Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 8. III Версия для печати

История Руси. Глава 8. III

Одним словом, как писал Александр Блок:
"Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!
С раскосыми и жадными очами".
На самом деле, мы не были ни скифами, ни азиатами и не имели раскосых глаз, а жадными вовсе не были никогда. Блок пытался внушить русским, что они безродные, что совершенно неверно, как неверно и то, что русские не имеют глубоких и прямых индоевропейских корней. Вместе со своими близкими собратьями прагерманцами и прабалтами мы отпочковались от единого индоевропейского корня в незапамятные времена. Однако с североиранцами также имеем давние связи, что обусловлено происхождением, во-первых, ославяниванием части киммерийцев, во-вторых, ославяниванием части скифов-борисфенитов и превращением их в борусков, а скифов-пахарей - в славян, в-третьих, заимствованием славянскими археологическими культурами на Восточно-Европейской равнине технических достижений североиранских цивилизаций III - I тысячелетий до н. э. и первых трех веков н. э., в-четвертых, и тем, что на территории великих Киммерии, Скифии, Сарматии и Кара-Саклана в течение тысячелетий сложился единый понтийский антропологический тип, который был воспринят славянами-русами в первые века н. э., поскольку скифы и сарматы растворились в славянском море, оставив в нем свое семя без остатка. Отношение к эллинству было с самого начала отрицательным; влияние эллинизма было ничтожным. Русы считали греков за врагов.

РУСЬ: КТО МЫ И ОТКУДА?
Происхождение Руси всегда было одной из ключевых проблем истории нации, ее бытия, цивилизации, государственности и культуры.
Не углубляясь в подробности истории вопроса, отметим только, что происхождением этнонима "русь" занимались многие ученые, считая "русь" то финским (Татищев, 1739), то хазарским, (Эверс, 1814), то готским, то мадьярским (Юргевич, 1867), то литовским, т. е. балтским (Костомаров, 1860), то еврейским (Барац, 1910), то кельтским (Шелухин, 1929), то балто-славянским (Кузьмин, 1970) этнонимом. Однако наиболее распространенными были две версии: норманнская и славянская (русская).
В науке существуют, по крайней мере, три основных версии происхождения Руси.
Первая версия - норманнистская. Она не принимает во внимание многотысячелетнюю и многонародную историю славян и их предков на территории Восточно-Европейской равнины. Она зародилась в Российской Академии наук в Санкт-Петербурге в первой половине XVIII столетия в трудах немецких ученых Т.-З. Байера ("De varagis", 1735 и "Origines Russicae", 1736).
"Точкой отсчета" стал доклад на латинском языке немецкого ученого Г. Ф. Миллера в Санкт-Петербурге, в Академии наук, в 1749 г. под названием "Origines gentis et nominae Russorum" , который сразу же вызвал резкие возражения русского академика
М. В. Ломоносова. Согласно мнению норманистов, название народа и страны произошло от шведов, т. е. от трех князей-варягов - Рюрика, Трувора и Синеуса, которые в 862 г. были призваны на княжение в Ладогу и в Новгород с дружиной и домом своим, и "со всей Русью". И назвались эти варяги Русью. Рассказ о призвании варягов сохранился в древнейшей русской летописи начала XII в. "Повести временных лет" под 862 г. , и с тех пор якобы и народ, и страна прозвались Русью.
В летописной статье под 862-м годом читаем следующую фразу: "И идоша къ варягомъ, к руси..." Однако академик А. А. Шахматов доказал, что слова "к руси" являются вставкой (интерполяцией) в первоначальный текст, где никакой Руси не было. А. А. Шахматов обосновал, что отождествление руси (народа южного, скифо-сарматского) и варягов (социальной категории, известной в Скандинавии и в Северной Европе) произошло во 2-й редакции “Повести временных лет” под пером монаха Сильвестра Выдубицкого (1116 г.), а М. Д. Приселков относил это отождествление к 1-й редакции ПВЛ и видел в Несторе первого русского ультранорманиста.
Добавим, что варягов призвала не вся страна, а только племена "чудь, словене, кривичи и весь", причем из них только два племени - словене и кривичи - были восточнославянскими, а остальные два были финскими. "И от тех варягов прозвалась Русская земля",- утверждает летописец. О деятельности этих князей летопись говорит так:
"И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. <...> Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому - Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик".
Именно текст статьи ПВЛ под 862 г. является главной опорой норманистов, утверждающих, что народ происходит от норманнов (преимущественно шведов) и что сама государственность, т. е. Новгородское государство, имеет тоже норманнское (т. е. шведское) происхождение. С 1749 г., более чем за 250 лет, накопилась огромная научная и популярная литература по варяго-русскому или норманнскому вопросу, насчитывающая несколько тысяч наименований.
Как уже говорилось, застрельщиками норманизма были немецкие ученые Т. З. Байер (1694-1738 гг.), Г. Ф. Миллер (1705-1783 гг.), А.-Л. Шлецер (1735-1809 гг.), жившие и творившие в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии наук.
Норманистский почин подхватили и развили шведские историки. Один из них - Олав Далин в "Истории государства Швеция" в середине XVIII в. рассмотрел русскую историю как часть шведской и заявил, что именно шведы повлияли на Русь конунга Рюрика и что именно Швеция как культуртрегер с древнейших времен покровительствовала малограмотным русским строить государственность от Рюрика до Ярослава Мудрого включительно. В наши дни потоком выпускаются низкопробные издания, в которых утверждается, что скандинавы правили самой крупной державой Европы. Подобные же идеи получили материальное воплощение в шведском городе Норчепинге. Там ныне стоит памятник "первым русским князьям-скандинавам Рорику, Олегу и Игорю".
Первый период норманизма завершился выходом в свет книги академика А. А. Куника "Призвание шведских родсов" (на нем. яз.), где он сформулировал основы норманизма как теории происхождения Русского государства. Теорию эту подкрепили датский историк и филолог Вильгельм Томсен (1877 г.) и шведский археолог Туре Арне (1914 г.); норманнскую теорию развивали И. Туннман, Н. Кеппен, Л. Георги, К. Цейс, Н. Карамзин, М. Каченовский, П. Шафарик, М. Погодин, Н. Квашнин-Самарин, С. Соловьев, Н. Костомаров, М. Любавский, С. Платонов и многие другие.
Споры велись порой весьма ожесточенно. Репрезентативная и современная работа норманистов принадлежит англичанам С. Франклину и Д. Шепарду (Начало Руси. СПб., 2000), а со стороны автохтонистов - русским – Ю. И. Венелину (“Скандинавомания и ее поклонники, или столетние изыскания о варягах”. М., 1836, 2 изд. 1842; “О происхождении славян” // Сборник РИО. № 8. С. 21-82), С. А. Гедеонову (“Варяги и Русь”. СПб., 1876. Т. 1, 2) и Д. И. Иловайскому (Иловайский Д. И. “Разыскания о начале Руси”. М., 1876; 2-е изд. 1882; 3-е переизд. 2001).
Подавляющее большинство исследователей (о других точках зрения см. Константин Багрянородный. "Об управлении империей". М., 1991) название "Русь" возводят к скандинавскому корню "roр-", производному от германского слова "rowan" - "грести, плавать на весельном корабле". Слово "roрe" (др.-исл. "roar") означало "гребец, участник похода на гребных судах", а также сам поход. Предполагается, что так себя называли шведы, жившие на западном побережье Балтийского моря, называемом Рослаген. Финны и эсты называли шведов "Ruotsi", и якобы от этого слова произошло русское слово "Русь" в значениях "войско, дружина", "команда корабля", "пешее войско, ополчение". Ильменские же словене называли пришельцев "варягами", а не "русью", словом, которое в Скандинавии было никому неизвестно. А наименование "варяги" происходит как будто бы от глагола "вараигачичь", что означает "охранять купцов с товарами по договору".
Любопытно отметить: когда князь Олег Вещий организовал поход из Новгорода на Киев в 882 г., то он взял с собой все ни, мерю, весь, кривичи", аýсвое войско: "многи варяги, чюдь, слов "русь" не взял. И только после того, как Олег утвердился на Киевском ни и прочи, прозвашася русью" , посколькуýстоле, явились "варязи и слов поляне тоже ныне прозвались русью; 1-я редакция ПВЛ прямо говорит: "И иý, и оттолýше у него Варязи муже Словенý, и бýде Игорь, княжа в Кыевýс прочии прозвашася Русью".
Итак, варяги, т. е. шведы, датчане, норвежцы, якобы некогда приняли имя "Русь", что абсолютно невозможно установить с помощью дошедших до нас источников. Иное становится ясным: норманны, входившие в дружину князя Олеге Вещего, только в Киеве, в 882 г. прозвались Русью, как это сделали за четыре с половиной века до того поляне, а Киев стал с той поры "Матерью городов русских". Ясно, что ранее находники не могли быть Русью, поскольку на Севере Руси еще не было, а на Юге она уже была несколько сотен лет, но до нее надо было дойти, т. е. приплыть на ладьях по реке Днепру.

Назад История Руси. Глава 8. III Далее

 
История Руси. Глава 8. II Версия для печати

История Руси. Глава 8. II

Скифы хоронили под курганами и воинов, которые в бою пропали без вести. В Южной Сибири в таком кургане, где не было и не должно было быть тела умершего, обнаружили медальон с портретом воина. На медальоне явно европеоидный овал лица и выдающийся нос. Прорезается и некоторая "скуловатость" и "косица" в глазах. Коренные русские жители Сибири выглядят именно так. Так что были обнаружены изображения не только полностью русского типа, но и разных подтипов, которые существуют и в наше время.
Одежда наших предков не очень сильно отличалась от той, которую носили русские еще недавно. Мужской костюм был изображен на настенных фресках, на золотых украшениях, на вазах и т. д. Он состоял из длинной рубахи, кафтана с поясом и длинными откидными рукавами. Была и плащ-накидка с застежкой на груди или на одном плече. Далее были широкие шаровары или, наоборот, узкие штаны, вправленные в мягкие кожаные сапоги. Что касается лица, то борода была обязательной. У причерноморских скифов были довольно длинные волосы. У сарматов была короткая стрижка. Среднеазиатские саки и парфяне стриглись "под горшок".
На первый взгляд ничего особенного, обычный костюм. Но это сейчас. А тогда мало кто носил "штаны обыкновенные". Цивилизованные римляне и греки обходились короткими туниками (распашонками). Нельзя сказать, что зимой в Италии так жарко. Вряд ли римляне так спасались от жары. Понятно, что в такой экстравагантной одежде ни греческая, ни римская армии не смогли прорваться в русские степи. Кстати, в цивилизованной Западной Европе "штаны длинные, обыкновенные" носят только два последних столетия. В средние века европейские мужчины обходились чулками (каждая штанина по отдельности). И только с XVI века надевали чулки с короткими шортиками. Простое дело - штаны, а додумались до них наши предки, которых цивилизованные европейцы считали дикими, как и сейчас считают нас, хотя все основные открытия принадлежат русским <...>
В наше время в цивилизованном мире женщины носят "брючный костюм". А наши предки еще в древности поняли его практичность и открыли его для своих женщин. На греческих вазах изображены амазонки в мужских "брючных костюмах". Но это была рабочая одежда амазонок. На выход, для красоты сарматские и скифские женщины надевали длинные платья. Они были украшены вышивками, бусами и пуговицами, бисерными обшивками на груди, рукавах и подоле. Платья шились из доморощенной шерсти. Использовалась и импортная парча.
О длинном платье можно сказать то же, что и о мужском костюме. Такие платья в других странах в то время не носили. Одевались в драпировки из цельного куска ткани вроде индийского сари или иранского хитона. В халаты одевались на Востоке, в Азии. В Северной и Западной Европе были в ходу рубашки с юбками, а также сарафаны. Настоящие длинные платья, оказывается, носили только сарматские женщины. В наше время южнорусский женский костюм как раз и представляет собой именно платье, украшенное бисером, тесьмой и вышивками.
Подобие русских и сармато-скифов не ограничивается внешним видом и одеждой. Практически полное совпадение прослеживается и в бытовых предметах, а также в произведениях прикладного искусства. Совпадают техника, стиль, узоры и т. п. Об этом академик П. Н. Шульц писал так: "В жилых помещениях скифской столицы Крыма - Неаполе - находились красивые пластинки из резной кости, которыми украшались скифские ларцы. Узоры, с любовью выполненные скифскими народными резчиками, живо напоминают по своему характеру русскую резьбу по дереву". Так, в материальной культуре населения средневекового Чернигово-Северского княжества древние традиции полностью сохранились. Поэтому их можно сравнивать с аналогичными предметами у сарматов. Один из элементов - спиральные кольца. Сарматские амазонки носили спиралевидные украшения самых разных видов. Это и кольца, и разные браслеты. В указанном русском княжестве также применяли украшения - височные кольца в форме спирали. Такие височные кольца служат для поддержания прически в виде длинных кос, которые уложены вокруг головы. Они считаются самыми характерными для славян в раннем средневековье. Такие же кольца были обнаружены среди вещей античной эпохи. Их датируют началом II тысячелетия до н. э.
Изобразительное искусство на Руси несет на себе следы влияния скифского изобразительного искусства. Академик П. Н. Шульц пишет об этом так: "Портретные рельефы, найденные на городище Неаполя в Крыму, в особенности изображения юного Палака, сына царя Скилура, на коне, отличаются самобытным характером. Они чем-то напоминают позднейшие изображения св. Георгия Победоносца в древнерусском искусстве... У одного из военачальников, погребенного в мавзолее Неаполя, был найден резной камень из темно-красного сердолика в форме скарабея. На оборотной его стороне с необыкновенным искусством вырезана портретная голова бородатого скифа в высокой шапке. Его облик близок к образам древнерусских князей".
Подобные результаты дает сравнение жилища скифов и русских. Скифы жили в добротных каменных домах с черепичной крышей. Изображения их сохранились на росписях. П. Н. Шульц пишет, что такой дом представлял собой "жилище с двускатной крышей, навесы которой защищают стены от стока воды. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее как бы вырезанные из дерева головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. Все это живо напоминает нам русскую избу с такими же резными коньками на такой же крыше". На Алтае строили такие же дома, только деревянные. Основное жилище древних сибиряков - деревянная изба. Если у скифов были избы каменные и деревянные, то это значит, что они жили оседло. Значит, не стоит говорить о том, что скифы были кочевниками. Скифы изобрели и степную юрту. Она служила жилищем только летом, была чем-то вроде палатки.
Больше всего археологи доверяют керамике. Она им говорит абсолютно обо всем. Так вот, они достоверно установили, что лепная керамика сарматской эпохи очень похожа на средневековую русскую лепную керамику. Многие образцы сохранились до сих пор. Это и кувшин с выпуклыми боками и горлом, который расширяется кверху ("глечик"), и полусферический, яйцеобразный горшок, и миска обыкновенная, и многое другое. Основной тип сарматской керамики - яйцеобразный горшок - не меняется с V-го тысячелетия до н. э.
Таким образом, образцы материальной культуры не менялись на протяжении тысячелетий. В то же время антропологический тип населения степей Южной России оставался абсолютно неизменным. И это начиная примерно с V-го тысячелетия до н. э. Примерно с III- го тысячелетия до н. э. существовал обряд погребения под курганами. Он же сохранился вплоть до раннего средневековья. Только принятие христианства этот обряд изменило. Но в течение тысячелетий сохранилась не только форма обряда. Хоронили под одним и тем же курганом многих и многих в разное время. Значит, этот погребальный курган считали своим, родным. Никто не похоронит своих в кургане другого народа. А раз хоронили в одном кургане, начиная от периода ранней бронзы и до Средних веков, то это был один народ.
Таким образом, до принятия христианства одни и те же традиции и верования поддерживались на территории современной России (и даже на больших территориях) на протяжении 4000 лет. Сюда включается и "историческая эпоха славян раннего средневековья".
О городах скифов мы уже сказали. Повторим только, что они тоже отражают полную преемственность. Например, многослойные селища в долине Оскола обнаруживают слои, начиная с эпохи бронзы и далее до средневековья, и даже до XVII - XVIII вв. до н. э. Или: Воргальское городище, что в Липецкой области, содержит материалы эпохи бронзы, раннего железа славяно-русского времени. Городища в Курской области в бассейне Сейма содержат материалы от периода раннего железа до славянской Роменской культуры. Этот ряд фактов можно продолжать бесконечно...
Делаем основное заключение: существовала преемственность культуры населения средневековой Руси по отношению к степной культуре эпохи бронзы и железного века, т. е. Киммерии, Скифии и Сарматии.
Для большей убедительности сравним нравы скифов и славян (т. е. русских). Так, Геродот писал, что скифы любили париться в баньках, поклонялись мечу как символу бога войны, возводили курганы над могилами умерших вождей. Они, скрепляя договор, пили вино с кровью; когда предсказывали будущее, то гадали на ивовых пруться и липовом мочале. Это читается так, как будто написано о средневековых славянах. У скифов был обычай снимать скальп с поверженного врага. Они отделывали черепа в форме чаши. У славян этот обычай отменило христианство. Оно же прекратило захоронения в курганах.
Нравы и социальное устройство у славян в Средние века остались такими же, какими они были у скифов. Основной была территориальная община. Она состояла из лично свободных полноправных людей. Полное неприятие рабства. Более того, на деле реализовано равенство мужчин и женщин. Женщины наравне с мужчинами несли воинскую службу. Мало кто знает, что еще в 626 г. Константинополь штурмовали славянские женщины-воины. Да и в Х в. н. э. в войске Святослава были женщины.
Мы уже говорили о том, что скифы вели оседлый образ жизни. Они были как скотоводами, так и земледельцами. Кроме того, они были умелыми металлургами, строителями городов. Они делали превосходное оружие по самым новым технологиям. В этом вопросе они также были впереди всех".

Назад История Руси. Глава 8. II Далее

 
История Руси. Глава 6. XIII Версия для печати

История Руси. Глава 6. XIII

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Восемь карт из: Mc Evedy. The Penguin Atlas of Aucient History. 1981

Назад История Руси. Глава 6. XIII Далее

 
История Руси. Глава 6. XII Версия для печати

История Руси. Глава 6. XII

В состав этнических носителей Черняховской общности определенно входили восточные славяне, затем западнославянские группы (из Пшеворской культуры), германцы-готы (из Вельбарской культуры), фракийцы с Дуная, скифы и сарматы, жившие между Днепром и Днестром. Экономические и торговые условия развития в поздней Великой Сарматии были столь благоприятными, что разноязычное население было более всего настроено на созидание и взаимовыгодный торговый обмен: зерно, мех, шкуры шли в обмен на амфоры с вином, сельскохозяйственные и ювелирные изделия; мирной жизни в Великой Сарматии помешали экспансии готов, гуннов, аваров, а затем хазар, что трагично сказалось на судьбе формирующейся Руси и на возможности беспрепятственного развития Русской национальной цивилизации, объединявшей различные народы в одну дружную семью.
Славяне расселились повсюду по берегам рек Прут, Днестр, Южный Буг, Средний Днепр с притоками Тетерев, Рось, Тясмин, Сейм, Сула, Псел, Ворскла и в верховьях Северского Донца. Восточные славяне II-V вв., именуемые антами, расширяли свои владения к югу и северу и создавали свои государственные объединения князей Божа, а потом - Кия.
Ко II в. улеглись потрясения, связанные с агрессией сарматов на запад от Днепра и Днестра. Установились рубежи между Великой Сарматией и Римом. В бассейнах Днестра и Прута славяно-сарматский мир соседствовал с Римом и его укреплениями Траяновыми валами. На равнинах Причерноморья пока отсутствовали степные племена-хищники, а новые еще только подбирались, крадучись, с севера и с востока. Скифы мирно доживали в своих городищах. Сарматы поняли выгодность своего положения как скотоводов и торговых посредников в Великой Сарматии. Греки и римляне были заинтересованы в установлении устойчивых торговых связей между экспортерами хлеба и потребителями продуктов Юга и Юго-Востока Европы. Словом, обстоятельства для развития в этом регионе цивилизации были благоприятными, если бы не новые народы-хищники.
В начале III в. пало Скифское царство в Северном Крыму, оставшись один на один с Боспором. Царь Рескупорид III сжег столицу скифов Неаполь Скифский и с той поры стал называть себя "царем всего Боспора и тавроскифов".
Сама Боспорская держава пала от нашествия гуннов в 375 - 376 гг.
В III в., точнее около 260 г., сарматы-роксоланы основательно разгромили римскую провинцию Паннонию, превратив цветущие города в груды развалин. Города сменили палаточные городки на повозках с редкими новопостроенными храмами в честь Митры - митреумами. К IV в. придунайские левобережные сарматы ослабли и около 385 г. были окончательно разгромлены Римом и превратились в федератов угасающей Империи. В начале V в. оставшиеся в Карпатской котловине сарматы при приближении гуннов разбежались, стремясь где-нибудь найти надежное укрытие. А его уже не было.
В III в. прекратилось господство сарматов, существовавших без централизованного государства в Великой Сарматии. Это случилось одновременно с прекращением господства парфян в Передней Азии - в Иране и Месопотамии. Однако в то время, как в Великой Сарматии шел процесс замены властителей варварских народов и нордические германцы сменили сарматов в Причерноморских степях, в Передней Азии одна иранская группировка вытеснила другую в борьбе за власть: Сасанидская династия заменила династию Аршакидов.


ВЫВОДЫ
Во-первых, Великая Скифия / Сарматия была колыбелью Руси, точнее, той страной, где складывались основы будущей Руси с ее народом, государственностью, обществом, культурой и цивилизацией.
Во-вторых, все народы, населявшие Великую Скифию /Сарматию, участвовали в процессе этногенеза Руси, точнее, древнерусской народности, в том числе и народы североиранской группы: киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, роксоланы, языги, аорсы, сираки и т. п. Возможно, в процессе поглощения одних народов другими участвовали прабалты и угро-финны, а также пратюрки. Все они могли повлиять на "окрашенность" этногенетического процесса, а не на его суть. При всех обстоятельствах славяне-русы оставались, а другие народы исчезали в бурлящем Котле Перемен.
Об освобождении территории Дакии (современной Румынии) и северного берега Дуная до Тиссы русами, вместе с которыми выступали хозяева этих земель бастарны ("кущоба"), даки ("сарматы") и фракийцы ("геты) рассказывается в "Сказе" Захарихи "про Карпат-гору да Кущобу".
Помимо Дакии русы вложили много творческих сил в переустройство всей Великой Скифии / Сарматии, что сказалось на всей последующей истории. Прарусы оказались тем стержнем социально-экономических и политических процессов, которые привели к эпохальным переменам, породившим Великую Русь и ее государственность. Началось все со сменяемости археологических культур и с изменения этносов, которые предопределили появление Древнерусской цивилизации на Восточно-Европейской равнине. Четкая картина сменяемости археологических культур дана в книге И. П. Русановой и Э. А. Сымановича “Археология СССР. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. – первой половине I тысячелетия н. э.” (1992 г.), что отображено на специальной “Схеме взаимодействия археологических культур”. Помогает понять суть происходившего и блок-схема А. Абакумова “Арии степной бронзы”.


 

Арии "степной бронзы"

 


Из: Абакумов А. Евразийские арии // Наследие предков. М., 2001. № 4-5 (15). С.13.

Назад История Руси. Глава 6. XII Далее

 
История Руси. Глава 6. XI Версия для печати

История Руси. Глава 6. XI

Это был явный успех политики императорского Рима. В честь своей победы Траян воздвиг в устье Дуная монумент "Tropheum Trajani", а также колонну в Риме, которая сохранилась до сих пор. Он считал эту победу величайшей в своей жизни и ценил ее выше успехов в Армении и Аравии.
В Бессарабии он якобы построил "Траянов вал"; впрочем, народная молва приписывает строительство этого вала Атанариху, королю вестготов (IV в. н. э.). У этого вала римская конница разбила роксоланов в 66-68 гг. н. э.
Восточно-славянские племена дулебов, тиверцев, борусков сражались против римлян на стороне даков, так как ненавидели рабство.
Сообщает "Велесова книга": "Вспомним о том, как римские орды были поражены дедами нашими близ устья Дуная, когда Траян напал на дулебов. И тогда деды наши пошли на легионы и их разбили. И было это за триста лет до нашего Буса, и это мы должны удержать в памяти... И мы помним, как Траян потерпел поражение от наших дедов, и легионеров взяли отрабатывать дань на полях наших. И трудились римляне на нас десять лет, а после были отпущены нами".
И еще: "И бьет крыльями Матерь Сва-Слава... и поет та птица воинам борусинским, которые от римлян пали около Дуная возле Траянова вала" (II, 7ж). Поэт "Велесовой книги" расценил эти сражения как войны за вольность русскую и вольность сарматскую.
А даки подружились с восточными славянами, поскольку у них был один враг: рабовладельческий Рим, который ненавидели все варвары. Под натиском римских легионов, которые сделали своими форпостами Траяновы валы и крепости в Дакии, даки вынуждены были двинуться на восток и занять часть земель в бассейнах рек Днестра, Прута и на юго-востоке современной Словакии. В то время фракийцы теснили кельтов, а сарматы своими набегами беспокоили фракийцев. Так в I - III вв. н. э. на землях Галиции, в прошлом кельтских, родилась Липецкая археологическая культура. Создателями ее были дако-фракийские племена.
На северо-востоке даки достигли верховьев Тиссы, где построили крепость возле современного села Малая Копаня.
Дако-фракийское население в Дакии преобладало несмотря на то, что римляне подселили туда ветеранов, навербованных во всех уголках Римской империи. Эти ветераны стали колонистами, хотя составляли едва 2 % населения. С 232 г. до 271 г. в Дакии кипела яростная партизанская война против Рима, а с 271 г. Дакия стала принадлежать только дакам и гетам, причем они охотно пропускали готов через свою территорию, а обратно - никогда, так что остготам и вестготам оставалось только переходить через Дунай и двигаться дальше на завоевание Италии, что они и сделали, основав Вестготское королевство на западе Европы (V в.) и Остготское королевство в Италии (VI в.).
Иное дело римляне. Римская империя с начала новой эры стала первым и самым опасным агрессором и рабовладельцем, которая вела захватнические войны ради присвоения чужих земель и захвата рабов. Войны с Римом велись почти непрерывно вдоль границы - "Limes Romanus" - по Дунаю. Императорский Рим усилил свою завоевательную политику. Император Тиберий (14-37 гг.) занял Фракию. Император Клавдий захватил Тиру в устье Днестра в ответ на постоянные атаки языгов, роксоланов и даков на римские границы. Легионы и флот Нерона оказались вскоре в Херсонесе и Ольвии, чтобы защищать интересы Империи в Причерноморье. А военные походы императора Траяна превзошли все ожидания: они привели тогда к завоеванию Дакии и угрожали русо-сарматскому миру в Северном Причерноморье.
Император Траян в оборонительных целях построил тройную линию валов и укреплений: первую - южнее устья Дуная, вторую - севернее устья Дуная, третью - между Прутом и Днестром. Но они не помогли. Нашествия варваров участились. Варвары часто переходили Дунай, грабили и разоряли пограничные римские провинции, освобождали рабов и уносили немалую добычу. В 119 г. сарматы и роксоланы, вероятно, вместе с антами перешли Дунай и совершили набег на Иллирию. Их отразил римский император Адриан (117-136 гг.). В 146 г. набег на другие провинции совершили роксоланы. В 165 г. начались Маркоманнские войны Рима, которые охватили Центральную Европу и продолжались до 180 г. Против Рима сражались многочисленные германские племена, а также сарматы, роксоланы, аланы. В 169-175 гг., кроме упомянутых народов, в войне на Дунае участвовали языги, карпы, костобоки, иллирийцы и, может быть, славянские племена из Сарматии. Император Коммод сумел, наконец, в 180 г. погасить военный конфликт, заселив многие приграничные провинции Римской империи и северной Италии варварскими народами. Римско-варварское противостояние усилилось в начале III в. с приходом с севера германцев, образовавших на Дунае "языческую страну готов" - "Gutthiuda", возглавляемую конунгами и судьями.
Еще в III - I вв. до н. э. в Прикарпатье и Северном Причерноморье появились первые германские племена на реке Прут и скирры (по верхней Висле и южнее; археологическая культура Поянешти-Лукашевка, II - I вв. до н. э.). Военные отряды сарматов, продвинувшись до Вислы, окончательно установили границу восточной Сарматии с Германией по этой реке. Однако граница эта не помешала натиску готонов, или готов, двинувшихся из района Нижней Вислы по Нареву и Западному Бугу и осуществивших экспансию против народов Великой Сарматии около 160 г. н. э.
И, наконец, мы подошли к рассмотрению Черняховской культуры, II-V вв. н. э., которая была многослойной (не менее шести регионов) и многонародной, вобравшей в себя все многообразие Великой Сарматии. Она распространилась от Нижнего Дуная на западе до Северского Донца. В нижнем течении Днепра вплоть до IV в. продолжали существовать позднескифские городища. В степях от дельты Дуная до устья Днепра все еще кочевали сарматы. На верхнем Днестре еще жили племена Липицкой культуры, вытесненные в III - IV вв. пшеворцами в бассейны рек Прут и Тисса. С северо-запада, из бассейна Вислы, на земли Волыни и Подолии во II - III вв. продвигались готы (Вельбарская культура) и западные славяне (Пшеворская культура). В северных землях Кара-Саклана черняховцы шли по полосе лесостепей Среднего Поднепровья, где проживали еще потомки скифов-сколотов и создатели раннезарубинецкой культуры, т. е. славяне. Скифы - сарматы сохраняли в Черняховской культуре присущие иранцам-кочевникам погребальные комплексы катакомб и могил с подбоями; кое-где на берегу Черного моря сохранились остатки каменных усадьб с многокомнатными домами, двором и оградой, лепной керамикой. Германцы строили крупные дома площадью более 1000 кв. м. Славянское земледельческое население, смешавшееся с балтами, строило городища-колуни ("русколуни").
Примером скифо-сармато-славянского симбиоза может служить Пастырское городище в бассейне реки Тясмина. Оно известно как центр земледельческой культуры с III в. до н. э. по IX в. н. э. Занимающее площадь в 3,5 га, оно было защищено земляными валами и рвами. Раскопками исследованы десятки жилищ-землянок и погребений. Найдены лепная керамика, выпуклолобые серолощеные горшки, а также кузницы, гончарни, мастерские по обработке железа. Название Черняховская культура происходит от села Черняхово на Среднем Днепре. Открыта она была в 1901 г. археологом В. В. Хвойко.
Городища были невелики и лишь три из них хорошо известны археологам. Это городища Башмачок на Днепре, Городок - на Южном Буге и Александровка - на реке Ингулец. Все они занимали мысы коренного берега и с напольной стороны отсекались рвом и валом. Городища относятся к III-IV вв. Селения Черняховской культуры вытянуты вдоль рек в 2-3 ряда, дома окружены хозяйственными постройками, очагами и ямами-зернохранилищами, защищенными деревянными навесами, т. е. точно так же, как в русской деревне XIX в. Среди жилых домов преобладали полуземлянки со стенами столбовой конструкции, державшими плетень, обмазанный глиной. Здания покрывались двускатной соломенной крышей. Отапливали жилища печами или очагами. Погребальный обряд сочетал в себе трупосожжение и трупоположение без курганных насыпей, что сближает Черняховскую культуру с ее предшественницами: Центрально-европейской культурой полей погребений XIII - VIII вв. до н. э., а также с Пшеворской и Зарубинецкой культурами. Обращает на себя внимание обилие кладов римских монет, особенно на территории будущего Киевского княжества. Были развиты металлообработка, гончарное производство, ремесла. Основа хозяйства - земледелие и животноводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Хлеб убирали серпами. Кузнецы владели технологией обработки кричного железа и стали. Железо выплавляли из местных болотных руд. Были резчики по кости и чеканщики по металлу. Найден сельскохозяйственный календарь с указанием языческих праздников, связанных с земледельческими работами на весь год. Год был разделен на двенадцать месяцев, по 30 дней в каждом.

Назад История Руси. Глава 6. XI Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 397 - 405 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены