Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Хронология. II Версия для печати

История Руси. Хронология. II

331-330 гг. Осада г. Ольвии македонским полководцем Зопирионом.
326-293 гг. Завоевание Бессарабии дасунями.
316 г. Основание г. Фессалоники Кассандром.
314-236 гг. Царь Иделя и Скифии Таргыз.
311-140 гг. Господство Селевкидов в Вавилонии.
308-305 гг. Царь Боспора Евмел.
305-281 гг. Царь Фракии Лизимах.
291 г. Война македонян с гетами царя Дромихета.
284 г. Кельты в Бессарабии и в Западной Украине.
283 г. Начало работы в г. Александрии над переводом Священного Писания на греческий язык (Септуагинты) при египетском фараоне Птолемее II Филадельфе (285-246 гг.).
283-252 гг. Царь Боспора Парисад II. Постройка Великой Китайской стены императором Ши-хуанди.
ок. 250 г. Образование Бактрийского царства.
240-210 гг. Царь Боспора Левкон II.
248 г. Образование Парфянского царства во главе с династией Аршакидов.
205 - 123 гг. Греческий историк Полибий, сын Ликорта.
200 г. до н. э. - 150 г. н. э. Аланская династия царей Иделя.
200 г. до н. э. - 100 г. н. э. Зарубинецкая археологическая культура восточных славян.
200 г. до н. э. - 300 г. н. э. Пшеворская кельто-славяно-германская археологическая культура на территории современной Польши и западной части Волыни.
177 г. Нашествие гуннов на провинцию Кан-Су Китая.
179 г. Битва сарматов со скифами на Северском Донце. Победа сарматского царя Гатала.
160 - 40 гг. Сарматы покоряют Скифию и расселяются по ней.
165 г. Победа гуннов над царством Ю-чи.
ок. 150 г. Переселение части венедов под руководством князя Бодрича из Венедии (современной Польши) в Причерноморские степи и взятие г. Гелона.
152-146 гг. Царь Иделя Чиляр.
ок. 150 г. Создание поэтической редакции булгарского эпоса "Чулман толгаý" каном Кубаном на реке Кубань.
146 г. Битва при Херонеи. Греция попадает под власть Рима.
140-107 гг. Царь Иделя Алан.
140 г. до н. э. - 227 г. н. э. - Парфянское господство в Вавилонии.
ок. 140 г. Тавроскифы создают Скифское царство в Крыму. Гунны захватывают Семиречье.
132-113-63 гг. Царь Боспора и Понта Митридат VI Евпатор.
115 г. Тавроскифы под руководством царя Скилура нападают на г. Херсонес.
108 г. Роксоланы разбиты в Крыму Митридатом VI.
107 г. Херсонес и Пантикапей признают власть Митридата VI. Восстание Савмака.
107 - 65 гг. Царь Иделя Сарычин.
106 г. Херсонес завоеван Митридатом.
90 - 45 гг. Царь Дакии Буребиста и его войны.
90 - 21 гг. Греческий историк Диодор Сицилийский.
65 - 21 гг. Царь Иделя Бершуд-Котраг.
64 г. до н. э. - 20 г. н. э. Греческий историк и географ Страбон.
64 г. Гней Помпей захватывает г. Иерусалим.
63-47 гг. Царь Боспора Фарнак, сын Митридата.
47-17 гг. Царь Боспора Асандр.
41-7 гг. Динамис, царица Боспора.
24 г. Херсонес завоеван Митридатом.
37-4 гг. Царь Иудеи Ирод Великий.
21 г. до н. э. - 5 г. н. э. Царь Иделя Барджиль.
9 или 7 г. до н. э. Рождение Христово в пещере близ г. Вифлиема.
Н о в а я э р а
4 г. Римский император Октавиан Август (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) усыновил Тиберия, сына его супруги Ливии.
5-23 гг. Царь Иделя Сувар.
6 г. Превращение Иудеи в провинцию Римской империи.
8 г. Изгнание поэта Овидия в г. Томы на Черном море.
9 г. Восстание германцев во главе с Арминием. Поражение римских легионов в Тевтобургском лесу.
14 г. Передача римлянами власти над Боспорским царством царю Полемону.
14-16 гг. Походы римского полководца Германика за Рейн. Победа над германцами.
14-37 гг. Римский император Тиберий.
23-46 гг. Царь Иделя Кумук.
23-79 гг. Гай Секунд Плиний, римский писатель, автор "Естественной истории", где упомянуты славяне.
26-36 гг. Наместничество прокуратора Понтия Пилата в Иудее.
29-33 гг. Проповедь Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в Палестине.
33 г. Крестная смерть на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа и Воскресение Его. Перед Вознесением Его на небо Святой Дух снизошел на апостолов и они начали проповедовать Евангелие.
36 г. Св. апостол Андрей рукоположил в епископы г. Византия Стахия.
37-41 гг. Римский император Калигула.
41-54 гг. Римский император Клавдий.
43 г. Испанский географ Помпоний Мела написал трактат "О хорографии".
46-64 гг. Царь Иделя Барын.
49-62 гг. Царь Боспора Коттыс I.
ок. 50 г. Начало миссионерского путешествия св. апостола Андрея по Причерноморью и Днепру.
50-е гг. Проповедь зороастризма Скифианом.
48 г. или 51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.
51-83 гг. Король готов Гапт.
52 г. Крещение царя Полемона.
53 г. Онисим, епископ г. Византия.
54-58 гг. Римский император Нерон.
55-64 гг. Проповедь христианства в Риме св. апостолами Петром и Павлом.
55 г. Начало проповеди христианства в Риме св. Климентом.
55-120 гг. Римский историк Тацит.
63 г. Поход римлян под начальством Тиберия Плавта в Скифию.
64 г. Десятидневный пожар в Риме и первые преследования христиан. Мученическая кончина святых апостолов Петра и Павла в Риме.
64- 91 гг. Римский епископ Лин.
66-70 гг. Первое восстание евреев. Иудейская война Рима.
68-69 гг. Поход роксолан за Дунай, в Мезию, и поражение от римлян.
63- 92 гг. Царь Боспора Рескупорид.
69- 79 гг. Римский император Веспасиан.
70 г. Взятие Иерусалима Титом. Разрушение храма. Мученическая смерть св. апостола Андрея в Патрах.
79-81 гг. Римский император Тит.
81-96 гг. Римский император Домициан. Гонения на христиан в Римской империи.
86-89, 92, 101, 105 - 106 гг. Войны Рима с даками.
86-106 гг. Царь даков Децебал.
89-167 гг. Александрийский географ Клавдий Птолемей.
92-94 гг. Римский епископ Анеклет.
93-123 гг. Царь Боспора Савромат I.
94-98 гг. Римский епископ св. Климент.
95 г. Св. Иоанн Богослов сослан на остров Патмос.
95-175 гг. Малоазийский историк Флавий Арриан.
96-98 гг. Римский император Нерва.
98-117 гг. Римский император Марк Ульпий Траян.
98 г. Венеды упомянуты Тацитом как западные славяне. Император Траян ссылает св. Климента в Крым.
ок. 100 г. Смерть св. Иоанна Богослова.
100-170 гг. Греческий историк Аппиан Александрийский.
102 г., 25.11. Мученическая кончина св. Климента Римского.
107 г. Смерть вождя даков Децебала. Войны славянского государства князя Маха с римлянами.
115 г. Римский император Траян посещает Вавилон и приносит жертву гению Александра Македонского.
117-138 гг. Римский император Адриан.
119 г. Набег роксоланов и сарматов на Мезию.Разгром гуннов китайцами.
123-132 гг. Царь Боспора Коттыс II.
130 г. Император Адриан восстанавливает г. Иерусалим под названием Элия Капитолина.
132-135 гг. Восстание Симона Бар-Кохбы в Иерусалиме, его поражение и изгнание евреев римлянами из Палестины.
138-161 гг. Римский император Антонин Пий.
146 г. Набег роксоланов на Мезию.
148 г. Празднование 900-летия Рима.
150 г. Смерть царя Иделя Таш-Баш Артана.
150-350 гг. Вельбарская археологическая культура готов.
155 г. Разгром гуннов сянбийцами, предками монголов.
158 г. Гунны в движении на запад доходят до Прикаспийских степей.
160 г. Начало миграции готов от побережья Балтийского моря в современные Белоруссию и Украину.
161-180 гг. Римский император Марк Аврелий.
165-180 гг. Маркоманнские войны Рима с германцами и венедами. Начало Великого переселения народов.
173-210 гг. Царь Боспора Савромат II.
174 г. Вандалы допущены в Дакию императором Марком Аврелием.
186-212 гг. Римский император Коммод, сын Марка Аврелия.
189-210 гг. Царь Иделя Тухчи-Барыс из 1-й Гуннской династии.
193-211 гг. Римский император Септимий Север.
200-258 гг. Ориген, церковный писатель.
200-500 гг. Черняховская археологическая культура в Сарматии - Кара-Саклане.
211-227 гг. Царь Боспора Рескупорид III.
212 г. Основание г. Сурожа (Сугдейи) аланами и русами.
214 г. Приход готов к Черному морю.
215 г. Греческий историк Агатемирус свидетельствует о реке Ра (Волге). Римляне разбивают готов на Дунае.
215-276 гг. Мани из г. Ктезифона, вероучитель манихейства, дуалистического учения Востока.
218-251 гг. Король остготов Острогота.
226 г. Крушение Парфянского царства.
226-640 гг. Династия Сасанидов в Иране.
227-229 гг. Царь Боспора Коттыс III.
229-231 гг. Царь Боспора Савромат III.
231-271 гг. Партизанская война даков против Рима.
235-271 гг. Царь Иделя Барынджар.
237 г. Вождь готов Книв завоевывает г. Сурож. Нападение готов на г. Истропулос.
238 г. Разгром Боспорского царства готами и карпами. Взятие готами г. Танаиса. Вторжение готов в Мезию.
239-261 гг. Царь Боспора Рескупорид IV.

Назад История Руси. Хронология. II Далее

 
История Руси. Глава 9. II Версия для печати

История Руси. Глава 9. II

Свою схему В. А. Шемшук поясняет так: "На уровне Пантеона Ра человек научался находиться в состоянии радости, когда ему все "нРАВилось". На уровне Пантеона Дыя человек овладевал состоянием "ДИВления". Сохранившиеся слова "удивляться", "дивиться" подтверждают это. На уровне Дажьбога человек обретал состояние "оБожания". На уровне Сварога состояние "СВАрение", слово до нас не дошло, но есть его производные "свариться", что означает "ругаться", отражает войну культур, и "варение" (сладкое кушанье), что больше приближено к первоначальному смыслу. На уровне Бора (или Пана. - Ю. Б.) состояние называлось "борение", сегодняшний смысл слова "бороться" имет смысл абсолютно противоположный первоначальному. Остальные все слова до нас не дошли и, образованные от имен богов, не имеют никакого смысла (таблица N 42), но и в древности они отражали высшие состояния души"?
Далее В. А. Шемшук продолжает свой комментарий:
"Правила, входившие в Пантеон Ра и заканчивавшиеся принципами Пантеона Сеста (см. N 6 Таблицы N 42. - Ю. Б.), носили общее название "нРавственности" - слово, происходящее от Ра и Сеста. Любовь - это эмоциональное состояние, которое приводит к метаморфозам организма. Она заставляет людей совершать невероятное, она толкает людей на подвиг, открытия, преобразования. Она способна превратить старика в юношу, а юношу в мудреца. Именно любовь приводит человека к Богу".
По ведическим представлениям любовь и привязанность любящих сердец от жизни к жизни росли и крепли. Так, обручение у прарусов могло проявиться в новой жизни только как продолжение любви прежней жизни, так как любовь вечна и бесконечна и сам Бог есть любовь! Помолвка использовалась не только как залог продолжения рода, но и как средство обеспечения благополучной, безбедной жизни рода в настоящем и будущем. Семьи создавались отнюдь не ради стяжания. Семьи следовали за убеждением древних: "Материальное богатство есть результат духовного богатства!" В этом нас убеждает английское слово "rich" - богатство, которое восходит к индоевропейскому "речь" и выражает понимание нашими предками богатства как умения владеть словом. А ведь Слово - начало творения Господа!
А Род, происшедший от Семьи, персонифицировался древними как божество, воплощающее плодотворящую силу природы. Недаром бог плодородия изображался в виде фаллоса или человека с огромным фаллосом. Его обычно наряжала молодая девушка. Осенью обряженное чучело вносили в дом хозяина, сажали за обеденный стол, как будто бы потчевали, а затем прятали в гумно до следующего урожая. Праславяне полагали, что Род сидит на небе и бросает оттуда комки глины, которые якобы превращаются в маленьких человечков, т. е. детей Рода.
В "Слове об идолах" анонимный русский автор XII в. утверждал, что архаический культ Рода даже предшествовал культу Перуна: "Се же словене начали трапезу ставитии Роду и Рожаницам преже Перуна, бога их".
На заре своей истории слагали прарусы сказы о себе да вкладывали в уста Рода-Князя таковы слова:
"... Первень Родъ есть Божiй,
от Сварога-Отця до Перуна а Дажба,
Яро, Купалы, Вышнього,
презъ Велеса Мудрого, Овсеня
Сивого, Коляды, Святовита,
Хорса и Крышнього,
а Бабы-Славы, Земли нашее,
а одъ того Рода идемо мы, Русы,
а той Родъ-Рожаницъ славиме.
И такожъ будеть в Земле нашой,
абы кажень Князя послухався,
а не буде-ли, голова опричъ ему!
И тожъ два кратъ речи не буду!"
Поразумели Русы, якъ тожъ до ихъ добра,
и стали Родъ-Князя слухатися.
Онъ же, Страву Родъ-Рожаницу творя,
поставилъ сторожу на валахъ,
и далеко в степу комоньство посылалъ
абы Змiюка неждаванно не прилизъ.
И поволялъ Князь волы гнати
до Родичъ-града со всей земли,
и запрягав их до великого плугу,
тай перву межу въ степу робилъ,
а за нимъ люди поля раяли
та жита-пшеницы сеяли.
Так Руса за своимъ Княземъ
остожалася, сена косила,
а колы Змiюка лизла, была ее.
И одъ той поры Родъ-Князь,
а за ним и другiе цари
выеждяли первыми въ поле,
и раяли первую бороздину,
а потом и все люди Русы.
Одо техъ часовъ и Роду страву
непременно требили молошную,
сырную, яйца, масло, просо.
И тожъ Богъ давалъ имъ урожай,
и Руса редко гладомъ страдала.
За те часы Руса разросталася,
и много козаковъ было у нее,
и пешихъ, и комонныхъ.
А тожъ Князь воливалъ,
абы вся Руса комонная була.
Итожъ була, а вороги ее боялися!
Такъ скажемо славу Богу,
а славу Роду-Князю старому.
А скажемо славу козакамъ,
Яки жъ на полю Руському упали!"
О том, как произошло образование из семей, родов, племен союза племен, сказывал в песне дед Прастень Вещий:
"Были бы мы вси розделени, а жили бы,
другъ другу не помагаючи, такъ нам скончанiе было бы!
(...) Одъ подавна были Русы семьями вместе,
и для семей охотились, рыбачили,
и такъ долго жили, отдельно одъ себе,
а пришли вороги и одни семьи побили,
другiе побили, пограбили, въ отроцтво взяли.
Тогда семьи все до Родовъ сошлись,
и такожъ Родами жили, и вороги не смели
Доне ходити на Русь, людей хватать.
И стали Роды Племенами собираться.
Десять родов - Племено одно.
И въ Племени томъ найстаршiй Родичъ былъ,
и все други Родичи ему покорялися.
И пошли потомъ Племены на вечь, дела судити,
абы все Племены Народомъ стали.
И тутъ Воеводы стали противу имъ,
Кажень хотящи быть выще всемъ.
А такъ договоряться не могли, а шли домой,
и вороги великую сылу собирали,
а нане нападали въ ночи, а били ихъ.
Тогда гнали Русы воеводъ техъ и Родичей,
а выбирали себе своих Воеводъ-Бояръ,
а те Воеводы-Бояре за часъ борьбы
ставали Князьями нашими, якъ Вуславъ-Князь.
И тако же ныне ставимося вместе,
А Князь наш буде Кiй-Князь единъ,
абы все мы ворогу противились заразъ,
а отъ Земле нашей гнали бы всехъ".
И так спевалъ Молота, Дедъ Добрый:
"Добри меды Князя нашего, а меды Кiя,
будут еще добреишими, бо время выйдетъ,
и постарится запасъ медовый въ ямахъ,
и окрепнет Сила наша Русская!
И то была Волынь с Горынью,
она нами правила, а теперь будетъ
съ нами вместе, и вместе битися,
а будемо за однимъ Князем нашимъ Кiемъ".
И спевалъ такъ Прастень Вещiй бояный:
"Правду решеши, брате мой, доразу!
Лепи одна тягоща, а не две и три!
И ту тягощу исправимо, а будемо,
якъ Прадедъ нашъ, радоватися а трудитися,
абы Руска Земля была целая и захитная".
И так веселилися люди Руськiе с Кiем-Княземъ,
и все Родичи и Воеводы пришли, положили предъ нимъ
посошки свои, палицы съ гулями,
а одзнаки власти своей отдали ему.
И съ того часа поставил Кiй-Князь Кiевъ,
а Братья его такожъ поставили Вышеградъ,
а Щековицу-градъ, и тамъ жили долго.
Кiй же правилъ Русью еще сорокъ годовъ,
и умрел в старой старости, одъ часу старого,
а не отъ раны какой-либо стрелы вражьей.
А Русь еще долго жила и долго боролась.
А з Кiянъ-Русовъ и вся Руська земля пошла".

Назад История Руси. Глава 9. II Далее

 
История Руси. Глава 7. III Версия для печати

История Руси. Глава 7. III


 Увеличить

Седов В. В. Славяне в древности



Gerard Labuda. Wenedowie // Słownik starożythności słowiańskich. T. VI. Cz. 2. Wr.-War.-Kr.-gd., 1980. S. 375.


 Увеличить



Седов В. В. Славяне в древности.


 Увеличить


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 7. III Далее

 
История Руси. Глава 7. II Версия для печати

История Руси. Глава 7. II

Позднейшие историки безоговорочно относят венедов к славянам. Так, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский называет венедов и антов склавинами. Иордан (551 г.) также называет их славянами и добавляет, что "многолюдное племя венетов" в его время было известно под разными названиями и что "все же преимущественно они называются склавенами и антами", "ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов".
Перед нами ряд аутентичных свидетельств об одном и том же народе, близкородственном восточным славянам, но являющимся родоначальником западного славянства. "Велесова книга" поясняет, как в глубокой древности от славянского ствола Великой Скифии отделилась одна группа племен и ушла на северо-запад, где со временем превратилась в ядро западного славянства. Обратимся к свидетельствам "Велесовой книги". Их девять.
1) "Тут венеды уселись дальше, а ильмерцы остались там".
Речь здесь идет о славянах, расселившихся на западе от Ильменя, в Прибалтике, на заре Трояновых веков.
2) "И так было в иные времена, когда русичи шли с вендами и те хотели унести богов своих к морю".
Здесь сохранено предание о переселении славян из Скифии на берега Балтийского моря.
3) "И вот вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед врагами землю пашут, и шаткую веру имеют, победил Бор-воин".
Речь идет о событиях II в. до н. э., когда в устье Вислы высадились готы и поработили венедов.
4) "Венды! - обращается к ним автор "Велесовой книги".- Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля, которые были бедными до прихода нашего из Пятиречья и Семиречья и которые были отсечены от вас дасунями!"
Здесь автор "Велесовой книги" призывает венедов вернуться на свою родину - Причерноморские степи, которые они некогда покинули, а теперь попали в неволю от готов. Любопытно указание и на такой факт: земли венедов в современной Польше отсечены от других славянских земель Великой Скифии дасунями, т. е. предками даков, которые, выходит, жили на юго-запад от Волыни. Вероятно, речь идет о землях по Западному Бугу, которые были пограничными для двух славянств - западного и восточного.
5) "И та земля, говорят,- рассказывает "Велесова книга" о венедах,- тоже опротивела нам войнами и злой жизнью, посему мы отошли к горам Карпатским, ища покоя, и там также враждовали со злыми язычниками. Поем мы сами, русы, о славных днях сих, и имеем песни те от отцов наших о красном житьи в степях, и о славе отцов".

Здесь речь идет о расширении области венедов в современной Польше, вероятно, в эпоху Пшеворской археологической культуры, когда "мы отошли к горам Карпатам". Здесь же и о неразрывном единстве русов и венедов.
6) "И вот воевода Бодрич повел русичей в Голунь и обрел после смерти чин в храбром войске Перуна".
Это было приблизительно во II в. до н. э., когда часть венедов во главе с князем Бодричем вернулась в Причерноморские степи и заняла Гелонскую область. Тогда рождена была Русколань, страна русов близ Гелона, т. е. Голуни, или Гольнеграда. Там, по "Велесовой книге", "стало у нас триста городов и сел дубовых с очагами. Там и Перун наш, и земля наша". И те переселенцы стали называться "непрами", т. е. "днепровцами", и "припятцами", пополнив собой население Русколани.
7) Рассказывая об устройстве Государства Кия, автор "Велесовой книги" сообщает: "А венеды стали иной силой, и не пошли они с русью. Но она - мать наша, а мы сами - дети ее, и будем мы с нею до конца".
Речь идет о событиях V в., когда образовалась Киевская Русь и от князя Кия ушли чехи и хорваты, когда вскоре из Великой Сарматии вышли племена Суково-дзедзицкой культуры и основательно усилили западное славянство. Автор подчеркивает единство западного и восточного славянства, вышедших из одного корня.
8) "И мы ведали про два края - один вендов, а другой готов. И тут готы пришли к нам, и готы эти усилились, а венды ослабели".
Речь идет об окончательном разделении восточных и западных славян. Автор "Велесовой книги" подчеркивает пагубность разделения, которое ослабило славянские народы в период войн с готами.
9) Князь Бравлин II, родом из западнославянского племени вагров, уверял русичей, что он князь венедский, и советовал русам, “чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце - Сурья спит в ночи на своем золотом ложе. И там их земля есть. Об этом Сварог отцам нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас”.
И так сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца. И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили, поскольку всякому народу следует охранять себя".
В этом отрывке снова звучит тема славянского единства и взаимопомощи. При князе Бравлине II, говорят предания, Русь снова объединилась от Балтийского моря до Дона и до Сурожи и стала сильной. Это было в конце VIII - начале IX в., когда русы воевали с греками и хазарами. Поход венедов от Балтийского моря на Дон - уникальное известие "Велесовой книги" и другими источниками не подтверждается. Может быть, этот поход преследовал цель защитить русов от хазар.
Выводы относительно происхождения праславян и славян и о первоначальной родине последних были сформулированы немецким ученым Йоахимом Херрманом в книге "Мир славян" (1986 г.). Они были выражены в графической форме и представлены в виде нижеследующей схемы. Причем, Херрман уделяет серьезное внимание как (1) происхождению названия венедов от венетийцев, так и (2) происхождению венедов от древнего корня праславян. На схеме Херрмана хорошо видно, как из населения археологической культуры Полей погребальных урн образуются иллирийцы и венетийцы, а из населения Подклёшевой археологической культуры формируются венеты-славяне. (См. с. 00 настоящей работы).


 Увеличить


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 7. II Далее

 
История Руси. Глава 22. VI Версия для печати

История Руси. Глава 22. VI

Вскоре папа римский Николай I, узнав, что братья везут с собой мощи св. Климента Римского, пригласил их в Рим. В конце 868 г. они с триумфом въехали в град святого Петра и там впервые выступили с проповедью Слова Божьего на славянском языке, демонстрируя священные книги в славянских переводах. Папа Адриан II покровительствовал им, и они часто служили литургию в римских храмах на славянском языке. Папа особо благодарил святых братьев за то, что они привезли с собой в Рим и положили в храме св. Климента в Веллетри святые мощи Климента Римского. В конце декабря 868 г. Константин Философ тяжело заболел, не выдержав изнурительных трудов. За 50 дней до смерти он принял монашеский постриг под именем Кирилл. 14 февраля 869 г. он умер, и старший брат похоронил его в крипте храма св. Климента в Веллетри, возле гробницы святого. Дело св. Кирилла продолжил св. Мефодий. Став архиепископом Сирмии в 870 г., утвердившись на кафедре св. Андроника, ученика св. апостола Павла, св. Мефодий неустанно вел миссионерскую деятельность: крестил и наставлял людей в вере православной. Немецкое духовенство в 872 г. добилось его ареста и заключения в тюрьму монастыря Рейхенау на Боденском озере. В 874 г. св. Мефодий был освобожден из заключения благодаря заступничеству папы римского Иоанна VIII. Св. Мефодий продолжал крестить и учить людей, у него стало много учеников и последователей. Он крестил князя чешского Борживоя и его супругу Людмилу. В 882 г. в Константинополе вместе с двумя попами-борзописцами он перевел почти все Священное Писание, за исключением "Книг Макавейских". Кроме того, св. Мефодий с учениками перевел "Отечечник, или Великий Патерик", "Номоканон 50-ти титулов" св. Иоанна Схоластика, составил свод законов под названием "Закон судный людемъ", создал "Канон св. великомученику Димитрию Солунскому", перевел с греческого на славянский трилогию св. Кирилла о св. Клименте Римском, учительные и полемические слова младшего брата против сарацин, хазар, иудеев, трехязычников и мн. др.
Когда св. Мефодий умер (6.04.885 г.), его ученики торжественно похоронили его в Храме Пресвятой Богородицы в Велеграде. Однако вскоре под угрозой ареста его ученики Климент, Наум, Горазд, Ангеларий, Сава, Константин Преславский и др. были вынуждены бежать через Сирмию в Болгарию. Там они нашли радушный прием в Преславе при дворе болгарского царя Бориса I.
С 886 г. началась активная просветительская деятельность кирилло-мефодиевских учеников, которая вскоре привела к расцвету письменности и культуры Первого Болгарского царства при царе Симеоне (893-927 гг.). Одержав убедительную победу над византийской армией при Булгарофигоне (896 г.), Симеон уделил внимание культурному строительству на основе кирилло-мефодиевского наследия. Преславский собор причислил братьев Кирилла и Мефодия к лику святых. Величская, или Охридская, епархия при св. Клименте (886-916 гг.) стала крупным культурным центром страны. Одновременно в столице Преславе образуется второй крупный книжный центр Болгарии, где творили Константин Преславский, Иоанн Экзарх, Григорий Мних. Сам царь Симеон перевел сочинения св. Иоанна Златоуста под названием "Златоструй", составил он и энциклопедические сборники, сохранившиеся до наших дней под названиями "Изборники” 1073 и 1076 годов. Известие об этой титанической христианской просветительской работе болгар достигло Руси и ее владетеля великого князя Олега Вещего.

Три крещения Руси и великий князь Олег Вещий
Предания и сказания 12-ти византийских историков и писателей содержат достаточно сведений о трех крещениях Руси при князьях Аскольде и Дире в 860, 866 и 874 гг. Отголоском этих событий является агиографическое сказание на латинском языке хорвата Ансельма Бандурича. Это так называемое "Бандуриевое сказание", XVII в. Оно рассказывает о том, что крестителями русов якобы были монахи Кирилл и Афанасий, которые были посланы на Русь византийским императором Василием I Македонянином (867-886 гг.). Бандуриев текст в переводе на русский язык гласит следующее:
"Приняв с радостью посланных оттуда мужей, василевс послал им некоего архиерея, славного благочестием и добродетелью и с ним двух мужей, Кирилла и Афанасия, также добродетельных и весьма разумных и мудрых, которые были исполнены не только знания Божественного Писания, но хорошо научены были и внешней мудрости, как достаточно свидетельствуют об этом изобретенные ими письмена. Они отправились туда, всех научали и крестили, и привели к благочестию христиан. Видя же, что народ этот совершенно варварский и невежественный, названные ученые мужи не находили возможным научить их двадцати четырем буквам эллинским. Посему, чтобы опять не отклонились они от благочестия, начертали им и научили их тридцати пяти буквам, которые называются… и прочая.
Таковы суть тридцать пять букв росов, которые и до сих пор изучают все и хорошо знают благочестие".
Знать благочестие, но не признавать его - характерная черта упрямых русов в то время, когда христианство еще не стало государственной религией, а языческие обычаи и нравы были еще сильные. Как государственный человек великий князь Олег не мог не чувствовать преимущества христианства над язычеством. Однако, какие выводы для себя как правитель он сделал, нам неизвестно. Как сообщает "Свод булгарских летописей", великий князь утвердил использование алфавита святых братьев на Руси, оправдывая это действие в письме к кану Волжской Булгарии Алмышу Джафару так: "Тут (в Баш-ту/Киеве. - Ю. Б.) после Вашего переезда (в Волжскую Булгарию в 894-895 гг. - Ю. Б.) не осталось ни одного правоведа и вообще знающего грамоту, а вот умеющих писать по-берсульски (т. е. по-добруджански, или по-болгарски. - Ю. Б.) немало, да и Шамгун (т. е. царь Дунайской Болгарии Симеон. - Ю. Б.) нам друг". Как видим, речь здесь идет распространении болгарской, добруджанской азбуки в Дунайской Болгарии и в Великой Скифии. Однако нам неизвестно, получал ли великий князь Олег от царя Симеона какие-нибудь книги или нет. Интерес к христианству со стороны русов был несомненным. Об этом свидетельствует текст ПВЛ под 911 г. Когда русские послы приехали в Константинополь заключать мирный договор, император Лев VI "почти послы рускые дарми, златом, и паволоками, и фофудьами (т. е. сосудами. - Ю. Б.), и пристави к ним мужи свои показати им церковную красоту, и полаты златыа и в них сущаа богатество, злато много, и паволокы, и каменье драгое, и страсти Господни, и венец, и гвоздие, и хламиду багряную, и мощи святых, учаще я к вере своей и показующе им истинную веру".
Послы, конечно, рассказали обо всем великому князю, а тот велел летописцу изложить все, как было в "Великом летописании". Текст его до наших дней не дошел. Но сохранилась "Повесть временных лет" Нестора Летописца, в том числе тексты договоров Руси с греками 911 и 945 гг. Из текстов мы узнаем, что для перевода договоров с греческого на русский использовалась "Иоаннова буквица", т. е. азбука св. Иоанна Готского. В тексте договора 945 г. упоминается соборная церковь св. Ильи, что над Ручьем в Хазарском конце Киева , где крещенные русы и варяги клялись именем Всемогущего Бога в Троице славимого. Благородные семена православия уже пали на благодатную почву и оставалось только подождать, когда они прорастут. Ожидание затянулось на полвека. Греки же были терпеливы, и после Аскольдова крещения стали считать Русь 60-й епархией Константинопольского патриархата.
Три крещения русов привели к тому, что многие из знатных и торговых богатых людей приобщились к христианству, указавшему им путь к спасению.
Закончу незабвенными словами ленинградского поэта Всеволода Александровича Рождественского:
Я не хочу крошить по мелочам
Священный хлеб отеческих преданий.
Еще в пути он пригодится нам:
Достоин он отцовской лучшей дани.

Отцы ведь были не глупее нас.
И то, что в тьме столетий им мечталось,
Наследством нашим стало в добрый час,
Чтоб их заря все ярче разгоралась.
"Воитель".

Назад История Руси. Глава 22. VI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 289 - 297 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены