Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
История Руси. Глава 6. VI Версия для печати

История Руси. Глава 6. VI

Другая часть скифов отняла у Боспорского царства г. Сурож на южном берегу Крыма и там основала вместе со славянами Сурожское, или Суренжанское княжество ("Велесова книга", II. 6 в).
"Велесова книга" основание города относит к эпохе раннего железа. По устным легендам, основание Сурожа роксоланами относится к 347 г. до н. э. Однако точных исторических доказательств этому не имеется. Название города происходит от имени древнего арийского солнечного бога Сурьи. По всей вероятности, город уже существовал в античное время, хотя Страбон в своей "Географии" его не упоминает. Если учесть современные археологические раскопки, город был вновь построен алано-сарматами в 212 г. Новая крепость была названа Сугдейей в честь богини Сугды ("Сугда" по-ирански значит "Чистая", "Освященная").
В конце 240 г., когда готы взяли и сожгли г. Воронежец, русы бежали из Русколани в Тавриду, в Сурож, и там они встретили радушный прием у местного населения и стали тавроскифами. Жившие здесь славяне, скифы, тавры объявили себя суренжанами и воевали за интересы возникшего княжества. Так образовалась Сурожская Русь, князья которой, вероятно, были славянами и ненавидели греков. "Велесова книга" говорит о бесконечных войнах, которые вели суренжане против греческих городов-государств. Защитниками Сурожа выступали князья русов Белояр и Криворог; последний, как свидетельствует "Велесова книга", "разметал греков как испуганных поросят", а они откупились от него золотом и серебром. Сурожане от греков иногда принимали христианство и огречивались. Но язычники среди них оставались и хранили заветы Велеса. Греки запрещали русам учить своих детей грамоте по-славянски. Известно, что учитель Илур вынужден был учить детей славянской грамоте втайне, по домам. Вражда с греками была суровая, бескомпромиссная, длительная. Недаром наши далекие предки в I тысячелетии до н. э. сделали следующую надпись славянской руникой на одном из Медвинских столбов:
ЕДИНИЕ СЧИРИСА ТРЭБЭТЭ ГЛАСИ
ГРЕЦИАЛЕ ЛБО ВЕЛЕРЕЦИ БЕЛОПЕВИА
НАМИА КИА ЛИСИИ КУСКАЛЕ ЛБО ГУРЦЕ
ЛЭЕТИ НАСИА КИО КОБИЛИА РАШИВИА
ТРЭБЭТЭ НИКИА САКРА СВИА
НИА ПОРЕС НИА ЕИТИ ПАМИАТКОХШЕНИА.
Перевод: "Единая истина требует сказать: греки либо напевают нам сладкозвучно, как лисы-искусители, либо с горок лают, как кобели - подношений вымогают. Злопамятные".
Знак меча над надписью свидетельствует о том, что состояние войны с греками у русичей никогда не прекращалось.
Велась эта война ожесточенно и после начала новой эры, в I - III веках. О ней так рассказывает "Велесова книга": "И тогда греки привели рати, защищенные железными бронями. И была сеча великая, и враны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки, и граяли враны над едой, и великий грай стоял в поле том. И ели останки греческие, русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русов. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю эту. И небо сражалось за поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской. И там плачет мать о детках своих, которые пролили кровь на поле сражения, и то поле стало русским. Новояры находятся там до сего дня, и земля та наша из-за крови, пролитой мечами. И там говорили эллины нашему старшему князю, и поведали ему, что они не хотят ходить в землю непров (т. е. днепровцев, или борисфенитов, они же боруски.- Ю. Б.), а также брать рабов аланских (родоплеменной союз - государство Аланское возникло во II в. до н. э. и просуществовало до II в. в Кара-Саклане, в причерноморских степях.- Ю. Б.), а желают лишь подчинить себе берега морские. И про это мы имели предсказание в наши дни, поскольку праотцы наши, умершие на поле битвы, не взяли землю у врагов наших. Значит, и сегодня, согласно предсказанию, ее никто не возьмет. И вот Сурож огречился. И не будет она теперь русской до Времени Сва. И туда боги греческие ступили" (III, 23; II, 6).
"И это великое оскорбление для нас, что в сурожских хранилищах, добытых врагами, боги наши повержены во прах и должны валяться, так как русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою",- продолжает "Велесова книга". Последняя утверждает, что некогда, в VI - IV вв. до н. э., якобы существовали сурожские славяне, которые неизвестны ни археологам, ни историкам. "Когда наши пращуры сотворили Сурож,- уверяет "Велесова книга",- начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, все осматривали и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей и строили дома и грады для мена и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь мы должны были снова ее доставать, проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой" (III, 8/3).
Ольвия же, или Борисфен, со дня своего основания (651 г. до н. э.) была владением скифов, по крайней мере, до II в. до н. э. Это подтверждают монеты с изображением царя скифов Скилура. В это время скифам подчинялись и города западного берега Крыма с Керкинитидой (современная Евпатория). Дион Хрисостом, который посетил Ольвию в 82 г. н. э., писал, что ольвийская крепость Алектор принадлежит супруге тогдашнего сарматского царя, а все жители Ольвии одеты не по-гречески в хитонах, а по-скифски, т. е. в штаны и сапоги, носят бороды (мы добавили бы - как русские крестьяне), прекрасно умеют обращаться с конями, отменные гостеприимные торговцы; из всей греческой культуры интересуются больше всего "Илиадой" Гомера. Были ли они только скифами и сарматами или среди них жили и славяне? Или, может быть, это были славяне-борисфениты? Такое предположение находит подтверждение у Диона Христосома. Последний пространно пишет об Ольвии и борисфенитах как о посредниках в торговле. Вот этот текст:
"Город Борисфенитов по своей величине уже не соответствует своей было славе, чему виной постоянные войны и разрушения. Ведь этот город, построенный очень давно, в самой гуще варварских племен, и при том, пожалуй, наиболее воинственных (это про скифов и славян! - Ю. Б.), постоянно подвергается нападениям, и не раз был захвачен врагами. Последнее и наиболее страшное разрушение он претерпел около ста пятидесяти лет тому назад. В ту пору захватили и этот город, и многие другие по левому берегу Понта до самой Аполлонии. Поэтому положение греков, живших в этом краю, стало очень тяжким: некоторые города вовсе не были заселены заново, другие едва-едва, причем по большей части в них поселились варвары. Немало городов в разных областях подвергалось захвату и разрушению, так как греческие поселения рассеяны повсюду". После того, как геты были отогнаны, Ольвия снова оказалась в руках скифов и славян-борисфенитов. Дион Христосом пишет следующее: "Борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе, заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести торговлю с греками, приезжавшими в эту гавань. Когда город стал необитаем, греки стали заезжать в него, так как у них не находилось земляков, у которых они могли бы остановиться..." Этот древний текст подтверждает, что борисфениты были третьим народом, кроме греков и скифов, который населял Ольвию.
Ольвию осаждали и громили много раз и сарматы, и кельты-галаты, и геты, что отрицательно сказывалось на хлебной торговле и благосостоянии горожан. К тому же во времена Страбона Греция, главный покупатель хлеба, переживала кризис. Так, Страбон писал: "Эллада представляла поле развалин с великими памятниками прошлого: целые области обезлюдели, города превратились в захолустные деревушки..."
Стремление варварского мира к торговым связям и новым походам способствовало возрождению Ольвии как торгового центра Сарматии во II - начале III в. н. э., о чем свидетельствует декрет в честь архонта Теокла, сына Сатира. Ольвийскому архонту выражают благодарность за возобновление торговых связей с городами Тирасом, Херсонесом, Боспором (Пантикапеем), а также с центрами южного побережья Черного моря Гераклеей, Амастридой, Синопом, Никомедией, а также с форпостами торговли на западном берегу Понта: Историей, Томами, Каллатией, Одессосом и, наконец, с новым центром на Боспоре Фракийском Византией, вскоре ставшей столицей Восточной Римской Империи и конечным пунктом торговых экспедиций будущей Киевской Руси. Так Ольвия открывала нарождающейся Руси ворота в Европу и на Средиземноморье!

Назад История Руси. Глава 6. VI Далее

 
История Руси. Глава 6. V Версия для печати

История Руси. Глава 6. V

Что же касается древней Сарматии, Великой Сарматии, то это был бурлящий котел разных народов, побуждаемых к постоянным перемещениям тем, что племена, вышедшие из Азии и потерявшие там землю, стали двигаться на запад и захватывать чужие земли и добро. А это означало, что в Северопричерноморских степях столетиями шла постоянная борьба за выживание и порабощение одних народов другими. Так, в степях от Волги до Дуная со II в. до н. э. до I в. н. э. включительно наблюдалось шесть волн переселенцев: сарматы, языги, роксоланы, аорсы, сираки и аланы. Все они - североиранцы. Первым толчком к переселению в Причерноморские степи в Сарматское время послужил очередной этнический взрыв на северо-западе Средней Азии. Здесь сакские племена дахов, обитавшие на восточном берегу Аральского моря, образовали народ парфян. Во главе этого народа встал Арсак, выходец с Дона. В 251 г. до н. э. они двинулись с места и повели борьбу за создание своего царства. Это движение охватило территорию нынешнего Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Парфяне вторглись в Иран и образовали свое государство во главе с династией Аршакидов (248 г. до н. э.). Это событие дало толчок движению других североиранских народов на запад. Эта многонародная волна докатилась до Дона, вылившись в сарматское вторжение в Кара-Саклан. Сарматы, как и парфяне, произвели своеобразную революцию в военном деле. Они создали тяжеловооруженную конницу. Всадники, защищенные чешуйчатой металлической броней и шлемами, были вооружены длинными прямыми мечами и четырехметровыми копьями, которые цепочками крепились к шее коня, чтобы при необходимости можно было вложить в удар всю его силу. Броней защищались не только всадники, но и лошади. Об этом писал малоазийский историк Флавий Арриан (ок. 95 - 175 гг.), служивший римским наместником в Каппадокии, в сочинении "Объезд Эвксинского понта" (124 г.). Помпоний Мела (43 г. н. э.) писал, что "население Сарматии по одежде и вооружению ближе всего подходит к парфянскому. Конный воин одним ударом своего длинного копья способен ранить и нанизать на свое копье несколько врагов". Об этом же писал Плутарх в своих сочинениях "Лукулл", "Помпей", "Красс". В античных источниках III - II вв. до н. э. сохранились описания "неранимых", т. е. рыцарей в доспехах, сражающихся на огромных, защищенных железом конях особой "нисейской породы", способных выдержать тяжесть брони и всадника. Лобовой удар сарматской конницы не могла выдержать тогда ни одна армия мира. Легкая кавалерия скифов, основным вооружением которых были лук со стрелами, дротики и короткие мечи, выдержать подобных атак не могла и была разгромлена. Не помогли и отважные угорские воины, сражавшиеся в первых рядах. В первой трети III в. до н. э. пала скифская цитадель в устье Дона: Елизаветинское городище. На рубеже III - II вв. до н. э. жизнь прекратилась в Каменском городище, бывшем скифской твердыней на Нижнем Днепре. Основная битва произошла в 179 г. до н. э. на Северском Донце. Сарматы, собравшиеся на левом берегу огромным полчищем во главе со своим князем Гаталом, переправились на правый берег и напали на войско скифов, построившихся в излюбленный боевой порядок - клин. Сарматы ударили по нему с обеих сторон сомкнутыми фалангами. Скифы не выдержали и побежали. Сарматы преследовали их, посекая нещадно. Так завершилась битва, похожая на Ледовое побоище 1242 г. Известно, что сарматское вооружение тогда превосходило скифское. Вооружение сарматов состояло из панцирей, покрытых пластинами из лошадиных копыт, хорошо защищавших от ударов мечей. Сарматы имели пики и прочные деревянные щиты, обтянутые кожей; общее вооружение довершали длинные копья, обоюдоострые мечи и луки со стрелами. Их воинственность не знала границ: перед битвой они клялись на мече и обещали своим богам пролить вражескую кровь и победить. Скифы были вооружены короткой кривой стальной саблей, они также носили стальной панцирь и щит. Скифы лучше сарматов владели луком. Седлом скифы не пользовались. Сарматы были ростом выше и сильнее физически. Словом, в Донецкой битве скифы были разгромлены и почти поголовно истреблены. Спаслись лишь немногие, а именно только те, кто бежал подальше в Крым или в северные леса, или на запад, в горы Дакии и Трансильвании, или за Дунай, в Мезию и Добруджу. Это была первая часть скифов. Скифский царь был вынужден просить мира у сарматов на их условиях. А Гатал с тех пор сделался царем Великой Сарматии от Дуная до Волги. Об этом нам рассказал греческий историк Полибий, сын Ликорта (205-123 гг. до н. э.). Государство сарматов просуществовало с 179 г. до н. э. примерно до 370 г., когда оно пало под ударами готов и гуннов.
Сарматы преследовали скифов по всей Скифии и гнали их до западных пределов страны. Археологические раскопки показывают, что Милоградская археологическая культура Среднего Поднепровья погибла во II в. до н. э. Сохранились явные следы нашествия и пожарищ. А возникшая на ее месте Зарубинецкая археологическая культура представляла собой значительный регресс, хотя и была на этот раз чисто славянской. Мелкие поселения (деревни) заменили собой города и городища, охота и рыболовство стали главными занятиями населения вместо земледелия и скотоводства. Разгромленные сарматами племена отступили к Карпатам, где проживали венеды и карпы. Все материальные богатства скифов достались сарматам.
Сарматы оставили скифам степной Крым. Там-то скифы и основали свое царство со столицей Неаполем Скифским. Это была вторая часть скифов. Латинские авторы начала новой эры упоминают многочисленные города Скифского царства, а именно: Тафру на Перекопском перешейке, Навару, Каркену, Огоркианы, Харакены, Ассираны, Стактары, Акисамиты, Калиороды, Хаб. Самым богатым и цветущим городом была, конечно, столица Крыма - Неаполь. Скифское царство тогда процветало и поддерживало связи с Афинами, Египтом, Пергамом, Родосом, Синопом. А у тавров на южном берегу Крыма был город Плакея.
Археологические раскопки на север от нынешнего Симферополя установили существование некогда сильной скифской крепости. Археолог академик П. Н. Шульц писал: "Неаполь Скифский был огражден оборонительной стеной в III в. до н. э. Она была сложена из крупных необработанных камней на глиняном растворе. Ширина ее первоначально доходила до 2,5 м. Позднее стену расширяли и укрепляли постройкой новых панцирных поясов. Общая ширина стен достигает 8,5 м, а в некоторых местах доходит до 12,4 м. Таких мощных стен не было ни в одном древнем городе Северного Причерноморья - ни в Ольвии, ни в Пантикапее, ни в Херсонесе". Археологам удалось найти вне стен города мавзолей правителей Скифского царства. В самой древней и богатой гробнице был похоронен царь Скилур, основатель тавро-скифской державы. Это был мудрый царь, который учил своих сыновей сохранять единство державы. Он показал им наглядно на примере прутиков, как легко переломать отдельные прутики, но связанные в пучок они составляют единство, которое не так легко переломить. В склепах знати были найдены изумительные настенные росписи, много золотых и серебряных вещей, украшения и оружие, ювелирные изделия греков, что свидетельствует о том, что крымские скифы испытывали влияние греческой культуры, которую сарматы признавать отказывались. Среди высокохудожественных росписей встречаются изображения бородатых скифов в высоких шапках и мягких сапогах, одетых в широкополые кафтаны с откидными рукавами, типа русских народных кафтанов. Есть изображение скифа, играющего на лире. П. Н. Шульц указывает, что на одной из стен склепа "мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, а в правой руке держит повод, в левой - копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки - красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана" . Охота была привилегией скифской знати. Крымские скифы занимались земледелием, в том числе садоводством, животноводством и коневодством, торговали с греками и римлянами, вывозили зерно и рыбу, ввозили оливковое масло и вино. Они занимались традиционной скифской лепной керамикой и изготовлением посуды на гончарном круге, а также ювелирным искусством и оружейным делом. Это была высокая скифо-сарматская цивилизация, погибшая в IV в. н. э. Неаполь Скифский был разрушен и сожжен гуннами, а оставшиеся в живых жители ушли на Южный берег Крыма.

Назад История Руси. Глава 6. V Далее

 
История Руси. Глава 6. IV Версия для печати

История Руси. Глава 6. IV

22. Затем побережье Океана у Венедского залива занимают вельты, выше их - осии, затем самые северные - карбоны, восточнее их - каресты и салы ; (ниже этих - гелоны, ипподоны и меланхлены ); ниже их - агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их - савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипйских гор.
23. Затем акибы (абики) и наски, ниже их - вибионы (абионы) и идры; ниже вибионов до аланов - стурны, а между аланами и амаксобиями - карионы (карвоны) и саргатии.

24. У поворота реки Танаиса - офлоны (оплоны), за ними - осилы до роксолан; между ними - амаксовиями и рексоланами - ревканалы (ракаланы) и ескобигиты, затем между певкинами и бастарнами - карпианы, выше их гивии, далее - бодины.
25. Между бастарнами и роксоланами живут хуны, ниже одноименных гор - амадоки и навары. Возле озера Вики (Бики) живут тореккады, а Ахилову Бегу - тавроскифы, ниже бастарнов около Дакии - тагры, а ниже их - тирагеты ".
На этом Птолемей завершает описание народонаселения и переходит к перечню городов. Вначале он называет следующие города по реке Керкениту и каналу, который соединяет Черное море с нижним Днепром: Керкина, Торокка, Пасирида, Еркаб, Тракана, Навар; по реке Борисфен, на правом берегу, в нижнем течении: Азагарий, Амадока, Сар, Серин, Метрополь, последний - столица Сарматии. По рукаву Борисфена он перечисляет следующие города: Лиин, Сарбак, Ниосс; выше Тира, севернее Дакии, называет города: Карродун на Висле, Мэтоний, Клапидаву, Бибантарий, Ипакт; в устье Танаиса указан город Танаис; в числе сарматских городов упоминает также Ольвию, или Борисфен, ставший во II в. полностью сарматским городом; назван как сарматский город Ордисс на р. Ардьич, притоке Дуная, однако он находился в Дакии. Всего перечислен 21 город и пропущен один: деревянный город Гелон на р. Ворскле. В Азиатской Сарматии Птолемей называет города Эксополь и Наварид, или Наварис. Греческие причерноморские города не в счет, о них речь должна идти особо .
Весьма любопытно описание дальнего, восточного Причерноморья, которое приводит в своей книге "О хорографии" третий из позднеантичных географов Помпоний Мела, родом из Испании (40-е гг. н. э.).
Мы приводим отрывок из текста, начинающийся с описания юго-восточного угла Черного моря.
"Здесь находится то место, где плавная линия побережья, идущая от Боспора, нарушается резким поворотом. Это - самый острый угол Понта и начало берега, противоположного Боспору Фракийскому. Здесь живут колхи … Их называют Кавказскими - название этих гор так же разнообразно, как и народы, по землям которых они проходят. У первого залива этого берега находится город, основанный, по преданию, греческими торговцами, которые и назвали его Кикн, т. е. Лебедь... Остальная часть этого берега населена дикими и необразованными племенами. Они живут у открытого моря. Это - меланхлены , серы , сираки , колихи , кораксы , фтирофаги , гениохи , ахейцы , керкетийцы и синдонцы . Последние живут у границы Понта с Меотидой. В области гениохов находится город Диоскуриада , основанный Кастором и Поллуксом, вступившими в Понт вместе с Язоном, а в области синдонцев - город Синд , основанный коренными жителями. Затем идет узкая полоска земли, вытянутая по направлению к Боспору, соединяющему Понт с Меотидой . Река Корокондама , впадающая одним руслом в Меотиду, а другим - в Понт, превращает эту полосу земли в полуостров. Здесь есть четыре города: Гермонасса, Кеноя, Фанагория и Киммерик. Все они расположены на Меотийском берегу, Киммерик находится у самого выхода из пролива" .
Кроме приведенных трех описаний Великих Скифии - Сарматии, античные авторы оставили нам много ценных свидетельств. Упомянем Гая Плиния Старшего (23/24-79 гг. н. э.), который в своей энциклопедии под названием "Естественная история" сообщил сведения, дополняющие "Географию" Страбона. Эти сведения были им получены от римских чиновников и военачальников, побывавших на Черном море. Так, он, например, пишет: "Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него Истр. В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия, прежде называвшаяся Кербатирой. Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течет река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфенополь и Герания" .
Еще одно дополнение к Страбону дал римский писатель Флавий Арриан (ок. 95 - 175 гг.), перечисляя те же города с добавлением Одессоса (современной Варны), Месембрии, Анхиала и Апполонии с пояснением: "Все это эллинские города, лежащие в Скифии" .
Однако по сути своей эти города были не вполне греческими, а смешанными, где скифам и праславянам принадлежала не последняя роль.
Римский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - 18 г. н. э.), сосланный императором Августом в г. Томы (Малая Скифия), оставил яркие зарисовки жизни небольшого греческого причерноморского города в условиях варварского окружения:
"Бесчисленные племена грозят вокруг жестокими войнами: они считают постыдным для себя жить не разбоем. Ничто небезопасно вне стен: самый холм защищен слабыми стенами и своим местоположением. Многочисленные враги, как птицы, налетают, когда их меньше всего ждешь, и едва их успеешь только рассмотреть, как они уже уводят добычу... нас едва защищает крепость, но внутри стен вызывает страх толпа варваров, смешанная с греками, ведь варвары живут с нами безо всякого различия, и занимают большую часть домов. Если даже их не бояться, то можно возненавидеть, увидев грудь, прикрытую шкурами и длинными волосами. Да и те, кто, как считают, происходит из греческого города, также носят вместо отечественного костюма персидские шаровары. У них есть возможность вести разговор на общем языке, а я вынужден обозначать вещи жестами... Прибавь к этому, что неправедный суд вершится жестоким мечом и часто прямо посреди форума наносятся раны" .
Приведенные тексты с перечислением греческих, скифских и сарматских городов служат великолепной предысторией норманского восприятия Великой Скуфии - Руси как "страны городов" - "Gardariki" (VIII - XI вв.). Русь - не Европа, но городов в ней больше и они краше всех!
С приходом сарматов в Кара-Саклан граница между Восточной и Центральной Европой стала проходить по реке Висле и далее по воображаемому перпендикуляру, опущенному от истоков Вислы до Дуная (до г. Брейэтио) и потом до страны языгов, находившейся между Дунаем и Тиссою. Поскольку языги были сарматским племенем, то занимаемая ими территория считалась Сарматией. Клавдий Птолемей и Павел Орозий говорят о Балтийском море как о Сарматском океане, а Малопольскую возвышенность между Вислой и Одрой называют Венедскими горами. Сходное положение с западной границей Сарматии отражено Певтингеровой таблицей (III в. н. э.) и на карте Марка Випсания Агриппы (63-12 гг. до н. э). Римляне Тацит и Плиний отметили те же границы. Все позднеантичные географы и историки говорят о Сарматии как о великой стране, простирающейся от Вислы и Дуная до Дона и занятой многочисленными племенами сарматскими и несарматскими, постоянно находившимися в движении и борении. В XV - XVI вв. в польско-литовской историографии возникла проблема Сарматского наследия, которое должно принадлежать либо полякам, либо русским (московитам). В таком духе в конце XV в. писал на латыни в своем трактате "О двух Сарматиях" поляк Матвей Меховский. Польская геополитика руководствовалась положениями этого трактата, строя свои завоевательные планы в отношении России до тех пор, пока Речь Посполитая не была окончательно разделена между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией (1795 г.).

Назад История Руси. Глава 6. IV Далее

 
История Руси. Глава 6. III Версия для печати

История Руси. Глава 6. III

5. Устье Меотиды называется Киммерийским Боспором. В начале устье более широко - около 70 стадий; здесь переправляются из пантикапейской области в Фанагорию, ближайший город Азии; оканчивается устье гораздо более узким проливом. Этот пролив и река Танаис, текущая прямо с севера в озеро и в его устье, отделяют Азию от Европы. Река Танаис впадает в озеро двумя устьями, которые находятся в 60 стадиях друг от друга. Есть там и город, одноименный с рекой, самый большой после Пантикапея эмпорий варваров. При входе в Киммерийский Боспор налево лежит городок Мирмекий, в 20 стадиях от Пантикапея. Вдвое дальше от Мирмекия лежит селение Парфений; здесь самый узкий вход - около 20 стадий; напротив этого селения в Азии расположено селение под названием Ахиллей. Отсюда прямым путем по морю до Танаиса и острова у его устьев 2200 стадий; но если плыть вдоль побережья Азии, то расстояние немного увеличится; если же плыть налево вдоль берега до Танаиса, где расположен перешеек, то расстояние больше, чем в 3 раза; все это побережье на европейской стороне пустынно, но берег на правой стороне не безлюден. Вся окружность озера, по сообщениям, составляет 9000 стадий. Большой Херсонес по форме и величине похож на Пелопонесс. Херсонесом владеют правители Боспора, хотя вся эта область опустошена постоянными войнами. Прежде они владели только небольшой частью страны около устья Меотиды и Пантикапея до Феодосии, а большую часть до перешейка и Каркинитского залива занимало скифское племя тавров. Вся эта страна, а также почти вся область за перешейком до Борисфена называлась Малой Скифией. Однако из-за того, что множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране, значительная часть Фракии была также названа Малой Скифией, тем более, что фракийцы уступили пришельцам, отчасти подчиняясь силе, отчасти из-за плохой земли, так как большая часть страны болотиста.
6. Кроме гористой приморской области, простирающейся до Феодосии, весь остальной Херсонес представляет равнину и плодороден, особенно богат он хлебом. Во всяком случае поле, вспаханное первым попавшимся лемехом, приносит урожай в 30 мер. Жители этой страны вместе с азиатскими областями около Синдики выплачивали в качестве дани Митридату 180 000 медимнов и 200 талантов серебра. И в прежние времена отсюда доставляли хлеб грекам, так же как вывозилась соленая рыба из рыбных промыслов озера. Левкон послал из Феодосии афинянам 2 100 000 медимнов. Народность херсонцев называлась "георгами" в буквальном смысле этого слова, потому что скифское племя, живущее над ними, было кочевым; последнее употребляло в пищу не только мясо вообще, но и в особенности конину, а также сыр из кумыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым образом приготовленное, служит у них лакомством. Вот почему Гомер называет все население этой части света "галактофагами". Кочевники, правда, скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани. Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни. Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. Поэтому-то Гомер и назвал этих людей одновременно "справедливыми" и "бедными". И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они никогда бы не начинали войны. Но им не платят правильно люди, уверенные в том, что у них самих довольно силы, чтобы легко отразить нападающих или помешать вторжению. Именно так поступил, по сообщению Гипсикрата, Асандр, который построил на перешейке Херсонеса, поблизости от Меотиды, стену шириной в 360 стадий и воздвиг на каждую стадию по 10 башен. Что касается "георгов", живущих в этой области, то они считаются более мягкими и вместе с тем более цивилизованными, но, тем не менее, будучи стяжателями и занимаясь морским промыслом, они не чуждаются ни разбоя, ни других подобного рода несправедливых поступков, диктуемых алчностью.
7. Кроме перечисленных местностей, в Херсонесе есть также укрепления, которые построил Скилур и его сыновья. Эти укрепления - Палакий, Хаб и Неаполь - служили им опорными пунктами против полководцев Митридата. Была еще какая-то крепость - Евпаторий, основанная Диофантом, когда он был полководцем Митридата. Это - мыс приблизительно в 15 стадиях от стены херсонесцев, образующий значительной величины залив, обращенный к городу. Над этим заливом расположен лиман, где есть соляная варница. Здесь была также гавань Ктенунт. Осажденные воины царя, чтобы удержаться, разместили на упомянутом месте сторожевое охранение; они укрепили это место и засыпали вход в залив до города, так что можно было легко пройти туда сухим путем, и из двух получился некоторым образом один город. С этого времени им стало легче отражать скифов. Когда же скифы напали на стену, построенную через перешеек у Ктенунта, и начали заваливать ров соломой, то царские воины ночью сжигали возведенную днем часть моста и выдерживали вражеский натиск до тех пока, пока не одолели. А теперь вся эта страна находится под властью боспорских царей, которых назначают римляне.
8. Особенностью всего скифского и сарматского племени является обычай выхолащивать своих лошадей, чтобы делать их более смирными. Действительно, хотя их лошади малорослы, но весьма ретивы и непослушны. На болотах охотятся на оленей и диких кабанов, а на равнинах - на диких ослов и серн. Характерно и то, что орел не водится в этих местах. Из четвероногих встречается так называемый "колос" ; по величине он нечто среднее между оленем и бараном, белой масти, бегает быстрее их, воду пьет, втягивая ее в голову через ноздри, и затем сохраняет ее здесь несколько дней, поэтому это животное без затруднений может жить в безводных местах. Такова вся страна за Истром между рекой Реном и Танаисом до Понтийского моря и Меотиды".
По словам александрийского географа Клавдия Птолемея (90-168 гг.), Сарматия делится на две части: Европейскую и Азиатскую. Европейская Сарматия ограничивается на северо-западе Сарматским океаном (т. е. Балтийским море), с Венедским (т. е. Гданьским) заливом, на западе - Вислой и Сарматскими горами (т. е. Малопольской возвышенностью), на юге - Дунаем и далее - по берегу Черного моря до устья Борисфена (Днепра), потом до устья реки Танаис (Дона), по которой определяется граница Европейской Сарматии: от истоков реки Танаис тянутся к северу огромные лесные пространства в сторону Дышащего моря, или Северного Ледовитого океана.
Азиатская Сарматия граничит с севера с неизвестной землей, населенной прабалтскими и прафинскими племенами; с запада - с Европейской Сарматией по реке Танаис, и потом от устья Танаиса до Боспора Киммерийского (т. е. Керченского пролива); на востоке граница Сарматии Азиатской проходит за рекой Ра (Волгой) и по просторам страны Идель-Урал, т. е. Предуралья: она четко не просматривается. Просторы Востока были и есть та питательная среда, которая питала и питает Восточную Европу изначально.
Вот что пишет Клавдий Птолемей о населении Великой Сарматии:
"Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды - по всему Венедскому заливу, выше Дакии - певкины и бастарны ; по всему берегу Меотиды - языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны - амаксобии и скифы - аланы.
20. Менее значительные племена, населяющие Сарматию, следующие: около реки Вистулы, ниже венедов - гифоны (гитоны), затем - финны; далее - сулоны (буланы), ниже их - фругундионы (фрунгондионы), затем аварины (обарины) около истоков реки Вистулы; ниже их - омброны, далее анартофракты, затем - бургионы, далее - арсииты, сабоки, пиенгиты и биессы возле горы Карпата.
21. Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов - галинды (галиданы) , судины, ставаны, до аланов; ниже их - игиллионы, затем - костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор.

Назад История Руси. Глава 6. III Далее

 
История Руси. Глава 6. II Версия для печати

История Руси. Глава 6. II

18. Вся страна вплоть до приморских областей между Борисфеном и устьем Меотиды отличается суровыми зимами. Однако из самих приморских областей самые северные - это устье Меотиды, а еще более северные - устье Борисфена и впадина Тамиракского, иначе Каркинитского, залива, где находится перешеек Большого Херсонеса. Хотя население этих областей и живет на равнинах, но климат здесь холодный, что ясно из того, что жители не разводят ослов (так как это животное не выносит холода); коровы у них или рождаются безрогими, или же им спиливают рога, так как и эта часть тела чувствительна к холоду; лошади малорослые, а овцы крупные; медные сосуды для воды здесь лопаются от мороза, а содержимое их замерзает. Суровость холодов лучше всего обнаруживается в связи с тем, что происходит в устье Меотиды. Морской путь из Пантикапея в Фанагорию становится доступным для повозок, так что это не только морское путешествие, но и сухопутное. Пойманная во льду рыба добывается путем выкапывания с помощью так называемой "гангамы", в особенности антакеи, почти одинаковой величины с дельфинами. В этом проливе, как передают, Неоптолем, полководец Митридата, летом разбил варваров в морском сражении, а зимой в конной стычке. Передают, что на Боспоре на зиму зарывают виноградные лозы, засыпая их толстым слоем земли. По рассказам, жара здесь бывает очень сильной, быть может потому, что тело жителей не привыкло к ней или потому, что тогда на равнинах безветрие или же густой воздух сильнее нагревается, подобно тому как это делают "ложные солнца" в облаках. По-видимому, большинством варваров в этой части света управлял Атей, который воевал с Филиппом, сыном Аминты.
19. За островом, лежащим перед Борисфеном, по направлению к восходящему солнцу идет морской путь к мысу Ипподрома Ахиллеса - месту, хотя и лишенному растительности, но называемому "рощей", которая посвящена Ахиллесу. Затем следует Ипподром Ахиллеса - низменный полуостров. Это узкая в виде ленты полоска земли, простирающаяся на восток, длиной почти в 1000 стадий; наибольшая ширина ее 2 стадии, а наименьшая - 4 плефра. От материка она находится в 60 стадиях по обеим сторонам перешейка. Это песчаная отмель, где вода добывается рытьем колодцев. Узкая часть перешейка находится около середины и ширина ее около 40 стадий. Полуостров оканчивается мысом под названием Тамирака, где находится якорная стоянка, обращенная к материку. За этим мысом следует Каркинитский залив; он очень большой и простирается к северу на 1000 стадий. Некоторые, однако, утверждают, что расстояние до самой впадины залива втрое больше. Племя, живущее здесь, носит название тафриев. Залив также по имени мыса называется Тамирака.

IV.
1. Здесь находится перешеек, отделяющий от моря так называемое озеро Сапра; в ширину он 40 стадий и образует так называемый таврический или скифский Херсонес. По словам некоторых, ширина этого перешейка 360 стадий. Хотя озеро Сапра имеет, как говорят, 4000 стадий, но является собственно только западной частью Меотиды, с которой оно соединено широким устьем. Оно весьма болотисто и едва судоходно для сшитых из кожи лодок, так как ветры легко обнажают мелкие места и затем снова покрывают их водой; поэтому болота непроходимы для больших судов. В заливе 3 островка, вдоль побережья несколько мелких мест и немного подводных камней.
2. При выходе из залива, на левой стороне, лежат маленький городок и еще один залив херсонесцев. Если плыть дальше вдоль побережья, следует выдающийся в море на юг большой мыс, который составляет часть целого Херсонеса. На этом месте расположен город гераклейцев (колония гераклейцев на Понте), который также называется Херсонесом и отстоит, если плыть вдоль берегов, на 4400 стадий от Тираса. В городе есть святилище Девы (какого-то божества). В 100 стадиях перед городом находится мыс с Парфением, с храмом божества и его статуей. Между городом и мысом 3 гавани. Затем следует Древний Херсонес, лежащий в развалинах, и потом гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался бегством. Эта гавань называется Симболон Лимен и образует вместе с другой гаванью под названием Ктенунт перешеек в 40 стадий. Это перешеек, который замыкает Малый Херсонес, составляющий, как я сказал, часть Большого Херсонеса, с одноименным полуостровом и городом Херсонесом.
3. Город этот прежде был самостоятельным, но, подвергаясь разорению варварами, был вынужден выбрать себе покровителя в лице Митридата Евпатора; последний хотел стать во главе варваров, обитавших за перешейком, вплоть до Борисфена и Адрия. Это были приготовления к походу на римлян. Итак, Митридат, окрыленный такими надеждами, с радостью послал войско против Херсонеса и одновременно начал войну со скифами, не только со Скилуром, но также и с сыновьями последнего - Палаком и прочими (их, по словам Посидония, было 30, а по Аполлониду - 80). В то же самое время Митридату удалось всех их подчинить силой и стать владыкой Боспора, получив эту область добровольно от владевшего ею Парисада. С тех пор и до настоящего времени город херсонесцев подчинен властителям Боспора. Гавань Ктенунт находится на одинаковом расстоянии от города херсонесцев и от Симболон Лимен. После Симболон Лимен, вплоть до города Феодосия тянется таврическое побережье длиною около 1000 стадий. Побережье это каменистое, гористое и подвержено сильным бурям с севера. Перед таврическим побережьем находится мыс, далеко выдающийся в море на юг, в сторону Пафлагонии и города Амастриды, под названием Криуметопон. Против него - мыс пафлагонцев - Карамбий, который делит Евксинский Понт на два моря сжатым с обеих сторон проливом. От города херсонесцев Карамбий находится в 2500 стадиях, а от Криуметопона гораздо ближе. Во всяком случае, многие мореходы, которые проходили по этому проливу, говорят, что одновременно видели оба мыса на обеих сторонах. В гористой области тавров есть также гора Трапезунт, одноименная городу, расположенному поблизости от Тибарании и Колхиды. Вблизи этой же гористой области есть и другая гора Киммерий, названная так потому, что некогда киммерийцы властвовали на Боспоре. Поэтому целая часть пролива, простирающаяся от устья Меотиды, называется Киммерийским Боспором.
4. За упомянутой гористой областью лежит город Феодосия. Город занимает плодородную равнину и обладает гаванью, могущей вместить 100 кораблей. Эта гавань прежде была границей между землей боспорцев и тавров. И следующая далее область также плодородна до Пантикапея, которая является столицей боспорцев, лежащей при устье Меотиды. Расстояние между Феодосией и Пантикапеем около 530 стадий; вся эта область хлебородна; в ней есть селения и город с прекрасной гаванью под названием Нимфей. Пантикапей представляет собой холм, населенный со всех сторон в окружности на 20 стадий. На восточной стороне города находится гавань и верфи приблизительно на 30 кораблей; есть там и акрополь. Город основан милетцами. Долгое время городом, как и всеми соседними поселениями близ устья Меотиды по обеим сторонам, управляли властители, как Левкон, Сатир и Парисад, пока Парисад не передал свою власть Митридату. Этих властителей называли тиранами, хотя большинство их, начиная с Парисада и Левкона, были достойными правителями. Парисада даже почитали богом. Последний тиран также назывался Парисадом. Он был не в силах противиться варварам, которые требовали большей прежнего дани, и поэтому передал свою власть Митридату Евпатору. Со времени Митридата царство перешло под власть римлян. Большая часть его территории находится в Европе, но часть расположена в Азии.

Назад История Руси. Глава 6. II Далее

 
<< В начало < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > В конец >>

Всего 406 - 414 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены