|  
      
     | 
     
      
		
          
      		
			 
			Интервью и воспоминания 				
			
								| 
					История Руси. Глава 14. IV									 | 
								
					
						 
				 | 
							 
			 
			
		
				
			| 
				  История Руси. Глава 14. IV Так на Руси нарождался первоначальный феодализм. Такого же рода  службу несли в Киеве джурашцы, или дагестанцы, которые работали в кузнях  и выделывали прекрасное оружие и доспехи. Дагестанцы в знак любви к  своему властителю балтавару Авару (727- ок. 759 гг.) назвали себя  аварами и, вернувшись в Дагестан, основали свое княжество - Аварию.   Пытаясь освободиться от хазарской зависимости, Бат-Боян принял в  Киеве христианство, крестившись по греческому обряду в 682 г. Он избрал  крещение как путь личного спасения, но не для своих подданных. Через год  он умер, а его останки позднее были перенесены в одну из киевских  пещер. Говорят, что при кончине он произнес два слова: "Бир Тангра", т.  е. "Один Тангра!", объявив тем самым свою верность тенгрианской вере  предков.   При правнуке Бат-Бояна кане Айяр-Аваре (727-759 гг.) булгары еще  сражались вместе с хазарами против арабской агрессии. Вначале они  победили арабов, а потом были ими разгромлены (737 г.). По условиям  договора с хазарами, булгары могли принимать ислам. Масса разрозненных  булгарских племен - на Днепре, Волге, Каме, в Сибири, на Дунае и на  Северном Кавказе - стали активно принимать веру пророка Мухаммеда, а от  веры в Тангру отказывались. В том же, 737 г. арабский полководец  Мухаммед ибн Мерван (будущий халиф Мерван II) разгромил хазар на Волге, а  с Дона увел в плен 20 000 семейств славян, которых затем продал в  рабство.   В середине VIII в. хазарский каган разорвал взаимовыгодный договор с  Великой Булгарией и потребовал с булгар ежегодной дани мехами.    Кан Авар по просьбе своей матери - аварки - совершил несколько  походов против франков через Карпаты, но не мог спасти Паннонскую  Аварию. В 745 г. тот же кан применяет оружие в своей стране против  восставших русов, которых булгары называли "балынцами". Восстание  подняли те русы, которые были недовольны размером булгарской дани и  привилегированным положением "анчийцев", т. е. антов, освобожденных от  выплаты дани. Их поддержали балынцы и ульчийцы. Русы тогда построили  город Старую Ладогу (Галидж) на реке Волхов, близ Ладожского озера (753  г.). Авар разбил восставших на Днепре, тогда русы бежали на север, а  другие - на Дон для того, чтобы возродить там казачество Бусовых времен.  Хазарский же каган Барджил обрадовался смуте у булгар и помог русским  построить г. Русу на реке Поле, возле озера Ильмень (современная Старая  Русса). Ладожане приветствовали восставших и построили для них другой  город - Русу на Ладожском озере. Разгневанный Авар послал на них свое  войско во главе с сыном Тат-Утяком. Последний разрушил Галидж и Русу до  основания. Но спустя некоторое время мятежники вернулись и заново  отстроили свои города. Булгарских канов уже никто не слушался на Руси.   Согласно "Своду булгарских летописей", булгары в VIII - первой  половине IX в. понастроили свои крепости в древнерусских городах и дали  им свои названия: в Смоленске - Шамлын, в Ростове - Джир, в Муроме -  Кан, в Касимове - Хан-Керман, в Липецке - Аучи, в Полтаве - Балтавар, в  Путивле - Батавыл, в Курске - Хурса, в Воронеже - Хазар, в Тамбове -  Ышна, в Чернигове - Караджар, в Саратове - Саратау, в Царицыне - Сарычин  и т. д. После того как булгары ушли из Руси на Среднюю Волгу (865 г.),  власть булгарских канов и вовсе кончилась, а булгарские названия  крепостей постепенно забылись и остались только их русские названия.   Во второй половине VIII в. тысячи булгар, спасаясь от преследований  хазарской верхушки, начинают массово переселяться в Барсиле, где они  основали город Булгар-Мардукан в честь своего духа - алпа Карги и  обустроили Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского  кана изгнать бурджан, но кан отказался. Каган поневоле был вынужден  согласить на это переселение и даже предоставил бурджанским купцам  льготы при торговле.   В 820 г. правнук Авара кан Ак-Урус Айдар (815-855 гг.) стал активно  заселять Волжскую Булгарию выходцами из Кара-Саклана и Бурджана после  неудачного восстания бурджан против хазар. Айдар с частью черных булгар -  темтюгов принял ислам в пику иудаизированной Хазарии. В ответ каган  Обадия окончательно разорвал отношения с Великой Булгарией и двинулся на  нее со своим войском, преимущественно состоявшим из угров-тюрков. В  битве при ауле Харька хазары были разбиты, так как угры перешли на  сторону булгар. После этого Айдар заключил союз с тюркским кочевым  народом печенегами и женился на печенежской княжне. В 850-х годах Айдару  удалось нанести сильный экономический удар по Хазарии, открыв новый  торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный  путь начинался "в Варягах", т. е. в Швеции, и вначале шел по Балтийскому  морю до устья Западной Двины, потом по Двине до истоков, затем волоком  до Днепра, далее вниз по Днепру в Черное море и по нему в Малую Азию и  Закавказье. Кан Айдар принял на службу много скандинавов и прибалтов -  колбягов, пруссов, финнов и дал всем купцам, в том числе и русам, льготы  беспошлинной торговли.   "Мага Вира" Льва Силенко сохранила рассказ греческих купцов,  основанный на свидетельстве византийских хроник, о богатстве главного  рынка в Киеве. Там купцы из Ирана продают шелк, купцы из Рима - шелковые  ткани, греки - парчовые ткани, арабы - мечи, привезенные из Дамаска.  Русичи им рассказывали, что в Русской земле есть все для безбедной  счастливой жизни и что они от чужеземцев ничего не хотят, кроме одного:  чтобы те оставались друзьями Руси. В знак дружбы они угощают гостей  хмельным медовым напитком; пища же у них вкусная и очень сытная. У них  имеются золотые миски, у них почитают воинов, которые получили шрамы на  лице в сражении. А про себя русы говорят, что их мать - земля, отец -  небо, а они - их дети и Дажьбожьи внуки. Император осмотрел дары,  привезенные ему из Киева, и удивился горючему камню - чудодейственному  янтарю, белым как первый снег и легким как волна горностаевым и  соболиным мехам, рыжим лисьим мехам, украшениям знатных женщин: золотым  серьгам, жемчужным ожерельям, рубиновым камням, золотым монистам, обитым  золотом каблукам изящных сапожек.    При кане Айдаре появилась особая категория государственных служащих  из славян, называемая "игенчеи", которые вместо уплаты дани строили в  верховьях больших рек корабли и осуществляли плавание по Днепру и Волге.  Этих строителей называли "субаши" (от болгарского слова "субаш" -  "верховье реки"). Благодаря строительству торгового флота и торговле  расцветали такие города, как Киев и Великий Булгар.   Булгары привнесли в Киевский бейлик свои представления об  источниках всеобщего благосостояния: Народ, Государство, Закон. Эти  представления были сходными с представлениями восточных славян - русов,  которые видели конкретное воплощение Народа в вече, Государства - в  государствах Божа и Кия, а Закона - в Законе Сварги, который реализуется  постепенным шествием русичей в Сваргу, т. е. в вечность через правые и  добрые дела и соблюдение ведических традиций.    Однако в политической практике формула всеобщего благоденствия  должна была реализоваться в Древнерусском государстве "Киевская Русь", и  до этого было уж не так далеко.   После смерти Ак-Урус Айдара ему наследовал его сын Габдулла Джилки  (855 - 882 гг.), первый хан Волжской Булгарии, опиравшийся на  мусульманскую знать и мусульманских купцов. После восстания киевлян  против булгарского господства он перенес свою столицу из Киева в Великий  Булгар (865 г.). Так начался новый этап в истории Булгарского  государства, ставший последним этапом смертельной борьбы между Булгарией  и Хазарией за гегемонию в Восточной Европе и закончившийся через сто  лет полной победой Волжской Булгарии.   Так завершилось время Великой Кара-Сакланской Булгарии, распавшейся  на 6 частей: (1) Булгар Волжский, (2) Урус = Русь, (3) Карел = Карелия,  (4) Маджар = Венгрия, (5) Кыпчак = Поле половецкое, (6) Джалда = Крым.  7-й частью следовало бы считать Дунайскую Болгарию, которую завоевали  булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в.   Подводя некоторые итоги этнополитического развития, исследователь  Р. Х. Бариев пишет: "В Х в. общая этноноосфера булгар, которые  составляли единый мир от Камы до Дуная, от верховьев Дона до Черного  моря и Северного Кавказа, раскололась. На Дунае болгары приняли  православие и ославянились, оставив лишь свой этноним да некоторые  элементы общебулгарской культуры; они перестали ощущать себя частью  общебулгарского мира, а значит, у них возникла своя особая этноноосфера,  несущая частота которой сместилась от прежней. На Средней Волге возник  новый этнос - булгары, который, сохранив общебулгарскую этноноосферу,  укрепил ее на основе ислама и арабской культуры.   Донские булгары какое-то время оставались язычниками со своей  старой этноноосферой, предельное снижение ее энергии не способствовало  их сплочению и созданию ими нового государства. Назвав себя казаками, в  дальнейшем они частью попали под влияние русской этноноосферы и, приняв  православие, обрусели, а частью примкнули к волжским булгарам, стали  мусульманами и сохранились отдельными островками среди обрусевших  собратьев в Пензенской, Тамбовской и некоторых других областях России.  Это еще одно подтверждение тому, что не только кровным родством  определяется принадлежность человека к тому или иному этносу, но и,  прежде всего, вхождением его чувств и мыслей, шире - его биополя, в  этноноосферу того народа, представителем которого он себя считает".   Назад История Руси. Глава 14. IV Далее 			 | 
		 
				 
		 
		  |  			
			
								| 
					История Руси. Глава 14. III									 | 
								
					
						 
				 | 
							 
			 
			
		
				
			| 
				  История Руси. Глава 14. III Возвышение Булгарского канства и Великая Булгария   Все началось с заключения мирного договора с Византией,  направленного против аварской и хазарской агрессий. Император Ираклий  был весьма доволен таким договором, а булгарский кан и того более. Ему  удалось добиться хотя бы временного мира в Кара-Саклане и, благодаря  ему, воссоединить 60 уделов бывшей Великой Сарматии в единое государство  под названием "Ак-Булгар Йорты", т. е. "Великая Белая Булгария".  "Белая" - значит свободная, ни от кого не зависящая.   Великая Булгария началась с объединения территории и населения  вокруг единого центра - Киева, а государство Булгарское в лице кана, его  бояр и должностных лиц управляло страной с преимущественно славянским  населением, т. е. Русью.   В следующем 619 г. Бу-Юрган в целях укрепления своего государства  вместе с частью булгарской знати принял в Византии христианство, но  булгары-тенгрианцы, которых было большинство, осудили этот поступок и  созвали "Совет великих родов". В Совете значительным влиянием  пользовались представители трех родов: Кюнграт, Ширак и Хип. Совет  потребовал ухода Бу-Юргана и передачи власти Кубрату по прозвищу  "Башту", т. е. "Киевский" (594-619-668 гг.). Так Кубрат стал каном  Великой Булгарии. А Бу-Юрган Телес удалился в Крым.   Кубрат любил кочевать в славянских землях между аулом Аскал (т. е.  современным Киевом) на Днепре и аулом Харька на реке Аксу (т. е.  современным Харьковым). А ставкой его был аул Балтавар (т. е.  современная Полтава) на реке Ворскле, недалеко от древнего Гелона.  Кубрат разделил все население Кара-Саклана на три категории, или класса,  а именно: (1) багылы, или аристократы, (2) багинины, или средние, (3)  чирмыши, или сабане, т. е. низшие. Все три класса или сословия служили в  булгарской армии, составляя, таким образом, единый вооруженный народ.  Анчийцы, или анты, образовали особое служилое сословие воинов. Их было  несколько тысяч человек и они получали за службу деньги и земли в Киеве и  вокруг него. В антское сословие входили и представители булгарских  родов: ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын, образовавшие, таким образом,  содружество со славянами.   Верховный властитель страны обладал титулом "балхавар", что  означало "святославный"; в просторечии этот титул произносился как  "балтавар". Однажды самый могущественный из балтаваров кан Кубрат,  собрав большое войско, на Днепре разбил аваров в большом сражении (633  г.). Победа над аварами, означавшая освобождение от аварского ига,  способствовала росту популярности Кубрата сради славян, булгар и прочих  народов Кара-Саклана, или Великой Сарматии. Воспользовавшись смутой и  распадом Западного Тюркютского каганата в 629 г. на две части -  Баласагунскую и Хазарскую, кан Кубрат выбил хазар из Северного Кавказа и  овладел всей территорией Причерноморских степей от Дуная до Волги, а  сам принял титул хакана. В состав Великой Булгарии Кубрата вошли бейлики  Бырман, Бырбат, Джеремела, Сынджак и Джалда. Свой столицей он сделал  город Ас-Банджу, т. е. Фанагорию, и кочевал теперь вместе со своим родом  между городами Фанагорией и Хорысданом, или Батавылом (он же  современный г. Путивль). Таким образом, освободилась от ига хазар часть  Русколани, или лесостепи между Балтаваром и Харька, которая тотчас же  была занята снова русами. В южной части Кара-Саклана возникли новые  города, а именно: Бирман (на месте современной Одессы в бухте  Гаджи-бей), Улуш, или древнерусское Олешье (современный г. Цурюпинск),  Улаг-Кашан (современный г. Кишинев), Ази-Улаг (современный г. Яссы),  Барадж-Келва (современный г. Переяславль Южный), крепость Корым  (современный г. Перекоп). Новая Булгария, гордо носившая имя  "Ак-Булгар-Йорты". была враждебна на востоке хазарам, на западе -  аварам, доживавшим свой век в Паннонии, а на юге - грекам, жившим в  причерноморских городах и занимавшимся работорговлей при посредничестве  евреев-левантийцев. Византийская летопись Феофана называет Кубрата  "обладателем Булгарии и кутрагов", т. е. кутригуров. Умирая в 668 г.,  Кубрат оставил после себя трех сыновей - Атряк-Кутрага, Бат-Бояна и  Атилле-Аспаруха и двух приемных сыновей, детей своего дяди Бу-Юргана -  Лачына и Кызыл-Кубара.   Верховная власть в Кара-Саклане, который в лесостепной полосе  оставался преимущественно русским по населению, досталась верховному  кану Бат-Бояну, старшему сыну Кубрата. Бат-Боян родился в 617 г., а в  конце 643 г. он принял ислам, совершил хадж и побывал в гостях у  племянника пророка Мухаммеда, арабского халифа Омара (634-644 гг.). С  этого времени булгары стали называть его Бат-Умаром, или Камир-Батыром.  После нападения арабов на Булгарию Бат-Боян отказался от ислама и разбил  у Дона, близ города Хин-Кермана, войско арабского полководца  Абдуррахмана (654 г.), за что получил прозвище "Халиб Илятбира", т. е.  "Победитель и Правитель Благоденствующей Страны".   В 663 г. Шамбат, младший брат Кубрата, а также Аспарух Моджар, сын  Кубрата, бывший наместником Барс-иле (Волго-Урала) и Эсегеля (Сибири),  выступили против Бат-Бояна с целью свергнуть его с трона. Шамбат шел с  северо-запада и в его войске было много антов и русов. Аспарух шел с  северо-востока с войском сибирских булгар и потом захватил Бурджан. Они  встретились у столицы Бат-Бояна Фанагории и разбили его войско. Бат-Боян  был вынужден бежать в Крым. На выручку Бат-Бояну выступили заволжские  ханы со 150-тысячным войском из куманов, тюркменов и кыргызов. Шамбат и  Аспарух были разбиты и бежали в Киев. Тем временем Бат-Боян собрал  войско из булгар, проживавших в Кара-Саклане, и выступил навстречу  большому хазарскому войску под командованием Калги. Булгарам Бат-Бояна  при поддержке отчаянных храбрецов антов и русов удалось одержать полную  победу над хазарами в битве при реке Алмыш (иначе - Кельмес, или Калка).  Это произошло около 670 г. С обеих сторон пало 90 000 воинов, из  которых 50 000 - хазары. Сам Калга был зарублен бурджанским вождем  Бу-Юрган-Хумыком, внуком Бат-Бояна.   Хазарский хакан Кыр-Багыл (653-675 гг.) хотел было заключить мир с  мятежными булгарскими вождями, но Шамбат и Аспарух не согласились. Новая  битва произошла близ торной дороги из Крыма в аул Харька. На этот раз к  хазарам присоединился кан Бат-Боян со своим войском. Перед этим он  уступил Хазарии часть причерноморских и все нижневолжские земли в обмен  на сотрудничество. Так начиналась Великая Хазария. В битве с булгарами  хазары победили, а Шамбат с Аспарухом снова бежали в Киев (670 г.).  Каган попытался было с ходу взять Киев, но булгарские воины Шамбата  вместе с русами сделали удачную вылазку из города и обратили хазар в  бегство. Бат-Боян вступил с Шамбатом и Аспарухом в переговоры и  договорился с ними о разделе страны. Правобережная часть Днепра осталась  за Шамбатом и Аспарухом, а левобережная - за Бат-Бояном, но вскоре  последняя была захвачена Хазарией. Шамбат умер в 670 г. Кара-Булгар был  захвачен Хазарией, а булгары стали разбегаться, кто куда. Вскоре, в 677  г., Аспарух с 600-тысячным войском ушел в Бессарабию и Дакию. В апреле  680 г. Аспарухова орда, состоящая в основном из булгар-кутригуров,  перешла Дунай, преодолела Искандеровы горы и заняла Мезию и Фракию. Там  Аспарух образовал свое царство, которое сначала называл в память о своем  прежнем владении Бурджаном, а позднее - Дунайской Булгарией. От него и  от сына Тарвиля началась династия булгарских ханов Первого Болгарского  царства (681-1018 гг.). Булгары поселились в славянских городах и  селениях, усвоили славянские язык, обряды, обычаи, одежды и стали  называться болгарами. Только бурджанские кок-огузы (предки печенегов),  не отказавшиеся от своей жизни в поле, сохранили свой язык - тюрки и  обычаи. Но их было очень мало.   Другие сыновья Кубрата увели своих соплеменников, в основном  кутригуров, еще дальше: Кутраг - на Среднюю Волгу и Каму, где позднее (в  865 г.) возникла Волжская Булгария. Они стали предками так называемых  черных, или серебряных, булгар, иначе - темтюгов, чьему государству было  суждено вплоть до 1240 г. играть важную роль в истории Евразии.   Лачын и Кызыл-Кубар увели свои орды в Паннонию и Македонию, Альцека  - в Италию (герцогство Беневенто). И только Бат-Бояновы булгары -  преимущественно угры - остались на своих местах, в Ак-Саклане. Они потом  передвинулись в южнорусские степи, в районы верхнего Северского Донца,  Нижнего Днепра и Южного Буга; там они встретили "белых угров", или  мадьяр, и соединились с ними в стране Лебедия; анты же ушли из тех  областей к Киеву.   Таким образом, исход на лучшие, обетованные земли был избран  булгарами как средство спасения целого народа. Иначе поступил кан  Бат-Боян. Его столицей был г. Сандугач на Кубани. Но он не хотел уходить  и из Киева, где у русов появился свой князь из рода Белояров, по имени  Криворог Белояр (676 - ок. 700 гг.). Тот основал новую славянскую  династию князей. Эта династия просуществовала до 852 г., когда явились  находники: вначале - Дирос Эллинский, а потом - варяг Аскольд , которые  стали совместно править Киевским княжеством.    Таким образом, в Киевском княжестве в конце VII в. сложилось  двоевластие, причем булгары относились к славянам хорошо, по-братски, и  не обременяли их данями и работами. Размер булгарской дани к концу VII  в. составлял лишь 1/20 часть имущества ежегодно. Тот, кто не имел своего  имущества, мог и вовсе ничего не платить. Бат-Боян, благоволивший к  славянам, совершенно не вмешивался в дела Киевского князя и позволял ему  править по своему усмотрению. А со своей стороны киевский князь был  лоялен по отношению к Бат-Бояну и признавал его легкую дань. Балтавар же  соглашался на то, чтобы русские жители сельской местности и других  городов платили небольшую дань людям Бат-Бояна и его преемников.  Служилое сословие "анчийцев", или антов, было освобождено от всякой  дани. Напротив, они получали от балтавара денежное вознаграждение и  земельное пожалование за военную службу. Любопытно, что на военной  службе им не разрешалось жениться. Только отслужив, ант мог завести  семью. Причем эти служилые роды становились смешанными  русско-булагрскими, умножая тем самым мужество друг друга.   Назад История Руси. Глава 14. III Далее 			 | 
		 
				 
		 
		 | 			
			
								| 
					История Руси. Глава 14. II									 | 
								
					
						 
				 | 
							 
			 
			
		
				
			| 
				  История Руси. Глава 14. II Булгары и восточные славяне в Кара-Саклане   Булгары были древним народом тюркской группы, чьей прародиной  задолго до начала новой эры был Идель-Урал, т. е. территория между  Волгой и Уралом. В первые века н. э. они называли себя "черноголовыми",  на их знамени была изображена волчья голова - "Буриташ", или "Тамга  Буртаса". Ядро их государства составляли "семь племен", которыми правили  династии Чирмыш-Сармат, Аланская, 1-я и 2-я Гуннские. Имэнский народ  говорил на семи языках, из которых два были арийскими - бурджанский и  агильский, три - локырских или тюркских, два - джуграйских, или  финно-угорских, что свидетельствует о сложном составе булгарского народа  в связи с его происхождением. В конце V - VI вв. в Идели "семи племен"  утвердилась 2-я Гуннская династия от младшего сына Аттилы Бел-Кермека по  прозвищу "Маджар", что значит "Жертвенный" (463-489 гг.). С ним в  Кара-Саклан вернулись из Европы многие булгары (они же - гунны), которые  участвовали в завоевании Европы. Они говорили на языке тюрки, а также  на скифо-сарматском наречии, но постепенно тюркский язык стал для них  главным. А боевая дружба со славянами, особенно с антами, сохранилась.  Бел-Кермек основал свою столицу в Галидже, т. е. в Галиче, или "Учкулы" в  Галиции, что означало "Город трех сыновей Аттилы". Отсюда он  распространил свою власть до Нижнего Дуная, до Черного моря и Крыма и до  Среднего Днепра, называя свое "балтаварство" Булгарским бейликом. Он  принял титул кагана и объявил: "Я это сделал для того, чтобы наши  утерявшие единство и заботу не забыли имя своих отцов". Сын его  Ружа-Джураш-Масгут (484-505 гг.) спас от гибели свой народ, примирив 100  хонских, т. е. гуннских, родов с булгарами и сабанами. В 492 г. он  занял западную часть современной Болгарии до реки Вардара и основал г.  Видин. Мудрый правитель, он знал несколько языков, в том числе  огузо-булгарский тюрки, готский, латинский, греческий, венгерский,  иранский и камтеле (язык булгарских шаманов). Младший сын Джураша  Ас-Банджа - Татра-Банант-Мундо (505-520 гг.), храбрый и воинственный,  прославился удачными походами на Византию, в которых принимали участие и  анты, выведенные им с Дуная на жительство на Среднем Днепре. Они стали  опорой его власти. Его сын Боян-Чельбир подружился и побратался с  аварским ханом Тубджаком, родом с реки Тобол, и обменялся с ним именами:  отныне Тубджак принял имя Бояна, а Аскал-Кельбир Кара-Булгар стал  Тубджаком. Ас-Банджа-Татра вынудил Византию уступить ему часть Балкан.  После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив себе Ак-Бершуд и  Эсегель (часть Западной Сибири). Недаром он был воспет в булгарском  народном эпосе "Шас-Талтан" под именем Тат-Ырана.    Второй сын жены Буляка Джамбек бежал в Крым, а затем в Азаке  основал новое Булгарское тарханство со столицею в г. Ас-Бандже, или  Фанагории. Очень скоро пределы этого тарханства распространились на  другие территории Северного Причерноморья, Предкавказья и Среднего  Приднепровья, населенные булгарами, а также аланами и антами. В 558 г.  Булгарское тарханство было вынуждено признать свою зависимость от  кочевников - аваров, изгнанных тюркютами из Азии и поселившихся на  Среднем Дунае вместе с уграми (предками венгров). Данниками империи  Авар-Суба стали и восточные славяне.   Все они - и булгары, и славяне - платили аварам дань по шкурке соболиной с каждого двора или в денежном эквиваленте.   Беда никогда не приходит одна. В 567 г. вслед за аварами в  Кара-Саклан из-за Прикаспия пришли впервые хазары вместе с савирами. Об  этом рассказывает "Велесова книга": "... И тут хазары напали на нас,  утративших вече, и пояли нас. И тут русичи ринулись в битву, как львы,  говоря: "Мы пропали, если о нас не позаботится Перун". И готы были  побеждены, а до них первыми - хазары были низвержены в прах и рассеяны. И  тут Русь затихла, но говорили мы: это ли еще будет... Хазары же убежали  до Волги, Дона и Донца. И там срам они поимели и убежали, и повергли  мечи свои в землю, и потекли куда глаза глядят... И так впервые воспели  мы славу богам на той земле, которую нарекли затем Русколань.   И на той земле имели мы большие заботы и была утверждена земля  наша. И хазары боялись подходить к земле той и никогда не нападали на  Русколань, опасаясь, что на Донце утвердятся готы". (II, 4а).   А на самом деле в битве с хазарами при Кан-Дэре, т. е. на Днепре,  близ Киева, в 567 г. против новых пришельцев сражались бок о бок  объединенные силы славян, булгар и аваров. Они разбили хазар и отбросили  их за Волгу. Тогда хазары вместе с тюркютами напали на Боспорские  города в Крыму, захватили и разрушили их, но Херсонес взять не смогли.   Хазары и тюрки-утигуры при этом воевали с крымскими готами. С  последними одновременно воевали русы и аланы. Готы напали на хазар,  засевших в Крыму. Хазары запросили помощи у русов, но им было в этом  отказано и они были разбиты.   В 581 г. они отступили от Херсонеса и ушли на Северный Кавказ,  забрав с собой крымских булгар. Тогда в предгорьях Кавказа образовалось  новое булгаро-хазарское бекство - княжество Бурджан.    Тогда часть русов, живших на Дону и в Кубани, подпали под иго  хазаро-тюрков, а те, кто не желал им подчиниться, бежали к Киеву, центру  булгаро-русского сопротивления аварской и хазарской агрессии. "Велесова  книга" и "Повесть временных лет" звали северокавказских хазар "белыми  уграми", а "черными уграми" называли пришедших с Урала угров, или  мадьяр.   Данническая зависимость от аваров тяготила булгар, тем более, что  VI век был временем интенсивного превращения бывших гуннских родов  (хонов) в знатных булгар. По сути дела, булгары и гунны были одним  народом, с одним языком и с одними верованиями в бога неба Тангру, с  одним политическим строем, когда военная демократия постепенно сменялась  классовым строем феодального типа с новой артистократией во главе,  которая обладала землей, богатствами и единой военной структурой,  использовавшей также военную организацию славян-антов. Это была одна  культура и цивилизация, характеризующаяся переходом от кочевнической  стадии к стадии оседло-земледельческой и ремесленно-строительной,  связанной с возведением булгарами ряда крепостей-городов на  Восточно-Европейской равнине. Однако строительству булгарской  цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. В начале  VII в. Булгария была вынуждена уступить часть захваченных ею  причерноморских земель 2-му Новотуранскому Хазарскому каганату, в  котором решающее влияние на политическую жизнь в Кара-Саклане имели  хазары, во всяком случае, в его восточной части. Такое положение  сохранялось до конца 60-х годов Х в., когда Хазарский каганат был  разгромлен великим князем Святославом Игоревичем и присоединен к  Волжской Булгарии.   Булгарская новая гермихионовская знать во главе со своим беком  Аскалом ушла из Туркестана в Булгарское тарханство и поселилась в  области близ Киева, после чего одно из поселений на Киевских холмах  получило имя Аскал. Тот Аскал женился на дочери булгарского бия из рода  Бат-Бояна Тамья-Тархана (основателя г. Тмутаракани). Их сын Албури Алвар  Аспар (577-593-602 гг.) стал булгарским тарханом со ставкой в ауле  Аскале (т. е. в пределах современного Киева). Он постоянно враждовал с  аварами. Брат же Алвара Апсих остался верен аварам. С войском  трансильванских булгар и аваров он участвовал в 602 г. в карательном  походе против восточных славян.    Когда угроза нависла над Киевом, Албури Алвар Аспар принял решение  переехать в г. Ази-Улаг (современный г. Яссы). В тот же год он погиб во  время набега врагов на этот город. Спасаясь, он, будучи слепым, случайно  попал под копыта лошади. Ему наследовала вдова Акджан из рода Кюнграт,  потомок Истеми-хана, мать двоих сыновей - Кубрата и Шамбата. Это  случилось в тот самый год, когда авары напали на славян, обвинив их в  краже скота, а на самом деле авары сами угнали у них весь скот. Славяне  стерпели обиду и не выступили. С 603 г. началось создание государства  "Великая Булгария" во главе с племенем гунногундуров и династией канов  из рода Дуло. Начал объединение кан Органа, или Арбуга Бу-Юрган Телес.   До возмужания старшего сына Албури Кубрата булгарским государством  правил младший брат Албури Органа. Это был мудрый и благородный  правитель.   Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным  после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов  Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая (они существовали с 552  по 745 г.). Западный Тюркютский каганат был расположен в Средней Азии и  был уничтожен арабским вторжением около 740 г. А Восточный Тюркютский  каганат находился в Центральной Азии и был разгромлен уйгурами в 745 г. В  свою очередь, Уйгурский каганат был разгромлен енисейскими киргизами в  840 г. Более устойчивый характер носили тюркские (булгарские)  государственные образования на Восточно-Европейской равнине, укреплявшие  свое положение военно-политическим союзом с русами, направленным против  аваров, арабов и хазар.  Назад История Руси. Глава 14. II Далее 			 | 
		 
				 
		 
		 |  			
			
								| 
					11									 | 
								
					
						 
				 | 
							 
			 
			
		
		 
		 | 			
			
								| 
					История Руси. Глава 13. VI									 | 
								
					
						 
				 | 
							 
			 
			
		
				
			| 
				 История Руси. Глава 13. VI Грузинская повесть рассказывает: "Не прошло и трех дней после  учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как  опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами  бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного  числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое  меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что  на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять".    Горячий бой разгорелся в предместье города в Пигах, где славянам  противостояло народное ополчение. Там Богородица, покровительница  местного храма, "посрамила отряды неверных и непобедимою своей силою  укрепила и усилила пигейцев против множества, раскалила сердца их,  чтобы они смело боролись и резали богоборцев <...> Пигейцы,  воспламененные ревностью и ободренные упованием на Него, разбили скифов,  атаковавших своим воинством храм, и силою Господа наши народные воины  одолели вступивших с ними в бой; малочисленными Господь попрал несметное  число врагов. Пыл предводителя и князя скифов настолько был ослаблен,  что он стал оплакивать не столько свое настоящее посрамление, сколько  предугадывал, на основании этого неожиданного посрамления, свою  предстоящую погибель и падение".    В ходе сражения произошел перелом: греки уверовали в свою победу и  каждый день стали делать вылазки и бились с врагами. "Храбрость же  скифов и сила их стала ослабевать и умаляться".    Святой патриарх Сергий, посоветовавшись с эпархом Варосом и  горожанами, решил послать послов к хану с подарками и предложением  дани. Однако хаган отказался от золота, требуя сдачи города. Сражение  возобновилось с новой силой. Оно продолжалось в течение трех дней  безостановочно. И тогда враги решили напасть на город с двух сторон: со  стороны суши поставили стенобитную машину, а море заполнили несчетным  количеством славянских однодревок. Персы и авары атаковали  одновременно. Они подняли сильнейший рев, подобно диким зверям, чтобы  напугать греков, но не преуспели в этой затее. Флот ромеев потопил лодки  славян, пытавшихся перевезти персов из Халкидона на другой берег. Так  Пренепорочная Дева "всюду посрамила их и всякую надежду их сделала  тщетною и бесполезною. Со стен города греческие бойцы всегда (при каждом  приступе) убивали столько безверных, что оставшиеся в живых враги не  успевали сжигать трупов павших воинов. Сжигание требовалось обычаем  варваров; предавая умерших огню, они сами предавали их "вечному огню".  Так было с борющимися со стороны суши.   Сражающиеся со стороны моря неслись на своих лодках, стараясь  помочь своим отрядам. Но как только приблизились к храму Влахернской  Пресвятой Богородицы, их постигла кара Божия. О знамение! Как только  направились к этому храму, поднялась большая буря, и тотчас море там же,  где застала их буря, поглотило их. И кто только направлялся к  окрестностям Влахернского храма и приближался к нему, всяк уходил ко  дну. Море неестественно подымалось вверх (страшно было даже смотреть на  него), потом мгновенно делилось на две половины, и по воле Божьей,  каждая половина, надвигаясь на моноксилы, уносила их в бездонную  пропасть.   Зрелище было удивительное, страшное и истинно соответствующее  поразительному всемогуществу Божию. Волны поднимались до высоты целых  холмов и, подобно рассвирепевшим лютым зверям, бешено бросались на  врагов Богоматери, или, подобно живым существам, с жадностью глотали их  и губили беспощадно. Так, всех врагов покрыли волны, все пошли ко дну и  погибли, подобно тому, как это случилось с египтянами, преследовавшими  израильтян, которые шли между двумя водными стенами, где потонули их  преследователи и погибли вовеки. Такое же чудо опять явил нам Бог  чудес".    "Пасхальная хроника" рассказывает: "А армяне вышли за Влахернскую  стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св. Николая. Те  славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем  решили, что стоящие у моря люди - авары. Они выбрались на берег в этом  месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись  вплавь вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты  по его приказу".   На следующий день "сам князь, глава скифского народа, своими  глазами видел погибель своего народа, ибо он, сидя на коне и стоя на  возвышенном и удобном месте, мог видеть случившееся. Он, как зверь,  заскрежетал зубами и, посылая нам угрозы, со всею силой ударял себя в  грудь и по лицу".    Воины и городские жители, воодушевившись помощью Божией, отворили  городские ворота и устроили большую вылазку. Они отогнали врагов от  города, сожгли лагерь хагана. Отступающие авары сожгли предместья. Они  навсегда покинули Византию. Бежали и персы. На поле перед стенами греки  нашли много трупов славянских женщин в воинских одеждах: как будто  последние амазонки приходили штурмовать византийскую столицу!   На три десятилетия столица Византии была избавлена от осад и приступов.   А на персидском фронте армия Ираклия в битве близ развалин Ниневии  на реке Тигр 12 декабря 627 г. разгромила персидскую армию под  начальством Разата. Битва была затяжной и кровопролитной. Ираклий  находился в гуще схватки и собственноручно убил Разата. На следующий  год, когда упрямый Хосров II отказался принять великодушные условия  императора Ираклия, он был свергнут группой офицеров, которые возвели на  престол его сына Кавада - Широе II; последний с радостью принял  условия мира, отказался от всех завоеваний, отдал все захваченные трофеи  и согласился на контрибуцию.   Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь. Поэты прославляли его как нового Геркулеса.     Распад Аварской империи   После неудачи под стенами Константинополя аварская сила пошла на  убыль. Федераты - германцы и славяне - ушли. Государство Само дважды  разбивало аваров в Паннонии. И хотя аварам удалось подавить восстание  кутригуров в Кара-Саклане (630 г.), их силы дышали на ладан. К тому же  за единоплеменников вступился хан Великой Булгарии Кубрат. (Еще раньше, в  619 г., Кубрат заключил союз с Византией против аваров.) В 633 г. в  битве в приднепровских степях хан Кубрат с помощью булгаро-славянских  войск разбил аваров и изгнал их из Кара-Саклана. Так закончилось  аварское иго, и наступило Булгарское время у восточных славян.   В 677 г. аварское посольство заключило мир с Византией в  Константинополе, и некогда могущественная Авария превратилась в малое  княжество в Паннонии и Норике. Оно тихо доживало свои дни, пока его не  потревожили франки. После завоевания Каролингами Баварии пришел черед и  Паннонии. В 791-796 гг. армия под командованием Карла Великого и его  сына Пипина в семи битвах разбила войска аваров в долинах Среднего Дуная  и Тиссы. Восстания аваров, вспыхивавшие не раз в 799-803 гг., были  подавлены франками. Аварская империя перестала существовать. Последний  ее хан Теодор принял крещение, и Авария частично вошла в состав  государства Великая Моравия. Последнее упоминание об аварах относится к  822 году, после чего их имя исчезло из анналов истории.   Ю. П. Миролюбов пишет о них следующее: "Авары были так же, как и  готы, свирепы, но они, например, уважали доблесть своих подчиненных,  оказывали им честь и держали свои обещания. Это было уже чем-то  положительным в глазах подчиненных народов. Правда, и их возненавидели в  конце концов за свирепость и жестоко рассчитались с ними в момент их  падения".    "Повесть временных лет" сохранила о них следующую притчу:    "Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, и  умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и  доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства".                                          Седов В. В. Славяне в раннем средневековье.       Седов В. В. Славяне в раннем средневековье  Назад История Руси. Глава 13. VI Далее 			 | 
		 
				 
		 
		 |  
  |   |  << В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>
 
  |  | Всего 343 - 351 из 473 |   			
			      		
           | 
         
       
	 | 
     
      
  		
    		
      					
					
				| 
					Анонс				 | 
			 
					
			
				
		
				
			
				«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России). 
  Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!! «Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб. Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф. 			 | 
		 
				 
		 
					 | 
		 
		 
		      						 | 
  		 
	   
     |