Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 14. IV Версия для печати

История Руси. Глава 14. IV

Так на Руси нарождался первоначальный феодализм. Такого же рода службу несли в Киеве джурашцы, или дагестанцы, которые работали в кузнях и выделывали прекрасное оружие и доспехи. Дагестанцы в знак любви к своему властителю балтавару Авару (727- ок. 759 гг.) назвали себя аварами и, вернувшись в Дагестан, основали свое княжество - Аварию.
Пытаясь освободиться от хазарской зависимости, Бат-Боян принял в Киеве христианство, крестившись по греческому обряду в 682 г. Он избрал крещение как путь личного спасения, но не для своих подданных. Через год он умер, а его останки позднее были перенесены в одну из киевских пещер. Говорят, что при кончине он произнес два слова: "Бир Тангра", т. е. "Один Тангра!", объявив тем самым свою верность тенгрианской вере предков.
При правнуке Бат-Бояна кане Айяр-Аваре (727-759 гг.) булгары еще сражались вместе с хазарами против арабской агрессии. Вначале они победили арабов, а потом были ими разгромлены (737 г.). По условиям договора с хазарами, булгары могли принимать ислам. Масса разрозненных булгарских племен - на Днепре, Волге, Каме, в Сибири, на Дунае и на Северном Кавказе - стали активно принимать веру пророка Мухаммеда, а от веры в Тангру отказывались. В том же, 737 г. арабский полководец Мухаммед ибн Мерван (будущий халиф Мерван II) разгромил хазар на Волге, а с Дона увел в плен 20 000 семейств славян, которых затем продал в рабство.
В середине VIII в. хазарский каган разорвал взаимовыгодный договор с Великой Булгарией и потребовал с булгар ежегодной дани мехами.
Кан Авар по просьбе своей матери - аварки - совершил несколько походов против франков через Карпаты, но не мог спасти Паннонскую Аварию. В 745 г. тот же кан применяет оружие в своей стране против восставших русов, которых булгары называли "балынцами". Восстание подняли те русы, которые были недовольны размером булгарской дани и привилегированным положением "анчийцев", т. е. антов, освобожденных от выплаты дани. Их поддержали балынцы и ульчийцы. Русы тогда построили город Старую Ладогу (Галидж) на реке Волхов, близ Ладожского озера (753 г.). Авар разбил восставших на Днепре, тогда русы бежали на север, а другие - на Дон для того, чтобы возродить там казачество Бусовых времен. Хазарский же каган Барджил обрадовался смуте у булгар и помог русским построить г. Русу на реке Поле, возле озера Ильмень (современная Старая Русса). Ладожане приветствовали восставших и построили для них другой город - Русу на Ладожском озере. Разгневанный Авар послал на них свое войско во главе с сыном Тат-Утяком. Последний разрушил Галидж и Русу до основания. Но спустя некоторое время мятежники вернулись и заново отстроили свои города. Булгарских канов уже никто не слушался на Руси.
Согласно "Своду булгарских летописей", булгары в VIII - первой половине IX в. понастроили свои крепости в древнерусских городах и дали им свои названия: в Смоленске - Шамлын, в Ростове - Джир, в Муроме - Кан, в Касимове - Хан-Керман, в Липецке - Аучи, в Полтаве - Балтавар, в Путивле - Батавыл, в Курске - Хурса, в Воронеже - Хазар, в Тамбове - Ышна, в Чернигове - Караджар, в Саратове - Саратау, в Царицыне - Сарычин и т. д. После того как булгары ушли из Руси на Среднюю Волгу (865 г.), власть булгарских канов и вовсе кончилась, а булгарские названия крепостей постепенно забылись и остались только их русские названия.
Во второй половине VIII в. тысячи булгар, спасаясь от преследований хазарской верхушки, начинают массово переселяться в Барсиле, где они основали город Булгар-Мардукан в честь своего духа - алпа Карги и обустроили Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского кана изгнать бурджан, но кан отказался. Каган поневоле был вынужден согласить на это переселение и даже предоставил бурджанским купцам льготы при торговле.
В 820 г. правнук Авара кан Ак-Урус Айдар (815-855 гг.) стал активно заселять Волжскую Булгарию выходцами из Кара-Саклана и Бурджана после неудачного восстания бурджан против хазар. Айдар с частью черных булгар - темтюгов принял ислам в пику иудаизированной Хазарии. В ответ каган Обадия окончательно разорвал отношения с Великой Булгарией и двинулся на нее со своим войском, преимущественно состоявшим из угров-тюрков. В битве при ауле Харька хазары были разбиты, так как угры перешли на сторону булгар. После этого Айдар заключил союз с тюркским кочевым народом печенегами и женился на печенежской княжне. В 850-х годах Айдару удалось нанести сильный экономический удар по Хазарии, открыв новый торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный путь начинался "в Варягах", т. е. в Швеции, и вначале шел по Балтийскому морю до устья Западной Двины, потом по Двине до истоков, затем волоком до Днепра, далее вниз по Днепру в Черное море и по нему в Малую Азию и Закавказье. Кан Айдар принял на службу много скандинавов и прибалтов - колбягов, пруссов, финнов и дал всем купцам, в том числе и русам, льготы беспошлинной торговли.
"Мага Вира" Льва Силенко сохранила рассказ греческих купцов, основанный на свидетельстве византийских хроник, о богатстве главного рынка в Киеве. Там купцы из Ирана продают шелк, купцы из Рима - шелковые ткани, греки - парчовые ткани, арабы - мечи, привезенные из Дамаска. Русичи им рассказывали, что в Русской земле есть все для безбедной счастливой жизни и что они от чужеземцев ничего не хотят, кроме одного: чтобы те оставались друзьями Руси. В знак дружбы они угощают гостей хмельным медовым напитком; пища же у них вкусная и очень сытная. У них имеются золотые миски, у них почитают воинов, которые получили шрамы на лице в сражении. А про себя русы говорят, что их мать - земля, отец - небо, а они - их дети и Дажьбожьи внуки. Император осмотрел дары, привезенные ему из Киева, и удивился горючему камню - чудодейственному янтарю, белым как первый снег и легким как волна горностаевым и соболиным мехам, рыжим лисьим мехам, украшениям знатных женщин: золотым серьгам, жемчужным ожерельям, рубиновым камням, золотым монистам, обитым золотом каблукам изящных сапожек.
При кане Айдаре появилась особая категория государственных служащих из славян, называемая "игенчеи", которые вместо уплаты дани строили в верховьях больших рек корабли и осуществляли плавание по Днепру и Волге. Этих строителей называли "субаши" (от болгарского слова "субаш" - "верховье реки"). Благодаря строительству торгового флота и торговле расцветали такие города, как Киев и Великий Булгар.
Булгары привнесли в Киевский бейлик свои представления об источниках всеобщего благосостояния: Народ, Государство, Закон. Эти представления были сходными с представлениями восточных славян - русов, которые видели конкретное воплощение Народа в вече, Государства - в государствах Божа и Кия, а Закона - в Законе Сварги, который реализуется постепенным шествием русичей в Сваргу, т. е. в вечность через правые и добрые дела и соблюдение ведических традиций.
Однако в политической практике формула всеобщего благоденствия должна была реализоваться в Древнерусском государстве "Киевская Русь", и до этого было уж не так далеко.
После смерти Ак-Урус Айдара ему наследовал его сын Габдулла Джилки (855 - 882 гг.), первый хан Волжской Булгарии, опиравшийся на мусульманскую знать и мусульманских купцов. После восстания киевлян против булгарского господства он перенес свою столицу из Киева в Великий Булгар (865 г.). Так начался новый этап в истории Булгарского государства, ставший последним этапом смертельной борьбы между Булгарией и Хазарией за гегемонию в Восточной Европе и закончившийся через сто лет полной победой Волжской Булгарии.
Так завершилось время Великой Кара-Сакланской Булгарии, распавшейся на 6 частей: (1) Булгар Волжский, (2) Урус = Русь, (3) Карел = Карелия, (4) Маджар = Венгрия, (5) Кыпчак = Поле половецкое, (6) Джалда = Крым. 7-й частью следовало бы считать Дунайскую Болгарию, которую завоевали булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в.
Подводя некоторые итоги этнополитического развития, исследователь Р. Х. Бариев пишет: "В Х в. общая этноноосфера булгар, которые составляли единый мир от Камы до Дуная, от верховьев Дона до Черного моря и Северного Кавказа, раскололась. На Дунае болгары приняли православие и ославянились, оставив лишь свой этноним да некоторые элементы общебулгарской культуры; они перестали ощущать себя частью общебулгарского мира, а значит, у них возникла своя особая этноноосфера, несущая частота которой сместилась от прежней. На Средней Волге возник новый этнос - булгары, который, сохранив общебулгарскую этноноосферу, укрепил ее на основе ислама и арабской культуры.
Донские булгары какое-то время оставались язычниками со своей старой этноноосферой, предельное снижение ее энергии не способствовало их сплочению и созданию ими нового государства. Назвав себя казаками, в дальнейшем они частью попали под влияние русской этноноосферы и, приняв православие, обрусели, а частью примкнули к волжским булгарам, стали мусульманами и сохранились отдельными островками среди обрусевших собратьев в Пензенской, Тамбовской и некоторых других областях России. Это еще одно подтверждение тому, что не только кровным родством определяется принадлежность человека к тому или иному этносу, но и, прежде всего, вхождением его чувств и мыслей, шире - его биополя, в этноноосферу того народа, представителем которого он себя считает".

Назад История Руси. Глава 14. IV Далее

 
История Руси. Глава 14. III Версия для печати

История Руси. Глава 14. III

Возвышение Булгарского канства и Великая Булгария
Все началось с заключения мирного договора с Византией, направленного против аварской и хазарской агрессий. Император Ираклий был весьма доволен таким договором, а булгарский кан и того более. Ему удалось добиться хотя бы временного мира в Кара-Саклане и, благодаря ему, воссоединить 60 уделов бывшей Великой Сарматии в единое государство под названием "Ак-Булгар Йорты", т. е. "Великая Белая Булгария". "Белая" - значит свободная, ни от кого не зависящая.
Великая Булгария началась с объединения территории и населения вокруг единого центра - Киева, а государство Булгарское в лице кана, его бояр и должностных лиц управляло страной с преимущественно славянским населением, т. е. Русью.
В следующем 619 г. Бу-Юрган в целях укрепления своего государства вместе с частью булгарской знати принял в Византии христианство, но булгары-тенгрианцы, которых было большинство, осудили этот поступок и созвали "Совет великих родов". В Совете значительным влиянием пользовались представители трех родов: Кюнграт, Ширак и Хип. Совет потребовал ухода Бу-Юргана и передачи власти Кубрату по прозвищу "Башту", т. е. "Киевский" (594-619-668 гг.). Так Кубрат стал каном Великой Булгарии. А Бу-Юрган Телес удалился в Крым.
Кубрат любил кочевать в славянских землях между аулом Аскал (т. е. современным Киевом) на Днепре и аулом Харька на реке Аксу (т. е. современным Харьковым). А ставкой его был аул Балтавар (т. е. современная Полтава) на реке Ворскле, недалеко от древнего Гелона. Кубрат разделил все население Кара-Саклана на три категории, или класса, а именно: (1) багылы, или аристократы, (2) багинины, или средние, (3) чирмыши, или сабане, т. е. низшие. Все три класса или сословия служили в булгарской армии, составляя, таким образом, единый вооруженный народ. Анчийцы, или анты, образовали особое служилое сословие воинов. Их было несколько тысяч человек и они получали за службу деньги и земли в Киеве и вокруг него. В антское сословие входили и представители булгарских родов: ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын, образовавшие, таким образом, содружество со славянами.
Верховный властитель страны обладал титулом "балхавар", что означало "святославный"; в просторечии этот титул произносился как "балтавар". Однажды самый могущественный из балтаваров кан Кубрат, собрав большое войско, на Днепре разбил аваров в большом сражении (633 г.). Победа над аварами, означавшая освобождение от аварского ига, способствовала росту популярности Кубрата сради славян, булгар и прочих народов Кара-Саклана, или Великой Сарматии. Воспользовавшись смутой и распадом Западного Тюркютского каганата в 629 г. на две части - Баласагунскую и Хазарскую, кан Кубрат выбил хазар из Северного Кавказа и овладел всей территорией Причерноморских степей от Дуная до Волги, а сам принял титул хакана. В состав Великой Булгарии Кубрата вошли бейлики Бырман, Бырбат, Джеремела, Сынджак и Джалда. Свой столицей он сделал город Ас-Банджу, т. е. Фанагорию, и кочевал теперь вместе со своим родом между городами Фанагорией и Хорысданом, или Батавылом (он же современный г. Путивль). Таким образом, освободилась от ига хазар часть Русколани, или лесостепи между Балтаваром и Харька, которая тотчас же была занята снова русами. В южной части Кара-Саклана возникли новые города, а именно: Бирман (на месте современной Одессы в бухте Гаджи-бей), Улуш, или древнерусское Олешье (современный г. Цурюпинск), Улаг-Кашан (современный г. Кишинев), Ази-Улаг (современный г. Яссы), Барадж-Келва (современный г. Переяславль Южный), крепость Корым (современный г. Перекоп). Новая Булгария, гордо носившая имя "Ак-Булгар-Йорты". была враждебна на востоке хазарам, на западе - аварам, доживавшим свой век в Паннонии, а на юге - грекам, жившим в причерноморских городах и занимавшимся работорговлей при посредничестве евреев-левантийцев. Византийская летопись Феофана называет Кубрата "обладателем Булгарии и кутрагов", т. е. кутригуров. Умирая в 668 г., Кубрат оставил после себя трех сыновей - Атряк-Кутрага, Бат-Бояна и Атилле-Аспаруха и двух приемных сыновей, детей своего дяди Бу-Юргана - Лачына и Кызыл-Кубара.
Верховная власть в Кара-Саклане, который в лесостепной полосе оставался преимущественно русским по населению, досталась верховному кану Бат-Бояну, старшему сыну Кубрата. Бат-Боян родился в 617 г., а в конце 643 г. он принял ислам, совершил хадж и побывал в гостях у племянника пророка Мухаммеда, арабского халифа Омара (634-644 гг.). С этого времени булгары стали называть его Бат-Умаром, или Камир-Батыром. После нападения арабов на Булгарию Бат-Боян отказался от ислама и разбил у Дона, близ города Хин-Кермана, войско арабского полководца Абдуррахмана (654 г.), за что получил прозвище "Халиб Илятбира", т. е. "Победитель и Правитель Благоденствующей Страны".
В 663 г. Шамбат, младший брат Кубрата, а также Аспарух Моджар, сын Кубрата, бывший наместником Барс-иле (Волго-Урала) и Эсегеля (Сибири), выступили против Бат-Бояна с целью свергнуть его с трона. Шамбат шел с северо-запада и в его войске было много антов и русов. Аспарух шел с северо-востока с войском сибирских булгар и потом захватил Бурджан. Они встретились у столицы Бат-Бояна Фанагории и разбили его войско. Бат-Боян был вынужден бежать в Крым. На выручку Бат-Бояну выступили заволжские ханы со 150-тысячным войском из куманов, тюркменов и кыргызов. Шамбат и Аспарух были разбиты и бежали в Киев. Тем временем Бат-Боян собрал войско из булгар, проживавших в Кара-Саклане, и выступил навстречу большому хазарскому войску под командованием Калги. Булгарам Бат-Бояна при поддержке отчаянных храбрецов антов и русов удалось одержать полную победу над хазарами в битве при реке Алмыш (иначе - Кельмес, или Калка). Это произошло около 670 г. С обеих сторон пало 90 000 воинов, из которых 50 000 - хазары. Сам Калга был зарублен бурджанским вождем Бу-Юрган-Хумыком, внуком Бат-Бояна.
Хазарский хакан Кыр-Багыл (653-675 гг.) хотел было заключить мир с мятежными булгарскими вождями, но Шамбат и Аспарух не согласились. Новая битва произошла близ торной дороги из Крыма в аул Харька. На этот раз к хазарам присоединился кан Бат-Боян со своим войском. Перед этим он уступил Хазарии часть причерноморских и все нижневолжские земли в обмен на сотрудничество. Так начиналась Великая Хазария. В битве с булгарами хазары победили, а Шамбат с Аспарухом снова бежали в Киев (670 г.). Каган попытался было с ходу взять Киев, но булгарские воины Шамбата вместе с русами сделали удачную вылазку из города и обратили хазар в бегство. Бат-Боян вступил с Шамбатом и Аспарухом в переговоры и договорился с ними о разделе страны. Правобережная часть Днепра осталась за Шамбатом и Аспарухом, а левобережная - за Бат-Бояном, но вскоре последняя была захвачена Хазарией. Шамбат умер в 670 г. Кара-Булгар был захвачен Хазарией, а булгары стали разбегаться, кто куда. Вскоре, в 677 г., Аспарух с 600-тысячным войском ушел в Бессарабию и Дакию. В апреле 680 г. Аспарухова орда, состоящая в основном из булгар-кутригуров, перешла Дунай, преодолела Искандеровы горы и заняла Мезию и Фракию. Там Аспарух образовал свое царство, которое сначала называл в память о своем прежнем владении Бурджаном, а позднее - Дунайской Булгарией. От него и от сына Тарвиля началась династия булгарских ханов Первого Болгарского царства (681-1018 гг.). Булгары поселились в славянских городах и селениях, усвоили славянские язык, обряды, обычаи, одежды и стали называться болгарами. Только бурджанские кок-огузы (предки печенегов), не отказавшиеся от своей жизни в поле, сохранили свой язык - тюрки и обычаи. Но их было очень мало.
Другие сыновья Кубрата увели своих соплеменников, в основном кутригуров, еще дальше: Кутраг - на Среднюю Волгу и Каму, где позднее (в 865 г.) возникла Волжская Булгария. Они стали предками так называемых черных, или серебряных, булгар, иначе - темтюгов, чьему государству было суждено вплоть до 1240 г. играть важную роль в истории Евразии.
Лачын и Кызыл-Кубар увели свои орды в Паннонию и Македонию, Альцека - в Италию (герцогство Беневенто). И только Бат-Бояновы булгары - преимущественно угры - остались на своих местах, в Ак-Саклане. Они потом передвинулись в южнорусские степи, в районы верхнего Северского Донца, Нижнего Днепра и Южного Буга; там они встретили "белых угров", или мадьяр, и соединились с ними в стране Лебедия; анты же ушли из тех областей к Киеву.
Таким образом, исход на лучшие, обетованные земли был избран булгарами как средство спасения целого народа. Иначе поступил кан Бат-Боян. Его столицей был г. Сандугач на Кубани. Но он не хотел уходить и из Киева, где у русов появился свой князь из рода Белояров, по имени Криворог Белояр (676 - ок. 700 гг.). Тот основал новую славянскую династию князей. Эта династия просуществовала до 852 г., когда явились находники: вначале - Дирос Эллинский, а потом - варяг Аскольд , которые стали совместно править Киевским княжеством.
Таким образом, в Киевском княжестве в конце VII в. сложилось двоевластие, причем булгары относились к славянам хорошо, по-братски, и не обременяли их данями и работами. Размер булгарской дани к концу VII в. составлял лишь 1/20 часть имущества ежегодно. Тот, кто не имел своего имущества, мог и вовсе ничего не платить. Бат-Боян, благоволивший к славянам, совершенно не вмешивался в дела Киевского князя и позволял ему править по своему усмотрению. А со своей стороны киевский князь был лоялен по отношению к Бат-Бояну и признавал его легкую дань. Балтавар же соглашался на то, чтобы русские жители сельской местности и других городов платили небольшую дань людям Бат-Бояна и его преемников. Служилое сословие "анчийцев", или антов, было освобождено от всякой дани. Напротив, они получали от балтавара денежное вознаграждение и земельное пожалование за военную службу. Любопытно, что на военной службе им не разрешалось жениться. Только отслужив, ант мог завести семью. Причем эти служилые роды становились смешанными русско-булагрскими, умножая тем самым мужество друг друга.

Назад История Руси. Глава 14. III Далее

 
История Руси. Глава 14. II Версия для печати

История Руси. Глава 14. II

Булгары и восточные славяне в Кара-Саклане
Булгары были древним народом тюркской группы, чьей прародиной задолго до начала новой эры был Идель-Урал, т. е. территория между Волгой и Уралом. В первые века н. э. они называли себя "черноголовыми", на их знамени была изображена волчья голова - "Буриташ", или "Тамга Буртаса". Ядро их государства составляли "семь племен", которыми правили династии Чирмыш-Сармат, Аланская, 1-я и 2-я Гуннские. Имэнский народ говорил на семи языках, из которых два были арийскими - бурджанский и агильский, три - локырских или тюркских, два - джуграйских, или финно-угорских, что свидетельствует о сложном составе булгарского народа в связи с его происхождением. В конце V - VI вв. в Идели "семи племен" утвердилась 2-я Гуннская династия от младшего сына Аттилы Бел-Кермека по прозвищу "Маджар", что значит "Жертвенный" (463-489 гг.). С ним в Кара-Саклан вернулись из Европы многие булгары (они же - гунны), которые участвовали в завоевании Европы. Они говорили на языке тюрки, а также на скифо-сарматском наречии, но постепенно тюркский язык стал для них главным. А боевая дружба со славянами, особенно с антами, сохранилась. Бел-Кермек основал свою столицу в Галидже, т. е. в Галиче, или "Учкулы" в Галиции, что означало "Город трех сыновей Аттилы". Отсюда он распространил свою власть до Нижнего Дуная, до Черного моря и Крыма и до Среднего Днепра, называя свое "балтаварство" Булгарским бейликом. Он принял титул кагана и объявил: "Я это сделал для того, чтобы наши утерявшие единство и заботу не забыли имя своих отцов". Сын его Ружа-Джураш-Масгут (484-505 гг.) спас от гибели свой народ, примирив 100 хонских, т. е. гуннских, родов с булгарами и сабанами. В 492 г. он занял западную часть современной Болгарии до реки Вардара и основал г. Видин. Мудрый правитель, он знал несколько языков, в том числе огузо-булгарский тюрки, готский, латинский, греческий, венгерский, иранский и камтеле (язык булгарских шаманов). Младший сын Джураша Ас-Банджа - Татра-Банант-Мундо (505-520 гг.), храбрый и воинственный, прославился удачными походами на Византию, в которых принимали участие и анты, выведенные им с Дуная на жительство на Среднем Днепре. Они стали опорой его власти. Его сын Боян-Чельбир подружился и побратался с аварским ханом Тубджаком, родом с реки Тобол, и обменялся с ним именами: отныне Тубджак принял имя Бояна, а Аскал-Кельбир Кара-Булгар стал Тубджаком. Ас-Банджа-Татра вынудил Византию уступить ему часть Балкан. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив себе Ак-Бершуд и Эсегель (часть Западной Сибири). Недаром он был воспет в булгарском народном эпосе "Шас-Талтан" под именем Тат-Ырана.
Второй сын жены Буляка Джамбек бежал в Крым, а затем в Азаке основал новое Булгарское тарханство со столицею в г. Ас-Бандже, или Фанагории. Очень скоро пределы этого тарханства распространились на другие территории Северного Причерноморья, Предкавказья и Среднего Приднепровья, населенные булгарами, а также аланами и антами. В 558 г. Булгарское тарханство было вынуждено признать свою зависимость от кочевников - аваров, изгнанных тюркютами из Азии и поселившихся на Среднем Дунае вместе с уграми (предками венгров). Данниками империи Авар-Суба стали и восточные славяне.
Все они - и булгары, и славяне - платили аварам дань по шкурке соболиной с каждого двора или в денежном эквиваленте.
Беда никогда не приходит одна. В 567 г. вслед за аварами в Кара-Саклан из-за Прикаспия пришли впервые хазары вместе с савирами. Об этом рассказывает "Велесова книга": "... И тут хазары напали на нас, утративших вече, и пояли нас. И тут русичи ринулись в битву, как львы, говоря: "Мы пропали, если о нас не позаботится Перун". И готы были побеждены, а до них первыми - хазары были низвержены в прах и рассеяны. И тут Русь затихла, но говорили мы: это ли еще будет... Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца. И там срам они поимели и убежали, и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза глядят... И так впервые воспели мы славу богам на той земле, которую нарекли затем Русколань.
И на той земле имели мы большие заботы и была утверждена земля наша. И хазары боялись подходить к земле той и никогда не нападали на Русколань, опасаясь, что на Донце утвердятся готы". (II, 4а).
А на самом деле в битве с хазарами при Кан-Дэре, т. е. на Днепре, близ Киева, в 567 г. против новых пришельцев сражались бок о бок объединенные силы славян, булгар и аваров. Они разбили хазар и отбросили их за Волгу. Тогда хазары вместе с тюркютами напали на Боспорские города в Крыму, захватили и разрушили их, но Херсонес взять не смогли.
Хазары и тюрки-утигуры при этом воевали с крымскими готами. С последними одновременно воевали русы и аланы. Готы напали на хазар, засевших в Крыму. Хазары запросили помощи у русов, но им было в этом отказано и они были разбиты.
В 581 г. они отступили от Херсонеса и ушли на Северный Кавказ, забрав с собой крымских булгар. Тогда в предгорьях Кавказа образовалось новое булгаро-хазарское бекство - княжество Бурджан.
Тогда часть русов, живших на Дону и в Кубани, подпали под иго хазаро-тюрков, а те, кто не желал им подчиниться, бежали к Киеву, центру булгаро-русского сопротивления аварской и хазарской агрессии. "Велесова книга" и "Повесть временных лет" звали северокавказских хазар "белыми уграми", а "черными уграми" называли пришедших с Урала угров, или мадьяр.
Данническая зависимость от аваров тяготила булгар, тем более, что VI век был временем интенсивного превращения бывших гуннских родов (хонов) в знатных булгар. По сути дела, булгары и гунны были одним народом, с одним языком и с одними верованиями в бога неба Тангру, с одним политическим строем, когда военная демократия постепенно сменялась классовым строем феодального типа с новой артистократией во главе, которая обладала землей, богатствами и единой военной структурой, использовавшей также военную организацию славян-антов. Это была одна культура и цивилизация, характеризующаяся переходом от кочевнической стадии к стадии оседло-земледельческой и ремесленно-строительной, связанной с возведением булгарами ряда крепостей-городов на Восточно-Европейской равнине. Однако строительству булгарской цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. В начале VII в. Булгария была вынуждена уступить часть захваченных ею причерноморских земель 2-му Новотуранскому Хазарскому каганату, в котором решающее влияние на политическую жизнь в Кара-Саклане имели хазары, во всяком случае, в его восточной части. Такое положение сохранялось до конца 60-х годов Х в., когда Хазарский каганат был разгромлен великим князем Святославом Игоревичем и присоединен к Волжской Булгарии.
Булгарская новая гермихионовская знать во главе со своим беком Аскалом ушла из Туркестана в Булгарское тарханство и поселилась в области близ Киева, после чего одно из поселений на Киевских холмах получило имя Аскал. Тот Аскал женился на дочери булгарского бия из рода Бат-Бояна Тамья-Тархана (основателя г. Тмутаракани). Их сын Албури Алвар Аспар (577-593-602 гг.) стал булгарским тарханом со ставкой в ауле Аскале (т. е. в пределах современного Киева). Он постоянно враждовал с аварами. Брат же Алвара Апсих остался верен аварам. С войском трансильванских булгар и аваров он участвовал в 602 г. в карательном походе против восточных славян.
Когда угроза нависла над Киевом, Албури Алвар Аспар принял решение переехать в г. Ази-Улаг (современный г. Яссы). В тот же год он погиб во время набега врагов на этот город. Спасаясь, он, будучи слепым, случайно попал под копыта лошади. Ему наследовала вдова Акджан из рода Кюнграт, потомок Истеми-хана, мать двоих сыновей - Кубрата и Шамбата. Это случилось в тот самый год, когда авары напали на славян, обвинив их в краже скота, а на самом деле авары сами угнали у них весь скот. Славяне стерпели обиду и не выступили. С 603 г. началось создание государства "Великая Булгария" во главе с племенем гунногундуров и династией канов из рода Дуло. Начал объединение кан Органа, или Арбуга Бу-Юрган Телес.
До возмужания старшего сына Албури Кубрата булгарским государством правил младший брат Албури Органа. Это был мудрый и благородный правитель.
Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая (они существовали с 552 по 745 г.). Западный Тюркютский каганат был расположен в Средней Азии и был уничтожен арабским вторжением около 740 г. А Восточный Тюркютский каганат находился в Центральной Азии и был разгромлен уйгурами в 745 г. В свою очередь, Уйгурский каганат был разгромлен енисейскими киргизами в 840 г. Более устойчивый характер носили тюркские (булгарские) государственные образования на Восточно-Европейской равнине, укреплявшие свое положение военно-политическим союзом с русами, направленным против аваров, арабов и хазар.

Назад История Руси. Глава 14. II Далее

 
11 Версия для печати
 
История Руси. Глава 13. VI Версия для печати

История Руси. Глава 13. VI

Грузинская повесть рассказывает: "Не прошло и трех дней после учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять".
Горячий бой разгорелся в предместье города в Пигах, где славянам противостояло народное ополчение. Там Богородица, покровительница местного храма, "посрамила отряды неверных и непобедимою своей силою укрепила и усилила пигейцев против множества, раскалила сердца их, чтобы они смело боролись и резали богоборцев <...> Пигейцы, воспламененные ревностью и ободренные упованием на Него, разбили скифов, атаковавших своим воинством храм, и силою Господа наши народные воины одолели вступивших с ними в бой; малочисленными Господь попрал несметное число врагов. Пыл предводителя и князя скифов настолько был ослаблен, что он стал оплакивать не столько свое настоящее посрамление, сколько предугадывал, на основании этого неожиданного посрамления, свою предстоящую погибель и падение".
В ходе сражения произошел перелом: греки уверовали в свою победу и каждый день стали делать вылазки и бились с врагами. "Храбрость же скифов и сила их стала ослабевать и умаляться".
Святой патриарх Сергий, посоветовавшись с эпархом Варосом и горожанами, решил послать послов к хану с подарками и предложением дани. Однако хаган отказался от золота, требуя сдачи города. Сражение возобновилось с новой силой. Оно продолжалось в течение трех дней безостановочно. И тогда враги решили напасть на город с двух сторон: со стороны суши поставили стенобитную машину, а море заполнили несчетным количеством славянских однодревок. Персы и авары атаковали одновременно. Они подняли сильнейший рев, подобно диким зверям, чтобы напугать греков, но не преуспели в этой затее. Флот ромеев потопил лодки славян, пытавшихся перевезти персов из Халкидона на другой берег. Так Пренепорочная Дева "всюду посрамила их и всякую надежду их сделала тщетною и бесполезною. Со стен города греческие бойцы всегда (при каждом приступе) убивали столько безверных, что оставшиеся в живых враги не успевали сжигать трупов павших воинов. Сжигание требовалось обычаем варваров; предавая умерших огню, они сами предавали их "вечному огню". Так было с борющимися со стороны суши.
Сражающиеся со стороны моря неслись на своих лодках, стараясь помочь своим отрядам. Но как только приблизились к храму Влахернской Пресвятой Богородицы, их постигла кара Божия. О знамение! Как только направились к этому храму, поднялась большая буря, и тотчас море там же, где застала их буря, поглотило их. И кто только направлялся к окрестностям Влахернского храма и приближался к нему, всяк уходил ко дну. Море неестественно подымалось вверх (страшно было даже смотреть на него), потом мгновенно делилось на две половины, и по воле Божьей, каждая половина, надвигаясь на моноксилы, уносила их в бездонную пропасть.
Зрелище было удивительное, страшное и истинно соответствующее поразительному всемогуществу Божию. Волны поднимались до высоты целых холмов и, подобно рассвирепевшим лютым зверям, бешено бросались на врагов Богоматери, или, подобно живым существам, с жадностью глотали их и губили беспощадно. Так, всех врагов покрыли волны, все пошли ко дну и погибли, подобно тому, как это случилось с египтянами, преследовавшими израильтян, которые шли между двумя водными стенами, где потонули их преследователи и погибли вовеки. Такое же чудо опять явил нам Бог чудес".
"Пасхальная хроника" рассказывает: "А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св. Николая. Те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем решили, что стоящие у моря люди - авары. Они выбрались на берег в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись вплавь вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу".
На следующий день "сам князь, глава скифского народа, своими глазами видел погибель своего народа, ибо он, сидя на коне и стоя на возвышенном и удобном месте, мог видеть случившееся. Он, как зверь, заскрежетал зубами и, посылая нам угрозы, со всею силой ударял себя в грудь и по лицу".
Воины и городские жители, воодушевившись помощью Божией, отворили городские ворота и устроили большую вылазку. Они отогнали врагов от города, сожгли лагерь хагана. Отступающие авары сожгли предместья. Они навсегда покинули Византию. Бежали и персы. На поле перед стенами греки нашли много трупов славянских женщин в воинских одеждах: как будто последние амазонки приходили штурмовать византийскую столицу!
На три десятилетия столица Византии была избавлена от осад и приступов.
А на персидском фронте армия Ираклия в битве близ развалин Ниневии на реке Тигр 12 декабря 627 г. разгромила персидскую армию под начальством Разата. Битва была затяжной и кровопролитной. Ираклий находился в гуще схватки и собственноручно убил Разата. На следующий год, когда упрямый Хосров II отказался принять великодушные условия императора Ираклия, он был свергнут группой офицеров, которые возвели на престол его сына Кавада - Широе II; последний с радостью принял условия мира, отказался от всех завоеваний, отдал все захваченные трофеи и согласился на контрибуцию.
Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь. Поэты прославляли его как нового Геркулеса.

Распад Аварской империи
После неудачи под стенами Константинополя аварская сила пошла на убыль. Федераты - германцы и славяне - ушли. Государство Само дважды разбивало аваров в Паннонии. И хотя аварам удалось подавить восстание кутригуров в Кара-Саклане (630 г.), их силы дышали на ладан. К тому же за единоплеменников вступился хан Великой Булгарии Кубрат. (Еще раньше, в 619 г., Кубрат заключил союз с Византией против аваров.) В 633 г. в битве в приднепровских степях хан Кубрат с помощью булгаро-славянских войск разбил аваров и изгнал их из Кара-Саклана. Так закончилось аварское иго, и наступило Булгарское время у восточных славян.
В 677 г. аварское посольство заключило мир с Византией в Константинополе, и некогда могущественная Авария превратилась в малое княжество в Паннонии и Норике. Оно тихо доживало свои дни, пока его не потревожили франки. После завоевания Каролингами Баварии пришел черед и Паннонии. В 791-796 гг. армия под командованием Карла Великого и его сына Пипина в семи битвах разбила войска аваров в долинах Среднего Дуная и Тиссы. Восстания аваров, вспыхивавшие не раз в 799-803 гг., были подавлены франками. Аварская империя перестала существовать. Последний ее хан Теодор принял крещение, и Авария частично вошла в состав государства Великая Моравия. Последнее упоминание об аварах относится к 822 году, после чего их имя исчезло из анналов истории.
Ю. П. Миролюбов пишет о них следующее: "Авары были так же, как и готы, свирепы, но они, например, уважали доблесть своих подчиненных, оказывали им честь и держали свои обещания. Это было уже чем-то положительным в глазах подчиненных народов. Правда, и их возненавидели в конце концов за свирепость и жестоко рассчитались с ними в момент их падения".
"Повесть временных лет" сохранила о них следующую притчу:
"Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства".


 Увеличить


 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить


 Увеличить

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье.


Седов В. В. Славяне в раннем средневековье

Назад История Руси. Глава 13. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 343 - 351 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены