|
Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 14. IV |
|
История Руси. Глава 14. IV Так на Руси нарождался первоначальный феодализм. Такого же рода службу несли в Киеве джурашцы, или дагестанцы, которые работали в кузнях и выделывали прекрасное оружие и доспехи. Дагестанцы в знак любви к своему властителю балтавару Авару (727- ок. 759 гг.) назвали себя аварами и, вернувшись в Дагестан, основали свое княжество - Аварию. Пытаясь освободиться от хазарской зависимости, Бат-Боян принял в Киеве христианство, крестившись по греческому обряду в 682 г. Он избрал крещение как путь личного спасения, но не для своих подданных. Через год он умер, а его останки позднее были перенесены в одну из киевских пещер. Говорят, что при кончине он произнес два слова: "Бир Тангра", т. е. "Один Тангра!", объявив тем самым свою верность тенгрианской вере предков. При правнуке Бат-Бояна кане Айяр-Аваре (727-759 гг.) булгары еще сражались вместе с хазарами против арабской агрессии. Вначале они победили арабов, а потом были ими разгромлены (737 г.). По условиям договора с хазарами, булгары могли принимать ислам. Масса разрозненных булгарских племен - на Днепре, Волге, Каме, в Сибири, на Дунае и на Северном Кавказе - стали активно принимать веру пророка Мухаммеда, а от веры в Тангру отказывались. В том же, 737 г. арабский полководец Мухаммед ибн Мерван (будущий халиф Мерван II) разгромил хазар на Волге, а с Дона увел в плен 20 000 семейств славян, которых затем продал в рабство. В середине VIII в. хазарский каган разорвал взаимовыгодный договор с Великой Булгарией и потребовал с булгар ежегодной дани мехами. Кан Авар по просьбе своей матери - аварки - совершил несколько походов против франков через Карпаты, но не мог спасти Паннонскую Аварию. В 745 г. тот же кан применяет оружие в своей стране против восставших русов, которых булгары называли "балынцами". Восстание подняли те русы, которые были недовольны размером булгарской дани и привилегированным положением "анчийцев", т. е. антов, освобожденных от выплаты дани. Их поддержали балынцы и ульчийцы. Русы тогда построили город Старую Ладогу (Галидж) на реке Волхов, близ Ладожского озера (753 г.). Авар разбил восставших на Днепре, тогда русы бежали на север, а другие - на Дон для того, чтобы возродить там казачество Бусовых времен. Хазарский же каган Барджил обрадовался смуте у булгар и помог русским построить г. Русу на реке Поле, возле озера Ильмень (современная Старая Русса). Ладожане приветствовали восставших и построили для них другой город - Русу на Ладожском озере. Разгневанный Авар послал на них свое войско во главе с сыном Тат-Утяком. Последний разрушил Галидж и Русу до основания. Но спустя некоторое время мятежники вернулись и заново отстроили свои города. Булгарских канов уже никто не слушался на Руси. Согласно "Своду булгарских летописей", булгары в VIII - первой половине IX в. понастроили свои крепости в древнерусских городах и дали им свои названия: в Смоленске - Шамлын, в Ростове - Джир, в Муроме - Кан, в Касимове - Хан-Керман, в Липецке - Аучи, в Полтаве - Балтавар, в Путивле - Батавыл, в Курске - Хурса, в Воронеже - Хазар, в Тамбове - Ышна, в Чернигове - Караджар, в Саратове - Саратау, в Царицыне - Сарычин и т. д. После того как булгары ушли из Руси на Среднюю Волгу (865 г.), власть булгарских канов и вовсе кончилась, а булгарские названия крепостей постепенно забылись и остались только их русские названия. Во второй половине VIII в. тысячи булгар, спасаясь от преследований хазарской верхушки, начинают массово переселяться в Барсиле, где они основали город Булгар-Мардукан в честь своего духа - алпа Карги и обустроили Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского кана изгнать бурджан, но кан отказался. Каган поневоле был вынужден согласить на это переселение и даже предоставил бурджанским купцам льготы при торговле. В 820 г. правнук Авара кан Ак-Урус Айдар (815-855 гг.) стал активно заселять Волжскую Булгарию выходцами из Кара-Саклана и Бурджана после неудачного восстания бурджан против хазар. Айдар с частью черных булгар - темтюгов принял ислам в пику иудаизированной Хазарии. В ответ каган Обадия окончательно разорвал отношения с Великой Булгарией и двинулся на нее со своим войском, преимущественно состоявшим из угров-тюрков. В битве при ауле Харька хазары были разбиты, так как угры перешли на сторону булгар. После этого Айдар заключил союз с тюркским кочевым народом печенегами и женился на печенежской княжне. В 850-х годах Айдару удалось нанести сильный экономический удар по Хазарии, открыв новый торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный путь начинался "в Варягах", т. е. в Швеции, и вначале шел по Балтийскому морю до устья Западной Двины, потом по Двине до истоков, затем волоком до Днепра, далее вниз по Днепру в Черное море и по нему в Малую Азию и Закавказье. Кан Айдар принял на службу много скандинавов и прибалтов - колбягов, пруссов, финнов и дал всем купцам, в том числе и русам, льготы беспошлинной торговли. "Мага Вира" Льва Силенко сохранила рассказ греческих купцов, основанный на свидетельстве византийских хроник, о богатстве главного рынка в Киеве. Там купцы из Ирана продают шелк, купцы из Рима - шелковые ткани, греки - парчовые ткани, арабы - мечи, привезенные из Дамаска. Русичи им рассказывали, что в Русской земле есть все для безбедной счастливой жизни и что они от чужеземцев ничего не хотят, кроме одного: чтобы те оставались друзьями Руси. В знак дружбы они угощают гостей хмельным медовым напитком; пища же у них вкусная и очень сытная. У них имеются золотые миски, у них почитают воинов, которые получили шрамы на лице в сражении. А про себя русы говорят, что их мать - земля, отец - небо, а они - их дети и Дажьбожьи внуки. Император осмотрел дары, привезенные ему из Киева, и удивился горючему камню - чудодейственному янтарю, белым как первый снег и легким как волна горностаевым и соболиным мехам, рыжим лисьим мехам, украшениям знатных женщин: золотым серьгам, жемчужным ожерельям, рубиновым камням, золотым монистам, обитым золотом каблукам изящных сапожек. При кане Айдаре появилась особая категория государственных служащих из славян, называемая "игенчеи", которые вместо уплаты дани строили в верховьях больших рек корабли и осуществляли плавание по Днепру и Волге. Этих строителей называли "субаши" (от болгарского слова "субаш" - "верховье реки"). Благодаря строительству торгового флота и торговле расцветали такие города, как Киев и Великий Булгар. Булгары привнесли в Киевский бейлик свои представления об источниках всеобщего благосостояния: Народ, Государство, Закон. Эти представления были сходными с представлениями восточных славян - русов, которые видели конкретное воплощение Народа в вече, Государства - в государствах Божа и Кия, а Закона - в Законе Сварги, который реализуется постепенным шествием русичей в Сваргу, т. е. в вечность через правые и добрые дела и соблюдение ведических традиций. Однако в политической практике формула всеобщего благоденствия должна была реализоваться в Древнерусском государстве "Киевская Русь", и до этого было уж не так далеко. После смерти Ак-Урус Айдара ему наследовал его сын Габдулла Джилки (855 - 882 гг.), первый хан Волжской Булгарии, опиравшийся на мусульманскую знать и мусульманских купцов. После восстания киевлян против булгарского господства он перенес свою столицу из Киева в Великий Булгар (865 г.). Так начался новый этап в истории Булгарского государства, ставший последним этапом смертельной борьбы между Булгарией и Хазарией за гегемонию в Восточной Европе и закончившийся через сто лет полной победой Волжской Булгарии. Так завершилось время Великой Кара-Сакланской Булгарии, распавшейся на 6 частей: (1) Булгар Волжский, (2) Урус = Русь, (3) Карел = Карелия, (4) Маджар = Венгрия, (5) Кыпчак = Поле половецкое, (6) Джалда = Крым. 7-й частью следовало бы считать Дунайскую Болгарию, которую завоевали булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в. Подводя некоторые итоги этнополитического развития, исследователь Р. Х. Бариев пишет: "В Х в. общая этноноосфера булгар, которые составляли единый мир от Камы до Дуная, от верховьев Дона до Черного моря и Северного Кавказа, раскололась. На Дунае болгары приняли православие и ославянились, оставив лишь свой этноним да некоторые элементы общебулгарской культуры; они перестали ощущать себя частью общебулгарского мира, а значит, у них возникла своя особая этноноосфера, несущая частота которой сместилась от прежней. На Средней Волге возник новый этнос - булгары, который, сохранив общебулгарскую этноноосферу, укрепил ее на основе ислама и арабской культуры. Донские булгары какое-то время оставались язычниками со своей старой этноноосферой, предельное снижение ее энергии не способствовало их сплочению и созданию ими нового государства. Назвав себя казаками, в дальнейшем они частью попали под влияние русской этноноосферы и, приняв православие, обрусели, а частью примкнули к волжским булгарам, стали мусульманами и сохранились отдельными островками среди обрусевших собратьев в Пензенской, Тамбовской и некоторых других областях России. Это еще одно подтверждение тому, что не только кровным родством определяется принадлежность человека к тому или иному этносу, но и, прежде всего, вхождением его чувств и мыслей, шире - его биополя, в этноноосферу того народа, представителем которого он себя считает". Назад История Руси. Глава 14. IV Далее |
|
История Руси. Глава 14. III |
|
История Руси. Глава 14. III Возвышение Булгарского канства и Великая Булгария Все началось с заключения мирного договора с Византией, направленного против аварской и хазарской агрессий. Император Ираклий был весьма доволен таким договором, а булгарский кан и того более. Ему удалось добиться хотя бы временного мира в Кара-Саклане и, благодаря ему, воссоединить 60 уделов бывшей Великой Сарматии в единое государство под названием "Ак-Булгар Йорты", т. е. "Великая Белая Булгария". "Белая" - значит свободная, ни от кого не зависящая. Великая Булгария началась с объединения территории и населения вокруг единого центра - Киева, а государство Булгарское в лице кана, его бояр и должностных лиц управляло страной с преимущественно славянским населением, т. е. Русью. В следующем 619 г. Бу-Юрган в целях укрепления своего государства вместе с частью булгарской знати принял в Византии христианство, но булгары-тенгрианцы, которых было большинство, осудили этот поступок и созвали "Совет великих родов". В Совете значительным влиянием пользовались представители трех родов: Кюнграт, Ширак и Хип. Совет потребовал ухода Бу-Юргана и передачи власти Кубрату по прозвищу "Башту", т. е. "Киевский" (594-619-668 гг.). Так Кубрат стал каном Великой Булгарии. А Бу-Юрган Телес удалился в Крым. Кубрат любил кочевать в славянских землях между аулом Аскал (т. е. современным Киевом) на Днепре и аулом Харька на реке Аксу (т. е. современным Харьковым). А ставкой его был аул Балтавар (т. е. современная Полтава) на реке Ворскле, недалеко от древнего Гелона. Кубрат разделил все население Кара-Саклана на три категории, или класса, а именно: (1) багылы, или аристократы, (2) багинины, или средние, (3) чирмыши, или сабане, т. е. низшие. Все три класса или сословия служили в булгарской армии, составляя, таким образом, единый вооруженный народ. Анчийцы, или анты, образовали особое служилое сословие воинов. Их было несколько тысяч человек и они получали за службу деньги и земли в Киеве и вокруг него. В антское сословие входили и представители булгарских родов: ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын, образовавшие, таким образом, содружество со славянами. Верховный властитель страны обладал титулом "балхавар", что означало "святославный"; в просторечии этот титул произносился как "балтавар". Однажды самый могущественный из балтаваров кан Кубрат, собрав большое войско, на Днепре разбил аваров в большом сражении (633 г.). Победа над аварами, означавшая освобождение от аварского ига, способствовала росту популярности Кубрата сради славян, булгар и прочих народов Кара-Саклана, или Великой Сарматии. Воспользовавшись смутой и распадом Западного Тюркютского каганата в 629 г. на две части - Баласагунскую и Хазарскую, кан Кубрат выбил хазар из Северного Кавказа и овладел всей территорией Причерноморских степей от Дуная до Волги, а сам принял титул хакана. В состав Великой Булгарии Кубрата вошли бейлики Бырман, Бырбат, Джеремела, Сынджак и Джалда. Свой столицей он сделал город Ас-Банджу, т. е. Фанагорию, и кочевал теперь вместе со своим родом между городами Фанагорией и Хорысданом, или Батавылом (он же современный г. Путивль). Таким образом, освободилась от ига хазар часть Русколани, или лесостепи между Балтаваром и Харька, которая тотчас же была занята снова русами. В южной части Кара-Саклана возникли новые города, а именно: Бирман (на месте современной Одессы в бухте Гаджи-бей), Улуш, или древнерусское Олешье (современный г. Цурюпинск), Улаг-Кашан (современный г. Кишинев), Ази-Улаг (современный г. Яссы), Барадж-Келва (современный г. Переяславль Южный), крепость Корым (современный г. Перекоп). Новая Булгария, гордо носившая имя "Ак-Булгар-Йорты". была враждебна на востоке хазарам, на западе - аварам, доживавшим свой век в Паннонии, а на юге - грекам, жившим в причерноморских городах и занимавшимся работорговлей при посредничестве евреев-левантийцев. Византийская летопись Феофана называет Кубрата "обладателем Булгарии и кутрагов", т. е. кутригуров. Умирая в 668 г., Кубрат оставил после себя трех сыновей - Атряк-Кутрага, Бат-Бояна и Атилле-Аспаруха и двух приемных сыновей, детей своего дяди Бу-Юргана - Лачына и Кызыл-Кубара. Верховная власть в Кара-Саклане, который в лесостепной полосе оставался преимущественно русским по населению, досталась верховному кану Бат-Бояну, старшему сыну Кубрата. Бат-Боян родился в 617 г., а в конце 643 г. он принял ислам, совершил хадж и побывал в гостях у племянника пророка Мухаммеда, арабского халифа Омара (634-644 гг.). С этого времени булгары стали называть его Бат-Умаром, или Камир-Батыром. После нападения арабов на Булгарию Бат-Боян отказался от ислама и разбил у Дона, близ города Хин-Кермана, войско арабского полководца Абдуррахмана (654 г.), за что получил прозвище "Халиб Илятбира", т. е. "Победитель и Правитель Благоденствующей Страны". В 663 г. Шамбат, младший брат Кубрата, а также Аспарух Моджар, сын Кубрата, бывший наместником Барс-иле (Волго-Урала) и Эсегеля (Сибири), выступили против Бат-Бояна с целью свергнуть его с трона. Шамбат шел с северо-запада и в его войске было много антов и русов. Аспарух шел с северо-востока с войском сибирских булгар и потом захватил Бурджан. Они встретились у столицы Бат-Бояна Фанагории и разбили его войско. Бат-Боян был вынужден бежать в Крым. На выручку Бат-Бояну выступили заволжские ханы со 150-тысячным войском из куманов, тюркменов и кыргызов. Шамбат и Аспарух были разбиты и бежали в Киев. Тем временем Бат-Боян собрал войско из булгар, проживавших в Кара-Саклане, и выступил навстречу большому хазарскому войску под командованием Калги. Булгарам Бат-Бояна при поддержке отчаянных храбрецов антов и русов удалось одержать полную победу над хазарами в битве при реке Алмыш (иначе - Кельмес, или Калка). Это произошло около 670 г. С обеих сторон пало 90 000 воинов, из которых 50 000 - хазары. Сам Калга был зарублен бурджанским вождем Бу-Юрган-Хумыком, внуком Бат-Бояна. Хазарский хакан Кыр-Багыл (653-675 гг.) хотел было заключить мир с мятежными булгарскими вождями, но Шамбат и Аспарух не согласились. Новая битва произошла близ торной дороги из Крыма в аул Харька. На этот раз к хазарам присоединился кан Бат-Боян со своим войском. Перед этим он уступил Хазарии часть причерноморских и все нижневолжские земли в обмен на сотрудничество. Так начиналась Великая Хазария. В битве с булгарами хазары победили, а Шамбат с Аспарухом снова бежали в Киев (670 г.). Каган попытался было с ходу взять Киев, но булгарские воины Шамбата вместе с русами сделали удачную вылазку из города и обратили хазар в бегство. Бат-Боян вступил с Шамбатом и Аспарухом в переговоры и договорился с ними о разделе страны. Правобережная часть Днепра осталась за Шамбатом и Аспарухом, а левобережная - за Бат-Бояном, но вскоре последняя была захвачена Хазарией. Шамбат умер в 670 г. Кара-Булгар был захвачен Хазарией, а булгары стали разбегаться, кто куда. Вскоре, в 677 г., Аспарух с 600-тысячным войском ушел в Бессарабию и Дакию. В апреле 680 г. Аспарухова орда, состоящая в основном из булгар-кутригуров, перешла Дунай, преодолела Искандеровы горы и заняла Мезию и Фракию. Там Аспарух образовал свое царство, которое сначала называл в память о своем прежнем владении Бурджаном, а позднее - Дунайской Булгарией. От него и от сына Тарвиля началась династия булгарских ханов Первого Болгарского царства (681-1018 гг.). Булгары поселились в славянских городах и селениях, усвоили славянские язык, обряды, обычаи, одежды и стали называться болгарами. Только бурджанские кок-огузы (предки печенегов), не отказавшиеся от своей жизни в поле, сохранили свой язык - тюрки и обычаи. Но их было очень мало. Другие сыновья Кубрата увели своих соплеменников, в основном кутригуров, еще дальше: Кутраг - на Среднюю Волгу и Каму, где позднее (в 865 г.) возникла Волжская Булгария. Они стали предками так называемых черных, или серебряных, булгар, иначе - темтюгов, чьему государству было суждено вплоть до 1240 г. играть важную роль в истории Евразии. Лачын и Кызыл-Кубар увели свои орды в Паннонию и Македонию, Альцека - в Италию (герцогство Беневенто). И только Бат-Бояновы булгары - преимущественно угры - остались на своих местах, в Ак-Саклане. Они потом передвинулись в южнорусские степи, в районы верхнего Северского Донца, Нижнего Днепра и Южного Буга; там они встретили "белых угров", или мадьяр, и соединились с ними в стране Лебедия; анты же ушли из тех областей к Киеву. Таким образом, исход на лучшие, обетованные земли был избран булгарами как средство спасения целого народа. Иначе поступил кан Бат-Боян. Его столицей был г. Сандугач на Кубани. Но он не хотел уходить и из Киева, где у русов появился свой князь из рода Белояров, по имени Криворог Белояр (676 - ок. 700 гг.). Тот основал новую славянскую династию князей. Эта династия просуществовала до 852 г., когда явились находники: вначале - Дирос Эллинский, а потом - варяг Аскольд , которые стали совместно править Киевским княжеством. Таким образом, в Киевском княжестве в конце VII в. сложилось двоевластие, причем булгары относились к славянам хорошо, по-братски, и не обременяли их данями и работами. Размер булгарской дани к концу VII в. составлял лишь 1/20 часть имущества ежегодно. Тот, кто не имел своего имущества, мог и вовсе ничего не платить. Бат-Боян, благоволивший к славянам, совершенно не вмешивался в дела Киевского князя и позволял ему править по своему усмотрению. А со своей стороны киевский князь был лоялен по отношению к Бат-Бояну и признавал его легкую дань. Балтавар же соглашался на то, чтобы русские жители сельской местности и других городов платили небольшую дань людям Бат-Бояна и его преемников. Служилое сословие "анчийцев", или антов, было освобождено от всякой дани. Напротив, они получали от балтавара денежное вознаграждение и земельное пожалование за военную службу. Любопытно, что на военной службе им не разрешалось жениться. Только отслужив, ант мог завести семью. Причем эти служилые роды становились смешанными русско-булагрскими, умножая тем самым мужество друг друга. Назад История Руси. Глава 14. III Далее |
|
История Руси. Глава 14. II |
|
История Руси. Глава 14. II Булгары и восточные славяне в Кара-Саклане Булгары были древним народом тюркской группы, чьей прародиной задолго до начала новой эры был Идель-Урал, т. е. территория между Волгой и Уралом. В первые века н. э. они называли себя "черноголовыми", на их знамени была изображена волчья голова - "Буриташ", или "Тамга Буртаса". Ядро их государства составляли "семь племен", которыми правили династии Чирмыш-Сармат, Аланская, 1-я и 2-я Гуннские. Имэнский народ говорил на семи языках, из которых два были арийскими - бурджанский и агильский, три - локырских или тюркских, два - джуграйских, или финно-угорских, что свидетельствует о сложном составе булгарского народа в связи с его происхождением. В конце V - VI вв. в Идели "семи племен" утвердилась 2-я Гуннская династия от младшего сына Аттилы Бел-Кермека по прозвищу "Маджар", что значит "Жертвенный" (463-489 гг.). С ним в Кара-Саклан вернулись из Европы многие булгары (они же - гунны), которые участвовали в завоевании Европы. Они говорили на языке тюрки, а также на скифо-сарматском наречии, но постепенно тюркский язык стал для них главным. А боевая дружба со славянами, особенно с антами, сохранилась. Бел-Кермек основал свою столицу в Галидже, т. е. в Галиче, или "Учкулы" в Галиции, что означало "Город трех сыновей Аттилы". Отсюда он распространил свою власть до Нижнего Дуная, до Черного моря и Крыма и до Среднего Днепра, называя свое "балтаварство" Булгарским бейликом. Он принял титул кагана и объявил: "Я это сделал для того, чтобы наши утерявшие единство и заботу не забыли имя своих отцов". Сын его Ружа-Джураш-Масгут (484-505 гг.) спас от гибели свой народ, примирив 100 хонских, т. е. гуннских, родов с булгарами и сабанами. В 492 г. он занял западную часть современной Болгарии до реки Вардара и основал г. Видин. Мудрый правитель, он знал несколько языков, в том числе огузо-булгарский тюрки, готский, латинский, греческий, венгерский, иранский и камтеле (язык булгарских шаманов). Младший сын Джураша Ас-Банджа - Татра-Банант-Мундо (505-520 гг.), храбрый и воинственный, прославился удачными походами на Византию, в которых принимали участие и анты, выведенные им с Дуная на жительство на Среднем Днепре. Они стали опорой его власти. Его сын Боян-Чельбир подружился и побратался с аварским ханом Тубджаком, родом с реки Тобол, и обменялся с ним именами: отныне Тубджак принял имя Бояна, а Аскал-Кельбир Кара-Булгар стал Тубджаком. Ас-Банджа-Татра вынудил Византию уступить ему часть Балкан. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив себе Ак-Бершуд и Эсегель (часть Западной Сибири). Недаром он был воспет в булгарском народном эпосе "Шас-Талтан" под именем Тат-Ырана. Второй сын жены Буляка Джамбек бежал в Крым, а затем в Азаке основал новое Булгарское тарханство со столицею в г. Ас-Бандже, или Фанагории. Очень скоро пределы этого тарханства распространились на другие территории Северного Причерноморья, Предкавказья и Среднего Приднепровья, населенные булгарами, а также аланами и антами. В 558 г. Булгарское тарханство было вынуждено признать свою зависимость от кочевников - аваров, изгнанных тюркютами из Азии и поселившихся на Среднем Дунае вместе с уграми (предками венгров). Данниками империи Авар-Суба стали и восточные славяне. Все они - и булгары, и славяне - платили аварам дань по шкурке соболиной с каждого двора или в денежном эквиваленте. Беда никогда не приходит одна. В 567 г. вслед за аварами в Кара-Саклан из-за Прикаспия пришли впервые хазары вместе с савирами. Об этом рассказывает "Велесова книга": "... И тут хазары напали на нас, утративших вече, и пояли нас. И тут русичи ринулись в битву, как львы, говоря: "Мы пропали, если о нас не позаботится Перун". И готы были побеждены, а до них первыми - хазары были низвержены в прах и рассеяны. И тут Русь затихла, но говорили мы: это ли еще будет... Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца. И там срам они поимели и убежали, и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза глядят... И так впервые воспели мы славу богам на той земле, которую нарекли затем Русколань. И на той земле имели мы большие заботы и была утверждена земля наша. И хазары боялись подходить к земле той и никогда не нападали на Русколань, опасаясь, что на Донце утвердятся готы". (II, 4а). А на самом деле в битве с хазарами при Кан-Дэре, т. е. на Днепре, близ Киева, в 567 г. против новых пришельцев сражались бок о бок объединенные силы славян, булгар и аваров. Они разбили хазар и отбросили их за Волгу. Тогда хазары вместе с тюркютами напали на Боспорские города в Крыму, захватили и разрушили их, но Херсонес взять не смогли. Хазары и тюрки-утигуры при этом воевали с крымскими готами. С последними одновременно воевали русы и аланы. Готы напали на хазар, засевших в Крыму. Хазары запросили помощи у русов, но им было в этом отказано и они были разбиты. В 581 г. они отступили от Херсонеса и ушли на Северный Кавказ, забрав с собой крымских булгар. Тогда в предгорьях Кавказа образовалось новое булгаро-хазарское бекство - княжество Бурджан. Тогда часть русов, живших на Дону и в Кубани, подпали под иго хазаро-тюрков, а те, кто не желал им подчиниться, бежали к Киеву, центру булгаро-русского сопротивления аварской и хазарской агрессии. "Велесова книга" и "Повесть временных лет" звали северокавказских хазар "белыми уграми", а "черными уграми" называли пришедших с Урала угров, или мадьяр. Данническая зависимость от аваров тяготила булгар, тем более, что VI век был временем интенсивного превращения бывших гуннских родов (хонов) в знатных булгар. По сути дела, булгары и гунны были одним народом, с одним языком и с одними верованиями в бога неба Тангру, с одним политическим строем, когда военная демократия постепенно сменялась классовым строем феодального типа с новой артистократией во главе, которая обладала землей, богатствами и единой военной структурой, использовавшей также военную организацию славян-антов. Это была одна культура и цивилизация, характеризующаяся переходом от кочевнической стадии к стадии оседло-земледельческой и ремесленно-строительной, связанной с возведением булгарами ряда крепостей-городов на Восточно-Европейской равнине. Однако строительству булгарской цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. В начале VII в. Булгария была вынуждена уступить часть захваченных ею причерноморских земель 2-му Новотуранскому Хазарскому каганату, в котором решающее влияние на политическую жизнь в Кара-Саклане имели хазары, во всяком случае, в его восточной части. Такое положение сохранялось до конца 60-х годов Х в., когда Хазарский каганат был разгромлен великим князем Святославом Игоревичем и присоединен к Волжской Булгарии. Булгарская новая гермихионовская знать во главе со своим беком Аскалом ушла из Туркестана в Булгарское тарханство и поселилась в области близ Киева, после чего одно из поселений на Киевских холмах получило имя Аскал. Тот Аскал женился на дочери булгарского бия из рода Бат-Бояна Тамья-Тархана (основателя г. Тмутаракани). Их сын Албури Алвар Аспар (577-593-602 гг.) стал булгарским тарханом со ставкой в ауле Аскале (т. е. в пределах современного Киева). Он постоянно враждовал с аварами. Брат же Алвара Апсих остался верен аварам. С войском трансильванских булгар и аваров он участвовал в 602 г. в карательном походе против восточных славян. Когда угроза нависла над Киевом, Албури Алвар Аспар принял решение переехать в г. Ази-Улаг (современный г. Яссы). В тот же год он погиб во время набега врагов на этот город. Спасаясь, он, будучи слепым, случайно попал под копыта лошади. Ему наследовала вдова Акджан из рода Кюнграт, потомок Истеми-хана, мать двоих сыновей - Кубрата и Шамбата. Это случилось в тот самый год, когда авары напали на славян, обвинив их в краже скота, а на самом деле авары сами угнали у них весь скот. Славяне стерпели обиду и не выступили. С 603 г. началось создание государства "Великая Булгария" во главе с племенем гунногундуров и династией канов из рода Дуло. Начал объединение кан Органа, или Арбуга Бу-Юрган Телес. До возмужания старшего сына Албури Кубрата булгарским государством правил младший брат Албури Органа. Это был мудрый и благородный правитель. Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая (они существовали с 552 по 745 г.). Западный Тюркютский каганат был расположен в Средней Азии и был уничтожен арабским вторжением около 740 г. А Восточный Тюркютский каганат находился в Центральной Азии и был разгромлен уйгурами в 745 г. В свою очередь, Уйгурский каганат был разгромлен енисейскими киргизами в 840 г. Более устойчивый характер носили тюркские (булгарские) государственные образования на Восточно-Европейской равнине, укреплявшие свое положение военно-политическим союзом с русами, направленным против аваров, арабов и хазар. Назад История Руси. Глава 14. II Далее |
|
11 |
|
|
История Руси. Глава 13. VI |
|
История Руси. Глава 13. VI Грузинская повесть рассказывает: "Не прошло и трех дней после учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять". Горячий бой разгорелся в предместье города в Пигах, где славянам противостояло народное ополчение. Там Богородица, покровительница местного храма, "посрамила отряды неверных и непобедимою своей силою укрепила и усилила пигейцев против множества, раскалила сердца их, чтобы они смело боролись и резали богоборцев <...> Пигейцы, воспламененные ревностью и ободренные упованием на Него, разбили скифов, атаковавших своим воинством храм, и силою Господа наши народные воины одолели вступивших с ними в бой; малочисленными Господь попрал несметное число врагов. Пыл предводителя и князя скифов настолько был ослаблен, что он стал оплакивать не столько свое настоящее посрамление, сколько предугадывал, на основании этого неожиданного посрамления, свою предстоящую погибель и падение". В ходе сражения произошел перелом: греки уверовали в свою победу и каждый день стали делать вылазки и бились с врагами. "Храбрость же скифов и сила их стала ослабевать и умаляться". Святой патриарх Сергий, посоветовавшись с эпархом Варосом и горожанами, решил послать послов к хану с подарками и предложением дани. Однако хаган отказался от золота, требуя сдачи города. Сражение возобновилось с новой силой. Оно продолжалось в течение трех дней безостановочно. И тогда враги решили напасть на город с двух сторон: со стороны суши поставили стенобитную машину, а море заполнили несчетным количеством славянских однодревок. Персы и авары атаковали одновременно. Они подняли сильнейший рев, подобно диким зверям, чтобы напугать греков, но не преуспели в этой затее. Флот ромеев потопил лодки славян, пытавшихся перевезти персов из Халкидона на другой берег. Так Пренепорочная Дева "всюду посрамила их и всякую надежду их сделала тщетною и бесполезною. Со стен города греческие бойцы всегда (при каждом приступе) убивали столько безверных, что оставшиеся в живых враги не успевали сжигать трупов павших воинов. Сжигание требовалось обычаем варваров; предавая умерших огню, они сами предавали их "вечному огню". Так было с борющимися со стороны суши. Сражающиеся со стороны моря неслись на своих лодках, стараясь помочь своим отрядам. Но как только приблизились к храму Влахернской Пресвятой Богородицы, их постигла кара Божия. О знамение! Как только направились к этому храму, поднялась большая буря, и тотчас море там же, где застала их буря, поглотило их. И кто только направлялся к окрестностям Влахернского храма и приближался к нему, всяк уходил ко дну. Море неестественно подымалось вверх (страшно было даже смотреть на него), потом мгновенно делилось на две половины, и по воле Божьей, каждая половина, надвигаясь на моноксилы, уносила их в бездонную пропасть. Зрелище было удивительное, страшное и истинно соответствующее поразительному всемогуществу Божию. Волны поднимались до высоты целых холмов и, подобно рассвирепевшим лютым зверям, бешено бросались на врагов Богоматери, или, подобно живым существам, с жадностью глотали их и губили беспощадно. Так, всех врагов покрыли волны, все пошли ко дну и погибли, подобно тому, как это случилось с египтянами, преследовавшими израильтян, которые шли между двумя водными стенами, где потонули их преследователи и погибли вовеки. Такое же чудо опять явил нам Бог чудес". "Пасхальная хроника" рассказывает: "А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св. Николая. Те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем решили, что стоящие у моря люди - авары. Они выбрались на берег в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись вплавь вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу". На следующий день "сам князь, глава скифского народа, своими глазами видел погибель своего народа, ибо он, сидя на коне и стоя на возвышенном и удобном месте, мог видеть случившееся. Он, как зверь, заскрежетал зубами и, посылая нам угрозы, со всею силой ударял себя в грудь и по лицу". Воины и городские жители, воодушевившись помощью Божией, отворили городские ворота и устроили большую вылазку. Они отогнали врагов от города, сожгли лагерь хагана. Отступающие авары сожгли предместья. Они навсегда покинули Византию. Бежали и персы. На поле перед стенами греки нашли много трупов славянских женщин в воинских одеждах: как будто последние амазонки приходили штурмовать византийскую столицу! На три десятилетия столица Византии была избавлена от осад и приступов. А на персидском фронте армия Ираклия в битве близ развалин Ниневии на реке Тигр 12 декабря 627 г. разгромила персидскую армию под начальством Разата. Битва была затяжной и кровопролитной. Ираклий находился в гуще схватки и собственноручно убил Разата. На следующий год, когда упрямый Хосров II отказался принять великодушные условия императора Ираклия, он был свергнут группой офицеров, которые возвели на престол его сына Кавада - Широе II; последний с радостью принял условия мира, отказался от всех завоеваний, отдал все захваченные трофеи и согласился на контрибуцию. Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь. Поэты прославляли его как нового Геркулеса. Распад Аварской империи После неудачи под стенами Константинополя аварская сила пошла на убыль. Федераты - германцы и славяне - ушли. Государство Само дважды разбивало аваров в Паннонии. И хотя аварам удалось подавить восстание кутригуров в Кара-Саклане (630 г.), их силы дышали на ладан. К тому же за единоплеменников вступился хан Великой Булгарии Кубрат. (Еще раньше, в 619 г., Кубрат заключил союз с Византией против аваров.) В 633 г. в битве в приднепровских степях хан Кубрат с помощью булгаро-славянских войск разбил аваров и изгнал их из Кара-Саклана. Так закончилось аварское иго, и наступило Булгарское время у восточных славян. В 677 г. аварское посольство заключило мир с Византией в Константинополе, и некогда могущественная Авария превратилась в малое княжество в Паннонии и Норике. Оно тихо доживало свои дни, пока его не потревожили франки. После завоевания Каролингами Баварии пришел черед и Паннонии. В 791-796 гг. армия под командованием Карла Великого и его сына Пипина в семи битвах разбила войска аваров в долинах Среднего Дуная и Тиссы. Восстания аваров, вспыхивавшие не раз в 799-803 гг., были подавлены франками. Аварская империя перестала существовать. Последний ее хан Теодор принял крещение, и Авария частично вошла в состав государства Великая Моравия. Последнее упоминание об аварах относится к 822 году, после чего их имя исчезло из анналов истории. Ю. П. Миролюбов пишет о них следующее: "Авары были так же, как и готы, свирепы, но они, например, уважали доблесть своих подчиненных, оказывали им честь и держали свои обещания. Это было уже чем-то положительным в глазах подчиненных народов. Правда, и их возненавидели в конце концов за свирепость и жестоко рассчитались с ними в момент их падения". "Повесть временных лет" сохранила о них следующую притчу: "Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства". Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье Назад История Руси. Глава 13. VI Далее |
|
| | << В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>
| Всего 343 - 351 из 473 |
|
|
Анонс |
«История Руси», т. I. переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания! «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб. Свежий обзор ОБЗОР«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).
Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!! «Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб. Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф. |
|
|
|