|
Интервью и воспоминания
ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО |
|
ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Составил Ю. К. Бегунов. 1220, мая 30. Родился в г. Переяславле-Залесском в семье переяславскою князя Ярослава Всеволодовича, сына Всеволода III Большое Гнездо, внука Юрия Долгорукого, и княгини Феодосии Игоревны, дочери рязанского князя Игоря Глебовича. Александр в семье второй сын, первый— Федор (1219). 1223. Совершение обряда княжеского пострига епископом Симоном в Спасо-Преобра- женском соборе г. Переяславля. 1223, мая 31. Первая битва русских с татаро-монголами на реке Калке. 1228, Приезд Александра с отцом и братом в Новгород Великий. Ярослав вскоре уезжает, оставив своих сыновей княжичами-наместниками, дав им в помощь Федора Даниловича и тиуна Якима. 1229, февраля 20. Отъезд княжичей во Владимир ввиду боярского заговора. 1230, декабря 30. Возвращение из Переяславля в Новгород князя Ярослава вместе с сыновьями. Продолжение их наместничества. 1233, июня 10. Смерть брата Федора накануне его свадьбы. 1234, зима. Участие юного Александра в походе отца с войском на Дерпт и в «ледовой» битве на реке Омовже (Эмайыге) с ливонскими рыцарями. 1235, В г. Каракоруме (Монголия) на курултае (съезде) монгольская знать принимает решение послать на запад сильное войско с 12—14 ханами (140 тыс. человек) во главе с Бату-ханом, сыном Джучи, внуком Чингиз-хана, для расширения улуса Джучи «до последнего моря». 1236, Победа литовцев в битве с немецкими рыцарями Ордена Меченосцев при г. Ша- уляе и образование Литовского государства во главе с князем Миндовгом. Князь Ярослав Всеволодович отправляется в Киев добывать княжеский стол, а в Новгороде оставляет полноправным князем-наместником Александра. 1237, весна. Объединение Ордена Меченосцев Ливонии с Тевтонским Орденом Пруссии. Усиление немецкого владычества в Прибалтике. 1237, декабрь—1238, зима—весна. Татаро-монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь. .1238, 4 марта. Битва с татарами на реке Сити и гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича. 1238, лето. Князь Ярослав Всеволодович становится великим князем Владимирским, а князь Александр — князем-наместником Новгородским, князем Дмитровским и Тверским. 1239, Бракосочетание князя Александра с Александрой, дочерью полоцкого князя Бря- числава, в г. Торопце, в храме св. Георгия. Продолжение свадебного пира в Новгороде. Строительство крепостей и оборонительной линии по реке Шелони и на юго-западной границе Новгородской республики. 1240. Рождение в Новгороде сына-первенца князя Василия. 1240, июль. Крестовый поход шведов, норвежцев и финнов на Новгород с одобрения папы Римского Григория IX. 1240, июля 15. Битва Александра со шведами, чье войско возглавлял ярл Ульф Фаси, у впадения реки Ижоры в Неву. Победа и прозвание князя впоследствии именами «Храбрый» и «Невский». 1240, лето. Крестовый поход немецких рыцарей Ордена Меченосцев во главе с вицемагистром Андреасом фон Фельвеном на Псков и Новгород. Поражение псковского войска под Изборском. Взятие Изборска и Пскова немцами. 1240, ноябрь. Ссора князя Александра с новгородскими боярами и отъезд в Переяславль. 1240, декабря 6. Взятие Киева татаро-монголами под начальством Бату-хана. 1241, зима. Усиление набегов ливонских немцев на Новгородскую землю. Взятие городков Тесово, Сабли, построение крепости Копорье в Водской земле. Новгородцы посылают за помощью к князю Ярославу Всеволодовичу во Владимир и получают вначале дружину князя Андрея Ярославича, а потом и дружину Александра Невского после специального обращения к последнему архиепископа Новгородского Спиридона. 1241, весна—1242. Поход татаро-монголов под началом Бату-хана в Европу (Польша, Венгрия, Дакия, Словения, Хорватия, Босния) до «последнего моря», т. е. до Адриатического моря. 1241, осень. Изгнание новгородским войском под началом князя Александра немецких рыцарей из Копорья и срытие самой крепости. 1241, декабрь. Изгнание князем Александром и его войском немецких рыцарей из Пскова. 1242, апреля 5. «Ледовое побоище»: битва Александра Невского с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Победа и прекращение немецкого движения на восток. 1242, весна. Заключение мирного договора с Орденом* Меченосцев, обмен пленными. Написание Псковской законодательной грамоты князем Александром для псковичей. 1242—1243. Возвращение татаро-монгольского войска из Европы в Кипчакскую степь и основание на нижней Волге ханом Бату государства Большая Орда (Ак-Орда) со столицей Сарай-Бату. Установление тяжелого татаро-монгольского ига над русскими княжествами. 1244, мая 5. Смерть матери Александра Невского Феодосии, предсмертное принятие схимы с именем Евфросиния, погребение в Юрьевом монастыре рядом с князем Федором. 1245, Литовские набеги на Смоленскую, Витебскую, Новгородскую и Псковскую земли. Отражение этих набегов войском князя Александра под Торжком, Тороп- цем, Бежичами, Витебском и Усвятом. Переезд малолетнего князя Василия из Витебска в Новгород. 1246, сентября 30. Смерть князя Ярослава Всеволодовича на обратном пути из Монголии на Русь. Есть предположение, что он был отравлен по приказанию великой ханши Туракин, вдовы Угедея, медленно действующим ядом. 1246, октябрь. Похороны отца во Владимире. 1247, От своего дяди великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича князь Александр получает во владение города Переяславль, Зубцов, Нерехту, но возвращается в Новгород и там продолжает княжить. 1248, лето. Приход в Новгород легатов папы Римского Иннокентия IV к князю Александру с грамотой от папы и предложением союзного договора. Отказ князя Александра папским послам. 1249—1250. Первая поездка князя Александра в Сарай-Бату (Ак-Орда) и Каракорум (Монголия) по вызовам хана Бату и великой ханши Оіуль-Гамиш. В результате князь Александр получает ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю» с Новгородом, но без Владимиро-Суздальского княжества: в последнем великим князем был объявлен монголами Андрей Ярославич. 1250. Прибытие во Владимир Кирилла, бывшего печатника князя Дайиила Галицкого, митрополита Киевского (с 1243 г.), впоследствии друга и сподвижника Александра Невского. 1250. Возвращение князя Александра во Владимир и Новгород. 1251. Отправление посольства из Новгорода в Норвегию, в Трондхейм, к королю Ха- кону с предложением заключить договор о дружбе и союзе. Тяжелая болезнь князя и его выздоровление. Смерть его первой жены княгини Александры (предположительно) в Новгороде. Ок. 1252. Соперничество князей Андрея и Александра в борьбе за обладание Владимирским великокняжеским столом. Ссора с братом Ярославом Ярославичем Тверским. 1252. май—июль. Татаро-монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь, взятие и сожжение войском под начальством ордынского царевича Неврюя Владимира и Переяславля. Бегство князя Андрея в Швецию (через Новгород). 1252, июнь—июль. Вторая поездка князя Александра в Сарай-Бату и жалоба последнего наследнику хана Сартака на князя Андрея. 1252, июль—август. Возвращение князя Александра из Орды во Владимир как великого князя Владимирского. Торжественная встреча во Владимире, организованная ему митрополитом Кириллом. 1252. осень. Женитьба на княжне Дарье Изяславне, дочери рязанского князя Изяслава Владимировича (впоследствии ее монашеское имя — Васса). Начало восстановления Владимиро-Суздальской земли после нашествия Неврюя. Посажение князя Василия Александровича наместником в Новгороде. 1253. Набег немецких рыцарей на Псков и их поражение. Переговоры князя Александра в Пскове и Новгороде с послами Ливонского Ордена. Подтверждение мирного договора 1242 г. Рождение во Владимире первого сына—Дмитрия—от второго брака, будущего князя Переяславского, Новгородского и великого князя Владимирского. 1254. Заключение мирного договора Новгорода с Норвегией («Разграничительная грамота») . 1255. Рождение во Владимире сына Андрея, будущего князя Городецкого и Нижегородского. Смерть хана Бату и воцарение хана Сартака в Орде. Восстание новгородцев против князя Василия Александровича. Князь Александр с войском спешит на выручку сына, подавляет восстание, казнит зачинщиков. 1256. Шведский ярл Биргер с войском пришел на реку Нарову и начал там строить свои городки. Князь Александр с дружиной и новгородское войско прогоняют шведов и срывают городки. Затем большое войско под начальством князя Александра идет в поход на тавастов (емь) в Южную Финляндию и покоряет их. Покидая Новгород, он снова вручает наместничество своему сыну Василию. 1257. Третья поездка князя Александра в Орду, в Сарай-Бату, к новому хану Улагчи. Принято решение о поголовной переписи татаро-монголами населения всей Руси. 1258. Известия о переписи достигают Новгорода. Народ под начальством воеводы Александра восстает против местных властей. К восставшим присоединяется и князь Василий. По призыву «больших бояр» в Новгород с войском приходит князь Александр и подавляет восстание, казнит зачинщиков. Князь Василий бежит в Псков, но потом возвращается. Отец накладывает на него опалу и больше не допускает к государственной деятельности. 1258. зима. Четвертая поездка князя Александра в Орду вместе с князем Андреем Ярославичем, Борисом Васильковичем Ростовским, Ярославом Ярославичем Тверским с целью добиться отмены переписи. Неудача. 1259. зима. Татарские чиновники Беркай и Касачик проводят перепись в Новгороде. Князь Александр с дружиной успокаивает волнующееся население, помогает «численникам». 1260. Князь Александр покидает Новгород и оставляет вместо себя наместником малолетнего князя Димитрия. Сам живет во Владимире. В это время литовцы решительно восстают против немецкого владычества в Литве. 1261. Рождение во Владимире младшего сына Даниила, будущего князя Московского, родоначальника московских великих князей, отца Юрия П и Ивана I Калиты. 1262. Заключение в Новгороде мирного союзного договора с Литовским государством. В переговорах участвуют князья Миндовг и Александр. Союз этот был направлен против агрессии Ливонского Ордена. 1262, осень. Русско-литовский поход против Ордена во главе с девятилетним князем Димитрием Александровичем на Дерпт. Взятие крепости и возвращение с победой в Новгород. Народные восстания во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Костроме, Великом Устюге против татарских баскаков, присланных ханом Хубилаем. Князь Александр не вмешивается, он раздает уделы сыновьям: Димитрию — Переяславль, Андрею — Городец. Заключение договора о мире и торговле с Ригой, Ливонским Орденом, Любеком, островом Готланд. 1262—1263. Пятая поездка князя Александра в Орду, в Сарай-Берке по вызову хана Берке, отделившего свое государство от Монгольской империи; тот готовится к войне с иранским ханом Хулаіу и требует набора русских рекрутов. Князь отмолил русский народ от беды, сам заболел в Орде и тяжелобольной выехал на Русь. 1263, ноября 14. Смерть князя Александра в Городце, в Федоровском монастыре св. Богородицы. Перед смертью принял схиму с именем Алексия. 1263, ноября 23. Погребение тела князя Александра в церкви Рождества Богородицы во Владимирском Рождественском монастыре. Надгробная торжественная речь митрополита Кирилла. Чудо с духовной грамотой. |
|
ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О СРАЖЕНИИ НА НЕВЕ |
|
ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О СРАЖЕНИИ НА НЕВЕ Из Синодального списка Новгородской Первой летописи старшего извода * В лѣто 6748 (1240). Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумъ, и Ъмь в кораблихъ множьство много зелѣ; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче восприяти Ладогу, просто же реку и Новъшродь и всю область Новгородьскую. Но еще преблагый, премилостивый человѣколюбець Богь ублюде ны и защити от иноплеменьникь, яко всуе трудишася без Божия повелѣния: приде бо вѣсть в Новъгородъ, яко Свѣи идутъ къ Ладозѣ. Князь же Олександръ не умедли нимало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побѣди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея Богородица и приснодѣвица Мария, мѣсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недѣлю на Сборъ святыхь отець 63Ѳ, иже в Халкидонѣ; и ту бысть велика сѣча СвЬемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемъ Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убь- енъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша й к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаше в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша. Новгородецъ же ту паде: Костянтинъ Луготиницъ, Гюрята Пинещи- ничь, Намѣсть, Дрочило Нездыловъ, сынъ кожевника, а всѣхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, Богь вѣсть. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени Богомъ и святою Софьею и молитвами всѣхъ святыхъ. [1] Текст воспроизводится по кн.: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Под редакцией и с предисловием А. Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 77. Известие это относится к Новгородскому архиепископскому летописанию того времени, когда оно велось при соборе святой Софии и дополнялось летописцами церкви святого Якова. Данное известие, не зависящее от Жития Александря Невского, — сильный аргумент в пользу действительности самого события, т. е. Невской битвы. |
|
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО |
|
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой,[1] после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным».[2] Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.[3] Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам № 14—15, 17—31 московской иконы из храма Василия Блаженного «Святой Александр Невский с деянием».[4] Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью «Преподобный князь Александръ». В литературном источнике этого памятника — редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) — ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире. На московской иконе последняя является как бы частью большого, неподвижного и повторяющегося фона к сценам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размещается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горящей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в манере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда — белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту. Очевидно, московский изограф не стремился с точностью скопировать надгробную икону Рождественского храма. Однако она для него была столь же значимым символом, как и белостенный храм Рождества Богородицы и как сама гробница святого князя Александра. Московский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско- русскому иконографическому трафарету, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать «неббсиподобный» характер преподобнического подвига. Тот же иконографический тип повторился много раз, например на фреске 1508 г. работы изографа инока Феодосия на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где новгородский князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым «отцом церкви» византийским богословом святым Иоанном Дамаскиным.[5] Тот же иконографический тип мы видим на иконах конца XVI в. из Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника[6] и из Государственного Русского музея,[7] а также на четырех шитых надгробных пеленах начала XVII в. (в музеях Владимира, Троице-Сергиевой лавры и С.-Петербурга);[8] то же самое — на иконе «Святой Александр Невский с деянием»[9] и на многих других.[10] В «Сводном иконописном подлиннике» так описывается иконографический облик героя Невской и Ледовой битв: «.. .брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».[11] Последняя черта часто присуща его иконным изображениям допетровского времени: Александр Невский представлен здесь сильным, плечистым мнихом-схимником, как это и подобает бывшему князю-полководцу: «Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы лице Иосифа. .. Сила же бе его часть от силы Самсона».[12] По поводу изображения святого князя Александра на пелене, хранящейся в музее Троице-Сергиевой лавры, Н. А. Маясова замечает: «Вся его монументальная фигура, сильные руки, красивое лицо с энергичным рисунком бровей дышат спокойной уверенностью, заснувшей силой».[13] Исследователи справедливо полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконописном подлиннике XVI в. записано следующее: «Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза — киноварь, испод — лазорь».[14] А. И. Рогов полагает, что такой новгородской иконы, на которой бы Александр Невский был изображен в княжеской одежде, с червленым княжеским плащом-корзно, не сохранилось.[15] Однако в Европе в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом.[16] Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на одной из выставок иконописец К. А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского героя, в руках его — копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова — без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода — лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помещен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологический орнамент, который был распространен на Руси в XIV—XV вв.; на иконе имелась надпись: «Святой великий князь Олександръ». По словам К. А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губернии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку. На московской иконе середины XVI в. «Воинствующая церковь» юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне.[17] В княжеской одежде и нередко с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Кремля, исполненной в 1652—1666 гг. Симоном Ушаковым и его дружиной,[18] и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Д. Г. Плеханова.[19] Та же светская традиция изображения Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Лаптевском, Голицынском и Остермановском томах,[20] в Титулярнике 1672 г.,[21] а также в клеймах иконы XVII в. «Святой Александр Невский с деяньем». Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт- Питербурха и Российской империи. Его святые мощи были перенесены из Владимира в Петербург в 1723—1724 гг. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских».[22] С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.[23] 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине — изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской. Известны многие большие иконы XIX—XX вв. этого же типа с клеймами, например в Казанском соборе и в Государственном Русском музее (Б-512/ІѴ, размер 1,57 м х 96 см; 12 клейм). Однако, несмотря ни на что, старая владимирская монашеская традиция продолжала еще существовать и у православных, и у старообрядцев. В Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее истории религии (Казанский собор) и в других музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими избранными святыми или отдельно. Любопытна, например, житийная икона начала XIX в., может быть из села Мстеры, в центре которой помещено поясное изображение князя Александра, с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг средника 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: красный, зеленый, коричневый, фон—золотой, поля — коричневые, опушка — тройная.[24] Другая житийная икона, тоже начала XIX в., размером 31,6 * 26,5 см, сохраняется в Государственном музее истории религии под шифром Это «Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона была найдена К. Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине. Она изображает святого князя Александра в монашеской одежде; с левой стороны — четыре сцены. 1) Шведский король во главе своего войска отправляется на Русскую землю. Сбоку на поле надпись: «Собравшиеся жительствующии народи варяги, что ныне свей именуемы. А сам король со многими воины своими умыслы на пределы Росиския, хотя их пленути»; 2) Видение Пелгусием святых князей Бориса и Глеба. Сбоку на поле надпись: «И еже тогда при святом Александре един от воевод, именем Филипп, идуще же ему близ моря по брегу, восходящу солнцу, и видя пловуща корабль, и в нем Седящу два мужа, имена Борис и Глеб, един ко единому рече: „Ускорим, брате, вскоре и поможем сроднику нашему"»; 3) Невское сражение, русские воины поражают шведов. Сбоку на поле надпись: «И по сем помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр преславную получи победу, и землю иже свою и великий град свободи от сопротивных, и сопротивных прогна»; 4) Князь Александр на коне поражает шведского короля. Сбоку на поле надпись: «Святый Александр, егда сразишася с сопротивными, тогда избиша сопротивных множество велие. И святый Александр сам язви в лице короля их». Прямым источником надписей было Житие Александра Невского в редакции XVIII в. На этом мы заканчиваем обзор иконографии святого Александра Невского. [1] «Святой сам и акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита» (Житие Александра Невского//Бегу нов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 180). [2] Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и тексты// ПДПиИ. СПб., 1913. Т. 180. С. 27. Ср.: ркп. ГИМ, Синодальное собр., № 637, 1459 г., Житие митрополита Петра, л. 165. [3] Бегунов Ю. К. Древнее изображение Александра Невского // BS. 1981. Т. 42. N 1. С. 39—42, 3 ил. [4] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 311—326. [5] Рогов А. И. Александр Невский и борьба русского народа с немецкой феодальной агрессией в древнерусской письменности и искусстве // «Дранг нах Остен» и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. М.; Л., 1966. С. 48 и сл. [6] Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века... После с. 48, рис. 5. [8] Стасов В. В. Шитая пелена с изображением святого Александра Невского 1613 г. // ИАО. 1863. № 4. С. 74—76; Морозов Ф. М. Древлехранилище Свизведения художественного шитья XVII в. // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. № 2. С. 39—42. [9] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи ... Подобная житийная икона святого Александра Невского новгородского письма XVII в. некогда существовала на стенах Новгородского Софийского собора и экспонировалась на выставке в Новгороде, посвященной XV Археологическому съезду (см.: Каталог церковного отдела выставки ХѴ-го Археологического съезда. Новгород, 1911; Покровский Н. В. Новгородская Софийская ризница. М.; СПб., 1913. С. 21). [10] Подробнее см.: ШляпкинИ. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг., 1915; Рогов А. И. Александр Невский... С. 50—58. [11] Сводный иконописный подлинник XVIII века // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее: 1874—1876. М., 1876. С. 67. По подлиннику XVII в., сохранившемуся в бумагах И. П. Сахарова, «Александр Невский— средовек, рус, плечист телом, становит и добротою исполнен, власы кудреваты и кудерцы видеть». [12] Житие Александра Невского // Б е г у н о в Ю. К. Памятник русской литературы XIII века... С. 160—161. [13] Маясова Н. А. Два произведения... С. 41. [14] Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца века с вариантом из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 46. В рукописи в. Г. Д. Филимонова под 26 ноября записано следующее: «Великомученик Георгий во бронех, риза — кеноварь, доспех — пернаст, вохра с белилы, рукав исподь— лазарь, в правой руце— копье, в левой — мечь в ножне, ногавки— багор». [15] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54. [16] Сборник статей, посвященных Дню русской культуры. Прага, [1933 или 1936?]. Книга нами лично не просмотрена, поэтому библиографические сведения даются условные. В другом сборнике русского зарубежья опубликована икона с поясным изображением святого князя Александра в схиме (см.: Русский сборник, посвященный Дню русской культуры. Прага, 1927). [17] № 521. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. 2: XVI—начало XVIII века. М., 1963. Рис. 38. [18] Зонов О. В. Художественные сокровища Московского Кремля. М., 1964. С. 58. [19] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54. [20] Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965Л [21] Портреты, гербы и печати Большой Государственной книги 1672 года. СПб.,' 1903. [22] Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4, № 1318. [23] Таков, например, образ святого Александра, воспроизведенный в кн.: Русское искусство: Сборник статей, составленный Т. К. Лукомским и изданный Е. А. Гутновым. Берлин, 1923. См. также издание иконы из собрания И. А. Шляпкина С. Г. Рункевича (Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. СПб., 1913. С. 268, 356, 358), у Ф. М. Морозова (Морозов Ф. М. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: 1712—1910. СПб., 1910. С. 13—17, 70, 73—краткая опись). [24] ГРМ, № 5—219. Издание иконы см.: Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания: Атлас снимков. СПб., 1906. Ч. 2. № 667. |
|
Рецензия на книгу о Невском |
|
Ю. К. Бегунов ИЗДАНИЕ БЕЗ ТЕКСТОЛОГА И ИСКУССТВОВЕДА* В 1992 г. к 750-летнему юбилею Ледового побоища санкт-петербургское издательство «Аврора» выпустило в свет роскошный двуязычный (русский и английский) альбом красочных репродукций под названием «Житие Александра Невского». Дело это в высшей степени нужное сегодня для России. Однако техническое оформление альбома (вернее, многокрасочная печать), выпавшее на долю Экспериментальной типографии ВНИИ полиграфии (Москва), оказалось, к сожалению, не на высоте. При сравнении подлинника с изданием заметно искажение красочного слоя оригинала: мягкие, нежные, тонкие тона и полутона рукописи не видны в издании. Вместо них господствуют грубые, яркие краски, что не соответствует живописи миниатюристов из Александровой слободы XVI в. Покойный искусствовед и литературовед Н. Н. Розов охарактеризовал уникальную манеру царских изографов как «мануфактурное производство», т. е. как ремесленничество по существу, что в корне неверно. Подстать этому определению поделка Экспериментальной типографии, которая являет собой мануфактурное производство вместо тонкого индивидуального исполнения миниатюристов. Последнее в подлиннике исполнено легкости, воздушности, красоты и ненарочитости линий, изящества полутонов. Ритмические многофигурные композиции лицевого Жития охарактеризованы старшим научным сотрудником Рукописною отдела Публичной библиотеки как «раскадровка» «батальных эпизодов», исполненная «кинематографической» динамичностью. Такое осовременивание вряд ли идет на пользу восприятию искусства древнерусской миниатюры современными людьми. Последние, я верю в это, понимают искусство древней миниатюры не как кинофильм, а как священнодействие, магическое умозрение и музыку в красках, где каждая деталь художественного образа транцендентна и потому восходит к идеальному прототипу и рождает высокое эстетическое чувство. В кинофильме — временное и меняющееся, здесь вечное и статичное, там — динамическое средство раскрытия образа, здесь — сам вечный символ или аллегория земного и живого. Внимательно разглядывая подлинные миниатюры, Н. Н. Розов усмотрел в лице святого и благоверного князя Александра что-то «некрасивое и старческое», а некоторые иллюстрации охарактеризовал как более бедные, чем текст. На наш взгляд, на самом деле картина обратная: живопись богаче текста, хотя и живописный образ, и текст стремятся к идентичности: Логос и Идея органически взаимосвязаны и в литературе, и в искусстве и составляют некоторое единство в системе средневековой эстетики, по Владиславу Татаркевичу. Некрасивого лица не могло быть у того, кого сам Господь избрал своим угодником и уподобил его Иосифу Прекрасному. Одним словом, создается впечатление, что Н. Н. Розов проанализировал красочный слой миниатюр по альбому, а не по подлиннику, хотя последний был каждодневно в его распоряжении. Анализ привязан к летописному тексту Жития — источнику изображенного текста. При этом искусствовед упускает возможность заметить своеобразие стиля и независимость пластической манеры миниатюр от самого текста. Эта независимость сказывается в «дописывании» текста природным фоном, деталями одежды и вооружения воинов и князей, архитектурными композициями. Неудобства читателя альбома возрастают, когда он обращается к текстам Жития Александра Невского двух редакций. Так, например, В. И. Охотникова переводит с древнерусского текст Жития Александра Невского по нашей реконструкции, но не ссылается на источник.[1] Н. Н. Розов, характеризуя особенности обоих текстов Жития, воспроизводимых в альбоме, не дает их полной характеристики как литературно-художественных памятников и вовсе не указывает источники Второй редакции и обстоятельства ее происхождения.[2] Странным выглядит и перевод Охотниковой; которая, взяв за основу мой перевод,[3] к сожалению, местами его ухудшила.[4] К текстам обоих произведений об Александре Невском не приложен реальноисторический комментарий,[5] не отмечены цитаты из Священного Писания, полностью игнорируется святость Невского героя и не содержится никаких пояснений по поводу его признания Русской церковью, нет ничего о чудесах от его мощей и т. п. В результате текст альбома остается малоинформативньш для читателя. По странной случайности Н; Н; Розов, В, В. Охотникова и Л. А. Дмитриев хотя и отметили что издают далеко не все миниатюры Лицевого летописного свода об Александре Невском, но не известили читателей о том, что ряд миниатюр с текстом Жития находится в Голицынском томе.[6] Последний был упомянут Н. Н. Розовым как том, «содержащий изложение русской истории». Но какой истории — об Александре Невском или нет — ученый не написал. Очевидно, авторы-составители альбома недостаточно знали историю текста Жития Александра Невского и не учли, что 2-я летописная редакция содержит отрывки текста под 1240—1263 гг. и что на 1242 г. этот текст не кончается: он продолжается в Голицынском своде, но фрагментарно. Очевидно, что русская наука и культура нуждаются в новом, без пропусков и досадных ляпсусов, издании лицевого Жития святого благоверного великого князя Александра Ярославича по Лаптевскому и Голицынскому томам. Необходим также поиск недостающих миниатюр и летописного текста 2-й редакции Жития по другим томам Лицевого летописного свода. Весьма продуманно и полиграфически совершенно должно быть осуществлено воспроизведение подлинного красочного слоя шедевра древнерусской светской миниатюры. Это дело национальной чести и гордости. [1] Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 187—194. [2] Ср. наши статьи в немецком и польском журналах (см. с. 170 настоящего сборника) . [3] Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 328— 343. То же см. в кн.: «Кто с мечом» (1975, 1977); «За землю Русскую!» (1981) и др. [4] Ср., например: Житие | у Охотниковой | у Бегунова | «худый» «домочадець и самовидець есмь възраста его» «Но и възрастъ его бе паче инехъ человекъ» | «жалкий» «сам был свидетелем зрелого возраста его» «И красив он был как никто другой» | «ничтожный» «сам был домочадцем и очевидцем жизни его» «Но и ростом он был выше других людей» и т. д | 5 Так, например, непроясненным осталось, кто такой «Пелгуй». В. И. Охотникова некритически следует за текстом Псковской 2-й летописи, где имя ижорского старейшины дано в искажении (вместо правильного «Пелгусий», происходящего от ижорского «Пелгусен», т. е. «одержимый страхом Божиим»). Подробнее см. нашу статью «Древнерусские источники об ижорце Пелгусии-Филиппе, участнике Невской битвы 1240 г.» // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1982 г. М., 1984. С. 76—85. 6 Ркп. РНБ, F. IV. 225. Голицынский том Лицевого летописного свода XVI в. Л. 296 (посажение князя Александра на столе княжеском в Новгороде). Л. 346 (свадьба князя Александра в Торопце). Л/377 (хождение князя Александра в Орду). В альбоме оказались пропущенными одиннадцать миниатюр Лаптевского тома, а именно: ркп. РНБ, F. IV. 233. JL 943 и об. (князь Александр воюет с литовцами). Л. 945 об. (смерть матери князя Александра). Л. 948 и об., 949 (князь Александр сражается с литовцами). Л. 982 (приезд князя Александра во Владимир-град, чтобы оплакивать отца, князя Ярослава). Л. 992 (возвращение князя Александра из Орды в 1247 г.). Л. 996 об. (встреча с митрополитом Владимирским Кириллом). Л. 997 об. (болезнь князя Александра). Л. 999 (посещение князем Александром ордынского хана Сартака после Неврюева нашествия). |
|
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. 1280-е ГОДЫ |
|
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. 1280-е ГОДЫ Реконструкция текста[*] ПОВЕСТИ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНАГО И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ОЛЕКСАНДРА О Господе нашем Исусе Христе, сыне Божии. Азъ худый и многогрешный, мало съмысля, покушаюся писати житие святого князя Олександра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Понеже слышах от отець своих, домочадець и самовидець есмь възраста его, радъ бых исповедалъ святое и честное и славное житие его. Но яко же При- точникъ рече: «Въ злохытру душю не внидеть премудрость: на высо- кыхъ бо краих есть, посреди же стезь стояше, при вратех же силных приседит».[†] Аще и грубъ есмь умомъ, но молитвою святыа Богородица и поспешениемь святого князя Олександра начатокъ положю. Съи бе князь Олександръ Богомъ роженъ от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от ма- тере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк: «Тако глаголеть Господь: „Князи азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я“».[‡] Воистинну бо без Божия повеления не бе княжение его. Но и възрастъ его бе паче инех человекъ, и глас его — акы труба в народе, лице же его — акы лице Иосифа, иже бе поставить его египетьскый царь и втораго царя въ Египте. Сила же бе его — часть от силы Самсоня. И даль бе ему Богъ премудрость Соломоню, храборьстцо же его — акы царя римскаго Еуспасиана, иже бе пленилъ всю землю Иудейскую. Инегде исполчися къ граду Атапату приступити, и исшедше гражане, побе- диша плъкъ его, и остася единъ и възврати к граду силу ихъ къ вратом граднымъ, и посмеяся дружине своей, и укори я, рекъ: «Остависте мя единого». Тако же и сий князь Олександръ — побежая, а не победимъ. И сего ради некто силенъ от Западныя страны, иже нарицаются слугы Божия, от тех прииде, хотя видети дивный възрастъ его, яко же древле царица Ужская приходи к Соломону, хотящи слышати премудрость его. Тако и сей, именемъ Андреяшь, видевъ князя Олек- сандра и, възвратися къ своимъ, рече: «Прошед страны и языки, не видехъ таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя». Се же слышавъ король части Римьскыя от полунощныя страны таковое мужество князя Олександра, и помысли в собе: «Пойду и пленю землю Олександрову». И събра силу велию, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемъ, и посла слы своя, загордевся, в Новъгород, къ князю Олександру, глаголя: «Аще можеши противитися мне, то сем есмь уже зде, пленяя землю твою». Олександр же, слышав словеса сии, разгореся сердцемъ, и вниде в церковъ святыя Софьи, и, пад на колену предъ олътаремъ, нача молитися съ слезами: «Боже, хвальный, праведный, Боже великый, крепкый, Боже превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языком, повеле жити, не преступая в чюжую часть».[§] Въсприимъ же псаломьскую песнь, рече: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мне».[**] И, скончавъ молитву, въставъ, поклонися архиепископу. Архиепископъ же Спиридонъ благослови его и отпусти. Он же, изшед ис церкви, утерь слезы, нача крепити дружину свою, глаголя: «Не в силе Богь, но въ правде. Помянемъ Песнотворца, иже рече: „Сии въ оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти быша и падоша, мы же въстахом и прости бы- хом“»[††] И си рек, пойде на ны в мале дружине, не съждався съ многою силою своею, но уповая на святую Троицу. Жалостно же бе слышати, яко отець его, честный Ярославъ великый, не бе ведал таковаго въстания на сына своего милаго Олександра, ни оному бысть когда послати весть къ отцю: уже бо ратнии приближишася. Тем же и мнози новгородци не совокупилися бяху, понеже ускори князь поити. И поиде на ня въ день въскресениа, нуля въ 15, на память святыхъ отець 600 и 30 бывшаго собора въ Халкидоне и святою мученику Ки- рика и Улиты, имеяше же веру велику къ святыма мученикома Бориса и Глеба. И бе некто мужь старейшина в земли Ижерстей, именемъ Пелгу- сий. Поручена же бысть ему стража морьская. Въсприят же святое крещение и живяше посреди рода своего, погана суща. Наречено же бысть имя его въ святемъ кръщении Филипъ. И живяше богоугодно, в сРеду и в пяток пребываше въ алчбе. Тем же сподоби его Бог видети видение страшно в тъй день. Скажемъ вкратце. Уведавъ силу ратных, иде противу князя Олександра, да скажетъ ему станы и обрытья ихъ. Стоящю же ему при край моря, стрегущю обою пути, и пребысть всю нощь въ бдении. И яко же нача въсходити солнце, слыша шюмъ страшенъ по морю и виде насадъ сдинъ гре- бущь, посреди же насада стояста святая мученика Бориса и Глеба, въ одеждах чръвленых, и беста руце держаста на раму. Гребци же седяху, акы мглою одени. Рече Борись: «Брате Глебе, вели грести, да поможемь сроднику своему Олександру». Видев же таковое видение и слышавъ таковый глас отъ мученику, стояше трегіетенъ, дондеже насадъ отъиде от очию его. Потомъ скоро поеха князь Олександръ. Он же, видевъ князя Олександра радостныма очима, исповеда ему единому видение. Князь же рече ему: «Сего не рцы никому же». Оттоле потщався наеха на нь въ 6 час дне. И бысть сеча велика над Римляны, и изби их множество бесчислено от них, и самому королю възложи печать на лице острымь своим копиемь. Зде же явишася въ полку Олександрове 6 мужь храбрыхъ, иже мужьствоваша с нимъ крепко. Единъ — именемъ Гаврило Олексичь. Съй наеха на шнекъ и, видев королевича мча подъ руку, възеха по доске, по ней же въсхожаху, и до самого корабля. И втекоша пред ним в корабль, и пакы обратившеся, свергоша его з доски съ конемъ в Неву. Божиею милостию изыде оттоле неврежденъ, и пакы наеха, и бися с самемъ воеводою посреде полку их. Другий — новгородецъ, именем Збыславъ Якунович, наеха многажды на полкъ ихъ и бьяшется единем топоромъ, не имея страха в сердцы своем. И паде неколико от рукы его; и подивишася силе его и храбръству. Третий — Ияковъ, полочанинъ, ловчий бе у князя. Съй наехавъ на полкъ с мечемъ и мужьствова, и похвали его князь. Четвертый — новгородецъ, именем Миша. Съй пешь съ дружиною своею натече на корабли и погуби три корабли Римлянъ. Пятый — от молодыхъ людей, именем Сава. Съй наехавъ на ша- теръ великий, златоверхий и посече столпъ шатерный. Полцы же Олександрови, видевше падение шатерное, возрадовашася. Шестый — от слугь его, именем Ратмиръ. Съй бися пешь, и об- ступиша его мнози. Он же от многых рань пад, скончася. Си вся слышахомъ от господина своего Олександра и от инехъ, иже в то время обретошася в той сечи. Бысть же в то время чюдо дивно, яко же въ древняа дни при Езе- кеи цари, егда прииде Сенахирим, царь асурийскъ, на Иерусалимъ, хотя пленити святы град, и внезаапу изыде аггелъ Господень и изби от полка асурийска сто восемьдесят пять тысящь. И въставше утро, обретоша вся трупия ихъ мертва. Тако же бысть и при победе Олександрови, егда победи короля обонъ полъ рекы Ижеры, иде же бе непроходно полку Олександрову. Зде же обретоша многое множество избьеныхъ отъ аггела Божия. Останокъ же их побеже, и трупиа мертвых своих наметаша корабля и потопиша в мори. Князь же Олександръ возвратися с победою, хваля и славя имя своего Творца. Въ второе же лето по возвращении с победою князя Олександра приидоша пакы от Западныя страны и возградиша град въ отечьстве Олександрове. Князь же Олександро воскоре иде и изверже град их из основания, а самех извеша, а овех с собою поведе, а инех поми- ловавъ, отпусти: бе бо милостивъ паче меры. По победе же Олександрове, яко же победи короля, в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в велице силе, да не похвалятся, ркуще: «Укоримъ Словеньскый языкъ ниже себе». Уже бо бяше град Плесковъ взят, и тиуни их посажени. Тех же князь Олександро изыма, град Плесковъ свободи от плена. А землю их повоева и пожже, и полона взя бес числа, а овех иссече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «Пойдемъ и победим Олександра и имемъ его рукама». Егда же приближишася ратнии, и почюша я стражие Олександ- рови. Князь же Олександръ оплъчися и поидоша противу себе, и по- криша озеро Чюдьское обои от множества вой. Отець еже его Яро- славъ прислалъ бе ему брата меныпаго Ондрея на помощь въ множестве дружине. Тако же и у князя Олександра бяше множество храбрых, яко же древле у Давыда царя силнии, крепции. Тако и мужи Олександрови исполнишася духом ратнымъ: бяху бо сердца их, акы сердца лвомъ, и решя: «О, княже нашь честный! Ныне приспе время нам положити главы своя за тя». Князь же Олександро, воз- девъ руце на небо, и рече: «Суди ми, Боже и разсуди прю мою от языка велеречна и помози ми, Боже, яко же древле Моисеови на Ама- лика и прадеду моему Ярославу на окааннаго Святополка».* Бе же тогда субота, въсходящю солнцю, и съступишася обои. И бысть сеча зла и трускъ от копий ломления и звукъ от сечения меч- наго, яко же и езеру померзъшю двигнутися; и не бе видети леду; покры бо ся кровию. Си же слышах от самовидца, иже рече ми, яко видех полкъ Божий на въздусе, пришедши на помощь Олександрови. И тако победи я помощию Божиею, и даша ратнии плеща своя и сечахуть я, гоняще, яки по аеру, и не бе камо утещи. Зде же прослави Богь Олександра пред всеми полкы, яко же Исуса Наввина у Ерехона. А иже рече: «Имемъ Олександра рукама», сего дасть ему Богь в руце его. И не обретеся противникъ ему въ брани никогда же. И возвратися князь Олександръ с победою славною. И бяше множество много полоненых в полку его, и ведяхуть я босы подле коний, иже именують себе Божии ритори. И яко же приближися князь къ граду Плескову, игумени же и попове в ризах со кресты и весь народ сретоша й пред градомъ, по- дающе хвалу Богови и славу господину князю Олександру, поюще песнь: «Пособивый, Господи, кроткому Давыду победити инопле- меньникы и верному князю нашему оружиемь крестнымъ, и свобо- дити градъ Плесковъ от иноязычникъ рукою Олександровою». О, невегласи плесковичи! Аще сего забудете и до правнучать Олександровых и уподобитеся Жидом, их же препита Господь в пустыни манною и крастелми печеными, и сихъ всех забыша и Бога своего, изведшаго я от работы изь Египта. И нача слыти имя его по всемь странамъ и до моря Египетьскаго, и до гор Араратьскых, и обону страну моря Варяжьскаго, и до вели- каго Рима. В то же время умножися языка Литовьскаго и начата пакостити волости Олександрове. Он же, выездя, и избиваше я. Единою ключися ему выехати, и победи 7 ратий единемъ выездомъ, множество князей их изби, а овех рукама изыма; слугы же его, ругающеся, вязяхуть я къ хвостомъ коней своихъ. И начата оттоле блюстися имени его. В то же время бе некто царь силенъ на Въсточней стране, ему же бе Богь покорилъ языки многы, от въстока даже и до запада. Тъй же царь, слышавъ Олександра тако славна и храбра, посла к нему послы и рече: «Олександре, веси ли, яко Богь покори ми многыя языки. Ты ли единъ не хощеши покоритеся силе моей? Но аще хощеши съблюсти землю свою, то скоро прииди къ мне, и да узриши честь царства моего». Князь же Олександро прииде во Володимеръ по умертвии отца своего в силе велице. И бысть грозенъ приездъ его, и промчеся весть его и до устья Волгы. И начата жены моавитьскыя полошати дети своя, ркуще: «Олександро князь едетъ!». Съдумав же князь Олександръ, и благослови его епископъ Кирилъ, и поиде к цареви, въ Орду. И видевъ его царь Батый, и подивися, и рече велможамъ своим: «Воистинну ми сказасте, яко несть подобна сему князя». Почьстивъ же й честно, отпусти й. По сем же разгневася царь Батый на брата его меншаш, на Ондрея, и посла воеводу своего Невруя повоевати землю Суждальскую. По пленении же Невруеве князь великый Олександръ церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыа събра в домы своя. О таковых бо рече Исайа пророкъ: «Князь благь въ странах — тих, уветливъ, кро- токъ, съмеренъ, — по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кровъ правсдничю, сироте и вдовици въ правду судяй, милости- любець, а не златолюбець, благь домочадцемь своимъ и вънешнимъ от странъ приходящимь кормитель. На таковыя Богь призирает на мир щедротами: Богь бо мира не аггеломъ любит, но человекомъ си щедря ущедряеть, учить и показаеть на миръ милость свою». Распространи же Богь землю его богатьствомъ и славою, и удолъ- жи Богь лета ему. Некогда же приидоша къ нему послы от папы, из великаго Рима, ркуще: «Папа нашъ тако глаголет: „Слышахом тя князя честна и славна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюна- десятъ кординалу два хитрейшая — Галда да и Гемонта, да послуша- еши учения ихъ о законе Божии“». Князь же Олександро, здумавъ съ мудреци своими, въсписа к нему и рече: «От Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьметениа языкъ до начяла Авраамля, от Аврааама до проитиа Иисраиля сквозе Чермное море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царствия Соломоня до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рожества, от Рожества Христова до Страсти и Воскресения Господня, от Въскресения же его и до Воз- шествия на небеса, от Възшествиа на небеса до царства Константинова, от начала царства Константинова до перваго собора, от перваго собора до седмаго — сии вся добре съведаемъ, а от вас учения не приемлем». Они же възвратишася въсвояси. И умножишася дни живота его в велице славе. Бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя, митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа. Бе же тогда нужда велика от иноплеменникъ: и гоняхут христи- анъ, веляще с собою воинъствовати. Князь же великый Олександро поиде к цареви, дабы отмолити людии от беды тоя. А сына своего Димитрия посла на Западныя страны, и вся полъкы своя посла с нима,*и ближних своих домочадець, рекши к ним: «Служите сынови моему, акы самому мне, всемъ животомъ своим». Поиде князь Димитрий в силе велице, и плени землю Немецкую, и взя град Юрьевъ, и възвратися к Новугороду съ многымъ полоном и с великою корыстию. Отець же его князь великый Олександръ изыде от иноплеменникъ и доиде Новагорода Нижняш, и ту пребывъ мало здрав, и, дошед Городца, разболеся. О, горе тобе, бедный человече! Како можеши написати кончину господина своего! Как не упадета ти зеници вкупе съ слезами! Како же не урвется сердце твое от корения! Отца бо оставити человекъ может, а добра господина не мощно оставити: аще бы лзе, а въ гробь бы лезлъ с ним! Пострада же Богови крепко, оставив же земное царство и бысть мних: бе бо желание его паче меры аггельскаго образа. Сподоби же его Богь и болший чин приати — скиму. И так Богови дух свой пре- дасть, с миромъ скончася месяца ноября въ 14 день, на память святого апостола Филиппа. Митрополит же Кирилъ глаголаше: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суждольской! Уже бо не обрящется таковый князь ни единъ в земли Суждальстей!» Иереи и диакони, черноризцы, нищии и богатии, и вси людие глашлааху: «Уже погыбаемъ!». Святое же тело его понесоша къ граду Володимерю. Митрополитъ же с чином церковным, вкупе князи и бояре, и весь народ, малии и велиции, сретоша и въ Боголюбивемь съ свещами и с кандилы. Народи же съгнатахутся, хотяще прикоснутися честнемъ одре святого тела его. Бысть же вопль и кричание, и туга тяжка, якова же несть бывала, тако, яко и земли потрястися. Положено же бысть тело его въ Рожестве святыя Богородица, въ Архимандритьи велицей, месяца ноября в 23 день, на память святого отца Амфилохия. Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тело его в раку, тоща Савастиянъ икономъ и Кирилъ митрополит хотеста розъяти ему руку, да вложита ему грамоту душевную. Он же самъ, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приять же я ужасть, и едва отступиша от ракы его. Се же бысть слышано всемъ от господина митрополита и от ико- нома его Савастияна. Кто не удивится о семь, яко телу бездушну сущю и везому от дал них градъ в зимное время! И тако прослави Богь угодника своего. Богу же нашему слава, прославлыпему святая своя в веки векомъ. Аминь. [*] Текст Жития подготовлен Ю. К. Бегуновым на основе текстологического изучения всех сохранившихся списков. Текст воспроизводится по кн.: Бегу нов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 187—194. [†] Ср.: Прем. Соломона /, 4; Прит. XIII, 2—3. [§] Ср.: Второзакон. XXXII, 8; IV Царств XIX, 7—9, 15. |
|
| | << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>
| Всего 73 - 81 из 473 |
|
|
Анонс |
«История Руси», т. I. переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания! «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб. Свежий обзор ОБЗОР«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).
Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!! «Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб. Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф. |
|
|
|