Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 20. III Версия для печати

История Руси. Глава 20. III

Сложение территории государства Киевская Русь-2 при Олеге Вещем. Венгры под Киевом.
"Олег, обагренный кровию невинных князей, знаменитых храбростию, - писал Н. М. Карамзин, - вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщения, торговлю или войну с разными богатыми странами - с Греческим Херсоном, с Козарскою Тавридою, с Болгарией, с Константинополем - пленили Олега, и сей князь сказал: "Се буди мати градомъ Руськимъ!"
Олег Вещий начал свое правление с расстановки государственных приоритетов, а именно: 1) с устройства вооруженных сил, организовав сильное и многочисленное войско из варягов, 2) с образования территории государства, 3) со строительства городов и крепостей, 4) с установления даней и законов государства.
Князь разослал по стране своих бояр и велел везде строить города, используя старые булгарские укрепления и создавая новые. Но особенно он заботился о своей варяжской дружине, постановив, чтобы новгородские словене вместе с мерей, весью, чудью и кривичами давали наемной дружине дань в 300 гривен серебра, или 150 фунтов весом ежегодно. Впоследствии эта дань увеличилась до 2000 гривен при Ярославе Мудром и выплачивалась регулярно до 1054 года. Кроме того, Новгород и другие города и веси должны были платить особую дань Киеву, и это продолжалось вплоть до начала княжения Ярослава Мудрого (1019 г.). Однако не все славянские племена были с этим согласны.
Между Новгородом и Киевом вдоль Великого водного пути "Из Варяг в Греки" и в лесах на восток и на запад от Днепра обитали и гордились своей свободой и многочисленностью племена кривичей, дреговичей, древлян, радимичей, вятичей и других. Еще в 882 г. во время похода на Киев Олегу Вещему удалось подчинить себе часть кривичей и поставить в Смоленске своего боярина. То же произошло и в земле радимичей, в городе Любече. Остальные же племена еще не были покорены.
В 883 г. Олег с дружиною пошел войною на древлян, которые уже давно враждовали с полянами, не признавая их первенства. Древляне сопротивлялись, но вскоре должны были сложить оружие, уступая силе. Олег принудил древлян платить дань по черной кунице с дыма ежегодно.
В следующем 884 г. князь Олег с дружиною пошел в поход на северян, победил их и наложил на них легкую дань по 1 - 2 щеляги с дыма (т. е. дома) ежегодно. Такую же дань они платили хазарам. По преданию, Олег так сказал северянам: "Я враг хазарам, а вовсе не вам".
Радимичи с берегов Сожи, также платившие дань хазарам, согласились выплачивать такую же дань Киеву. Покорив север, князь Олег теперь обратился к югу и вначале быстро покорил суличан. Следующие двадцать с лишним лет шла вялотекущая война с дулебами, хорватами и тиверцами и закончилась их покорением. Но уличией подчинить не удалось. Захваты племенных территорий сопровождались взятием городов и крепостей и построением новых. Выплата дани была для всех обязательна.
Хазары не были с этим согласны и двинули свои войска к западной границе. Князю Олегу пришлось с ними воевать, и он победил их, как об этом кратко сообщает Архангелогородский летописец: "Иде Олег на козары".
Если владения князя Рюрика простирались от города Корелы и реки Невы до устья реки Оки и городов Ростова и Мурома, то Олег завоевал остальные земли от Смоленска до Днестра и до самых Карпат. Создалась довольно обширная территория Государства Киевская Русь-2, и она не была еще окончательной. "Итак, при Олеге Вещем, - писал историк В. В. Кожинов, - не только создалось единое Русское государство, простирающееся от Ладоги до Киева: это государство выступило как полноправный участник... исторического бытия громадного евразийского региона, в котором действовали три мощных империи - Византия, Хазарский каганат и Арабский халифат”. Прав был А. П. Новосельцев, когда писал: "Пока север... и юг... не были объединены, борьба с хазарами большого успеха не приносила. И лишь когда северный князь Олег... объединил Киев и Новгород, положение изменилось".
Столица Киевского княжества становилась все краше и краше. В конце IX столетия она увидела под своими стенами многочисленные шатры угров, или маджаров, или мадьяр, или венгров. IX век стал для них веком переселений на обетованную землю. Из своей прародины на берегах реки Белой в Башкирии они вдруг двинулись на запад и юго-запад. Правда, их теснил с востока тюркский народ - печенеги. Во второй половине IX в. угры оказались в Причерноморских степях, в странах Леведии и Ателькузу, на Дону и Сейме, у границ Персии.
Многочисленную орду мадьяр-булгар под Киевом в 893 г. возглавлял архонт Арбат, он же - Арпад, старший сын царя Волжской Булгарии Алмыша Джафара. Арбат враждовал с отцом, но у него были хорошие отношения с киевскими князьями и, как будто бы, ему не надо было воевать с русами во время своего движения на Дунай и в сторону Аварии. ша боýОднако одно замечание русского летописца в Начальном своде - "б ходяще аки си половци" - свидетельствует далеко не о мирном прохождении венгров мимо Киева. О нападениях венгров на славян сообщают арабо-персидские авторы ал-Марвази, Гардизи, Ибн Русте и другие. Согласно их данным, венгры якобы господствуют над частью славян, берут с них тяжелую дань, захватывают военнопленных и "отводят этих пленников берегом моря к одной из пристаней Русской земли, где продают их в качестве рабов". О дальнейших действиях венгров рассказывает анонимный хронист, нотарий венгерского короля Белы, конца XII - начала XIII в. Вот этот любопытный текст: "Угры под начальством воеводы Альма, родственника славного Аттилы, в 884 г. тронулись из Скифии, где знатные люди и пастухи носят собольи шубы, где в реках блистают драго-ценные камни, где золота и серебра множество, вошли в Суздаль, и в окрестностях Киева переправились через Днепр. Там вздумали они завладеть Русью. Ее герцоги или воеводы, узнав о сем намерении, призвали к себе на помощь семь куманских воевод, но Дух Святой был союзником Альма. Сей герой сел на коня и сказал воинам: "О, скифы-товарищи! Вы, долженствующие оружием приобрести себе отечество! Испугаетесь ли множества русов и куманов, подобных нашим псам, которые боятся голоса своих господ? Не число, но великодушие побеждает! Разве не знаете, что один лев, по словам некоторого философа, обращает в бегство многих оленей? Не погиб ли Кир с 330 000 воинов в Скифии? Не бежал ли от наших предков Дарий, потеряв 800 000 человек, и сам Александр, сын короля Филиппа и королевы Олимпиады? И так поразим сих неприятелей как мух!"
Угры, затрубив в воинские трубы, наголову побили русских и мечами своими секли головы половецкие как сырые тыквы. Видя сие геройство, воеводы русские согласились давать Альму ежегодно по 10 000 марок и сверх того съестной припас, одежду и другие надобности, прося его, чтобы он шел через Галицию и лес Гавос в Паннонию, где некогда царствовал его предок Аттила, где много рек, изобильных рыбою, и где живут славяне, болгары, влахи, римские пастыри. Альм согласился. Тогда воеводы Киевский и Суздальский прислали ему аманатов, 10 000 марок, 1000 лошадей с нарядными уздами и седлами, 100 мальчиков куманских, 40 верблюдов, и прочая. Воеводы куманские, видя милость Альмову, упали к ногам его и сказали: "Отныне будь государем нашим, и куда судьба поведет тебя, туда и мы с тобою!" С обеих сторон угры и куманы дали друг другу присягу в верности и вместе отправились в Паннонию, а с ними и многие русские, которые доныне живут в разных местах Венгрии. Жители киевские повели их к городу Лодомиру, или Владимиру. Тамошний воевода с дарами встретил Альма, который пробыл в сем месте три недели. Воевода Владимирский дал ему аманатов, 2000 марок серебра, 100 марок золота, 300 коней с уздами и седлами, 25 верблюдов, 1000 волов и прочая. В четвертую неделю пришел герцог Альма в Галицию и захотел отдохнуть. Галицкий воевода со всеми своими вышел босой навстречу ему, принял его как государя, дал ему аманатов, 100 лучших арабских и 300 других коней, 3000 марок серебра, 200 марок золота для него и для всех воинов, но через месяц просил его идти на запад, в Паннонию, где царствовал некогда Аттила, и прочая. Альма согласился и воевода Галицкий дал ему 2000 стрельцов и 3000 крестьян, чтобы продолжить дорогу через лес Гавос до границ Венгрии".
Упоминание Владимира-Волынского в этом тексте считается анахронизмом, так как в 893 г. этого города на реке Луге еще не было, как и Суздаля на реке Каменке. Впрочем, главное реальное свидетельство - это заключение мирного договора между киевским князем и архонтом Арбатом, в котором говорилось о 10 000 серебряных монет ежегодной дани, которую русы должны были выплачивать венграм за их уход из пределов Руси в Паннонию. Так и случилось. Булгаро-венгерская орда заняла Паннонию и основала там Венгерское государство, которым управляли архонт Арбат - Арпад и его потомки Арпадовичи до XIV в.
Приводим Родословную Булгарской династии Венгрии
Альмош
¯
Арпад, 895-907 гг.
¯
Такшонь, 947-972 гг.
¯
Геза, 972-997 гг.
¯
Иштван I Святой, 997-1038 гг. (с 1000 г. - король)
¯
Петр, 1038-1046 гг.
¯
Шамуэль, 1041-1044 гг.
¯
Эндре I, 1047-1061 гг.
¯
Бела I, 1061-1063 гг.
¯
Шаламон, 1063-1074 гг.
¯
Геза I, 1074-1077 гг.
¯
Ласло I Святой, 1077-1095 гг.
¯
Кальман, 1095-1114 гг.
¯
Иштван II, 1114-1131 гг.
¯
Геза II, 1141-1162 гг.
¯
Иштван III, 1162-1172 гг.
¯
Бела III, 1172-1196 гг.
¯
Имре, 1196-1204 гг.
¯
Ласло III, 1205 гг.
¯
Эндре II, 1205-1235 гг.
¯
Бела IV, 1235-1270 гг.
¯
Иштван V, 1270-1272 гг.
¯
Ласло IV, 1270-1290 гг.
¯
Эндре III, 1290-1301 гг.
 Увеличить


Из кн: Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. Киев, 1999. С. 76.

Назад История Руси. Глава 20. III Далее

 
История Руси. Глава 20. II Версия для печати

История Руси. Глава 20. II

Поход на Киев в 882 г.
Весной 882 г. князь Новгородский Олег Вещий с варяжской дружиной и войском из словен, чуди, мери, веси и кривичей пошел в поход на Киев по Великому Водному пути "Из Варяг в Греки", т. е. из реки Волхов в озеро Ильмень, оттуда по реке Ловать до истоков, затем волоком в Днепр и по Днепру до Смоленска, потом на Любеч и, присоединив к себе отряды из этих городов, двинулся на Киев. В числе присоединившихся воинов были и местные варяги. Вот как описывает дальнейшие события "Повесть временных лет": "И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжя в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это Мать городам русским". И были у него варяги, и славене, и прочии, прозвавшиеся русью". Тот Олег начал ставить города и установил дани словеном, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава , т. е. до 1054 г. Составитель "Повести временных лет" передает здесь текст Начального свода 1095 г., может быть, и более раннего источника, в котором не все достоверно. Так, например, Дира уже не было в живых: он был убит еще в 876 г. Первая редакция "Повести временных лет", сохранившаяся в Новгородской Первой летописи старшего извода говорит о двух вождях похода, одному из которых - Игорю - исполнилось только 5 лет. В позднейших летописных сборниках путаница увеличивается: Олег убивает не Аскольда и Дира, а Кия, Щека и Хорива.
Еще одна любопытная подробность имеется в Иоакимовской летописи: "Блаженный же Оскольд предан киевляны и убиен бысть" , в других летописях этот факт отсутствует.
Интересно отметить, что именно Начальный свод содержит известие о том, что "были у него (т. е. у Олега Вещего. - Ю. Б.) варяги и словени, и прочи, и прозвашася русью". Вторичность прозвания отметил еще С. М. Соловьев, который писал: "Варяги и славяне прозываются русью только по утверждению в Киеве". Ранее они носили свои племенные названия в то время, как варяги (наименование по профессии!) не составляли этноса и быть русью ни в коем случае не могли, так сами происходили из норманнов, т. е. либо датчан, либо шведов, либо норвежцев.
"Свод старобулгарских летописей" излагает другую версию событий. Вот что в нем говорится: "При Лачыне Урусское бекство подчинялось ему, поэтому Алмыш двинулся в Башту с намерением принудить ас-Халиба подчиниться ему. У города он соединился с подошедшим чуть раньше Салахби и вначале договорился с ним, что он будет княжить в городе в качестве данника балтавара. Но потом Джун посоветовал им, чтобы Салахби сел в Башту в качестве соправителя сына Лачына Угыра , и по размышлении бии согласились с анчийским головой. Салахби, показав баштуйским боярам бека Угыра Лачыни , объявил им о своем желании сесть на Урусское княжение в качестве везира бека и предупредил, что в случае их сопротивления будет убит Булат и предпринят жестокий булгарский приступ. Бояры согласились заключить договор с Салахби, опасаясь мести за погром мусульман. Однако ас-Халиб отказался подчиниться решению бояр, и тогда они привели его к Салахби силой. Когда тот приблизился к нему, то внезапно и с криком: "Проклятый раб - ты изменил своему господину и должен умереть!" - обнажил свой меч и хотел зарубить им Салахби. Но Джун был начеку и убил ас-Халиба копьем, которое выхватил у стоявшего рядом анчийца, а Алабуга зарубил Булата, поспешившего на помощь отцу. Последний сын ас-Халиба Хот, узнав о кончине отца и брата, тайно бежал из Башту к хакану (...)
Салахби вошел вместе с Джуном и Угыром в Башту и в качестве первой дани Алмышу выдал балтавару имущество яхудских купцов. Джун, ставший первым бояром и головой всех анчийцев - а они называли его по-булгарски "бата", - примерно наказал убийц своего отца и мусульман. Довольный исходом дела, Алмыш вернулся в Хорысдан , а Алабуга - в Болгар".
Третий источник - "Свод Наримана" (XVI в.) - сообщает иную версию. Когда глава полиции Хазарии ("джавашгыр") в 882 г. раскрыл заговор миджакских и христианских феодалов против кагана, то Арслан приказал сыну Дира Джуннэ и Аскольду схватить в Киеве Шам-Аскала, организатора заговора. При аресте последний оказал сопротивление и убил Аскольда. Тогда один из сыновей Аскольда тут же убил самого Шам-Аскала копьем.
Какой из процитированных источников достоверен, решить трудно. Все три носят следы парафольклорной обработки и содержат элементы легендарного повествования. Очевидно, что их источником могла быть современная событиям летопись вроде недошедшего до нас "Свода Аскольда", подобно тому, как у булгар и у хазар были свои летописи. До наших дней все три летописи не дошли, но остались предания, записанные позднее в "Джагфар тарихы" и в "Своде Наримана". Необходимо с известными поправками учитывать все источники, а также народные предания, лежащие в их основе, истоки которых теряются в глубине веков.
Сравнение источников выявляет следующий ход событий.
1. Поход варяжско-русского войска князя Олега Вещего и его союзников из Новгорода в Киев имел место, вероятнее всего, весной 882 г.
2. Около Киева это войско соединилось с войском булгарского балтавара Алмыша Джафара.
3. Город был легко взят союзными войсками без штурма либо хитростью, либо с предъявлением ультиматума совету старейшин (бояр).
4. Малолетний сын князя Рюрика Ингварь (он же - Игорь) был объявлен совету бо-яр как будущий князь Киевского княжества.
5. Прежний владетель князь Аскольд и его старший сын Булат были приведены к Олегу Вещему и убиты. (Дир погиб раньше, в 876 г.)
6. На Киевский стол сел князь Олег Вещий как опекун Игоря, или везир.
7. Олег Вещий провозгласил Киев "Матерью городов русских", а подданные прозвались "Русью": это были поляне, "яже ныне зовомая Русь".
8. В своем правлении Олег Вещий опирался на совет бояр (старейшин), а также на свою варяжско-русскую дружину и ополчение антов, которым командовал сын покойного Дира Джун ("голова анчийцев").
9. Олег Вещий стал строить города и установил дани Киевскому государству и варягам от Новгорода.
10. Олег Вещий отнял у еврейских купцов имущество и отдал его булгарам в качестве первой дани.
11. Булгарские союзники - балтавар Алмыш и бий Алабуга - вернулись в Хорысдан (т. е. в Путивль) и потом в Булгар, столицу Волжской Булгарии.
Совет бояр, или старейшин, занял примирительную позицию по отношению к новому властителю, так как опасался мести сына Дира Джуна, и рекомендовал вече принять Олега Вещего. Через три года Алмыш выстроил недалеко от могилы князя Аскольда-Николая роскошный дворец - Ольмин двор (885 г.) и принимал в этом дворце верного Олега. Причем Алмыш-Ольма опирался на немногочисленный отряд булгар и анчийцев Джуна, которого подчиненные с уважением звали "бата", а Олег Вещий возглавлял многочисленные дружины из русов и варягов, вместе с которыми ему суждено было силою оружия защитить новообразованное Русское государство и увеличить его территорию.
В том 882 г. шведский конунг Амунд напал на Новгородское княжество. Его флот вошел в реку Неву и Ладожское озеро, викинги захватывали прибрежные селения и грабили население. Понадобилась рука государственного мужа Русской земли, которая могла бы "достать"врага на северных границах Новгородского княжества и поразить его там также успешно, как и варягов на южных берегах. Такой муж нашелся. Это был великий князь Олег Вещий.
Ю. П. Миролюбов искал источники, повествующие о битвах русов с норманнами и не нашел их. "Есть только некоторый намек на то, - писал он, - что викинги, гулявшие по Европе, где могли всех грабить безнаказанно, натолкнулись на востоке, в Гардарики, на сильное сопротивление. (Одна из таких битв, вероятно, произошла в бассейне Ладоги и Волхова. Это предполагаемое сражение с викингами конунга Амунда. - Ю. Б.) Тут как раз помогли Новгороду варяги (т. е. датчане и норвежцы Олега Вещего. - Ю. Б.), "нурманский строй" великолепно знавшие. Они научили новгородцев драться этим строем. Когда викинги набросились на Новгород, они были разбиты и отброшены. Из двух десятков "королей открытых морей", или же "ярлов", сумели уйти только два или три, да и те потеряли свои драккары - корабли, на которых плавали в Европу. Есть предание, что погибло в Новгороде около 10 000 воинов. Это нападение оказалось последним, ибо викинги предпочитали Западную Европу, где люди отдавали сами свое золото и драгоценности и добровольно одевали ошейник раба, или "ридера". Русы же, валившие викингов тяжелыми секирами, были, по крайней мере, неудобными. Этим и объясняется в дальнейшем то обстоятельство, что викинги чаще ходили на запад, чем на восток".

Назад История Руси. Глава 20. II Далее

 
История Руси. Глава 19. VIII Версия для печати

История Руси. Глава 19. VIII

В 876 г. в Хазарии произошло событие, которое повлияло на события в Киевской Руси: буртасский бий Худдада убил Ильяса Бурнаша. Этому очень обрадовался новый хазарский каган Арслан, который ненавидел Ильяса и мечтал освободиться от его опеки. Когда весть о гибели Ильяса достигла Киева, слуга кагана Аскольд убил Дира и его старшего сына и "один занял его место", как сообщает "Велесова книга".
Булгарский летописный свод Наримана (XVI в.) сообщает некоторые подробности о гибели Дира: каган Хазарии Арслан решил наказать Дира "за старые и новые грехи", имея в виду его непослушание кагану и самостоятельную политику. Он повелел двум биям Шам-Аскалу, сыну Барыса Шам-Алана, и Урум-Аслану (т. е. Аскольду) арестовать Ди-ра. Во время ареста один из воинов Шам-Аскала, заметив сопротивление князя Дира, выстрелил из лука и убил Дира. С двоевластием было покончено. "Аскольд силою разгромил нашего князя и победил его, - сообщает "Велесова книга". - Аскольд после Дира уселся у нас как непрошенный князь. И начал княжить над нами, и стал вождем самого Огнебога, очаги хранящего. И потому Он (т. е. Огнебог. - Ю. Б.) отвратил свой лик от нас, что мы имели князя, крещеного греками" (II, 6е).
Здесь речь идет о том, что Аскольд, будучи верховным жрецом Огнебога как властитель русичей, одновременно стал для видимости христианином с именем Николай, что противоречиво само по себе. Русичи-язычники никогда не были согласны с этим. Однако Аскольд доказывал свою правоту тем, что одной из главных мистерий Огнебога было обретение солнечного креста и всезнающей книги. А он якобы обрел их путем духовного отождествления Крышеня и Христа. Крестом же стало второе крещение 874 г., а книгой - Евангелие, которое не горит в огне. Однако не все русичи с ним согласились, а потому рекли так: "Аскольд - темный воин, - продолжает "Велесова книга". - И так сегодня греками просвещен, что никаких русов нет, а есть варвары" (II, 6е). Сперва русичи высмеивали двуличного Аскольда, но после того как Аскольд разгромил языческое святилище в Киеве, разогнал жрецов и стал насильно крестить русичей, им стало не до шуток и они поняли отвратительную суть Аскольдова лицемерия. Аскольд же, как его научили греки, "приносил жертвы чужим богам, - поведает "Велесова книга", - а не богам нашим, как было заведено отцами нашими". Это были службы по православному греческому обряду в храме св. Ильи в Киеве. Тогда русы поняли, что "греки хотят нас окрестить, чтоб мы забыли богов наших и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию" (II, 6е). Пращуры прознали и про то, что Аскольд стал верным слугой хазарского кагана, и после изъявления своей покорности иудейской Хазарии, принял титул Русского бека вместе с обещанием признать все завоеванные Аскольдом земли у соседей-славян находящимися под покровительством звезды Давида, т. е. Иудейской Хазарии. Беспринципному Аскольду этого было мало. Он мечтал завоевать всю Великую Скифию с тем, чтобы установить в ней хазарскую власть. А это противоречило национальным устремлениям русичей, которые дружили с народами Кара-Саклана. И "Велесова книга" приговорила его: "Он погибнет, делая зло" (III, 8/1).
Тем временем князь Рюрик стал задумываться о необходимости продолжения своего рода в Русской земле. В. Н. Татищев рассказывает, опираясь на Иоакимовскую лето-пись, что "имел Рюрик несколько жен, но паче всех любяше Ефанду (или Сфанду, или Алфинду. - Ю. Б.), дочь князя урманского (т. е. норвежского. - Ю. Б.), и егда та роди ему сына Ингоря, даде ей обесчаный при море град с Ижорию (современный г. Усть-Ижора. - Ю. Б.) в вено". В поздних русских летописях Рюрик однозначно именуется варяжским князем, обладающим высшей властью на Руси: "Первый убо от тех князей варяжских Рюрик... сотвори себе едино владетеля. Роксоланию или Русу всю раздели на Великую, еже стольный град Новгород Великий, на Малую, еже стольный град Киев, на Красную, еже стольный град Галич, на Белую и Черную, их же столица град Мстислав. И сподобился века своего близ ста лет, наследника по себе остави сына Игоря или Георга".
Алфинда была из норвежского рода Сэммингов.
Вскоре случилось неминуемое. Русь попала в беду. Наши праотцы идут по высохшей земле, сетует автор "Велесовой книги" и добавляет: "И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня" (III, 38б).
Русичам-язычникам ничего не оставалось, как ходить "на старые погребалища" и там вспоминать князей Божа и Кия, которые соблюдали и стерегли Русскую землю, и не давали ее на глумление жестокому врагу.
А на самом деле оставалось еще свыше сотни лет до окончательного крещения Руси в 990 г. Князья-язычники, возглавлявшие эту Киевскую Русь в Х веке, - Олег Вещий, Игорь Старый, Святослав Игоревич - отстаивали вместе со своими дружинами и волхвами старый русский ведизм с его идолами. Так они сопротивлялись христианизации, в которой видели порядок греческий, а не русский, чуждый вере отцов.
"...И не должны мы поддаваться прежде иным", - призывает "Велесова книга" (III, 29). Однако этот призыв не дошел до сердец русичей. Он опоздал. Настали худые времена. Русичи подчинились силе. Возвращаясь из похода за данями, умер князь Рюрик в 79-летнем возрасте. По преданию, его тело положили в золотую гробницу и опустили ее в воды Волхова.
По своему значению правление князя Рюрика было значительным событием, во-первых, потому, что имело место основание пятого по времени Русского государства - Новгородского княжества, ставшего при нем сильным и процветающим началом национальной государственности; во-вторых, потому, что с рождением у Рюрика сына Ингвара была основана правившая Русью более 700 лет династия Рюриковичей.
Положительный характер дел князя Рюрика на Новгородчине отмечает Олонецкое сказание, записанное и изданное Е. В. Барсовым. Оно повествует о том, что князь Юрик (sic!) приехал из "северной стороны и распоселился жить в Ладоге". Но "тут ему место не полюби и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми руками, и в союз вступает". Князь Юрик понравился новгородцам и они согласились платить ему небольшую дань; новогородцы"и поныне помнят этого домового хозяина".
По словам Н. М. Карамзина, "память Рюрика как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу Славянскому и России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и веру".
По преданию, сохранившемуся в булгарском летописном своде XVI в. "Нариман тарихы", хазарский каган якобы назначил князя Рюрика улугбеком, т. е. наместником, провинции Шуд , т. е. северо-западной провинции Руси, которую булгары и хазары считали зависимой от них территорией и собирали с нее дань. На самом же деле князь Рюрик никому не выплачивал дань, а сам собирал ее для себя с подвластных ему племен, названных поименно в "Повести временных лет".


 Увеличить



Восточные славянские племена в IX-XII вв. Ареалы: а – словен ильменских; б – кривичей псковских; в – кривичей смоленско-полоцких; г – ростово-суздальской ветви; д – радимичей; е – племен юго-востока Русской равнины (В – вятичи, С – северяне); ж – дулебских племен (В – волыняне, Д - древляне, П – поляне); з – хорватов.


Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 362.


 Увеличить



Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 222.

Назад История Руси. Глава 19. VIII Далее

 
История Руси. Глава 19. VII Версия для печати

История Руси. Глава 19. VII

О чуде с Евангелием сообщают византийские авторы: Иоанн Куропалат, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Михаил Глика, переводчик Манассиевой летописи. Летопись Константина стишь са Руси". ýМанассии подтверждает: "При сем Василии цари кр Георгий Кедрин подтверждает сообщение Фотия о том, что после замирения русы прислали послов и просили "сподобить их народ крещением" (XII в.). Католический кардинал Цезарь Бароний в «Церквоных анналах» подтверждает, что русов крестил митрополит Михаил (конец XVI – начало XVII в.в.).
Так называемая "Легенда Ансельмо Бандури” (XVII в.), восходящая к греческому источнику XIII в., в первой части текста подтверждает факт крещения русов во второй половине IX в. при патриархе Фотии. Однако происшедшее крещение было частным, а не всеобщим, оно носило локальный характер, и коснулось немногих. Евангельская благодать еще не воссияла в Русской земле и не даровала всем спасения.
Итак, судя по летописному тексту, первое крещение русов произошло в Киеве в 867 г. Крещение не было массовым, а касалось лишь ближайшего окружения двух киевских князей и их дружин. Оно, скорее всего, совершилось "в Козарех", где стояла церковь св. Ильи. Предполагают, что греческого епископа звали Михаил. Он известен в русских сочинениях: в Кормчей книге, в дополнительных статьях, переведенных при св. великом князе Владимире (XI в.), в предисловии к Киево-Печерскому Патерику (начало XIII в.), в Великих Минеях-Четьях св. митрополита Макария (XVI в.).
Имя Михаила как первого русского митрополита называет и Густынская летопись, XVII в.
В. Н. Татищев встретил это имя в некоторых древних списках летописей и отметил его в своей истории так: после крещения "Михаил же возблагодари Бога, иде в Болгары" , т. е. в Дунайскую Болгарию.
Тогда же, согласно предположению академика Б. А. Рыбакова, по приказанию новообращенного князя Аскольда-Николая, над одними крепостными воротами Киева было прибито изображение крылатого воина - Архистратига Господня Михаила якобы в память о некоем богатыре Михайлике, который оборонял эти ворота. С тех пор Архистратиг Михаил стал небесным покровителем Киева.
С 867 г. Русская епархия как 61-я по счету была внесена в список епархий Константинопольского патриархата, а Русь номинально была объявлена вассальным государством Империи, хотя таковым не являлась, а напротив, часто нападала на Вечный город: в 904, 907, 941, 944, 1043 годах.
В том же 867 г. князь Рюрик возвратился на Северное море и вместе с датчанами и фризами угрожал королю Лотарю новыми морскими набегами на его владения, если он не отдаст ему Фризию. Но Лотарь не желал ни в чем уступить, и Рюрик вернулся в Новгород ни с чем, потеряв звание маркграфа Фризского.
В 867-868 гг. князья Аскольд и Дир, вспомнив о князе Кие, некогда дружившим с мораванами, ходили походом в Моравию на выручку моравского князя Ростислава и сражались с немцами близ столицы Велеграда (современный г. Угорске Градиште), на реке Мораве, и победили.
В 870 г. Аскольд решил завоевать Волжскую Булгарию и Кара-Саклан для своих наследников и направил туда сына Булата с войском. Булату удалось захватить г. Джир (ныне г. Ростов Великий), далее его войско не пошло. В Никоновской летописи сохранилась одна фраза, посвященная этому событию: "убиенъ бысть от болгар Оскольдов сынъ". На самом деле Булат Аскольдович не пострадал.
Тем временем князь Рюрик послал послов из Новгорода в Булгар к кану Габдулле Джилки с предложением оставить за ним, Рюриком, Ростов в обмен на службу булгарскому царю и уплату дани в невоенное время. Джилки с радостью согласился, и Рюрик вместе со своим союзником бием Алабугой отправился в поход на Киев. Однако в пути случилась заминка: войска союзников не соединились. Алабуга стал действовать самостоятельно и освободил часть Кара-Саклана от хазар. Аскольд же дал Алабуге выкуп, чтобы тот ушел из-под Киева.
Приблизительно в 872 г. в Новгороде против князя Рюрика поднял мятеж сын изборского князя и старшей дочери новгородского посадника Гостомысла Вадим Храбрый. Его противники распространили слух, что его имя происходит от глагола "вадить", т. е. "распространять ложный слух", "клеветать", и что он якобы "вадил", т. е. возмущал народ против Рюрика, говоря, что он имеет больше прав на княжеский стол, чем Рюрик, так как является старшим внуком посадника.
Восставшие штурмом взяли новгородский Кремль и засели в нем. Согласно одному местному сказанию, записанному ростовским краеведом А. Я. Артыновым, "дружины князей Синеуса и Брячислава окружили Новгородский кремль, где засели мятежники. Это навело великий страх на сообщников Вадимовых, и они, спасая свои жизни от разгневанного князя Рюрика, предали Вадима в руки новгородского князя. И убил Рюрик Вадима Храброго и иных многих избил новгородцев, советников его" , в том числе богатыря Буислава Бисопега и многих иных, не захотевших быть под самовластием Рюрика. В том же 872 г. некоторые жрецы, купцы и люди новгородские бежали в Киев. Автор "Велесовой книги" описывает правление Рюрика самым нелицеприятным образом: "И вот пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! И мы не согласимся на иное - только на меч! Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его назад туда, откуда пришел!" (III, 14).
В том же году Рюрик послал своих наместников по городам: в Полоцк, Ростов и на Белоозеро, в Изборск, а также в Муром.
Рюрик был столь активен, что не упускал случая поинтересоваться, что творится в его бывших владениях во Фрисландии. Он постарался вернуть себе эти владения при первом удобном случае. По сообщению Фульденских анналов, Рюрик осенью 870 г. в Нимвегене вел переговоры с Карлом II. А осенью 872 г. состоялась встреча Рюрика с сыном конунга Харальда Клака Родульфом в г. Трейэктуме (современный г. Маастрихт). В итоге Рюрику были возвращены его земли во Фризии, которые после его смерти достались в 882 г. его родственнику конунгу Готфриду. Еще в 872 г. Рюрик признал себя вассалом Карла II, а в июне 873 г. - императора Людовика Немецкого. Однако оставаться в Западной Европе Рюрик не пожелал и вернулся в Русь, где продолжал княжить в Великом Новгороде.
Не следует забывать, что путь на весельном судне от Новгорода до Дорестадта занимал тогда всего лишь два месяца, и Рюрик не чувствовал себя отделенным от Фризии. У него еще теплилась надежда не только полностью вернуть себе во владение лен, но и править им. Но, видно, не судьба: дела словенские, новгородские требовали полной отдачи, и на Фризию не оставалось ни сил, ни времени.
Между тем отношения между киевскими князьями и Рюриком обострялись. В 873 г. князья Аскольд и Дир со стотысячной ратью пошли на Полоцк и воевали с полочанами и кривичами, которые платили дань Рюрику. И "много зла сотвориша" , желая только себе, а не Рюрику обладания властью над восточнославянскими племенами. Этими раздорами поспешил воспользоваться другой находник.
Приблизительно в это время, или позже, Палтескью, или Полтеск, или Полоцк, расположенный близ верховьев Западной Двины, на реке Полоте, захватил варяг Рогволод (Rognvaldr) со своей дружиной. Это был важный форпост близ торгового пути "Из Варяг в Греки". Род Рогволода оставался в Полоцке около столетия, и только в 977 г. князь Владимир взял Полоцк, убил престарелого Рогволода и двух его сыновей, а дочь Рогволода Рогнеду взял себе в жены.
В 874 г. состоялся третий поход Аскольда и Дира на Константинополь. Но буря разметала русский флот. "Велесова книга" сообщает, что Аскольд "посадил воинов своих на ладьи и пошел грабить и другие места", "пошел на греков, чтобы унизить их города и приносить жертвы богам в их землях" (III, 8/1). "Но это неправильно, - продолжает автор "Велесовой книги", - ибо Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать землю Русскую, но погибнет, делая зло" (III, 8/1). Когда киевские князья вернулись из похода "в мале дружине", в Киеве был "плач велий". Император Василий I призвал русов на переговоры и убедил креститься тех русов, которые еще не были крещены.
Бояр и старших дружинников он щедро одарил золотом, серебром, шелковыми одеждами. Тогда был заключен мирный договор между Киевом и Константинополем.
Встав под покровительство Византии, Русь Аскольда и Дира была вынуждена выполнять приказания византийского императора, в частности, воевать с мадьярами, которые перекрывали Византии и Руси торговые пути, особенно возле Днепровских порогов.
Князя Аскольда император Василий называл "скифским воеводой прегордого кагана северных скифов", имея в виду под последними хазар, таким образом подчеркивая зависимость Аскольда от Хазарии, которая существовала одновременно с зависимостью от Византии.
Несмотря на состоявшееся, по крайней мере, двукратное крещение русов, Русь не стала провинцией Империи или ее захудалой окраиной. Русь не стала страной Симфонии между Вселенским царем и Вселенским Патриархом, потому что автократическое государство еще не сформировалось на Руси. Это произошло позже, более, чем через 150 лет, при великом князе Киевском Ярославе Мудром, когда Византийская Симфония преобразовалась в Русскую Гармонию духовной и светской власти, провозглашенную митрополитом Киевским Илларионом в 1051 г.
В Византии союз Священства и Царства нашел отражение в "Эпанагоге", которая составлялась при участии патриарха Фотия. На Руси этот союз отразился в Кормчей книге и в "Просветителе" св. Иосифа Волоцкого (начало XVI в.).

Назад История Руси. Глава 19. VII Далее

 
История Руси. Глава 19. VI Версия для печати

История Руси. Глава 19. VI

За утверждением - "Рюрик - не русич" - вероятно, скрывается тот факт, что Рюрик, будучи сыном Умилы Гостомысловны, называл себя русичем, но ему не верили, так как видели его повадки разбойника, увлекавшегося грабежами и не верившего ни в Христа, ни в Огнебога.
Историк В. Е. Шамбаров предполагает, что акции Рюрика были направлены против хазарских купцов-рахдонитов и что "войну Рюрик вел по привычным ему пиратским правилам, где и грабеж играл не последнюю роль. И если по степным кодексам чести, священным даже у татаро-монголов, убийство доверившегося купца было несмываемым преступлением, то по западным меркам подобные поступки оценивались как обычная военная хитрость". Вероятно, так и было.
Не лучше вел себя и Аскольд.
"И вот Аскольд пришел с варягами своими к нам, - пишет "Велесова книга". - И этот Аскольд - враг наш. Он говорил нам, что он идет защищать нас и лжет, ибо он такой же, как и греки, крещеный. Сей же Аскольд был варягом-наемником, который с оружием сохранял купцов эллинских, шедших до Непры-реки" (III, 29), т. е. он исполнял обычную для варяга работу - "варяигачичь", т. е. "охранять купца с товарами".
Поражение под Константинополем в 860 г. смутило многих русов и варягов, решивших, что христианский Бог сильнее их языческих богов Перуна и Одина. Дир, тяготившийся даннической зависимостью от хазар, первым из князей принял христианство от греков. С ним вместе это сделали некоторые влиятельные русские бояре. Анты же удержались от этого соблазна, вспоминая золотые времена булгарского правления. Но в борьбе против хазар они готовы были поддержать кого угодно. Вскоре этот случай им представился.
К 862 г. Хазария ослабела из-за неудачной войны 860-861 гг. с мадьярами. Сложились благоприятные условия для освобождения народов Кара-Саклана и Хазарии от иудейского ига. Первыми восстали русы. Киевляне-анты в 863 г. подняли восстание против ненавистной хазарской власти: их тяготили бесконечные дани. Восстание началось с перепалки антов с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими народ для себя и своего кагана. Возмущенные несправедливыми поборами, анчийцы разгромили таможню, а после ворвались в Хазарский квартал, где жили евреи, купцы и ростовщики. Там они устроили погром лавок и меняльных контор. Их поддержали христиане.
И тут Аскольд, испугавшись, что победа восставших усилит позицию Дира в борьбе за единовластие, решил отвлечь внимание народа от хазар и призвал к погрому мусульманской мечети. Несколько десятков христиан устремились к мечети Эль-Бейда на холме Джок, устроенной при булгарах еще старым Шамсой, тебиром канцелярии кана и поэтом, около 820 г. Его сын Микаиль одним из первых преградил путь толпе. Русы и анчийцы обнажили мечи, чтобы убить муллу, но вдруг появился сам Дир с несколькими воинами и предотвратил кровопролитие. Тем не менее Микаиль, потрясенный видом озлобленной толпы, вместе с несколькими мусульманами удалился в пещеру отца, т. е. туда, где ныне находится Киево-Печерский монастырь. Там он начал в 865 г. писать свой дастан "Шан-кызы", используя древние сказания земли трех бахадуров, и закончил его в
882 г.
Один из антов бежал в Кан-Караджар (ныне - г. Чернигов) и сообщил булгарскому балтавару Габдулле Джилки ложную весть о том, что русы громят мечеть. Балтавар возмутился и стал собирать булгарские войска, чтобы двинуться против восставших. Узнав об этом, Аскольд бежал в Новгород, где находился его сын Турма. Дир же немедленно вышел из города навстречу балтавару с изъявлением покорности. Довольный балтавар вернулся в Батавыл, назначив своим представителем при русском князе Микаиля Башту. Хазарский же бек Ильяс Бурнаш, в руках которого находилась вся реальная власть в Хазарии, решил вмешаться в борьбу и в 864 г. выступил походом на Хорысдан с 75 000-ым войском, основу которого составляли куманы (половцы) и баджанаки (печенеги). Целью Ильяса было восстановление хазарского господства и наказание балтавара Джилки. Получив об этом известие, в Киев спешно прибыло из Новгорода русско-варяжское войско во главе с Аскольдом и Турмой. Но когда Турма отделился и попытался силами одного своего полка взять штурмом Батавыл (т. е. Полтаву), он потерпел поражение. Булгары же на-голову разбили его войско, а сам Турма был поражен копьем анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коня.
Тем временем балтавар Джилки понял, что Киев стал для него слишком горячим местом, и уехал со своей свитой и десятитысячным войском на берега Волги, в г. Булгар. В тот год умер последний кан Волжской Булгарии Борис и престол был вакантным. Джилки взошел на трон, провозгласив себя царем (865 г.). В Киев он больше не вернулся, оставив в Кара-Булгаре своего сына Алмыша в качестве наместника.
Так была восстановлена бывшая Волжско-Камская держава наследников кана Котрага, приемного сына кана Аспаруха, или Государство серебряных булгар-темтюгов.
Между тем, хазарскому кагану не нравилось поведение Дунайской Болгарии и, напротив, нравилось поведение князя Аскольда, который постоянно изъявлял ему покорность, за что получил от кагана титул князя-наместника Киевской области, или бейлика, с почетным именем Мышдауллы, т. е. Мстислав, по-русски. Однако кагану не могли нравиться частые заигрывания Аскольда с Византией и просьбы о крещении. Ильяс даже приказал Диру идти походом на Дунайскую Болгарию, но тот отказался, сославшись на "ослабление земли".
В 866 г. после второго неудачного похода русов на город Константина, Русь постиг страшный голод как кара Божия, и Аскольд стал просить у греков крещения. Откликнулся на эту просьбу византийский император Василий I.
Патриарх Фотий в своем "Окружном послании" (конец 866 - начало 867 г.) утверждает, что народ росс, получив в том году дань от византийцев, согласился принять от них крещение, и после этого русы "сменили нечастливое языческое суеверие на чистую и неблазную христианскую веру и ведут себя яко послушные сыны и друзья, несмотря на то, что незадолго перед сим тревожили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние".
Под 867 г. в Никоновской летописи сохранился следующий рассказ:
"О князе русском Аскольде.
Роди же, нарицаемые русами, которые, как и куманы, жили около Эвксинского Понта, и начали пленити страну Римлянскую, и хотели войти и в Константиноград; но возбранил им Бог эту мысль, и более - пал на них гнев Божий, и тогда возвратились тщетно, не преуспев, князья их Аскольд и Дир. Василий же много воевал с агарянами и манихеями. Заключил же мир с вышеуказанными русами и склонил их к христианству. И обещали они креститься, и просили архиерея, и послал к ним его царь. И когда пришла пора креститься, снова уныли, и сказали архиерею: "Если не увидим от тебя чуда, то не станем христианами". Архиерей же сказал им: "Просите, чего хотите". Они же отвечали: "Хотим, чтобы ты святое Евангелие, содержащее учение Христа, положил в огонь; если не сгорит, станем христианами, и все, чему научишь нас, сохраним в себе и не откажемся от этого". И сказал архиерей: "То, что вы просите, будет вам". Повелел он развести большой огонь и, воздев руки к небу, архиерей сказал: "Христе Боже, прославь имя свое!” И положил святое Евангелие в огонь, и пробыло оно в нем много времени, и не прикоснулся к нему огонь. Видели это русы и удивились чудесной силе Христа, и все крестились".
Симеон Логофет говорит, что русы подошли к Царьграду "на девятом году единодержавия Михаила и на десятом вошли в Иерон", т. е. в 866 г. Нестор Печерский относил возвращение князей в Киев к 867 г. Письмо Фотия об этом событии написано тогда, когда некоторые епископы собрались на церковный собор. А этот собор, по свидетельству Никиты Пафлагонянина, был тогда, когда Василий Македонянин был принят в соправители Михаила III. А это произошло 26 мая 866 г. 23/24 апреля 867 г. Василий собственноручно убил своего благодетеля Михаила, а 23 сентября того же года низвел с кафедры Константинопольской обличителя Фотия. Архиепископ Филарет называет дату первого крещения: май или июнь 867 г.
Император Константин Багрянородный так описывает происходившее в самом Киеве событие: "Когда епископ прибыл в столицу русов, государь русов собрал совет (вече). Тут было множество народа; сам государь председательствовал с боярами и старейшинами, которые по давней привычке к язычеству, более других были привержены к язычеству. Стали рассуждать о вере своей и христианской, и пригласив архипастыря, спросили: чему он хочет учить их? Епископ раскрыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе и Его чудесах, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом завете. Русы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы и не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: "Мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы?" Они просили, чтобы брошена была в огонь книга Евангелия, и обещались обратиться к христианскому Богу, если она останется невредимой. Тогда епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое пред сим народом", и положил книгу в огонь. Прошло несколько времени; огонь истребил материал, а Евангелие осталось целым; сохранились даже ленты, которыми оно было связано. Видя это, грубые люди, пораженные Чудом, начали креститься".

Назад История Руси. Глава 19. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 307 - 315 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены