Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 14. XIII Версия для печати

История Руси. Глава 14. XIII

В-четвертых, Булгару для разгрома Хазарии было необходимо привлечь военные силы русских, так как своих сил явно не хватало. Поэтому было нужно развивать хорошие отношения с великими киевскими князьями и поддерживать в них идею сокрушения еврейского агрессивного государства, от которого никому из соседей не было покоя.

Поход великого князя Киевского Святослава Игоревича на Хазарию. 965-
966 гг.
После смерти Алмыша Джафара в Булгарии правили слабые властители: Газан Хасан, Ялкау Микаиль и Мохаммед. И только тогда, когда власть перешла к младшему сыну царя Газан Хасана эмиру Талибу Муммину (он правил фактически с 960 по 981 г.), положение изменилось к лучшему. Талиб проявил себя отличным политиком, администратором и полководцем. Прежде всего, он создал сильную, хотя и немногочисленную регулярную конную армию под названием "курсыбай". Она состояла из 6000 добровольцев-мусульман, хорошо тренированных и вооруженных. Затем Талиб приказал построить укрепления - земляные валы, рвы, засеки и крепости на особо опасных участках границы с Хазарией. Благодаря закону о "субашах", т. е. привилегированных военных поселенцах, Талиб быстро превратил южные пограничные земли в процветающие. В благодарность за помощь Талиб уступил Святославу город Джир (Ростов) и две повинции: Кортджак (область в междуречье Волги и Оки) и Балын (Суздальскую область). Талиб договорился с великим князем Киевским Святославом (945-972 гг.) о совместном нападении на Хазарию и, если понадобится, то и на ее союзницу Византию. Талиб лелеял мечту о завоевании Хазарии и присоединении ее к Волжской Булгарии. Тогда Волжская Булгария стала бы единственной хозяйкой на Волге и Каспийском море, а также обладательницей западной части Великого шелкового пути.
Целью военного похода был захват столицы Хазарии г. Итиля, расположенного на большом зеленом острове Волги. Краткий рассказ о походе 965 г. на иудейскую Хазарию сохранила "Повесть временных лет": "В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял".
Краткое известие об этой войне с указанием неверной даты содержится у Ибн Хаукаля: "Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским, булгарским и буртасским на реке Итиле, русы овладели этой страной, и жители Итиля искали убежища на острове Баб ал-Абваб (т. е. в Дербенте. - Ю. Б.) и укрепились в нем, а некоторые из них в страхе поселились на острове Син-Кух" (т. е. на полуострове Мангышлак. - Ю. Б.).
Пространный рассказ о русско-хазарской войне содержит "Свод булгарских летописей", 1680 г., в 14-й главе под названием "Время Талиба Мумина". Приводим этот текст по изданию 1993 г. с нашим комментарием:
"... Но Талиб решил на этом не останавливаться и осуществить замысел Джафара по уничтожению Хазарского правления и присоединению исконно булгарской территории к Булгару. Внезапно на этом пути возникло сильное препятствие в лице безмерно тщеславного русского улубия - сына Угыра Лачыни Барыса. Этот правитель собрал под свои знамена 20 000 садумцев и 50 000 балынцев , увлеченных его намерением взять и дочиста разграбить Булгар и Хазарию, и в 964 г. взял с ним Джир. Наместник Джира - сын Хума Сып-Гусман - бежал в Болгар. Вслед за ним в столицу прибыл канский улугбек Саин , также изгнанный Барысом. Он сообщил, что Хаддад предложил Барысу помочь овладеть Каном , и улубий тут же взял Кан для батышцев. Оба улугбека ожидали казни, но неожиданно для них Талиб принял провинившихся очень милостиво и велел им ехать к Барысу с предложением о совместном завоевании Хазарии в обмен на Джир, Кан и западную часть Кортджака. Барыс, услышав это от них, не поверил своим ушам и самолично прибыл в Болгар за подтверждением этого предложения. Урусы появились перед Болгаром в тот момент, когда Мохаммед пировал к Халдже. Увидев садумцев, кан в панике побежал вместе со всей своей свитой. Они перевели дух только в Нур-Суваре , а оставленные им на огне походные котлы достались урусам, и они с удовольствием закусили с дороги. В разгар пиршества появился Талиб и договорился с Барысом о переговорах на идельском острове Пчелиный, напротив Болгара. К этому острову с одного края, по неглубокой воде, можно было подъехать на лошади, а с другого - подплыть на корабле.
Эмир сказал, что в обмен на участие Барыса в войне против Хазарии Булгар уступит Руси Джир, Кан и Западный Кортджак за ежегодную дань в размере дани с Джира. А это огромная территория, заключенная между Кара-Иделью и Саин-Иделью , кроме восточной ее части - области Локыр , впадающей в Голь-Асму , Ака и Кара-Иделю, оставшейся за Булгаром. О разделе Хазарии Талиб предложил говорить уже после ее разгрома. Барыс с радостью согласился и обещал начать войну нападением на Хин.
Передачей Кана Барысу Талиб, помимо всего прочего, хотел еще поссорить чрезмерно усилившегося сына Угыра с батышцами. И это эмиру удалось.
На обратном пути Барыс выбил сына Хаддада Алыпа из Кана. В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: "Батышцев считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов. На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени худов , некогда владевшим Русью. Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить".
Но неожиданно в самом Булгаре обнаружилось препятствие к войне с Хазарией в лице Мардана. Беллакские аксакалы опасались, что присоединение Хазарии к Булгару чрезмерно усилит канов и создаст угрозу вольностям Мардана. Поэтому эмир Булат поддерживал тайный союз с Хаддадом и Алып-бием, чтобы в случае чего совместно дать отпор своим неприятелям.
Мохаммед , напуганный Барысом, одобрил передачу ему двух илей в обмен на союз с ним. Оставалось лишь преодолеть сопротивление марданцев, и Талиб добился их согласия на войну с хазарами в обмен на обещание передачи Беллаку всей территории Хазарии, кроме Хина. Но делиться с Барысом взятым у хазар Талиб не собирался.
"Хазария - не болотные кочки Кортджака, Джира и Кана. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием", - сказал Талиб Кукче перед войной с Хазарией.
Для того чтобы Барыс не вырвал у Булгара хазарскую добычу, Талиб послал к тюркменам сына Мамли Масгута, и тот без труда уговорил хана Микаиля с его 12 000 готовых на все джигитов перейти на булгарскую службу... Зимой 965 года Микаиль с хода атаковал Итиль и заставил Кубара перебросить к столице почти все свои силы. После этого Кукча с Даудом явились к Хину и сообщили его жителям, что им угрожает нападение балынцев и что кан Булгара с радостью приютит их у себя. Хинцы, наслышанные уже о резне с урусами батышцев в Кане, без долгих размышлений двинулись со всем скарбом в Булгар и были там расселены, главным образом, в Бандже, Буляре и Яна Самаре на Кинели. Узнав об этом, Кубар самолично бросился к Хину с целью помешать переселению, но брат Кукчи батыр Сал-Сал загородил ему дорогу и в ожесточенном сражении отбил прочь. При этом он получил несколько тяжких ран и вскоре по возвращении в Кашау скончался. Только после ухода из Хина последнего жителя Кукча со своим курсыбаем покинул Хазарию и Кубар вновь смог овладеть нетронутым городом. Понимая, что Хин является главным препятствием на пути к Итилю, бек укрепил его сильным гарнизоном и решил отстаивать до последнего. Летом 965 года Барыс атаковал Хин, проплыв к нему из Башту по Бури-чаю , Сакланскому морю и Ширу. Вряд ли ему самому удалось бы взять этот сильный город, если бы румцы не помогли ему воинами и стенобитной техникой. Когда стены Хина были пробиты в двух или трех местах, садумцы и галиджийцы ворвались в город и учинили там обычную для них резню. Обрадованный победой, Барыс велел своим послам сказать Талибу, что завоюет Хазарию сам, и Талиб обещал не мешать ему. Кубар, узнав об этом, немедленно бросился к Хину из Итиля. Пока он пытался выбить урусов вон, Кукча с Даудом и Микаилем обратили в бегство тюркмен хазарского бека и осадили Итиль. Призыв булгарского кана к итильцам о переселении в Булгар с целью спасения себя от неизбежного балынского вторжения и здесь благоприятно был встречен большинством итильцев. Не мешкая, лучшие хозяева хазарской столицы отправились в Булгар под охраной курсыбая. Оставшиеся в Итиле Узбек и связанные с ним хазары и тюркмены не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города. Итильцы также расселились в Бандже и Буляре, один из баликов Буляра получил даже название Итиль<...>
Кубару не удалось отбить Хин. К Барысу присоединились кашэки и сакланы , и с их помощью урусы отбросили Кубара и прорвались-таки к Бехташу, по которому перевозят суда из Шира в Идель.
Но внезапно бурджане напали на Хин и взяли его, заставив Барыса вернуться и вновь брать город. После вторичного взятия Хина он зазимовал в этом городе, где снабжался румцами из Дима-Тархана. Летом 966 года Барыс вновь пошел из Хина на Итиль и на этот раз прорвался к хазарской столице. При его приближении немногие оставшиеся там жители бежали вместе с Узбеком и Кубаром на кораблях в Хорасан через Мэнкышлак и обосновались в конце концов в Бухаре. От них пошли так называемые бухарские яхуды , которые вскоре стали процветать на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами.

Назад История Руси. Глава 14. XIII Далее

 
История Руси. Глава 14. XII Версия для печати

История Руси. Глава 14. XII

"Уже в середине 60-х годов IX в. Рюрик сумел раздвинуть рубежи своих владений на Востоке до границ Волжской Булгарии, а на юг - до Западной Двины, - пишет В. Г. Манягин. - Ростов и Муром стали его форпостами на путях хазарской экспансии. Вооруженный нейтралитет между варягами и каганатом не мог продержаться слишком долго. И дело не в том, что двум народам стало тесно в одной Европе. Все развитие нового государства шло вразрез с устралениями иудейской верхушки Хазарии. Аскольд и Дир, отделившись от Рюрика, освободили Киев от хазарской власти. В 867 г. многие варяги-русы приняли из Византии православную веру и стали уже в силу только этого ненавистны хазаро-иудеям. В 871 г. князь русов упоминается в документах с титулом "каган", претендуяна равную с иудейским царем власть. А десять лет спустя начинается открытое военное столкновение между хазарами и русами за власть над южной Россией <...>
Первый удар по хазарскому владычеству на Днепре нанес князь Олег, принявший после смерти Рюрика (879 г.) верховную власть над Россией. Присоединив в 882 г. Киев к новгородским владениям, он делает его своим опорным пунктом для дальнейших военных действий против каганата. В течение трех последующих лет Олег очистил от хазар территорию современных Витебской, Смоленской и Черниговской областей, соединив Северную Русь с Поднепровьем и установив свою власть над племенами кривичей, радимичей и северян. Формирование державы Олег завершил присоединением живших по Днестру и Бугу дулебов, тиверцев и хорватов. Всего за 20 лет Рюрик и Олег создали крупнейшее в Европе государство, простирающееся от Финского залива до Черного моря и от Карпатских гор до Оки. В результате этого процесса каганат лишился богатейших провинций, из которых шли прежде "все средства жизни и все довольство Хазарии". Известно, какое огромное количество товаров вывозилось из России в Византию и другие страны в X - XII вв. Именно этих богатств лишилась Хазария. Это был тяжелый удар по экономике каганата".
Война с Хазарией продолжалась. Известны немногие эпизоды этой войны. Об одном из них рассказывает известное Письмо царя Иосифа IV к врачу Хасдаи Ибн Шапруту (915-970 гг.): "... во дни царя Иосифа... злодей Романус (т. е. византийский император Роман Лекапен, 920-941 гг. - Ю. Б.) послал большие дары Хлгу, царю Руси (т. е. великому князю Игорю, потому что "царь Хлгу" русским летописцам неизвестен; В. В. Кожинов предположил, что это был Олег II , подстрекнув его на злое дело. И пришел тот ночью к городу Смкрин (возможно, к Тмутаракани. - Ю. Б.) и захватил его обманным путем <...> И стало это известно Булшци, он же - Песах хмур (хазарский титул воеводы. - Ю. Б.), и пошел он в гневе на города Романуса (имеются в виду города на южном берегу Крыма, принадлежавшие Византии. - Ю. Б.), и перебил всех от мужчин до женщин... И пошел он оттуда на Хлгу и воевал с ним четыре месяца, и Бог подчинил его Песаху <...> Тогда сказал Хлгу, что Романус вынудил меня сделать это. И сказал ему Песах: "Если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое. Если же нет, то умру или буду жить, пока не отомщу за себя". И пошел тот и делал так против своей воли и воевал против Константинополя четыре месяца. И пали там его мужи, так как макидоняне (т. е. греки. - Ю. Б.) победили его огнем (имеется в виду "греческий огонь" - гремучая смесь из нефти, серы и селитры. - Ю. Б.). И бежал он, и устыдился возвращаться в свою землю и пошел морем в Прс (т. е. в Персию, на Каспийское море. - Ю. Б.), и пал там он сам и войско его. И так попали русы под власть хазар".
Из этого сообщения, учитывая "Повесть временных лет", византийские хроники и сведения арабских путешественников, восстанавливается такая канва событий: 1) в 939 г. князь Олег II овладевает Тмутараканью; 2) в 940 г. хазарский бек Песах отвоевывает этот город, овладевает тремя городами Крыма и осаждает четвертый, Херсонес, где под защитой византийского стратига собрались христиане со всего Крыма; Песах не сумел взять этот город и прогнал русов из Крыма; 3) в том же году хазарская армия под руководством Песаха, двигаясь вдоль правого берега Днепра, доходит до Киева и принуждает великого князя Киевского платить хазарам дань, в том числе и кровью, заставляя его отправиться в поход на греков, на Константинополь; 4) князь Игорь устраивает морской поход на Константинополь весной 941 г. и терпит поражение; 5) киевский князь двинулся на кораблях на восток, разоряя провинции Византии, затем вернулся на свою военных базу Эллипалтар , откуда пошел в поход на кораблях на столицу Албанского царства г. Бердаа, или Партав, в современном Азербайджане (ныне - г. Бердаа, находится в 100 км от нынешней границы с Ираном) и там потерпел поражение. Тогдашний правитель города Бердаа перс Марзубюан ибн-Мухаммед рассказал арабскому хронисту следующее: "и вступили мы в битву с русами. И сражались мы с ними хорошо и перебили из них много народа, в том числе их предводителя, уцелевшие же русы ушли к Куре и сели на свои суда и удалились". Это произошло в конце 943 - начале 944 г.
Черноморских русов и их поход на Бердаа описывает перс Абу Али Ахмед бен Мухаммед бен Якуб Мискавейх (ум. 1030 г.): "Эти русы - племя великое; они не знают отступления, ни один из них не повернет спины, но или убьет противника, или сам будет им убит. Обычно каждый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть ремесленных орудий; как-то топор, пилу, молот и другие подобные вещи; они сражаются при помощи дротика, щита, меча; они носят на себе столб для палатки и оружие, подобное кинжалу. Русы сражаются пешими, в особенности те, которые совершили набег на Бердаа". Когда русы овладели городом, они выпустили из него всех, кто хотел уйти, после чего ограбили дома, перебили стариков и взрослых мужчин, "собрали женщин и отроков, изнасиловали тех и других и обратили их в рабство". Все это подтверждает Мутаххар-ал-Макдиси: "Они владели Бардаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их харимами (т. е. гаремами. - Ю. Б.), как никогда не делали этого никакие язычники. И вот погубил их всех Аллах при помощи холеры и меча".
Арабские источники обычно рисуют русов IX - X вв. как воинов, живущих почти исключительно за счет грабежа соседних народов. А захваченных пленников русы продавали в рабство на рынках Константинополя, Булгара, Итиля и Хорезма. Берега Каспия и Черного моря трепетали при виде воинственных русов, чья огромная энергия, видимо, растрачивалась зря, т. е. за пределами государственного и цивилизованного строительства. Необходимо было Национальное государство, которое мобилизовало бы энергию народа в нужном направлении. И таким государством стала Киевская Русь!
Как суда русов попали из Черного моря в Каспийское и в реку Куру - неизвестно. Скорее всего, водным путем, т. е. через Керченский пролив, Азовское море, Дон, канал Дон-Волга, Волгу и в Каспийское море мимо Хазарии. Если поход был разрешен хазарами, то в этом нет ничего удивительного. Обычно хазарский каган брал с русов половину добычи за плавание в его владениях.
Продолжалась война Руси с Хазарией, в которой видную роль сыграл сын Игоря и Ольги князь Святослав. Именно ему было суждено сокрушить Хазарию, опираясь на помощь Волжской Булгарии.
Волжская Булгария, образовавшаяся как самостоятельное государство в 865 г., была самым надежным союзником Руси в борьбе с Хазарией. Она испытывала громадные неудобства от своего южного соседа, который перекрыл ей все торговые пути по Волге и лишил беспошлинного выхода в Каспийское море, Великий шелковый путь, и вся торговля с Европой и Азией тоже находилась в руках Хазарии. От опасного соседа страдали и государство Хорезм, и Иранское государство Саманидов, которые не могли свободно вести свою торговлю. Но избавиться от Хазарии своими силами они не могли. Не могла это сделать и Волжская Булгария, на население которой хазарский каган наложил тяжелую подать. К тому же хазар поддерживала Византия, которая не хотела ни усиления Руси, ни усиления обоих булгарских государств - и Волжского, и Дунайского.
Булгарский кан Алмыш Джафар (895-922 гг.) в 922 г. с величайшим трудом отбил нападение хазарско-тюркменского войска на г. Великий Булгар и окончательно укрепился в желании разгромить иудейскую Хазарию. При том он пришел к убеждению, что, во-первых, только ислам поможет сплотить большинство народов Великой Булгарии под зеленым знаменем джихада против неверных. А раз так, то необходимо было заручиться поддержкой религиозного главы всех мусульман - багдадского халифа. С этой целью между Великим Булгаром и Багдадом начался сперва обмен письмами, а затем 12 мая 922 г. в Булгар прибыло Великое посольство от халифа Муктадира во главе с шейхом Рази и секретарем Ибн Фадланом. 16 мая того же года состоялось торжественное провозглашение ислама государственной религией Волжской Булгарии. Это позволило консолидировать булгарский народ вокруг своего царя для борьбы с иудаизмом.
Во-вторых, Алмышу нужно было ликвидировать оппозицию удельных князей в своем государстве, т. е. князей Бершуда и Эсегели, и при этом замирить их. Это было достигнуто, а вслед за тем Булгар был разделен на губернаторства (или), во главе которых встали улугбеки, назначаемые царем.
В-третьих, Алмыш осуществил экономические реформы, в том числе налоговой системы, для того чтобы дополнительный налог - харадж - взимался с немусульманской части населения, т. е. с христиан, иудеев, буддистов и тенгрианцев. Существовавшее в Булгарии патриархальное рабство не мешало экономическому развитию страны, так как был принят закон, согласно которому раб после шести лет отработки становился свободным. А если он до истечения этого срока принимал ислам, то получал свободу немедленно.

Назад История Руси. Глава 14. XII Далее

 
История Руси. Глава 14. XI Версия для печати

История Руси. Глава 14. XI

Начиная с 820-х годов еврейские купцы-"рахдониты" вели торговлю на огромных пространствах от Китая до Прованса в Южной Франции. В числе товаров фигурировали рабы, меха, льняные и шелковые ткани, воск, мед, мускус, алоэ, камфора, ароматические масла, пряности, оружие, ковры, ювелирные изделия, керамика и т. д.
Ибн Хордадбех в своей книге "Книга путей и стран" отмечает: "Путь еврейских купцов ар-Разанийа (буквально: "знающих путь". - Ю. Б.), которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика (т. е. земель, подвластных Халифату. - Ю. Б.) до ал-Магриба (т. е. крайнего Запада. - Ю. Б.) и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов, невольниц, мальчиков-слуг, парчу, заячьи шкурки, пушнину, соболий мех и мечи. Они путешествуют из Фиранджи (т. е. страны франков. - Ю. Б.) по Западному морю (т. е. Средиземному морю. - Ю. Б.), высаживаются у ал-Фарамы (т. е. города на Синайском полуострове. - Ю. Б.) и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум (т. е. на берег Красного моря. - Ю. Б.). Между этими городами 25 фарсахов (т. е. 150 км. - Ю. Б.). Затем они совершают путешествие по Восточному морю из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются дальше в ас-Синд (Южная Индия. - Ю. Б.), ал-Хинд и ас-Син (Южный Китай. - Ю. Б.). Вывозят из ас-Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и другие товары в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю, а иной раз поворачивают со своими товарами в земли Фиранджи и распродают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у Антакии (т. е. Антиохии. - Ю. Б.) и совершают по суше три перехода, пока не достигают ал-Джабийи. Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы они направляют в Оман, ас-Синд, ас-Син. Все эти страны связаны одна с другой".

"Потомки колена Симова и полуколена Манасиева <...> забирают дань от 25 государств, и со стороны исмаильтян платят им дань по причине внушаемого им страха и храбрости их... Хазары каждый год совершают походы в страну печенегов для поимки рабов и продажи их в страны ислама". А Печенегия все не оскудевала, поскольку там проживало до 9 млн человек!
Факты хазарской работорговли подтверждают Ибн Русте и Гардизи. Еврейская работорговля вызывала бурю ненависти в Восточной Европе.
Евреи тут же, в Итиле, холостили юношей-рабов из печенегов и славян, превращая их таким образом в двуногих волов, живущих только кормежкой и работой. Таких рабов еврейские купцы обычно продавали персидским или византийским работорговцам, а те перепродавали их в страны Востока. Войны с целью добыть живой товар были нужны еврейской верхушке. Поэтому Иудео-Хазария часто воевала в IX - X века в Византией, Черной Булгарией (на Кубани), Узией, Аланией, Буртасией, Печенегией.
Неудачной для Хазарии была война с булгарами за Кара-Саклан около 830 г. В битве при ауле Харька объединенное булгаро-русо-маджарское войско разбило 100-тысячную армию хазарского кагана Уруса. Благодаря этой победе власть булгарского кана Угыр-Айдара в Кара-Саклане укрепилась. Но противоречия булгаро-хазарского торгового соперничества разрешены не были, пока существовало хазарское могущество на Волге и на всем Великом шелковом пути.
В целом отношения Хазарии и Булгарии в IX в. были сравнительно мирными. Хазарские каганы часто обращались к булгарским балтаварам с просьбами о военной помощи то против венгров, то против башкир, то против печенегов, то против сабанов, то против мордвы и т. д. И булгары оказывали им военную помощь и часто выплачивали дань хазарам, не оспаривая их право сильного. После Великого посольства Ибн Фадлана
(922 г.) положение изменилось. Булгары нашли поддержку мусульманского Востока и с его помощью надеялись привлечь к себе сочувствие других народов.
Неразрешимыми были и русско-хазарские противоречия, касающиеся торговли и плавания по Волге и Каспию. С 880 по 925 г. известны четыре похода русских на Каспийское побережье Азербайджана и Ирана, против местных жителей, окончившиеся неудачей. На обратном пути хазарский каган отнимал у них добычу, а воинов обращал в рабов.
Приведем здесь текст из документа С. Шехтера с комментарием О. Прицака: "После того, как русы награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки (Волги) и истечению ее. послали к царю (правителю проливов) хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов морских, и его люди не привычны к ним; в противном случае мусульмане были бы в великой опасности с его стороны.
Арсийя же и другие мусульмане из страны хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: "Позволь нам (отомстить), ибо этот народ напал на страну наших братьев-мусульман, проливая их кровь, и пленил их жен и детей".
Не имея возможности им препятствовать, царь поехал к русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Когда же увидели они друг друга, то русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15 000 с конями и вооружением, с иными были также многие из христиан в (хазарской столице) городе Амол (Атиль). Три дня продолжалось сражение между ними; Бог помог мусульманам против русов и меч истребил их! Кто был убит, а кто утоплен. Только около 5000 из них спаслись и отправились на судах к берегу (реки Волги), примыкающему к стране Буртас".
"Очевидно, что родина русов, бежавших вдоль реки Волги, находилась где-то далеко, что совпадает с данными текста Шехтера", - заключает Омелян Прицак.
Однако смерть ожидала их и здесь. "Они (русы) оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался (в руки) мусульман страны Волжских Булгар, и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30 000".
"Из того факта, что русы не продолжали свое плавание по Волге, следует, что они не являлись Волжской Русью с центром на так называемом полуострове русов", - предполагает Прицак.
"Сравнивая два описания похода Руси к берегам Каспийского моря, можно говорить о том, что автор документа Шехтера и ал-Мас’уди описывают одну и ту же военную экспедицию. Учитывая, что Роман I Лакапин начал царствование 17 декабря 920 года и что после 922 г. произошел временный разрыв дружественных отношений между Византией и Аланией, а также тот факт, что 928 г. является "терминус ад квэм", можно предположить примерно 925 г. как дату похода Руси", - заключает Прицак.
Византийская правящая верхушка всегда вела "двойную игру" с русами, что позволило русскому летописцу так высказаться о ней: "Что льстивы греки, всякий знает".
Хазарским правящим кругам порой удавалось сблизиться с византийской верхушкой. Так император Юстиниан II (685 - 711 гг.) был женат на дочери хазарского кагана. Императоры Филипп Вардан (711 - 713 гг.) и Лев III (717 - 741 гг.) искали у хазар защиты, последний женил сына Константина V Копронима (741 - 775 гг.) на дочери кагана. От этого брака родился император Лев IV Хазар (775 - 780 гг.). Дипломатические сношения между Византией и Хазарией были постоянными. Византия часто использовала Хазарию в своей политической игре между миром и войной. Однако в целом Хазария и Византия были противоположны по своим устремлениям как два различных государства: иудейское и христианское.
В 834 г. византийские инженеры под руководством Петрония Каматероса помогли хазарам построить на Дону крепость Саркел, или Белую Вежу, защищавшую Хазарию от набегов русов и мадьяр. Гарнизон крепости составляли огузы и печенеги. Политическое же значение Саркела как пограничной крепости было огромным.
В 850-е годы в Хазарии произошли массовые гонения на христиан и мусульман, в результате многие из них бежали в Закавказье.
Хазарские правители даже пытались использовать днепровских русов в своих целях, побуждая их время от времени нападать на Византию, как это было в 860 г. 65 Близость Руси, где в Киеве имелось торговое представительство еврейской хазарской верхушки, а также наличие русского населения на Дону, по Северскому Донцу и в г. Итиле обуславливали влияние Руси на Хазарию, особенно в области культуры, в том числе письменности. Академик Н. Я. Марр указывает на свидетельство армянского историка Моисея Утийца Каганкатваца (Х в.) о народе рос, что "косвенно может давать нам указание на наличие в составе хазарского объединения не библейских, а реальных росов, т. е. восточных славян". Моисей Утийца называл хазар "росмасохами", а ал-Бекри указывал на использование хазарами в быту славянского языка. В это связи Н. Я. Марр замечал, что "история хазар есть часть истории Руси в состоянии особого сплетения". Это "сплетение" не касалось иудаизма, который был глубоко чужд Русскому народу и навсегда остался инородным телом и яблоком раздора для всех народов, населявших Хазарию. Иудейская религия не объединяла, а разъединяла людей, поскольку являлась источником хазарской агрессии. На основании источников Ю. Д. Бруцкус полала, что между Хазарией и Русью шла долголетняя, почти непрерывная война примерно с 850 по 966 г.

Назад История Руси. Глава 14. XI Далее

 
История Руси. Глава 14. X Версия для печати

История Руси. Глава 14. X

Купцы-евреи широко распространили по миру известия об успехах Хазарского еврейского государства в Восточной Европе, дошли они и до Кордовского халифата в южной Испании, где правил халиф Абдуррахман III (911-961 гг.). Премьер-министром и одновременно министром финансов и лейб-медиком у него был Хасдаи ибн Исаак ибн Ездра ибн Шапрут, глубоко изучивший премудрости Талмуда и Каббалы. Как писал в конце XIX в. исследователь А. Я. Гаркави, все арабские и христианские писатели "согласны в восхвалении высокого образования и обширного таланта Хасдаи". Он сделал европейских евреев самостоятельными в науке и литературе и освободил их от влияния азиатских академий, основав в Кордове просветительский кружок избранных иудеев. Он же вел все торговые дела халифата и принимал посланников из других стран. Как пишет сам Хасдаи, "всех посланников, приносящих дары, я постоянно спрашивал о наших братьях-израильтянах, остатках угнетенных", и посылал письма единоверцам в другие страны. Среди них есть одно, которое дошло до нашего времени. Это Письмо к хазарскому царю Иосифу IV (вероятно, 50-60-х годов Х в.). Представляют большой интерес две редакции Ответа самого царя Иосифа IV.
Это письмо представляет не только теоретическую ценность, но и известный реально-практический интерес, поскольку им документально устанавливается льстивший национальному самолюбию факт существования в Восточной Европе независимого и процветающего еврейского царства. В Ответе царя Иосифа IV между ним и Обадией названы имена 12 хазарских царей, правивших с 810 по 965 г.
Руководители Иудо-Хазарии не понимали порочности и бесплодности пути, по которому они вели народ и государство в течение 160 лет. Ведь в Хазарии странным образом уживались язычество, магометанство, христианство и иудаизм. При плюрализме мнений это вело к победе одной из идеологий, а именно той, которую поддерживало государство. Неудивительно, что самая агрессивная идеология мира - иудаизм - одержала верх в Иудео-Хазарии. Это было чревато самыми страшными последствиями для Хазарской псевдоцивилизации. Ведь морально-политического единства среди конгломерата разных народов не возникало, а чуждая идеология еврейского господства над другими народами не могла сплотить людей внутри "химеры" (по Л. Н. Гумилеву), что порождало пустоту этнополитического пространства.











Схема государственного управления Хазарии в IX - X вв.

Финансы государства пополнялись данью и торговлей. Государственные чиновники собирали дань со всего подвластного населения, а также десятину с оборота купеческих товаров и купеческого транзита. Армия была наемной и состояла из огузов и тюркмен под командованием вазира. А царя сменяли каждые 40 лет, иногда насильственно, часто умерщвляя его. Обычно отцу наследовал его сын.
В ходе гражданской войны 809-820 гг. погибли видные руководители государства, в числе которых были сам Обадия и два правивших после него кагана: сын Езекиия и внук Манассия. За неимением прямых наследников власть перешла в руки Ханукки, брата Обадии. От Ханукки пошли многие последующие цари Хазарии.
Установив свою диктатуру (хакан бек или пех тарханы), хазарские евреи с помощью еврейского капитала ограничили власть кагана; хорезмийские эмигранты-евреи, опираясь на финансовую и политическую поддержку еврейской элиты, готовили экспансию талмудического иудаизма за пределы Хазарии. Самый факт почти 200-летнего периода государственного существования антихристианской еврейской доктрины - исключительный пример в истории Восточной Европы, который повторился разве что в ХХ - ХХI столетиях в России.
Хазарские евреи вели активную внешнюю политику по всему Переднему Востоку и югу Европы, стремясь добиться физического, духовного или финансового закабаления всех живших там народов.
Экономическое принуждение - работа на земле на хозяина-хазарина - было одним из основных источников обогащения. А вслед за экономическим принуждением шло внеэкономическое, или насильственное принуждение, к которому прибегали хазары. Считая своего кагана собственником всей земли Хазарского государства и всего, что растет на той земле, они требовали от земледельца полной уплаты дани. А если земледелец был не в силах заплатить, то хазары забирали все или часть имущества, а бывало даже и его семью, за долги, а затем продавали их в рабство персам или грекам.
"Славянские земли в IX - X веках стали для иудейских купцов неистощим источником "живого товара", - пишут воронежские авторы Идеологического отдела местного РНЕ. - Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира, где юноши высоко ценились за здоровье и силу, а девушки - за красоту. Но главная цель славянской политики Хазарского каганата была иной. Собственно этих целей было две. Ближайшей являлось всемерное политическое и военное ослабление Русского государства, его превращение в младшего партнера и данника, чьи войска можно было с успехом использовать против ненавистной православной Византии. Конечной же целью было разрушение Киевского славянского княжества с последующим включением его земель в состав каганата или создание еще одного иудаизированного, подобного Хазарии, государства на пути "Из Варяг в Греки". Такой исход сделал бы евреев финансовыми и торговыми господами всего евроазиатского пространства - от границ Китая до Пиринейского полуострова".
Примечательно, что на языке еврейских писателей Х в. славяне обычно назывались хананеями. А хананеи, как мы знаем из Библии, обозначали народ, осужденный на уничтожение или на вечное рабство Израилю, наследовавшему при том их землю в силу своего богоизбранничества. Многие хазары, осевшие на Крымском и Таманском полуостровах, постепенно превратились в караимов. Не случайно, что именно у них была обнаружена пространная редакция Письма последнего хазарского царя Иосифа IV (933 - 965 гг.) к министру Кордовского халифа Хасдаи Ибн Шапруту; в конечном итоге следование иудаизму означало неизбежную гибель химерического государства. Однако внешне Иудео-Хазария еще держалась и выглядела весьма процветающей страной, одерживающей победы одна за другой над своими противниками. Так, к 821 г. были окончательно разгромлены кабары; три их рода бежали в Поднепровье. В 822 г. Хазария начала войну в Причерноморье с мадьярами и с помощью печенегов вытеснила их из Лебедии в Ателькузу, т. е. в междуречье Днепра и Дуная. Хазары в 820 - 830 гг. достигли Киева, одержали победу над полянами и заставили их платить дань.
Юго-восточная граница Руси с Хазарией проходила по реке Ворскле и далее к верховьям Северского Донца и Среднему Дону.
В то время хазары обложили данью древлян, северян, вятичей, тиверцев и уличей.

Назад История Руси. Глава 14. X Далее

 
История Руси. Глава 14. IX Версия для печати

История Руси. Глава 14. IX

Это беспримерное насилие сыграло роковую роль в истории Хазарии и ее многонационального народа. После государственного переворота Обадии, поставившего безотлагательно страну на иудейский путь развития, оказалось, что номинальным главою государства оставался тюркский каган-царь, которому была оставлена символическая верховная власть и его изредка показывали народу, а бразды правления, или реальная власть, оказались в руках Обадии, который носил титулы каган-бека, или "шада", или по-еврейски "мэлэха". Реформа Обадии, сделавшего талмудический иудаизм государственной религии Хазарии, превратила еврейскую общину в государствую социальную группу в Хазарии. Тюркско-хазарские метисы, принявшие иудаизм, заняли видные места военных руководителей и политических вождей в структуре государства. Первоначальная структура Хазарского государства соответствовала образцу кочевых империй Евразии. Это был клан всадников, или вооруженный народ, сочетавший кланово-родовой подход с классовым. На самом верху находилась феодальная аристократия с царем и беком ("пехом") во главе, а также купеческо-ростовщическая верхушка "рахдонитов", опиравшаяся на раввинат и иудейскую религию в качестве идеологической надстройки.


Каждый хазарский вельможа имел сады, виноградники и поля, где работали на него крепостные, имел стада и ремесленные мастерские.












Родословная N 1 тюркской династии Ашина, правивших Хазарией. 650-810 гг.

Родословная N 2 Хазарских каганов из рода Тухчи
Кыр-Багыл. 653-675 гг.
Сын Сабан-Курмыша, правнук Сароса, аланского князя
¯
Калын-Бай.675-707 гг.





Родословная N 3 Хазарских каганов из рода Будай

Родословная № 4 иудейских царей, правивших Хазарией в 810-965 гг.

Назад История Руси. Глава 14. IX Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 334 - 342 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены