Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 18. III Версия для печати

История Руси. Глава 18. III

О походе русов рассказывают многие источники, в том числе "Повесть временных лет", две проповеди патриарха Фотия, "Житие св. патриарха Игнатия", Письмо римского папы Николая I императору Михаилу III, Хронограф XI в., Еллинский и Римский летописец, хроники Продолжателя Георгия Амартола, Симеона Логофета, Иоанна Скилицы, Иоанна Зонары, Михаила Глики, Льва Грамматика, Иоанна Дьякона, Продолжателя Феофана, автора "Жизнеописания византийских царей", Георгия, хартофилакса храма св. Софии, автора "Слова на положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах". Дата осады точно фиксирована - 18 - 25 июня 860 г.
У Нестора Летописца это событие кратко описывается под ошибочной датой 864 - 866 гг. Вот что он записал в своей летописи: "В год 6374. Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой".
Среди византийских источников один из достоверных принадлежит славянскому переводчику Продолжателя "Хроники Георгия Амартола" (Х в.), чей текст был включен в "Повесть временных лет" под 6374 г.
Хронограф XI в.: "1-го июня, 8-го индикта, в 6368 г. от Сотворения мира (т. е. в 860 г. - Ю. Б.), и в 5-й год царствования императора Михаила пришли русы в двухстах судах, помощью всепетой Богородицы они были одолены христианами, всесильно поражены и удалились".
Продолжатель Феофана: "Жизнеописания византийских царей": "Набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой - правивший тогда Церковью Фотий молил Бога об этом, - а вскоре прибыло от них посольство в Царственный город, прося приобщить их Божьему крещению. Что и произошло".
Хроника Иоанна Зонары (ум. ок. 1118 г.): "Скифский народ, россы, обитающий близ Тавра (т. е. Крыма. - Ю. Б.), приплыв на кораблях, сделал нападение на прибрежья Понта Евксинского и угрожал самой Византии. Но их намерение не осуществилось, ибо возбранил им Вышний Промысел и устроил так, что они против воли возвратились ни с чем и даже - можно сказать, - испытали некоторый Божеский гнев".
Одна византийская хроника: "Михаил, сын Феофила, правил со своей матерью Феодорой - четыре года, и один - десять лет, и с Василием - один год и четыре месяца. В его царствование, 18 июня, в 8-1 индикт, в лето 6368, на 5-й год его правления, пришла русь на 200 кораблях, которая молитвами достославной Богородицы была побеждена христианами и по мере сил поражена и истреблена".
Отклики на нашествие русов находятся также в гимнах современника событий святого Иосифа Гимнографа - "Мариале".
Патриарх Константинопольский Фотий. Беседа Первая на нашествие росов: "Что это? Что за удар и гнев столь тяжелый и поразительный? Откуда нашла на нас эта север-ная и страшная гроза? ... "Народ вышел из страны северной, устремляясь как бы на другой Иерусалим, и племена поднялись от краев земли, держа лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумит как море; мы услышали весть о них, или лучше, увидели грозный вид их, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас и муки, как женщину в родах; не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч со всех сторон". (Иер. 6, 22-25). Что мне сказать тебе, или, с чем сравнить тебя, - скажу сегодня словами Иеремии, - город Царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя? ...Горе мне, что я дожил до этих несчастий, что мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас (Пс. 78, 4), что неожиданное нашествие варваров не дало времени молве возвестить о нем, дабы можно было придумать что-нибудь для безопасности, но в одно и то же время мы и увидели, и услышали, и пострадали, хотя напавшие и отделены были от нас столькими странами и народоначальствами, судоходными реками и беспристанищными морями. Горе мне, что я вижу, как народ грубый и жестокий окружает город и расхищает городские предместия, все истребляет, все губит, нивы, жилища, пастбища, сады, женщин, детей, старцев, юношей, всех поражает мечом, никого не жалея, ничего не щадя; всеобщая гибель! Он как саранча на жатву и как плесень на виноград, или лучше, как зной или тифон, как наводнение, или, не знаю, что назвать, напал на нашу страну и истребил целые поколения жителей... Этот скифский и грубый, и варварский народ, как бы выползши из самых предместий города, подобно полевому зверю истребляет окрестности его (Пс. 79, 14)... О город, царствующий почти над всею вселенною, какое войско, - необученное военному искусству и составленное из рабов, - глумится над тобою, как бы над рабом! О город, украшенный добычами многих народов, какой народ вздумал обратить тебя в свою добычу! О город, воздвигнувший множество памятников победы над врагами Европы и Азии, и Ливии, как теперь простерла на тебя копье варварская и низкая рука, поднявшись поставить памятник победы над тобою!"
Беседа вторая на нашествие росов: "И над нами теперь разразилась приключившаяся беда, как явное обличение наших прегрешений. Подлинно, она совершенно не похожа на другие нападения варваров, но и нечаянность нашествия, и необычайная быстрота его, и безчеловечие варварского племени, и жестокость действий и свирепость нрава его доказывают, что этот удар, как молния, ниспослан был с неба... Чем страннее и ужаснее и неожиданнее нашествие нахлынувшего народа, тем более обличается чрезмерность наших согрешений; и с другой стороны, чем он неименитее, незначительнее и неизвестнее до нашествия на нас, тем большая нападает на нас тяжесть посрамления и больших воздвигается памятник бесчестия и тягчайшую боль причиняют удары этого бича... Те, для котоых некогда одна молва о ромеях казалась грозною, подняли оружие против самой державы их и восплескали руками, неистовствуя в надежде взять Царственный град, как птичье гнездо. Они разграбили окрестности его и разорили предместия, жестоко поступили с захваченными и дерзновенно расположились вокруг всего этого города, показав такую отвагу и надменность от вашего нерадения, так что жители не смели и смотреть на них прямыми и неробкими глазами!... Народ неименитый, народ несчитаемый ни за что, народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна, и истребил живущих на этой земле как полевой зверь (Пс. 79, 14) истребляет траву или тростник, или жатву, - о какое бедствие, ниспосланное нам от Бога! - не щадя ни человека, ни скота, не снисходя к немощи женщин, не жалея нежности детей, не уважая седины старцев, не смягчаясь ничем, от чего обыкновенно смягчаются люди, даже дошедшие до свойства зверей, но всякий возраст и пол поражая мечом. Можно было видеть, как младенцы, отторгаемые от сосцов, лишаемы были молока и самой жизни и готовым гробом для них были, - увы! - те скалы, об которые они были разбиваемы, а матери жалостно рыдали и были закалаемы вместе с разрываемыми и трепещущими пред смертию младенцами; жалко было слышать, еще жалостнее было смотреть и гораздо лучше молчать, нежели говорить об этом варварстве, заслуженном более совершавшими его, нежели потерпевшими. Эта свирепость простиралась не только на человеческий род, но жестоко умерщвляли и всех бессловесных животных: волов и лошадей, птиц и прочих животных, какие только попадались; лежал вол и около него человек, дитя и лошадь получали общую могилу, женщины и птицы обагряли кровию друг друга. Все было наполнено мертвыми телами; в реках вода превращалась в кровь; источники и водоемы одни нельзя было распознать от того, что вместилища их были завалены мертвыми телами, от других оставались совершенно неясные следы прежнего вида, потому что брошенное в них наполняло остальные их части; мертвые тела загноили нивы, стеснили дороги; рощи одичали и делались непроходимыми более от этих трупов, нежели от поростков и запустения; пещеры наполнились ими; горы и холмы, лощины и овраги нисколько не отличались от городских кладбищ. Таких страданий было исполнено это разрушение; так зараза этой войны, несомая на крыльях грехов наших, пролетала всюду, погубляя все встречавшееся! <...> Помните ли вы тот трепет и те слезы и рыдания, которым тогда предавался весь город в крайнем отчаянии? Помните ли ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего бытия поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего бытия поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо-горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным, - когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание, а на нас воздымая свирепые волны брани, - когда они проходили пред городом, неся и выставляя пловцов, поднявших мечи, и как бы угрожая городу смертию от меча, - когда всякая надежда человеческая оставила здешних людей и город держался надеждою на единственное прибежище у Бога, - когда трепет и мрак объял умы и слух отверзался только для одной вести: "варвары уже перелезли чрез стены и город уже взят врагами?" <...> Так и древний Израиль, когда предавался страстям, тогда был предаваем острию меча, тот Израиль, который был не обыкновенным племенем и не презренным народом, но славился уделом наследия (Пс. 104, 11) и считался народом избранным (Исх. 19, 5); и он, когда грешил, то был бичуем врагами, а когда делал добро, то одолевали покоряя их; когда тщательно соблюдал заповеди, то оружием добывал чужую землю и пользовался трудами других, а когда пренебрегал законом, то был отводим в плен и видел, как враги овладевали собственною его землею с пением победных песней и ликованиями; и это весьма мудро и справедливо; ибо народу возлюбленному и избранному Богом должно не надеяться на крепость рук своих, не величаться силою мышц своих и не опираться на запасы оружия, а возлагать надежду господства и преобладания над противниками на помощь Всевышнего и знать, что она сопутствует добрым делам и приобретается многими добродетелями <...> Народ Божий бывает силен и торжествует над врагами содействием Божиим, а прочие народы, у которых понятие о Божестве погрешительно, не своими собственными добродетелями, а нашими худыми делами возрастают в силе, ими укрепляются и величаются над ними: ибо они посылаются на нас, как бичи, а наши грехи бывают веществом этих бичей, и господство над нами предоставляется им настолько, насколько мы боремся со своими страстями и насколько склонностию и стремлением ко злу оставляем тот порядок, в который поставил нас спасительный и Божественный закон".
В заключительной части “Беседы” патриарх Фотий повествует о Чуде Пресвятой Богородицы, посредством которого был спасен Царствующий град и его жители. Вот этот рассказ: "Когда мы поставили совесть непреклонным судиею грехов своих и обличаемые ею признали обвинительное решение против нас справедливым, когда умоляли Бога литиями и песнопениями, когда с сокрушением сердца приносили покаяние, когда, воздевая руки к Богу во всю ночь, просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастия, тогда сподобились отмены окруживших нас бед, тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас; ибо мы увидели врагов наших удаляющихся и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения, тогда... Когда же? Когда мы, оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновение призывали во спасение, к Ее Покрову прибегали, как к стене нерушимой, умоляя Ее сокрушить дерзость варваров, смирить гордость их, защитить отчаявшийся народ, поборать за Собственную Ее паству. Ее одеяние для отражения осаждающих и ограждения осаждаемых носил со мною весь город и усердно мы возносили моления и совершали литии; от того по неизреченному человеколюбию при Матернем дерзновенном ходатайстве, и Бог преклонился, и гнев Его отступил, и помиловал Господь достояние Свое. Поистине эта Пречистая Риза есть Одеяние Матери Божией; Она кругом обтекла стены, и неприятели необъяснимым образом показывали тыл; Она ограждала город, и ограда неприятелей разрушалась как бы по данному знаку <...> Пусть же никто из нас не забывает этого, пусть никто не погубляет этих обетов забвением, ибо забвение их необыкновенно воспламеняет гнев Божий. Притом в этих наших обетах мы представляли Матерь Слова и Бога нашего порукою пред Ним, вследствие чего и получена милость, избавившая нас от пленения, ими очистив и возделав сердца свои, мы собрали плоды покаяния, чрез это улучшив нравы свои, мы избавились от бедствий".
Честная Риза Пресвятой Богородицы не раз спасала Царствующий град от врагов: в 626 г. - от персов, аваров и русских , в 673 и 716 гг. - от арабов. В храм в честь Пресвятой Богородицы, основанный во Влахернах в годы царствования Льва I (457 - 474 гг.), Риза была перенесена из Иерусалима и положена в 469 г. С этого времени 2 июля было признано днем празднования Положения Честной Ризы, особенно по случаю отступления русов в 860 г. из вод Босфора. В один из тех дней Риза была на время перенесена из храма во Влахернах в храм Св. Софии, откуда к берегу Золотого Рога направилась торжественная процессия для омовения полы Ризы в водах залива. Чудеса от Ризы перечислены в "Акафисте Пресвятой Богородице" (VII в.), отредактированном и дополненном в 1360 г. Константинопольским патриархом Филофеем Коккином по случаю 500-летия одержанной победы. Новое произведение называлось "Молитва по акафисте и каноне к Пресвятой вле всесильнымъ ТвоимъýБогородице". Там написано следующее: "Др воеводствомъ спасла еси Царствующий Градъ Твой отъ скифскаго воеводы сом, онаго прегордагоýпря, предстателя бýзверообразнаго, лукаваго в кагана; и разсвирепеющимъ моремъ тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на градъ Твой; и пакениемъýсе одождýи с неб ющем разварила еси".ýгорящихъ камыкъ, тьмы кораблей в мори вр
Итак, необходимо сделать следующие выводы из приведенных выше источников.
1. Поводом для нашествия русов на Константинополь было убийство и ограбление русских купцов в Константинополе, за которым последовала кровная месть.
2. Русы посылали своих разведчиков и хорошо подготовились к походу, узнав, что византийская армия вместе с императором Михаилом III отправилась в поход на сарацин и удалилась на 900 км от Константинополя, а византийский флот находился в Эгейском море.
3. В поход отправились 200 лодей с 8000 воинами-русами во главе с князьями Аскольдом и Диром. В княжеской дружине были наемные воины: варяги и колбяги. Поход состоялся по приказу хазарского бека Ильяса Бурнаша, тем более, что киевляне тогда были данниками хазар.
4. Константинополь в то время был большим городом с полумиллионным населением, с крепкими толстыми стенами протяженностью в 20 км, с мощными башнями и рвами.
5. Руководил обороной города префект Никита Оорифант, друнгарий флота, человек необыкновенной энергии и силы, который сумел в короткий срок известить императора о нападении, и тот смог быстро вернуться в столицу.
6. Патриарх Фотий, как и св. патриарх Сергий в 626 г., принял на себя нелегкую миссию подбодрить испуганное население и побудить горожан к обороне. Он служил молебны в храме св. Софии, затем перенес Ризу из храма во Влахернах в храм св. Софии. Он же организовал крестные ходы и совершил омовение полы Ризы в заливе Золотой Рог. После этого разразилась буря и разогнала русские лодьи.
7. В двух Беседах Фотий описал как состояние обороняющихся, так и действия русов в окрестностях Константинополя, на берегах Черного моря и пролива Босфор.
8. Хотя осада длилась с 18 по 25 июня 860 г., отдельные группы воинственных русов продолжали после отплытия основной части флота свои военные действия на Мраморном море и Принцевых островах вплоть до 22 марта 861 г., когда последние суда русов удалились восвояси. К 25 марта относится исполнение в храмах Константинополя гимна Св. Богородице со словами "Взбранней воеводе победительная".
9. В IX в. Черное море прозвали Русским морем, и с тех пор оно по праву слывет нашим морем.
Современные историки-норманисты, вопреки всем существующим источникам, не признают факт похода русов на Константинополь в 860 г., а объявляют его походом норманнов ; остальные же походы Руси на Царьград IX - XI вв. они отрицают, что свидетельствует о том, что норманисты не в ладах с источниковедческой базой русской истории и потому заменяют реальные события событиями, ими придуманными, нереальными.
Князья-находники Киевские
Дир Эллинский 852-876 гг.
Аскольд-Николай Киевский 853-882 гг.

Назад История Руси. Глава 18. III Далее

 
История Руси. Глава 18. II Версия для печати

История Руси. Глава 18. II

Тем временем на Руси объявился еще один доблестный воин, по имени Халиб, т. е. "Победитель", а норманны его звали Hoskuldur. На Руси он имел прозвание "Сарматский тирарь", т. е. “пасынок”, как об этом сообщил В. Н. Татищев в "Истории Российской". В скандинавских сагах он стал известен как Haskuld. Это был старший сын Ефанды от первого брака. По свидетельству Ибн-Фадлана, Аскольд был женат на дочери кана волжских булгар, чьим вассалом являлся. Однако чаще Аскольд или "Великий Аск", как переводится его имя, служил хазарам. В 832 г. во главе рати ладожан он плавал по Волге, разорял провинции Волжской Булгарии, разграбил Тимер-Кабак, т. е. современный Дагестан, и Ширван, т. е. современный Азербайджан, и жил награбленным. Затем Аскольд захватил Ладогу, но встретился там с Диром и его войском. Во избежание худшего он заключил мир с Диром и побратался с ним, взяв часть его имени. Так Аскольд стал Ас-Халибом. А Дир пошел походом на крепость Джир (современный г. Ростов Великий), взял ее и велел насыпать в честь своей победы курган, который назвал Урустау, т. е. "гора русов". С тех пор Дир стал называть себя Ас-Джиром. Отец Дира Будим контролировал военное положение в Кара-Саклане. Армия Будима тогда насчитывала 10 000 анчийцев, 5000 булгар, 3000 русов, 2000 дунайских булгар. Она участвовала в разразившейся хазаро-булгарской войне. В сражении под аулом Харька Будим вместе с балтаваром Ак-Урус-Айдаром нанес поражение стотысячному войску хазар, которым командовал бий Буртас. Хазары оставили на поле боя убитыми 75 000 человек. Это вызвало возмущение в Хазарии. Бояре-язычники стали роптать, так говоря: "Это наказание Тангры за измену его вере", и еще: "Если мы не свергнем хакана-иудея, то вся наша держава погибнет!" Хазары-язычники подняли восстание и свергли кагана Карака, поставив на его место язычника Уруса, сына Асанкула, из рода Кубан. Во время его правления в Хазарской державе усилился внутренний кризис и создалось благоприятное время для образования независимого от Булгарии и Хазарии русского Киевского княжества. А происходило это так: после того, как Дир, он же - Дирос Эллинский "Велесовой книги", или Ас-Джир булгарских летописей, занял Киевский стол (852 г.), киевляне на вече согласились признать его своим князем, преемником династии Белояров. Но Хазария не собиралась отказываться от своих прав на Киев и была не прочь укрепить свое владычество.
При Дире наступило процветание торговли, киевские купцы вышли на международные пути, богатство Киева возросло, город разрастался. К Киевскому княжеству присоединилась вся Древлянская земля и часть современной Белоруссии до Припяти, так как ею владел отец Дира Будим.
Киевскому княжеству покровительствовал кан Ак-Урус Айдар и объявил Киев столицей Кара-Булгара, который стали называть "владением Уруса", а его самого "Урус-каганом". Ак-Урус Айдар назвал часть своего владения "Белоруссией" (Бырбат), ему покровительствовал хазарский каган Булуш (до своей смерти в 838 г.).
Во времена Дира Киевскому княжеству пришлось проводить свою самостоятельную политику и обороняться от врагов. Последние пошли войной на Поросье и осадили Киев. Пожалев Киев, Ак-Урус Айдар уступил, лишился своего почетного титула "каган", оказался в зиндане (т. е. в земляной тюрьме). Город Батавыл каган вернул вятичам, а весь Бырбат (т. е. Белоруссию) отделил от Кара-Саклана. Область Таш-Баш (по-русски - Киев-ская Русь) каган Хазарии Буртас отдал под контроль булгарского рода Шамай и повелел называть ее Балын. Во главе Кара-Булгара каган поставил сына Айдара Габдуллу Джилки, а во главе Искеристана - сына Будима Дира. Самого же Будима Буртас назначил иналом (т. е. судьей) Шуд-Галиджа, т. е. Словенской земли, со столицей в Ладоге, и велел ему укреплять край. Будим с помощью старейшины Гостомысла принялся возводить города, в числе которых были Изборск и Орешек; в них были построены крепости с булгарскими названиями. Ему помогали в этом Билис, сидевший на реке Мутной (Волхов или Булху) в крепости Танки, и Уркуян, бий Бисуры (т. е. Ижорской земли), чьим потомком был Бел-жуджа, или Пелгусий, герой Невской битвы 1240 г. (Все эти сведения приводятся по "Своду Наримана".)
Дир мирно правил до 858 г., когда его постигли новые испытания. В 858 г. хазарский бек Ильяс Бурнаш убил хазарского кагана Манаса в его шатре во время кочевья и возвел на хазарский трон Исхака. Это была хорошо продуманная и исполненная провокация: Манаса зарезали хазары, а обвинили в преступлении купцов из Кара-Булгара. Последних тут же казнили, а новый каган собрал войско и вторгся с ним в Кара-Булгар. На сторону хазар перешли булгары-тенгрианцы во главе с бием Лачыном. Решающее сражение противоборствующих сторон произошло недалеко от г. Балтавара, т. е. современной Полтавы. Битву с хазарами булгарский балтавар Габдулла Джилки проиграл, что имело далеко идущие последствия, а именно: хазарское войско во главе с беком Чинавызом дошло до Новгорода и князь Аскольд, который находился там в качестве военачальника, выдал хазарам на расправу Будима, и толпа растерзала его (858 г.). Затем Чинавыз и Аскольд двинулись с войском на Киев. Дир запер все трое городских ворот и приготовился со своими анчийцами к длительной обороне. Но тут хазарский хакан предложил в случае изъявления киевлянами покорности даровать Баштуйской (Киевской) правобережной и Урусской левобережной областям статус отдельного от Кара-Булгара княжества под названием "Русь" со столицей в Киеве. Слух об этом распространился по городу и смутил жителей. Многие из них явились к князю Диру с требованием немедленно сдать город хазарам. Но Дир колебался. Он выжидал две недели, надеясь на помощь балтавара, но не дождался и вступил в переговоры с осаждавшими. Обе стороны договорились о том, что Дир получает титул "Русского бека" и будет править Русским княжеством под наблюдением хазарского наместника князя Аскольда, а Киев будет выплачивать Хазарии ежегодную дань и по мере надобности помогать войсками. Князь Аскольд со своим войском благополучно вошел в столицу и занял один из дворцов. Княжичи Скотеничи, оказавшие сопротивление Аскольду, были схвачены и повешены. Воцарился хрупкий мир двоевластия побратимов. У одних ворот города, получивших название Яхудских, т. е. Жидовских, была учреждена Хазарская таможня для сбора налогов, даней и пошлин. За три дня киевляне собрали дань серебром и отдали ее посланнику Ильяса. Бек приказал отвести войска от Киева в Батавыл (современный г. Путивль), где поставил наместником Кара-Саклана покорного ему бия Лачына.
Так перестал существовать единый государственный порядок Кара-Саклана, существовавший с VII в. Началась политическая жизнь новообразованного Русского княжества пока под железными знаменами Хазарии вплоть до времени Олега Вещего.
Межде тем на севере Руси происходили немаловажные события. Согласно ростовскому преданию, близ современных Ростова и Ярославля, на реке Которосли, впадающей в Волгу, между 859 и 862 гг. произошла битва варягов с русами, в ходе которой варяги были разгромлены и были вынуждены бежать из Руси "за море". Об этом событии кратко сообщает "Повесть временных лет": "В год 6370. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и сами собой начали владеть". Некоторые исследователи видят следы прошедшей битвы в тысячах норманнских погребений около современных Ростова и Ярославля, о чем свидетельствует шведский археолог Туре Арне (1914 г).
После победы руководители славянских и финских племен не смогли между собой договориться и выбрать одного вождя, который бы возглавил Словенское княжество. "И встал род на род, - сообщает летопись, - и была у них усобица, и стали воевать друг с другом" , потому что не было у них правды, и правда не стала для всех законом, а добрая воля свободных общинников не помогала. В таких условиях нужен был третейский судья, и он в конце концов нашелся. А на юге Руси происходили следующие события.
Хазарский бек Ильяс Бурнаш весьма ревностно относился к Византии. Он ненавидел греков и хотел во что бы то ни стало сокрушить Византию. Будучи сыном Тамьяна, отравленного греками, он с молоком матери впитал ненависть к ним и мечтал им отомстить. Не получив возможности сделать политическую карьеру в Византии, он достиг своего в Хазарии. Здесь он переменил христианскую веру на ислам, но заигрывал и с иудеями. Сперва он стал судьей в Семендере, а потом яхуды помогли ему сделаться беком Хазарии, чья власть была намного выше, чем власть кагана. Открытая борьба с Византией могла бы стоить ему головы, поэтому он вел ее скрытно, с осмотрительностью, но со всей страстностью и жестокостью, какие только возможны. Например, он приписал византийскую христианскую церковь в Киеве к Хазарскому кварталу, а затем обязал яхудских таможенников брать с христиан арендную плату за то, что эта церковь стоит на хазарской земле. Это вызвало вражду между христианами, с одной стороны, и евреями и хазарами - с другой.
В 860 г. Ильяс приказал князьям Аскольду и Диру, которые были возмущены убийством русских купцов в Константинополе, совершить нападение на вечный город, что они и исполнили.
Вопреки Нестору, князья Аскольд и Дир не были воеводами князя Рюрика и действовали самостоятельно.

Назад История Руси. Глава 18. II Далее

 
История Руси. Глава 17. II Версия для печати
История Руси. Глава 17. II

В "Велесовой книге" это событие отождествляется с набегом на Русь некоего Алдореха, т. е. короля Алдо, или Алмоша, который был "за двадцать лет до Дира", т. е. ок. 840 г. "Книга Велеса" сообщает, что "его призвал жрец, так как не имели радения о богах... и слова не держали, и красавиц наших брали нагло, и похищали их, и увозили дев" (18а). В то время болгарский хан Маламир (831-836 гг.) вел войну с Византией и случайно оголил свои северные границы. В результате мадьяры покорили даков и часть славян по Дунаю, вышли к северным границам Болгарского царства. С Нижнего Дуная мадьяры дошли до Паннонии. Им понравилась богатая земля, населенная мирными славянами, и они в ней остались навсегда. А для Руси наступили судьбоносные времена. Летописец Нестор не преминул отметить начало нового для Руси времени: "В год 6360 (т. е. 852 г. – Ю. Б.), индикта 15, когда начал царствовать Михаил , стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.” Так началась христианская хронология русской истории, хотя ее языческие истоки своими корнями уходят в глубокую старину: на несколько тысячелетий назад!


 Увеличить


Из: Седов В. В. Древнерусская народность. С. 110.


 Увеличить



Из: Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. М., 2002. С. 234.


Расселение народов на Восточно-Европейской равнине во второй половине IX в. Из: Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. С. 290.
Объяснения к карте: 1-10 – регионы славянских племенных образований: 1 – словен ильменских; 2 – кривичей псковских; 3 – кривичей смоленско-полоцких; 4 – мери; 5 – дулебской группы (волыняне, древляне, поляне, дреговичи); 6 – хорватов; 7 – тиверцев; 6 – бужан; 9 – уличан; 10 – руссов – носителей волынцевской и эволюционировавших на их основе культур; 11 – территория салотов-маяцкой культуры (Хазарского каганата); 12 – область волжских булгар; 13 – область лето-литовских племен; 14-23 – регионы финно-угорских племен; 14 – суми и еми, 15 – эстов и ливов; 16 – корелы; 17 – веси; 18 – заволоцкой чуди; 19 – мурамы; 20 – мордвы; 21 – мари; 22 – удмуртов; 23 – коми-пермяков.
а – клады арабских монет до 830 г.; б – клады арабских монет 830-890-х годов, в – находки подражаний арабским дирхемам; клады византийских монет; д – памятники первой половины IX в. с находками скандинавских вещей; е – памятники второй половины IX в. с находками скандинавских вещей. Русский каганат как ведущая территория денежного обмена в IX в.

Назад История Руси. Глава 17. II Далее

 
История Руси. Глава 16. III Версия для печати

История Руси. Глава 16. III

Поток купцов-викингов, торговавших пушниной и оружием, встретился с мощным славянским колонизационным потоком в бассейнах Западной Двины, верхних Днепра и Волги, Приильменья, Волхова и Ладожского озера. Славяне основывали свои поселения, а норманны - свои. С помощью археологических раскопок выявлено несколько форпостов норманнской колонизации, а именно: 1) Гнездово возле современного Смоленска (не менее 4500 могильных курганов); 2) Тимирево близ современного Ярославля (1000 захоро-нений); 3) Альдейгьюборг на Волхове (753 г.) - современная Старая Ладога; 4) Хольмгард - современное Рюриково Городище на верхнем Волхове; 5) поселения на верхней Оке; 6) город Витичев на Днепре, в 56 км южнее Киева; 7) Шестовицы под Черниговым.
Из названных центров началось широкое освоение норманнами торговых путей по Днепру и Волге. Путь на Восток и Юго-восток привел варягов в Волжскую Булгарию, Хазарию и Хорезм, на Каспийское и Черное моря, путь на юг - в Византийскую империю (см. карту). Скандинавские руны обнаружены на фигуре мраморного льва из Пирея, портового города близ Афин. Варяги хорошо знали Константинополь, который называли "Великим городом" ("Миклагартером"), и Иерусалим, который называли "Йорсалир", а себя - "Йорсалирсфарн". Заглавную роль в речных экспедициях порой играли "йомсвикинги", т. е. "черные викинги", выходцы с острова Волина, отличавшиеся наибольшей предприимчивостью.
Были нередки случаи образования специальных отрядов отчаянных храбрецов, которых называли "берсеркерами" - "медвежьими куртками". Поклонники бога Одина, они не ведали страха, так как перед схваткой, следуя заветам своих богов, искусственно возбуждали себя, поедая галлюциногенные грибы - мухоморы.
В тех случаях, когда усилия скандинавов были направлены не на войну и разрушение, а на мир и созидание, возникали города и государства на счастье людей, а не на их погибель. Так с властным приходом конунга Ютландского Рорика в Ладогу и на Рюриково городище связано образование Новгородского княжества и начало династии Рюриковичей. И это было судьбоносное в истории Руси событие, когда конунг Рорик Ютландский пришел в Ладогу и Новгород. Это было продолжением и очередным этапом в процессе государственного образования, когда верхушка состояла из скандинавов - воинов, а население и общество оставались славянскими, русскими. Теперь необходимо было образовать территорию Русского государства, используя племенные предгосударственные объединения вдоль великого водного пути "Из Варяг в Греки". И этот процесс проходил на Руси во второй половине IX в. Исполнялось пророчество славянских жрецов о том, что спасение Руси придет с севера.

Назад История Руси. Глава 16. III Далее

 
История Руси. Глава 16. II Версия для печати

История Руси. Глава 16. II

Исландские письменные источники XII - XIV вв. рисуют яркие картины более ранней жизни честолюбивых скандинавских хищников. Основным занятием последних были грабежи и убийства, однако в ряде случаев варяги выступали и как мирные торговцы, что делало им честь по сравнению с тысячами их собратьев, которых европейцы называли "язвой христианства" и молили Господа Бога спасти их от жестокости норманнов (сохранился текст молитвы 888 г.).
О жестокости норманнов рассказывает французский хронист из Нормандии Дудон Квинтилианский: “Выполняя свои изгнания и выселения, они (т. е. норманны. – Ю. Б.) сначала совершали жертвоприношения в честь своего бога Тора. Ему жертвуют не скот или какое-нибудь животное, не дары отца Вакха или Цереры, но человеческую кровь <…> Поэтому жрец по жребию назначает людей для жертвы. Они (т. е. приносимые в жертву люди. – Ю. Б.) оглушаются одним ударом бычьего ярма по голове. Особым приемом у каждого, на которого пал жребий, выбивают мозг, сваливают на землю и, перевернув его, отыскивают сердечную железу, то есть вену. Извлекши из него всю кровь, они, согласно своему обычаю, смазывают ею свои головы и быстро развертывают паруса своих судов”. Так действовали воины Рорика, а также воины Аскольда и Дира, Олега Вещего, Игоря Рюриковича. Никто не был свободен от жестокости в те недобрые века.
В Византии и на Руси выходцев с Балтики, служивших воинами-наемниками, называли "вэрингами" или "ворингами", т. е. "принесшими клятву", ее давали на время военной службы. Отсюда и слово "варяги", получившее широкое хождение в русском языке в значении "наемные воины, давшие клятву". В скандинавском обществе их называли "vaeringjar". В Англии их именовали "датчанами", в странах Европы и Средиземноморья - "норманнами", т. е. "северными людьми". Термины "варяги", "колбяги", "килфинги", "варинги" выражают отнюдь не этническую принадлежность, а род занятий. Они были отчасти похожи на рыцарей, которые служили сеньору или даме и мечтали о подвигах, но только сеньором был бог Один или Тор, а сеньорой - Валькирия. Таким образом, на морях - Балтийском, Северном, Норвежском, Средиземном и Атлантическом океане собиралась буйная вольница мечтавших об обогащении людей, которые добровольно подчинялись только своему конунгу. Бывало и так, что среди викингов оказывались люди из западных славян или из русов. Арабы, например, в IX - XI вв. часто сообщают о набегах русов или норманнов под именами "warank" по-арабски, или "warangoi" по-гречески.
Предводители норманнских дружин занимали высокое положение в скандинавском обществе. Они называли себя конунгами, чтили законы Одина и свято соблюдали исполнение этих законов в стране. Они опирались на решение тингов (вечевых собраний) и на местную знать. Свою власть они считали священной, т. е. происходящей от бога Одина по праву крови и наследования. Под их защитой простые скандинавы, бонды и карлы, могли селиться на завоеванных землях там, где хотели и там, где это право им предоставлял закон. Так они образовали предгосударственные и государственные объединения на Датском праве, какие возникали в Англии, Ирландии, Исландии, Гренландии, Винланде (Северной Америке), на островах, словом - везде, куда ступала нога викинга, на полуострове Нормандия во Франции и на Сицилии и, наконец, на Руси, куда в 862 г. был призван князь Рорик Ютландский на княжение Ладожское, потом Новгородское. Чаще всего норманнская верхушка вела себя в завоеванных странах или в странах норманнского влияния толерантно за немногими исключениями: главное, чтобы подданные исправно платили дань, а в остальном они - свободны. В результате верхушка норманнов занимала место правящего класса и сливалась с правящим классом другой страны. Воины-викинги становились либо дружинниками, либо пахарями, либо торговцами, охотно ассимилировались с автохтонным населением, приспосабливая свои законы к обычаям страны. Так, например, в Англии в 876 - 880 гг. образовалась область датского права - Дейнло, утвержденная в 886 г. по мирному договору с единственным оставшимся в живых англосаксонским королем Альфредом Великим (849-899 гг.).
В других странах, которые норманны не могли завоевать, они долгое время служили воинами-наемниками у императоров, королей, великих князей и т. п. Так было, например, в Византии и на Руси до середины XI в.
Норманнский динамизм политических отношений повлиял и на сложение устойчивых политических связей на востоке Европы.
В VI в. одна из норманнских групп поселилась в устье Западной Двины. В том же веке конунг Ивар Широкие Объятия завоевал на время Эстляндию и Лифляндию. Норманны постепенно осваивали пути по рекам Восточно-Европейской равнины и являли собою пример преуспевающих торговцев. В VII в. короли южной Швеции овладели Курляндией. Передовые отряды викингов в середине VIII в. проникли через Хольмгардский залив, Неву и озеро Нево в Волхов и там основали крепость Альдейгьюборг (т. е. Ладогу). Это было в 753 г. Так началось освоение торгового пути "Из Варяг в Греки". В первой половине IX в. был основан г. Хольмгар (ныне - Рюриково Городище) на острове в истоках Волхова. Из скандинавских саг известны имена трех следующих конунгов Хольмгарда: Эймунд, тесть Хальвдана ("Пергамен с Плоского острова"), Роллауг ("Сага о Хервере"), Хертинг ("Сага о Тидреке Бернском"). Скандинавы называли Русь "Страной городов", т. е. "Гардарики", или "Гарды", и стремились посещать Русь возможно чаще в погоне за добычей. Здесь они встретились с русичами, которые, продвигаясь на север с Днепра, стремились овладеть балтийско-волжским торговым путем (Austervegr). Искатели серебра с Севера постепенно превращались в авантюристов, искавших княжеских столов в землях восточных славян.
Катализатором политического процесса было резкое увеличение серебра в торговых факториях Руси. По этому поводу историк Е. Н. Носов пишет следующее: "Началу торговли восточным серебром (не позже 70-80-х гг. VIII в.) способствовал целый ряд обстоятельств: потребность в металле экономики славян, вошедших в ходе расселения по Восточной Европе в контакт с населением Хазарского каганата, подъем экономики и интенсивная чеканка монет в Багдадском халифате, мирные отношения, установившиеся между Хазарией и арабами. Серебро поступало на Русь двумя основными путями: по Волге и по Дону. Через Волго-Окское междуречье оно попадало в верховья Волги, откуда главный поток серебряной монеты периода его массового ввоза из стран Востока (IX в. - 70-е гг. Х в.) направлялся по рекам ильменского бассейна (Мсте и Поле) к истоку р. Волхов. Основные торговые маршруты и расположенные на них главные центры отчетливо высвечиваются цепочками и скоплениями кладов восточных монет, отложившихся в конце I тыс. н. э. Серебро широко использовалось населением Приильменья как эквивалент обмена, а часть его уходила по Волхову на Балтику. На всей территории Северной Руси по концентрации серебра явно выделяются два района - низовья и верховья Волхова, совершенно однозначно маркирующие расположение двух главных центров Новгородской земли - Ладоги и Новгорода".
Находки кладов серебряных монет - диргемов - и дендрохронология построек древнейшего горизонта свидетельствуют о том, что Ладога как крепость была основана в 50-е гг. VIII в. Основные торговые маршруты проходили по Волхову и Ильменю, Мсте, верхней Волге, верхнему Днепру, Оке, Дону. Как раз там были найдены клады восточных монет. Последние связаны с торговой деятельностью норманнов, которые на Руси были известны как варяги. Если в Европе, ввиду ее богатства, норманны выступали как экспроприаторы, то в Восточной Европе, ввиду ее бедности - как торговцы. Поэтому в отличие от Западной Европы, отношения Руси с варягами носили сравнительно мирный характер. Только в "Сказании о князе Хоже", записанном А. Я. Артыновым, мы находим рассказ о противоборстве русов и варягов, но оно, во-первых, не было острым, во-вторых, не было продолжительным, в-третьих, закончилось в конце концов призванием варяжских князей и образованием государства, в данном случае, Новгородского княжества.
Некоторые викинги-купцы плыли на восток по Волге до города Великий Булгар и далее на юг до Итиля. Названные торговые города стояли на пересечении сухопутных путей на Ближний и Дальний Восток. Путь на юг через Каспийское море приводил в Иран и Ирак на богатые рынки Багдада.
Викинги привозили моржовую кость, мечи, янтарь, меха и рабов. А взамен получали серебряные монеты и украшения, приобретали специи и предметы роскоши, благовония и пряности, драгоценные камни из Индии, китайские шелка и украшения из стекла. После 965 г. приток серебра в Скандинавию и на Русь с Востока стал резко сокращаться и в конце концов иссяк из-за истощения рудников. Это оказалось губительным для городов Бирки и Хедебю (ныне - Шлезвига), которые после 975 г. опустели и перестали быть центрами торговли с Востоком и Гардарики.


 Увеличить


Из кн.: Мюссе Л. Варварские нашествия в Европу. Вторая волна. СПб., 2001.


 Увеличить


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 16. II Далее

 
<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > В конец >>

Всего 316 - 324 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены