитная".ýабы Руска земля была ц
И такъ веселилися люди Руськiе съ Кiем-княземъ,
Родичи и Воеводы пришли, положили предъ нимъýа вс
посошки свои, палицы съ гулями,
а одзнаки власти своей отдали ему.
И съ того часа поставилъ Кiй-князь Кiевъ,
а Братья его такожъ поставили Вышеградъ,
а Щековицу-градъ, и тамъ жили долго.
Кiй же правилъ Русью еще сорокъ годовъ,
и умрелъ въ старой старости, одъ часу старого,
лы вражьей.ýа не одъ раны какой-либо стр
А Русь еще долго жила и долго боролась.
А з Кiянъ-Русовъ и вся Руська земля пошла".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 153 - 157.
К о м м е н т а р и й
ганебный - алчный, жадный;
зправы - управы;
не збави - не избавиться;
зброю - вооружение;
доразъ - сразу;
понехали - оставили;
тый кратъ - на этот раз;
Лесовикъ - лесной бог славян;
Громовик Перун, Велесъ славный - Перун и Велес - боги славян. См. главу 21;
Снопъ богатый - Дид, Дуб, Сноп - божества славян или Триглав. См. главу 21;
Сварогъ - бог-творец, бог неба. См. главу 21;
Праст?нь Вещiй, Малота, Киев, Боян Вещiй - славянские певцы-гусляры, IV - V вв., которые сказывали сказы, подыгрывая себе на гуслях;
люди хатьские - русы, которые жили в степи в хатах;
Абулака, Ябулака - местность в Албании, т. е. в современном южном Азербайджане, куда однажды, в конце IV - начале V в., пришли русы после битвы с кочевниками на Дону;
Севера - славяне Северской земли;
Нуря - славяне из Северской земли, переселившиеся в V в. в римскую провинцию Норикум;
Мазовша - славяне из Мазовской земли, находящейся между Вислой и Западным Бугом в современной Польше;
Миза - мазовшане, которые переселились из Мазовской земли в Римскую провинцию Мезия;
Панство - славяне-лехиты;
Панщина - римская провинция Паннония;
Ромы - римляне;
Ромеи - греки;
Одъ подавна были Русь семьями, и т. д. - Здесь и далее рассказывается об объединении славян восточных в роды, из родов - в племена, а из племен - в народ. Говорится и о засильи родовых старейшин и борьбе против них рядовых общинников, сумевших избрать на вече князей. См. главу 9. Здесь же сообщается об утверждении на вече единым князем русов князя Кия (430 г.);
Прадъ - прадед;
палицы с гулями - знаки родовой власти старейшин; гули - шишки;
Кiй же правилъ Русью еще сорокъ годовъ. - По данным "Велесовой книги" получается, что князь Кий княжил тридцать лет, т. е. до 460 г.



К главе 12


15. Захариха. "Якъ Кiева Русiя утворялася. Сказъ".
рпенiяхъ, по тяжкихъ утратахъ,ý"По тяжкихъ ут
пра та ставъ вижу ставити,ýприйшолъ князь Кiй до Дн
а вжежъ люди Руськи всежды таки:
даеть:ýжить гонычъ отъ Дряговы, повýб
Дряговечи Кiя не хочуть княземъ знати!
даеть,ýИ за нимъ другiй скачетъ, та пов
чки Кiя вызнають,ýякожъ Русичи отъ Роси-р
а скачеть третiй, одъ Мигрощей,
жъ - не хочуть князя знати,ýа т
не хочеть его знати и Древляна!
- "Одними полями обойдуся самъ якось,
Кiевъ-градъ,ýащежъ други захочуть, знають, игд
а придуть, поговоримо съ ними по серцю!"
Темъ часомъ одъ Волыне гонычъ скачетъ:
"А мы тебе, княже, подержуемо!"
Одъ Покути гонычъ летитъ: подержуеть!
калъ: подержуеть,ýОдъ Жмери гонычъ р
а зъ Черниги - князя не хочуть,
а зъ Быховщины - такожъ не хочутъ.
Такъ князь Кiй и жилъ перви годы,
Русы подъ него,ýне знаючи, чи пойдуть вс
а чи не пойдуть, и ничего съ того не выйдеть.
Та колижъ Гуняци на Русiю напали,
такъ и Чернига запросила:
"Приди, княже, помозити намо!"
И Быховщина: "Прiйди, княже!"
И Дреговщина, Древлянщина тожъ - "помозити!"
щавалъ,ýдовалъ на то князь, одвýОдпов
и такоже властно провещалъ еще:
"А я то не можу. Чего-бъ ради животы клалъ,
ли потомъ?ýа люди-бъ мене не хот
Приду, ажъ узнаете мене княземъ вашимъ!"
узнавали Кiя княземъ,ýИ той кратъ вс
бо небезпечь была великая одъ Годяцей,
яки Забродню хватали, меже коней рвали,
, за ноги,ýпривяжуть за руц
а сами коней ударять!
Другихъ же Грецю въ полонъ продають,
жуть!ýдъ рý на обýа скотину себ
гали Русы до князя Кiя,ýА б
и помозити просили его.
"Такъ, такъ, люди-Русы!
Колижъ дешу падаеть съ неба,
ваете на голову,ýтакъ и шапку над
а колижъ Сонце, такъ и не потребуете,
и шапку до терну кидаете!
Такъ пущайте же вашихъ Родичей,
абы они васъ захраняли
а сами-бъ съ Годей та Гунякой бились!"
клы князю такожъ:ýА люди р
"Що намо попираши тимъ! Мы семе люди,
а не воеводи семе, и ты насъ захрани!
лай, аще хочешь!"ýА съ воеводами д
щавалъ князь Кiй, -ý"Такъ, такъ! - отв
отожъ за васъ и бiемося!
Абы жили вы тихо, безъ страху,
а бiемось не въ корысть воеводамъ вашимъ!"
И колижъ на Трижму люде прiехали,
той, тяжкой, по горю великому,ýпо войн
приказавъ князь Кiй воеводъ глупихъ брати,
а тутъ имъ головы рубати!
А далъ князь своимъ сказомъ воеводъ людямъ,
шатися,ýа Родичамъ заказалъ до чего м
а толко требы Богу требити!"
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 94-96.
К о м м е н т а р и й
вижу - вежу, или башню Киевского кремля;
гонычъ - гонец;
Дряговы - дреговичи;
Мигрощи - восточнославянское племя;
Древляна - древляне;
Покути - восточнославянское племя, жители Покутья;
Жмери - восточнославянское племя, жители области, где ныне находится г. Жмеринка;
Черниги - восточнославянское племя, жители области, где ныне находится г. Чернигов;
Быховщина - область возле г. Быховца со славянским населением;
деша - мокрый снег;
терн - терновый куст;
Трижму - Тризну;
семе люди - "есме люди", т. е. "мы есть люди";
требы - службы, жертвоприношения.

Назад История Руси. Источники: Тексты. VIII Далее

 
История Руси Источники: Тексты VII Версия для печати

История Руси Источники: Тексты VII

К главе 12


12. Захариха. "Сказъ про Кондыря-деда".
"Ходили наши Щуры с Пращурами Дикимъ Полемъ,
гоняли скотину, жили въ травахъ,
да собрались у костра ввечери и стали жалиться:
мъ бо добре было намъ въ степу томъ,ý"Вс
и трава тутъ тучная, и вода сладкая,
тъ!ýда горя не оберешься, отъ ворогу спокою н
молодыхъ угнали,ýНа той недел
а ныне и коровъ захватили!
То у нихъ мечи длинные, а то - арканы,
а то скачутъ какъ черти на коняхъ быстрыхъ,
тъ управы на нихъ, и молодежи гибнетъ много,ýи н
и уже родится меньше, какъ гибнетъ <...>
лать намъ, куда идти, чтобъ мирно было?"ýЧто д
И сказалъ Кондырь-Дедъ, самый старый,
лая въ надзелень пошла,ýажъ борода его б
и сказалъ онъ такъ: "Братья-Поляные!
Треба намъ, якъ безъ царя мы одни остались,
стъ подаваться, изъ степу идти!ýдо другихъ м
кахъ стать,ýА пойдемо изъ степу, треба на р
сахъ жити".ýкахъ стать, въ лýна р
, абы велъ людей.ýПопрошали его тутъ вс
поднимался Народъ Русскiй весь,ýИ на зорьк
запрягалъ возы, забиралъ ягнятъ, телятъ,
тьми своими,ýклалъ ихъ до возовъ с д
ки дальней,ýгналъ скотину на полночь, до р
тамъ ставалъ, говядину сгонялъ до купы,
поилъ ее на ночь и станомъ ставалъ,
возы въ коло ставилъ, стражу ставилъ,
а наутро даль подавался, все на полночь,
сяцъ пути своего былъ далеко,ýи за м
совъ дубовыхъ Свароговыхъ,ýдоходилъ до л
, все доверху, доверху,ýкýи тамъ шелъ по р
пока ни селъ кругомъ, ни людей не стало.
ли Русы степные Поляньскiе,ýОтамъ с
хаты ставили на полночномъ берегу,
абы все еще чара была межъ ними да степомъ,
абы ворогу трудно было нападать на нихъ.
ва для скота большiе,ýПоставили хл
на, насушили, стога наложили,ýнакосили с
а кто рыбу стал ловить, сушить, солить на зиму,
съ пошел охотничать,ýа кто въ л
ли люди,ýа коли осень пришла, вид
что жизнь у нихъ тихая, мирная стала,
за то.ýда Кондыря благодарили всýи д
ти,ýИ вот насталъ день, когда стали забывать д
какой трудъ былъ отцамъ въ степу,
и какъ тяжко было сохранить стада,
и уже стали молодые гидитися войны,
стоять до смерти.ýзабывать стали, какъ въ пол
Тогда пришли старшiе Родичи до Кондыря-Д?да,
поклонились ему, въ кругъ стали,
кiи свои поклали на землю въ середку,
и такъ сказали они ему въ тотъ часъ:
"Ты насъ привелъ сюда и мы тебя благодаримъ,
лать намъ съ молодыми, скажи?"ýа что д
дъ такъ:ýОтожъ сказалъ имъ Кондырь-Д
гу побольше, посылать надоý"Якъ буде сн
искать князя Волыняка якога-ся!
А безъ князя не буде у насъ защиты!"
чали ему старые Родичи: "Правда!ýОтв
Безъ князя не буде защиты у насъ!
ла мы управимо якось,ýСвои д
а щобъ ворога отбить, наученье нужно.
Такъ пошлемо конныхъ до Волыни".
гъ упалъ, послали ониýИ якъ только сн
пятерыхъ конныхъ до Волыньской земли.
На Колядинъ день вернулись они,
а съ ними въ санкахъ князь добрый,
а съ нимъ его родина близкая.
А князь Волынякъ сталъ дружину сбивать,
а съ весны почал молодиковъ учить,
да на Русь,ý пришла бýтýа вже въ л
напали на нее степовики съ полудне,
да не вышло по-ихнему. Побили ихъ Русы!
Только и смогли два села разбить,
людей побить да скотину угнать,
су,ýда догналъ ихъ князь еще въ л
хъ чисто на капусту!ýпорубалъ вс
Отбилъ полониковъ, отбилъ скотину,
и добро забралъ ихнее, коней, мечи,
и такъ ляконулъ ихъ, что не ходили на Русь больше!
И поняли тогда Пращуры наши старые,
что князя съ дружиною кормить надо,
и что безъ того жизни не будетъ Русской!
хъýИ еще позвалъ князь знахарей вс
и сказалъ имъ, чтобъ учили Пращуровъ,
якъ Нава та Права, та Ява есть,
,ýхъ часовъ и Русы всýа съ т
кто звалъ Правой Праву, а кто Равой,
чку далекуюýа прозвали еще р
Равой Русскою съ того часу.
А течетъ она у Карпатъ-Горы за Покутомъ,
и значитъ она Праву нашу,
а зъ той Правы и Правда идеть,
и безъ Правды одна ложь есть въ жизни.
И еще сказалъ Волынякъ-князь, що будеть
пра теперь Рущизна наша,ýколо Дн
ть бытиýи що кажень Русъ долгу им
до той Руси пригортатися,
и до Княжгорода Руського, що на полудню
и що зъ того Княжгороду пойдеть Руська земля,
а що пришли Три Браты съ Сестрою Кiев будовати,
и що Русы должны до Кiева дбатися.
И поперечилъ князю одинъ Родич старый,
и такъ сказалъ, что Кiев тотъ есть
князей Поляньскихъ, атожъ не Руськiй.
И вскричалъ на него князь Волынякъ,
и голову ему сбилъ шаблею напрочь!
"Такъ, - сказал, - будетъ всякому,
якiй будеть на Кiив нарекати,
а люди до боку отштовхати одъ Кiиева!"
мъ посылалъ князь до Кiя-князяýА съ т
двадцать восемь Родичей, абы Кiю-князю
землей Руськое Боряною кланялись,
а подъ его управу ставилися.
И князь Кiй ихъ прыймалъ до своего кiя,
билъ,ýи кiемъ ихъ легонько по спин
и такъ сказалъ: "А будете противиться,
вашей!ýпче ударю по спинýи покр
Князю же вашему кланяйтесь, благодарите,
пусть сидитъ надъ вами!"ýи надал
Такъ мучалася и едналася Руська земля".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 159-162.
К о м м е н т а р и й
дъ Кондырь - легендарный персонаж руководителя Полянской родоплеменной общины. Он якобы привел полян на Средний Днепр;ýД
говядину - коров;
гидитися - отвращаться;
князя Волыняка - легендарный персонаж первого князя из Волыни, призванного полянами на княжение еще до Кия;
Нава, Права, Явь - весь видимый и невидимый мир древних славян. См. главу 21;
Рава - река Рава Русская в Предкарпатье, за Покутьем;
Рущизна - Киевская Русь;
пригортатися - приходить, собираться;
Родич - руководитель племени. См. главу 9;
землей Руськое Боряною - земля Борусов, одного из восточнославянских племен, находилась по среднему и верхнему течению Днепра;
кiемъ - палкой вместо скипетра, знаком власти у славян.

К главе 12


13. Захариха. "Ярусланы-цари. Сказъ".
"А за старые часы, колижъ старые
Пращурки въ кочергахъ стояли,
гали по степу,ýа Щуры в сорочкахъ долгихъ б
вать учились,ýсни спýза старовину древнюю, коли-жъ п
вать,ýли часы спýа ще въ ночи не ум
ды пращуровъ нашихъ въ степу,ýтакъ были д
а были тамъ Ярусланы-цари съ родами своими,
дами пращуровъ нашихъ,ý съ дýи были въ дружеств
поякъ пили съ ними чашу братецкую,
ли другъ другого.ýи языка знали, поразум
Отъ и пришелъ князь Кый съ братами и сестрой,
Лободою прекрасною, до того до степу.
Долго ходили они по степу, скотъ гоняли,
до Новгороду, до Суражу ходили,
а потомъ до Дунаю Синяго подавалися,
ли съ Русамиýдали, Волохи хотýабо тамъ, пов
границю хранити та до Федоряковъ наймати,
абы границю Панщины боронили отъ ворога.
А Федоряками звали народы такые,
яки-жъ до Волоха наймалися съ догоды.
Такъ князь Кый пришелъ до гирловъ на Дунаю,
пкiй,ýа тамъ князь Городъ ставилъ кр
ли люди его и самъ онъ,ýи те-жъ вид
тъ, и всякъ день война,ýяко житья тамъ мирнаго н
сяцъ,ýи всякъ день и тыждень, и всякъ м
лый - каженъ день война!ýа тамъ и годъ ц
Та все кровь, та все овбитые Русы въ поли!
Такъ шелъ князь до Тки, а ставилъ тамъ еще разъýыши-р
Кiевець-Городъ, и там жилъ съ людьми.
Скоро-жъ и тамъ война была великая,
а Волохи упомины не давали Русамъ
а други народы противъ Русы штвали.
стъ,ýхъ мýОтъ того-жъ, якъ набридло ему, князь шелъ с т
а до Карпатъ-Горы приходилъ жить на часъ,
а и тамъ не було житья мирного.
И тамъ война була скоро кажень день.
ки, и тамъ Княжгородъ ставилъ,ýТакъ шелъ онъ до Русы-р
про шелъ, на Боричевъ,ýа оттамъ-тудь на Дн
и тамъ на печерах Кiевъ ставилъ
и тамъ Русы мирно жили уже, та не каждый день война була!
Такъ тамъ Ярусланы-цари съ полудни были,
скотину гоняли, коней, коровъ,
съ Русами были,ýи такъ они въ дружств
довъ пращуровъ нашихъýи одъ ворога Русовъ - д
хранили, и съ ворогомъ бились,
.ýабы Русовъ не трогали вороги т
Отожъ прискакавъ князь-царь Русасунъ,
и сказавъ котлы натягнути,
хъ котловъ бити палицею,ýа до т
бо Волохи съ сылою великою вышли до степу,
ну беруть,ýнашихъ Русовъ ловять, до пл
до отроцтва волосского забирають!
Отожъ, Русы до котлов былы, гукали,
и всякiй родъ въ степу зналъ, якъ тревога идеть,
комонники съезжалися до купы,ýи вс
на Волоха накидалися хоробро,
та были его, та гнали за Дунай Синей,
а якове еще и до Панщины досягалися,
та тамъ добра всякого набирали.
А одойшли Волохи, тихо стало, такъ Румы
съ берегу моря поналезлы на Русiю!
Одъ Греця одбились, Волохи обратно
зають!ýна Русiю нашу милую нал
дають, якъ Волохи идуть,ýСкачутъ комонци, пов
тьмя тьмущая, можно, и тридцать тысячъ заразъ,
гнутые,ýи ведуть ихъ воеводы въ черменое од
ли,ýтакъ покидали столы князи-цари, на конь с
сготовлялися скакать на ворога.
къ имо Улягсунъ, Червено Сонце, такъ:ýИ рь
"Погонемо на нихъ скотину! Чего сами биться будемо?"
лиýТакъ погнали скотину, а коли-жъ быки вид
гнутыхъ,ýвоеводъ Волоскихъ, въ черменое од
ли страшно, на нихъ накинулись,ýтакъ зарев
хъ! Однихъ быковъýи розбили, ростоптали вс
сотня добрая загинула! А Русамъ и меча не дошлось
мъ ворогамъ вытягнути! Забрали Руси скотъ,ýпротиву т
зали, шкуры сняли, мясо посолили,ýдор
ду.ýа Волоховъ такъ побросали, воронам на
И долго еще Волохи въ степь боялись идти,
бо никто изъ нихъ съ того похода не вернулся.
А на Кiеву мирно життя ишло.
ли мяса накоптить Русы,ýТа не посп
лъ порадоваться Кiй-князь, ни цари-князья,ýне усп
да отъ Дунаю идеть,ýякъ новая б
и гонычъ комонный прискакалъ сказать,
аще Волохи снову за Дунаемъ Синимъ,
и на Карпатъ-Гору войной идуть.
И сказалъ такъ Русунъ Хоробрый людямъ:
"Полетю сизымъ орломъ до неба,
они,ýхъ, игдýуглядю Волоховъ вс
и пойдемо на нихъ, поскачемо мститися!"
И то сказалъ, о землю три кратъ бился,
лъ,ýвъ орла сизаго оборотился, подъ облакы лет
лъ,ýоглянулъ все, всю Русiю вид
лъ, вернулся, о землю три кратъ бился,ýназадъ прилет
ставалъ за-сежъ Русуномъ Хоробримъ,
щiй:ýдалъ царь Вýа такъ людямъ пов
ли скоро всю Русiю съ облакы,ý"Вид
лъ такожъ Волошину злую всю,ýа вид
идуть на Русiю рати великiя, несчетныя.
е, якое хватаетъ Русовъ,ýлъ я войско ихнýВид
скопитъ молодиковъ, отрочить ихъ,
вы жжеть,ýи домы ихъ запалюеть, и пос
а старыхъ да меньшихъ бiеть насмерть,
и только молодыховъ та молодицъ забираеть!
Отожъ, поскачемо, люди Руске, помстимося!"
ли Русы, ажъ земля сдрогла,ýИ полет
и поскакали, аже хмара за ними стала.
су старецъ б?лый,ýИ прийшолъ изъ богова л
мъ, абы не печалилися,ýи сказалъ вс
клъ, же поможе!ýабо ему Перунко самъ рь
А самъ ему свой мечъ указовалъ,
сковалъ на то.ýащо в кузни на неб
И того меча человекъ одинъ не подыметь.
Тожъ Перунко единый вздать можеть!
дичи съ лесу,ýмъ вýА прийшли такожъ часомъ т
сной,ýони-жъ Русы съ полуноче л
а якъ ихъ еще Борусями кличуть,
а сказали, что маеть помогати пращурямъ.
И такъ было ни годъ, ни два,
тъ до того было,ýа яко же тысячи л
такъ и теперь будеть на земли Руськой.
ти на возахъ, выростали,ýРодилися д
сами родителями ставали, жены - матерями,
мужи - отцами, вояками хоробрыми,
и страховая война йшла, а Волохи
зли, якъ война на мори,ýна Русь л
едина за другую, невстанно.
зли наню,ýИ Русiя била ихъ, а они л
и весь часъ Ярусланы-цари за Русь йшли,
и такъ було не одну сотню годовъ,
и такъ було весь часъ тотъ окрутный.
И навчилася Русь смерте не боятися,
тай навчилися вороги, якожъ Русу не здужали!
ли, воевати могутъ Русiю они,ýПовид
ла не могутъ!ýа зничити доц
Тай пришлы вси народы степовые,
и Комыри, якове теперь Кутурга стала,
и Кутригура прийшла Балангарьская,
и Шивера, и Вятичи, и Радимичи,
ють,ýтай такiе пришли, аще и Русовъ не разум
зли на Волоха войной великой!ý полýи т
лъ то ворогъ, аще всю степущу подняли,ýИ вид
ть хочь на часъ,ýи сталъ замиряться глад
а самъ злое мыслить на Русы да на Борусы,
весь часъ война йшла, миру не было!
И весь часъ Русы съ Волохами билися!
Скоро и за Дунай пошли, и вжежъ на Греця,
и про то въ другой кратъ роскажемо.
Отожъ, Богу слава, та людямъ хоробрим!
зъ нихъ!"ýТа то-жъ и мы, потомыци, живемо пр
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 82-86.
К о м м е н т а р и й
въ кочергахъ стояли. - Дети стояли возле печи, иначе говоря, были маленькими;
Ярусланы - племя, происшедшее от смешения русов с аланами;
поякъ - пир;
Лободою - Лыбедью, сестрой трех братьев, основавших Киев;
Новгороду. - Анахронизм. В V в. Новгорода еще не было. См. с. 00;
Суражу. - До города Сурожа (Судака), где на южном берегу Крыма существовало Суренжанское княжество. См. с. 00;
Федоряков - федератов, или союзников Рима;
Волохи - римляне;
до гирловъ на Дунаю... городъ ставилъ. - По преданию, князь Кий построил город в устье Дуная, называвшийся Циус, или Киус, он же - Киевец;
обитые - убитые;
ки - Тиссы;ýТыши-р
штвали - вставали;
набридло - как вздумается;
Боричевъ - Боричев взвоз, или спуск со Старокиевской горы на Подол;
Русасунъ - легендарный царь ярусланов;
отроцтва волосского - римского рабства;
комонники - конники;
до купы - все вместе;
черменое - красные одежды;
Улягсунъ, Червене Сонце - легендарный царь ярусланов;
хмара - туча;
лый. - Волхв, вышедший из святилища Сварога, которое находилось в дубовом лесу;ýсу старецъ бýизъ богова л
Перунко - Перун, бог грома и молний, бог войны у славян. См. главу 21;
дичи - кудесники, знающие веду;ýв
зничити - уничтожить;
Комыри - Кутурга - киммерийцы. См. главу 4;
Кутругура - болгарское племя. См. главу 14;
Шивера - Кивера - даки.

Назад История Руси. Источники: Тексты. VII Далее

 
История Руси Источники: Тексты VI Версия для печати

История Руси Источники: Тексты VI

К главе 12


10. Захариха. "Сказъ про Вуслава-князя".
старые часы пращуровъ нашихъ былиý"За т
они подъ царями, князьями и воеводами.
А было такъ, межъ люди жили семьями,
и старшiй Дидъ у нихъ былъ за царя,
за царя былъ Дидъ и за воеводу.
лъ кто чего, такъ до ДидаýИ коли жъ хот
приходилъ, поволенья спрашивалъ.
А той Дидъ могъ поволити, а могъ и не поволити.
Коли жъ было, же кому-сь не подобалося,
й,ýтакъ шелъ онъ додому, бралъ жену, дет
лы,ýкиру, копье, стрýшаблю, с
пса охотного, коня, корову съ телемъ,
ста глядаты,ýи шелъ другого м
а тамо по-своему житы и никого не слухаты,
а коли не пожегнеться, тамо сгинути.
Отожъ другiй Дидъ дурной былъ,
и не такожъ розумомъ правил, а крикомъ,
галися,ýи отъ того Дида люди разб
льный.ýи кажень починалъ Родъ свой отд
сходились,ýстý Роды вмýТа по якому-сь часу т
стм землю рали,ý жили, вмýстýвм
и новъ палъ пущали,ýстýвм
вали житомъ.ýназольное поле зас
Другiе же жили подъ царями-князьями,
третьи и такъ громадою жили,
выбирали для ряду,ýвоеводу себ
ми правилъ.ýабы въ небезпечь одинъ вс
чкамъ,ýсу, по рýЖили они въ л
чкам на лодьяхъ плавали,ýтак по р
рыбу ловили и товары возили.
Отъ и было такъ, коли враги набежать,
на одинъ Родъ нападутъ, а другого не трогають,
такъ тому Роду и погибель есть!
хъ, что подъ Дидами,ýСтарыхъ Родовъ, т
лъ слушаться,ýуже никто не хот
воеводы были выбраны,ýа тамо, гд
рядъ былъ добрый и всего было досыть.
И пришлось такъ, же Ромы Волынь пограбили,
ла и не помагала.ýа Горыня сид
И пришелъ Вуслав-князь отъ Ирпы,
лалъ,ýйши часы царь Махъ дýякъ за стар
та собралъ Роды, та нарекъ има,
що себе не бережуть и ворога не бьеть.
И понудилъ ихъ до купы быти,
лъ,ýа кто, а кто князь-старшина Рода не хот
тому голову знялъ шаблюкою.
Почали тогда Русы другъ друга дбаться,
съ ворогомъ биться.ýстýи почали вм
А Вуслав-князь имъ такъ сказалъ:
тъ отъ васъ никакой,ý и корысти нý"Мн
и не знаю, когда спалъ спокойно!
А не могу слышать, что васъ Ромы бьють,
а молодыковъ вашихъ до отроцьтва беруть.
Болить душа моя за васъ, дурныхъ!
Та надо, або-сте учились борониться,
та прото и пришелъ до васъ, а не прото,
абы вами водиться да володить вами.
тъ прожилъ тихо".ýТо-бъ и безъ васъ на св
,ýРозмыслили Русы добре слова т
ли.ýа правду Вуслава-князя порозум
пнулаýСъ того часу земля Руська кр
питься,ýпра стала лýи до Дн
до Славуты, Ирьпы та до Кiева.
А щежъ за часы Вуслава-князя и Кiева не было,
а коли были городы, такъ малые,
абы отъ вороговъ защититься да отъ зв?ря,
да отъ непогоды, зимы, холода лютого.
И пошли Русы добре строиться,
торги разные ставить да промыслы
охотницкiе, рыбные, пастушьи.
И знали они, же Вуславъ-князь
ворогамъ ихъ не оставить въ часы лихiе.
,ýБыло-жъ такъ восены и въ зим
ти дуже хворали та вмирали,ýд
а Вуславъ-князь приказъ далъ печи добрые класть,
,ýтей на печахъ держать, въ теплýд
та шипшину до меду класть,ýда съ л
тей кормить.ýмъ настоемъ дýа т
пче стали,ýти крýли люди, дýИ правда, вид
а босыми ихъ не пускали до двору,
и хворыхъ стало меньше, якъ до того.
А Вуславъ-князь такъ людямъ сказалъ:
тей мы посчезнемо!ý"Безъ д
ды,ýтей хоронить отъ бýДолжно д
ли,ýпшее имъ давать, абы сильнýа все л
пкiе".ýабы росли какъ дубочки кр
Такъ съ того часу и стали Русы
хъ надривъ стараться.ýтýа д
хъ мутить,ýИ почалъ одинъ Родичъ вс
и повсталъ онъ противу Вуслава-князя,
друзей такихъ же,ýта набралъ себ
та почалъ войну воевати, противъ князя,
кровь лити невинную, абы самому стати княземъ,
а Вуслава-князя при случа забити.
И пошелъ тогда Вуславъ-князь войной на него,
и три года бились они, другъ за другомъ ходили,
ла землю Руськую,ýразорили доц
и сталося такъ, же Вуславъ-князь
,ýотого Родича Ставулу застукалъ въ пол
и побилъ войско его, и самого забилъ.
Съ того часу миръ сталъ на Руси,
лиýи съ того часу же, кои Ромы похот
за отроками до Руси идти,
хъ до единого.ýпобилъ ихъ Вуславъ-князь вс
Самъ до Рому шелъ и многихъ привелъ
ки додому освобонилъ,ýсъ Дунаю-р
ньскойýчи Словýи коли другихъ людей р
хъ забралъ.ýтамъ нашелъ, вс
Коли жъ преставился Вуславъ-князь,
уся Земля наша по немъ плакала.
И раньше смерте его на Русь Три Браты пришли,
князь Кiй съ Братами, и Кiев поставили,
и Русы были счастливы, же князя имуть,
чьýякiй по-русску говорить, и Словенску р
еть, а то добро есть.ýего всякъ порозум
И колиба не было Вуслава-князя,
такъ и Кiю-князю было бы трудно
лать,ýпить, Кiевску землю сдýла слýРусовъ доц
жить заставить".ýстýа Русь навсегда вм
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. Сказы Захарихи. С. 149-152.
К о м м е н т а р и й
Перед нами один из интереснейших сказов Захарихи, записанный в начале ХХ столетия на Украине Ю. П. Миролюбовым. Устный источник восходит ко времени за одно поколение до князя Кия, стало быть, к концу IV - началу V в. Он подробно повествует о жизни русов на реке Роси, когда они однажды пригласили к себе воина-защитника с реки Ирпени князя Вуслава с дружиною. Любопытно освещение обшинной жизни русов, когда они были разделены на роды и управлялись Дидами и Родичами до объединения родов и создания единого княжества. С приходом князя Вуслава на Рось изменилась жизнь русов к лучшему: враги-степняки и римляне с греками не могли больше безнаказанно грабить русов и уводить в плен, в рабство, молодых мужчин. Князю Вуславу удалось собрать и объединить местные роды и объединить Росскую страну в единое княжество, простиравшееся от верхнего течения Роси до Днепра и далее на Средний Днепр. При этом князю Вуславу пришлось подавить сопротивление непокорных местных старейшин, называвшихся Родичами. С одним из них по имени Ставулой князь Вуслав вел трехлетнюю войну в степи, пока не победил его в решающем сражении. Рассказывается и о хозяйственно-организаторской деятельности князя Вуслава, который заботился о пропитании и здоровьи своих подданных и, особенно, детей. "Без детей мы погибнем, - заявил князь, - необходимо детей сохранять от беды, а все лучшее им давать для того, чтобы они росли сильными и крепкими как дубочки!" Неудивительно, что правление князя Вуслава в Поросье сопровождалось хозяйственным подъемом, в том числе оживлением торговли, умножением промыслов охотничьих, рыболовецких и пастушеских. Предгосударственное объединение Росских городов во главе с Княжгородом было предшественником Киевской Руси. Древний автор сказа, каких, судя по текстам сказов, было в V в. немало, подчеркивает, что, если бы не было Вуслава, то и Кию было бы трудно объединить русов на Среднем Днепре.
Дид - руководитель родовой общины; см. главу 9 настоящей книги.

рали - пахали;
палъ - выжигание леса, кустарника и полевых трав с целью освобождения места для пашни;
назольное поле - поле, покрытое золой;
громадою - общиною;
для ряду - для порядка;
Воевода - избранный на вече руководитель родовой общины, заключивший ряд (договор) с общинниками;
небезпечь - необеспеченный;
Ромы Волынь пограбили. - Римляне с левого берега Дуная совершали набеги на славянские земли, сопровождавшиеся грабежом жителей и уводом молодых мужчин в рабство;
а Горыня сид?ла и не помогала. - Речь идет о бездействии жителей, живших по реке Горыни, которые не помогли соседям-волынянам отразить вражеский набег;
отъ Ирпы - с реки Ирпень;
царь Мах - князь Волынского княжества начала II в. О нем см. с. 00 настоящей работы;
Самъ до Рому шелъ. - Имеются в виду походы князя Вуслава на левый берег Дуная с целью освобождения военнопленных рабов-славян;
до отроцьтва беруть - берут в рабство.

К главе 12


11. Захариха. "Сказъ про Княжгородъ Руськiй".
"За часы, коль князю Кiю идти было до Руси,
были люди,ýцý часы старые, на Руси-рýза т
а князь Кiй пришелъ и спрашиваетъ ихъ:
"А что за люди вы такие? А город чей?”
- "А мы - княжьи люди и городъ нашъ - Княжгородъ", -
отвечали они князь Кiю, кланяясь,
ба-соли принесли на рушникахъ чистыхъ,ýи хл
подали съ поклонами, съ добрословами.
ловалъýбъ, поцýВзялъ князь Кiй тотъ хл
и сказалъ: "Такъ Княжгородъ тутъ и будетъ!"
пить,ýИ приказалъ воякамъ своимъ тотъ городъ кр
ны ставить новые, городечну править,ýст
и ямы новые рыть, бо старые ереки
земля затягнула, зеленя покрыла,
и бубыри въ ней плавають, лягвы кличуть.
ны новыя кiяне, что пришли съ княземъ,ýПоставили ст
вижа,ýи оборону поправили въ середу, гд
пко земля Руська держалась.ýабы тамъ кр
А пошел князь Кiй до городечни старой,
зъ поглядеть, да ледве не вбився,ýпол
все старое стало погнилое, земля сыпеться.
въ князь Кiй, покачавъ головой,ýПогляд
приказалъ своимъ людямъ ставбы ставить,
ледве не вбився,ýа таможъ, игд
приказалъ новые столбы ставить,
зъ,ýа коли ворогъ придетъ, чтобъ пол
оставбы на гойдакахъ ставить,
бить,ýда чтобъ ворога того по голов
коли до середки полезеть.
лали, и ловечни ставбили.ýТакъ и сд
,ýТ?мъ часомъ колодези рыли въ город
улицы довбнями мостили, якъ треба,
и скоро сталъ городъ чистъ и добрый.
А въ ночи Забродни не знали,
зли,ýизъ степу пришли, на ловечни пол
и такъ ихъ довбни гойданули,
что десять в ереку утопли заразъ.
А на утро князь Кiй сказалъ городнянамъ:
хъ Забродней?ý"Отожъ видели вы т
Такъ и со всеми ворогами будеть, коли придуть!"
Потомъ князь Кiй приказалъ своимъ людямъ
ря бить,ýдо степу на охоту идти, зв
былъ,ýмъ часомъ, кто въ Княжгородýи т
пкiе изъ дуба,ýмагазеи ставбити кр
абы мясо, сало и кожи хранить.
И скоро магазеи полные были,
а люди Рускiе, что жили тутъ раньше,
привозили зерно, пшено и гречку,
няли.ýна мясо, на сало, на кожи м
Скоро и запасъ добрый на часъ войны
хъ магазеяхъ.ýланъ въ тýбылъ сд
А колижъ все было до ряда дано,
Кiй-князь сказалъ: "Отожъ, пойдемо
ки Кiев-градъ ставити".ýпра-рýдо Дн
Шелъ князь Кiй съ людьми своими,
а въ Княжгороду охрану заставилъ,
а та охрана, коли Гуняци шли,
либо Годяци злобные, такъ не пускала,
а князя Кiя дымомъ упреждала.
Тутъ князь Вуславъ приходилъ,
Кiю-князю покорялся, якъ старшему,
а воеводамъ-родичамъ сказалъ такъ:
мъ не сгожуеться,ý"А кто съ т
абы шелъ, куда хочетъ, а мы не держемо!"
И были такiе твердяци, что шли прочь,
тъ за очи.ýса темнаго, свýдо л
Имъ же не было ни помощи отъ кiянъ,
ба, ни мяса, ни сала, ни огня.ýни хл
И жили они с родичами своими
дности,ý своей, въ бýвъ темнот
а многи шли на полночь, на Словень,
дали людямъ.ýи тамъ страхи на Кiя пов
И тожъ Словени изъ Новгороду
своихъ людей до Кiева засылали
поглядеть, что за князи Русскiе тамъ,
и какъ народъ живетъ, и добро ли ему.
дали Словени,ýНо засланные пов
якъ въ Кiеву добре стало и порядно,
пко.ýнь завидовала крýа тому Слов
злобилася на Кiя,ýИ оттамъ-тод
а его самого, князя добраго, поносила".
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 38-40.
К о м м е н т а р и й
Княжгородъ - город не реке Роси, столица Росского княжества князя Вуслава (конец IV - начало V в.), предшественник Киева;
городечну - городские укрепления;
ереки - рвы крепости, наполненные водой;
бубыри - головастики;
лягвы - лягушки;
ледве - едва;
не вбився - не ударился;
ставбы - столбы;
гойдаки - балки-ловушки;
ловечни - ловушки;
магазеи - хранилища продовольствия;
Гуняци - гунны;
Годяци - готы;
Словени из Новгорода - анахронизм. Новгород на Волхове возник позже, не ранее конца VIII в, а может быть, в третьей четверти IX в. См. “Велесову книгу”, русские летописи и “Нариман тарихи”.

Назад История Руси. Источники: Тексты. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 271 - 279 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены