Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 5. XI Версия для печати

История Руси. Глава 5. XI

Осада Ольвии длилась полтора года, с 331 г. по 330 г. до н. э. включительно. Зопирион штурмовал стены Ольвии с севера. Ольвия представляла собой треугольник, обращенный основанием на север. Правая сторона треугольника обрывалась в воды лимана. Левая сторона, как и основание, кроме высоких стен была защищена оврагами. Руководил обороной города мудрый ольвиополит Каллиник, сын Евксена. Потерпев неудачу, Зопирион приступил к длительной осаде, используя осадную технику: баллисты, катапульты, башни, тараны. Однако борисфениты проявили чудеса геройства и защитили город. Этому способствовал и Каллиник. Замечательный оратор, он произнес на агоре речь и провел постановление народного собрания: всех рабов отпустить на волю и принять в ряды защитников, предоставив им гражданские права, отменить все долговые обязательства и провести передел земли в полисе и в хоре, отдав землю неимущим. Это имело грандиозный успех. Рабы и свободные стали воинами республики и разбили нападавших македонцев и фракийцев. У Зопириона не было флота. А тут с моря подоспела подмога: большая флотилия ладей вошла в лиман с войсками греков, скифов, алазонов, каллипидов. Отступавших врагов на безлесной равнине окружила скифская конница. Вскоре от отравленных стрел полегло все македонское войско. Ни один воин из 30 000 не вернулся домой. Наследник Александра Македонского Лисимах, ставший царем Фракии в 305 г., попытался отомстить скифам и завоевать Гетию и Скифию, но был разгромлен и сам попал в плен к царю гетов Дрохимету (291 г.). Отпущенный на волю, он позднее погиб в Малой Азии (281 г. до н. э.).
Во времена диадохов-полководцев, бывших сподвижников Александра Македонского, правивших его Империей после 323 г. до н. э., жил венедский князь Гонтарь. Со своей дружиною он возвратился в родную Скифию, а оттуда пошел в Мекленбургскую землю, которая тогда прозывалась Венедской, и там основал свою столицу г. Велкобор, или Бранибор (ныне - Мекленбург). Об этом князе-богатыре и его подвигах сохранилась "Поведка про царя Гонтаря", записанная в Юрьево Ю. П. Миролюбовым в начале ХХ-го столетия. Второй источник о князе Гонтаре это выписка из рукописной книги, найден-ной в XVII в. в Мекленбургском Доберанском монастыре и процитированной в 1840 г. К. Мармье; этот текст приведен в русском переводе Ю. П. Миролюбовым. О судьбе Венедского княжества в IV в. до н. э. нам ничего неизвестно. А вот отрывок из текста второго источника остатка славянской героической поэзии, мы приведем:
"Храбрость не имеет отдыха. Она не спит в постели. Она кровью утоляет свою жажду. Это легко видеть в героических действиях этих героев-воинов, храбро кидающихся в сечу и побивающих сильнейших врагов. Был некогда в этой благородной земле Вендский царь, воспетый поэтами.
Он назывался Антырь. Это был муж большой храбрости, покрытый славой.
Он любил похвалы, воздаваемые битвам и делам храбрости.
Он был столь храбр и силен, что никогда никто не мог его лишить оружия и тяжелых доспехов.
Защищая друга, он кидался в бой со смехом против вражеских полчищ. Для тех, кого он защищал, у него были лишь ласковые слова, но когда он шел в бой, его взгляд горел диким огнем, и огонь вырывался из его рта.
Он носил острый меч, который проливал волны крови, и тот, кого он ранил, не выздоравливал никогда.
Этот меч был столь крепок, что никогда никто не мог его сломать. Несчастье тому, кто попадался под его удары! Если меч лишь касался его тела, ему был конец.
Броня Антыря была черной, а шлем сверкал белизной. Его щит был так тяжел, что тысяча всадников не могла его сломать.
Он носил на пальце перстень, дававший ему силу пятидесяти человек. Это при помощи перстня он творил свои блестящие дела.
Его конь назывался Букранос. Это был ужасный зверь, твердый как камень, имевший голову, как у быка, и из-под ног его летели искры. Герой (сидевший на нем) был недвижим, как скала, его нельзя было ни схватить, ни испугать (подвинуть), и все, кто на него налетал, падали под его ударами..."
В конце II в. до н. э. у скифов появился отважный полководец царь Кашан Канджал. Он совершил ряд походов в Индию, на Кавказ, в Малую Азию, Азербайджан, Армению, Персию, на государство Селевкидов и др. Он известен также тем, что разработал кошанское письмо для тюрков. А его сын Кубан стал известным музыкантом и сказителем, собирателем и редактором эпических песен, объединенных им в сборник "Чулман толгаý". Но его время было неблагоприятным для муз, и он удалился на реку Кубань, спасаясь от сарматов. Сарматское нашествие привело к умалению династии скифских царей - потомков Чиляра, и способствовало появлению масгутской Аланской династии.
Государственно-административное устройство Скифии, по Геродоту, состояло в разделении страны на три "басилеи", т. е. малых царства, на несколько провинций ("архэ") и десятки родоплеменных территориальных единиц - "номов". Социальное устройство Скифии было смешанным, где рабовладельческая и феодальная системы соседствовали с первобытнообщинной демократией свободных скифов. Основу скифского общества составляли, по Лукиану, свободные кочевники-"восьминогие", т. е. владевшие парой волов и повозкой с кибиткой. Властной надстройкой над этим обществом была монархия. Именно североиранцам, первым среди арийцев, принадлежат идея и апология абсолютной царской власти.
Царская власть у скифов передавалась от отца к сыну. Каждый скиф должен был безоговорочно служить царю. А царь обязан был всегда справедливо распределять военную добычу и быть главным судьей народа по закону “Авесты”. Ссора между единоплеменниками разрешалась поединком под контролем царя ("Божьим судом"). Его исход предотвращал кровную месть: ведь так решил Творец! Кроме верховного царя из династии Чирмыш-Сармат, у скифов были и другие цари из племенных вождей, которые должны были быть помазаны Ахурамаздой и утверждены главным царем правящей династии. В глазах греков и римлян только Иранская империя олицетворяла собою верховную власть над народами, причем власть, полученную от Бога-Творца. Хеттская империя, напротив, не стала для соседей историческим примером и скоро сошла "на нет". В лексиконах народов Ирана и Индии есть термин, представленный в санскрите как "rsatra", а в древнеиранском языке как "xsathra", обозначающий царскую власть. В языке священных книг - авестийском - он звучит как "xьathra". Однажды по воле Бога царем был назван тот, кто облечен царской властью от Бога-Творца и кто способен быть справедливым и добрым хозяином на земле, кто мог ею владеть и распоряжаться таким образом, чтобы народное благосостояние увеличивалось, а земля не оскудевала. В таком значении термин "царь" стал известен в иранском мире с VII в. до н. э. при булгаро-скифском царе Партатуа-Буртасе Бурджане и при мидийском царе Киаксаре. Позднее этот термин входит в устойчивую форму ариев "царь царей", т. е. "xьayathiya xьayathiyanam".
В Персии этот пышный титул присваивался царям из рода Ахеменидов (630 - 330 гг. до н. э.). Эта сверхцарская власть распространяется на всех царей, которые подчиняются главному "царю царей" сверхдержавы, равновеликой Империи. До ХХ в. эта формула дожила в титулатуре персидских царей - "шах-ин-шахов". От того же корня "кşа" в иранских языках образованы многие другие царские термины "кşatra", или "xsassa". Они обозначают одновременно и власть, и область с подвластным населением. Территория и подданные - необходимые условия власти, в основе которой закон и ответственность, иначе говоря, необходимость заботы властителей о подданных. Без всего этого немыслимо понимание народного блага. Отсюда и термин "xьassaha-van", т. е. "сатрап", "тот, кто охраняет государство", т. е. обеспечивает его оборону, защищает и заботится о верноподданных. О большой значимости корня "xsa" в ираноязычном мире свидетельствует бытование слова "xsavan" - "самодержец" - в Хотане, в Средней Азии; тот же корень мы находим в словах в титулатуре индо-скифских царей. Бог-Творец рассматривается всегда как источник самодержавной сакральной власти, располагающей мощью подобно тому, как земля обладает плодородием. Через посредство североиранцев, македонцев и греков подобное понимание существа власти достигает и Руси и становится драгоценным достоянием и источником могущества и народного созидания на тысячелетия. Начало благотворного влияния имперской идеи на Восточно-Европейской равнине было положено киммерийцами, скифами и сарматами. Идея счастья как созидающей силы воплотилась с VII в. до н. э. в династии Сармат, переданной, в свою очередь, Аланской и Гуннским династиям. Она дожила до Государства князя Кия (V в. н. э.) и реализовалась в Державе Киевской Руси. Политический символ Арийской монархии мы встречаем в изображении герба. Это двуглавый орел, держащий в когтях двух зайцев. Такой герб впервые встречается у хеттов в XIII в. до н. э., а затем в Мидийской державе VII в. до н. э. Так же выглядел герб Великой Скифии и других иранских государств. Руси-России он достался в видоизмененном виде.

Назад История Руси. Глава 5. XI Далее

 
История Руси. Глава 5. X Версия для печати

История Руси. Глава 5. X

Где-то на акрополе стоял храм Деметры - покровительницы земледелия. Три посвятительные надписи, датируемые IV в. до н. э., показывают, что в эту эпоху культ ее был особо почитаем. Известны находки и более позднего времени: мраморный бюст богини с акрополя, ваза с изображением мифа о Деметре из Павловского кургана.
Культ Деметры, покровительницы жизни, богини плодоносящих сил, имел общие черты с культом какого-то местного божества. Он отвечал религиозным представлениям эллинизированного населения Боспора, был понятен всем - земледельцу, ремесленнику, моряку, воину, и в этом, несомненно, одна из причин широкой его популярности.
На южном склоне находился храм Диониса: при раскопках здесь найдена его мраморная статуя IV в. до н. э. Высказывалось предположение, что статуя могла стоять в театре, связанном с культом этого бога, однако догадка эта не подтвердилась. Вместе с тем, о существовании театра в Пантикапее свидетельствуют высказывания древних писателей и некоторые новые данные, полученные при раскопках на северном склоне, где в каменном закладе древней могилы археологи нашли мраморное кресло с отбитой спинкой. Отделка его ножек и форма очень близки мраморным креслам IV в. до н. э. из театра Диониса в Афинах. Нет сомнения, что найденное кресло стояло в переднем ряду пантикапейского театра. Вторым доказательством служит мраморный рельеф аттической работы IV в. до н. э. с изображением актера, найденный случайно на горе Митридата.
Был в Пантикапее и храм бога врачевания Асклепия. Об этом недвусмысленно пишет Страбон, сообщающий, что в храме том на лопнувшем от мороза медном сосуде есть надпись: "Если кто из людей не верит, что у нас делается, пусть убедится, взглянувши на эту гидрию, которую поставил жрец Стратий... в качестве доказательства суровости зимы". Вероятно, к этому периоду следует отнести возникновение близ города (район Аджимушкая) некоего подобия лечебницы с подземным колодцем и высеченной в скале лестницей. Неподалеку была найдена надпись, в которой упомянуто святилище бога Асклепия".
Пантикапей был крупным культурным центром эллинистической культуры. В Боспоре жили и творили философы, историки, поэты, которые ежегодно устраивали публичные состязания в поэзии и в знании греческого эпоса - "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Много внимания уделялось развитию физической культуры и военным упражнениям. Вот почему причерноморские гоплиты (т. е. тяжеловооруженные воины) были грозой Причерноморья и часто использовались городами-государствами в битвах против скифов и праславян. Рассказывая о бесконечных войнах праславян с греками, автор "Велесовой книги" пишет так: "Эта Греция пришла на землю ту, и осела на ней, и не заботясь о Руси. И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морских берегов. И тогда греки привели рати, защищенные железными бронями. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки, и граяли вороны над едой, и великий грай стоял в поле том. И ели они останки греческие, а русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русов. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И Небо сражалось на поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской".
Боспор был великим и сильным царством, обнимавшим не только Крым. Ему подчинялись на крымской стороне Нимфей, Мирмекий, Тиритака и Феодосия, а на таманской - Фанагория и Гермонасса, а также Синдская гавань. Со временем Боспорское царство овладело Приазовьем, Прикубаньем, а также частью Северного Причерноморья до города Ольвии (Борисфена), но последний часто завоевывался скифами и сарматами и стал самостоятельным, как самостоятельным долгое время был Херсонес Таврический. В целом Боспорское царство было меото-сарматским по населению и, в меньшей мере, греческим; боевую силу здесь составляла скифская, а потом сарматская конница. Столетиями велась война скифами и сарматами против греков за обладание причерноморскими городами и за господство в греко-скифосарматской торговле. Историки называют имена скифских царей начала V в. до н. э. - Ариапифа и его сыновей Скила и Октамасада, а также внука - сына Октамасада, которые воевали с греками. Так, однажды они разбили греческое гражданское ополчение во главе с аристократом Павсанием и овладели городами Тирой, Никонием, Ольвией и Керкинитидой. В ответ Афинский Морской союз стараниями знаменитого полководца Перикла в 437 г. до н. э. организовал большую военную экспедицию на Боспор. Перикл с флотом и большим войском явился в Пантикапей. Этим, по словам Плутарха, он "показал варварам всю силу и безбоязненность афинян, плавающих где угодно и подчинивших себе все море". Вскоре Перикл возглавил поход греков на непокорные племена Великий Скифии и на некоторые города, в том числе на Сурож и Ольвию. В то время, по "Велесовой книге", Сурож якобы уже существовал и был населен таврами, скифами и праславянами. Каких праславян в Крыму имеет в виду "Велесова книга", неясно. Ведь праславяне в V в. до н. э. еще обитали где-то на окраинах Скифского мира, как например, "невры" - "вервиане" по реке Припять, в Полесье и на Волыни. Может быть, это была небольшая ославянявшая часть киммерийцев-тавров, чье закабаление греками было "великим оскорблением для нас" (III, 8).
Как бы то ни было, Перикл победил и привел к покорности грекам все негреческое население причерноморского побережья. Он же добился согласия скифов на увеличение поставок хлеба, рыбы и золота в Афины и заключил выгодный для Афин торговый договор. На престоле в Пантикапее с помощью Перикла воцарилась новая династи Спартокидов (438 г. до н. э.). После смерти основателя династии Спартока (392 г.) его сыновья Сатир I и Левкон I захватили Феодосию в Крыму, а также Синдику в земле синдов-киммерийцев на Таманском полуострове, ниже реки Гипаниса (Кубани), затем покорили племена торетов, дандариев и псессов. Постепенно Боспорское царство расширилось и превратилось в мощный форпост Греческой цивилизации на востоке, на самой границе Европы и Азии. Царь Парисад I (349-309 гг.) покорил многочисленные меотские и скифские племена на северном берегу Меотиды (Азовского моря) и по Танаису, а его сын Евмел (308-305 гг.) построил город Танаис - опорный пункт для завоевания скифских земель и "торжище варваров". После него правили Спарток III (304-284 гг.), Парисад II (283-252 гг.), Левкон II (240-210 гг.). Боспорцам не удалось завоевать город Гелон. Скифы были удачливее. При царе Атее, сыне Тигала (429-380-339 гг.), были ликвидированы провинции и Скифскому государству был придан централизованный характер. К 340-м годам до н. э. Атей закончил объединение Великой Скифии от Азова на востоке до Дуная на западе. При этом все скифские племена объединились и построили ряд крупных городищ. В его царствование усилилось имущественное неравенство и укрепила свое положение скифская знать, расцвела торговля с причерноморскими городами, влияние эллинской культуры увеличилось.
Старобулгарское предание называет царя Атея основателем г. Итиля (Ателя) на Нижней Волге. Впоследствии одно из имен царя гуннов Аттилы якобы, по преданию, означало уроженца города Ателя или Итиля, будущей столицы Хазарии.
Во внешней политике царь Атей проявлял большую активность. Он устраивал завоевательные походы против фракийцев в Добруджу, на Балканы, участвовал в сражениях с царем Македонии Филиппом II (359-336 гг. до н. э.). Последний завоевал всю Фракию и в долине реки Марицы (Георы) основал город-крепость Филиппополь (современный Пловдив), затем двинулся на север, к окраинам Великой Скифии. Македонские войска перешли Дунай и на север от его устья, между Истром и Тирасом, встретили основные скифские силы под командованием 90-летнего царя Атея. Н. М. Карамзин писал, что Филипп победил скифов "не превосходством мужества, а хитростью воинской". Отбив натиск царских скифов, одна из фаланг, насчитывавшая 24 ряда отборных воинов, перестроилась для атаки и, ощетинившись сариссами (т. е. длинными копьями), перешла во фронтальное наступление. Здесь Филипп применил принцип фиванского полководца Епаминонда, который рекомендовал концентрацию сил фаланги в направлении основного удара при тесном взаимодействии пехоты с конницей. Собранные на левом краю фаланги отборные гоплиты опрокинули противостоящих скифских воинов. А гетайры (т. е. отборная македонская конница, состоящая из македонской знати) на свежих лошадях догоняли бегущих скифов и секли их без пощады. Затем они зашли в тыл к отборным войскам царя Атея и разбили их. В схватке погиб и 90-летний царь. Немногие воины ушли с поля сражения. Гетайры захватили скифский обоз, угнали в рабство 20 000 скифских женщин и детей. Младший сын Атея Алабуга Сыгеркан (339-312 гг. до н. э.) продолжил политику отца. После убийства в Пелле Филиппа II заговорщиками македонский престол занял его сын Александр (336-323 гг. до н. э.), прославившийся завоевательными походами. В войске Александра Македонского якобы принимали участие и венеды, и прарусы во главе со своим князем Гонтарем. (См. Приложение 2. Источники, тексты. С. 00.) Юный Александр, перейдя Истр, в 335 г. победил гетов и оставил покорять скифов 30 000 войско своего полководца Зопириона. А сам отправился на завоевание Азии. Зопирион, наместник Фракии и Фригии, должен был завоевать Скифию. Но ему это не удалось. Тира, Истрион и Никоний сдались ему, но Ольвия, основанная греками в 651 г. до н. э. и превратившаяся в "торжище борисфенитов", отказалась сдаться.

Назад История Руси. Глава 5. X Далее

 
История Руси. Глава 5. IX Версия для печати

История Руси. Глава 5. IX


 Увеличить


Из: Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979. С. 173.


 Увеличить


Из: Буйэ М.-Н. Всеобщий атлас истории и географии. Париж, 1865. Табл. 7 (на французском яз.)


Убили его вайлы злые, а видели, что вправду у Дедов нету, так погнали половицу людей с собою, забрали их до конца жизни, а друга половица на Полночь бегла, а там по лесам сидела, скиталася, а скоро Руска Земля размножилась, а пошла на вайлов, чтобы их побити, а те вайлы давно в степу сгинули, а кости их в траве белелися".
Греческий историк Фукидид (460-372 гг.) в своей "Истории" сообщал, что "скифы многочисленнейший народ, и царство их такое могучее и великое, что с ним не может сравниться ни один народ ни Европы, ни Азии, и ни один народ на земле не в силах победить скифов".
В самом начале VI в. до н. э. скифский царь Иданфирс решил наказать гетов за их пособничество персам. Его войско, перейдя Истр по льду, однажды зимой разбило гетов и потом повернуло к морю и захватило греческие полисы Историю, Томы, Каллатис, Месемврию, Аполлонию, Дионисополь и Одессос.
В начале V в. до н. э. персо-фракийское противостояние продолжалось. Неудачным был поход на Фракию зятя Дария I Мардария. Желая отомстить за поруганную честь тестя, Мардарий в 493-942 гг. во главе огромной армии персов переплыл Геллеспонт (Дарданеллы) и принялся громить Фракию, однако вскоре потерпел поражение от фракийцев. Корабли его разбила буря о скалы мыса Афон, а сам Мардарий был ранен. Начались знаменитые греко-персидские войны 500 - 449 гг.
Вскоре на обоих берегах Керченского пролива возникло Боспорское царство. В V в. до н. э. некий удачливый полководец из Пантикапея, по имени Археанакт, объединил независимые греческие колонии и объявил себя царем, а г. Пантикапей стал столицей. Династия Археанактидов правила на Боспоре с 480 до 438 г. до н. э.
Пантикапей на Боспоре Киммерийском, на речке Пантикапе, впадающей в пролив, возник как колония Милета в конце VII в. до н. э. Согласно местному преданию, он возник много раньше и был построен сыном Аэта, братом Медеи (XIII в. до н. э.). Это не подтверждено историческими данными.
Пантикапей был главным портом и торгово-административным центром всего Боспорского царства, осуществлявшим широкие торговые связи с Грецией, Малой Азией, Египтом. Греков здесь привлекали плодородные земли, на которых можно было выращивать пшеницу, а также получать дешевые рыбу и скот; впрочем, главный хлеб давала скифская степь, значит, трудились местные земледельцы скифы и тавры. Жители Пантикапея и окрестностей были отличными мореходами, рыбаками и торговцами, среди них были еще искусные гончары и ювелиры. Вскоре Пантикапей под властью Археанактидов занял ведущее положение среди городов Крыма. Город, возвышавшийся на горе Митридада, был поистине красив. Его окружали крепкие стены с высокими башнями. Как и во всех греческих городах, там были акрополь и агора, дворцы царя и знати, термы и водопровод, храмы и алтари, статуи богов и героев. Пантикапей был плоть от плоти греческих полисов, подражал Греции, его породившей, и потому в нем господствовала греческая религия с ее мифологией богов-олимпийцев. По словам автора "Велесовой книги", критиковавшего греческих богов, греки поклонялись истуканам, а это есть лицемерие. А скифы и славяне обожествляли силы природы в лице своих богов Солнца, Неба, Облаков и Ветра, Грома и Молнии и т. д. Тем не менее, некоторые скифы посещали пантикапейские храмы, когда приезжали в город. А храмы эти были великолепны и производили сильное впечатление на детей природы. Вот что пишет о них исследовательница И. Д. Марченко: "... культ Аполлона-Врача - патрона выходцев из Милета - был главным культом в Пантикапее с VI в. до н. э. Его храм возвышался на акрополе. В IV в. до н. э. к исполнению жреческих обязанностей привлекались самые знатные лица, а в III в. до н. э. жрецом Аполлона был даже сын царя Левкона. При раскопках найдены три посвятительные надписи в честь этого бога, а также посвящения Артемиде, Афродите, Дионису, Зевсу, процарапанные на чернолаковой керамике (граффити). Наиболее ранние из них, обнаруженные на северном склоне, относятся к началу V в. до н. э.
Издавна почиталась на Боспоре Кибела. Святилище ее было воздвигнуто, по-видимому, вблизи грота на горе. В XIX в. археологи нашли здесь (вместе с архитектурными деталями какого-то здания, возможно, храма) мраморную статую Кибелы, хранящуюся ныне в Эрмитаже. Богиня представлена восседающей на троне, у ног ее лев, сбоку тимпан.

Назад История Руси. Глава 5. IX Далее

 
История Руси. Глава 5. VIII Версия для печати

История Руси. Глава 5. VIII

Приводим текст этого сказа в пересказе священника Д. М. Дудко:
"А как пришли потом вайлы на Руску Землю, такая сила несметная пришла, да в руке - шабля, борода плетеная, а на голове шапка глечиком (т. е. кувшином), и много пеших, много конных, а конные гарцуют, по земле стелются. Вот летят один в кувшинах на Дедовщину, а другие с боков забегают, волком рыщут, золото разыскивают, серебро, зерно глядають, да на Дедовщину налезають. Та встали деды, вздохнули, за шабли взялись, пошли от Мары нечистой обороняться та разбили одну частицу, а за ней другая, та разбили ту, а за ней - третья иде.
А как увидели Деды, что напасть еще больше, стали биться, а сами стали мира просить, а соглашалися вайлам подати платити. А те, вайлы, пришли, стали Станом Великим, на Руссой земле заставилися, а почали бити каждого плетями, а с каждого требовать золота спрятанного, а мучили детей, чтобы казну показали. А не было у дедов ни золота, ни сребра, а не знали они, что это такое, ни казны никакой не имели, а сам царь ихний, Рогач Старый, казны не знал, скотиной жил, как и все деды, сыром, молоком питался, а золота не знал, не имел.


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить


 Увеличить



Из: Гоборев В. М. Предыстория Руси. Ч. 2. М., 1994. С. 466-467.

Назад История Руси. Глава 5. VIII Далее

 
История Руси. Глава 5. VII Версия для печати

История Руси. Глава 5. VII

По свидетельству "Свода булгарских летописей", царь Буртас утвердил во всем восточном мире, в том числе и в Кара-Саклане, моду на булгарские меха, которые назывались "буртасскими", и первую партию мехов он отправил ассирийскому царю Ассаргадону в качестве выкупа за его дочь, свою невесту. Буртас учредил практику установления намогильных камней, символов гор, и скульптурных изображений духов, так называемых "балбалов". Булгарский летописец XIII в. н. э. Кул Гали приводит мнение о том, что якобы Буртас ввел в Иделе первую тюркскую руническую письменность - "самра", заимствованную у малоазийских булгар - "гермиохонов". Он же ввел булгарское (туранское) летосчисление с именами годов двендцатилетнего цикла по знакам булгарского зодиака, а также турано-идельский календарь. Этому Буртасу приписывают вмешательство в распрю между двумя иранскими народами: кыпчаками (скифами) и масгутами (массагетами) на стороне первых. Скифы потерпели поражение от масгутов и попросили Буртаса поселить их подальше от обидчиков. Отзывчивый Буртас попросил киммерийцев потесниться и отдать скифам половину Кара-Саклана. Но киммерийцы отказались. Тогда скифы и булгары под руководством сына Буртаса Мадия Азака вторглись в Кара-Саклан и в одной битве в 653 г. наголову разбили киммерийцев. За эту победу Мадий получил прозвание Камыр-батыр. А киммерийцы были вынуждены бежать к своим малоазийским сородичам хеттам, обогнув Кавказские горы по западному побережью Каспийского моря. В результате весь Кара-Саклан (он же - Великия Скифия, ныне - территория Украины) отошел победителю и вошел в состав древнебулгарского государства Идель. Ассирийский царь Ассаргадон попросил у своего булгарского зятя помочь ему отвоевать земли у своих ближних восточных соседей. Тесть Ассаргадона Буртас был "своим шумером", поэтому он согласился и послал на Передний Восток большое войско из скифов, булгар и других народов, среди которых были, вероятно, и праславяне. В 653 г. войско наследника престола Мадия наголову разбило мидийское войско и соединилось со своими шумерскими братьями - "черноголовыми". Мадий наказал недругов за обиды родственникам. Буртасской войной начинаются завоевания северян на Ближнем Востоке. Об этом рассказывают Библия и "Велесова книга". Так, мы читаем в первой из них: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет как море, скачут на конях, выстроились как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывает нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон" (Иер. 6, 22-23).
Скифо-булгарская конница Мадия разгромила Урарту, Мидию и Манну, Митаннию, Вавилонию, Палестину, а Египет при фараоне Псамметихе I откупился данью; походы на Египет датируются 610 и 605 гг. до н. э. Покорения на короткое время не избежала и Ассирия. Там завоеватели основали царство Ишкуза. Война продолжалась в течение всего царствования Мадия, или Маджи Азака (633-611 гг.), и в начале царствования Улата, или Илята, сына Мадия. Скифы подружились с мидянами, т. е. со своими родственниками, праотцами нынешних курдов, и в 612 г. ходили вместе с ними на Ассирию и взяли их столицу Ниневию. Поход победителей возглавлял мидийский царь Киаксар (625-585 гг.).
И взяли они город Харран в Северной Месопотамии (610 г.) и побивали даже эллинских воинов, если они попадались скифам на глаза.
Драматичными были войны с вавилонянами при царях Набупалассаре (627-605 гг. до н. э.) и Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Скифы сперва одерживали победы, но потом были разбиты. "И терпели кабалу вавилонскую, и клонили головы под вражьи бичи, давали дань и отдавали своих юношей для войны, и ходили впереди рати Набсура",- рассказывает "Велесова книга".
Скифы участвовали в походе Навуходоносора II на Иудею в 597 г., когда 3000 евреев были уведены в вавилонский плен. В 595 г. случилось несчастье: Киаксар предательски заманил скифских вождей в ловушку и перебил их. Тогда "забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души... И лучше нам погибнуть, нежели быть под данью и приносить жертвы их богам",- рассказывает "Велесова книга" (II. 6 в). Вдоволь навоевавшись, скифы отправились домой. По дороге в современном иранском Азербайджане умер царь Мадий (611 г.). Он был похоронен в большом кургане неподалеку от современного города Саккыз. А скифы во главе со своим царем Улатом, внуком Буртаса, перешли реку Аракс и возвратились в свои Причерноморские степи, уводя добычу и примкнувших к ним митаннийских ариев. По "Велесовой книге", скифов, саков и праславян вел к Эльбрусу и "синей Ра-реке", т. е. к Волге, сам "вождь Заребог", иначе говоря - Зарина, вдова Мадия. В дороге она умерла и была похоронена на берегу Терека. Развалины грандиозной ее усыпальницы-пирамиды ныне видны на правом берегу Терека.
Следы тех войн - отдельные погребения киммерийцев и скифов - сохранились, например, в г. Сардах, столице Лидии, в Закавказье - в урартской крепости Тейшебаини, на окраине современного г. Еревана, близ с. Тли в Южной Осетии.
С тех пор Кара-Саклан стал надолго центром Скифской цивилизации, собиратель-ницы народов, в том числе и праславян. А скифы, саки и митанни стали "царскими скифами" в центре страны.
Улату наследовал его сын Булут, который был довольно образован: он читал и писал по-гречески. Булут правил 18 лет и прославился тем, что разрешил грекам построить несколько городов в Северном Причерноморье. За это они ему выплачивали дань. Булут вел переписку с греками по-гречески и способствовал распространению греческой культуры среди скифов. Последние прозвали Булута "Крэш", что значит "Грек". Его праправнук Кундуз Балтавар прославился тем, что долго водил 700 000-ное войско персов царя Дария I Гистаспа (522-486 гг.) по скифской степи в 513-512 гг. Поход был пешим и имел целью присоединить Скифию к яфетической державе персов, наследников Кира Великого. Имеется не меньше двух географических реконструкций предполагаемого пути. Приведем здесь обе карты: одна из них принадлежит академику Б. А. Рыбакову, другая - составителю "Всеобщего атласа истории и географии" М.-Н. Буйэ (Париж, 1865). На второй карте путь Дария выглядит более длинным: достигает берега Оки (Гипакириса), у впадения в которую современной Москвы-реки располагался военный лагерь царя Дария. Длинный путь по скифским степям, лесостепям и лесам окрестных народов объясняет, почему поход продолжался полтора года и был насыщен передвижениями в дальние области Скифии.
В своей "Истории Российской" В. Н. Татищев сообщил, что Дарий, оставив скифов на реке Гоаре, построил восемь городов один от другого на расстоянии десяти километров, но закрепиться в Скифии не смог.
Скифы были непокорны и умны и не хотели быть рабами персов.
В 513-512 гг. Кундузу было 25 лет. Он был отважный и опытный воин. Древние историки говорят, что причин похода персов на скифов были три: 1) наказать скифов за давние завоевательные походы в Малую Азию и на Передний Восток в VII - VI вв.; 2) отрезать Грецию от хлебородных, богатых скотом и рыбой областей; 3) наказать скифов за дерзкое письмо от одного из их властителей царю Дарию. Беспримерный по масштабам поход персов проходил по западному и северному берегам Черного моря до Меотиды, потом по степи на Средний Танаис, потом на Гелон, который персы сожгли, но не добились своей цели.
Скифы уклонялись от генерального сражения и изматывали персов короткими неожиданными нападениями в безводной местности. Дарий должен был вернуться в свой лагерь на берегу Меотиды ни с чем, весьма раздосадованный. Силы его войска таяли, так как многие воины умирали от голода и от нестерпимой жажды. Сказывалась тактика "выжженной земли", которую применяли скифы: они зажигали степь, устрашая тем самым персов. В итоге персы потерпели жестокое поражение и были вынуждены с позором покинуть Скифию и уйти за Дунай, едва избегнув пленения. Дарий увел с собой 50 000 воинов, которые переправились на 200 кораблях на азиатский берег Дарданелл. Геродот называет трех царей скифов, которые отличились в войне с персами: Иданфирс, Таксакис и Скопасис. "Свод булгарских летописей" упоминает имена царя Кундуза и его сына Колына (555–486 гг.).
В одном из сказов сказительницы Захарихи, озаглавленном "про войну с вайлами", т. е. с персами, рассказывается о том, что якобы в VI в. до н. э. Русская земля уже была и принимала участие в сопротивлении персидской агрессии на стороне скифов. Правда, царь русов Рогач Старый был убит, а часть русичей была взята в плен персами и уведена на чужбину, где и погибла.
Факты, изложенные в этом сказе, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть.

Назад История Руси. Глава 5. VII Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 415 - 423 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены