Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания
   
Поиск
Главное меню

Интервью и воспоминания
« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева V Версия для печати

В новой, окончательной редакции текста «Путешествия», вы­шедшей в свет в мае 1790 г., было мпого дополнительных глав, помещенных без разрешения Петербургской управы благочиния, т. е. цензуры.

Вот почему А. С. Пушкин в «Послании к цензору» сказал об авторе «Путешествия»:

Радищев, рабства враг, цензуры избежал.

С выходом в свет книги начинается удивительная и поучи­тельная литературно-общественная жизнь «крамольной книги». Причем судьба «Путешествия» оказалась тесно связанной с судь­бой его создателя. «Книга расходилась бойко, — писал Георг фон Гельбиг, — потому что была написана прелестным остроум­ным языком».

26 июня 1790 г. один экземпляр книги, купленный в лав­ке Зотова, попал в руки Екатерины П. 27 июня Радищев узнал от своего начальника графа А. Р. Воронцова, что его ожидает арест. Тогда он приказал своему дворецкому Давыду Фролову сжечь ос­таток нераспроданного тиража «Путешествия», спрятал свои чер­новики1, оставив на виду только цензурный рукописный экземпляр книги. 30 июня 1790 г. писатель был брошен в каземат Петро­павловской крепости. А 8—11 июля в Тайной экспедиции был произведен обстоятельный допрос Радищева «заплечных дел мас­тером» С. И. Шешковским.

13 июля 1790 г. был обнародован указ императрицы о преда­нии Радищева суду и об изъятии «зловредной книги», «наполнен­ной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой обще­ственный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящи­мися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства, наконец, оскорбительными изражениями противу сана и власти царской», «дабы она нигде в продаже и напечатании здесь не была под наказанием, преступлению сему соразмерным». Главную опасность Екатерина II справедливо ус-


Подпись: 1 Пушкин А. С. Александр Радищев.— В кн.: Пушкин А. С. Поли, собр. соч., в 10-ти т. Л., 1978, т. 7, с. 242.  3 Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. М.—Л., 1959, с. 98, 52, 53.  3 Там же, с. 100.
1 Черновые бумаги Радищева до сих пор не разысканы. Ученые пред­полагают, что черновики писателя и корректурный экземпляр «Путешест­вия» сохранял ближайший помощник А. Н. Радищева А. А. Царевский. «На основе этих черновиков,— утверждает А. Г. Татаринцев,— впоследствии возникли и распространились в разных местах списки «Путешествия», от­личающиеся от печатного издания» (Татаринцев А. Г. Радищев в Си­бири. М., 1977, с. 31).


мотрела в том, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева», ко­торый «надежду полагает на бунт от мужиков» и хочет «книгою ли... исторгнуть скиптра из рук царей». Радищев выступал против самодержавия и крепостничества с идеологическим оружием — остро написанной книгой, которая обосновала необходимость и законность народной революции. Императрица и ее сторонники были не в силах опровергнуть научно обоснованные доводы ре­волюционной книги, оставалась только физическая расправа с ее автором.

Один из видных членов правительства канцлер граф А. А. Безбородко писал 16 июля 1790 г. секретарю князя Г. А. Потемкина генерал-майору В. С. Попову: «Здесь по Уголовной палате про­изводится ныне примечания достойный суд Радищев, советник таможенный, несмотря, что у него и так было дела много, которое он, вправду сказать, и правил изрядно и бескорыстно, вздумал лишние часы посвятить на мудрования: заразившись, как видно Францию, выдал книгу «Путешествие из Петербурга в Моск­ву», наполненную защитою крестьян, зарезавших помещиков, проповедию равенства и почти бунта против помещиков, неува­жения к начальникам, внес много язвительного и, наконец, неистовым обра ом впутал оду, где озлился на царей и хвалил Кромвеля».

24 июля Палата уголовного суда вынесла Радищеву смертный приговор. Страшное ожидание исполнения приговора затянулось на месяц, но и это не сломило борца. Он не отказался от своих мыслей, убеждений, идеалов, от клятвы, данной Федору Ушако­ву. В каземате Петропавловки Радищев написал повесть, свое­образное завещание к родным. (В качестве формы завещания он избрал «Житие Филарета Милостивого».) В нем писатель завещал своим детям следовать добродетелям, т. е. бороться за счастье лю­дей. Радищев просил Шешковского передать рукопись сыновьям, но тот приобщил «бумагу» к следственному делу, откуда завеща­ние было извлечено на свет только через сто лет. 8 и 19 августа Сенат и Государственный совет утвердили смертный приговор Радищеву. Императрица и здесь проявила свое лицемерие и же­стокость. 4 сентября 1790 г. она подписала указ, согласно кото­рому смертная казнь «милостиво» заменялась Радищеву десяти­летней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Ссылка в Сибирь при Екатерине II была равнозначна смерти. «Современники недву­смысленно прокомментировали этот акт «милосердия», — пишет исследователь творчества Радищева А. Г. Татаринцев. — Сын А. Н. Радищева вспоминает, как он был воспринят в его семье: «В одно утро (в сентябре) является полицейский офицер, тот самый, который взял Радищева по арест, и объявляет его се­мейству, что Радищев приговорен к ссылке в Сибирь на 10 лет. Ссылка на 10 лет при Екатерине II значила на всю жизнь. Ели­завета Васильевна зарыдала...» Граф С. Р. Воронцов, узнав об этом, в письме к брату из Лондона прямо заявлял, что эта ссылка для Радищева «хуже смерти».

В дождливую холодную ночь 9 сентября 1790 г. закованного в кандалы, одетого в нагольную шубу больного Радищева отпра­вили на телеге в Сибирь под конвоем двух солдат и унтер-офицера. Только после проезда через Новгород, по настоянию А. Р. Ворон­цова, кандалы были сняты.

«Измученный в каземате Петропавловской крепости и на до­просах физически и нравственно, А. Н. Радищев беспрестанно болеет в пути. Позже он будет вспоминать, как в минуты полней­шего бессилия и отчаяния приходил к мысли о самоубийстве. Но, как говорил его друг А. М. Кутузов, Радищев был человеком «необыкновенных свойств». Выдержав поединок с «инквизиторами», он вступил в борьбу с нечеловечески тяжелыми обстоятельствами путешествия в Сибирь и одержал победу» (Татаринцев А. Г. Радищев в Сибири, с. 19).

Современники сравнивали Радищева с Онорэ Мирабо, видным деятелем Национальной ассамблеи в период французской револю­ции.

Не случайно о Мирабо автор «Путешествия из Петербурга в Москву» отзывается с большой теплотой, а Екатерина II — с не­годованием: «Тут вмещена хвала Мирабо, который не единой, но многие висельницы достоин».

Прямая нить протянулась от французских революционеров к русским, и Радищев подал им руку. Его революционная книга сближала народы, преодолевая расстояния. Победила она и вре­мя, шагнув к нам через столетия.

Так сбылись вещие слова автора «Путешествия»: «...гонение на мысли и мнения пе токмо не в силах оныя истребить, но уко­ренят их и распространят». (См. главу Торжок».)

Жизнь Радищева сейчас воспринимается нами, его далекими потомками, как подвиг.

Справедливы слова А. Г. Татаринцева: «...издание книги в 1790 году было лишь первым подвигом (курсив везде наш. — Ю. Б.)'Ра­дищева.

Второй совершался им в течение всех семи лет пребывания в Сибири.

Третьим подвигом явилась его деятельность в Комиссии сос­тавления законов.

Иначе говоря, вся жизнь Радищева была непрерывным под­вигом, который не может не удивлять нас и сейчас и поража­ет тем сильнее, чем больше мы узнаем об этой жизни».

«Путешествие из Петербурга в Москву» как художественное произведение. Проблема героя

Первое в русском литературоведении определение жанра путе­шествия принадлежит И. М. Борну. В «Кратком руководстве к российской словесности» (1808) он пишет следующее: «Путеше­ствия суть истинные повествования о случившихся со странство­вавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран»; Борн при этом выделяет «особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения», и называет их «сен­тиментальными путешествиями». Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распростра­ненных форм литературных произведений. Писатели-сентимента­листы обычно использовали форму путешествия, чтобы лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действитель­ность — природа и общество — стоит как бы в стороне, на вто­ром плане, она показывается только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника. Среди сентиментальных путешествий в европейских литературах наибольшей популярно­стью пользовалось «Путешествие по Франции и Италии» (1766) английского писателя Т. Д. Смоллетта. В нем рассказывается о бесправии, угнетении и нищете французского народа, о разложе­нии верхушки абсолютистского государства и об успехах француз­ской философии. Отчасти пародией на «Путешествие» Смоллетта было «Сентиментальное путешествие» (1768) английского писате­ля Л. Стерна. Последний сосредоточивает свое внимание на вос­произведении индивидуальных переживаний своего героя, причуд и «заблуждений сердца», возникающих в процессе путешествия и в связи со всем увиденным.

В русских журналах второй половины XVIII в. увидело свет немало сентиментальных путешествий, например: «Путешествие добродетели» («Утренний свет», 1778, ч. II), «Просвещенный путе­шественник» («Собеседник любителей российского слова», 1783, ч. I), «Забавный путешественник» («Утренние часы», 1783, ч. II—III) ит. п. Встречались и сатирические, т. е. обличительные, путешествия, вроде анонимного «Путешествия», напечатанного в журнале «Вечера» (1773, ч. II. Вечер 9-й), и «Дворянина-филосо­фа» (1769) Ф. И. Дмитриева-Мамонова. В 1783 г. в журнале «Со­беседник любителей российского слова» Д. И. Фонвизин напеча­тал первую часть своего «Путешествия глухого и немого». Это был рассказ о провинциальной помещичьей России. В нем на первый план выступают не чувства и внутренний мир путешественника, а реальная действительность. Герой-путешественник как бы вы­рывался из сферы частной, личной в сферу жизни общественной, политической. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опи­рался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую фор­му принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием: вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углубленного в собствен­ные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы нахо­дим у Радищева совершенно другого героя — Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, своей страны. Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма XVIII в.

Сентиментализм (от английского слова sentimental — «чув­ствительный») — это направление в литературе и искусстве Запад­ной Европы и России. В отличие от литературы классицизма, сентиментализм объявляет доминантой человеческой природы, мерилом добра и зла не разум, а чувство. Человек, учили писа­тели-сентименталисты, становится свободным и может переустра­ивать по-новому мир лишь в том случае, если он неустанно совершенствует свои «естественные чувства». Отсюда и призывы сентименталистов слиться с природой, обратиться к миру неис­порченных цивилизацией людей, чутко откликаться на все про­исходящее в мире, бороться за добро и справедливость. Открытие богатого духовного мира простолюдина было настоящим худо­жественным завоеванием нового направления. В России сентимен­тализм как самостоятельное течение оформился в 1790-е гг. в творчестве Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, а также Ю. А. Не­лединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова, В. Л. Пуш­кина и др. Не прошел мимо него и Радищев. Его «Путешествие» носит отчетливые следы влияния поэтики сентиментализма. «Однако «чувствительность» как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь Состраданием, сочув­ствием, не удовлетворяет Радищева, — справедливо замечает со­ветский исследователь В. И. Федоров. — Она только первый им­пульс при его встрече с рабски закабаленным народом, с безудерж­ным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость («веселие неизреченное!»), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение на­рода, станет «соучастником быть во благоденствии себе подобных». Вот почему в силу собственной политической активности и ху­дожественного мастерства Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» переходит за рамки метода сентиментализма и, исполь­зуя элементы реалистического метода, создает, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — это собрание худо­жественных и документальных повестей, публицистических очер­ков, теоретических трактатов, философских рассуждений, полити­ческих деклараций, исповедей, писем, слов, од и т, д., объединен­ных внешне — сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне — идеей политической борьбы с самодержа­вием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнород­ного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской ис­тории. Российская действительность воспринимается исключи­тельно глазами «чувствительного» путешественника — мыслите­ля, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока< с удовольствием пил кофе, грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника — главный внеш­ний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не бы­ло бы и «Путешествия из Петербурга в Москву». Путешественник — это любознательный, внимательный и душевный человек, который «любопытствует» узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное. Путешествен­ник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге оста­навливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей Таких станций насчитывается 24.

Композиция «Путешествия» внешне представляет собой собра­ние из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, «любезнейшему дру­гу» путешественника. 24 из 26 глав носят названия почтовых стан­ций: «София», «Тосна», «Любани», «Чудово», «СпасскаЯ'Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцрво», «Крестьцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочок», «Выдропуск», «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городня», «Завидово», «Клин», «Пешки», «Черная грязь»; первая глава называется «Вы­езд», а последняя, 26-я — «Слово о Ломоносове».

 

Назад       Далее

 

 
« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева IV Версия для печати

Еще до восстания Пугачева, в 1772 г., в 5-м и 14-м листах (но­мерах) журнала Н. И. Новикова «Живописец» был напечатан «Отрывок путешествия в*** И*** Т***». Как считают современ­ные исследователи жизни и творчества Радищева: П. Н. Берков, Л. И. Кулакова, В. А. Западов, Д. С. Бабкин, это был набросок одной из глав будущего «Путешествия из Петербурга в Москву»1. В «Отрывке» от лица путешественника рассказывалось о жизни деревни Разоренной. Там путешественник «в три дня сего путеше­ствия ничего не нашел... похвалы достойного: Бедность и Рабство повсюду встречалися в образе крестьян»; «О человечество! — воск­лицает путешественник. — Тебя не знают в сих поселениях. О господство! ты тиранствуешь над подобными себе человеками. О блаженная добродетель, любовь, ты употребляешься во зло: глупые помещики сих бедных рабов изъявляют тебя более к лоша­дям и собакам, а не к человекам!» Резкий протест против порабоще­ния человека человеком, возведенного в ранг государственных отношений, составляет идейное содержание отрывка. Автор здесь, по словам Н. А. Добролюбова, поставил под «сильное сомнение... законность самого принципа крепостных отношений». «Отрывок» очень напоминает главу «Любани» из «Путешествия» Радищева.

Стало быть, если согласиться с тем, что автором «Отрывка» был А. Н. Радищев, то творческую историю «Путешествия» следует начинать задолго до выхода в свет «крамольной книги». Расска­зать о творческой истории «Путешествия» — это значит расска­зать о том, как оно создавалось. Замысел книги, по всей вероятно­сти, восходит к тому периоду, когда Радищев возвратился из Германии и стал служить в Сенате. К этому времени, т. е. к 1772 г., относится и формирование творческого принципа писателя, который лег в основу «Путешествия из Петербурга в Москву», — принципа правдивости. «Удалитесь от меня, — пишет автор «Отрыв­ка», — ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» Правдивость в сочета­нии с гражданственностью, публицистичностью является пред­шественницей реалистического метода изображения человека в русской классической литературе. В этом смысле Радищев был предшественником великих русских писателей-реалистов: Пушки­на, Гоголя, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Сама российская действительность воспитывала писателя-гражданина, борца. Русский писатель XVIII в., уверовавший в кон­цепцию просвещенного абсолютизма, выступал в роли гражданина который дерзал учить царей, В «Письме к другу, жительствую­щему в Тобольске по долгу звания своего», посвященном открытию памятника Петру Первому в Петербурге, писатель поднимает проблему идеального государя, мудрого и справедливого, который изменит мир. «Государь есть первый гражданин народного обще­ства», — писал Радищев еще в 1773 г. Автор «Письма» признает таковым Петра Первого, «мужа необыкновенного, название вели­кого заслужившего правильно». Но вместе с тем мыслитель видит в деятельности Петра Первого и теневую сторону: он уничтожил «вольность частную», т. е. лишил свободы человеческую личность. «Нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле», — едко замечает автор «Письма», имея в виду Екате­рину II.

Так постепенно, с каждым годом зрели и крепли антимонар­хические убеждения писателя. В 1779—1780 гг. Радищев работал над песнословием «Творение мира», вошедшим в одну из первых творческих редакций главы «Тверь». В 1780-е гг. он уже создал несколько глав «Путешествия» и среди них оду «Вольность» (1781-1783).

В ней Радищев писал:

О! дар небес благословенный,

Источник всех великих дел;

О! вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Исполни сердце твоим жаром,

В нем сильных мышц твоих ударом

Во свет рабства тьму претвори,

Да Брут и Телль еще проснутся,

Седяй во власти да смятутся

От гласа твоего цари.

В этом произведении была впервые в русской литературе по­ставлена и обоснована идея народной революции. «Раб, воспе­вающий вольность», перестает быть рабом, превращаясь в спра­ведливого мстителя, пророка грядущей революции. Он приветству­ет и победоносное народное восстание, и суд над монархом, и казнь последнего:

На вече весь течет народ, Престол чугунный разрушает, Самсон как древле сотрясает Исполненный коварств чертог; Законом строит твердь природы; Велик, велик, ты дух свободы, Зиждителей, как сам есть бог!

В глазах Радищева абсолютный монарх — это нарушитель
народного правопорядка 1 преступник, восставший против своего
народа; ».•

 
Подпись: 1 После апреля 1793 г. Ф. В. Кречетов был арестован и его заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Ему было предъявлено обвинение в «преступных замыслах» («открыто негодовал на необуздан¬ность власти» и хотел «возвратить права народу», «устроить в России воль¬ность», «свергнуть власть» самодержавия, «сделать либо республику, либо что-нибудь, чтоб всем быть равными»). Суд приговорил Кречетова к пожиз¬ненному тюремному заключению в  Шлиссельбургской крепости. Освобож¬ден в марте 1801 г. по амнистии.

Преступник власти мною данной! Вещай, злодей, мною венчанной, Против меня восстать как смел? —

обращается народ к монарху. Сцену суда над царем Радищев за­канчивает так:

Единой смерти за то мало. Умри! умри же ты стократ!

Формально здесь имеется в виду английский король Карл I Стюарт, казненный восставшим народом в 1649 г. Но, по существу, не на английских королей замахивался автор. «Сочинитель не лю­бит царей, — замечала Екатерина II, прочитав «Путешествие» и оду «Вольность», — и где может к ним убавить любовь и почте­ние, тут жадно прицепляется с редкой смелостью». «Ода совершен­но явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою, — до­бавляла императрица. — Кромвелев пример приведен с похва­лою».

При жизни Радищева ода полностью не увидела свет, лишь в сокращении она вошла в состав главы «Тверь». И только после Великой Октябрьской социалистической революции произведение Радищева было напечатано в полном объеме.

В оде Радищев-юрист по-новому истолковывает действие гражданских законов, направленных на защиту феодального правопорядка: они недействительны в период революции. Эту же мысль автор «Путешествия» развивает в главе «Зайцово»: судья Крестьянкин оправдывает убийство помещиков, исходя из «есте­ственного права» крестьян на самозащиту. «Если закон, или не в силах его заступить, — говорит Крестьянкин, — или того не хо­чет, или власть его не может мгновенное, в предстоящей беде дать вспомоществование, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния». Логическим продолжением этой мысли было бы признание неограниченного права народа на самозащиту — вплоть до всенародного восстания против угнетателей.

В 1785—1786 гг. Радищев написал «Повесть о проданных с публичного торга», вошедшую позднее в главу «Медное», рассказ о происшествии на Финском заливе («Чудово»), рассуждение о свободе от цензуры («Торжок»). «Житие Федора Васильевича Уша­кова» (1788), «Слово о Ломоносове» (1788), включенное позднее в окончательную редакцию «Путешествия», «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789) — важные этапы на пути создания ре­волюционной книги.

В то время, в конце 80-х гг., семья Радищевых жила на мызе Петровского острова в Петербурге (ныне дома № 1—7/2 по Пе­тровскому проспекту). Здесь и было дописано «Путешествие из Петербурга в Москву». Несколько самостоятельных замыслов по­вестей сливаются воедино. Все идеи «Путешествия», или. как пер­воначально называл его Радищев, «Проницающего гражданина», окончательно продумываются, созревают в творческой лаборато­рии писателя. Они находят воплощение в точных и страстных словах писателя — Гражданина, Человека, Борца. Во второй половине 1788 года создается первоначальная редакция «Путеше­ствия». Содержанием своего произведения автор обязан исклю­чительно российской действительности, которую он, как ответ­ственный чиновник, хорошо знал, сталкивался каждодневно с суровою правдой жизни, изучал ее по документам, прошениям, следственным делам, судебным разбирательствам, рассказам дру­зей и знакомых.

Радищев как мыслитель был не одинок. Он поддерживал дело­вые отношения с издателем-просветителем Н. И. Новиковым, хорошо знал организатора тайного антиправительственного круж­ка «Всенародное вольно к благоденствию составляемое общество» поручика Федора Васильевича Кречетова1. В 1789 г. Радищев вступил в «Общество друзей словесных наук», состоящее из быв­ших воспитанников Московского университета, молодых литера­торов, офицеров, чиновников. Истинный сын Отечества, Радищев мечтал подчинить журнал этого общества «Беседующий гражда­нин» целям революционной пропаганды. В этом обществе у него было немало друзей, например С. А. Тучков, автор вольнолюби­вых стихов, который разделял его взгляды.

В числе помощников и «сочувственников» Радищева были двое его старших сыновей Василий и Николай, которым в момент аре­ста отца было соответственно 13 и 12 лет, А. А. Ушаков, брат умер­шей в 1783 г. жены писателя, сестра жены Е. В. Рубановская, П. И. Челищев, товарищ по Пажескому корпусу и Лейпцигскому университету, исключенный из Лейпцигского университета за неблагонадежность немец Август Вицман, начальник Радищева по службе граф А. Р. Воронцов, служащие таможни немец Иогапн Мейснер, Степан Андреев, Ефим Богомолов, В. Иванов, учитель русского языка А. А. Царевский, товарищ по Пажескому корпусу и Лейпцигскому университету С. Н. Янов, он же — «друг, житель­ствующий в Тобольске», выпускник Лейпцигского университета Р. М. Цебриков, отец декабриста, и многие другие. Большинство из них знало о работе писателя над «Путешествием». Во время след­ствия автор «крамольной книги» не выдал своих друзей, заслужив тем признательность современников. Недаром А. С. Пушкин вспоминал об «удивительном самоотвержении» и «рыцарской со­вестливости» Радищева1. Действуя только на свой страх и риск и предвидя, что ему предстоят длительные и тяжкие испытания, автор «Путешествия» писал в своей книге: «Но если бы закон, или государь, или бы какая-либо на земли власть подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколе­бим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточе­ния, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко ка­мень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ, до скончания веков». Эти слова можно в полной мере отнести к са­мому Радищеву. В них звучит все та же незабвенная юношеская клятва Федору Ушакову.

С юношеских лет Радищев знал, что стать последовательным революционером может только человек с твердыми убеждениями, объективный и справедливый, чувствительный и суровый, страст­ный в своем гневе к социальным несправедливостям, к угнетению человека человеком, к ущемлению свободы. Прекрасные челове­ческие качества гармонировали у Радищева с его убеждениями. Сын писателя Павел писал, что отец был «нрава прямого и пыл­кого, умел сносить горести с стоической твердостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим, забывал скоро оскорбления, обхождение его было простое и приятное говорил сильно и занимательно.;. Он ненавидел ложь и обман, пьянство и картеж­ную игру». Истинный сын отечества был «почти универсальный человек... Это было сокровище познаний, соединенное с пре­восходным умом и высоким характером... Он знал музыку, играл па скрипке, был ловкий танцор, искусный фехтовальщик, хоро­ший ездок и счастливый охотник с ружьем»2. Радищев хорошо знал и понимал литературу и искусство, театр, играл в шахматы. Все, что он говорил, было «хорошо обдумано и всегда оставалось в па­мяти»3. Все знавшие Радищева уважали его как человека умного, честного, бескорыстного.

Творческая история «Путешествия» была сложной. В 1780-е годы писатель по многу раз перерабатывал свое сочинение, допи­сывая и заменяя одни главы другими, меняя их местами и т. и. Ленинградские исследователи Л. И. Кулакова и В. А. Западов пишут, что в 1789 г. писатель «приобрел в долг ... печатный станок и нужное количество шрифта и в петербургском доме Радищева на улице Грязной (ныне — улице Марата) в конце мая — первых числах июня 1790 года наборщик Богомолов и печатник Пугин при помощи слуг Радищева закончили печатание всего тиража книги (около 650 экземпляров). 26 экземпляров Радищев отдал купцу Герасиму Зотову для продажи, причем договорился, что имя автора анонимно изданной книги будет скрыто от покупате­лей. В течение приблизительно двух недель «Путешествие» про­давалось в лавке Зотова в Гостином дворе, сам же Радищев взял­ся за приведение в порядок цензурной рукописи...»

 

Назад       Далее

 

 
« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева III Версия для печати

Начальное образование Саша получил в Москве, в доме дяди Михаила Федоровича Аргамакова, приходившегося родственни­ком ректору только что открывшегося Московского университета А. М. Аргамакову. Уроки демократически настроенных профес­соров университета, труды М. В. Ломоносова «Российская грам­матика» и «Риторика», русские книги и журналы были первым учебным чтением, научившим юношу ценить науку и любить рус­ский парод.

В ноябре 1762 г. при содействии Аргамаковых Александр был пожалован в пажи и смог поступить в придворное учебное заве­дение — Пажеский корпус в Петербурге. Там он подружился с Алексеем Кутузовым, выделявшимся среди пажей начитанностью и примерным поведением. Оба юноши были влюблены в русскую литературу и зачитывались в это время сочинениями известных русских писателей М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. И. Лукина, Ф. А. Змина, Д. И. Фонвизина. В доме Василия Аргамакова, где бывал Александр, собирались писатели и поэты, здесь они читали свои повести и стихи, горячо спорили, мечтая о том времени, когда изящная словесность покинет наконец стены аристократических салонов. В Пажеском корпусе юный Радищев выделялся среди воспитанников «успехами в науках и поведением».

Осенью 1766 г. в числе двенадцати лучших учеников он был послан в Германию для завершения образования. Начиная с 1767 г., Александр слушал лекции в Лейпцигском университете по истории словесности, по философии. Радищев занимался также химией, медициной, продолжал изучение латинского, немецкого и французского языков. В свободное время русские юноши соби­рались в комнате Ушаковых и вели задушевные беседы. Их инте­ресовали история, философия, искусство, литература стран Евро­пы и России, они часами спорили, обсуждая труды французских просветителей Ф.-М. Вольтера, К.-А. Гельвеция, П. Гольбаха, Г.-Б. де Мабли, Ш.-Л. де Монтескье, Г.-Т.-Ф. Рейналя, Ж.-Ж. Рус­со и др. Позднее, в «Житии Федора Васильевича Ушакова» Ра­дищев указывал, что он и его товарищи «мыслить научилися» по книге Гельвеция «Об уме».

Волновали их и статьи немецких поэтов-романтиков, основа­телей нового литературного направления «Буря и натиск»: Л. Ваг­нера, И. В. Гете, В. Клопштока, Я. М. Р. Ленца. Студенты любили читать русский сатирический журнал Н. И. Новикова «Тру­тень», а также книгу первого русского просветителя Я. П. Козель­ского «Философические предложения» (1768). Сын сотника Пол­тавского полка развивал в своем сочинении мысль, что причиною ярости крестьян являются их «обидчики», т. е. помещики. Крестья­не, «великими обидами утесняемы будучи от высших себя», — писал Я. П. Козельский, — не выдерживают, «как только найдут удобный случай», так и «источают наружу свою досаду», а поэтому «по справедливости почесть их можно почти за невинных».

Товарищи Радищева по Лейпцигскому университету пытались связать идеи европейского Просвещения с русским общественным движением, а самые решительные из них — Александр Радищев и Федор Ушаков — понимали необходимость решительной борьбы зa свободу народа и готовили себя к ней. Молодой Радищев тогда впервые ясно осознал, что одними только научными познаниями но измеряется ценность человеческой личности и смысл жизни чело­века. Главное — это умение постоять за свои убеждения.


Подпись: 1 Радищев А. Н. Житие Федора Васильевича Ушакова.— Поли. собр. соч., в 3-х т. М-Л., 1938, т. 1, с. 171, 174- 175.  s Там же, с. 184.  ' Там же, с. 184—185.

Испытанием мужества обернулось для него столкновение сту­дентов с майором Бокумом, назначенным царским правительством «присматривать» за бывшими воспитанниками Пажеского корпуса. Жадный Бокум обкрадывал студентов, присваивая деньги, отпу­скавшиеся правительством на их содержание, подвергая юношей оскорблениям и унизительным наказаниям; Бокум даже изобрел клетку для наказания студентов, в которой «ни стоять, ни сидеть на остроконечных перекладинах прямо не можно». Молодые люди дали отпор грубым действиям солдафона. Вот как Радищев рас­сказывает об этом в «Житии Федора Васильевича Ушакова»: «Вы мне дали пощечину», — сказал Насакин. «Неправда, изволь­те идти вон», — грубо ответил Бокум. «А если не так, то вот она, и другая». Сие говоря, ударил Насакин Бокума и повторил удар. Опасаясь дальнейшего следствия, Бокум вышел из горницы...» Радищев же имел при себе «карманные пистолеты, заряженные дробью... В жару исступления чего не могло бы случиться», но оружие не пригодилось. Вызванные Бокумом солдаты арестовали бунтовщиков, над студентами произвели суд. «К допросам возили нас скрытным образом, — рассказывает Радищев, — и судопро­изводство было похоже на то, какое бывало в инквизициях в тайной Канцелярии... Конец сему полусмешному и полуплачев­ному делу был тот, что Министр (русский посол в Германии князь Белосельский-Белозерский. — Ю. Б.), приехав в Лейпциг, нас с Бокумом помирил»1.

Другим жизненным испытанием для молодого Радищева была смерть тяжело заболевшего в Лейпциге Ф. В. Ушакова, человека выдающихся. способностей и твердых жизненных убеждений. Радищеву, не отходившему от друга во время болезни, Ушаков завещал следующее: никогда не изменять собственным убежде­ниям, твердо стоять за них. «Прости теперь в последний раз, — говорил Ушаков. — Помни, что я тебя любил, помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным, и что должно быть тверду в мыслях, дабы умирать бестрепетно!»2 И Александр дал клятву верности завету Федора Ушакова. «... Слова его громко раздалися в моей душе, — писал он, — и неизгладимою чертою ознаменовалися на памяти. Поживут они всецелы, доколе дыхание в груди моей не исчезнет и не охладеет в жилах кровь»3.

«Истоки подвига Радищева, —по мнению А. Г. Татаринцева, — именно в этих чувствах и мыслях, всколыхнувших его внутрен­ний мир и заставивших задуматься над собственной жизнью»

(«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Певмь
1975, с. 21).v '

На собственном примере юноша убедился в том, что грубой си­ле полицейского государства может быть и должна быть противо­поставлена сила убеждений, духа высокоодаренной и высоконрав­ственной личности, живущей идеалами добра и справедливости. Вся дальнейшая жизнь автора «Путешествия» свидетельствует о верности этой клятве. Истоки его жизненного подвига состоят именно в верности и следовании до конца своим убеждениям, убеждениям революционера.

Позднее, в 1773—1775 гг., верность идеалам Ушакова прошла первую проверку. Александру пришлось пойти на разрыв со сво­им близким другом Алексеем Кутузовым, так как между ними вы­явились принципиальные расхождения в отношении к жизни и существующему строю. Дело в том, что А. М. Кутузов решил устраниться от активной борьбы с повсеместным злом и стал франкмасоном, т. е. членом Петербургской ложи религиозно-мистического общества, куда входило немало екатерининских вельмож.

Радищеву была уготована другая судьба. Возвратившись на родину в конце ноября 1771 г., Александр понял, что никто из государственных чиновников не заинтересовался молодыми обра­зованными людьми, никому не нужны здесь служители идеалам добра и справедливости. В декабре 1771 г. Радищев получил в Сенате, высшем административном и судебном органе Российской империи, скромную должность протоколиста. В Сенат тогда по­ступали самые разнообразные дела со всей России, и перед моло­дым человеком открылись бездна человеческого горя, произвол помещиков и местных властей, казнокрадство и взяточничество чиновников. Вскоре, в мае 1773 г., Радищев перешел на службу в другое ведомство — в штаб командующего 8-й Финляндской дивизии генерал-аншефа графа Я. А. Брюса аудитором (проку­рором). К этому времени относятся наблюдения писателя, отра­зившиеся позднее в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Спасская Полесть»: «...Воины мои, —писал он, —почиталися хуже скота. Не радели ни о их здравии, ни прокормлении, жизнь их ни во что вменялася; лишались они установленной платы, которая употреблялась на ненужное им украшение. Большая по­ловина новых воинов умирали от небрежения начальников или ненужныя и безвременный строгости». Эти зарегистрированные в «Путешествии» наблюдения во многом основаны на полученных Радищевым сведениях о действительном положении солдат в Юж­ной армии, действовавшей против турок под командованием князя Г. А. Потемкина.

Обер-аудитору дивизии полагалось по службе подыскивать статьи закона, на основании которых военный суд выносил приго­воры беглым рекрутам и провинившимся солдатам. Законы были жестокие, и за малейшую провинность солдат подвергали телесным



 
Подпись: 1 Биография А. Д. Радищева, написанная его сыновьями. Подготовке текста, статья и примечания Д. С. Бабкина. М.— Л.. 1959, с. 43.  2*	»	18

наказаниям или осуждали на каторжные работы. Не в силах ми­риться с этим, молодой обер-аудитор в марте 1775 года подал в отставку, мотивируя ее семейными обстоятельствами, женитьбой на Анне Васильевне Рубановской. Впрочем, скорее всего, причина была иной: Радищев был подавлен всей несправедливостью воен­ного судопроизводства. Позднее, в «Путешествии», в главе «Зайдово», писатель вложит в уста судьи Крестьянкина объяснение, почему тот покинул судейскую должность: «Нередко в затрудни­тельных случаях, когда уверение в невинности названнаго пре­ступником меня побуждало на мягкосердие, я прибегал к закону, дабы искати в нем подпору моей нерешимости; но часто в нем на­ходил вместо человеколюбия жестокость, которая начало свое имела не в самом законе, но в его обветшалости. Несоразмерность наказания преступлению часто извлекала у меня слезы. Я видел (да и может ли быть иначе), что закон судит о деяниях, не касаяся причин оныя производивших». Это объяснение автобиографично и, вероятно, восходит к военно-судебному опыту автора «Путеше­ствия» в штабе Я. А. Брюса.

В декабре 1777 г. из-за материальных затруднений Александр Николаевич вынужден был вернуться на службу. Он был назна­чен младшим чиновником, в чине секунд-майора, в Коммерц-коллегию, где начальником был граф Александр Романович Воронцов, либеральный вельможа екатерининского времени. Будучи с 1780 г. помощником начальника Петербургской таможни, Радищев уже в чине надворного советника проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего. Он объявил беспощадную войну контрабандистам и взяточ­никам, иностранным авантюристам и казнокрадам. Рассказывают, что однажды один из купцов, желая провести контрабандой доро­гие материи, пришел к нему в кабинет и выложил пакет с ассигна­циями, но был с позором прогнан. Жена купца незваной гостьей побывала у жены Радищева и оставила в гостях сверток с доро­гими материями. Когда «подарок» обнаружился, Радищев приказал слуге догнать купчиху и вернуть ей сверток. Писатель безбояз­ненно выступал в защиту младших служащих, в том числе своего сослуживца досмотрщика таможни Степана Андреева, оклеветан­ного я сосланного потом на каторгу. Позднее, в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Спасская Полесть» Радищев рас­сказал о грубейшем нарушении правил судопроизводства, имея в виду дело таможенного чиновника Степана Андреева. Радищев заслужил репутацию прямого и справедливого человека. Так проявлялась его верность клятве, данной Федору Ушакову. Во­ронцов ценил образованность, честность и ум Радищева, называя его «зрителем без очков», т е. правдолюбцем, от которого не со­крыта серая обыденность жизни и ее отрицательные стороны. Ра­дищев видел в Воронцове приятное исключение среди высокопо­ставленных оголтелых казнокрадов и крепостников по духу. Их объединяло глубокое отвращение к прогнившему екатерининско­потемкинскому режиму. В доме Воронцова автор «Путешествия» часто встречался с влиятельными вельможами екатерининского двора — президентом Российской академии наук княгиней Ека­териной Романовной Дашковой, фаворитом императрицы графом П. В. Завадовским, дипломатом графом С. Р. Воронцовым и др. А. Н. Радищев всегда держал себя независимо и никогда не искал случая получить продвижение по службе и награды. Двор императ­рицы в Петербурге с жадностью смотрел на миллионные доходы таможни. «Все современники отдали Александру Николаевичу справедливость в том, — писал сын писателя Николай, — что он совершенно был чужд корыстолюбия. Начальствуя таможнями С.-Петербургской, губернии, он мог нажить миллионы, но он не нажил ничего и оставил детям своим небольшое родительское на­следство и честное имя»1. Секретарь саксонского посольства в Петербурге Георг фон Гельбиг дал в своих мемуарах сочувствен­ную характеристику А. Н. Радищеву, подчеркнув его исключи­тельную смелость, правдивость, верность убеждениям, скромность, деловитость. В частности, он с горечью писал: «...он был достоин занимать высшие места в государстве, но умный человек годится и на незначительном месте». Правда, за месяц до своего ареста, в 1790 г., Радищев был утвержден Сенатом в высокой должности советника таможенных дел Петербургской Казенной палаты.

Радищев был разносторонним человеком. В свободное от рабо­ты время Александр Николаевич посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочине­ния, одно из которых — «Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Табриэля де Мабли — снабдил следующим примечанием: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Никто из его друзей или современников не решился бы высказать такую крайнюю мысль. Очевидно, в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, зрели гениальные мысли, которым суждено было найти выход в его революционных сочи­нениях: оде «Вольность» и «Путешествии из Петербурга в Москву».

События Крестьянской-войны 1773—1775 гг. сыграли решаю­щую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам, поступавшим в штаб генерал-аншефа Я. А. Брюса, автор «Путешествия» признал законо­мерной и справедливой ту борьбу, которую самоотверженно вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы. Однако писатель понял, что восставшие неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизован­ности. Восстание Пугачева он рассматривал как акт народного

Подпись: 1 В научной литературе существует и другая точка зрения: исследовате¬ли жизни и творчества А. Н. Радищева — Г. П. Макогоненко, Л. В. Крестова, А. Г. Татаринцев считают, что «Отрывок» принадлежит перу Н. И. Но¬викова,
мщения угнетателям. «Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз», — писал автор «Путешествия» в главе «Хотилов». Пугачева писатель называл «грубым самозванцем»: республиканцу Радищеву, ярому противнику царизма, претил на­ивный монархизм вождя восставших крестьян.

 

Назад       Далее

 

 
« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева II Версия для печати

Ученый философ на троне, Екатерина II оказалась ярой крепост­ницей, «казанской помещицей», как она сама себя называла. Однако в первое десятилетие своего царствования (до 1773 г., т. е. до начала Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева) Екатерина II еще носила маску просвещенной госуда­рыни и играла в либерализм, рассуждая, что России нужны «со­

Подпись: 1	Шешковский — чиновник тайной экспедиции, известный своей жесто¬костью.
вершенные законы», которые «по велению разума» смогут изменить жизнь в интересах народа.

Крестьянская война 1773—1775 гг. под руководством донско­го казака Емельяна Ивановича Пугачева потрясла до основания абсолютистское государство и крепостнический строй. Это сти­хийное восстание, последнее и самое крупное в истории России, проходило на большой территории от Оренбурга до Казани, от Зауралья до Дона, включая бассейны рек Урала, средней и ниж­ней Волги. Почти полтора года десятки тысяч крестьян, работных людей, казаков, солдат — русских и нерусских национальностей: башкир, казахов, калмыков, марийцев, мордвы, татар, удмуртов, чувашей — с оружием в руках сражались за свою свободу, на­нося чувствительные удары регулярным царским войскам, сжи­гая крепости, заводы, усадьбы помещиков, расстреливая и вешая своих мучителей, классовых врагов. Но силы были неравными. Восставшие не смогли сокрушить мощный государственный ап­парат крепостников и победить регулярную армию. Наивно-монархические иллюзии патриархального крестьянства, солдат, казаков, работных людей нашли выражение в крестьянско-казацкой утопической программе справедливого «мужицкого цар­ства» с царем-казаком во главе. В этом сказалась политическая незрелость восставших.

Однако восстание Пугачева сыграло огромную роль в формиро­вании классового самосознания крестьянства и в воспитании пере­довой дворянской интеллигенции в революционном духе. Эта стихийная народная война поколебала многовековые представле­ния трудового народа о незыблемости и законности самодержавных и крепостнических порядков в России. От нее тянется прямая нить к Александру Николаевичу Радищеву, к освободительному дви­жению русского народа в XIX в.

После подавления восстания и казни Емельяна Пугачева по­литика правительства Екатерины II стала еще более жестокой. А. С. Пушкин писал: «Екатерина уничтожила звание (справедли­вее, название) рабства, а раздарила около миллиона государствен­ных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила воль­ную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распро­странивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского1 в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин[4] умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычай­ная его известность»[5] .

В это темное царство, полное мучений, нужды, страданий, людского горя и глухого недовольства, неожиданно ворвался луч яркого солнечного света: русские люди узнали о том, что во Фран­ции произошла революция. 14 июля 1789 г. вооруженный восстав­ший народ взял штурмом королевскую тюрьму Бастилию. 22 сентября 1792 г. Конвент объявил короля Людовика XVI низло­женным и провозгласил Республику.

Остатки феодального строя и крепостничества во Франции были окончательно уничтожены. 21 января 1793 г. революционный на­род казнил короля Людовика XVI.

Вот как пишет советский исследователь Г. П. Шторм об от­кликах на эти события в России: «Революция во Франции совер­шилась, и королевская власть уничтожена», — опережая собы­тия, сообщил 19 июля 1789 г. президенту Коллегии иностранных дел И. А. Остерману русский посланник в Париже И. М. Симолин.

Его донесение о взятии Бастилии достигло Петербурга спустя неделю. По словам современника, иностранца Сегюра, весть эта с восторгом была встречена в столице купцами, мещанами и «неко­торыми молодыми людьми из более высоких слоев общества», хотя, казалось бы, им не было никакого дела до этой парижской тюрь­мы.

С этого дня почти на протяжении года, предшествовавшего аресту Радищева, события во Франции не переставали волновать русское общество, заполняя страницы столичных газет.

Осенью 1789 г. «С.-Петербургские ведомости» опубликовали историческое решение Национального собрания Франции о «со­вершенном уничтожении всякого рабства, всякого действитель­ного личного холопства в помещичьих правах».

Спустя несколько дней в «Московских ведомостях» появился перевод «Декларации прав человека и гражданина», а в Петербургских книжных лавках началась открытая продажа французских революционных изданий — памфлетов и листков»1.

В России было неспокойно. Народ находился в брожении. Стра­на была похожа на растревоженный улей, все говорили о фран­цузской революции. С первых же дней революции во Франции Екатерина II стала со страхом говорить «об ужасах царства на­рода... царства самого ужасного из тиранов — царства черни». Ее тревожило, как бы «эта французская мода не превратилась в эпидемию» и не перенеслась бы в Россию, где восставший народ мог бы напомнить времена «маркиза» Пугачева.

Начались преследования свободолюбивых и прогрессивно мыс­лящих людей в России. Среди них находился и А. Н. Радищев, -который поднял голос в защиту многомиллионных масс крестьян­ства, издав в собственной типографии в мае 1790 г. свою книгуПодпись: 1 Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.— Поли. собр. соч., в 3-х т. М — Л., 1938, т. 1, с. 317. В дальнейшем все цитаты из «Путе¬шествия» приводятся по этому, наиболее авторитетному изданию с сохра¬нением почти всей орфографии и пунктуации подлинного радищевского текста. В основу данного академического издания была полошена первая публикация «Путешествия» 1790 года.  Основные издания «Путешествия из Петербурга в Москву» перечисле¬ны в «Приложении» к этой книге, см. с. 95.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Смелая, пламенная речь патриота призывным набатом зазвучала тогда в России, она нашла отклик в сердцах многих людей. «Назовем блаженною страною, — обращался Радищев к своим современникам, — где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного про­питания, ни собственного от зноя и мраза укрова»[6] . «Но кто между нами оковы носит, кто ощущает тяготу неволи? — вопрошает первенец свободы. — Земледелец! кормилец нашея тощеты, насытитель нашего глада; тот кто дает нам здравие, кто житие наше продолжает, не имея права распоряжати ни тем, что обрабатыва­ет, ни тем, что производит. Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ея?.. У нас, тот кто естественное имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чуждую, зрит пропитание свое зависящее от власти другаго! Просвещенным вашим разумам, истины сии не могут быть непо­нятны, но деяния ваши, в исполнении сих истин, препинаемы, сказали уже мы, предрассуждением и корыстию. Неужели серд­ца ваши, любовию человечества полные, предпочтут корысть чув­ствованиям, сердце услаждающим? — обращается Радищев к сво­им современникам, гражданам России, а не жалким подданным императрицы. — Но какая в том корысть ваша? Может ли госу­дарство, где две трети граждан лишены гражданскаго звания, и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в Рос­сии? Ненасытец кровей один скажет, что он блажен, ибо не имеет понятия о лучшем состоянии», — клеймит Радищев помещиков. Бросать в лицо «власть предержащим» справедливые обвинения — это мужество. Еще большее мужество — разговор об этом в книге. Ведь писатель восставал не против «колосса на глиняных ногах», а против мощного самодержавно-бюрократического государства.

Как только «крамольная книга» без имени ее автора попала на стол Екатерины II, привыкшая к раболепию, лести, всеобщему поклонению, императрица не могла прийти в себя от гнева и ис­пуга. В правдивых строках «Путешествия» ей почудился грозный призрак Пугачева. «Говорено о книге «Путешествие из Петербур­га в Москву». Тут рассеивание заразы французской: отвращение от начальства; ... открывается подозрение на Радищева, — за­писывал в своем дневнике А. В. Храповицкий, личный секретарь Екатерины II. — Сказывать изволила, что он бунтовщик хуже Пугачева». Вскоре Радищев был схвачен, посажен в Петропавлов­скую крепость, осужден на смерть.

Жизнь - подвиг. Творческая история произведения

«Одержимый стремлением всегда, даже и без вызова, говорить правду или, лучше сказать, писать правду», как говорил о писа­теле один из секретарей иностранного посольства в Петербурге, Радищев полагал, что его борьба за правду есть лучший способ служения отечеству. «Человек, человек потребен для ношения имени сына отечества!» — заявил первенец свободы в 1789 г., уже закончив работу над «Путешествием из Петербурга в Москву»[7] . Говоря же о тех, кто не достоин называться сыновьями отечества, писатель вспоминает в своем произведении «Беседа о том, что есть сын Отечества» нескольких персонажей, хорошо известных чита­телям сатирических журналов: злодея, притеснителя, завоевателя, гордеца, обманщика, лентяя, чревоугодника, щеголя. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся недо­стойны украшаться сим именем»2, — заявляет Радищев. Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «Истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора «Путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворен­ные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием, служением своему народу. Написав «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев поступил именно как истинный сын отече­ства. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых бы­ли отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.

Страстное обличение самодержавия и крепостничества не мог­ло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Не мог остаться без­наказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлет­воряя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор «Путешествия» отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того, чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышев­ский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни.

К мужественному решению первенец свободы пришел не сра­зу. Без тени сожаления вспоминая о принятом решении, автор «Путешествия» писал, обращаясь к своим детям в трак­тате «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «...нужны об­стоятельства, нужно их поборствие, а без того Иоган Гус изды­хает во пламени, Галилей влечется в темницу, друг ваш в Илимск заточается».

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Сте­пановна Аргамакова происходила из дворян. Александр был стар­шим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении от­ца Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В летнее время мальчик вместе с родителями иногда выезжал в село Верх­нее Аблязово Саратовской губернии, где отец Радищева, богатый помещик, владел имением с 2 тысячами душ крепостных крестьян. В собственности Афанасия Радищева находились еще 17 деревень с крестьянами в разных губерниях России. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, но немало слышал расска­зов о жестоких соседях-помещиках, среди которых ему запом­нился некто Зубов: последний кормил своих крепостных, как скот, из общих корыт, а за малейшую провинность безжалостно сек. О гуманности Радищевых и их сочувствии крестьянам в их борьбе за свободу свидетельствует следующий факт: когда кре­стьянская война под руководством Емельяна Пугачева докатилась до Верхнего Аблязова, старый Радищев вооружил своих дворо­вых людей, а сам ушел в лес; своих же четырех детей Николай Афа­насьевич «роздал по мужикам». «Мужики так его любили, — рас­сказывает сын писателя Павел, — что не выдали, а жены их ма­рали маленьким господам лица сажею, бояся, чтобы бунтовщики не догадались по белизне и нежности их лиц, что это не крестьян­ские дети, обыкновенно замаранные и неопрятные. Ни один из тысячи душ не подумал донести на него...»[8] .

 

Назад       Далее

 

 
« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева I Версия для печати

Время создания «Путешествия из Петербурга в Москву»

В 1914 г. в статье «О национальной гордости великороссов» В. И. Ленин писал: «Нам больнее всего видеть и чувствовать, ка­ким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу пре­красную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гор­димся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабри­стов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную пар­тию масс, что великорусский мужик начал в то же время стано­виться демократом, начал свергать попа и помещика»[1] .

Большая часть жизни Александра Николаевича Радищева (1749—1802), первого русского революционера из дворян, чье имя неразрывно связано с русской литературой и началом осво­бодительного движения в России, приходится на годы царствова­ния императрицы Екатерины П. Это было время расцвета абсо­лютизма в стране. «Недаром дворяне назвали время царствования Екатерины II «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Однако ни указы царского пра­вительства, ни усилия самих дворян не могли остановить разложе­ния феодально-крепостнического хозяйства и развития в его нед­рах новых, капиталистических отношений. Они все более под­тачивали феодальный строй Гибель его была неизбежной» (История СССР, с. 243).

В. И. Ленин разоблачал просвещенный абсолютизм, являю­щийся той формой государственной власти, когда цари «то заигры­вали с либерализмом, то являлись палачами Радищевых и «спу­скали» на верноподданных Аракчеевых...»[2] .

Первые семена европейского просвещения, посеянные Петром Первым, дали всходы уже в царствование его дочери Елизаветы (1741—1761). При ней творили Ломоносов, Тредиаковский, Су­мароков, сблизившие русскую литературу с европейскими лите­ратурами. При Екатерине II влияние французского просвещения в русском обществе упрочилось. Желая прослыть «северной Минервой», покровительницей наук и искусств, Екатерина собственным примером пыталась ободрить и поощрить своих подданных к лите­ратурным занятиям, сама сочиняла драмы, сказки, повести, сотрудничала в литературном журнале «Всякая всячина», занима­лась писанием истории России. Вскоре появилось несколько жур­налов, в том числе сатирических («Трутень», «Пустомеля», «Живо­писец», «Кошелек»). На авансцену литературы выступили-многие интересные и самобытные писатели и поэты: В. И. Майков, М. М. Херасков, Ф. А. Эмин, В. И. Лукин, М. Д. Чулков, М. И. По­пов, В. П. Петров, М. Н. Муравьев, Ю. А. Нелединский-Мелец­кий, Н. А. Львов, И, Ф. Богданович, И. И. Хемницер, Д. И. Фон­визин, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев, В. В. Капнист, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и др. Зародиласьи национальная истори­ография (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Одним словом, это время стало временем значительного культурного подъема, расцвета русской литературы.

При Екатерине II русское государство укрепилось, повысил­ся его международный престиж. С другой стороны, положение парода в стране было чрезвычайно тяжелым. Рост товарного про­изводства и развитие капиталистических мануфактур на наемном труде привели к тому, что эксплуатация крепостного крестьянства помещиками стала осуществляться в основном в форме денежного оброка; впрочем, в отсталых сельскохозяйственных районах при­менялась и барщина. Размеры оброка и барщины во второй по­ловине XVIII в. выросли в 2—3 раза; например, если денежный оброк в 1760 г. составлял 2—3 рубля с человека, то в 1780-е гг. он возрос до 5—10 рублей. А в тех местах, где применялась только барщина, помещики требовали с крестьян по четыре, а то и по пяти рабочих дней в неделю; если же в страдную пору — во время сенокоса — стояла хорошая погода, то некоторые помещики за­ставляли своих крестьян работать на себя всю неделю целиком. Натуральные повинности, лежавшие на крестьянах, обычно со­путствовали денежному оброку и сводились к поставке помещику столовых припасов (мяса, масла, яиц, овощей, фруктов и т. п.), продуктов домашних промыслов (холста, пряжи, металлических и деревянных изделий и т. п.). Тяжелой обязанностью крестьян была повинность по перевозке на подводах помещичьей сельско­хозяйственной продукции в дворянские усадьбы и в города на рынок. Увеличение денежного оброка привело к тому, что поме­щики все чаще и чаще отпускали крестьян на заработки в город. А внутри сельского населения постепенно складывался немного­численный слой зажиточных крестьян, которые скупали земли, вели торговлю, устраивали промышленные предприятия, осно­ванные на наемном труде.

Основные производители материальных благ в стране — кре­стьяне— оставались политически абсолютно бесправными. Соглас­но «Уложению» царя Алексея Михайловича (1649 г.) владелец мог продать, сменять своего крестьянина. Продажа крестьян без земли в это время вошла в обычай. В газетах нередко печатались такие объявления: «Продается лет тридцати девка и молодая гне­дая лошадь. Их можно видеть в доме губернского секретаря»; или «Продается мужской портной, повар и башмачник; там же венской прочной работы коляска и верховая лошадь»; или «Про­дается малосольная осетрина, семь сивых меринов и муж с женой». Иногда крепостных выводили целыми толпами на рынок, как ло­шадей на конный базар. Один сельский священник Петровского уезда Саратовской губернии в своих «Записках» передает рассказ старого крестьянина: «Бывало, говорит, наша барыня отберет парней да девок человек тридцать. Мы посажаем их на тройки, да и повезем на Урюпиискую ярмарку продавать. Я был в кучерах. Сделаем там, на ярмарке, палатку, да и продаем их ... Каждый год мы возили. Уж сколько вою бывало на селе, когда начнет ба­рыня собираться в Урюпино». «Всем известно, — продолжает тот же рассказчик, — что помещики-псари на одну собаку меняли сотню людей. Бывали случаи, что за борзую отдавали деревни крестьян». «Правда, что бывают и такие негодяи, — рассказывает в своих воспоминаниях венгерский путешественник Савва Текели, — которые ставят на карту своего крепостного и проигры­вают его».

Екатерина II в первые годы своего царствования сделала кре­постническое законодательство еще более жестоким. Указ от 13 декабря 1760 г. о праве помещиков ссылать крепостных в Сибирь был подтвержден Указом от 17 января 1765 г. — «О приеме Адми­ралтейской коллегией присылаемых от помещиков для смирения крепостных людей и об употреблении их в тяжелую работу». Судьба крепостного человека целиком зависела от воли его госпо­дина. Помещик сам назначал меру наказания, применяя цепи, пал­ки, плети, рогатки, розги. Ни о каком подобии правосудия не могло быть и речи. Разгул крепостников достиг крайних пределов. Рассказывают, что помещик Ефимов, завзятый охотник и боль­шой любитель собак, велел жене своего дворового выкармливать грудью двух щенят. Муж этой женщины не вынес такого издева­тельства и утопил барских щенят в реке. Тогда помещик прика­зал схватить крепостного и поджаривать ему ноги на раскаленных угольях.

Крепостные генеральши Толстой послали к ней своего хо­дока просить о снижении им размера оброка. Генеральша велела обрить ходоку голову и бороду, надеть ему на шею железную ро­гатку с заклепами, «дабы ему не иметь покою», и заставила кре­стьянина с этой рогаткой работать на кирпичном заводе.

Другой помещик отдал свою крепостную девушку мастерице учиться плести кружева. Когда она вернулась в имение, то ее стали принуждать работать сверх силы, чуть ли не целыми сут­ками: «просиживать каждый вечер по две свечи». Семнадцатилет­няя девушка не выдержала и убежала к мастерице в Москву. Полиция ее отыскала и вернула законному владельцу. Помещик приказал заковать свою жертву в железо, приковать к стулу и заставил плести кружева. Через несколько дней ее освободили по просьбе священника. Тогда девушка опять убежала. Ее отыска­ли, наглухо заклепали в кандалы, надели рогатку и заставили работать. Девушка наложила на себя руки, но не успела совсем перерезать себе горло и промучилась целый месяц. Зверь-помещик и тогда не снял с умирающей кандалов. Так ее и похоронили за­кованную в железо. Господин же остался безнаказанным.

Необразованные и грубые помещики и помещицы не знали ме­ры в своих издевательствах над крестьянами. Иногда они истя­зали своих крепостных просто так, ради забавы. Так, одна туль­ская помещица любила есть щи с бараниной, и когда ела эти щи, то приказывала сечь перед собой варившую их кухарку.

Знаменитая своими жестокостями московская помещица Салтычиха — Дарья Салтыкова — в течение шести лет зверски тира­нила и истязала своих крепостных, преимущественно женщин. Салтыкова отправила в могилу 140 человек. Она била их скалкой, поленьями, утюгом, жгла им на голове волосы и т. п. Дворового Хрисанфа Андреева помещица сама била кучерским кнутом, по­том велела его бить своему конюху, затем выставила его разде­того на мороз и продержала всю ночь, на другой день опять била его палкой, жгла уши раскаленными щипцами, лила на голову горячую воду, пока несчастный не упал. После этих истязаний Салтычиха отправила Хрисанфа в свое подмосковное имение, но по дороге он умер. Салтыкову обвинили в убийстве 75 человек. Доведенные до крайности издевательствами помещиков, крестьяне со всех концов страны направляли в столицу челобитчиков и хо­доков с целью добиться справедливости. Так было и в случае с Салтычихой. Летом 1762 г. ее дворовые Мартынов и Ильин суме­ли подать челобитную на свою госпожу императрице. В декабре 1762 г. сорок крестьян Салтычихи подали Екатерине II повторную жалобу. Сенаторы приказали бить ходоков плетьми с барабанным боем за то, что те осмелились, несмотря на запрещение, утруждать императрицу жалобой. Жестокости Салтычихи, впрочем, были настолько вопиющи, необычны даже для царской России, что Се­нат был вынужден ее судить. Дело разбиралось в течение шести лет. Наконец суд приговорил преступницу к наказанию кнутом и ссылке на каторжные работы. Но Екатерина милостиво изменила приговор: Салтыкову лишили дворянского звания, продержали ее один час у позорного столба, а затем надели оковы и отвезли в один из женских монастырей.

При таких порядках у крестьян не оставалось иных средств,; кроме бегства или расправы со злодеями-помещиками.

«Жестокую деятельность деспотизма под личиной кротости и терпимости» являет собой Указ Екатерины II от 28 сентября 1769 г. «Об отправлении из Казани в Нерчинск колодников за обыватель­ским конвоем под присмотром воинских людей или с теми коман­дами, кои приводить их будут». Уже к 1772 г. в Енисейской и То­больской провинциях находилось свыше двадцати тысяч крепост­ных, сосланных туда помещиками.

Императрица не только усилила власть помещиков над кре­стьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она с первого же дня своего царствования стала разда­вать дворянам казенные земли и государственных крестьян. Бла­годаря такой щедрости в ее царствование в России появилось мно­жество новых помещиков. Это было настоящее расхищение обще­народного достояния. Тотчас после дворцового переворота Ека­терина II поспешила назначить награды своим сообщникам: графам Разумовскому и Панину, князю Волконскому — ежегод­ная пенсия в 35 тыс. рублей каждому, генералу Вадковскому — 800 душ крепостных крестьян, братьям Григорию и Алексею Орло­вым (впоследствии графам) — по 800 душ, капитану Пассеку — 160 тыс. рублей, поручику Протасову — 800 душ, поручикам Барятинскому, Черткову и капитану Федору Орлову — по 800 душ, князю Голицыну — 160 тыс. рублей и т. д. (далее в списке перечисляется еще 38 лиц). Русскими историками было подсчита­но, что за все ее долгое царствование Екатерина раздала дворя­нам 800 тысяч государственных крестьян вместе с землями.

А. С. Пушкин справедливо замечал: «Екатерина знала плут­ни и грабежи своих ... (придворных. — Ю. Б.), но молчала. Ободренные таковою слабостию, они не знали меры своему коры­столюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностию пользовались кратким его царствованием. Отселе про­изошли сии огромные имения вовсе неизвестных фамилий и со­вершенное отсутствие чести и честности в высшем классе народа. От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно. Таким образом развратная государыня развратила свое государство»[3] . Пример расточительства показывала сама «северная Минерва». Бесконечные балы, на которых в десятках комнат дворца толпилось до 8000 масок, приемы, торжественные церемонии с чтениями пышных речей, од и гимнов, празднования с фейерверком, пушечной стрельбой и иллюминацией, с театраль­ными представлениями и уличными шествиями, парадами войск и т. п. — все это стоило государственной казне немало денег.

А обеспечивать все и расплачиваться за все должны были все те же производители материальных благ России — прежде всего крепостные крестьяне.

 

Назад       Далее

 

 
<< В начало < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > В конец >>

Всего 208 - 216 из 473
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены